Тамбовское областное государственное бюджетное
Профессиональное образовательное учреждение
«Тамбовский колледж искусств»
Принято научно-методическим советом Протокол от __.___.2018 г. № | Утверждено приказом директора ТОГБПОУ «Тамбовский колледж искусств» __________Ю.А.Толмачев от «__» ______ 2018 г. №___ |
ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«СЦЕНИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ И АКТЕРСКОЕ МАСТЕРСТВО»
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«ЭСТРАДНОЕ ПЕНИЕ»
Составитель:
Образцова Виктория Андреевна,
зав. отделением эстрадного пения
ТОГБПОУ «Тамбовский колледж искусств»,
преподаватель.
Рубцова Ольга Сергеевна
Преподаватель хореографических дисциплин
ТОГБПОУ «Тамбовский колледж искусств».
Рецензент:
Павлов Ю.Д., директор
ТОГБУК «Научно-методический центр
народного творчества и досуга»,
заслуженный работник культуры РФ.
Тамбов 2018
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка
Содержание учебного предмета
Требования к уровню подготовки обучающихся
Формы и методы контроля, система оценок
Методическое обеспечение учебного процесса
Список литературы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предлагаемая программа рассчитана на учащихся детских школ искусств, обучающихся на отделении «Эстрадное пение». В программу включены следующие разделы: техника звучащего слова; публичность поведения; действие в условиях вымысла; создание сценического замысла; осуществление сценического замысла.
Предмет «Сценическое движение и актерское мастерство» - системное, планомерное развитие творческих вокально-исполнительских способностей детей. Чуткое, тонкое, эмоционально-художественное восприятие сценического действия учебного и концертного репертуара. Предмет «Сценическое движение и актерское мастерство» органично вплетается в основной курс обучения «Эстрадное пение». Учебный материал выстроен по принципу от простого к сложному. Преподавателю сценического движения и актерского мастерства следует помнить, что уроки, как и объяснение любой из предлагаемых тем проводить в форме игры, конкретного образного показа, при этом обязательно учитывается возраст обучающихся. Преподавателю данного предмета необходимо объединить работу над репертуаром вокалистов и ансамблей с элементами сценического мастерства и сценического движения.
Таким образом, работа над сценическим мастерством, наряду со всеми остальными предметами нашего отделения, должна быть скоординирована с программой основного предмета - «Эстрадное пение».
Цель и задачи учебного предмета
Умение действовать и это действие выразить пением, словом, мимикой, жестом, звуком, пластикой - главная цель предмета сценическое движение и актерское мастерство в воспитании учащихся отделения эстрадного пения.
Задачи учебного предмета
Разработка процесса обучения в музыкально-эстетическом, исполнительском, сценическом развитии учащихся любого возраста в соответствии с их индивидуальными особенностями.
Активизация интереса учащихся не только к искусству вокальному, но и к искусству вообще, к разным его видам.
Улучшение психологической атмосферы в классе и в школе. Это - новый уровень взаимоотношений между учениками, между учителями и детьми.
Формирование раскованного, общительного человека, владеющего вокалом, телом, словом, умеющего слушать и понимать окружающих.
Развить физические, ритмические и пластические данные учащихся.
Развитие фантазии, памяти, внимания, чувства ритма, чувства пространства и времени, чувства слова и других психологических составляющих личность ученика.
Изучение основные элементы хореографии и научить свободному движению на сцене.
Развитие познавательных интересов учащихся, новый качественный уровень обучения предмету - сценическое движение и актерское мастерство.
Срок реализации учебного предмета «Сценическое движение и актерское мастерство» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте отсеми до двенадцати лет, составляет 5 лет.
Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Сценическое движение и актерское мастерство»:
Вид учебной работы, нагрузки, аттестации | Затраты учебного времени | Всего часов | | | |
Годы обучения | 1-й год | 2-й год | 3-й год | 4-й год | 5-й год | |
Полугодия | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
Количество недель | 16 | 18 | 16 | 18 | 16 | 18 | 16 | 18 | 16 | 18 | |
Аудиторные занятия | 24 | 27 | 24 | 27 | 24 | 27 | 24 | 27 | 24 | 27 | 255 |
Самостоятельная работа | 24 | 27 | 24 | 27 | 24 | 27 | 24 | 27 | 24 | 27 | 255 |
Максимальная учебная нагрузка | 48 | 54 | 48 | 54 | 24 | 27 | 24 | 27 | 24 | 27 | 510 |
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета
Общая трудоемкость учебного предмета «Сценическое движение и актерское мастерство» при 5-летнем сроке обучения составляет 510 часов. Из них: 255часов – аудиторные занятия, 255 часов – самостоятельная работа.
