СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа профессионального модуля пм 01. осуществление технического обслуживания и ремонта дорожных и строительных машин (по видам)

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПРОГРАММа ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

ПМ 01. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА ДОРОЖНЫХ И СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН (ПО ВИДАМ)

Просмотр содержимого документа
«Программа профессионального модуля пм 01. осуществление технического обслуживания и ремонта дорожных и строительных машин (по видам)»

Приложение 28







ПРОГРАММа ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ


ПМ 01. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА ДОРОЖНЫХ И СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН (ПО ВИДАМ)

название программы модуля





















-2021-



Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии

23.01.06 Машинист дорожных и строительных машин

код наименование профессии (специальности)


Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Саха (Якутия) « Сангарский многопрофильный лицей», Республика Саха (Якутия), Кобяйский район, п.Сангар, ул.Горбунова 22, тел./факс (41163) 21401


Разработчики:


А.Н.Гордиенко, мастер производственного обучения, преподаватель

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность,







Программа рассмотрена и рекомендована методическим советом Сангарского лицея


Протокол №3 от «15» июня 2021 года.





Методист ______________/М.А.Журавлева





















СОДЕРЖАНИЕ



1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Стр.



4

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

5


3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля



6


4. условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ


15


5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)


19



1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

ПМ.01 Осуществление технического обслуживания и ремонта дорожных и строительных машин (по видам)

    1. Область применения программы

Рабочая программа профессионального модуля является частью основной профессиональной образовательной программы по программе подготовки квалифицированных рабочих в соответствии с ФГОС по профессии СПО 23.01.06 Машинист дорожных и строительных машин, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «2» августа 2013г. № 695, квалификация: тракторист, машинист бульдозера, в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД):

Осуществление технического обслуживания и ремонта дорожных и строительных машин (по видам) и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):


  • ПК 1.1. Проверять техническое состояние дорожных и строительных машин

  • ПК 1.2. Осуществлять монтаж и демонтаж рабочего оборудования

Рабочая программа профессионального модуля может быть использована в профессиональном обучении (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессии Машинист дорожных и строительных машин.

1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:

  • разборки узлов и агрегатов дорожно-строительных машин и тракторов, подготовки их к ремонту;

  • обнаружения и устранения неисправностей;

уметь:

  • выполнять основные операции технологического осмотра

  • выполнять работы по разборке и сборке отдельных сборочных единиц и рабочих механизмов;

  • применять ручной и механизированный инструмент;

  • снимать и устанавливать несложную осветительную арматуру;

знать:

  • назначение, устройство и принцип работы дорожно-строительных машин;

  • систему технического обслуживания и ремонта дорожных и строительных машин;

  • способы выполнения и устранения неисправностей;

  • технологию выполнения ремонтных работ, устройство и требования безопасного пользования ручным и механизированным инструментом;

  • эксплуатационную и техническую документацию.


1.3. Количество часов на освоение программы профессионального модуля:

Максимальная учебная нагрузка (с учетом практик) – 1234, в том числе:

обязательная учебная нагрузка – 1122, в том числе:

МДК 01.01. Устройство, техническое обслуживание и текущий ремонт дорожных и строительных машин – 222 часа

консультация – 1 час

учебная практика – 756 часов

производственная практика – 144 часа.

самостоятельная работа обучающегося – 111 часов.



  1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ



В результате освоения профессионального модуля студент должен освоить основной вид профессиональной деятельности:

  • осуществление технического обслуживания и ремонта дорожных и строительных машин (по видам), и соответствующие ему

профессиональные (ПК) и общие (ОК) компетенции.

Код

Наименование результата обучения

ПК 1.1.

Проверять техническое состояние дорожных и строительных машин

ПК 1.2.

Осуществлять монтаж и демонтаж рабочего оборудования

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3.

Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести

ответственность за результаты своей работы.

ОК 4.

Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии

в профессиональной деятельности.

ОК 6.

Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7.

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением

полученных профессиональных знаний (для юношей).





3. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание профессионального модуля

3.1. Тематический план профессионального модуля

Коды профессиональных компетенций

Наименования разделов профессионального модуля

Всего часов


Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)

Практика


Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося

Самостоятельная работа обучающегося,

часов

Учебная,

часов

Производственная,

часов



Всего,

часов

в т.ч. Лабораторные занятия и практические занятия,

часов


1

2

3

4

5

6

7

8


ПК 1.1 – ПК 1.2.

МДК.01.01 Устройство, техническое обслуживание и текущий ремонт дорожных и строительных машин


334



222


60

111




УП 01.01 Обслуживание строительных и дорожных машин

756



756



ПП 01.01 Обслуживание строительных и дорожных машин

144





144



Всего:

1234

222

60

111

756

144


126

180



3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)

Наименование разделов профессионального модуля (ПМ),

междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа

Объем часов


1

2

3


ПМ .01 Осуществление технического обслуживания и ремонта дорожных и строительных машин (по видам)



МДК 01. 01. Устройство, техническое обслуживание и текущий ремонт дорожных и строительных машин



Раздел 1. Устройство, подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования.

96(64+28СРС+

4 ИП)


Тема 1.1. Двигатель внутреннего сгорания

Содержание учебного материала.



1

Назначение, классификация, общее устройство ДВС. Основные параметры работы ДВС.

2





2

2

Рабочий цикл двигателя. Действительные процессы ДВС.

2

3

Назначение, устройство, принцип действия кривошипно-шатунного механизма

2

4

Назначение, классификация, устройство, принцип действия газораспределительного механизма.

2

5

Назначение, классификация, устройство и принцип действия жидкостной системы охлаждения.

2

6

Назначение, классификация, устройство и принцип действия системы смазки ДВС.

2

7

Виды, общее устройство и принцип действия систем впрыска топлива.

2

8

Устройство и принцип действия системы питания дизельного двигателя. ТНВД.

2

Практические занятия



1

Соотнесение схем с устройством кривошипно-шатунного и газораспределительного механизма

2


2

Соотнесение схем с устройством охлождающей и смазочной системы.

2

3

Соотнесение схем с устройством системы питания дизельного двигателя.

2

Лабораторные занятия



1

Механизмы ДВС.

2


2

Системы охлаждения и смазки ДВС.

2

3

Система впуска и выпуска ДВС.

2

Самостоятельная работа:

Подготовка отчётов по практическим работам

14

3

Тема 1.2. Электрооборудование, шасси.


Содержание учебного материала.



1

Назначение, устройство и принцип действия АККБ, генератора переменного тока.

2

2

Назначение и классификация, устройство и принцип действия систем зажигания. Стартер.

2









2

3

Назначение, устройство, схемы трансмиссии. Назначение каждого из агрегатов. Устройство, принцип действия сцепления.

2

4

Назначение, типы коробок передач. Устройство коробок передач, раздаточной коробки.

2

5

Назначение, устройство и принцип действия карданной передачи.

2

6

Назначение, устройство, принцип действия главной передачи, дифференциала.

2

7

Назначение, общее устройство ходовой части.

2

8

Назначение, типы колес автомобиля. Устройство различных типов колес. Назначение, классификация, устройство автомобильных шин. Свойства и маркировка шин.

2

9

Назначение, классификация, устройство различных типов рулевого привода.

2

10

Назначение, устройство и принцип действия рулевых механизмов.

2

11

Устройство и принцип действия дисковых и барабанных колесных тормозных механизмов.

2

12

Назначение, устройство гидравлического, пневматического привода тормозных механизмов.

2

13

Движитель

2

Практические занятия



1

Соотнесение схем с устройством ходовой части.

2


2

Соотнесение схем с устройством сцепления и коробки передач.

