ПРОГРАММА
РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА
1-4 «В» класса
МОУ СШ с кадетскими классами № 22
Классный руководитель:
Косокина О. Г.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка
Цели и задачи программы
Принципы реализации программы
Содержание программы
Этапы и формы реализации программы
Условия реализации программы
Кадровое обеспечение программы
Ожидаемые результаты
Перспективный план мероприятий
Список используемой литературы
ПРИЛОЖЕНИЯ
Пояснительная записка
Актуальность программы
развития и воспитания классного коллектива
В отличие от дошкольника жизнь младшего школьника коренным образом меняется, он вынужден быть более самостоятельным, ответственным, должен уметь управлять собой. Со всей остротой в начальной школе встает вопрос об активизации внутренних возможностей личности. Кроме того, этот период социального становления связан у детей с осознанием своего места в системе общественных отношений, появлением у них творческого отношения к дейст- вительности. Происходит формирование внутреннего плана действия, рефлек- сии собственного поведения, что обеспечивает к концу обучения в начальной школе развитие потребностей ребёнка в получении признания другими людь- ми, в развёртывании системы взаимоотношений с ними, новой социально значимой деятельностью.
Взаимодействие между учащимися является основой для успешного разви- тия классного коллектива, в процессе создания которого формируется личность каждого ребенка. Степень успешности определяет самочувствие обучающего- ся, его отношение к миру, желание участвовать в выполняемой работе, стиму- лирует творчество и сотрудничество.
Обучающимся необходимо стать одной большой семьей, члены которой в любой момент готовы протянуть руку помощи, вместе обдумывать и решать коллективные вопросы, вместе организовывать классные мероприятия. Взаи- модействие между учащимися является основой для успешного развития классного коллектива, в процессе создания которого формируется самодоста- точная личность каждого ребенка.
Программа «Ступеньки успеха» - это осуществление «своих собственных надежд и мечтаний», движение по восходящей лестнице личностного развития и успеха ребёнка. Данная программа рассчитана на обучающихся 1-4 классов. Она не противоречит воспитательной программе школы, перекликается с основными направлениями, целями и задачами школьной программы духовно- нравственного воспитания и составлена для обучающихся 1-в класса, с учетом
их индивидуальных особенностей. Педагогическая деятельность нацелена на включение воспитанника в ситуацию успеха, которую должен пережить личностно каждый обучающийся. Ситуация успеха – это субъективное пережи- вание достижений, внутренняя удовлетворенность ребенка самим участием в деятельности, собственными действиями и полученным результатом.
Предполагается, что в ходе реализации данной программы обучающиеся получат возможность участвовать в подготовке классных и школьных меро- приятий, реализовывать свой творческий потенциал, развивать интеллектуаль- ные и творческие способности; научатся соотносить культурные социальные нормы с собственным поведением во всех видах деятельности: общении, учебной, трудовой, художественной, спортивной, духовной, общественной.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы – моделирование и построение воспитательной системы классного коллектива, направленной на формирование разносторонне развитой личности, обладающей интеллектуальными, гражданскими, нравственными качествами, культурой сохранения собственного здоровья.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
создать благоприятные условия для формирования классного кол- лектива, в котором для каждого обучающегося будет создана атмосфера эмоционального комфорта;
интегрировать различные виды деятельности, предоставляя возмож- ность для физического, интеллектуального, нравственного и духовного разви- тия личности каждого обучающегося;
содействовать развитию активности и инициативности, организатор- ских навыков обучающихся, устойчивой потребности в постоянном саморазви- тии и самореализации;
способствовать формированию здорового образа жизни и безопасной жизнедеятельности.
ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Принцип научности
Предполагает построение воспитательного процесса с учетом психологи- ческих и половозрастных особенностей обучающихся и достижений педагоги- ческой, психологической и других наук о человеке.
Принцип открытости
Классный руководитель планирует жизнь в классе совместно с учениче- ским коллективом, оптимально сочетая различные воспитательные модели с жизненным опытом обучающихся. При этом педагог содействует развитию способности обучающегося осознавать свое «Я» в связях с другими людьми и миром, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия. Границы принятия личности обучающегося отражены в двух запретах – «нельзя посягать на другого человека» и «нельзя не работать, не развивать себя».
