Внеурочная деятельность младших школьников.
Танцевальный кружок «Ритмика и танец»
Пояснительная записка
Хореография обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребёнка, для его гармоничного духовного и физического развития.
Творчество, его формирование и развитие - одна из интереснейших и таинственных проблем, привлекающая внимание исследователей разных специальностей. Изучение этой проблемы актуально в связи с тем, что главное условие прогрессивного развития общества - человек, способный к творческому созиданию.
Хореографическое искусство учит детей красоте и выразительности движений, формирует их фигуру, развивает физическую силу, выносливость, ловкость и смелость. В танцевальном искусстве красота и совершенство формы неразрывно связаны с красотой внутреннего содержания. В этом единстве заключена сила его эстетического, нравственного воздействия. Только в ходе развития творческих способностей начинается подлинное эстетическое воспитание. Воспитание потребности в творчестве, умение творить по законам красоты - это та сторона эстетического воспитания, которая связана с формированием мировоззрения и с воспитанием нравственных норм.
Занятия танцем формируют правильную осанку, прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дают представление об актёрском мастерстве.
Танец имеет огромное значение как средство воспитания национального самосознания.
Танец, как и любой другой вид искусства, имеет свой выразительный язык, который в силу образной условности органично сочетается с условным языком музыки. Восприятие музыки в танец активно, что побуждает к танцевальному действию.
Программа «В ритме танца» предназначена для преподавания основ хореографического искусства в режиме внеурочных занятий. Программа является основой занятий кружка. Она предусматривает систематическое и последовательное обучение. Однако, руководитель кружка, придерживаясь содержания программы, может творчески подходить к проведению занятий. Это зависит от уровня общего и музыкального развития детей, мастерства педагога, условий работы.
Программа кружка направлена на развитие творческих способностей ребёнка в области познания искусства танца.
Программа обеспечивает формирование базовой культуры личности ребёнка, которая поможет ему овладеть определенным видом деятельности (танец) и знаниями в области этой сферы.
Цель кружка:
Формирование духовно богатой, гуманистически ориентированной, развитой, творческой личности средствами танцевального искусства.
Научить детей владеть выразительными средствами танца, способствовать их физическому развитию, совершенствованию общей и эстетической культуры
Задачи:
1. Укрепление здоровья.
2. Совершенствование психомоторных функций.
3. Развитие творческих и созидательных способностей.
Ориентирована программа на:
- совершенствование исполнительских способностей;
- развитие мышления;
- расширение кругозора;
- привитие общей и музыкальной культуры.
Тематический план по разделам:
1. Организационная работа.
2. Учебно-тренировочная работа
- азбука музыкального движения;
- пространственные упражнения;
- упражнения для развития техники танца;
- танцевальные элементы;
- музыкальные игры и ритмические упражнения.
3. Мероприятия воспитательно-познавательного характеристика.
Приоритетные направления работы:
- Знакомство с историей танца, музыкальной грамотой;
- изучение элементов акробатики, аэробики, гимнастики, классического и народного танцев;
- знакомство с направлениями современного танца;
- постановка танцевальных номеров и участие в праздничных мероприятиях.
Формы:
- обучающее занятие
- тренировочное занятие
- коллективно – творческое занятие
- контрольное занятие
- индивидуальное занятие
- музыкальное занятие (прослушивание музыкального материала, беседы о музыке, музыкальные игры)
- неформальные мероприятия (посещение культурных мероприятий, досуг внутри коллектива)
Все занятия тесно взаимосвязаны, дополняют друг друга. Знания, умения и навыки, приобретённые на занятиях хореографией, находят широкое применение на других занятиях и уроках в школе.
Методы:
Словесный (объяснение, замечание)
Наглядность (личный показ педагога)
Практический (выполнение движений)
Способы обучения:
Занятия должны быть разнообразными как по содержанию (ритмические упражнения, задания на ориентировку, разучивание упражнений тренировочного характера, разучивание и повторение танцев), так и по набору применяемых методов.
При повторении необходимо избегать однообразия, скуки, вносить в знакомое движение, танец элемент новизны, предъявлять новые требования, ставить новые задачи.
Любое задание, которое предлагается выполнить учащимися, должно соответствовать степен6и подготовленности к нему.
Весь процесс обучения необходимо строить на сознательном усвоении знаний и навыков.
Занятия должны идти в хорошем темпе, не следует долго отрабатывать одно и тоже движение, танец, долго объяснять, пытаясь научить всему сразу.
На занятии следует закрепить все навыки, которые вырабатывались раннее, повторить пройденные движения и фигуры.
Основные дидактические правила:
От лёгкого – к трудному.
От простого - к сложному.
От известного – к неизвестному.
Учитывать физическую подготовленность учащихся.
