Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ужурская школа -интернат»
Программа профориентации
для обучающихся с умеренной степенью умственной отсталости
"Твои возможности"
Учитель-дефектолог:Санарова Т.Н
г. Ужур
Пояснительная записка
Выбор профессии – одна из сложных и ответственных задач встающих перед выпускниками, имеющими ограниченные возможности здоровья. Учащимся необходимы знания о мире профессий, о том какие требования предъявляются к специальностям, какие ограничения имеются в той или иной сфере труда. Сложнее складывается ситуация с выпускниками класса для учащихся с умеренной умственной отсталостью. Такие ребята в силу своих ограниченных возможностей здоровья не могут продолжать свое профессиональное обучение. После 9 лет насыщенной школьной жизни учащиеся сидят дома, лишенные возможности не только обучения, но и общения.
В силу особенностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья профориентационная подготовка является достаточно сложным процессом, в котором должны участвовать все службы школы, города, района. Главная цель нашей работы с учащимися с умеренной умственной отсталостью – социализация через общение и труд.
Актуальность совершенствования организационно-педагогических условий профессионального образования определяется необходимостью поиска и внедрения эффективных решений проблемы получения качественной профессиональной подготовки лицами с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
В Указе Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» акцентируется внимание на необходимость разработать до 1 ноября 2012 г. комплекс мер, направленных:
на повышение эффективности реализации мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов,
на обеспечение доступности профессионального образования, включая совершенствование методов профессиональной ориентации детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья,
на подготовку специализированных программ профессионального обучения инвалидов с учётом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей, а также индивидуальных программ реабилитации инвалидов,
на создание условий для повышения уровня занятости инвалидов, в том числе на оборудованных (оснащённых) для них рабочих местахВ Указе Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» акцентируется внимание на необходимость разработать до 1 ноября 2012 г. комплекс мер, направленных:
на повышение эффективности реализации мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов,
на обеспечение доступности профессионального образования, включая совершенствование методов профессиональной ориентации детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья,
на подготовку специализированных программ профессионального обучения инвалидов с учётом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей, а также индивидуальных программ реабилитации инвалидов,
на создание условий для повышения уровня занятости инвалидов, в том числе на оборудованных (оснащённых) для них рабочих местах
Интеграция в общество учащихся с ограниченными возможностями здоровья означает процесс и результат предоставления им прав и реальных возможностей участвовать во всех видах и формах социальной жизни, включая и образование, наравне и вместе с остальными категориями обучающихся в условиях, компенсирующих отклонения в развитии и ограничения возможностей.
Процесс сопровождения организационно-педагогических условий процесса трудового обучения определяется совокупностью объективных возможностей, обеспечивающих создание определенной среды для реализации педагогического процесса и позволяющих наиболее эффективно решать конкретные дидактические задачи.
Основными направлениями в разработке данной системы являются:
создание коррекционно-развивающего пространства, обеспечивающего развитие механизмов коррекции и компенсации каждого обучающегося с диагнозом тяжелая и умеренная степени умственной отсталости;
создание постоянно действующей системы динамического мониторинга за развитием каждого ребенка из классов «Особый ребенок»;
поиск путей дальнейшей социальной адаптации выпускников классов «Особый ребенок».
В основе программного обеспечения лежит моделирование профориентационного содержания коррекционно - образовательного пространства школы с учетом специфики контингента обучающихся, а также социального партнерства
Для создания организационно-педагогических условий преемственности профориентации и постшкольного сопровождения обучающихся с нарушением интеллекта в условиях коррекционной школы VIII вида, реализации программы социально-педагогической деятельности по профессиональной ориентации учащихся с ограниченными возможностями здоровья возникла необходимость создания модели сетевого взаимодействия с различными учреждениями и ведомствами.
В школе имеются учителя-дефектологи, учителя-логопеды, психолог, социальный педагог готовые к реализации образовательных программ профориентационной направленности.
Таким образом, в современных условиях специальная (коррекционная) школа выполняет новые социально-педагогические функции в отношении обучающихся, что обусловлено изменившейся ситуацией в социуме.
сохранение и дальнейшее развитие потенциала социальных и профессиональных возможностей выпускников.
стабилизация эмоционально-психологического климата в семьях выпускников.
накопление опыта конструктивного сотрудничества органов образования, социальной защиты и финансовых структур;
практическая апробация программ интеграции и социализации молодых людей с комплексными нарушениями развития;
Процесс реализации системы работы в данном направлении способствует:
1) формированию познавательной направленности и специализации познавательных интересов на основе индивидуализации маршрутов трудового обучения;
2) осуществлению целенаправленного последовательного введения учащихся в круг профессий с учетом их направленности и возможностей;
3) реализации стремления к активации проб своих возможностей.