Рекомендуемая недельная нагрузка в часах:
Аудиторные занятия:
Самостоятельная работа (внеаудиторная нагрузка):
Форма проведения учебных занятий Форма проведения учебных аудиторных занятий групповая, продолжительность урока — 1 час 10 минут. Подобная форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, беседа, рассказ);
- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
- практический (освоение приемов в овладении сценического движения и актерского мастерства);
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
Описание материально-технических условий реализации
учебного предмета
Реализация программы учебного предмета «Сценическое движение и актерское мастерство» обеспечивается:
доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам и фондам фонотеки, аудио и видеозаписей;
учебными аудиториями для групповых занятий, оснащенными пианино или синтезатором, аудио аппаратурой, микрофоном и имеющими звукоизоляцию.
В образовательной организации созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальной техники.
Библиотечный фонд укомплектован печатными, электронными изданиями, учебно-методической литературой.
Необходимые технические средства:
звукотехническая аппаратура, микрофоны в нужном количистве, фонограммы «минус» музыкальных композиций различных стилевых направлений; аудио, видеозаписи различных музыкальных постановок.
Материально-техническая база соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
2. Учебно-тематический план
Младшая возрастная группа
1-2 класс
Задача обучения: Раскрытие творческих возможностей ребенка, воспитание чувства жизненной правды. Элементарное представление о сценическом мастерстве.
№№ | Наименование разделов и тем | Количество часов |
1. | Введение. Сценическое движение и актерское мастерство, как предмет на отделении «Эстрадное пение». | 3 |
2. | Речевая и эмоциональная выразительность. Жест. Разминка, основанная на пластических движениях. | 6 |
3. | Игры на развитие воображения и внимания. Изучение основных движений детского танца в игровой форме. | 4,5 |
4. | Игры на развитие сценической свободы. | 6 |
5. | Ритмическая разминка с работой на координацию. | 4,5 |
6. | Сюжетно-ролевые игры. Отношение к воображаемому предмету. | 6 |
7. | Танцевальная игра-импровизация с использованием музыки в разном характере. | 4,5 |
8. | Этюды по элементам внутренней техники ученика. | 4,5 |
9. | Коллективное сочинение сказок. | 4,5 |
10. | Искусство быть исполнителем. | 6 |
11. | Контрольный урок. | 1,5 |
Итого: 51 час.
Средняя возрастная группа
3-4 класс
Задача обучения: Определение природы сценической игры. Воспитание свободы в сценическом пространстве, а также коллективных принципов творчества и индивидуальных (вокальных).
№№ | Наименование разделов и тем | Количество часов |
1. | Введение. Беседа о сценической культуре исполнителя. Упражнение на пластику и свободу движения тела. | 4,5 |
2. | Темпо-ритм речи. Диапазон. Речевая выразительность. | 6 |
3. | Эмоциональные функции выразительности речи и действия. Мимика. Жест. Изучение разных рисунков танца (помогает прочувствовать сцену). | 7,5 |
4. | Изучение основных элементов современного танца с использованием упражнения на развитие ассоциативного мышления, воображения, внимания, мышечной свободы. | 7,5 |
5. | Импровизационное сочинение сказок и их разыгрывание с использованием пения, слова, танца, ансамблевого исполнения. | 7,5 |
6. | Сценическое действие, как важнейший компонент вокального исполнительства | 9 |
7. | Искусство быть исполнителем. Упражнения на координацию по рисункам. | 7,5 |
8. | Контрольный урок. | 1,5 |
| Итого: | 51 |
Старшая возрастная группа
5 класс
Задача обучения: Создание сценического образа и репертуарного замысла. Раскрытие эмоционального и творческого значения вокального искусства. Практическое осмысление пройденного материала (концерты, конкурсные программы).
