СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа секции ОФП предназначена для учащихся 2-4 классов, обучающихся в классах С(К)О, и рассчитана на три года обучении, 102 учебных часов.

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа секции ОФП предназначена для учащихся 2-4 классов, обучающихся в классах С(К)О, и рассчитана на три года обучении, 102 учебных часов.»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа №5»





Рассмотрена на заседании ЭМС Утверждаю

Протокол №5 от 23.01.2020 Директор МБОУ «Школа №5»

__________М.Ю.Заболотских

Рекомендована к реализации 27.01.2020г.

педагогическим советом

Протокол № 10 от 27.01.2020г.







Дополнительная общеразвивающая программа

для детей

секция ОФП










Срок реализации: 102 час

Автор – составитель:

Воронцова О.В., учитель

физической культуры









г. Муравленко, 2020



  1. Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа для детей секция ОФП (общая физическая подготовка) разработана с учетом следующих нормативных правовых актов:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (гл.13 ст. 101);

  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей от 11 декабря 2006 г. N 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. №1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

  • Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях, разработанная Министерством образования и науки РФ;

  • Положение о дополнительных образовательных программах МБОУ «Школа № 5», утвержденное приказом ОУ № 30 от 15.01.2020 года.

Программа секции ОФП физкультурно-спортивной направленности для учащихся  2-4 классов начальной школы общеобразовательных учреждений основывается на курсе «Физическая культура», усиливает вариативную составляющую начального общего образования с учетом опыта, интересов, возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.

Программа секции ОФП предназначена для учащихся 2-4 классов, обучающихся в классах С(К)О, и рассчитана на три года обучении, 102 учебных часов.

В последние годы наблюдается тенденция к увеличению исследований значения физической культуры, физических упражнений для улучшения здо­ровья, уделяется внимание вопросам физического воспитания школьников и физической реабилитации детей-инвалидов, но все еще мало сведений о физ­культурных интересах взрослых-инвалидов и совсем нет работ по воспита­нию интереса к физическим упражнениям у детей-инвалидов.

Физическое воспитание учащихся – многогранный педагогический процесс, который осуществляется в системе специальных мероприятий, тесно связанных друг с другом. Большую роль играет тесный контакт школы с семьей, организации правильного режима дня: пребывание на свежем воздухе, сон и питание детей, физические упражнения, прогулки, домашние задания по физической культуре и т.п.

Физическая культура является частью общечеловеческой культуры, и ее цель - достижение физического совершенства человека, повышение вы­носливости и сопротивляемости организма, способности противостоять не­благоприятным условиям жизни и отрицательным воздействиям окружаю­щей среды. В связи с ростом инвалидности в большинстве стран мира, свя­занным с усложнением производственных процессов, ухудшением экологи­ческой обстановки, широким распространением военных конфликтов, возни­кает огромная потребность в развитии адаптивной физической культуры, то есть физкультуры, адаптированной к особенностям людей с нарушениями в развитии и ограниченными физическими возможностями.

Адаптивная физкультура - это социальный феномен, целью которого является налаживание и укрепление социальных связей человека, ранее имевшего ограниченный доступ или вообще не включенного в социальный процесс, приобщение его к полноценной жизни, наполненной новым смыс­лом и эмоциями. Таким образом, адаптивная физкультура - это, скорее, не метод лечения, а способ переключения внимания инвалидов с болезни на общение, активный отдых и развлечение.

Основная идея программы – создание условий для раскрытия физического потенциала каждого обучаемого, для его самореализации. Особое внимание уделено становлению духовного мира детей, развитию их культурных потребностей, физического воспитания, созданию условий для формирования системы нравственных ценностей, коммуникативной культуры.

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к воспитанию и развитию физических качеств, способных решать современные задачи восприятия мира и развития личности в целом.

Адаптивная физкультура - это социальный феномен, целью которого является налаживание и укрепление социальных связей человека, ранее имевшего ограниченный доступ или вообще не включенного в социальный процесс, приобщение его к полноценной жизни, наполненной новым смыс­лом и эмоциями. Таким образом, адаптивная физкультура - это, скорее, не метод лечения, а способ переключения внимания инвалидов с болезни на общение, активный отдых и развлечение.

Необходимым условием при занятиях с элементами адап­тивной физической культурой является правильная классификация детей по спо­собностям, стремление к максимальному уравниванию шансов на победу. Такое распределение осуществляется по двум направлениям - медицинско­му, где основным критерием является степень имеющегося поражения функ­ций, и по спортивно-функциональному, где учитывается специфика двига­тельной активности в каждом конкретном виде деятельности.

Программа характеризуется следующими отличными особенностями:

- направленностью на реализацию принципа вариативности, задающего возможность более полной реализации личностно- ориентированного подхода в образовательном процессе, содержания учебного материала с учетом состояния здоровья учащихся, их физического развития и физической подготовленности, а также интереса к предмету «Физическая культура».

- направленностью на реализацию принципа достаточности структурной сообразности программного материала, его непосредственную ориентацию на общеприкладную и личностно - значимую физическую подготовку, и сочетание с основными компонентами физкультурно-оздоровительной деятельности.

Цели и задачи программы

Цель данной программы - максимально возможное развитие жизнеспособности ребенка, име­ющего устойчивые отклонения в состоянии здоровья и (или) инвалидность, за счет обеспечения оптимального режима функционирования от­пущенных природой и имеющихся в наличии его телесно-двигательных характеристик и духовных сил. У детей с отклонениями в физическом или психическом здоровье занятия в секции общей физической подготовки формируют:

  • осознанное отношение к своим силам в сравнении с силами сред­нестатистического здорового человека;

  • способность к преодолению не только физических, но и психоло­гических барьеров, препятствующих полноценной жизни;

  • компенсаторные навыки, то есть позволяет использовать функ­ции разных систем и органов вместо отсутствующих или нарушен­ных;

  • способность к преодолению необходимых для полноценного функционирования в обществе физических нагрузок;

  • потребность быть здоровым, насколько это возможно, и вести здоровый образ жизни;

  • осознание необходимости своего личного вклада в жизнь обще­ства;

  • желание улучшать свои личностные качества;

  • стремление к повышению умственной и физической работоспо­собности

Задачи программы можно разделить на две группы:

Первая группа - коррекционные, компенсаторные и профилактические задачи: укрепление здоровья, правильное физическое развитие, закаливание школьников.