Принцип привлекательности
Классный руководитель должен увлекать учащихся конечным результатом выполняемого дела. Это активизирует мыслительный процесс, стимулирует интерес к процессу творчества.
Принцип деятельности
Предполагает, что воспитание личности плодотворно только в процессе включения ее в активную, полезную и значимую деятельность, развитие обучающегося происходит только благодаря "присвоению" им общественного опыта в самых различных его проявлениях.
Принцип свободы выбора
Классный руководитель предоставляет каждому обучающемуся возмож- ность выбора заданий, учитывает его мнение, интересы, личные качества и возможности. Такой подход формирует у обучающегося ответственность за выполнение порученного дела и соизмерение своих сегодняшних возможностей с прошлыми возможностями.
Принцип обратной связи
Каждое внеклассное мероприятие должно заканчиваться рефлексией. Со- вместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось, и что не получи- лось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу участия в будущих делах класса. Педагог должен участвовать сам в проводимом меро- приятии. Это изменяет отношение учащихся к роли взрослого в выполненном деле, позволяет увидеть его значимость и необходимость в жизни классного коллектива.
Принцип сотворчества
В этом принципе объединяются два понятия: сотрудничество и творчество. Педагог предоставляет обучающимся право выбора партнера по выполняемому делу. Это повышает результативность выполняемой работы, стимулирует ее успешность. Стимулом творчества учащихся может служить возможность внесения корректив в сценарий внеклассного мероприятия, проявления само- стоятельности и инициативы в порученном деле.
Принцип успешности
Степень успешности обучающегося определяет его отношение к окру- жающим людям, окружающему миру. Классный руководитель отмечает участие каждого ребенка во внеклассной работе и по достоинству его оценива- ет. Если обучающийся будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение.
Принцип гуманизации
Гуманное отношение к личности обучающегося, уважение его прав и сво- бод, предъявление посильных и разумно сформулированных требований; уважения права быть самим собой; ненасильственное формирование требуемых качеств. Только в условиях любви и защищенности ребенок свободно и вольно выражает свои отношения, благоприятно развивается.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
й год реализации программы (1-й класс)
Воспитательная работа в первом классе, основной целью которой является формирование качеств личности, строится с учетом тех потребностей и вопро- сов, с которыми ребенок приходит в школу:
обеспечение успешной адаптации обучающихся на первом этапе образо- вания;
обеспечение положительного эмоционального настроя обучающихся к активной коллективной деятельности через проведение интеллектуаль- ных и творческих конкурсов, игр, спортивных мероприятий;
создание психолого-педагогических условий для общения и коллектив- ной творческой деятельности обучающихся класса, для развития лично- сти и самоутверждение каждого обучающегося, сохранения неповтори- мости и раскрытия потенциальных способностей;
нацеливание обучающихся на успех через сотрудничество, настойчи- вость, личное старание и трудолюбие;
формирование у обучающихся способности стремиться к здоровому об- разу жизни, соблюдению правил безопасной жизнедеятельности;
использование разнообразных форм организации воспитательной рабо- ты;
привлечение родителей к реализации данной программы.
й год реализации программы (2 класс):
Во втором классе уделяется внимание обучению коллективной деятельно-
сти:
создание психолого-педагогических условий для общения и коллектив- ной творческой деятельности обучающихся класса, для развития лично- сти, самоутверждение каждого ребенка, сохранения неповторимости и раскрытия потенциальных способностей;
формирование коммуникативной культуры обучающихся – умения ра- ботать в паре, группе, коллективе;
нацеливание обучающихся на успех через сотрудничество, настойчи- вость, личное старание и трудолюбие;
формирование у обучающихся способности стремиться к здоровому об- разу жизни и безопасной жизнедеятельности;
использование разнообразных форм организации работы с детьми.