2

Лабораторные занятия



1

Механизмы трансмиссии

2


2

Коробка передач и гидромуфта

2

3

Гидравлические насосы

2

Самостоятельная работа:

Подготовка отчётов по практическим и лабораторным работам

В том числе индивидуальный проект 4 часа

14+4ИП

3

Раздел 2 Классификация и устройство ДСМ

128 (88+36 СРС

+8 ИП)


Тема 2.1.Конструкция и устройство машин

Содержание учебного материала.



1

Общие сведения о дорожно-строительных машинах. Назначение, классификация, индексация, основные параметры и технические характеристики. Бульдозеры. Скреперы. Одноковшовые экскаваторы. Роторные экскаваторы.

2












2

2

Самоходные катки. Полуприцепные катки. Уплотняющие и планировочно-уплотняющие машины. Передвижные компрессоры. Трубоукладчики. Базовые машины и ходовые устройства. Силовое оборудование и система управления. Привод и силовые установки. Силовые передачи.

2

3

Трансмиссии. Механизмы управления базовыми машинами и ходовыми устройствами. Системы и аппаратура управления приводами рабочего оборудования и рабочих органов. Электрооборудование.

2

4

Устройство бульдозеров. Составные части и сборочные единицы. Принцип действия и рабочий цикл. Рабочее оборудование. Бульдозерное оборудование с неповоротным отвалом. бульдозерное оборудование с поворотным отвалом.

2

5

Режущие ножи бульдозера. Бульдозерно-погрузочное оборудование. Рыхлительное оборудование. Привод рабочего оборудования. Рабочее место машиниста и механизмы управления.

2

6

Устройство скреперов. Составные части и сборочные единицы, принцип работы скреперов. Скреперное оборудование. Привод скреперного оборудования. Рабочее место машиниста и органы управления.

2

7

Устройство одноковшового экскаватора. Общее устройство и рабочий процесс одноковшовых строительных экскаваторов. Рабочее оборудование. Обратная лопата. Прямая лопат. Погрузочное оборудование. Грейфер. Оборудование для рыхления грунтов.

2

8

Силовое гидравлическое оборудование. Общее сведения о насосах и гидродвигателях экскаватора. Гидроцилиндры экскаватора. Система и аппаратура управления. Общие сведения. Клапанная аппаратура. Распределительные устройства. Вспомогательное гидрооборудование экскаватора. Схемы гидравлических приводов экскаватора.

2

9

Механизмы экскаватора. Механизмы поворота рабочего оборудования и платформы. Опорно-двигательное устройство. Механизмы передвижения. Особенности устройства экскаваторов с механическим приводом.

2

10

Кинематические схемы экскаватора. Главная муфта. Лебедки. Механизмы реверса и поворота. Механизмы передвижения и ходовые устройства. Системы управления рабочими механизмами.

2

11

Устройство роторных экскаваторов. Основные сведения о составных частях и сборочных единицах роторных экскаваторов. Рабочее оборудование. Ротор. Конвейер. Гусеничное ходовое устройство и трансмиссия. Аппараты гидропривода и органы управления.

2

12

Устройство самоходных катков с гладкими вальцами. Принцип действия и общее устройство самоходных катков с гладкими вальцами.

2

13

Устройство самоходных статических катков с гладкими вальцами. Общая характеристика конструкций катков. Устройство катков с механическим приводом хода.

2

Практическая работа.



1

Навесное оборудование бульдозера.

2


2

Навесное оборудование экскаватора.

2

Лабораторные занятия.



1

Изучение кинематических схем навесного оборудования и гидравлических систем.

3


Самостоятельная работа:

Подготовка отчётов по практическим и лабораторным работам

В том числе индивидуальный проект 4 часа

12+4ИП


Тема 2.2. Устройство и работа ДСМ.

Содержание учебного материала.



1

Устройство катков с гидравлическим приводом хода. Устройство самоходных вибрационных катков с гладкими вальцами. Общая характеристика конструкций вибрационных катков. Вибрационные катки одновальцовые и со сдвоенными вальцами.

2


2

Двуцвальцовые двухосные вибрационные катки. Рабочее место машиниста. Система управления и электрооборудование вибрационных катков.