Вторая группа - образовательные, воспитательные и оздоровительно-развивающие задачи: обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам, воспитание основных двигательных качеств, сообщение необходимых сведений о режиме дня, правильном дыхании.

Программа рассчитана на 3 года обучения (1 нед/ч;34 час.в год; 102 ч. за три года обучения; из них - 85% отводится на практику)

Направленность программы. Дополнительная образовательная программа для детей 7-10лет обучающихся в классах С(К)О, предназначена для использования в общеобразовательных учреждениях. Программа «Общая физическая подготовка» - это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на физическую подготовленность учащихся и адаптацию к нормальной социальной среде, пре­одолению психологических барьеров, препятствующих ощущению полноцен­ной жизни, а также сознанию необходимости своего личного вклада в соци­альное развитие общества.

Программа признана обучать школьников формированию здорового образа жизни, используя все средства и формы физического воспитания. Она стимули­рует позитивные морфо-функциональные и анатомо-физиологические особенности развития организма, формируя тем самым необходимые двигательные координации, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенство­вание организма. В данной программе большое внимание уделяется воспитанию правильной осанки, укреплению основных мышечных групп и закаливанию учащихся. Рекомендуется планировать работу так, чтобы максимальное число занятий проводилось на свежем воздухе на пришкольной площадке. Значительное место отведено различным общеразвивающим упражнениям с предметами (малыми и большими мячами, гимнастическими палками и др. спортивным инвентарем).

Магистральным направлением адаптивной физической культуры явля­ется формирование двигательной активности, как биологического и социаль­ного факторов воздействия на организм и личность человека. Занятия по программе ведутся в течение трех лет. Заниматься в кружке может каждый школьник, прошедший медицинский осмотр и допущенный врачом к занятиям. Занятия в кружке общей физической подготовки являются стимулом к проявлению интереса для самостоятельных занятий в домашних условиях и на уроках физической культуры.

Программа составлена из отдельных самостоятельных разделов двигательной деятельности, отличной друг от друга по характеру и объему. При планировании занятий учитываются индивидуальные особенности детей. При подборе средств и методов практических занятий учитывается интерес учащихся.

Учитывается интерес детей к тем видам спорта, которые пользуются популярностью в повседневной жизни (волейбол, баскетбол, футбол). В зависимости от возраста детей, пола, времени года и местных особенностей подбирается дополнительный материал к материалу. Каждый следующий год программы предполагает увеличение физической нагрузки и сложности элементов, максимального развития физических возможностей и духовных качеств детей. Занятия должны быть интересными и увлекательными, поэтому используются комплексные занятия, в содержание которых включаются упражнения из разных видов спорта (легкая атлетика, гимнастика, спортивные игры).

         Базовые теоретические идеи:

  1. Идея компетентностного подхода в обучении – обучение приобретает деятельностный характер.

  2. Идея самоопределения - учащийся как субъект деятельности развивается в различных видах образовательной деятельности на основе свободного выбора.

  3. Идея личностно-ориентированного образования – личность учащегося, его неповторимая индивидуальность составляет главную и приоритетную ценность, от которой проектируются все остальные звенья образовательного процесса.

  4. Идея вариативного образования – вариативность и многофакторность обучения позволяют гибко учитывать интересы и познавательные возможности обучающегося и реализовывать принципы индивидуализации и дифференциации.

  5. Идеи открытого образования (сотворчество и кооперация) – выстраивание системы взаимодействия и взаимообмена с большой социальной средой с целью обеспечения многообразия и альтернативных путей становления личности младшего школьника.

Ключевые понятия: личность обучающегося, индивидуальность, деятельностный характер обучения, продуктивная деятельность, вариативность, сотрудничество.

Каждое практическое занятие состоит из трех частей: - подготовительной, куда включаются физические упражнения в ходьбе, беге, общеразвивающие упражнения (без предметов, с предметами, в парах и т. д.) в том числе и под музыкальное сопровождение;

- основной, в которой выполняются упражнения из разделов гимнастики с элементами акробатики, легкоатлетическими упражнениями, проводятся подвижные игры на развитие физических качеств и занятия с элементами спортивных игр;

-заключительной, включающей ходьбу, бег в медленном темпе, игры на внимание, дыхательные упражнения. В конце заключительной части подводятся итоги занятия, и объясняется домашнее задание.

В целях лучшей реализации программы необходимо соединить учебно-оздоровительные занятия в секции с выполнением ежедневных самостоятельных занятий. Спортивные соревнования в секции повышают интерес к занятиям. Инструкторские и судейские навыки приобретаются в процессе проведения воспитанником одной из частей практического занятия с группой (с методической помощью руководителя секции) и судейства соревнований. Весь учебно-воспитательный процесс должен быть направлен на воспитание у детей чувства ответственности за свои действия перед коллективом.

  1. Межпредметные связи.

В содержательном плане программа предполагает реальные взаимосвязи с другими предметами:

Математика – математические эстафеты, в ходе которых учащиеся должны уметь быстро ориентироваться в числах.

Чтение – сюжетно-ролевые игры, учащиеся учат стихотворные элементы игр «Мы веселые ребята, любим бегать и играть, но попробуй нас догнать!», «Мы два брата молодые, два Мороза удалые….!», «Ждут нас быстрые ракеты для прогулок по планетам, на какую захотим, на такую полетим, но в игре один секрет, опоздавшим места нет» и др.