№№ | Наименование разделов и тем | Количество часов |
1. | Понятие о сценическом образе и специфических средствах их художественной и эмоциональной выразительности (действие, стиль, пространство и время, движение и слово, музыка и танец). | 6 |
2. | Песня в действии. Слово, как результат действия. Действие, как импульс к слову. | 6 |
3. | Изучение основных элементов народно-стилизованного танца. Действие с воображаемым предметом. | 6 |
4. | Проверка воображения: импровизационное решение поставленных задач (вокальных, словесных, мимических, танцевальных и ритмических). | 6 |
5. | Сценическое пространство: умение грамотно распределить себя на площадке. | 4,5 |
6. | Темпо-ритм речи. Сила голоса. Подача звука. | 6 |
7. | Коллективная игра (самостоятельный показ ритмичных движений коллективу). Поиск – сочинение современной музыкальной сказки, мюзикла, тематического концерта). | 6 |
8. | Упражнения с применением всех полученных знаний и навыков сценического мастерства. | 4,5 |
9. | Искусство быть исполнителем. Воплощение замысла сценического образа в песне и танцевальных движениях. | 4.5 |
10. | Контрольный урок. | 1,5 |
| Итого: | 51 |
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел1. Введение. Сценическое движение и актерское мастерство, как предмет на отделении «Эстрадное пение».
Основные цели и задачи данного предмета, рассмотрение главных актерских качеств, которыми должен обладать эстрадный исполнитель.
Самостоятельная работа: Изучение конспекта наизусть, ведение дневника наблюдений, ведение «Антисловаря».
Раздел 2. Речевая и эмоциональная выразительность. Жест.
Выполнение артикуляционной гимнастики и мимической. Разбор понятия жест, как одного из основных средств выразительности. Выполнение упражнения в игровой форме « Крокодил».
Самостоятельная работа: Выполнение по 15 минут в день артикуляционной гимнастики и мимической. Такие упражнения как: « Чистим зубы», «Дудочка-заборчик», «Месим тесто», произнести любой прозаический текст в различных эмоциях: грустно, со злостью, радостно, в гневе, со страхом и так далее.
Музыкальный материал: Сопровождать упражнения на эмоциональную выразительность может любая инструментальная музыка, скаченная из ресурса Интернет, обязательно соответствующая той или иной эмоции.( печальная, более подвижная, светлая и так далее).
Разминка, основанная на пластических движениях.
Пластика педагога оказывает влияние на психологическую атмосферу в классе, на состояние детей, успехи их деятельности. Она должна быть выразительной, демонстрировать готовность к общению с детьми: жесты ритмичные, поза красивая, осанка прямая и легкая, движения несут в себе внутреннее спокойствие.
Для развития пластического аппарата будущего педагога предлагаются следующие упражнения:
• Встать, мысленно соединить кончики плеч и мочки ушей воображаемым шнуром, идти так, чтобы шнур сохранял свое натянутое положение.
• Встать спиной к стене; точки соприкосновения со стеной — затылок, лопатки, пятки; простоять до счета «десять»; в это время хорошо читать стихи или произносить любые речи; отойти от стены и попытаться сохранить осанку.
• Соединить руки, вытянутые вперед, кистями — это воображаемая малярная кисть; «красить» этой кистью горизонтальную и вертикальную поверхности; добросовестно «красить», плотно проводя кистью по воображаемой стене.
• Игра с облаком: на вытянутые руки, на ладони село облако, нежное, ласковое, пушистое; подбросить его и поймать; перебросить из одной руки в другую; отпустить вверх и осторожно поймать; нежно погладить его пушистые бока; отпустить в небо, попрощаться.
Раздел 3. Игры на развитие воображения и внимания.
Что такое воображение и внимание в актёрском мастерстве. Понятие произвольного и непроизвольного внимание. Отличие фантазии от воображения. Выполнение упражнений: « Зеркало», « Нарисуй символ к слову», « Арифмометр».
Самостоятельная работа: Выполнение упражнения нарисовать символ. Расписать один день человека определённой профессии.
Изучение основных движений детского танца в игровой форме.
Исходное положение для всех вариантов (если не оговаривается дополнительно):
ноги в основной стойке, руки в любой позиции.
«Качель маленькая» - дети стоят, взявшись за руки и слегка качая ими из стороны в сторону.