2


3

Устройство самоходных катков на пневматических шинах. Комбинированные самоходные катки. Самоходные катки на пневматических шинах. Пневматические катки с гидромотор-колесами.

2


4

Устройство полуприцепных катков. Особенности конструкций. Устройство и работа составных частей полуприцепных катков с хоботообразным дышлом.

2


5

Устройство уплотняющих и планировочно-уплотняющих машин. Устройство уплотняющих машин. Общая характеристика исполнений уплотняющих машин.

2


6

Устройство уплотняющих трамбовочных машин. Устройство уплотняющих вибрационных машин. Устройство планировочно-уплотняющих машин.

2


7

Устройство передвижных компрессоров двигателем внутреннего сгорания. Принцип действия и общее устройство. Устройство двухступенчатого поршневого компрессора.

2


8

Устройство винтового маслозаполненного компрессора. Привод, ходовое устройство и приборы управления компрессорной станцией.

2


9

Комплекты ручных пневматических инструментов к передвижным компрессорным станциям.

2


10

Устройство трубоукладчиков. Характеристика исполнений трубоукладчиков.

2


11

Обеспечение устойчивости трубоукладчиков. Механизмы подъема груза и изменения вылета стрелы. Грузовая стрела. Грузовой и стреловой полиспасты. Противовесы и механизмы выдвижения.

2


12

Приборы и устройства безопасности. Система управления. Электрооборудование.

2


13

Подготовка машин к эксплуатации. Учет работы машин. Транспортирование и хранение машин.

2


14

Техническое обслуживание и ремонт машин. Организация технического обслуживания и ремонта машин.

2


15

Технология технического обслуживания. Возможные неисправности и способы их устранения.

2


16

Техническая диагностика машин. Очистно-моечные и смазочно - заправочные работы.

2


17

Регулирование сборочных единиц. Основные операции технического обслуживания составных частей и сборочных единиц. Ремонт машин.

2


18

Техника безопасности и охрана окружающей среды. Обязанности обслуживающего персонала по безопасной эксплуатации машин.

2


19

Слесарь по ремонту дорожно-строительных машин и тракторов.

2


20

Организация слесарных работ

2


21

Технологические операции слесаря.

2


22

Безопасность труда т противопожарные мероприятия.

2


Практическая работа.



1

Проведение ежесменного технического обслуживания.

2


2

Разборка и сборка дизельной топливной системы.

2

3

Проведение смазки шарнирных механизмов дорожно-строительных машин.

3

Лабораторные занятия.



1

Изучение кинематических схем гидравлических систем.

2


2

Изучение кинематических схем пневматических систем.

2

Самостоятельная работа:

Подготовка отчётов по практическим работам

В том числе индивидуальный проект 4 часа

24+4 ИП


Раздел 3. Организация технического обслуживания и ремонта подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования в разных условиях эксплуатации.

105 (70+35 СРС)


Тема 3.1.Техническое обслуживание и ремонт ДСМ.

Содержание учебного материала.



1

Качество, надежность, неисправности и отказы машин и оборудования.

2







2

2

Организация технического обслуживания подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования.

2

3

Эксплуатационная документация.

2

4

Общая характеристика работ технического обслуживания машин и оборудования.

2

5

Двигатель и его системы.

2

6

Трансмиссия.

2

7

Механизмы управления.

2

8

Механизмы управления поворотом и тормозами гусеничных машин.

2

9

Ходовая часть машин на пневмоколесном ходу.

2

10

Ходовая часть машин на гусеничном ходу

2

11

Электрооборудование

2

12

Системы зажигания

2

Практическая работа.



1

Заполнение эксплуатационную документацию.

2



2

Проведение диагностики подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования.

2

3

Диагностика электрооборудования.

2

Лабораторные занятия.



1

Изучение электрических схем.

2


2

Расчет и подключение электрических схем.

