СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа профориентации для обучающихся с умеренной степенью умственной отсталости "Твои возможности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа профориентации для обучающихся с умеренной степенью умственной отсталости "Твои возможности"»

Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ужурская школа -интернат»









Программа профориентации

для обучающихся с умеренной степенью умственной отсталости

"Твои возможности"































Учитель-дефектолог:Санарова Т.Н



г. Ужур


Пояснительная записка

Выбор профессии – одна из сложных и ответственных задач встающих перед выпускниками, имеющими ограниченные возможности здоровья. Учащимся необходимы знания о мире профессий, о том какие требования предъявляются к специальностям, какие ограничения имеются в той или иной сфере труда. Сложнее складывается ситуация с выпускниками класса для учащихся с умеренной умственной отсталостью. Такие ребята в силу своих ограниченных возможностей здоровья не могут продолжать свое профессиональное обучение. После 9 лет насыщенной школьной жизни учащиеся сидят дома, лишенные возможности не только обучения, но и общения.

В силу особенностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья профориентационная подготовка является достаточно сложным процессом, в котором должны участвовать все службы школы, города, района. Главная цель нашей работы с учащимися с умеренной умственной отсталостью – социализация через общение и труд.

Актуальность совершенствования организационно-педагогических условий профессионального образования определяется необходимостью поиска и внедрения эффективных решений проблемы получения качественной профессиональной подготовки лицами с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

В Указе Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» акцентируется внимание на необходимость разработать до 1 ноября 2012 г. комплекс мер, направленных:

  • на повышение эффективности реализации мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов,

  • на обеспечение доступности профессионального образования, включая совершенствование методов профессиональной ориентации детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья,

  • на подготовку специализированных программ профессионального обучения инвалидов с учётом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей, а также индивидуальных программ реабилитации инвалидов,

  • на создание условий для повышения уровня занятости инвалидов, в том числе на оборудованных (оснащённых) для них рабочих местахВ Указе Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» акцентируется внимание на необходимость разработать до 1 ноября 2012 г. комплекс мер, направленных:

  • на повышение эффективности реализации мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов,

  • на обеспечение доступности профессионального образования, включая совершенствование методов профессиональной ориентации детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья,

  • на подготовку специализированных программ профессионального обучения инвалидов с учётом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей, а также индивидуальных программ реабилитации инвалидов,

  • на создание условий для повышения уровня занятости инвалидов, в том числе на оборудованных (оснащённых) для них рабочих местах


Интеграция в общество учащихся с ограниченными возможностями здоровья означает процесс и результат предоставления им прав и реальных возможностей участвовать во всех видах и формах социальной жизни, включая и образование, наравне и вместе с остальными категориями обучающихся в условиях, компенсирующих отклонения в развитии и ограничения возможностей.

Процесс сопровождения организационно-педагогических условий процесса трудового обучения определяется совокупностью объективных возможностей, обеспечивающих создание определенной среды для реализации педагогического процесса и позволяющих наиболее эффективно решать конкретные дидактические задачи.


Основными направлениями в разработке данной системы являются:

  • создание коррекционно-развивающего пространства, обеспечивающего развитие механизмов коррекции и компенсации каждого обучающегося с диагнозом тяжелая и умеренная степени умственной отсталости;

  • создание постоянно действующей системы динамического мониторинга за развитием каждого ребенка из классов «Особый ребенок»;

  • поиск путей дальнейшей социальной адаптации выпускников классов «Особый ребенок».


В основе программного обеспечения лежит моделирование профориентационного содержания коррекционно - образовательного пространства школы с учетом специфики контингента обучающихся, а также социального партнерства

Для создания организационно-педагогических условий преемственности профориентации и постшкольного сопровождения обучающихся с нарушением интеллекта в условиях коррекционной школы VIII вида, реализации программы социально-педагогической деятельности по профессиональной ориентации учащихся с ограниченными возможностями здоровья возникла необходимость создания модели сетевого взаимодействия с различными учреждениями и ведомствами.

В школе имеются учителя-дефектологи, учителя-логопеды, психолог, социальный педагог готовые к реализации образовательных программ профориентационной направленности.

Таким образом, в современных условиях специальная (коррекционная) школа выполняет новые социально-педагогические функции в отношении обучающихся, что обусловлено изменившейся ситуацией в социуме.

  • сохранение и дальнейшее развитие потенциала социальных и профессиональных возможностей выпускников.

  • стабилизация эмоционально-психологического климата в семьях выпускников.

  • накопление опыта конструктивного сотрудничества органов образования, социальной защиты и финансовых структур;

  • практическая апробация программ интеграции и социализации молодых людей с комплексными нарушениями развития;

  • Процесс реализации системы работы в данном направлении способствует:

  • 1) формированию познавательной направленности и специализации познавательных интересов на основе индивидуализации маршрутов трудового обучения;

  • 2) осуществлению целенаправленного последовательного введения учащихся в круг профессий с учетом их направленности и возможностей;

  • 3) реализации стремления к активации проб своих возможностей.

