СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа развивающих психологических занятий для детей с ограниченными возможностями здоровья «Траектория развития» для 5-9 классов

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа

развивающих психологических занятий

для детей с ограниченными возможностями здоровья

«Траектория развития»

для 5-9 классов

Просмотр содержимого документа
«Программа развивающих психологических занятий для детей с ограниченными возможностями здоровья «Траектория развития» для 5-9 классов»

Программа

развивающих психологических занятий

для детей с ограниченными возможностями здоровья

«Траектория развития»

для 5-9 классов



Программа предполагает психологическое сопровождение детей с ОВЗ.

Психологические занятия с воспитанниками рассчитаны на 34 часа. Работа ведется в индивидуальном режиме.

Режим работы: 1 занятие в неделю.

Цель программы:

Создание социально-психологических условий для когнитивного и личностного развития детей с ОВЗ.

Задачи:

- Создание психологически комфортных условий для развития и обучения детей с ОВЗ;

- Психологическая коррекция и развитие когнитивной и личностной сферы детей с ОВЗ;

- Социализация обучающихся с ОВЗ в современном обществе.

Актуальность  программы психологического сопровождения детей с ОВЗ

Задачи гуманизации и индивидуализации процесса воспитания и обучения детей требуют обязательного учета психофизиологических особенностей каждого ребенка, создания оптимальных условий для их полноценного развития, личностного становления, формирования индивидуальности, оказания психолого-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Дети с ОВЗ нуждаются в своевременном выявлении социально-психологических проблем, в реализации потенциальных возможностей ребенка и создании условий для их развития психолого-педагогическими средствами.

В этой связи можно видеть рост интереса со стороны педагогической общественности к психологической проблематике, к обсуждению проблемы интеграции детей с особыми нуждами в общеобразовательную среду и создания новых технологий для работы с такими детьми. В докладе Государственного Совета РФ «Образовательная политика России на современном этапе» подчеркивается: «Дети, имеющие проблемы со здоровьем, должны обеспечиваться государством медико-психологическим сопровождением и специальными условиями для обучения.

Для осуществления этой задачи составлена данная программа психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, учитывающая психофизиологические особенности каждого ребенка и создающая оптимальные условия для развития, личностного становления, формирования индивидуальности детей.

Программа предполагает реализацию следующих направлений:

1.Диагностическое направление:

- Актуальный уровень развития;

- Особенности эмоционально-волевой сферы, личностных характеристик;

- Характер взаимодействия с ближайшим социальным окружением;

2.Коррекционно-развивающее направление:

- Развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков;

- Развитие познавательной деятельности и психических функций;

- Совершенствование навыков учебной работы;

- Совершенствование самоконтроля, произвольной регуляции деятельности.

Работа с детьми с ОВЗ построена на принципах:

1. Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи;

2. Гуманно-личностный – всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи, вера в них, формирование позитивной «Я-концепции» каждого ребенка, его представления о себе

3. Принцип комплексности  психологическую помощь можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте психолога с администрацией, педагогами и родителями.

4. Принцип деятельностного подхода  психологическая помощь осуществляется с учетом ведущего вида деятельности, определяемого возрастом ребенка. А также на тот вид деятельности, который является личностно-значимым для ребенка.

5. Принцип «здесь и теперь»: работа с «живым содержанием» (с ситуациями из реальной жизни детей, в том числе возникающими непосредственно на занятиях).

В процессе проведения программных мероприятий используются следующие технологии:

В процессе реализации программных мероприятий ведущей является технология сотрудничества и игровые технологии. Фрагментарно используется технология группового тренинга. Сопутствующим являются ИКТ.

Критерии ограничения и противопоказания на участие в программе:

- Отказ воспитанников от психологического сопровождения

Гарантия прав участников программы осуществляется в соответствии с:

- «Положением о психологической службе»;

- «Этическим кодексом практического психолога».

Сфера ответственности участников программы:

Определяется условиями, согласованными куратором работы с детьми с ОВЗ с педагогом-психологом.

Специалисты необходимые для реализации программы:

Практический психолог, социальный педагог, медицинский работник.

Срок реализации программы: 1 учебный год.

Этапы работы:

- Организационный этап (психодиагностика);

- Практический блок (Коррекционно-развивающая и профилактическая работа)

- Рефлексия.

Предполагаемый результат:

Для  детей с ограниченными возможностями здоровья:

- Создание психологически комфортных условий для эмоционально-личностного и когнитивного развития;

- Социализация в обществе.

Критерии оценки достижения планируемых результатов:

Оценка достижения планируемых результатов осуществляется посредствам диагностического блока программы и отзывов участников образовательного процесса.

Контроль за реализацией программы:

Осуществляется представителем администрации центра помощи детям, курирующим учебно -воспитательную работу.


Тематическое планирование по программе «Траектория развития»

5 - 7 классы


Раздел,

тема

Количество часов

всего

теоретических

практических

диагностических

Вводное занятие.

