СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа спецкурса «Технопредпринимательство» для 8-10 класса

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа спецкурса «Технопредпринимательство» для 8-10 класса»

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа курса «Технопредпринимательство» для 8-10 класса основного общего образования разработана на основе:

нормативных документов

  1. Закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ;

  2. Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2. 2821– 10;

  3. Федерального государственного образовательного стандартаосновного общего образования ( ФГОС ООО, ФГОС СОО);

  4. Стандарты CDIO (CDIO Standards)

  5. Конституции Российской Федерации;

  6. Конвенции ООН о правах ребенка.

информационно-методических материалов

  1. Примерная основная образовательная программа основного общего образования;

  2. ООП ООО МКОУ Баганской СОШ № 2;

  3. Компетенции JoniorSkills;

  4. Наталья Владимировна ТОПЕШКИНА, «Практическая экономика и предпринимательство» МИОО Практико-ориентированное обучение школьников основам предпринимательства: итоги экспериментальной работы

В системе общего образования наблюдается недостаток педагогических технологий, использующих богатейшие ресурсы нравственных ценностей, природосохраняющий образ жизни. Восполнить этот пробел могут педагогические технологии, построенные на основе социально-исследовательской деятельности.

Актуальность проблемы предпринимательской подготовки молодежи очевидна и сомнения не вызывает. Мы живем в ситуации быстро меняющегося мира. Завтрашний день может существенно отличаться от дня сегодняшнего: не успеет человек привыкнуть к одним обстоятельствам, как появляются другие. Возникает вопрос: как поспеть за быстротекущим

временем, что для этого нужно? С одно стороны, можно «плыть по течению», с другой стороны, идти к устойчивости путем анализа возможных и прогнозируемых ситуаций, целенаправленно программировать свою деятельность. Другими словами, «предпринимать что-либо» дляпредопределения развития ситуации.

Наиболее благоприятные условия и потенциал в решении данной проблемы имеется во внеурочной деятельности. Практико-ориентированная деятельность, индивидуальная траектория образовательного маршрута, неформальный характер общения в разновозрастных группах предоставляют школьникам свободу выбора линии развития предпринимательства. Одна из них – образовательная, направленная на получение особой прибыли: новых знаний, возможностей, коммуникативных связей и других. Другая линия – реальная предпринимательская деятельность, нацеленная насамоопределение и развитие соответствующих способностей.

Программа курса «Технопредпринимательство» направлена на обеспечение:

  • формирования у обучающихся общих и в то же время достаточно цельных представлений о процессах, связанных с бизнесом и управленческой деятельностью;

  • равных возможностей получения качественного образования;

  • реализации бесплатного образования во внеурочной деятельности

воспитания и социализации обучающихся, их самоидентификации

посредством личность и общественно значимой деятельности;

  • условий дляразвития и самореализации обучающихся.

Цель реализации программы: Повышение уровня образования и практических навыков по основам предпринимательской деятельности и бизнес-планирования.

Задачами реализации программы являются:

- изучить нормативные акты РФ, которые регламентируют предпринимательскую деятельность;

- изучить этапы создания организационно-правовых форм предприятий и фирм;

- изучить основной механизм функционирования предприятий и фирм;

- ознакомить обучающихся с основами построения взаимоотношений с хозяйствующими партнерами;

- научить учащихся анализировать экономические процессы, тенденции развития предпринимательства в России и за рубежом;

- научить учащихся использовать алгоритм анализа способности к предпринимательству;

- сформировать у учащихся представления о способностях к предпринимательской деятельности;

- создать условия для развития интереса к предпринимательской деятельности (воспитательная задача);

- обеспечение в процессе изучения курса условий для достижения планируемых результатов программы всеми обучающимися, в том числе одарёнными детьми и детьми с ограниченными возможностями здоровья;

- создание в процессе изучения курса условий для развития личности, её способностей, формирования и удовлетворения социально значимых интересов и потребностей, самореализации обучающихся через организацию учебной деятельности, на основе взаимодействия с другими организациями, осуществляющими образовательный процесс, а также бизнес организациями и институтами;

- обеспечение в процессе изучения курса формирования умений принимать оптимальное решение или находить варианты решений в сложной ситуации;

- создание условий для работы с одарёнными обучающимися,организации их развития в различных областях образовательной, творческойдеятельности;

- создание условий для формирования у обучающихся накопления управленческого опыта, близкого к реальному;

- создание условий для формирования у обучающихся экономического способа мышления, экономической и финансовой культуры, целостной картины мира с пониманием в ней места экономики.