  1. Реализация программы.

Программа составлена из отдельных самостоятельных разделов двигательной деятельности, отличной друг от друга по характеру и объему. При планировании занятий учитываются индивидуальные особенности детей. При подборе средств и методов практических занятий учитывается интерес учащихся.

Учитывается интерес детей к тем видам спорта, которые пользуются популярностью в повседневной жизни. В зависимости от возраста детей, пола, времени года и местных особенностей подбирается дополнительный материал к школьному материалу. Каждый следующий год программы предполагает увеличение физической нагрузки и сложности элементов, максимального развития физических возможностей и духовных качеств детей. Занятия должны быть интересными и увлекательными, поэтому используются комплексные занятия, в содержание которых включаются упражнения из разных видов спорта (легкая атлетика, гимнастика, подвижные игры).

Программа каждого года строится по единой схеме (с учетом возраста группы и заболеваемости) и предусматривает: теоретические и практические занятия, участие в соревнованиях, инструкторскую и судейскую практику; обязательное знание и соблюдение правил техники безопасности во время занятий.

В процессе занятий руководитель определяет отношение воспитанника к делу, которым он занимается, к людям, его окружающим, к себе, к природе; определяет направленность личности воспитанника, его интересы, мотивы поведения, степень развития нравственных и волевых качеств и строит на этой основе учебно-воспитательную работу.

Особое значение в работе секции придается воспитательной работе.

Дети, имеющие отклонения в состоянии здоровья должны быть интегриро­ваны в общество на их собственных условиях, на основе самостоятель­но принимаемых решений. Все физкультурно-оздоровительные мероприятия направлены на сохранение здоровья и развитие чувства уважения к своим друзьям, родителям и обществу. В целом воспитание направлено на формирование всесторонне развитого человека, объединение ребят в единый сплоченный коллектив.

Достижение поставленной цели невозможно без укрепления связи с семьей. Ведутся постоянные беседы с родителями, проводятся совместные спортивные соревнования ребят и родителей.

Состав участников – не более 18 человек.

Занятия могут проходить со всем коллективом, по подгруппам, индивидуально. Программа составлена из отдельных самостоятельных разделов двигательной деятельности, отличной друг от друга по характеру и объему. При планировании занятий учитываются индивидуальные особенности детей. При подборе средств и методов практических занятий учитывается интерес учащихся.

Условия реализации программы.

Методическая литература и пособия для педагогов:

1) DVD - диски с записями волейбольных матчей и тренировок;

БЖД. Спорт. Военное дело.

2). Методический комплект:

-физические упражнения для развития гибкости;

- физические упражнения для развития ловкости;

- физические упражнения для развития быстроты;

- физические упражнения для развития силы;

- физические упражнения для развития выносливости;

2). Упражнения для улучшения зрения.

3). Дыхательные упражнения в укреплении здоровья.

4). Профилактика плоскостопия.

5). Позвоночник гибок - тело молодо.

6). Игры народов Севера

7). Общеразвивающие упражнения:

- без предметов;

- упражнения на гимнастической стенке;

- упражнения с мячами;

- в парах.

8). Разработка игр (приложение №1)

Материально - техническое обеспечение

Занятия проводятся в спортивном зале, с хорошим освещением.

Оборудование и инвентарь:

• Волейбольная сетка.

• Мячи волейбольные.

• Мячи набивные.

• Мячи баскетбольные.

• Скакалки.

  • Теннисные мячи.

Учебные пособия

  • Игры на воздухе/ Составитель Т. Барышникова: Кристалл, КОРОНА, 2001г. – 288стр.

  • В часы досуга. Составитель И. Н. Крайнева – СПб: «Кристалл», 1996. – 544 стр.

Методические пособия

1).«Методика преподавания физической культуры» Л.Д.Глазырина (1-4 класс) Москва, «ВЛАДОС», 2010.

2). Программа для учащихся специальной медицинской группы общеобразовательных учреждений. «Физическая культура» 1-11 классы. 2-е изд. Москва: «Дрофа», 2011. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве образовательных программ по физической культуре для учащихся 1-11 классов образовательных учреждений.

3). «Теория и организация адаптивной физической культуры» С.П.Евсеев. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Советский спорт, 2010.

Учебно-методический комплекс

Нормативно-правовые документы

■Федеральный государственного образовательный стандарт основного общего образования.

Формы и методы занятий.

Форма занятий – учебно–оздоровительная.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

Индивидуальная деятельность учащихся: составление режима дня, комплекс утренней гимнастики, домашние задания, изучение истории развития физкультурного движения, занятия спортом в семье, измерение физического развития.

Групповые: подвижные игры и соревнования, организация игр по интересам: с мячом, со скакалкой, на гимнастической скамейке и др.

Фронтальные: «Весёлые старты», «Папа, мама, я – спортивная семья», «Дни здоровья», соревнования между классами, беседы о пользе закаливания, двигательной активности.

Особенности возрастной группы детей

Для детей младшего школьного возраста естественной является потребность в высокой двигательной активности. При этом физическое развитие младших школьников резко отличается от развития детей среднего и особенного старшего школьного возраста. Занятия физическими упражнениями и участие в спортивных соревнованиях требуют от младших ребят значительно больше энергетических затрат по сравнению со старшими школьниками и взрослыми. Поэтому, большие затраты на работу, относительно высокий уровень основного обмена, связанный с ростом организма, необходимо учитывать при организации занятий с младшими школьниками, имеющие какие-либо отклонения в здоровье.

Способность восприятия и наблюдения внешней действительности у детей младшего школьного возраста еще несовершенна: дети воспринимают внешние предметы и явления неточно, выделяя в них случайные признаки и особенности, почему-то привлекшие их внимание.

