Приложение 28
ПРОГРАММа ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ 01. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА ДОРОЖНЫХ И СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН (ПО ВИДАМ)
название программы модуля
-2021-
Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии
23.01.06 Машинист дорожных и строительных машин
код наименование профессии (специальности)
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Саха (Якутия) « Сангарский многопрофильный лицей», Республика Саха (Якутия), Кобяйский район, п.Сангар, ул.Горбунова 22, тел./факс (41163) 21401
Разработчики:
А.Н.Гордиенко, мастер производственного обучения, преподаватель
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность,
Программа рассмотрена и рекомендована методическим советом Сангарского лицея
Протокол №3 от «15» июня 2021 года.
Методист ______________/М.А.Журавлева
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | Стр. 4 |
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 5 |
3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля | 6 |
4. условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 15 |
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности) | 19 |
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.01 Осуществление технического обслуживания и ремонта дорожных и строительных машин (по видам)
Область применения программы
Рабочая программа профессионального модуля является частью основной профессиональной образовательной программы по программе подготовки квалифицированных рабочих в соответствии с ФГОС по профессии СПО 23.01.06 Машинист дорожных и строительных машин, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «2» августа 2013г. № 695, квалификация: тракторист, машинист бульдозера, в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД):
Осуществление технического обслуживания и ремонта дорожных и строительных машин (по видам) и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК 1.1. Проверять техническое состояние дорожных и строительных машин
ПК 1.2. Осуществлять монтаж и демонтаж рабочего оборудования
Рабочая программа профессионального модуля может быть использована в профессиональном обучении (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессии Машинист дорожных и строительных машин.
1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
разборки узлов и агрегатов дорожно-строительных машин и тракторов, подготовки их к ремонту;
обнаружения и устранения неисправностей;
уметь:
выполнять работы по разборке и сборке отдельных сборочных единиц и рабочих механизмов;
применять ручной и механизированный инструмент;
снимать и устанавливать несложную осветительную арматуру;
знать:
назначение, устройство и принцип работы дорожно-строительных машин;
систему технического обслуживания и ремонта дорожных и строительных машин;
способы выполнения и устранения неисправностей;
технологию выполнения ремонтных работ, устройство и требования безопасного пользования ручным и механизированным инструментом;
эксплуатационную и техническую документацию.
1.3. Количество часов на освоение программы профессионального модуля:
Максимальная учебная нагрузка (с учетом практик) – 1234, в том числе:
обязательная учебная нагрузка – 1122, в том числе:
МДК 01.01. Устройство, техническое обслуживание и текущий ремонт дорожных и строительных машин – 222 часа
консультация – 1 час
учебная практика – 756 часов
производственная практика – 144 часа.
самостоятельная работа обучающегося – 111 часов.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
В результате освоения профессионального модуля студент должен освоить основной вид профессиональной деятельности:
осуществление технического обслуживания и ремонта дорожных и строительных машин (по видам), и соответствующие ему
профессиональные (ПК) и общие (ОК) компетенции.