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

Современные социально-экономические условия в России предполагают новые требования к подрастающему поколению. Для того чтобы найти своё место в жизни молодой человек должен быть более самостоятельным, более активным и целеустремлённым. Для того, чтобы выбор был более осознанным, чтобы выпускник был более адаптирован к современной жизни ему необходимы основы знаний по экономике и предпринимательству. Предприниматель играет значительную роль в развитии рыночной экономики. Именно он организует производство товаров и услуг, организует рабочие места. Уровень развития экономики в стране во многом определяется уровнем культуры предпринимательства. Для этого необходимо заботиться о подготовке квалифицированных предпринимателей. Подготовка должна начинаться уже в школе, чтобы выбор дальнейшего обучения был осознан.

Курс предполагает знакомство учащихся с наиболее общими сведениями и формирование основных навыков необходимых современному предпринимателю. Данный курс способствует более осознанному профессиональному выбору на данном этапе.

3.МЕСТО В БАЗИСНОМ ПЛАНЕ

Школьный компонент. Учебным планом школы предусмотрено на изучение курса «Технопредпринимательство» 36 часов: 36 недель, 1 час еженедельно.

4.ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

Личностные результаты:

Личностные результаты освоения программы должны отражать:

1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной;

2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок;

3) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в поддержании политики протекционизма;

4) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

5) навыки сотрудничества с предпринимателями, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

6) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни.

Метапредметные результаты:

1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;

2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

3) способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

4) готовность и способность к самостоятельной информационно- познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных экономических источников;

5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

6) умение определять назначение и функции различных экономических институтов;

7) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Предметные результаты:

Должны обеспечить:

1)развитие личности обучающегося средствами предлагаемого учебного курса: развитие общей экономической культуры обучающегося, его мировоззрения, ценностно-смысловых установок, развитие познавательных и коммуникативных способностей, формирование мотивации к саморазвитию;

2)развитие способностей к осознанному использованию информационных и коммуникационных технологий, самореализации и саморегуляции;

3) увеличение числа молодых предпринимателей;

4) повышение финансового благосостояния через организацию предпринимательской деятельности, расширению горизонта планирования;

5) развитие предпринимательских способностей;

6) обеспечение самозащиты при выборе организационно-правовой форме предпринимательства;

7) повышение уровня экономического самообразования, необходимого обучающимся на протяжении всей жизни.

8) сформированность системы знаний и практических навыков по основам предпринимательской деятельности и бизнес-планирования;

9) понимание сущности предпринимательской деятельности, ее роли в социально-экономическом развитии общества;

10) сформированность конструктивного экономического мышления: умения принимать рациональные решения в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов, оценивать и принимать ответственность за их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом;

11) владение навыками поиска актуальной экономической информации в различных источниках, включая Интернет; умение различать факты, аргументы и оценочные суждения; анализировать, преобразовывать и использовать экономическую информацию для решения практических задач в реальной жизни;

12) умение применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей (потребителя, продавца, предпринимателя, государства);

13) умение ориентироваться в текущих экономических событиях в России и в мире;

14) умение оценивать и аргументировать собственную точку зрения по социально-экономическим проблемам, по различным аспектам социально- экономической политики государства.




  1. ОБЩЕЕ СОДЕРЖАНИЕ

Предпринимательская деятельность. (9 часов)