Особенностью внимания младших школьников является его непроизвольный характер: оно легко и быстро отвлекается на любой внешний раздражитель, мешающий процессу обучения. Недостаточно развита и способность концентрации внимания на изучаемом явлении. Долго удерживать внимание на одном и том же объекте они еще не могут. Напряженное и сосредоточенное внимание быстро приводит к утомлению.

Мышление у детей в этом возрасте также отличается наглядно-образным характером, неотделимо от восприятия конкретных особенностей изучаемых явлений, тесно связано с деятельностью воображения. Дети пока с трудом усваивают понятия, отличающиеся большой абстрактностью, так как кроме словесного выражения они не связаны с конкретной действительностью. И причина этого, главным образом, в недостаточности знаний об общих закономерностях природы и общества.

Большое значение для развития функции мышления имеют игры, требующие проявления силы, ловкости, быстроты, как самих движений, так и реагирования на различные обстоятельства и ситуации игры. Воспитательное значение подвижных игр велико: в процессе игровой деятельности развиваются буквально все психические функции и качества ребенка: острота ощущений и восприятия, внимание, оперативная память, воображение, мышление, социальные чувства, волевые качества.


4. Оценка планируемых результатов освоения программы.

Контрольные испытания проводятся ежемесячно в двух направлениях: по общей физической подготовке (по различным видам), технической подготовке.

Оценка результатов складывается из получен­ных за двигательные умения и навыки с учётом индивидуальных особенностей и характера заболевания, теоретических знаний, по­сещаемости и активности на занятиях, интере­са к самостоятельным занятиям физической культурой.

В целях контроля и оценки результативности занятий проводятся:

Тесты по ОФП:

- прыжки в длину с места (см);

- прыжки через скакалку на двух ногах 10 сек. за какое время;

- 20 приседаний за 30 секунд;

- бег 30метров (сек);

- «челночный» бег 3х10 м.

Тесты технической подготовки:

1.Баскетбол: - ведение мяча 20м (с);

- передача мяча двумя руками от груди;

- броски и ловля мяча в максимальном темпе в течение 30 секунд;

Итоговый контроль:

- контрольные упражнения;

- физкультурно-оздоровительные мероприятия спортивной направленности, соревнования.

Итоги контроля анализируются и обсуждаются с учащимися.

Форма подведения итогов – соревнования (личные, командные, групповые и др.), эстафеты.

На каждом занятии контролируется определение частоты сердечных сокращений (ЧСС). В течение всех занятий заполняется дневник самоконтроля.

5.Планируемые результаты обучения

По освоению программы учащиеся

Будут знать:

*основы личной гигиены, гигиена сна, питания, труда и отдыха;

* влияние физических упражнений, закаливающих процедур, в том числе – спортивных игр, гимнастики, легкой атлетики, зимних видов спорта и плавания, на системы дыхания, кровообращения и центральной нервной системы;

* технику безопасности при занятиях подвижными играми;

* правила самостоятельной разминки;

*основы здорового образа жизни;

* правила организации и проведения соревнований по подвижным играм;

*специальную терминологию.

Будут уметь:












1 этап

обучения









1.Знакомство с

основными

положениями.

2. Формирование

представлений о

движении.

3.Общеразвивающие

упражнения.

Дети должны уметь:

• ориентироваться по «схеме» тела; - ходить (на

ориентировочный звук) не шаркая ногами, сохраняя заданное направление;

• выполнять задания воспитателя: присесть, по- приостановиться, присесть, по-

вернуться;

• бегать за тренером (на звук);

• сохранять равновесие при ходьбе по ограниченной плоскости, перешагивая предметы;

• ползать на четвереньках, лазать по гимнастической стенке произвольным способом;

• энергично отталкиваться в прыжках на двух ногах;

• катать мяч в заданном направлении, не ориентируясь на зву­ковой сигнал;

• бросать мяч вниз о пол и вверх, ловить его двумя руками;

• выполнять танцевальные движения - кружиться в парах, при­топывать попеременно ногами, двигаться под музыку с предметами (платочки, флажки).


2 этап обучения

1. Закрепление

материала 1 этапа

обучения.

2. Основные

движения.

3. Общеразвивающие упражнения.

Дети должны уметь:

• ходить и бегать, согласовывая движения рук и ног, за звуковым сигналом;

• лазать по гимнастической стенке, не пропуская реек, перелезая с одного пролета на другой;

• ползать на четвереньках, по скамейке на животе, подтягиваясь руками;

• ловить мяч руками;

• принимать правильное исходное положение при метании;

• метать правой и левой рукой из-за головы на звуковой сигнал;

• сохранять равновесие на ограниченной площади опоры;

• строиться в колонну по одному, парами в круг, в шеренгу (с помощью взрослого);

• выполнять танцевальные движения: пружинка, парами по кру­гу; кружиться по одному и в парах; упражнения с предметами и без них.


3 этап обучения


  1. Закрепление пройденного материала.

  2. Основные движения.

  3. Общеразвивающие упражнения.


Дети должны уметь:

• ходить и бегать легко, ритмично, сохраняя правильную осанку, направление и темп, определяя направление по звуковому сигналу, по специальной дорожке без звука;

• лазать по гимнастической стенке двумя способами;

ползать по скамейке: змейкой между предметами по полу;

• метать в цель с расстояния 2—3 м после звукового сигнала;

• бросать и ловить мяч, отбивать мяч на месте;

сохранять устойчивое равновесие при выполнении упражне­ний;

• перестраиваться в колонну по два, равняться, размыкаться, в колонне, шеренге (самостоятельно); выполнять повороты направо, налево, кругом;

• выполнять танцевальные упражнения; приставной шаг с при­седанием, полуприседания с выставлением ноги на пятку; кружение по одному и парами на носочках;

• освоить основные положения рук, ног, туловища и движения, совершаемые ими;

• знать место занятий и способы ориентирования на нем;

• уметь пользоваться спортивным инвентарем;

• сохранить правильную осанку, походку при ходьбе.



Формирование универсальных учебных действий.