2

Самостоятельная работа:

Подготовка отчётов по практическим и лабораторным работам

17


Тема 3.2.Ремонт машин, оборудование и деталей.

Содержание учебного материала.



1

Металлоконструкции и дополнительное оборудование.

2







2

2

Организация ремонта подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования

2

3

Общая характеристика процессов ремонта машин и оборудования

2

4

Мойка и очистка сборочных единиц и деталей

2

5

Дефектовочно-комплектовочные работы

2

6

Сборка и испытание машин и оборудования после ремонта

2

7

Способы восстановления деталей машин и оборудования

2

8

Двигатели и его системы

2

9

Трансмиссия

2

10

Механизмы управления

2

11

Ходовая часть машин

2

12

Электрооборудование

2

13

Металлоконструкции и дополнительные оборудование

2

Практическая работа.



1

Дефектовочно-комплектовочные работы

2


2

Мойка и очистка сборочных единиц и деталей

2

3

Сборка и испытание машин и оборудования после ремонта

2

Лабораторные занятия.



1

Изучение кинематических схем гидравлических систем.

2


2

Изучение кинематических схем пневматических систем.

2

Самостоятельная работа:

Подготовка отчётов по практическим и лабораторным работам

18



Консультация

1



ВСЕГО: 334 (222+111 СРС (в том числе 12 ИП)+1 К)


Промежуточная аттестация по МДК в форме экзамена



Учебная практика

Виды работ:

1.Введение

2.ТБ и ПБ при ремонтных работах

3.Подготовка инструмента к работе. Заточка рабочей и ударной части зубила по шаблону.

4.Разметка детали. Рубка металла.

5.Сверление, зенкование и развертывание

6 Комплексное выполнение слесарных работ

7.Ремонт кривошипно-шатунного механизма

8.Ремонт ГРМ

9.Ремонт системы охлаждения системы смазки

10.Обслуживание системы питания дизельных двигателей

11.Подготовка и пуск двигателя.

12. Техническое обслуживание и ремонт муфты сцепления

13.Техническое обслуживание и ремонт коробки передач

14.Техническое обслуживание и ремонт заднего моста

15.Техническое обслуживание и ремонт ходовой части

16.Техническое обслуживание и ремонт рулевого управления колесных тракторов

17.Техническое обслуживание и ремонт тормозной системы

18.Техническое обслуживание и ремонт электрооборудования экскаватора одноковшового

19. Техническое обслуживание и ремонт гидравлического оборудования

20.Техническое обслуживание и ремонт рабочего оборудования экскаватора

21.Техническое обслуживание и ремонт рабочего оборудования бульдозера

756


Промежуточная аттестация по УП в форме дифференцированного зачета



Производственная практика по модулю

Виды работ:

- ознакомление с технологическим оборудованием для технического обслуживания и ремонта экскаватора, бульдозера;

-освоение приемов работы по техническому обслуживанию экскаватора, бульдозера;

-выполнение работ по ЕО. Осмотр и проверка состояния узлов и механизмов двигателя;

-осмотр и проверка состояния механизмов и узлов трансмиссии экскаватора, бульдозера;

-осмотр и проверка состояния агрегатов рабочего оборудования;

-осмотр и проверка состояния агрегатов электрооборудования экскаватора, бульдозера;

-выполнение работ по периодическому (ТО-1, ТО-2, ТО-3) и сезонному техническому обслуживанию экскаватора, бульдозера.

-выполнение крепежных работ агрегатов и узлов экскаватора, бульдозера;

-выполнение регулировочных работ и устранение обнаруженных неисправностей;

-выполнение работ по текущему ремонту отдельных деталей агрегатов и узлов экскаватора одноковшового, бульдозера.

-разборка, ремонт и сборка рабочего оборудования;

-разборка, ремонт и сборка механизма поворота, механизма подъема, механизма хода, гусеничных тележек, радиаторов, фильтров, трубопроводов стрелы ковша, рукоятки, гидроцилиндра, пневмоколесного ходового оборудования, заднего и переднего моста, муфт сцепления, карданных валов, механизма открывания днища ковша согласно технологическим картам.