Код | Наименование результата обучения |
ПК 1.1. | Проверять техническое состояние дорожных и строительных машин |
ПК 1.2. | Осуществлять монтаж и демонтаж рабочего оборудования |
ОК 1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. |
ОК 3. | Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. |
ОК 4. | Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. |
ОК 5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6. | Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. |
ОК 7. | Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). |
3. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание профессионального модуля
3.1. Тематический план профессионального модуля
Коды профессиональных компетенций | Наименования разделов профессионального модуля | Всего часов | Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) | Практика | |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося | Самостоятельная работа обучающегося, часов | Учебная, часов | Производственная, часов | |
Всего, часов | в т.ч. Лабораторные занятия и практические занятия, часов | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
ПК 1.1 – ПК 1.2. | МДК.01.01 Устройство, техническое обслуживание и текущий ремонт дорожных и строительных машин | 334 | 222 | 60 | 111 | | | |
УП 01.01 Обслуживание строительных и дорожных машин | 756 | | | | 756 | | |
ПП 01.01 Обслуживание строительных и дорожных машин | 144 | | | | | 144 | |
| Всего: | 1234 | 222 | 60 | 111 | 756 | 144 | | 126 | 180 |
3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа | Объем часов | |
1 | 2 | 3 | |
ПМ .01 Осуществление технического обслуживания и ремонта дорожных и строительных машин (по видам) | | |
МДК 01. 01. Устройство, техническое обслуживание и текущий ремонт дорожных и строительных машин | | |
Раздел 1. Устройство, подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования. | 96(64+28СРС+ 4 ИП) | |
Тема 1.1. Двигатель внутреннего сгорания | Содержание учебного материала. | | |
1 | Назначение, классификация, общее устройство ДВС. Основные параметры работы ДВС. | 2 | 2 |
2 | Рабочий цикл двигателя. Действительные процессы ДВС. | 2 |
3 | Назначение, устройство, принцип действия кривошипно-шатунного механизма | 2 |
4 | Назначение, классификация, устройство, принцип действия газораспределительного механизма. | 2 |
5 | Назначение, классификация, устройство и принцип действия жидкостной системы охлаждения. | 2 |
6 | Назначение, классификация, устройство и принцип действия системы смазки ДВС. | 2 |
7 | Виды, общее устройство и принцип действия систем впрыска топлива. | 2 |
8 | Устройство и принцип действия системы питания дизельного двигателя. ТНВД. | 2 |
Практические занятия | | |
1 | Соотнесение схем с устройством кривошипно-шатунного и газораспределительного механизма | 2 | |
2 | Соотнесение схем с устройством охлождающей и смазочной системы. | 2 |
3 | Соотнесение схем с устройством системы питания дизельного двигателя. | 2 |
Лабораторные занятия | | |
1 | Механизмы ДВС. | 2 | |
2 | Системы охлаждения и смазки ДВС. | 2 |
3 | Система впуска и выпуска ДВС. | 2 |
Самостоятельная работа: Подготовка отчётов по практическим работам | 14 | 3 |
Тема 1.2. Электрооборудование, шасси. | Содержание учебного материала. | | |
1 | Назначение, устройство и принцип действия АККБ, генератора переменного тока. | 2 |
2 | Назначение и классификация, устройство и принцип действия систем зажигания. Стартер. | 2 | 2 |
3 | Назначение, устройство, схемы трансмиссии. Назначение каждого из агрегатов. Устройство, принцип действия сцепления. | 2 |
4 | Назначение, типы коробок передач. Устройство коробок передач, раздаточной коробки. | 2 |
5 | Назначение, устройство и принцип действия карданной передачи. | 2 |
6 | Назначение, устройство, принцип действия главной передачи, дифференциала. | 2 |
7 | Назначение, общее устройство ходовой части. | 2 |
8 | Назначение, типы колес автомобиля. Устройство различных типов колес. Назначение, классификация, устройство автомобильных шин. Свойства и маркировка шин. | 2 |
