СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа работы с одаренными детьми

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПРОГРАММА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

Просмотр содержимого документа
«Программа работы с одаренными детьми»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей №1 имени Александра Сергеевича Пушкина»

















Программа работы с одаренными детьми в начальной школе

(2017-2020 уч.годы)









Составитель:

Феклистова Полина Игоревна

учитель начальных классов












г. Нижневартовск

Пояснительная записка

  1. Актуальность проблемы

Смена парадигмы общественного развития и вхождение в информационно-техническое пространство нынешнего века сформулировали новое поле образовательной деятельности России. Большое влияние на совершенствование всей системы образования в стране, в каждой школе оказывает социальный заказ общества на творческую, активную личность.

Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для этого, чтобы они могли проявить свои дарования — это умелое руководство со стороны взрослых: педагогов, воспитателей, родителей.

«В каждом человеке заключается целый ряд способностей и наклонностей, которые стоит лишь пробудить и развить, чтобы они, при приложении к делу, произвели самые превосходные результаты. Лишь тогда человек становится настоящим человеком», - утверждал А. Бебель.

Каждый человек талантлив по-своему, у каждого есть значительный творческий потенциал. Но возможность творить – это не талант, а умение, которое каждый может в себе выработать. Способность к творчеству, к созиданию является признаком одаренности. Формы проявления способностей могут быть разные: явная, скрытая одаренность.

Отличительным критерием одаренности ребенка, при наличии у него высокой восприимчивости к учению и творческих проявлений, является ярко выраженная, доминирующая потребность в самом процессе умственной деятельности и удовольствие от умственного труда.

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние посылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей является одной из приоритетных задач нашего образовательного учреждения.

Успешность работы с одаренными детьми в школе во многом зависит от того, какая работа проводится с учащимися не только в среднем и старшем звене, но и в начальной школе

Работа с одаренными детьми начинается в школе с начальных классов.

Учителя начальных классов стремятся создавать развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка, а учителя среднего и старшего звена дальше продолжают начатую работу по сохранению и развитию способностей учащихся.

Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления.

Программа направлена на поэтапное решение проблем образования и воспитания одаренных детей в школе в возрастном диапазоне 6,5 – 11 лет. Она будет реализовываться в период с 2017 по 2020 год

  1. Концепция программы.

В основе программы лежит концепция одаренности федеральной целевой программы

«Одаренные дети», утвержденной распоряжением Министерства образования и науки Российской Федерации, концепция «Творческой одаренности» Н.И. Ильичевой.

Основные парадигмы развития одаренности:

    1. Все дети одарены от природы.

    2. На развитие одаренности наибольшее влияние оказывает педагогический фактор. Для определения и уточнения целей и задач программы необходимо дать определение одаренности, опираясь на понятия «одаренность» и «одаренные дети».

Одаренность -
  1. проявляется в высоком уровне общего умственного развития, творческих проявлений и восприимчивости к учению во многих областях знаний.

  2. качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности. Совместное действие способностей, представляющих определенную структуру, позволяет компенсировать недостаточность отдельных способностей за счет преимущественного развития других.

Одаренные дети -
  1. дети с высоким (в сравнении со сверстниками) уровнем общего умственного развития, включающего интеллектуальные и творческие способности, чьи особые потребности в учении связаны с их повышенной любознательностью, исследовательской активностью и стремлением к самостоятельному учению;

  2. дети, обнаруживающие общую или специальную одаренность (к музыке, рисованию, технике и т.д.)

Познавательные возможности обучающихся:
  1. Гениальность - индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.

  2. Талант - выдающиеся способности, высокая степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.

  3. Способности - индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.

Технологическая карта педагогической программы работы с одаренными детьми



Виды

работ

Работа на уроке

Внеурочная деятельность

Работа с родителями

Когда?

При определении уровня предшествующей подготовки и на основании результатов

диагностики

На индивидуальных занятиях, на занятиях научного общества «Азимут»

Через индивидуальные беседы, круглый стол, родительские собрания.

Зачем?

Для развития творческих спо- собностей, для формирования мотивации к обучению.

Для создания интереса к учебе, для создания си туаци успеха, для получения более широкого спектра знаний в ряде образовательных областей.

Для создания единого образовательного пространства, для определения интересов ребенка, его склонностей

и возможностей.

Что?

Выход за рамки программ. Поощрение инициативы учащихся, их самостоятельности

Внеклассная индивидуализация с преобладанием знаний на повышенном уровне сложности.