й год реализации программы (3-й класс):
После заложенного начала формирования качеств личности и обучения коллективной деятельности основной целью работы в третьем классе является формирование культуры личности:
совершенствование познавательной активности обучающихся;
нацеливание обучающихся на успех через сотрудничество, настойчи- вость, личное старание и трудолюбие;
формирование у обучающихся потребности к расширению своего куль- турного кругозора;
создание условий для общения и коллективной творческой деятельно- сти обучающихся класса;
формирование организаторских умений обучающихся;
формирование устойчивой потребности вести здоровый образ жизни;
использование разнообразных форм организации работы с детьми.
й год реализации программы (4 класс):
При условии доверительного отношения к классу и каждому обучающему- ся в отдельности, основной целью воспитательной работы в 4-м классе стано- вится формирование самосознания:
обеспечение устойчивой потребности у обучающихся к совершенство- ванию своих способностей;
формирование активной жизненной позиции через проведение вне- урочных дел, участие класса в общешкольных и городских мероприя- тиях;
ведение здорового образа жизни и соблюдение правил безопасной жизнедеятельности.
Реализация программы развития и воспитания классного коллектива осу- ществляется по следующим направлениям:
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
формирование у обучающихся знаний о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между лич- ностью и государством, требующих самостоятельного осознанного вы- бора и ответственности за него;
формирование правовой культуры, свободного и ответственного само- определения в сферах правовых отношений;
формирование гуманистического мировоззрения, осознание своих прав и прав других людей;
формирование чувства любви к Родине, семье, школе;
формирование чувства собственного национального достоинства и уважения к другим нациям и народам;
формирование позитивного отношения к обычаям и традициям своей семьи, своего народа;
формирование целостного восприятия мира при разнообразии культур, национальностей, религий, уважение истории и культуры каждого на- рода;
воспитание гражданско-патриотического и духовно-нравственного сознания на основе сохранения культурно-исторического наследия, отечественных традиций через привлечение к изучению истории род- ного края, города.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
формирование нравственных чувств и навыков нравственного поведе- ния;
формирование правил хорошего тона, культуры поведения и отноше- ний;
ориентации в нравственном содержании и смысле поступков, как соб- ственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
воспитание сознательного отношения к учению, развитие познаватель- ной активности и культуры умственного и физического труда;
развитие широких познавательных интересов, инициативы и любозна- тельности, мотивов познания и творчества;
формирование умения учиться и способности к организации своей дея- тельности (планированию, контролю, оценке).
Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни.
- организация и совместное проведение досуга детей и родителей;
организация психолого-педагогического просвещения родителей;
воспитание культуры здорового образа жизни, нетерпимого отношения к вредным привычкам;
знакомство с опытом и традициями людей по сохранению и укрепле- нию здоровья;
формирование навыков безопасного поведения;
формирование нетерпимости и умения противодействовать действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей;
участие в спортивных мероприятиях, посещение спортивных секций.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей сре-
де.
расширение представлений о природе и окружающей среде;
формирование эстетического, нравственного и практического отноше- ния к окружающей среде;
формирование у обучающихся представлений о взаимосвязи природы, явлений окружающего мира с человеком и обществом;
формирование умения понимать природу, чувствовать её красоту, чи- тать её язык, беречь её богатства, заботиться о зимующих птицах и зве- рях, мастерить птичьи домики, кормушки, замечать недостойные слу- чаи обращения человека с живой и неживой природой;
формирование навыков природоохранительного поведения в окру- жающем мире, экологического сознания школьников.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.
формирования чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;
развитие творческих задатков, способностей и склонностей обучаю- щихся, эстетического вкуса, воображения;
развитие эстетического восприятия окружающего мира и способности ценить и создавать прекрасное;
участие в творческих конкурсах;
организация совместной творческой деятельности обучающихся и ро- дителей.
Интеллектуально-познавательная деятельность.
развитие умения учиться как первого шага к самообразованию;
формирование ценностного отношения к знаниям;
создание условий для продвижения обучающихся в интеллектуальном развитии: участие в викторинах, олимпиадах, конкурсах, научно-
практических конференциях;
проектная и исследовательская деятельность;
развитие способности действовать целесообразно, мыслить рацио- нально и эффективно, проявлять свои интеллектуальные умения;
максимальное сближение интересов обучающихся, родителей и пе- дагогов по формированию интеллектуально развитой личности.