«Личностные универсальные учебные действия» 

  • формирование чувства гордости за свою Родину, формирование ценностей многонационального российского общества; 

  • развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 

  • развитие этических качеств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

«Регулятивные универсальные учебные действия» 

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; 

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 

  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 

  • определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. 

«Коммуникативные универсальные учебные действия»

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • контролировать действия партнёра;

  • общение и взаимодействие со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;

Предметными результатами изучения программы является формирование следующих умений.
Знания о физической культуре

  • ориентироваться в понятиях «физическая культура», «режим дня»; характеризовать роль и значение утренней зарядки, закаливания, прогулок на свежем воздухе, подвижных игр, занятий спортом для укрепления здоровья, развития основных систем организма;

  • раскрывать на примерах (из истории, в том числе родного края, или из личного опыта) положительное влияние занятий физической культурой на физическое, личностное и социальное развитие;

  • организовывать места занятий физическими упражнениями и подвижными играми (как в помещении, так и на открытом воздухе), соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями.

Физкультурно - оздоровительная деятельность

  • отбирать и выполнять комплексы упражнений для утренней зарядки и физкультминуток в соответствии с изученными правилами;

  • организовывать и проводить подвижные игры и соревнования во время отдыха на открытом воздухе и в помещении (спортивном зале и местах рекреации), соблюдать правила взаимодействия с игроками;

  • измерять показатели физического развития (рост, масса) и физической подготовленности (сила, быстрота, выносливость, гибкость), вести систематические наблюдения за их динамикой.

Физическое совершенствование 

  • выполнять игровые действия и упражнения из подвижных игр разной функциональной направленности.

Система отслеживания предусматривает следующие формы оценки планируемых результатов обучения детей:

  • Опрос

  • Наблюдение

  • Участие в соревнованиях «Веселые старты», «Папа, мама, я – спортивная семья», «Дни здоровья» и др.

6. Тематический план занятий

Учебно-тематический план на 3 года

Темы

1 год

7-8лет

2-й год 8-9лет

3-й год 9-10лет



Количество часов


всего


практические


всего


практические

всего



практические


1

Физическая культура и спорт в Р.Ф.

В процессе занятий




2

Гигиена, предупреждение травм, врачебный контроль, самоконтроль.


3

Правила соревнований, места занятий, оборудование, инвентарь


4

Развитие двигательных навыков ОФП

15

15

13

13

13

13


5

Гимнастика

5

5

5

5

5

5

6


Легкая атлетика

3

3

3

3

3

3

7

Подвижные игры

5

5

5

5

5

5



8

Волейбол

-

-

3

3

3

3


9


Баскетбол

4

4

3

3

3

3


10

Контрольные испытания, инструкторская практика.

2

2

2

2

2

2


11

Воспитательно-культурные мероприятия

Вне сетки часов




Итого


34

34


34





6.1. Содержание изучаемого курса.

Первый год.

Тема 1.Физическая культура и спорт

Физическая культура и спорт – средство всестороннего развития личности. Выступления российских спортсменов за рубежом, их значение в деле укрепления мира и дружбы между народами.

Тема 2. Гигиена, предупреждение травм, врачебный контроль, самоконтроль, оказание первой помощи

Гигиена одежда и обувь. Влияние табака и алкоголя на здоровье ребенка. Режим питания и питьевой режим. Правильное дыхание во время выполнения упражнений. Правила закаливания.

Тема 3. Правила соревнований, места занятий, оборудование, инвентарь

Знакомство с правилами: соревнований по бегу, прыжкам, метанию и подвижным играм. Правила охраны здоровья и техники безопасности во время занятий. Правила поведения ребенка в экстремальных ситуациях.

Тема 4. Развитие двигательных навыков ОФП (15часов).

Сообщение детям сведений о физическом здоровье на основе здорового образа жизни и развития двигательных навыков. Пять качеств, определяющих физическое развитие ребенка или подростка:

1) выносливость; 2) гибкость; 3) быстрота; 4) сила; 5) ловкость (координация).

Физические качества в процессе жизни ребенка развиваются неравномерно, ускоряясь или замедляясь. Развитие физических качеств происходит в соответствии с возрастом и физиологическими особенностями и с большей или меньшей нагрузкой. На каждом занятии тренируется одно или несколько качеств.

Тема 5. Гимнастика (5 часов).

Строевые упражнения. Построения и перестроения из одной шеренги в две и обратно; из колонны по одному в колонну по два, и по три; смыкание и размыкание в строю.

Общеразвивающие упражнения: без предметов, с предметами, с партнером. Гимнастические упражнения на бревне и гимнастической стенке.

Профилактические и коррекционные упражнения:

- для формирования правильной осанки: укрепление мышц спи­ны, укрепление мышц брюшного пресса, вытяжение позво­ночника;

- для укрепления свода стопы: разведение и сведе­ние пяток, не отрывая носков от пола; захватывание стопа­ми мяча и приподнимание его;

- максимальное сгибание и разгибание стоп; скольжение стопой вперед и назад с помо­щью пальцев;

- сдавливание стопами резинового мяча;

- захватывание и приподнимание пальцами ног различных предме­тов;

- катание палки подошвами;

- перекат с пятки на носок и обратно: полуприсед и присед на носках с разным положе­нием рук;

- ходьба по гимнастической палке;

- ходьба по бру­ску с наклонными поверхностями и др.;

- упражнения с раз­личной координационной сложностью;

- профилактические и специальные дыхательные упражнения;

- упражнения на формирование тонких движений пальцев рук: пальчиковая гимнастика — «Этот пальчик», «Ну-ка, братцы, за работу!», «По грибы», «Апельсин», «Замок», «Цветок», «Зайцы» и др.

Тема 6. Легкая атлетика (3 часов).