Совместные занятия, открытые уроки, совместная исследовательская деятельность, совместные мероприятия.

Как?

Включение нестандартных дифференцированных заданий, Введение элементов про- педевтики.

Творческая мастерская, клуб «Азимут», «Дебатинки», олимпиады, ин теллектуальные марафоны, конкурсы.

Совместное выполне ние творческих заданий, участие в совместном заседании научного общества, тесты и анкеты.



Формы работы с одаренными детьми:

  • индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференциро- ванного обучения, проведение нестандартных форм уроков;

  • групповые занятия с одаренными учащимися, подготовка к олимпиадам, интеллектуаль- ным играм;

  • факультативы;

  • участие в школьных и районных олимпиадах по предметам (математика, русский язык, окружающий мир, литературное чтение и др.);

  • участие во Всероссийских дистанционных конкурсах;

  • конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали, спортивные соревнования;

  • посещение предметных и творческих кружков по способностям, а также спортивных секций по интересам;

  • участие в работе школьного научного общества «Азимут»;

  • участие в предметных неделях, научно-практических конференциях;

  • участие в исследовательской работе, проектной деятельности;

  • занятия в клубе «Дебатинки»;

  • экскурсии;

  • создание детских портфолио.



Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
  • принцип создания комфортных условий для совместной работы учащихся и учителя;

  • принцип создания условий для самопознания и самореализации каждой одаренной лич- ности;

  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

  • принцип вариативности реализации содержания, форм, методов учебно-воспитательного процесса;

  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

  • принцип свободы выбора учащимися предметных и творческих кружков, спортивных секций.


3. Основная цель программы «Звездочки зажигаются» - развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся путем создания условий для выявления, поддержки, обучения, воспитания и развития индивидуальных задатков одаренных детей в школе.

Цель достигается следующим путем:
  1. Работа по новым образовательным стандартам;

  2. Внедрение современных образовательных технологий;

  3. Развитие сети дополнительного образования;

  4. Достижение высокого уровня профессиональной квалификации педагогов, позволяю- щей им реализовывать современные модели образовательного процесса;

  5. Мотивация учителя на работу с одаренными детьми;

  6. Создание условий для индивидуализации образования;

  7. Разработка и обеспечение образовательного процесса программно-методическими материалами по работе с одаренными детьми;

  8. Соответствие материально-технической базы современным требованиям ФГОС.

4. Задачи программы:
  1. Обеспечить нормативно-правовое сопровождение работы с одаренными детьми.

  2. Создать максимально благоприятные условия для интеллектуального, морального, культурного и физического развития обучающихся школы.

  3. Создать условия для саморазвития способных и одаренных детей.

  4. Разработать индивидуальные программы развития одаренных обучающихся

  5. Разработать и внедрять прогрессивные технологии в работе с одаренными детьми

  6. Обеспечить максимальную включенность детей в систему разноуровневых мероприятий внеурочной деятельности, дополнительного образования, которая позволит им демонстри- ровать их достижения.

  7. Стимулировать деятельность одаренных детей

  8. Оформить и распространить опыт работы учителей, имеющих высокий результат в ра- боте с одаренными детьми.

  1. Этапы реализации программы:

Реализация программы «Звездочки зажигаются» рассчитана на 4 года: с 2016 по 2020 го- ды.

Первый этап диагностико-организационный –2016-2017 учебный год.

    • Создание нормативно-правовой базы;

    • Обеспечение материально-технической базы;

    • Диагностика потребностей обучающихся, родителей в осуществлении программы.

    • Создание системы диагностики развития одаренности детей в процессе реализации программы;

    • Изучение контингента учащихся школы с целью выявления типов одаренных детей, анализ информации об одаренных детях и условиях их обучения и развития;

    • Отработка отдельных форм и методов работы с одаренными детьми;

    • Создание системы взаимосвязей творческой группы педагогов начальной школы, РГПУ им. А.И.Герцена;

    • организация информационно-методического обеспечения и повышения психолого- педагогической компетентности учителей по проблемам одаренности;

    • разработка и корректировка имеющихся программ по предметам учебного плана, до- полнительного образования и индивидуальных образовательных маршрутов.

Второй этап организационно-практический, этап реализации (2017-2019гг.)