Понятие инновационного предпринимательства. Роль предпринимателя как новатора предпринимательства. Основные требования к предпринимателю новатору. Определения инноваций. Направления инноваций в предпринимательстве. Типы изменений в предпринимательской деятельности. Основные организационно-правовые формы предпринимательства для инновации: венчурные фирмы, фирма-эксклерент, фирма-патиент, фирма-коммутант. Научно-технические парки, как самостоятельная организационная структура поддержки малого предпринимательства. Основные задачи технопарков. Классификации инноваций: критерии и виды. Основные этапы разработки новшества. Направления деятельности технопарков. Виды парка и направления деятельности. Инкубатор бизнеса, как специализированная структура для возникновения. Методика образования цены. Налоги: понятие, цели и принципы налогообложения. Классификация налогов РФ. Исчисление налогов на прибыль, НДС. Налог на доход физических лиц. Цель изобретательство и предпринимательства. Обратная связь от рынка, для кого мы производим, изобретаем? Мониторинг рынка. Социальный заказ, финансовая прибыль. Функции прибыли, главные показатели прибыли на предприятии. Основные методы планирования прибыли. Распределение и использование прибыли предприятия. Понятие о финансовом менеджменте. Внутренние источники финансирования предприятия: прибыль, уставный и добавочный капитал, фонды специального назначения и целевого финансирования. Благотворительная деятельность. Показатели эффективности использования трудовых ресурсов: производительность труда, норма времени, норма выработки. Рентабельность предприятия. Анализ готовой продукции: качество продукции, технологичность, технический эффект. Отчетность предприятия: налоговая, управленческая, финансовая, внутренняя. Формы и виды финансовой отчетности. Бухгалтерский отчет. Виды бухгалтерской отчетности на предприятии. Структура бухгалтерского баланса. Активы и пассивы предприятия. Понятие о счете, отражение на счетах бухгалтерских операций. Понятие о рекламе и продвижению в интернет ресурсах. Функции и составляющие рекламы. Рекламодатели и рекламные агентства. Виды и средства рекламы. Общие требования к рекламе. законодательные основы предпринимательской деятельности в России.

Предпринимательский подход (Понимание того, что необходимо делать). (9 часов)

Понятие системный и комплексный анализ реальных социальных и экономических ситуаций. Генерирование новых идей. Анализ банка идей (оценка ключевых преимуществ). Принятие собственного решения о реализации идеи. Краткое описание идеи и ее возможной реализации. Какие необходимы ресурсы.

Бизнес-планирование. (2 часа)

Бизнес-план: Продукт; Маркетинг; Технология; Трудовые ресурсы; Риски; Финансы.

Разработка и реализация предпринимательского проекта «DeepSpace». (16 часов)

Управленческий цикл: Планирование; Реализация; Контроль; Завершение; Внесение изменений.

Процессы проекта: Интеграция; Цель; Время; Финансы; Управление персоналом; Качество; Риски; Поставки.

Организация процесса выполнения проекта: Информация об организации. Резюме. Обоснование бизнес – идеи. Анализ рынка сбыта и конкурентов. План маркетинга и продаж. Управление и персонал. Производственный план. Организационный план. Финансовый план. Оценка риска.

Завершение проекта и анализ его результатов.














































6.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА

уро-ка

Тема занятия

Характеристика основных видов учебной деятельности

Количество часов

Предпринимательская деятельность

- понятие франчайзинга: его преимущества и недостатки;

- риск предприятия, его виды, издержки предприятия;

- пути и методы снижения рисков;

- рассчитывать риски и определять механизм снижения риска.

- понятие коммерческой тайны и ее виды;

- приемы защиты коммерческой тайны;

понятие, определение и направления инновационного предпринимательства;

- виды и особенности инновационной предпринимательской деятельности;

- инновационной предпринимательской деятельности;

- виды инновационных форм предпринимательства;

- понятие социальный заказ;

- виды наголообложения;

- особенности благотворительной деятельности;

-понятие социально-ответственный бизнес, социальное предпринимательство;

- понятие, задачи и направления деятельности технопарков;

- понятие инкубатора бизнеса, его функции;

- реализовать право на защиту коммерческой тайны;

- основы бухгалтерского учета;

- виды рекламы и ее продвижение;

-законодательные основы предпринимательской деятельности в России.

Уметь:

-анализировать положение предприятия на рынке;

- определять принципы взаимоотношений с органами власти и хозяйствующими субъектами;

- изменения предпринимательской деятельности в результате внедрения инновации;

-характеризовать инновационные формы и виды предпринимательства;

- проектировать разработку новшеств в предпринимательстве;

- сравнивать инновационные проекты по основным показателям деятельности;

- анализировать социальные результаты проекта в соответствии с установленными и общепринятыми показателями;

- знать базовые экономические понятия и категории;

- анализировать реальные социальные и экономические ситуации;

- генерировать новые идеи;

- анализировать банк идей;

- принимать собственное решение в реализации проекта;

- кратко описывать идею и ее возможную реализацию;

9

1

Инновационное предпринимательство

1

2

Налогообложение

1

3

Обратная связь от рынка. Социальный заказ, прибыль

1

4

Мониторинг рынка

1

5

Благотворительная деятельность

1

6

Рост и развитие, или отчет и отчетность

1

7

Основы бухгалтерского учета

1

8

Реклама, продвижение в сети

1

9

Законодательные основы предпринимательской деятельности в России

1


Предпринимательский подход – (понимание того, что необходимо делать)