Объект исследования. Создание модели организационно-педагогических условий преемственности профориентации и постшкольного сопровождения обучающихся с нарушением интеллекта в условиях коррекционной школы VIII вида.

Предмет исследования: Модель управления преемственностью процесса профессионально-трудовой подготовки и постшкольного сопровождения обучающихся с нарушением интеллекта.

Цель исследования: создание и апробирование модели управления преемственностью процесса профориентации и постшкольного сопровождения обучающихся с нарушением интеллекта.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что процесс профориентации и постшкольного сопровождения обучающихся с нарушением интеллекта будет успешным, если:

– обеспечить доступности получения профессионального образования лицами с нарушением интеллекта;

– организовать систему работы по сопровождению профессионального самоопределения на всех этапах профессионально-трудовой подготовки;

– создать условия для социально-психологической адаптации на этапе поступления и овладения профессией в учреждениях начального профессионального образования;

–предоставить рабочие места, оборудование для проведения производственной практики обучающихся с нарушением интеллекта.

Цель инновационного образовательного проекта - создание системы школьного и постшкольного сопровождения воспитанников с ограниченными возможностями посредством социального партнерства в новых условиях рыночного трудоустройства.

В рамках реализации инновационного образовательного проекта предстоит решить следующие задачи:

  1. Совершенствовать модель психолого-социально-педагогической службы школьного и постшкольного сопровождения.

  2. Совершенствовать учебно-воспитательную систему, направленную на формирование жизненно-важных навыков, качественных профессионально-трудовых знаний, умений и навыков, которые обеспечат выпускникам конкурентоспособность на рынке труда.

  3. Реализовать системно - ориентированные программы сопровождения, направленные на решение проблем в учебной, социальной, эмоционально-волевой сферах.



Для реализации поставленной цели и проверки рабочей гипотезы необходимо включить следующие направления деятельности образовательного учреждения:

– создание условий для роста профессионального мастерства учителей труда и мастеров производственного обучения;

– мониторинг и прогноз успешности учебной деятельности;

– разработка, апробация модульных и интегрированных программ профессионально-трудовой подготовки;

– внедрение современных развивающих технологий, работа по обновлению средств обучения;

–формирование активной жизненной позиции обучающихся через деятельностное освоение социально-экономической среды;

– контроль и оценка достижений на каждом этапе обучения.





Диагностика



Компонент

структуры

Критерий

Показатели

Средства

измерения

Представления о профессиях

Когнитив-ный

Знание о труде людей и мире профессий.

Понимание значение труда в жизни человека.

Знания о качествах, необходимых человеку в труде.

Анкета «Знаешь ли ты профессии»

Ценностные отношение к трудовой деятельности людей

Мотива-ционно-ценност-ный

Стремление изучать мир профессий.

Желание иметь общественно-значимую профессию в будущем.

Стремление к социально-ценнностной деятельности.

Контент- анализ сочинений «Моя будущая профессия»

Практические трудовые и учебные умения

Деятель-ностный

Преодоление трудностей, возникших при выполнении трудовых поручений.

Участие в коллективной деятельности.

Дисциплинированность.

Наблюдение за трудовой деятельностью школьников.


Характеристика уровней сформированности представлений о мире профессий и ценностного отношения к труду у младших

школьников

Критерии

Показатели

Уровни





Высокий

Средний

Низкий

Когнитивный

1. Знание о труде людей и мире профессий

Обширные знания о мире профессий разных типов.

Знания о профессиях ближайшего производственного окружения

Знания об отдельных профессиях (например, родителей)


2. Понимание значения труда в

жизни человека.

Понимает и может объяснить значение труда в

жизни человека.

Испытывает затруднения при объяснении значения труда в жизни человека.

Не понимает значение труда в жизни человека.


3. Знание о качествах, необходимых в труде.

Знает и называет профессионально значимые качества

Называет отдельные качества, необходимые в труде.

Затрудняется назвать качества, необходимые в труде.


1. Стремление изучать мир  труда и профессий

Самостоятельное и активное стремление к  изучению мира труда и профессий

Эпизодически стремится изучать мир туда и профессий

Стремление изучать мир профессий отсутствует

Мотивационно-

ценностный

2. Желание иметь профессию в будущем.

Желает иметь социально-значимую профессию мотивировано.

Желает иметь престижную профессию.

Желание иметь профессию в будущем мотивировано необходимостью получить материальное благо, положение.


3. Стремление к социально-ценностной деятельности.

Стремление к социально-ценностной деятельности как внутреннее убеждение.

При наличии примера со стороны сверстников проявляет стремление к социально-ценностной деятельности.

Стремление к социально-ценностной деятельности не проявляет.

Деятельностный

1. Преодоление с трудностей, возникших при выполнении трудовых поручений.