    • Нормативно-правовое обеспечение работы программы;

    • Отбор и отслеживание динамики интеллектуальных и творческих показателей каждого ребенка;

    • Отработка педагогических технологий для индивидуальной и групповой работы с ода- ренными детьми;

    • Углубление теоретико-практической подготовки педагогов, родителей по проблеме одаренных детей;

    • Методическая помощь в реализации программ, обмен опытом и совершенствование профессионального мастерства педагогов;

    • Отслеживание результативности, промежуточная диагностика, сравнительный анализ, коррекция;

    • Систематическая и целенаправленная работа с одаренными детьми в школе, регуляр- ное проведение интеллектуально-творческих мероприятий;

    • Пополнение и обновление банка данных «Одаренные дети школы», банка данных об- разовательных программ, методических материалов, диагностических методик;

    • Организация работы с родителями одаренных детей с целью повышения их психолого- педагогической компетентности и оказания помощи в воспитании одаренных и спо- собных детей;

    • Информирование о ходе реализации программы через сайт школы;

    • Мониторинг личных достижений учащихся;

Третий этап - аналитический ( 2019-2020 год)

      • Сравнительный анализ и обобщение результатов развития одаренных детей;

      • Мониторинг личных достижений учащихся;

      • Создание системы работы с одаренными детьми в условиях образовательного про- странства школы;

      • Анализ деятельности учителей по организации работы с одаренными детьми;

      • Представление результатов опыта работы посредством семинаров, конференций, мастер-классов, через сайт школы;

      • Определение проблем, возникших в ходе реализации программы, пути их решения и разработка перспективного плана-программы дальнейшей работы в этом направ- лении;

      • Издание методических материалов, отражающих опыт проведенной работы.

План работы по реализации программы



Мероприятия

Сроки

Ответственные

Работа с обучающимися

1

Диагностика одаренных детей

Постоянно

Классные

руководители

2

Расширение сети кружков, факультативов, занятий внеурочной деятельности по выбору с учетом способностей обучающихся, запросов учащихся и их родите-

лей

Май,

ежегодно

Администрация

3

Участие школьников в дистанционных

конкурсах, чемпионатах, олимпиадах

Постоянно

Классные руководители

4

Организация и проведение 1 тура Всероссийской олимпиады школьников по предметам: русский язык, математика, окружающий мир

Декабрь- февраль

Администрация, классные руководители

5

Проведение лицейских научно- практической конференции

апрель

Администрация, Классные руко водители

6

Развитие художественной, спортивной, интеллектуальной одаренности посредством кружковой работы

В течение учебного года

Администрация,

классныеруководители, учите-

ля-предметники

7

Студия «Волшебный карандаш». Выставка изобразительного искусства «Волшебная кисточка»

апрель

Руководитель студии

8

Творческая мастерская Выставки: «Чудеса аппликации», «Квиллинг»

Март

Руководители кружков

9

Развитие социальной (лидерской) одаренности через занятия в клубе «Дебатинки», в кружке «Я лидер».

В течение учебного года

Администрация, классные руководители, руководители клуба, кружка, клуба.

10

Работа групп для одаренных детей в школьном летнем оздоровительном лаге- ре, в каникулярной школе.

Ежегодно

Заместитель директора по ВР, классные руководители.

11

Проведение тематических выставок, викторин,

В течение уч. года по плану

Администрация, классные руко водители, библиотекарь

12

Проведение предметных недель: русского языка математики окружающего мира английского языка

согласно плану рабо ты ШМО

учителя начальных классов

13

Поощрение одаренных детей за высокие показатели в учебной, конкурсной, исследовательской деятельности

Ежегодно

Администрация, управляющий совет

Работа с учителями

1

Анализ и корректировка программы

май

Администрация

2

Проведение совещания по результатам диагностирования одаренных и способных обучающихся

Ежегодно, октябрь

Администрация

3

Педсовет «Роль лицея в развитии и обучении одаренных детей»

ноябрь

Администрация

4

Внедрение в практику работы проблем-но-исследовательских, проектных методов обучения

постоянно

Администрация, учителя начальных классов, учителя-

предметники

5

Пополнение банка педагогической информации по работе с одаренными детьми:

  • разработки уроков,

  • материалы олимпиад по предметам,

-разработки интеллектуальных меро- приятий,

  • материалы диагностики по работе с

одаренными детьми


Учителя начальных классов, учителя-

предметники

6

Приобретение методической литературы по работе с одаренными детьми, компью- терных программ для организации рабо-

ты с одаренными детьми.

постоянно

Администрация

7

Составление плана мероприятий с одаренными детьми на учебный год.

Май-июнь,

ежегодно

Администрация

8

Анализ и корректировка системы поощрений победителей олимпиад, конкурсов.