Ходьба обычная и с различными положениями рук, с изменением темпа движения. Равномерный бег до 4 минут. «Челночный» бег 3х10 м. Бег на короткие дистанции до 30м. Высокий старт. Финиширование. Прыжки в длину с места и с разбега. Метание. Броски и ловля мяча, метание в цель и на дальность.

Тема 7. Подвижные игры (5 часов).

На каждом учебно-оздоровительном занятии, в зависимости от поставленных задач, используются подвижные игры.

Подвижные игры и игровые упражнения с элементами основных видов движений: ходьба, бег- «Стоп», «Ловишки», «Перемени предмет», «Жмурки», «Горелки», «Два Мо­роза», «Краски», «Хитрая лиса», «Коршун и наседка», «Пе­ремена мест», «Ловишки-перебежки»; упражнения в равновесии — «Канатоходец», «Переправа», «Разойдись — не упади», «Не оставайся на полу», «Стой», «Совушка», «Фигуры», «С кочки на кочку», «Через ручей»; лазанье — «Проползи— не урони», «С мячом под дугой», «Кроко­дил», «Перелет птиц», «Пожарные на учении», «Ловля обезьян»; прыжки – «Охотники и зайцы», « Пингвины», «Удочка», «Прыгни-повернись», метание - «Охотники и зайцы», «Кто самый меткий», «Мяч через сетку».

Тема 8. Баскетбол ( 4 часа).

Знакомства с правилами игры по упрощенным правилам игры в баскетбол. Передвижения с мячом. Передачи и ловля мяча произвольным способом и двумя руками от груди. Ведение мяча (низкое, среднее, высокое). Броски мяча в кольцо (произвольным способом и двумя руками от груди).

Тема 9. Контрольные испытания и инструкторская практика (2часов).

Контрольные испытания проводятся ежемесячно в двух направлениях: по общей физической подготовке (по различным видам).

Инструкторская практика для ребят обязательна – проведение разминки, помощь преподавателю, судейство.



Контрольные карточки.

Физическое развитие и физическая подготовленность.

Группа 7-8 лет.

№ п/п

Виды упражнений

девочки

мальчики

1

Бег 30м (с)

10,4-10

10-9,8

2

Прыжки в длину с места(см)

116-118

120-122

3

Бег 800м (с)

Без учета времени


Техническая подготовленность

Группа 7-8 лет

№ п/п

Виды упражнений

девочки

мальчики

1

Ведение мяча 20м (с)

Без учета времени


Второй год

Тема 1.Физическая культура и спорт

Сведения о возникновении и истории развития физической культуры. Олимпийские игры в древности и современные. История возникновения различных видов спорта; история происхождения их названий; прави­ла некоторых спортивных игр; правила проведения сорев­нований. Элементы спортивных игр и их сочетание.

Тема 2. Гигиена, предупреждение травм, врачебный контроль, самоконтроль, оказание первой помощи

Навыки личной гигиены. Основные сведения о наркотиках, их влиянии на человека. Медицинские и социальные последствия употребления наркотиков, алкоголя, табака. Двигательный режим школьников. Оздоровительное и закаливающее влияние естественных факторов природы-солнца, воздуха и воды. Физические упражнения.

Тема 3. Правила соревнований, места занятий, оборудование, инвентарь

Продолжение знакомство с правилами соревнований: по гимнастике, легкой атлетике, спортивным играм. Знание техники безопасности. Страховка и самостраховка при выполнении упражнений.

Тема 4. Развитие двигательных навыков ОФП (13часов).

Второй год программы обеспечивает дальнейшее развитие двигательных навыков. Продолжается тренировка качеств: выносливости, гибкости, быстроты, силы, ловкости (координации), определяющих физическое развитие учащихся соответствующего возраста.

Тема 5. Гимнастика (5 часов).

Общеразвивающие упражнения, преодоление полосы препятствий, гимнастические упражнения на снарядах: подтягивание в висе лежа согнувшись. Кувырок вперед и назад. Стойка на лопатках. «Мост». Прыжок через козла. Упражнения на бревне. Пространственные ориентировки и строевые упражне­ния: ориентировка самих учащихся: справа, слева, между, рядом, сзади, спереди, снизу; построение в шеренгу, в колонну по одному, по два и т. д.; равнение в затылок (в колонне); равнение по носкам (в шеренге); повороты на месте переступанием; движение в колонне в обход, по кругу, на указанные ориентиры; повороты на 180°, 270° и 360° прыжком; скрестные вращения с различным положением стоп, расчет по порядку; перестроение из одной колонны (ше­ренги) в две, три, на месте и в движении. Профилактические и коррекционные упражнения: для формирования правильной осанки: стоя спиной к стене, ка­саясь ее затылком, спиной, ягодицами и пятками, поднима­ние рук в стороны и вверх, приседания; стоя у стены в том же положении, отойти от стены и вернуться к ней, сохраняя начальное положение; опираясь правой (левой) рукой о рейку гимнастической стенки (на высоте плеч), другая рука на поясе, поднимание левой (правой) ноги вперед, в сторону, назад; с грузом на голове (150—200 г) поднимание на носки, приседание, передвижение шагом по полу и по гимнастической скамейке; для укрепления свода стопы: ходьба на носках (ноги прямые), на наружных сторонах стопы (пальцы внутрь); ходьба на пятках; перекаты с пяток на носки и обратно, стоя серединой стопы на гимнастической палке (канате); на координацию движений; дыхательные упражнения с произнесением звуков на выдохе.

Тема 6. Легкая атлетика (3 часа).

Ходьба обычная. Бег по прямой с различной скоростью. Высокий и низкий старт. Бег с преодолением препятствий. Тренировка в медленном беге. Кросс 300-500м. Бег на короткие дистанции до 30м.Прыжки в длину и высоту. Метание мяча в цель и на дальность.

Тема 7. Подвижные игры (5 часов).