Объект исследования. Создание модели организационно-педагогических условий преемственности профориентации и постшкольного сопровождения обучающихся с нарушением интеллекта в условиях коррекционной школы VIII вида.
Предмет исследования: Модель управления преемственностью процесса профессионально-трудовой подготовки и постшкольного сопровождения обучающихся с нарушением интеллекта.
Цель исследования: создание и апробирование модели управления преемственностью процесса профориентации и постшкольного сопровождения обучающихся с нарушением интеллекта.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что процесс профориентации и постшкольного сопровождения обучающихся с нарушением интеллекта будет успешным, если:
– обеспечить доступности получения профессионального образования лицами с нарушением интеллекта;
– организовать систему работы по сопровождению профессионального самоопределения на всех этапах профессионально-трудовой подготовки;
– создать условия для социально-психологической адаптации на этапе поступления и овладения профессией в учреждениях начального профессионального образования;
–предоставить рабочие места, оборудование для проведения производственной практики обучающихся с нарушением интеллекта.
Цель инновационного образовательного проекта - создание системы школьного и постшкольного сопровождения воспитанников с ограниченными возможностями посредством социального партнерства в новых условиях рыночного трудоустройства.
В рамках реализации инновационного образовательного проекта предстоит решить следующие задачи:
Совершенствовать модель психолого-социально-педагогической службы школьного и постшкольного сопровождения.
Совершенствовать учебно-воспитательную систему, направленную на формирование жизненно-важных навыков, качественных профессионально-трудовых знаний, умений и навыков, которые обеспечат выпускникам конкурентоспособность на рынке труда.
Реализовать системно - ориентированные программы сопровождения, направленные на решение проблем в учебной, социальной, эмоционально-волевой сферах.
Для реализации поставленной цели и проверки рабочей гипотезы необходимо включить следующие направления деятельности образовательного учреждения:
– создание условий для роста профессионального мастерства учителей труда и мастеров производственного обучения;
– мониторинг и прогноз успешности учебной деятельности;
– разработка, апробация модульных и интегрированных программ профессионально-трудовой подготовки;
– внедрение современных развивающих технологий, работа по обновлению средств обучения;
–формирование активной жизненной позиции обучающихся через деятельностное освоение социально-экономической среды;
– контроль и оценка достижений на каждом этапе обучения.
Диагностика
Компонент структуры | Критерий | Показатели | Средства измерения |
Представления о профессиях | Когнитив-ный | Знание о труде людей и мире профессий. Понимание значение труда в жизни человека. Знания о качествах, необходимых человеку в труде. | Анкета «Знаешь ли ты профессии» |
Ценностные отношение к трудовой деятельности людей | Мотива-ционно-ценност-ный | Стремление изучать мир профессий. Желание иметь общественно-значимую профессию в будущем. Стремление к социально-ценнностной деятельности. | Контент- анализ сочинений «Моя будущая профессия» |
Практические трудовые и учебные умения | Деятель-ностный | Преодоление трудностей, возникших при выполнении трудовых поручений. Участие в коллективной деятельности. Дисциплинированность. | Наблюдение за трудовой деятельностью школьников. |
Характеристика уровней сформированности представлений о мире профессий и ценностного отношения к труду у младших
школьников
Критерии | Показатели | Уровни | | |
| | Высокий | Средний | Низкий |
Когнитивный | 1. Знание о труде людей и мире профессий | Обширные знания о мире профессий разных типов. | Знания о профессиях ближайшего производственного окружения | Знания об отдельных профессиях (например, родителей) |
| 2. Понимание значения труда в жизни человека. | Понимает и может объяснить значение труда в жизни человека. | Испытывает затруднения при объяснении значения труда в жизни человека. | Не понимает значение труда в жизни человека. |
| 3. Знание о качествах, необходимых в труде. | Знает и называет профессионально значимые качества | Называет отдельные качества, необходимые в труде. | Затрудняется назвать качества, необходимые в труде. |
| 1. Стремление изучать мир труда и профессий | Самостоятельное и активное стремление к изучению мира труда и профессий | Эпизодически стремится изучать мир туда и профессий | Стремление изучать мир профессий отсутствует |
Мотивационно- ценностный | 2. Желание иметь профессию в будущем. | Желает иметь социально-значимую профессию мотивировано. | Желает иметь престижную профессию. | Желание иметь профессию в будущем мотивировано необходимостью получить материальное благо, положение. |
| 3. Стремление к социально-ценностной деятельности. | Стремление к социально-ценностной деятельности как внутреннее убеждение. | При наличии примера со стороны сверстников проявляет стремление к социально-ценностной деятельности. | Стремление к социально-ценностной деятельности не проявляет. |