«Качель большая» - то же, только сильно раскачивают руками из стороны в сторону.
«Пружинка» - стоя на месте, легко, часто, непрерывно приседать. Колени при этом слегка разводятся в стороны. Спина – прямая. Это движение можно выполнять из 6-й позиции ног (на «узкой дорожке»). В этом случае колени ног не разводятся.
«Козлик» - исходное положение – правая нога стоит перед левой, руки скрещены перед грудью. Это движение выполняется на прыжке. Прыгая на левой ноге, сильно притопывать правой. На счет «раз» - руки по дуге раскрываются в стороны-вверх (кулаки слегка сжаты и подняты вверх), на счет «два» - возвращаются в исходное положение.
«Веселые ножки» - положение упор-присев сзади. Ноги часто, резко «выбрасываются» поочередно вперед. Возвращаясь в исходное положение, нога опирается носком об пол.
«Гусиный шаг» - исходное положение – в полуприсяде, ноги на «узкой дорожке». Широко шагать в полуприсяде на «пружинке». Руками, согнутыми в локтях, махать вперед-назад. Следить за осанкой. Продолжительность движения не 8-ми тактов.
Раздел 4. Игры на развитие сценической свободы.
Понятие свободы в актёрском мастерстве. Избавление от внутренних и мышечных зажимов, которые мешают исполнителю быть свободным на сцене. Выполнение упражнений « Мышечная свобода», переход по стульям, круговые переходы.
Самостоятельная работа: выполнение упражнения « Мышечная свобода», которое направлено сначала на напряжение мышц всего тела, а затем расслабление постепенно каждой мышцы на теле.
Раздел 5. Ритмическая разминка с работой на координацию.
Упражнения на координацию движений и работу мышц стимулируют творческие начала человека, способствуют обогащению психомышечного опыта, являются эффективным средством организации досуга курсантов.
1. Из положения приседа, широкого выпада, седа, лежа – ускорения на 2-3 м с последующей: а) ловлей; б) отбиванием катящихся мячей, других предметов, посылаемых в быстром темпе.
2. Прыжки в приседе: а) с продвижением вперед; б) влево-вправо; в) с поворотами вокруг своей оси.
3. Прыжки с коленей: а) на обе ноги; б) на одну ногу; в) в упор лежа сзади.
4. Прыжки с разбега толчком одной и двух ног с доставанием высоко подвешенного предмета (мяча): а) головой; б) ногой; в) рукой.
5. В прыжке повернуться на 360°.
6. Прыжки ноги вперед и в стороны с одновременным доставанием руками носок ног.
7. Из упора присев, отрывая руки от пола, броском вперед перейти в упор лежа, одновременно выставляя вперед одну ногу для подстраховки.
Раздел 6. Сюжетно-ролевые игры. Отношение к воображаемому предмету.
Выполнение этюдов с воображаемыми предметами, в определённых обстоятельствах, в группе или паре. Понятие ПФД-память физических действий, вспоминаем как выглядит тот или иной предмет, какой он формы из чего сделан или состоит, какой на вкус, цвет и другое.
Самостоятельная работа: проанализировать заданный предмет, определить своё отношение к данному предмету, подготовить с ним этюд.
Раздел 7. Танцевальная игра-импровизация с использованием музыки в разном характере.
Танцевальная импровизация – это танец, рождающий во время исполнения, это мгновенное воплощение музыкального ритма, средствами пластики тела, мимики и эмоциональной окраски. Импровизацию можно рассматривать как средство обучения танцу, как способ поиска нового, развития творческих способностей, творческой фантазии, воображения, ассоциативного мышления и ритмопластической свободы.
Упражнение № 1. «Дерево».
Представьте, что Вы – дерево. Ноги – это ствол, а руки – ветви. Попробуйте изобразить, как дерево живёт, а малыш пусть за Вами повторяет. В густой листве дерева спрятался маленький ветерок. Руки – ветви живые, они слегка колышутся из стороны в сторону. Ветер подул сильнее, и ветви дерева заколыхались сильнее. Но вот ветер подул с такой силой, что дереву трудно устоять и его ветви клонит к земле. И наконец, дерево не выдержало самого сильного порыва ветра и сломалось. Затем ветер успокоился, снова засияло солнышко, и на месте старого сломанного дерева появился маленький зелёный росток, который превратился в молодое, полное сил дерево.