9 | Назначение, классификация, устройство различных типов рулевого привода. | 2 |
10 | Назначение, устройство и принцип действия рулевых механизмов. | 2 |
11 | Устройство и принцип действия дисковых и барабанных колесных тормозных механизмов. | 2 |
12 | Назначение, устройство гидравлического, пневматического привода тормозных механизмов. | 2 |
13 | Движитель | 2 |
Практические занятия | | |
1 | Соотнесение схем с устройством ходовой части. | 2 | |
2 | Соотнесение схем с устройством сцепления и коробки передач. | 2 |
Лабораторные занятия | | |
1 | Механизмы трансмиссии | 2 | |
2 | Коробка передач и гидромуфта | 2 |
3 | Гидравлические насосы | 2 |
Самостоятельная работа: Подготовка отчётов по практическим и лабораторным работам В том числе индивидуальный проект 4 часа | 14+4ИП | 3 |
Раздел 2 Классификация и устройство ДСМ | 128 (88+36 СРС +8 ИП) | |
Тема 2.1.Конструкция и устройство машин | Содержание учебного материала. | | |
1 | Общие сведения о дорожно-строительных машинах. Назначение, классификация, индексация, основные параметры и технические характеристики. Бульдозеры. Скреперы. Одноковшовые экскаваторы. Роторные экскаваторы. | 2 | 2 |
2 | Самоходные катки. Полуприцепные катки. Уплотняющие и планировочно-уплотняющие машины. Передвижные компрессоры. Трубоукладчики. Базовые машины и ходовые устройства. Силовое оборудование и система управления. Привод и силовые установки. Силовые передачи. | 2 |
3 | Трансмиссии. Механизмы управления базовыми машинами и ходовыми устройствами. Системы и аппаратура управления приводами рабочего оборудования и рабочих органов. Электрооборудование. | 2 |
4 | Устройство бульдозеров. Составные части и сборочные единицы. Принцип действия и рабочий цикл. Рабочее оборудование. Бульдозерное оборудование с неповоротным отвалом. бульдозерное оборудование с поворотным отвалом. | 2 |
5 | Режущие ножи бульдозера. Бульдозерно-погрузочное оборудование. Рыхлительное оборудование. Привод рабочего оборудования. Рабочее место машиниста и механизмы управления. | 2 |
6 | Устройство скреперов. Составные части и сборочные единицы, принцип работы скреперов. Скреперное оборудование. Привод скреперного оборудования. Рабочее место машиниста и органы управления. | 2 |
7 | Устройство одноковшового экскаватора. Общее устройство и рабочий процесс одноковшовых строительных экскаваторов. Рабочее оборудование. Обратная лопата. Прямая лопат. Погрузочное оборудование. Грейфер. Оборудование для рыхления грунтов. | 2 |
8 | Силовое гидравлическое оборудование. Общее сведения о насосах и гидродвигателях экскаватора. Гидроцилиндры экскаватора. Система и аппаратура управления. Общие сведения. Клапанная аппаратура. Распределительные устройства. Вспомогательное гидрооборудование экскаватора. Схемы гидравлических приводов экскаватора. | 2 |
9 | Механизмы экскаватора. Механизмы поворота рабочего оборудования и платформы. Опорно-двигательное устройство. Механизмы передвижения. Особенности устройства экскаваторов с механическим приводом. | 2 |
10 | Кинематические схемы экскаватора. Главная муфта. Лебедки. Механизмы реверса и поворота. Механизмы передвижения и ходовые устройства. Системы управления рабочими механизмами. | 2 |
11 | Устройство роторных экскаваторов. Основные сведения о составных частях и сборочных единицах роторных экскаваторов. Рабочее оборудование. Ротор. Конвейер. Гусеничное ходовое устройство и трансмиссия. Аппараты гидропривода и органы управления. | 2 |
12 | Устройство самоходных катков с гладкими вальцами. Принцип действия и общее устройство самоходных катков с гладкими вальцами. | 2 |
13 | Устройство самоходных статических катков с гладкими вальцами. Общая характеристика конструкций катков. Устройство катков с механическим приводом хода. | 2 |
Практическая работа. | | |
1 | Навесное оборудование бульдозера. | 2 | |
2 | Навесное оборудование экскаватора. | 2 |
Лабораторные занятия. | | |