- выполнение работ по техническому обслуживанию экскаватора одноковшового, бульдозера;

- выявление и устранение неисправностей обнаруженных в процессе работы экскаватора одноковшового, бульдозера.

144


Промежуточная аттестация по ПП Комплексный дифференцированный зачет



Экзамен (квалифицированный)



4. условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ



4.1. Материально – техническое обеспечение

Для реализации программы профессионального модуля должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:

Кабинет:

Конструкции дорожных и строительных машин, оснащенный оборудованием:

  • техническими средствами обучения: экран, проектор, DVD проигрыватель, электронные учебники, компьютер;

  • комплектом деталей, инструментов, приспособлений;

  • комплектом бланков технологической документации;

  • комплектом учебно-методической документации;

  • наглядными пособиями: плакатами; стендами; схемами; справочными таблицами; моделями, макетами.

Слесарная мастерская, оснащенная:

  • Верстак слесарный одноместный с подъемными тисками – 15;

  • Станок сверлильный -1;

  • Станок заточный -1;

  • Станок токарный - 1

  • Набор измерительных инструментов

  • Заготовки для выполнения слесарных работ

  • Альбом плакатов слесарно-сборочные работы


Лаборатория технического обслуживания и ремонта дорожных и строительных машин, оснащенная:

  • Двигатели в сборе;

  • Сборочные единицы кривошипно-шатунного механизма двигателя;

  • Сборочные единицы механизма газораспределения двигателей;

  • Сборочные единицы системы питания двигателей;

  • Сборочные единицы смазочной системы двигателей;

  • Сборочные единицы системы охлаждения двигателей;

  • Силовое гидравлическое оборудование;

  • Аппаратура управления и вспомогательного оборудования;

  • Электрооборудование машин;

  • Трансмиссия;

  • Аппаратура управления и вспомогательное оборудование;

Приспособления, инструменты приборы;

- диапроектор;

- экран для диапроектора;

- СД, ДВД фильмы;

- Инструкционные карты, рабочие тетради;

Оснащенные базы практики. Учебная практика реализуется в мастерских профессиональной образовательной организации. Производственная практика проводится на предприятиях, профиль и деятельность которых соответствует основным видам деятельности, указанным во ФГОС, а именно:

  • осуществление технического обслуживания и ремонта дорожных и строительных машин (по видам).

  • обеспечение производства дорожно-строительных работ (по видам).

4.2. Информационное обеспечение реализации программы

Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемые для использования в образовательном процессе

4.2.1. Печатные издания

  1. Белецкий Б.Ф., Булгакова И.Г. Строительные машины и оборудование. Издательство «Лань». - 2016г.

  2. Раннеев А.В.,Полосин М.Д. Устройство и эксплуатация дорожно-строительных машин. Изд. центр «Академия». - 2016 – 448 с.

  3. Синельников А.Ф.Организация технического обслуживания и ремонта подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования в разных условиях эксплуатации. Изд. центр «Академия». - 2018. -336 с.

  4. Синельников А.Ф. Диагностическое и технологическое оборудование по техническому обеспечению и ремонту подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования: учебник для учреждений СПО.-М.: «Академия». – 2019. - 336 с.

  5. Полосин М.Д., Ронинсон Э.Г. Техническое обслуживание и ремонт дорожных и строительных машин. Академия". Москва. -2017г.

4.2.2.Дополнительные источники:

  1. Гаврилов К.Л. Основы гидропривода дорожно-строительных и сельскохозяйственных машин. Учебное пособие. Санкт-Петербург ДЕАН. 2015 г.

  2. Замышляев В.Ф. Обслуживание и эксплуатация бульдозера. Учебник для НПО. Москва Академия. 2012 г.

  3. Зорин В.А. (ред.). Ремонт дорожных машин, автомобилей и тракторов. Москва Академия. 2016г.