Повторяются правила и проводятся игры: « Группа, смирно», «Бой петухов», «Прыжок за прыжком», «Удочка», «Мяч - капитану», «Не давай мяча водящему», «Пионербол», «Перестрелка», «Борьба за мяч», «Футбол», эстафеты. Подвижные игры включаются в каждое тренировочное занятие в соответствие с его темой: элементы футбола и их сочетание: ведение мяча ногой и разных направлениях и с изменением скорости; остановка катящегося мяча ногой; удары по мячу после отскока от земли: пас (передача) в ворота, из ворот, за боковую ли­нию; эстафеты.

Тема 8. Волейбол (3 часа)

Знакомства с правилами волейбола. Элементы волейбола и их сочетание: прием и передача мяча в тройках с перемещением; индивидуальное переме­щение по волейбольной площадке; выполнение заданий; верхняя и нижняя прямая подача; эстафета.

Тема 9. Баскетбол (3часа).

Элементы баскетбола и их сочетание: ловля и передача мяча на месте и в движении: в кругу, тройках, квадратах; броски, передача, ведение мяча после ловли; ведение, оста­новка, поворот, передача или бросок (партнеру, в кольцо).

Тема 10. Контрольные испытания и инструкторская практика (2часов).

Выполнение нормативов физической и технической подготовки. Инструкторская практика для ребят обязательна – проведение разминки, помощь преподавателю, судейство.

Контрольные карточки.

Физическое развитие и физическая подготовленность.

Группа 8-9лет.

№ п/п

Виды упражнений

девочки

мальчики

1

Бег 30м (с)

6,5-6,0

5,8-5,6

2

Прыжки в длину с места(см)

143-152

150-160

3

Подтягивание в висе лежа согнувшись (кол-во раз)

12

5


Техническая подготовленность

Группа 8-9 лет

№ п/п

Виды упражнений

девочки

мальчики

1

Ведение мяча 20м (с)

10,5-10,3

10,3-9,0

2

Метание малого мяча в цель (из 10 раз)

5

6-7

3

Верхний прием передачи мяча на точность в парах (из 10 раз)

4

4

4

Передача мяча сверху двумя руками, стоя и сидя у стены

4

4


Третий год.

Тема 1.Физическая культура и спорт

Физическая культура и спорт их различие. Основные принципы системы физического воспитания. Принцип всестороннего развития личности. Принцип связи физического воспитания с подготовкой к труду и обороне Родины. Основы оздоровительной физической культуры, здоровый образ жизни. Понимание спортивных терминов, использование их в речи (виды спорта, спортивные площадки, спортсмены). Знание и выполнение элементарных правил некоторых спортивных игр (баскетбол, волейбол, футбол, ручной мяч), знание элементарных правил проведения соревнований.

Тема 2. Гигиена, предупреждение травм, врачебный контроль, самоконтроль, оказание первой помощи

Сведения по профилактике простудных заболеваний. Правила и приемы закаливания. Приемы оказания первой помощи при спортивных травмах. Тема 3. Правила соревнований, места занятий, оборудование, инвентарь

Самостоятельное применение элементарных правил соревнований по легкой атлетике, гимнастике, спортивным играм. Зачетные задания по правилам техники безопасности.

Тема 4. Развитие двигательных навыков ОФП (13часов).

Выносливости, гибкости, быстроты, силы, ловкости на третьем году программы тренируются на достаточно сложных упражнениях.

Тема 5. Гимнастика (5 часов).

Профилактические и коррекционные упражнения: для формирования правильной осанки: стойка с грузом на голове с положением рук на поясе, вверх, в стороны, вперед, назад; из положения лежа на животе, руки согнуты, подбородок касается кистей, поднимать и опускать голову и плечи; то же, но руки вывести вверх; лежа на животе, опора на предплечья, поднимать правую (левую) ногу; то же, но поднимать обе ноги;

для укрепления свода стопы: сидя на гимнастической скамейке продольно, руки на поясе, ноги прямые, сгибать и разгибать стопы; в том же положении вращать стопы вправо, влево;

для развития координации движений: движения правой рукой вверх-вниз, сгибая ее в локтевом суставе с подключением (по команде) движений левой рукой в противоположном направлении; одновременное отведение правой руки и правую сторону и левой ноги в левую сторону и наоборот; одновременное поднимание согнутой в локте правой руки и согнутой в колене левой ноги и наоборот;

профилактические и специальные дыхательные упраж­нения: стоя, ноги на ширине плеч, кисти рук на грудной клетке, пальцами вперед, отвести локти назад — вдох, на­клониться вперед со ступенчатым выдохом и толчкообраз­ными нажимами кистей рук на ребра с произнесением зву­ка оо-оо-оо; стоя на четвереньках, голову приподнять, спину прогнуть в пояснице — вдох, голову опустить, спину выгнуть дугой вверх — продолжительный выдох с произне­сением звуков ф-рр — ф-рр; имитационные упражнения с произнесением звуков на выдохе;

для формирования тонких движений пальцев рук: любые комплексы упражнений пальчиковой гимнастики.

Тема 6. Легкая атлетика (3 часа).

Продолжаются тренировка в медленном беге. Кросс увеличивается до 500-1000м. Бег на короткие дистанции до 60- 100м. Эстафетный бег. Прыжки в длину и с разбега. Метание мяча в цель и на дальность.

Тема 7. Подвижные игры (5 часов).

Как и ранее проводятся спортивные игры: «Лиса и собака», «Прорыв», «Бегуны», «Пятнашки», «Борьба за мяч», «Мяч - капитану», «Не давай мяча водящему», «Пионербол», «Перестрелка», «Борьба за мяч», «Футбол». Проводятся эстафеты. Подвижные игры и элементы игр по-прежнему включаются в каждое тренировочное занятие.

Тема 8. Волейбол (3 часа).

Отрабатываются приемы и способы игры в волейбол. Перемещение из стойки. Передача мяча сверху двумя руками. Прием мяча снизу двумя руками.

Учебные игры по упрощенным правилам.