Не допускать чрезмерной нагрузки.
Использовать элементы тренажа в соответствии с возможностями своего коллектива.
Структура занятий:
Подготовительная часть (разминка)
Основная часть (разучивание нового материала)
Заключительная часть (закрепление выученного материала)
План работы кружка танцев
№ п/п | Тема занятия | Содержание занятия 1 полугодие | Кол-во часов | По плану | По факту |
1 | Вводное занятие | Обсуждение плана работы, просмотр фотографий, прослушивание музыки. | 1 | 06.09 | |
2 | Стили танцев. | Знакомство с характерными движениями разных стилей танцев | 1 | 07.09 | |
3 | Танец «Танец Цветов!» | Постановка «Танца Цветов!» Характер, настроение танца. Костюмы. | 1 | 13.09, | |
4 | | Отработка движений без музыки под счёт, оформление танца. | 1 | 14.09 | |
5 | | Разучивание рисунка танца, отработка движений. | 1 | 20.09 | |
6 | | Репетиция танца. Отработка движений под музыку. | 1 | 21.09 | |
7-8 | Танец «Мы маленькие дети» | Разучивание движений. Прослушивание музыки. | 2 | 27.09, 28.09 | |
9 | | Постановка танца, движение под музыку. | 1 | 4.10 | |
10 | | Отработка рисунка танца, ритмичности, слаженности. | 1 | 5.10 | |
14-15 | Современные танцы | Прослушивание музыки, презентаций. Обсуждение идей, предложений. Репетиция ранее изученных танцев. | 2 | 11.10, 12.10 | |
16-19 | | Разучивание движений под музыку. | 4 | 18.10, 19.10, 25.10, 26.10 | |
20 | Танец «Скучаем по маме» | Постановка танца, прослушивание музыки, разучивание движений. | 1 | 08.11 | |
21, 22 | | Постановка танца, отработка движений без музыки под счёт. Обсуждение костюмов. | 2 | 09.11, 15.11 | |
23,24 | | Отработка движений без музыки под счёт, оформление танца. | 2 | 16.11, 22.11 | |
25 | | Отработка рисунка танца, ритмичности, слаженности. | 1 | 23.11 | |
26 | Танец «Снегом белым все замело» | Постановка танца, прослушивание музыки, разучивание движений. | 1 | 29.11 | |
27,28 | | Постановка танца, отработка движений без музыки под счёт. Обсуждение костюмов. | 2 | 30.11, 6.12 | |
29, 30 | | Отработка движений без музыки под счёт, оформление танца. | 2 | 7.12, 13.12 | |
31 | | Отработка рисунка танца, ритмичности, слаженности. | 1 | 14.12 | |
32 | Танец «Новогодний флешмоб» | Прослушивание музыки, постановка танца, отработка движений под счёт. | 1 | 20.12 | |
33 | | Постановка танца, отработка движений без музыки под счёт. | 1 | 21.12 | |
34 | | Постановка танца, отработка движений без музыки под счёт. | 1 | 27.12 | |
35 | | Отработка движений под музыку, подготовка костюмов. | 1 | 28.12 | |
36 | Танец «Смуглянка» | Разучивание рисунка танца, отработка движений. | 1 | | |
37-38 | | Характер, настроение танца. Костюмы. | 2 | | |
39-40 | | Репетиция танца. Отработка движений под музыку, подготовка костюмов. | 2 | | |
41 | | Отработка слаженности, подготовка костюмов. | 1 | | |
42 | | Генеральная репетиция в костюмах, подготовка к выступлению. | 1 | | |
14 | | Выступление на семейном празднике. | | | |
15 | | Разучивание движений характерных для вальса. | | | |
16 | | Постановка вальса, прослушивание музыки, разучивание движений. | | | |
17 | | Постановка вальса, прослушивание музыки, разучивание движений. | | | |
18 | | Разучивание рисунка танца, отработка движений. | | | |
19 | Вальс цветов | Характер, мелодичность танца. Костюмы, реквизит. | | | |
20 | | Репетиция танца. Отработка движений под музыку, подготовка костюмов. | | | |
21 | | Отработка художественной выразительности танца. | | | |
22 | | Постановка танца, отработка движений без музыки под счёт | | | |
23 | | Прослушивание музыки, разучивание движений. | | | |
24 | | Разучивание рисунка танца, отработка движений. | | | |
25 | | Разучивание движение, отработка плавности, художественной выразительности танца. | | | |
26 | Танец с лентами и обручами | Разучивание движение, отработка плавности, художественной выразительности танца. | | | |
27 | | Характер, настроение танца. Костюмы. | | | |
28 | | Отработка плавности, художественной выразительности танца. | | | |
29 | | Прослушивание музыки, постановка танца. | | | |
30 | | Разучивание движение, отработка плавности, художественной выразительности танца. | | | |
31 | | Разучивание движение, отработка плавности, художественной выразительности танца. | | | |
32 | | Характер, настроение танца. Костюмы. | | | |
33 | Танец «Школьный вальс» | Репетиция танцев, подготовка к выступлению. | | | |
34 | | Репетиция танцев, подготовка к выступлению. | | | |
35 | | Выступление на празднике «Прощай, начальная школа!». | | | |
36 | | | | | |
37 | | | | | |
38 | | | | | |
39 | | | | | |
40 | | | | | |
29 | Подготовка танца к празднику 9 Мая | 1 | |
30 | Отработка элементов | 1 | |
31 | Отработка движений, связок | 1 | |
32 | Отработка движений, связок | 1 | |
33 | Отработка всего танца | 1 | |
34 | Отработка всего танца Итоговое занятие | 1 | |
1
Предполагаемые результаты реализации программы
Приобретение школьниками знаний об участниках дорожного движения, о видах пешеходных переходов, о сигналах светофоров, дорожных знаках, о специфике дорожной разметки, элементарных правилах безопасного поведения на дорогах и пользования транспортом, правилах перехода группы детей через дорогу.