Упражнения № 2. «Роза».
А теперь перенеситесь в сказочную Страну цветов. Посмотрите, сколько вокруг прекрасных цветов! Выберите один какой–нибудь цветок, например Розу. Попробуйте изобразить, что с ней происходит. Вначале ещё нет никакого цветка, только маленькое семечко спит в земле и ждёт, когда ему можно будет прорасти. Но вот появился росток и стал изо всех сил тянуться вверх, к солнышку. Он тянется всё выше и выше – и вот это уже огромный розовый бутон. И, наконец, бутон раскрылся, и цветок впервые взглянул на мир.
Упражнение № 3. «Лебедь».
Ну, конечно, мы знаем эту удивительную благородную птицу с огромными крыльями и красивой длинной шеей. Главное в пластическом изображении лебедя – это руки. Плавно поднимайте и опускайте руки. Поднимитесь на носки и продолжайте движения руками. Это напоминает взмахи крыльями.
Танцы-импровизации.
Если немного пофантазировать, то можно придумать танец самостоятельно – это будет танец-импровизация. Для того чтобы исполнить его, нужно только включить музыку и дать волю воображению. Главное – это очень внимательно слушать музыку – она всегда подскажет, какое движение выбрать.
Пластические этюды под чтение стихов.
Выразительно читая стихотворение, можно выразить его содержание при помощи движений. Фантазировать таким образом можно с любыми стихами.
Раздел 8. Этюды по элементам внутренней техники ученика.
Этюды на создание атмосферы. Этюды на органическое молчание. Парные этюды на общение, приспособление. Этюды с обострением предлагаемых обстоятельств, направленные на выявление и решение сценических задач.
Самостоятельная работа: подготовить этюд на заявленную тему в паре.
Музыкальный материал: сопровождать этюды может любая инструментальная музыка, скаченная из ресурса Интернет, исходя из характера этюда.
Раздел 9. Коллективное сочинение сказок.
Сочинение сказок каждым ребёнком, по парам или по мелким группам. С определением тематики или свободной темой. Рассказ сочинённой сказки в характере, эмоционально выразительно. В дальнейшем сюжет сказки можно использовать для постановки.
Самостоятельная работа: Сочинение сказок.
Музыкальный материал: С. Никитин « Сказка по лесу идёт", Е. Птичкин, М. Пляцковский « Сказки гуляют по свету».
Раздел 10. Искусство быть исполнителем.
Задача эстрадного исполнителя – поиск не только своей индивидуальной манеры пения: собственного звука, своей оригинальной, характерной, легко узнаваемой манеры пения, но и осмысление содержания авторского текста, создание сценического образа.
Самостоятельная работа: выбор песни, Ее исполнение в характере, эмоционально выразительно, создание сценического образа.
Музыкальный материал: ансамбль « Великан» -« До-ре-ми», В. Шаинский «В мире много сказок», В. Дашкевич, Ю. Ким « В гостях у сказки».
Контрольный урок.
Средняя возрастная группа
3-4 класс:
Раздел 1. Введение. Беседа о сценической культуре исполнителя.
Задачи эстрадного исполнителя. Культура его исполнения, создание сценического образа, главные средства выразительности.
Самостоятельная работа: выбрать понравившуюся песню, соответствующую возрасту, выполнить анализ содержания, подготовить песню в образе, используя средства выразительности( жест, движения, мимику).
Музыкальный материал: В. Тюльпанов « Как птицей стать», В. Осошник « Рыжий мальчишка», Ж. Колмогорова « Белая река», Г. Гладков « Где водятся волшебники», О. Газманов « Нарисовать мечту».
Упражнение на пластику и свободу движения тела.
При применении данного цикла упражнений процесс освобождения от излишнего мышечного напряжения проходит в последовательном порядке следующие этапы:
формирование сознательных волевых усилий, направленных на освобождение мыщц от излишнего напряжения;
формирование сознательных волевых усилий, направленных на овладение заданным объектом внимания;
превращение произвольного внимания в непроизвольное, увлечение возникающим чувством внутренней свободы;
через определённые упражнения проверка ощущений полной физической свободы.