  4. Зорин В.А. (ред.). Технология машиностроения, производство и ремонт подъемно-транспортных, строительных и дорожных машин. Учебник. Москва Академия. 2014г.

  5. Котиков В.М. Ерхов А.В. Тракторы и автомобили. Учебник. Москва Академия. 2017г.

  6. Полосин М. Д., Ронинсон Э.Г. . Машинист дорожных и строительных машин. Москва.2018г.

  7. Полосин М.Д. Машинист бульдозера. Москва. Издательский центр" Академия "2017 г.

  8. Самойлович В.Г. (ред.). Экономика предприятия. Учебник. Москва Академия. 2015г.

  9. Шестопалов К.К. Подъемно-транспортные, строительные и дорожные машины и оборудование. Учебное пособие. Москва Академия. 2018г.

  10. Электронные учебники «Практикум слесаря по ремонту тракторов». Часть 1,2.

  11. Кодекс РФ об административных правонарушениях. № 195- ФЗ, введён в действие 30.12.2001 с изменениями от 24.07.2007. Глава 12, 30, 31.

  12. Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отды­ха водителей автомобилей. Приказ Минтранса РФ от 20.08.2004 № 15.

  13. Постановление Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте».

  14. «Об утверждении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств» (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 № 720).

  15. Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуата­ции и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утв. Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 г. №1090, с изменениями.

  16. ОР-03.100.30-КТН-150-11 Порядок организации огневых, газоопасных и других работ повышенной опасности на взрывопожароопасных и пожароопасных объектах организаций системы «Транснефть» и оформление наряд -допусков на их подготовку и проведения.

  17. РД 03.220.20 - КТН – 060-14. Система управления безопасностью дорожного движения на транспор­те предприятий группы «Транснефть».

  18. РД- 43.020.00- КТН-013- 15 «Система организации работ при эксплуатации транспортных средств и специальной техники организаций системы «Транснефть».

  19. РД-39-00147105-015-98 Правила капитального ремонта магистральных нефтепроводов.

  20. СНиП 12-03-2001. Безопасность труда в строительстве. Часть 1- Госстрой РФ,2001г.

  21. СНиП 12-04-2002. Безопасность труда в строительстве. Часть 2-Госстрой РФ,2002г.

  22. СНиП 2.02.01-93 Основания зданий и сооружений.

  23. СНиП 3.01.01.-85 Организация строительного производства.

  24. СНиП 3.02.01.-87 Земляные сооружения, основания и фундаменты.

  25. ГОСТ 25100-95 Грунты. Классификация.

4.3. Организация образовательного процесса

Освоению программы модуля предшествует изучение общепрофессиональных дисциплин: материаловедение, слесарное дело, электротехника, основы технической механики и гидравлики, в рамках которых учебными программами предусмотрены теоретические занятия для освоения знаний и практические занятия для закреплением полученных теоретических знаний. При проведении практических занятий используются, в том числе, экскурсии на предприятия транспортной и дорожно-строительной сферы.

Формирование и закрепление умений осуществляется в рамках учебной практики согласно учебному плану, после освоения каждого раздела модуля, на базе учебно-производственных мастерских Сангарского лицея.

В процессе обучения студентов основными формами являются: лекции, практические и лабораторные занятия. Тематика практических занятий соответствует содержанию программы профессионального модуля. Для успешного освоения учебной практики профессионального модуля ПМ.01, каждый студент обеспечивается учебно-методическими материалами (тематическими планами практических занятий, учебно-методической литературой). Практические занятия обеспечивают приобретение и закрепление необходимых навыков и умений, формирование профессиональных компетенций, готовность к самостоятельной и индивидуальной работе, принятию ответственных решений в рамках профессиональной компетенции.

Реализация профессионального модуля предполагает учебную практику. Учебная практика по модулю проходит линейно (рассредоточено), одновременно с изучением теоретической части МДК. Учебная практика проходит под руководством мастера производственного обучения.