Развитие ценностных отношений школьника к своему здоровью, собственной безопасности.
Приобретение школьниками опыта безопасной самоорганизации как участника дорожного движения, опыт правильного поведения в транспортных средствах общего пользования, опыт безопасного перехода проезжей части самостоятельно и в составе группы, опыт использования дорожной разметки и дорожных знаков в реальной дорожной обстановке.
Учебно-методическое обеспечение программы:
1.Р.П. Бабина. Учебное пособие для учащихся 2 класса «Мой друг Светофорчик». Москва. 2008 год.
2.Р.П. Бабина. Методические рекомендации к учебному пособию для 2 класса. Москва. 2007 г.
3.Е.А. Козловская, С.А. Козловский. Учебно-методическое пособие. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника. Москва. 2002 г.
4.Видеоматериалы
Уроки безопасности.
Безопасная дорога детства.
Уроки безопасности ПДД (Смешарики)
Правила дорожного движения (Смешарики)
Улица полна неожиданностей.
Дисли идет в школу.
Календарно-тематическое планирование.
Танцевальная импровизация.
Развитию у ребенка творческих возможностей, формированию стремления к самостоятельному творчеству способствуют занятия на тему, т.е. танцевальная импровизация.
На занятиях по импровизации можно рассматривать две ситуации:
Педагог задает определенную тему.
Ребенок самостоятельно выбирает тему.
Задача педагога - побуждать детей к творческой активности, ассоциативному мышлению, пластической выразительности. Именно на занятиях импровизации раскрываются артистические способности каждого ребенка.
^ Учебно-воспитательная работа.
Хореографическую работу в коллективе должна отличать высокая организованность, и дисциплина, культура поведения и настоящая воспитанность в общении между участниками коллектива и их педагогами.
Самостоятельная работа детей в целях оказания помощи друг другу воспитывает в детях чувство коллективизма и трудолюбия.
Выступления на общешкольных мероприятиях воспитывают у детей чувство ответственности и пунктуальности. Коллектив должен работать в союзе: дети - педагог - родители. Решение проблем коллектива вместе с родителями делает его более сплоченным и взаимно заинтересованным.
Прогнозируемые результаты
Кружок содержит богатые возможности для формирования общеучебных навыков учащихся, что создает основу для целостного развития личности.
Учащиеся должны освоить понятия «ритм», «счет», и узнать, что музыка состоит из тактов и музыкальных фраз, при этом учащиеся должны уметь различать вступление и основную мелодию, вступать в танец с началом музыкальной фразы.
Регулярные занятия танцами, как и занятия физкультурой, создают и укрепляют мышечный корсет, улучшают работу сердца, нервной системы, укрепляют психику.
К концу учебного года учащиеся должны:
уметь двигаться в такт музыке;
иметь навыки актерской выразительности;
уметь технически грамотно исполнять фигуры программных танцев;
знать позиции рук и ног;
танцевать танец, предложенный программой, с определенной степенью легкости и автоматизма.
Список литературы
Лисицкая Т.С. Хореография и танец [текст] /Т.С.Лисицкая. - М, 1998.-с.18-42.
Организация дополнительного образования в школе: планирование, программы, разработки занятий/авт.-сост. Н.А.Белибихина, Л.А.Королева. - Волгоград: Учитель, 2009. -с.35-46.
Детский музыкальный театр: программы, разработки занятий, рекомендации /авт.-сост. Е.Х.Афанасенко и др. - Волгоград: Учитель, 2009. - с.76-98.