Раздел 2. Темпо-ритм речи. Диапазон. Речевая выразительность.
Мелодика речи, речевые деффекты, их исправление. Рабочий диапазон.
Самостоятельная работа: Чтение стихов, басен, текстов песни.
Раздел 3. Эмоциональные функции выразительности речи и действия. Мимика. Жест.
Как помогает мимика и жест выразительно представить речь и определённое действие на сцене. Выполнение упражнений на мимику и жесты « Крокодил».
Самостоятельная работа: выполнение мимической гимнастики, сопровождающаяся логичными жестами.( отобразить на лице разные настроения и эмоции: радость, злость, счастье, гнев, страх).
Изучение разных рисунков танца.
Рисунок танца - это перемещение танцора или исполнителя по сценической площадке в определенном статичном расположении. Рисунок танца, как и другие составные части композиции, служат цели выразить мысль, идею в хореографическом произведении, эмоциональное состояние героев, которое появляется в их действиях и поступках. Рисунок танца и танцевальный текст образуют композиции, органичный синтез и поэтому при анализе построения рисунка танца в том или ином произведении придется касаться и текста.
Существует несколько классификаций рисунка танца. Вот, например, несколько из них:
• Линейные - в таком варианте основой рисунка служит линия и ее различные виды. Например: линия, ряд, колонна, шеренга, диагональ, «Воротца», «До-за-до», «Расческа», «Досточка», «Ручеек» и т.д.
• Круговые - данный вид рисунка отличается тем, что его основой служит круг. Например: круг, круг в круге, полукруг, «Восьмерка», «Вьюнок», «Корзиночка» и т.д.
• Комбинированные - в таком виде танцевального рисунка применяются как линейный вид рисунка, так и круговой. Например: «Звездочка», «Снежинка» и т.д.
Раздел 4. Изучение основных элементов современного танца с использованием упражнения на развитие ассоциативного мышления, воображения, внимания, мышечной свободы.
Современный танец обладает своей неповторимой спецификой, изяществом и энергетикой, дает возможность выработать необходимые для исполнителя качества, такие как координация, чувства ритма, свободу тела, ориентацию в сценическом пространстве.
Развитие танцевально-исполнительских способностей учащихся на основе приобретенного ими комплекса знаний, умений, навыков, необходимых для исполнения танцевальных композиций различных жанров.
При первоначальном знакомстве с предметом необходимо добиться достаточной свободы позвоночника, чтобы совершать движения различных его частей. Занятия проходят в основном на материале джаз-танца, который как раз позволяет развить подвижность всего тела, музыкальность, взаимоотношения партнеров в группе.
Примерный рекомендуемый список изучаемых движений
1. Разогрев
- параллельные позиции ног (I, II, IV, V);
- завернутые позиции ног (I, II).
- подготовительное положение;
- 1-я, II-я, III-я;
- положение кисти ;
- промежуточные позиции рук.
- по параллельным позициям;
- по выворотным позициям.
- стойка на лопатках «березка»;
- кувырки вперед, назад;
- перекаты.
2. Изоляция
Виды движений и техника исполнения по центрам:
- наклоны;
- повороты.
- подъем и опускание.
Самостоятельная работа: Комбинация или импровизация.
Основы импровизации. Упражнения из тренинга актерского мастерства на освобождение от мышечного напряжения и телесного зажима («ртуть», «огонь-лед», «пластилиновые куклы», «марионетки», «спагетти»);
Элементарные комбинации на основе изученных движений.
Музыкальный материал: возможно использовать современные направления в музыке поп, джаз-модерн, саундтреки к фильмам.
Раздел 5. Импровизационное сочинение сказок и их разыгрывание с использованием пения, слова, танца, ансамблевого исполнения.
Самостоятельная работа: Сочинить сказку на определённую тематику. Продумать музыкальный материал. Элементы сценического движения, танцевальные движения.
Музыкальный материал: ансамбль « Великан» -« До-ре-ми», В. Шаинский «В мире много сказок», В. Дашкевич, Ю. Ким « В гостях у сказки».
Раздел 6. Сценическое действие, как важнейший компонент вокального исполнительства.
Важная роль умения двигаться на сцене во время вокального исполнительства. Владение своим телом, грамотное распределение по сценической площадке.