ЭТАПЫ И ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Срок реализации программы: 4 года (2016-2020 учебный год)
этап – проектный – изучение классного коллектива, подготовка условий создания системы развития и воспитания классного коллектива, проектирова- ние деятельности (сентябрь-декабрь 2019 учебного года).
Изучение нормативно-правовой базы.
Изучение личности обучающихся:
изучение медицинских карт обучающихся, особенностей их физиче- ского и психического развития;
наблюдение за обучающимися на учебных занятиях, во время пере- мен, прогулок и внеурочной деятельности, внеклассных мероприятий;
углубленное психолого-педагогическое изучение обучающихся, вы- явление индивидуальных особенностей развития и самооценки обучающихся (анкетирование, диагностики);
Изучение межличностных отношений, психологического климата в классном коллективе:
этап – практический – формирование и развитие классного коллектива (январь 2020 - март 2023 учебного года).
Обеспечение реализации программы развития и воспитания классного коллектива «Ступеньки успеха».
Регулярный промежуточный мониторинг эффективности программы, внесение корректировки по необходимости.
этап – обобщающий (аналитический) – осуществление мониторинга эффективности программы, анализ итогов реализации программы, обобщение опыта, разработка методических рекомендаций (апрель, май 2023 учебного года).
Формы организации деятельности:
классные часы, классные собрания, беседы, обсуждения;
конкурсы, викторины, игры, праздники, фестивали, экскурсии, со- ревнования;
творческие и интеллектуальные конкурсы, олимпиады, марафоны;
индивидуальные и групповые занятия, беседы, консультации;
проектная и исследовательская деятельность;
встречи с интересными людьми;
заочные путешествия;
родительские собрания, консультации.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Нормативно-правовые условия.
Работа по организации развития и воспитания классного коллектива строится в соответствии с требованиями нормативно-правовых документов.
Психолого-педагогические условия:
обеспечение педагогической целостности воспитательного процесса;
осуществление научно обоснованной педагогической позиции общей цели и конкретных частных задач воспитательного процесса;
обязательный постоянный контроль, оценка и по необходимости коррекция результатов.
Организационные условия:
создание условий для самореализации каждого обучающегося;
актуализация демократических установок в жизнедеятельности школьного сообщества;
развитие лидерских качеств и привлечение членов классного коллек- тива к решению социально значимых проблем;
сотрудничество с социумом, учреждениями культуры и дополни- тельного образования города;
включение обучающихся в реальные социально значимые дела;
Кадровые условия:
развитие профессиональной компетентности учителя, целью которой является позитивное преобразование профессиональной позиции педагога как воспитателя в области развития и воспитания классного коллектива;
обеспечение педагогами комфортных условий для обучающихся в воспитательной деятельности;
создание условий для развития способностей педагога, его профес- сиональной деятельности, самосовершенствования.
Методическое обеспечение:
повышение уровня теоретической (предметной) и психолого- педагогической подготовки учителей в области воспитания;
обогащение новыми педагогическими технологиями, формами и ме- тодами воспитания;
работа по изучению новых нормативных документов, инструктивно- методических материалов по развитию и воспитанию обучающихся.
Материально-технические условия:
учебное пространство (учебный кабинет, кабинеты для занятий вне- урочной деятельности);
спортивное пространство (2 спортивных зала);
компьютерные места для обучающихся (компьютерный кабинет);
здоровьесберегающее пространство (спортивная площадка во дворе школы);
ИКТ-ресурсы:
аудиозаписи в соответствии с программой;
мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы;
электронные учебники;
интерактивные ресурсы;
тематические презентации.