9

10

Системный и комплексный анализ реальных социальных и экономических ситуаций

1

11-12

Генерирование новых идей

2

13-14

Анализ банка идей (оценка ключевых преимуществ)

2

15

Принятие собственного решения о реализации идеи

1

16-17

Краткое описание идеи и ее возможной реализации

2

18

Какие необходимы ресурсы

1


Бизнес-планирование


2

19-20

Бизнес-план:

- Продукт; - Маркетинг; - Технология;

- Трудовые ресурсы; - Риски;

- Финансы.

- уметь применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей (потребителя, продавца, предпринимателя, государства);

2




Разработка и реализация предпринимательского проекта «DeepSpace»


16






21








Управленческий цикл:

- Планирование; - Реализация;

- Контроль; - Завершение;

- Внесение изменений.

Процессы проекта:

- Интеграция; - Цель; - Время;

- Финансы; - Управление персоналом;

- Качество; - Риски; - Поставки.

Знать:

- знать понятия дохода, затрат, прибыли

- знать назначение бизнес-плана

- знать основные правила составления бизнес-плана

- знать содержание разделов бизнес-плана.








Уметь:

- находить и составлять информацию об организации;

- составлять резюме фирмы;

- обосновывать бизнес – идею;

- анализировать рынок сбыта и конкурентов;

- выполнять план маркетинга и продаж;

- производить расчеты;

- оформлять и рассчитывать раздел: управление персоналом;

- выполнять и рассчитывать производственный план;

- выполнить организационный, финансовый план;

-создать рекламу своему товару;

- сделать оценку риска.





1






Организация процесса выполнения проекта:

15

22

Информация об организации

1

23

Резюме

1

24

Обоснование бизнес - идеи

1

25

Анализ рынка сбыта и конкурентов

1

26-27

План маркетинга и продаж

2

28

Управление и персонал

1

29-30

Производственный план

2

31

Организационный план

1

32-33


Финансовый план

Оценка риска

2

34-35

Реклама

2

36

Завершение проекта и анализ его результатов


1


Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Учебно-методическое обеспечение

1. Бараненко С.П., Основы предпринимательства. Учебное пособие. – М., Цетрполиграф, 2010.

2. Горфинкель В.Я., Предпринимательство: учебник. – М., Юнити-Дана, 2012.

3. Беспалов М.В. Особенности развития предпринимательской деятельности в условиях современной России. Учебное пособие. – М., Инфра-М, 2014.

4. Гудырин С.Н. Основы маркетинга. – М. , Вита-пресс, 2005.

5. Думная Н.Н. Заплати налоги и спи спокойно. – М. Интеллект центр, 2011. 6. Думная Н.Н. Экономика 10-11 класс. – М. Интеллект-центр, 2008.

7. Кайзер Ф.Й., Веткина А.В., Курмелева А.С., Экономика 10-11 класс, М. Вита-Пресс, 2007.

8. Киреев А.П. Экономика 10-11 класс, М., Вита-Пресс, 2007.

9. Киреев А.П. Интерактивные уроки. –М., Вита-Пресс, 2009.

10. Котерова Н.П. Основы маркетинга. – М., 2003.

11. Пещанская И.В. Краткосрочный кредит: теория и практика. Изд. – М.: Экзамен, 2003.

12. Розанова Н.М. Банк: от клиента до президента, М., 2006.

13. Розанова Н.М. Моя фирма. – М., Вита-Пресс, 2010.

14. Травин Е.Н. Экономика. Ролевые игры и практикумы. М., НЦ ЭНАНС, 2003.

15. Права человека / Под ред. Е.А. Лукашевой.— М., 1999.12 7.2.

Материально-техническое обеспечение Учебное оборудование и дидактические пособия:

- компьютер;

- проектор;

- мультимедийная техника;

- интерактивное оборудование (интерактивная доска и др., видео- и фотооборудование и т.д.).





Планируемые результаты освоения обучающимися данного курса:


  • знание базовых экономических понятий и категорий;

  • овладение знаниями о предпринимательстве как важной форме человеческой деятельности;

  • овладение правовым и экономическим мышлением;

  • знание этики цивилизованного предпринимательства;

  • уважение к чужой собственности.