Что такое психология и чем занимаются психологи?

1



1

I Этап психодиагностики.

2

Диагностика уровня интеллектуального развития



1


Диагностика эмоционально-волевой сферы, личностных характеристик, характера взаимодействия с социумом.



1


Я познаю себя.

5

Кто Я, какой Я?


1



Что я могу и что мне для этого нужно?


1



Я мечтаю…



1


Я и мои цели.


1



Я – это мое настоящее.

Я – это мое будущее.



1


Я имею право чувствовать и выражать свои чувства.

4

Чувства бывают разные.


1



Чувства со знакоми «+» и «-».



1


Управление эмоциями. Саморегуляция.



2


Я и мой внутренний мир.

3

Каждый видит и чувствует мир по-своему.



1


Любой внутренний мир ценен и уникален.



1


Трудные ситуации могут научить меня…


1



Я и ты.

4

Я и мои друзья.



1


Я не одинок в этом мире.



1


Что такое конфликт?

1




Конструктивное разрешение конфликтов.



1


Ценности и их роль в жизни человека.

2

Что такое ценности?


1


1

Мои ценности.



1


Учусь с удовольствием.

10

1. Портрет успешного ученика.



1


2. Мои способности.



1


3. Что такое внимание?


1



4. Учусь быть внимательным.



1


5. Что такое память?


1



6, 7. Техники эффективного запоминания.



2


8. Что такое мышление?


1



9. 10. Секреты логики и творческого мышления.



2


II Этап психодиагностики

2

Диагностика уровня интеллектуального развития




1

Диагностика эмоционально-волевой сферы, личностных характеристик, характера взаимодействия с социумом.




1

Подведение итогов работы по курсу.

1




Мои достижения (итоги года)



1


Всего:

34





Тематическое планирование по программе

«Траектория развития» 8-9 класс.


Раздел,

тема

Количество часов

всего

теоретических

практических

диагностических

Вводное занятие.

Что такое психология и чем занимаются психологи?

1



1

I Этап психодиагностики.

2

Диагностика уровня интеллектуального развития



1


Диагностика эмоционально-волевой сферы, личностных характеристик, характера взаимодействия с социумом.



1


Психология личности.

7

Кто я?



1


Осознаю и принимаю себя.



1


Характер, темперамент, личность.


1



Чего я хочу?



1


Личность и культура.


1



Личностный рост.



1


Я в мире и мир во мне.



1


Познаваельные процессы.

9

Ощущения и органы чувств.


1



Как я воспринимаю мир.



1


Будь внимателен.



1


Учусь быть внимательным.



1


Загадки памяти.


1



Мнемотехнические приемы.



1


Как мы учимся?


1



Обучение и развитие.



1


Сила разума.



1


Эмоции и чувства.

6

Эмоции и их роль в жизни человека.


1



Радуга эмоций.



1


Любовь и дружба.


1



Стресс.


1



Управление эмоциями. Саморегуляция.



2


Психология общения.

3

Общение в моей жизни.


1



Технология эффективной коммуникации.



1


Поведение в конфликтной ситуации.



1


Жизненное самоопределение личности.

3

Мои способности.



1


Что такое «личностная зрелость»?


1



Что такое профессиональное самоопределение?


1



II Этап психодиагностики

2

Диагностика уровня интеллектуального развития




1

Диагностика эмоционально-волевой сферы, личностных характеристик, характера взаимодействия с социумом.




1

Подведение итогов работы по курсу.

1




Мои достижения (итоги года)



1


Всего:

34







ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:


1. Интернет-ресурс. Пограмма «Психология». Режим доступа: http://iclass. *****/;

2. Игротека психолога-практика. Сайт «Школьный психолог». Режим доступа: http://www. gmo.86mmc-megion. *****/

3. А-Я психология. Психологические тесты, тренинги, упражнения. Режим доступа: http://*****/

4. «Твое здоровье. (регуляция психики)», Г. К.Зайцев, С-П «Детство-пресс»,2007г.

5. «Приключения во внутреннем мире» Психология для старшеклассников.. И. В.Вачков

6. «Я и мой внутренний мир. Психология для старшеклассников», М. Р.Битянова

7. «Психология старшеклассника» Пособие для учителей, И. С.Кон

8.«Оложненное поведение подростков: причина. Психолого-педагогическое сопровождение, коррекция»., Т. А.Шешковец.

9. «Подросток: путь к саморазвитию». Итапов А. В.




КГБУ «Топчихинский центр помощи детям»






Утверждаю:

Директор КГБУ «Топчихинский центр

помощи детям»

_____________________ М.М. Колоскова

«_____» ___________________ 2018г.















Программа

развивающих психологических занятий

для детей с ограниченными возможностями здоровья



«Траектория развития»

для 5-9 классов

















с.Топчиха 2018 год