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
В реализации программы участвуют:
классный руководитель;
родители обучающихся класса;
учителя-предметники;
преподаватели внеурочной деятельности;
педагог-психолог;
социальный педагог;
преподаватель ОБЖ;
медицинский персонал школы;
библиотекарь
инспекторы ГИБДД;
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Образование сплоченного, организованного, самоуправляющегося, с демократично сформированными органами самоуправления, содружества педагогов, обучающихся и родителей, создание положительной репутации классного коллектива.
Вовлечение всех обучающихся в активную деятельность.
Формирование у обучающихся сознательной дисциплины, навыков культурного поведения.
Раскрытие и развитие способностей каждого обучающегося, повы- шение учебной мотивации.
Обучающиеся обладают настойчивостью в достижении поставлен- ных целей, стремятся преодолевать затруднения в учебе и внеклассной работе, в личном поведении, умеют проявлять собранность, организованность.
Стабильный положительный настрой учащихся к активной познава- тельной и творческой деятельности.
Осознание обучающимися ценности межличностных отношений и необходимости их расширения;
Заинтересованность и активное участие родителей по развитию спо- собностей своих детей, организации их досуга.
Увлечённость обучающихся занятиями внеурочной деятельности.
Овладение навыками самостоятельной организации учебной и вне- урочной деятельности.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
1-4 класс
Воспитание граж- данственности, пат- риотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям че- ловека | Воспитание нрав- ственных чувств и этического соз- нания | Воспитание тру- долюбия, творче- ского отношения к учению, труду, жизни | Формирование ценно- стного отношения к семье, здоровью и здо- ровому образу жизни | Воспитание цен- ностного отноше- ния к природе, ок- ружающей среде | Воспитание ценност- ного отношения к прекрасному, форми- рование представле- ний об эстетических идеалах и ценностях | Интеллекту- ально- познаватель- ная деятель- ность |
встречи с инте- ресными людьми; поздравления ве- теранов; концерт для ве- теранов; классные часы: «Мой город», «Я – гражданин России», «Мои права и обязанно- сти», «Край, в ко- тором я живу»; цикл классных часов, посвящен- ных Дням Воин- ской славы; | беседы; инсценировки; художественные выставки, уроки этики; классные часы; просмотр и об- суждение мультфильмов; коллективные игры; акции благотво- рительности; творческие про- екты, презента- ции | экскурсии, встречи с пред- ставителями разных профес- сий; беседы; просмотр и об- суждение пре- зентаций; сюжетно- ролевые игры; конкурсы; проектная дея- тельность | беседы, просмотр и обсуждение фильмов; чтение и обсуждение произведений; прогулки; посещение спортив- ных секций; подвижные игры; спортивные соревно- вания; «Папа, мама, я – спортивная семья» тематические празд- ники и образователь- ные события с уча- стием родителей; оформление Уголка Безопасности по ПДД и ОБЖ. | беседы, просмотр учебных фильмов экскурсии, про- гулки; экологические акции «Помоги птицам»; коллективный природоохранный проект «Спаси деревце»; акция «Сохраним жизнь книги»; проектная дея- тельность. | предметные уроки; беседы, просмотр учебных фильмов; экскурсия в художе- ственную школу; посещение конкур- сов детского творче- ства; проведение выста- вок семейного ху- дожественного творчества; участие в художест- венном оформлении помещений школы (класс, фойе) | конкурсы; тематиче- ские викто- рины; олимпиады; проектная деятель- ность; библиотеч- ные уроки; интеллекту- альные ма- рафоны |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности граж- данина России. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А.- М.: Просвеще- ние, 2011.
Воспитательная система класса: теория и практика. Методические реко- мендации/Под ред. Е. Н. Степанова. - М.,ТЦ Сфера, 2005.
Дереклеева Н. И. Справочник классного руководителя (1-4 классы) / Под ред. И. С. Артюховой. – М., ВАКО, 2005.
Рожков М. И. Байбородова Л. В. Организация воспитательного процесса в школе. – М.:ГИЦ Владос, 2001.
Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические реко- мендации. / Под ред. Е.Н.Степанова. - М., 2000 г.
Ресурсы Интернет: http://nsportal.ru http://festival.1september.ru/ http://standart.edu.ru/ http://www.doinhmao.ru/