Преодолевает трудности, возникшие при выполнении трудовых поручений, самостоятельно, помогает сверстникам.

Преодолевает трудности, возникшие при выполнении трудовых поручений, при помощи сверстников или взрослых.

Не умеет преодолевать трудности, возникшие при выполнении трудовых поручений.


2. Участие в коллективной деятельности.

Активно участвует в коллективной деятельности, предлагает и реализовывает идеи.

Участвует в коллективной деятельности на «вторых» ролях.

Избегает участия в коллективной деятельности.


3. Дисциплинированность и ответственность.

Дисциплинированность и ответственность сформированы как качества личности.

Дисциплинированность и ответственность при наличии контроля взрослых или сверстников.

Безответственность и недисциплинированность в трудовой и учебной деятельности.

Высокий уровень сформированности представлений о мире профессий и ценностного отношения к труду у младших школьников характеризуется наличием обширных знаний о мире профессий, принадлежащих к разным типам (человек - человек, человек - техника, человек - природа, человек - знаковая система, человек - художественный образ); пониманием значения труда в жизни человека; знанием профессионально — важных качеств, необходимых человеку той или иной профессии; наличием самостоятельного и активного стремления изучать мир профессий; желанием иметь в будущем социально-значимую профессию; стремление к социально-ценностной деятельности является внутренним убеждением школьника, который самостоятельно преодолевает трудности, возникшие при выполнении поручений, помогает сверстникам, активно участвует в коллективной деятельности, предлагает и реализовывает интересные творческие идеи; ученик дисциплинирован и ответственен в учебной и трудовой деятельности.

Средний уровень сформированности представлений о мире профессий и ценностного отношения к труду у младших школьников характеризуется наличием знаний о профессиях ближайшего производственного окружения; некоторыми затруднениями при объяснении значения труда в жизни человека; знанием отдельных профессионально-значимых качеств той или иной профессии; эпизодическим стремлением изучать мир профессий; желанием иметь престижную профессию; проявлением стремления к социально-ценностной деятельности при наличии примера со стороны сверстников или взрослых; участие в коллективной деятельности на «вторых» ролях, ученик дисциплинирован и ответственен в учебной и трудовой деятельности только при наличии контроля взрослых или сверстников.

Низкий уровень сформированности представлений о мире профессий и ценностного отношения к труду у младших школьников характеризуется наличием знаний об отдельных профессиях; непониманием значения труда в жизни человека; затруднением назвать качества личности, необходимые в труде; отсутствием стремления изучать мир профессий; необходимостью получать материальное благо и положение от будущей профессии; стремление к социально-ценностной деятельности у школьника не проявляется, он не умеет преодолевать трудности, возникшие при выполнении трудовых поручений, избегает участия в коллективной деятельности, ученик недисциплинирован и безответственен в трудовой и учебной деятельности.

Таким образом, выявлены критерии (когнитивный, мотивационно-ценностный, деятельностный) и показатели сформированности представлений о мире профессий и ценностного отношения к труду у младших школьников. На их основе разработаны и охарактеризованы уровни сформированности интереса младших школьников к труду (высокий, средний, низкий), которые позволяют проводить диагностику и корректировать процесс его формирования.




Умеренные

1 класс

Игра - практикум "Самообслуживание самого себя" октябрь

Операция “Мой класс в заботливых руках” январь

Беседа «Чем я могу помочь дома» май

2 класс

Игра - практикум "Самообслуживание самого себя" октябрь

Классный час “Учеба - твой главный труд” декабрь

Психологический час « Все сумею сделать сам» май

3 класс

Игра - практикум "Самообслуживание самого себя" октябрь

Беседа “Труд в жизни человека”. январь

Презентация "Профессии моих родителей". Правила на работе. май

4 класс

Игра - практикум "Самообслуживание самого себя" октябрь

Презентация профессий: “Мастер своего дела” (в форме сказок) декабрь

Раскрась профессию май

Инсценирование ситуаций " Правила поведения в обществе" май

5 класс

Игра - практикум "Самообслуживание самого себя" октябрь

Выставка рисунков "Профессии которые я знаю" декабрь

Игровая программа « Калейдоскоп профессий» май

6 класс

Игра - практикум "Самообслуживание самого себя" октябрь

Игра-соревнование “Дело мастера боится” январь

Видеоролик" Профессии бывают разные" май

7 класс

Игра - практикум "Самообслуживание самого себя" октябрь

Беседа-диалог “Кем я хочу быть и почему?” январь Экскурсия в библиотеку, столовую май

8 класс

Игра - практикум "Самообслуживание самого себя" октябрь

Экскурсия на почту, в музей январь

май

9 класс

Игра - практикум "Самообслуживание самого себя" октябрь

Экскурсия в медицинский кабинет, магазин январь

Ознакомление родителей с исследованиями психолога по выявлению склонностей ребенка по выбору профессии. май