СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа работы социального педагога с детьми из семей мигрантов и профилактики межэтнических конфликтов в подростковой среде

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа работы социального педагога с детьми из семей мигрантов и профилактики межэтнических конфликтов в подростковой среде»

Программа работы социального педагога с детьми из семей мигрантов и профилактики межэтнических конфликтов в подростковой среде



Актуальность.

Россия всегда была многонациональной страной. Поэтому вопрос о взаимодействии с этнокультурным окружением для нашего населения, а значит и для наших ОУ всегда был и остается актуальным.

Значение психологических факторов в регуляции межэтнического взаимодействия очень велико и будет постоянно возрастать, так как это неизбежно в условиях международных контактов, все большей взаимозависимости стран и народов, целых регионов и континентов планеты друг от друга.

Психологические проблемы, переживаемые мигрантами, коротко можно свести к следующему: многие люди находятся в ситуации реальной угрозы их жизни. Как правило, все они переживают глубокие изменения структуры самосознания, колоссальную смену ценностей, перемену отношения к окружающим людям и к себе. Но один из самых ключевых моментов – это кризис идентичности, потому что в нем фокусируются все проблемы личности беженцев, переселенцев. Кризис всегда свидетельствует о каком-либо несоответствии желаний и возможностей. В частности, кризис идентичности – это ситуация, когда одна идентичность (понимание принадлежности к своему народу) разрушилась, а другая идентичность еще не сформировалась, то есть человек до конца не ответил себе на вопросы: «Кто я?», «Какой я?».

Наглядно данный кризис можно проследить у детей, у которых отец и мать являются представителями разных национальностей. Ребенок может болезненно решать - кто я? Кризис идентичности сопровождается психологическими переживаниями. Человек оказывается в ситуации неопределенности, обостряются все его внутриличностные конфликты, например снижается и без того низкая самооценка. Его личность дезориентирована, происходит ее «расфокусировка»- пропадает внутренний стержень, вследствие чего теряется смысл жизни, возникает депрессия.

Ситуация вынужденной миграции – это всегда психологическая травма. Как правило, люди, вынужденно длительно живущие в другой стране, испытывают культурный шок. Вынужденный мигрант попадает в другой мир, где и климат иной, и еда другая. Здесь другие традиции, другой взгляд на воспитание детей, другие отношения между полами, другой уклад жизни.

Как правило, мигранты пытаются приспособиться к новой среде. Но сделать это очень трудно. Гораздо проще жить по своим правилам и обычаям. И некоторые из представителей мигрантов выбирают иной путь – навязывают свои традиции и свое мировоззрение, свои правила и устои обществу, порой прибегая к агрессивным действиям.

В связи с чем появляются преступные группировки, которые объединены по национальному признаку. Это проявления культурного шока, который может длиться очень долго. Но по мере усвоения новой культуры человек преодолевает этот кризис и становится способным принять чужую культуру.



Цель программы – профилактика в среде обучающихся образовательных учреждений конфликтов на межнациональной почве. Для этого необходимо создать в классных коллективах, включающих в себя представителей этнических меньшинств, условия для успешного эффективного взаимодействия внутри детского коллектива для успешной адаптации национальных меньшинств.



Задачи:

  1. Ознакомить обучающихся с понятием толерантности, критериями толерантности.

  2. Дать возможность осознать причины и следствия непонимания, возникающего на основе взаимодействия человека с представителями других культур.

  3. Показать последствия проявлений нетерпимости между народами и культурами.

  4. Сформировать навыки и установки, необходимые для успешного взаимодействия с представителями различных культур.

  5. Поддержать процесс формирования у обучающихся позитивной самооценки и положительной этнической идентификации.

  6. Познакомить обучающихся с культурой, историей этносов, представленных в классе.

Механизм осуществления программы:

Программа содержит четыре блока:

  1. диагностический;

  2. развивающий (проектная работа);

  3. консультативный;

  4. психолого-педагогическое сопровождение (клубная работа).

Используемые формы и методы – опросник, элементы дискуссии, обучающие упражнения, кейс-методы, ролевое проигрывание, рефлексия.



Программа рассчитана на 12 часов групповых занятий, по одному занятию в неделю. Кроме того, во внеурочное время реализуется консультативная, проектная, клубная деятельность. Программа может быть использована как в полном объеме, так и частично, в зависимости от стоящих задач.



Ожидаемые результаты – успешная адаптация обучающихся, повышение уровня сплоченности классного коллектива, отсутствие или снижение количества конфликтов на межнациональной почве.



Отсроченные результаты – создание волонтерских групп из числа обучающихся, участников данной программы по профилактике конфликтов на межнациональной почве.



Принципы программы:

*Принцип добровольности. Хоть и желательна работа со всем коллективом в целом, но если кто-то из обучающихся по тем или иным причинам отказывается от участия в занятиях, то заставлять нельзя.

*Принцип конфиденциальности. Все, что говориться и происходит в группе, не должно стать достоянием третьих лиц. Это требование является условием создания атмосферы психологического комфорта и доверия.

*Принцип безопасности. Ведущий выступает гарантом психологической и физической безопасности обучающихся.















Содержание программы

Блок

Цели

Задачи

Формы и методы

Сроки

1

2

3

4

5

Диагностический

Определение классных коллективов, где наблюдается неблагополучие, связанное с этническими разногласиями.

1.Выявить классы, в которых обучаются ученики разных национальностей.








2. Выявить особенности идентификации обучающихся со своей этнической группой; особенности их этнического самосознания

1.1.Составление по национальному составу национальной карты класса.

1.2.Наблюдение за проявлением признаков нетерпимости по схеме наблюдения.