Деятельностный | 1. Преодоление с трудностей, возникших при выполнении трудовых поручений. | Преодолевает трудности, возникшие при выполнении трудовых поручений, самостоятельно, помогает сверстникам. | Преодолевает трудности, возникшие при выполнении трудовых поручений, при помощи сверстников или взрослых. | Не умеет преодолевать трудности, возникшие при выполнении трудовых поручений. |
| 2. Участие в коллективной деятельности. | Активно участвует в коллективной деятельности, предлагает и реализовывает идеи. | Участвует в коллективной деятельности на «вторых» ролях. | Избегает участия в коллективной деятельности. |
| 3. Дисциплинированность и ответственность. | Дисциплинированность и ответственность сформированы как качества личности. | Дисциплинированность и ответственность при наличии контроля взрослых или сверстников. | Безответственность и недисциплинированность в трудовой и учебной деятельности. |
Высокий уровень сформированности представлений о мире профессий и ценностного отношения к труду у младших школьников характеризуется наличием обширных знаний о мире профессий, принадлежащих к разным типам (человек - человек, человек - техника, человек - природа, человек - знаковая система, человек - художественный образ); пониманием значения труда в жизни человека; знанием профессионально — важных качеств, необходимых человеку той или иной профессии; наличием самостоятельного и активного стремления изучать мир профессий; желанием иметь в будущем социально-значимую профессию; стремление к социально-ценностной деятельности является внутренним убеждением школьника, который самостоятельно преодолевает трудности, возникшие при выполнении поручений, помогает сверстникам, активно участвует в коллективной деятельности, предлагает и реализовывает интересные творческие идеи; ученик дисциплинирован и ответственен в учебной и трудовой деятельности.
Средний уровень сформированности представлений о мире профессий и ценностного отношения к труду у младших школьников характеризуется наличием знаний о профессиях ближайшего производственного окружения; некоторыми затруднениями при объяснении значения труда в жизни человека; знанием отдельных профессионально-значимых качеств той или иной профессии; эпизодическим стремлением изучать мир профессий; желанием иметь престижную профессию; проявлением стремления к социально-ценностной деятельности при наличии примера со стороны сверстников или взрослых; участие в коллективной деятельности на «вторых» ролях, ученик дисциплинирован и ответственен в учебной и трудовой деятельности только при наличии контроля взрослых или сверстников.
Низкий уровень сформированности представлений о мире профессий и ценностного отношения к труду у младших школьников характеризуется наличием знаний об отдельных профессиях; непониманием значения труда в жизни человека; затруднением назвать качества личности, необходимые в труде; отсутствием стремления изучать мир профессий; необходимостью получать материальное благо и положение от будущей профессии; стремление к социально-ценностной деятельности у школьника не проявляется, он не умеет преодолевать трудности, возникшие при выполнении трудовых поручений, избегает участия в коллективной деятельности, ученик недисциплинирован и безответственен в трудовой и учебной деятельности.
Таким образом, выявлены критерии (когнитивный, мотивационно-ценностный, деятельностный) и показатели сформированности представлений о мире профессий и ценностного отношения к труду у младших школьников. На их основе разработаны и охарактеризованы уровни сформированности интереса младших школьников к труду (высокий, средний, низкий), которые позволяют проводить диагностику и корректировать процесс его формирования.
Умеренные
1 класс | Игра - практикум "Самообслуживание самого себя" октябрь Операция “Мой класс в заботливых руках” январь Беседа «Чем я могу помочь дома» май |
2 класс | Игра - практикум "Самообслуживание самого себя" октябрь Классный час “Учеба - твой главный труд” декабрь Психологический час « Все сумею сделать сам» май |
3 класс | Игра - практикум "Самообслуживание самого себя" октябрь Беседа “Труд в жизни человека”. январь Презентация "Профессии моих родителей". Правила на работе. май |
4 класс | Игра - практикум "Самообслуживание самого себя" октябрь Презентация профессий: “Мастер своего дела” (в форме сказок) декабрь Раскрась профессию май Инсценирование ситуаций " Правила поведения в обществе" май |
5 класс | Игра - практикум "Самообслуживание самого себя" октябрь Выставка рисунков "Профессии которые я знаю" декабрь Игровая программа « Калейдоскоп профессий» май |
6 класс | Игра - практикум "Самообслуживание самого себя" октябрь Игра-соревнование “Дело мастера боится” январь Видеоролик" Профессии бывают разные" май |
7 класс | Игра - практикум "Самообслуживание самого себя" октябрь Беседа-диалог “Кем я хочу быть и почему?” январь Экскурсия в библиотеку, столовую май |
8 класс | Игра - практикум "Самообслуживание самого себя" октябрь Экскурсия на почту, в музей январь май |
9 класс | Игра - практикум "Самообслуживание самого себя" октябрь Экскурсия в медицинский кабинет, магазин январь Ознакомление родителей с исследованиями психолога по выявлению склонностей ребенка по выбору профессии. май |