Тема 9. Баскетбол (3часа).

Совершенствование освоенного ранее материала.

Передача мяча двумя руками от груди, ловля мяча двумя. Передача одной рукой от плеча двумя руками сверху. Ведение мяча. Броски мяча в корзину одной рукой от плеча с поддержкой другой. Целесообразное использование технических приемов.

Тема 10. Контрольные испытания и инструкторская практика (2часов).

Выполнение требований физической и технической подготовки. Проведение (под контролем педагога) пяти занятий с воспитанниками из групп 1-ого и 2-ого года программы. Самостоятельное судейство пяти физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий.

Контрольные карточки.

Физическое развитие и физическая подготовленность.

Группа 9-10 лет.


№ п/п

Виды упражнений

девочки

мальчики

1

Бег 60м (с)

10,3

10,0

2

Прыжки в длину с места(см)

152-162

160-170

Техническая подготовленность

Группа 9-10 лет.


№ п/п

Виды упражнений

девочки

мальчики

1

Ведение мяча 20м (с)

9,8-10,0

9,5-9,8

2

Броски в движении после ведения (по5раз)

4

4


Основные требования к уровню подготовки.

По окончании занятий по программе воспитанники должны достичь определенного уровня физической подготовки.

Они должны получить определенные знания.

Овладеть основами личной гигиены, гигиены сна, питания, труда и отдыха. Осознавать влияние занятий физическими упражнениями, в том числе – спортивных игр, гимнастики, легкой атлетики, зимних видов спорта и плавания, на системы дыхания, кровообращения и центральной нервной системы. Понимать и владеть основными компонентами физической культуры и здорового образа жизни как одной из личностных ценностных ориентаций.

Воспитанники должны обладать развитыми волевыми и нравственными качествами, вести дневник самоконтроля, владеть правилами и понимать назначение спортивных соревнований, а также правилами самостоятельной тренировки. Понимать важность врачебного контроля во время занятий.

Двигательные умения, навыки и способности в видах спорта, изучаемых по программе.

К концу 3-го года занятий воспитанники должны:

Пробегать с максимальной скоростью 60м из положения низкого старта; в равномерном темпе бегать до 5 мин (мальчики) и до 4 мин (девочки);

Метание на дальность и на меткость. Метать малый мяч с 3-6 шагов разбега с соблюдением ритма; метать малый мяч с места и с 3 шагов разбега в горизонтальную и вертикальную цели с10-15м.

Гимнастические и акробатические упражнения. Выполнять акробатическую комбинацию из элементов, включая кувырки вперед и назад в «полу-шпагат», «мост», стойка на лопатках.

Физкультурно-оздоровительная деятельность. Самостоятельно выполнять упражнения на развитие быстроты, координации, выносливости, силы, гибкости, соблюдая правила самоконтроля и безопасности во время выполнения упражнения.

Спортивная деятельность. Участвовать в соревнованиях по легкой атлетике. Участвовать в соревнованиях по одному из видов спорта.

Поведение на занятиях по физической культуре. Соблюдать правила безопасности, гигиену занятий и личную гигиену. Помогать друг другу и педагогу во время занятий, поддерживать товарищей, имеющих недостаточную физическую подготовленность. На занятиях и вне них проявлять активность, самостоятельность, выдержку и самообладание.

7. Литература.

Литература для учителя:

  1. Бальсевич, В. К. Физическая культура для всех и каждого / В.К.Бальсевич. -М. : Физкультура и спорт, 1988. - 164 с.

  2. Васильева, 3. А., Любинская, С. М. Резервы здоровья /З.А.Васильева, СМ.Любинская. - Л. : Медицина, Ленинградское отделение, 1981.-142 с.

  3. Выдрин, В. М. Методические проблемы теории физической культуры / В.М.Выдрин // Теория и практика физической культуры. - 2000. - №6. -С. 10-12.

  4. Гуреев, Н. В. Активный отдых / Н.В.Гуреев. - М. : Советский спорт, 1991.-85 с.

  5. Довгань, В. И. Возрастная физиология и гигиена : Учебное пособие / В.И.Довгань. - Тобольск : Издательство ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2003.-32 с.

  6. Евсеев, С. П., Шапкова, Л. В. Адаптивная физическая культура : Учебн. пособие / С.П.Евсеев, Л.В.Шапкова. - М. : Советский спорт, 2000. - 240 с.

  7. Епифанов, В. А. Лечебная физическая культура и спортивная медицина / В.А.Епифанов. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2007. - 568 с.

  8. Епифанов, В. А., Мошков, В. Н. Лечебная физическая культура : Справочник / Под. ред. В.А.Епифанова. - М. : Медицина, 2004. - 528 с.

  9. Змановский, Ю. Ф. К здоровью без лекарств / Ю.Ф.Змановский. - М. : Советский спорт, 1990. - 96 с.

  10. Лубышева, Л. И. Концепция формирования физической культуры человека / Л.И.Лубышева. - М. 2003. - 120 с.

  11. Матвеев, Л. П. Введение в теорию физической культуры : Учебн. пособ. для ин-тов физ. культ. / Л.П.Матвеев- М. : Физкультура и спорт, 2003. -128 с.

  12. Мигунова, Е. Л. Гимнастика с детьми до 7 лет : Издание 2-е, доп. и перераб. / Е.Л.Мигунова. - Л. : Медицина, Ленинградское отделение, 1978.-181 с.

Литература для детей:

- Ковалёва Е.А. «Игры на свежем воздухе для детей и взрослых» серия «Азбука развития», Москва,  ООО «ИД РИПОЛ классик», 2007 г.,-189 с.,

- Учебник «физическая культура» для 1-4 классов, Матвеев А.П., Москва, Просвещение, 2012


Программа предназначена для преподавателей физического воспитания.

Предусматривается возможность изменения и дополнения с учетом специфики образовательного учреждения.


















23