2.Опросник «Типы этнической идентичности», автор Солдатова Г.У, Рыжова С.В.

Данная работа проводится в подготовительный период.









Занятие 1

Развивающий

Создание доброжелательной атмосферы в группе. Дать понятие толерантности.

1.Создать условия для знакомства участников.


2.Ознакомить обучающихся с правилами групповой работы.


3.Сделать презентацию программы.

Упражнения «Снежный ком», «Ураган», «Цветик-семицветик».

Беседа о толерантности, о программе.

Занятие 2

Создание условий, способствующих осознанию подростками наличия этнических предрассудков, этнических установок.

1.Познакомить детей с понятиями «предрассудок», «установка».


2. Помочь участникам группы задуматься над своими этническими установками, этническими предрассудками.

3.Организовать обсуждение темы: позитивные и отрицательные этнические установки.

Упражнения «Поздоровайся разными способами», «Паутина предрассудков», игра «Мост».

Занятие 3

Развитие у обучающихся толерантного отношения к представителям разных народов и других культур.

1.Показать опасность проявлений нетерпимости между представителями разных народов и культур.


2.Дать возможность осознать причины и следствия непонимания, возникшего на основе взаимодействия человека с представителями других культур.

Упражнения «Инопланетяне», «Карта нетерпимости»

Занятие 4

Развитие у обучающихся толерантного отношения к представителям других народов.

1.Ознакомить обучающихся с понятием толерантности.


2.Ознакомить обучающихся с критериями толерантности.

Упражнения «Клубочек», притча, синквейн

Занятие 5

Развитие у обучающихся толерантного отношения к одноклассникам – представителям разных этносов.

Структурировать знания обучающихся друг о друге как о представителях разных национальностей.

Игра «Герои наших встреч»

Занятия 6-11 (количество занятий зависит от количества обучающихся в классе). Последняя встреча – заключительная.

Социализация обучающихся.

Формировать навыки и установки, необходимые для успешного взаимодействия с представителями различных культур.

Организация проектной деятельности обучающихся: разработка и реализация проектов на темы: «Новичок в классе», «Моя родина…» и т.д.

В течение всего времени реализации программы.

Консультативный

1.Расширение представлений педагогов и родителей по психологии межэтнических отношений.








2.Оказание индивидуальной психолого-педагогической помощи в решении проблем, связанных с межэтническими отношениями.

1.Создание единого понятийного пространства между всеми участниками воспитательно-образовательного процесса: педагогами, родителями, учениками.



1.Уточнение проблемы.


2.Актуализация стремления разрешить имеющиеся затруднения.

Презентация программы, лекции для педагогов, выступления на родительских собраниях, групповые консультации, беседы с использованием памятки для родителей.


Любые формы и методы индивидуального консультирования.

В течение всего времени реализации программы.

Социально-психолого-педагогическое сопровождение

Социально-психолого-педагогическое сопровождение обучающихся.

Знакомство с национальной символикой, национальными героями, географическими объектами, бытом, национальными костюмами, кухней, обычаями, традициями различных этносов, представленных в классе.

Организация клубной работы (одна встреча посвящается одной этнической группе).

После реализации основной части программы во внеурочное время.



1 заседание клуба в месяц.



Рекомендации к проектной деятельности

В рамках данной комплексной программы по профилактике конфликтов среди подростков в многонациональной среде целесообразна реализация проектов по созданию, например, школьного клуба межкультурного диалога, либо осуществление помощи людям, оказавшимся вынужденными переселенцами, или кружка по изучению русского языка как иностранного, или может быть мини-проект «Моя родина», в котором обучающиеся самостоятельно или с помощью родителей, под руководством педагогов делают презентацию своей малой родины.

Выбор тематики социального проекта неограничен; главное, чтобы работа была актуальной для тех, кому она предназначается и для самих представителей проекта.

Программа действий по реализации социального проекта, как правило, включает в себя несколько обязательных этапов:

Сбор информации, выработка целей и задач проекта, уточнение сроков его реализации, изучение нормативно-правовой базы, изучение истории вопроса, реклама, поиски спонсоров, если проект требует экономических затрат; реальные шаги по реализации проекта, подведение итогов работы.



Рекомендации по организации и проведению клубной работы в школе

Эта работа в школе должна начинаться с создания нормативно-правовой базы, т.е. издания приказа директора, закрепления определенного помещения для работы клуба, разработки положения о клубе.

Обязательно наличие информационного стенда о создании в школе такого клуба, о месте и времени его работы; должны раздаваться приглашения всем желающим принять участие в работе клуба. Встречи в клубе целесообразно проводить 1-2 раза в месяц.

Клуб может иметь свой орган издания, где будут публиковаться заметки о различных культурах: особенностях их фольклор, декоративно-прикладного искусства, одежды, быта; о национальной кухне и о многом другом.

В клубе могут проходить встречи с представителями разных национальностей, диаспор, организовываться дискуссии на различные темы, праздники культуры, тематические дни.













































Литература

  1. Агеев В.С. «Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы» М., 1990г.

  2. Головаха Е.И. Панина Н.В. «Психология человеческого взаимопонимания» К.,1989г.

  3. Кривцова С.В. «Жизненные навыки» М., 2002г.

  4. Солдатова Г.У. Рыжова С.В. «Типы этнической идентичности: методическая разработка» - Кафедра этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования, МГУ.

  5. Стрельцова Е.А. «Воспитание толерантности как социальной основы ненасилия в молодежной среде. Информационно-методический бюллетень №25, Волгоградская область.

  6. Этнопсихологические проблемы вчера и сегодня: хрестоматия/ сост. К.В. Сельченок, 2004г.