Программа сопровождения семьи
1.Тема: «Преодоление дефицита эмоционального общения ребенка с родителями»
2.Актуальность.
Человек – социальное существо. Любому человеку требуется общение. Потребность в общении является базовой психической потребностью ребенка и взрослого. К сожалению, современная реальность такова, что общению с детьми родители не уделяют достаточного времени. Родители стараются чаще удовлетворить физические потребности своего ребенка, компенсируя недостаток родительского общения и внимания разными покупками: сладостями, играми, планшетами, одеждой и т.д. Если ребенок живет в семье, где родителям не хватает времени на общение с ним, где родители погружены в свои дела и переживания, грубо обращаются, эмоционально отвергают, относятся безразлично, то это сказывается на ребенке в виде общих нарушений психического развития, у ребенка возникает чувство опасности, непредсказуемости, неподконтрольности среды, минимальной собственной ответственности, апатии. Ребенок плохо учится, у него плохое поведение, появляются вредные привычки.
Данные многочисленных опросов показывают, что причина дефицита общения кроется не столько в отсутствии времени у родителей, сколько в том, что взрослые не осознают истинную ценность живого общения с ребенком, а осознавшие - не умеют его организовать.
Начиная с 1993 г. принято более 200 нормативных правовых актов, затрагивающих все сферы жизнедеятельности семьи и детей и нацеленных на усиление мер их социальной защиты, включая федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и др. Особенно важное значение имеет принятие следующих нормативно-правовых актов:
Конституция РФ,
Семейный кодекс РФ,
Гражданский кодекс РФ,
Уголовный кодекс РФ,
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации",
Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних",
3.Описание проблемы:
Ребенок стал агрессивным, ухудшилась успеваемость, появились пропуски занятий.
Проблема1--Ребенок предоставлен сам себе, очень много времени проводит за компьютером и телефоном.
Проблема2--- Отсутствие общих интересов и точек соприкосновения у членов семьи.
Неумение и нежелание взрослых организовать совместный семейный труд и отдых.
Проблема3-- Чрезмерная занятость родителей. Они не осознают ценность общения с ребенком.
4. Блок целей:
Глобальная цель: формирование у родителей компетентностей в области создания семьи с благополучной нравственно-эмоциональной атмосферой.
Локальная цель: 1. Оказание помощи родителям в правильной организации свободного времени ребенка.
Локальная цель: 2.Помочь родителям изменить стиль общения с ребенком (сблизиться с ребенком)
Локальная цель:3. Определить степень обоснованности жалоб родителей на поведение и развитие ребенка.
Целевая группа / сопровождаемый: полная семья (мама, папа и ребенок). Родители – служащие. Папе-37, маме-36 лет.
Тип отношения к ситуации взаимодействия со специалистом – тревожный. Это проявляется в стремлении избегать трудных жизненных ситуаций, отказе от решения проблем. Сохраняется тревожный фон настроения, присутствуют излишние опасения, всё воспринимают в трагических красках. Свойственна пассивная личностная позиция. Всегда всем недовольны, во всем разочарованы. Видя проблему, они не стремятся к самостоятельному ее преодолению. Считают, что нет выхода из создавшегося положения.
Запрос на сопровождение:
-планирование совместно с семьей мер и действий по устранению причин плохого поведения и плохой успеваемости ребенка;
- обучение родителей эффективным методам воспитания, мобилизации собственных ресурсов семьи для решения проблем;
- содействие в предотвращении возникновения недоразумений и конфликтов между членами семьи, психологическая коррекция и психологическая реабилитация.
5.Ресурсы.
Ресурсы семьи- материальные, экономические. Ресурсы школы: психолого-педагогическое консультирование. Приемы, методы решения проблем воспитания: 1) предъявления педагогического требования; 2) создания ситуации успеха; 3) разрешение осложненного поведения; 4) педагогическое наказание.
6.Культурные основания программы:
Программа опирается на подход: Капустин С.А. Границы возможностей
Психолог своими профессиональными действиями может лишь создать условия для решения клиентом своих проблем, а именно: помочь ему осознать противоречивую целевую заданность его жизни, указать на связь его полярной оценочной позиции с теми проблемами, с которыми он обратился за помощью, помочь осознать клиенту необходимость самостоятельного решения его проблем. Окончательный исход консультирования зависит только от самого клиента, от его воли и желания встать на путь нормального развития и, тем самым, разрешить свои психологические затруднения. нормального решения проблемы. Поэтому все усилия самого опытного и искусного консультанта могут оказаться напрасными, если не будет встречной активности клиента, если он сам не захочет или не заставит себя решать свои собственные проблемы.
7. План реализации программы сопровождения:
Задачи | Формы реализации | Инструменты | Дата | Партнеры/ позиции | результат |
1.Оказание помощи родителям в правильной организации свободного времени ребенка. 2.Помочь родителям изменить стиль общения с ребенком (сблизиться с ребенком) 3.Определить степень обоснованности жалоб родителей на поведение и развитие ребенка. | Родительский лекторий. Индивидуальные консультации, беседы Психолого-педагогическая диагностика | А.С.Шмаков «Методы досуговой педагогики» Техники- «Социальный атом семьи», «6 шляп мышления», «Дерево ожиданий», «Запрос\ожидание» Анкетирование | Сентябрь-октябрь В течение года сентябрь | Педагоги дополнительного образования, работники культуры, классный руководитель Педагог- психолог, классный руководитель Педагог- психолог, классный руководитель | Позитивное изменение статуса ребенка. Ребенок посещает кружок, спортивную секцию. Оздоровление внутрисемейной ситуации развития детей, расширение представлений и знаний родителей об особенностях поведения их детей, специфике воспитания; В выходные дни семейные мероприятия- походы, экскурсии. Вечерами семейные чтения Выявление причин поведения; выявление особенностей семейного воспитания; выявление отношения подростка к себе, своему поведению, окружению; выявление условий школьного обучения (положение в коллективе, взаимодействие с педагогами); проведение обследования с учетом локуса жалоб педагогов, индивидуальных особенностей учащегося; составление психологической характеристики с указанием возможных направлений коррекции, рекомендаций педагогам и родителям |