1 | Изучение кинематических схем навесного оборудования и гидравлических систем. | 3 | |
Самостоятельная работа: Подготовка отчётов по практическим и лабораторным работам В том числе индивидуальный проект 4 часа | 12+4ИП | |
Тема 2.2. Устройство и работа ДСМ. | Содержание учебного материала. | | |
1 | Устройство катков с гидравлическим приводом хода. Устройство самоходных вибрационных катков с гладкими вальцами. Общая характеристика конструкций вибрационных катков. Вибрационные катки одновальцовые и со сдвоенными вальцами. | 2 | |
2 | Двуцвальцовые двухосные вибрационные катки. Рабочее место машиниста. Система управления и электрооборудование вибрационных катков. | 2 | |
3 | Устройство самоходных катков на пневматических шинах. Комбинированные самоходные катки. Самоходные катки на пневматических шинах. Пневматические катки с гидромотор-колесами. | 2 | |
4 | Устройство полуприцепных катков. Особенности конструкций. Устройство и работа составных частей полуприцепных катков с хоботообразным дышлом. | 2 | |
5 | Устройство уплотняющих и планировочно-уплотняющих машин. Устройство уплотняющих машин. Общая характеристика исполнений уплотняющих машин. | 2 | |
6 | Устройство уплотняющих трамбовочных машин. Устройство уплотняющих вибрационных машин. Устройство планировочно-уплотняющих машин. | 2 | |
7 | Устройство передвижных компрессоров двигателем внутреннего сгорания. Принцип действия и общее устройство. Устройство двухступенчатого поршневого компрессора. | 2 | |
8 | Устройство винтового маслозаполненного компрессора. Привод, ходовое устройство и приборы управления компрессорной станцией. | 2 | |
9 | Комплекты ручных пневматических инструментов к передвижным компрессорным станциям. | 2 | |
10 | Устройство трубоукладчиков. Характеристика исполнений трубоукладчиков. | 2 | |
11 | Обеспечение устойчивости трубоукладчиков. Механизмы подъема груза и изменения вылета стрелы. Грузовая стрела. Грузовой и стреловой полиспасты. Противовесы и механизмы выдвижения. | 2 | |
12 | Приборы и устройства безопасности. Система управления. Электрооборудование. | 2 | |
13 | Подготовка машин к эксплуатации. Учет работы машин. Транспортирование и хранение машин. | 2 | |
14 | Техническое обслуживание и ремонт машин. Организация технического обслуживания и ремонта машин. | 2 | |
15 | Технология технического обслуживания. Возможные неисправности и способы их устранения. | 2 | |
16 | Техническая диагностика машин. Очистно-моечные и смазочно - заправочные работы. | 2 | |
17 | Регулирование сборочных единиц. Основные операции технического обслуживания составных частей и сборочных единиц. Ремонт машин. | 2 | |
18 | Техника безопасности и охрана окружающей среды. Обязанности обслуживающего персонала по безопасной эксплуатации машин. | 2 | |
19 | Слесарь по ремонту дорожно-строительных машин и тракторов. | 2 | |
20 | Организация слесарных работ | 2 | |
21 | Технологические операции слесаря. | 2 | |
22 | Безопасность труда т противопожарные мероприятия. | 2 | |
Практическая работа. | | |
1 | Проведение ежесменного технического обслуживания. | 2 | |
2 | Разборка и сборка дизельной топливной системы. | 2 |
3 | Проведение смазки шарнирных механизмов дорожно-строительных машин. | 3 |
Лабораторные занятия. | | |
1 | Изучение кинематических схем гидравлических систем. | 2 | |
2 | Изучение кинематических схем пневматических систем. | 2 |
Самостоятельная работа: Подготовка отчётов по практическим работам В том числе индивидуальный проект 4 часа | 24+4 ИП | |
Раздел 3. Организация технического обслуживания и ремонта подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования в разных условиях эксплуатации. | 105 (70+35 СРС) | |
Тема 3.1.Техническое обслуживание и ремонт ДСМ. | Содержание учебного материала. | | |
1 | Качество, надежность, неисправности и отказы машин и оборудования. | 2 | 2 |
2 | Организация технического обслуживания подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования. | 2 |
3 | Эксплуатационная документация. | 2 |