Сентябрь

Администрация,

шк.МО.

9

Организация работы научного общества

учащихся в учебном году( анализ, утвер- ждение плана)

сентябрь

Администрация, шк.МО.

10

Расширение системы внеурочной деятельности для развития творческих способностей младших школьников (исходя из выбора, пожеланий учеников, их роди-

телей): кружки, секции

Ежегодно.

Администрация, учителя начальных классов

11

Размещение на школьном сайте материа лов по работе с одаренными детьми.

Постоянно.

Администрация, учителя начальных классов, учителя предметники

12

Обобщение положительного опыта учителей, работающих с одаренными деть ми:

-выступление на семинарах, ШМО, ММО


Администраия, руководитель ШМО

13

Стимулирование педагогов, работающих с одаренными детьми.

Ежегодно.

Администрация, стимулирующие надбавки

Работа с родителями одаренных детей

1

Анкетирование родителей с целью определения их основных подходов к работе с одаренными детьми

Май

Классный руко водители

2

Родительская конференция «Развитие

творческого потенциала ребенка»

В течение года

Зам. директора

по УВР

3

Круглый стол «Организация досуга одаренных детей»

Декабрь

Зам. директора

по УВР

4

Совместное творчество родителей и детей. Выставки детских работ: «Осенние этюды», «Новогодняя сказка», «Мои

умелые руки» и т. д

В течение года

Учителя- предметники кл.руководтели

5

Спортивные соревнования «Мама, папа, я – спортивная семья»

В течение года

Классные руководители, учитель физкультуры

6

Отправление благодарственных писем родителям учащихся по месту их работы

Май

МО учителей нач.школы

Сотрудничество с другими организациями

1

Сотрудничество с ЦДТ, «Патриот» «У Воз несенского моста»,

Весь период

Администрация, классные руководители


  1. Участники реализации программы Руководители:

    • зам. директора по УВР

    • учитель начальных классов и учитель-предметник

Творческая группа:
    • учителя начальных классов и учителя-предметники;

    • школьный библиотекарь;

    • руководители спортивных секций

    • социальный педагог школы. А также:

    • родители детей

  1. Ожидаемые результаты:
    • Создание банка данных, включающих в себе сведения о детях с различными типами одаренности.

    • Формирование системы работы с одаренными детьми.

    • Обеспечение преемственности в работе начальной и средней школы.

    • Результативное участие школьников в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях, интеллектуальных чемпионатах.

    • Разработка и реализация специализированных, индивидуальных и дифференцированных программ поддержки и развития одаренных детей, создание системы взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, родителями учащихся.

    • Использование системы диагностики для выявления и отслеживания различных типов одаренности (совместно с ЦНК)

    • Разработка системы подготовки педагогов для целенаправленной работы с детьми, склонными к творческой, интеллектуальной, художественно-эстетической и исследовательской деятельности.

    • Обобщение и систематизация материалов педагогической практики.

  1. Материально-техническое обеспечение реализации программы
    • Комплектование школьной библиотеки учебно-методической, научно-методической, психолого-педагогической литературой;

    • Соответствие материально-технической базы современным требованиям ФГОС;

    • Формирование системы поощрения одаренных детей, учителей.

  1. Нормативно - правовая база и методическое обеспечение
    • Конвенция ООН о правах ребенка

    • ФЗ от29.12.2012 №273 - ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

    • Устав ГБОУ НОШ № 615

    • Положения, локальные акты, приказы по школе

    • Программы занятий внеурочной деятельности, кружков

    • Материалы, освещающие работу с одаренными детьми, секций.

  1. Список литературы
  1. Алексеева Н.В. Развитие одаренных детей.- Волгоград :Учитель, 2011

  2. Ананьев Б.Г. О соотношении способностей и одаренности //Проблемы способностей. М., 1962.

  3. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. – М.: Знание, 1991.

  4. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников.- М. Просвещение,2011г.

  5. Григорьев Д.В.Программы внеурочной деятельности. М. Просвещение,2011г

  6. Касперская О.В. Кафедра русского языка. Система работы с одаренными детьми. - Волгоград :Учитель, 2011

  7. Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. М., 1984.

  8. Матюшина А.М. Что такое одаренность: выявление и развитие одаренных детей – М. Омега –Л.2008

  9. Щедрова Е.Ф. Развитие одаренных детей Волгоград :Учитель, 2010

  10. Научно-практический журнал «Завуч начальной школы», № 3, 2009