Теоретические занятия проводятся парами по 2 урока по 45 минут, с 5 –минутным перерывом между уроками и 10-минутными перерывами между парами, по расписанию. Практические занятия могут проводиться сгруппированными парами по 4 академических часа, в зависимости от вида запланированных работ.

Профессиональный модуль осваивается на 1-6 семестрах. По МДК 01.01 предусмотрен экзамен на 6 семестре. На 6 семестре по профессиональному модулю предусмотрен комплексный квалификационный экзамен (с ПМ 02) на получение квалификации машинист бульдозера - тракторист.

Реализация профессионального модуля предполагает обязательную производственную практику, которая проводится концентрировано на производстве, в конце освоения профессионального модуля.

4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса

Реализация ПМ 01 Осуществление технического обслуживания и ремонта дорожных и строительных машин (по видам)» обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее образование, соответствующее профилю преподаваемого модуля. Мастера производственного обучения имеют на 1-2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено ФГОС СПО для выпускников. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального учебного цикла, эти преподаватели и мастера производственного обучения получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.



5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения позволяют проверить у обучающихся сформированность профессиональных компетенций.

Результаты освоения профессиональной компетенции

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ПК 1.1. Проверять техническое состояние дорожных и строительных машин.

- выполнение основных операций технического осмотра;

- применение ручного и механизированного инструмента

- тестирование

- экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях при выполнении работ на учебной и производственной практике

ПК 1.2. Осуществлять монтаж и демонтаж рабочего оборудования

- соблюдение техники безопасности при монтаже и демонтаже рабочего оборудования;

-выполнение работы по разборке и сборке отдельных сборочных единиц и рабочих механизмов;

-установление несложной осветительной арматуры.

- тестирование

- защита практических работ

- зачеты по темам на занятиях учебной практики




Дифференцированный зачет

- экзамен (квалификационный)


Формы и методы контроля и оценки результатов обучения позволяют проверить у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.



Результаты (освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ОК.1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

  • Демонстрация интереса к будущей профессии

  • Участие в профессиональных конкурсах

  • Наблюдение за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

ОК.2 Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

  • Обоснованность выбора и применения методов и способов решения профессиональных задач

  • Организация самостоятельных занятий при изучении профессионального модуля

  • Анализ результатов выполнения выпускной квалификационной работы

  • Экспертное наблюдение и оценка при выполнении работ на учебной и производственной практике

ОК.3 Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

  • Демонстрация эффективности и качества выполнения профессиональных задач

  • Самоанализ и коррекция результатов собственной работы

  • Экспертное наблюдение и оценка при выполнении работ на учебной и производственной практике

ОК.4 Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

  • Нахождение информации с помощью современных информационных технологий

  • Использование найденной информации для эффективного выполнения профессиональных задач

  • Анализ результатов выполнения выпускной квалификационной работы

  • Экспертное наблюдение и оценка при выполнении работ на учебной и производственной практике

ОК.5 Использовать информационно – коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

  • Демонстрация навыков использования информационно – коммуникационных технологий в профессиональной деятельности

  • Анализ результатов выполнения выпускной квалификационной работы

  • Экспертное наблюдение и оценка при выполнении работ на учебной и производственной практике

ОК.6 Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

  • Доброжелательное и адекватное ситуации взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения

  • Успешная работа в учебной бригаде при выполнении производственных заданий

  • Наблюдение за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

ОК.7 Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

  • Демонстрация готовности к исполнению воинской обязанности

  • Активное участие в военно-патриотических мероприятиях

  • Наблюдение за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы










Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего и промежуточной аттестации проводится в соответствии с универсальной шкалой (таблица 3).

Универсальная шкала оценок Таблица 3

Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

балл (отметка)

вербальный аналог

90% -100%

5

отлично

80% - 90%

4

хорошо

70% - 80%

3

удовлетворительно

менее 70%

2

не удовлетворительно



Разработчик:

Мастер п/о Сангарского лицея _________________ А.Н.Гордиенко













3