4 | Общая характеристика работ технического обслуживания машин и оборудования. | 2 |
5 | Двигатель и его системы. | 2 |
6 | Трансмиссия. | 2 |
7 | Механизмы управления. | 2 |
8 | Механизмы управления поворотом и тормозами гусеничных машин. | 2 |
9 | Ходовая часть машин на пневмоколесном ходу. | 2 |
10 | Ходовая часть машин на гусеничном ходу | 2 |
11 | Электрооборудование | 2 |
12 | Системы зажигания | 2 |
Практическая работа. | | |
1 | Заполнение эксплуатационную документацию. | 2 | |
2 | Проведение диагностики подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования. | 2 |
3 | Диагностика электрооборудования. | 2 |
Лабораторные занятия. | | |
1 | Изучение электрических схем. | 2 | |
2 | Расчет и подключение электрических схем. | 2 |
Самостоятельная работа: Подготовка отчётов по практическим и лабораторным работам | 17 | |
Тема 3.2.Ремонт машин, оборудование и деталей. | Содержание учебного материала. | | |
1 | Металлоконструкции и дополнительное оборудование. | 2 | 2 |
2 | Организация ремонта подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования | 2 |
3 | Общая характеристика процессов ремонта машин и оборудования | 2 |
4 | Мойка и очистка сборочных единиц и деталей | 2 |
5 | Дефектовочно-комплектовочные работы | 2 |
6 | Сборка и испытание машин и оборудования после ремонта | 2 |
7 | Способы восстановления деталей машин и оборудования | 2 |
8 | Двигатели и его системы | 2 |
9 | Трансмиссия | 2 |
10 | Механизмы управления | 2 |
11 | Ходовая часть машин | 2 |
12 | Электрооборудование | 2 |
13 | Металлоконструкции и дополнительные оборудование | 2 |
Практическая работа. | | |
1 | Дефектовочно-комплектовочные работы | 2 | |
2 | Мойка и очистка сборочных единиц и деталей | 2 |
3 | Сборка и испытание машин и оборудования после ремонта | 2 |
Лабораторные занятия. | | |
1 | Изучение кинематических схем гидравлических систем. | 2 | |
2 | Изучение кинематических схем пневматических систем. | 2 |
Самостоятельная работа: Подготовка отчётов по практическим и лабораторным работам | 18 | |
| Консультация | 1 | |
| ВСЕГО: 334 (222+111 СРС (в том числе 12 ИП)+1 К) | |
Промежуточная аттестация по МДК в форме экзамена | | |
Учебная практика Виды работ: 1.Введение 2.ТБ и ПБ при ремонтных работах 3.Подготовка инструмента к работе. Заточка рабочей и ударной части зубила по шаблону. 4.Разметка детали. Рубка металла. 5.Сверление, зенкование и развертывание 6 Комплексное выполнение слесарных работ 7.Ремонт кривошипно-шатунного механизма 8.Ремонт ГРМ 9.Ремонт системы охлаждения системы смазки 10.Обслуживание системы питания дизельных двигателей 11.Подготовка и пуск двигателя. 12. Техническое обслуживание и ремонт муфты сцепления 13.Техническое обслуживание и ремонт коробки передач 14.Техническое обслуживание и ремонт заднего моста 15.Техническое обслуживание и ремонт ходовой части 16.Техническое обслуживание и ремонт рулевого управления колесных тракторов 17.Техническое обслуживание и ремонт тормозной системы 18.Техническое обслуживание и ремонт электрооборудования экскаватора одноковшового 19. Техническое обслуживание и ремонт гидравлического оборудования 20.Техническое обслуживание и ремонт рабочего оборудования экскаватора 21.Техническое обслуживание и ремонт рабочего оборудования бульдозера | 756 | |
Промежуточная аттестация по УП в форме дифференцированного зачета | | |
Производственная практика по модулю Виды работ: | - ознакомление с технологическим оборудованием для технического обслуживания и ремонта экскаватора, бульдозера; -освоение приемов работы по техническому обслуживанию экскаватора, бульдозера; -выполнение работ по ЕО. Осмотр и проверка состояния узлов и механизмов двигателя; -осмотр и проверка состояния механизмов и узлов трансмиссии экскаватора, бульдозера; -осмотр и проверка состояния агрегатов рабочего оборудования; -осмотр и проверка состояния агрегатов электрооборудования экскаватора, бульдозера; -выполнение работ по периодическому (ТО-1, ТО-2, ТО-3) и сезонному техническому обслуживанию экскаватора, бульдозера. -выполнение крепежных работ агрегатов и узлов экскаватора, бульдозера; -выполнение регулировочных работ и устранение обнаруженных неисправностей; -выполнение работ по текущему ремонту отдельных деталей агрегатов и узлов экскаватора одноковшового, бульдозера. -разборка, ремонт и сборка рабочего оборудования; -разборка, ремонт и сборка механизма поворота, механизма подъема, механизма хода, гусеничных тележек, радиаторов, фильтров, трубопроводов стрелы ковша, рукоятки, гидроцилиндра, пневмоколесного ходового оборудования, заднего и переднего моста, муфт сцепления, карданных валов, механизма открывания днища ковша согласно технологическим картам. - выполнение работ по техническому обслуживанию экскаватора одноковшового, бульдозера; - выявление и устранение неисправностей обнаруженных в процессе работы экскаватора одноковшового, бульдозера. | 144 | |
Промежуточная аттестация по ПП Комплексный дифференцированный зачет | | |
Экзамен (квалифицированный) | | |
4. условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1. Материально – техническое обеспечение Для реализации программы профессионального модуля должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет:
Конструкции дорожных и строительных машин, оснащенный оборудованием:
техническими средствами обучения: экран, проектор, DVD проигрыватель, электронные учебники, компьютер;
комплектом деталей, инструментов, приспособлений;
комплектом бланков технологической документации;
комплектом учебно-методической документации;
наглядными пособиями: плакатами; стендами; схемами; справочными таблицами; моделями, макетами.
Слесарная мастерская, оснащенная:
Верстак слесарный одноместный с подъемными тисками – 15;
Станок сверлильный -1;
Станок заточный -1;
Станок токарный - 1
Набор измерительных инструментов
Заготовки для выполнения слесарных работ
Альбом плакатов слесарно-сборочные работы
Лаборатория технического обслуживания и ремонта дорожных и строительных машин, оснащенная:
Двигатели в сборе;
Сборочные единицы кривошипно-шатунного механизма двигателя;
Сборочные единицы механизма газораспределения двигателей;
Сборочные единицы системы питания двигателей;
Сборочные единицы смазочной системы двигателей;
Сборочные единицы системы охлаждения двигателей;
Силовое гидравлическое оборудование;
Аппаратура управления и вспомогательного оборудования;
Электрооборудование машин;
Трансмиссия;
Аппаратура управления и вспомогательное оборудование;
Приспособления, инструменты приборы;
- диапроектор;
- экран для диапроектора;
- СД, ДВД фильмы;
- Инструкционные карты, рабочие тетради;
Оснащенные базы практики. Учебная практика реализуется в мастерских профессиональной образовательной организации. Производственная практика проводится на предприятиях, профиль и деятельность которых соответствует основным видам деятельности, указанным во ФГОС, а именно:
осуществление технического обслуживания и ремонта дорожных и строительных машин (по видам).
обеспечение производства дорожно-строительных работ (по видам).
4.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемые для использования в образовательном процессе
4.2.1. Печатные издания
Белецкий Б.Ф., Булгакова И.Г. Строительные машины и оборудование. Издательство «Лань». - 2016г.
Раннеев А.В.,Полосин М.Д. Устройство и эксплуатация дорожно-строительных машин. Изд. центр «Академия». - 2016 – 448 с.
Синельников А.Ф.Организация технического обслуживания и ремонта подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования в разных условиях эксплуатации. Изд. центр «Академия». - 2018. -336 с.
Синельников А.Ф. Диагностическое и технологическое оборудование по техническому обеспечению и ремонту подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования: учебник для учреждений СПО.-М.: «Академия». – 2019. - 336 с.
Полосин М.Д., Ронинсон Э.Г. Техническое обслуживание и ремонт дорожных и строительных машин. Академия". Москва. -2017г.
4.2.2.Дополнительные источники:
Гаврилов К.Л. Основы гидропривода дорожно-строительных и сельскохозяйственных машин. Учебное пособие. Санкт-Петербург ДЕАН. 2015 г.
Замышляев В.Ф. Обслуживание и эксплуатация бульдозера. Учебник для НПО. Москва Академия. 2012 г.
Зорин В.А. (ред.). Ремонт дорожных машин, автомобилей и тракторов. Москва Академия. 2016г.
Зорин В.А. (ред.). Технология машиностроения, производство и ремонт подъемно-транспортных, строительных и дорожных машин. Учебник. Москва Академия. 2014г.
Котиков В.М. Ерхов А.В. Тракторы и автомобили. Учебник. Москва Академия. 2017г.
Полосин М. Д., Ронинсон Э.Г. . Машинист дорожных и строительных машин. Москва.2018г.
Полосин М.Д. Машинист бульдозера. Москва. Издательский центр" Академия "2017 г.
Самойлович В.Г. (ред.). Экономика предприятия. Учебник. Москва Академия. 2015г.
Шестопалов К.К. Подъемно-транспортные, строительные и дорожные машины и оборудование. Учебное пособие. Москва Академия. 2018г.
Электронные учебники «Практикум слесаря по ремонту тракторов». Часть 1,2.
Кодекс РФ об административных правонарушениях. № 195- ФЗ, введён в действие 30.12.2001 с изменениями от 24.07.2007. Глава 12, 30, 31.
Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей. Приказ Минтранса РФ от 20.08.2004 № 15.
Постановление Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте».
«Об утверждении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств» (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 № 720).
Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утв. Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 г. №1090, с изменениями.
ОР-03.100.30-КТН-150-11 Порядок организации огневых, газоопасных и других работ повышенной опасности на взрывопожароопасных и пожароопасных объектах организаций системы «Транснефть» и оформление наряд -допусков на их подготовку и проведения.
РД 03.220.20 - КТН – 060-14. Система управления безопасностью дорожного движения на транспорте предприятий группы «Транснефть».
РД- 43.020.00- КТН-013- 15 «Система организации работ при эксплуатации транспортных средств и специальной техники организаций системы «Транснефть».
РД-39-00147105-015-98 Правила капитального ремонта магистральных нефтепроводов.
СНиП 12-03-2001. Безопасность труда в строительстве. Часть 1- Госстрой РФ,2001г.
СНиП 12-04-2002. Безопасность труда в строительстве. Часть 2-Госстрой РФ,2002г.
СНиП 2.02.01-93 Основания зданий и сооружений.
СНиП 3.01.01.-85 Организация строительного производства.
СНиП 3.02.01.-87 Земляные сооружения, основания и фундаменты.
ГОСТ 25100-95 Грунты. Классификация.
4.3. Организация образовательного процесса
Освоению программы модуля предшествует изучение общепрофессиональных дисциплин: материаловедение, слесарное дело, электротехника, основы технической механики и гидравлики, в рамках которых учебными программами предусмотрены теоретические занятия для освоения знаний и практические занятия для закреплением полученных теоретических знаний. При проведении практических занятий используются, в том числе, экскурсии на предприятия транспортной и дорожно-строительной сферы.
Формирование и закрепление умений осуществляется в рамках учебной практики согласно учебному плану, после освоения каждого раздела модуля, на базе учебно-производственных мастерских Сангарского лицея.
В процессе обучения студентов основными формами являются: лекции, практические и лабораторные занятия. Тематика практических занятий соответствует содержанию программы профессионального модуля. Для успешного освоения учебной практики профессионального модуля ПМ.01, каждый студент обеспечивается учебно-методическими материалами (тематическими планами практических занятий, учебно-методической литературой). Практические занятия обеспечивают приобретение и закрепление необходимых навыков и умений, формирование профессиональных компетенций, готовность к самостоятельной и индивидуальной работе, принятию ответственных решений в рамках профессиональной компетенции.
Реализация профессионального модуля предполагает учебную практику. Учебная практика по модулю проходит линейно (рассредоточено), одновременно с изучением теоретической части МДК. Учебная практика проходит под руководством мастера производственного обучения.
Теоретические занятия проводятся парами по 2 урока по 45 минут, с 5 –минутным перерывом между уроками и 10-минутными перерывами между парами, по расписанию. Практические занятия могут проводиться сгруппированными парами по 4 академических часа, в зависимости от вида запланированных работ.
Профессиональный модуль осваивается на 1-6 семестрах. По МДК 01.01 предусмотрен экзамен на 6 семестре. На 6 семестре по профессиональному модулю предусмотрен комплексный квалификационный экзамен (с ПМ 02) на получение квалификации машинист бульдозера - тракторист.
Реализация профессионального модуля предполагает обязательную производственную практику, которая проводится концентрировано на производстве, в конце освоения профессионального модуля.
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Реализация ПМ 01 Осуществление технического обслуживания и ремонта дорожных и строительных машин (по видам)» обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее образование, соответствующее профилю преподаваемого модуля. Мастера производственного обучения имеют на 1-2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено ФГОС СПО для выпускников. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального учебного цикла, эти преподаватели и мастера производственного обучения получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения позволяют проверить у обучающихся сформированность профессиональных компетенций.
Результаты освоения профессиональной компетенции | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ПК 1.1. Проверять техническое состояние дорожных и строительных машин. | - выполнение основных операций технического осмотра; - применение ручного и механизированного инструмента | - тестирование - экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях при выполнении работ на учебной и производственной практике |
ПК 1.2. Осуществлять монтаж и демонтаж рабочего оборудования | - соблюдение техники безопасности при монтаже и демонтаже рабочего оборудования; -выполнение работы по разборке и сборке отдельных сборочных единиц и рабочих механизмов; -установление несложной осветительной арматуры. | - тестирование - защита практических работ - зачеты по темам на занятиях учебной практики |
Дифференцированный зачет - экзамен (квалификационный) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения позволяют проверить у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ОК.1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | Демонстрация интереса к будущей профессии Участие в профессиональных конкурсах | |
ОК.2 Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. | Обоснованность выбора и применения методов и способов решения профессиональных задач Организация самостоятельных занятий при изучении профессионального модуля | Анализ результатов выполнения выпускной квалификационной работы Экспертное наблюдение и оценка при выполнении работ на учебной и производственной практике |
ОК.3 Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. | Демонстрация эффективности и качества выполнения профессиональных задач Самоанализ и коррекция результатов собственной работы | |
ОК.4 Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. | Нахождение информации с помощью современных информационных технологий Использование найденной информации для эффективного выполнения профессиональных задач | Анализ результатов выполнения выпускной квалификационной работы Экспертное наблюдение и оценка при выполнении работ на учебной и производственной практике |
ОК.5 Использовать информационно – коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. | Демонстрация навыков использования информационно – коммуникационных технологий в профессиональной деятельности | Анализ результатов выполнения выпускной квалификационной работы Экспертное наблюдение и оценка при выполнении работ на учебной и производственной практике |
ОК.6 Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. | Доброжелательное и адекватное ситуации взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения Успешная работа в учебной бригаде при выполнении производственных заданий | |
ОК.7 Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). | Демонстрация готовности к исполнению воинской обязанности Активное участие в военно-патриотических мероприятиях | |
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего и промежуточной аттестации проводится в соответствии с универсальной шкалой (таблица 3).
Универсальная шкала оценок Таблица 3
Процент результативности (правильных ответов) | Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений |
балл (отметка) | вербальный аналог |
90% -100% | 5 | отлично |
80% - 90% | 4 | хорошо |
70% - 80% | 3 | удовлетворительно |
менее 70% | 2 | не удовлетворительно |
Разработчик:
Мастер п/о Сангарского лицея _________________ А.Н.Гордиенко
3