Раздел 7. Искусство быть исполнителем.
Задача эстрадного исполнителя – поиск не только своей индивидуальной манеры пения: собственного звука, своей оригинальной, характерной, легко узнаваемой манеры пения, но и осмысление содержания авторского текста, создание сценического образа.
Упражнения на координацию по рисункам.
ходьба по линии с раскрыванием рук , чередуя разное направление (правая рука – в сторону, левая рука наверх);
перешагивания через какой-нибудь предмет (видимый или не видимый);
вращения по диагонали с «точкой»;
приседания и поднятие на полупальцы;
наклоны в разные стороны.
Самостоятельная работа: выбор песни, Ее исполнение в характере, эмоционально выразительно, создание сценического образа.
Музыкальный материал: ансамбль « Великан» -« До-ре-ми», В. Шаинский «В мире много сказок», В. Дашкевич, Ю. Ким « В гостях у сказки», « Кипит очаг»- песня Бабы-Яги, Песня лешего, бабы -Яги и кикиморы.
Контрольный урок.
Старшая возрастная группа
5 класс
Раздел 1. Понятие о сценическом образе и специфических средствах их художественной и эмоциональной выразительности (действие, стиль, пространство и время, движение и слово, музыка и танец).
Развитие и воспитание психических и психофизических качеств, двигательных навыков, пластическое воспитание актера, развитие гибкости и подвижности тела и рук, развитие внимания, памяти, навыков преодоления зажима, тренировка вестибулярного аппарата, быстрота реакции. Все эти занятия проходят в игровой форме.
Самостоятельная работа: Занятия по актерским играм в рамках обучаемой темы.
Раздел 2. Песня в действии. Слово, как результат действия. Действие, как импульс к слову.
Исполнение песен в действии, которое отражает содержание той или иной фразы, содержания авторского текста, использование действия, которое явно подталкивает к более выразительному и эмоциональному исполнению.
Самостоятельная работа: закрепить поставленные сценические движения, отработать умение двигаться и исполнять песню одновременно.
Музыкальный материал: Т. Демчук « Мечтай», В. Тюльпанов « Облака», шоу-группа « Великан» -« До-ре-ми», Ж. Колмогорова « Белая река», А. Петряшева « Человек-чудак», Е. Иванчикова « Сто сорок».
Раздел 3. Изучение основных элементов народно-стилизованного танца.
Стилизация как художественный прием сценической обработки фольклорного танца.
Открытые и закрытые рук, свободные позиции ног. Дробные движения русского танца. Настроение и характер (задорный, озорной дух.)
Русский стилизованный танец «Лети,лето.»
«Веревочка» - простая и с переступанием;
«Моталочка» простая в повороте;
Простые поддержки в танце;
Движения «качели»;
Припадания;
Движения рук - резкие и акцентированные взмахи;
Движения плеч - поочередные и одновременные (вперед и назад), короткие (вверх и вниз);
Движения головы , движения ног;
Ходы. Шаг вперед, в сторону с поворотом.
Действие с воображаемым предметом.
Самостоятельная работа: Выполнение упражнений на действие с воображаемым предметом: «Магическое если -бы», действие с воображаемым предметов в паре.
Музыкальный материал: Народная музыка в современной обработке.
Раздел 4. Проверка воображения: импровизационное решение поставленных задач (вокальных, словесных, мимических, танцевальных и ритмических).
Понятие воображения в актёрском мастерстве, отличие понятия воображения от понятия фантазии. Выполнение упражнений на развитие фантазии: « Нарисовать символ», « Создать сюжет фильма», « Описать день человека определённой профессии». Понятие импровизации. Что представляет собой импровизация в актёрском мастерстве.
Самостоятельная работа: Найти импровизационное решение определённой поставленной задачи: вокальной, словесной, мимической, танцевальной и ритмической.
Раздел 5. Сценическое пространство: умение грамотно распределить себя на площадке.
Как результат: замысел песни-номера интересен, дети прочувствовали содержание и идею песни, а между тем зритель не откликается, остается равнодушным. Многие певцы жалуются, что им некуда деть руки, что всю песню они стоят на одном месте. Согласитесь, все это выглядит на сцене не самым лучшим образом и не добавляет исполнителю шансов на успех, даже если у него великолепные вокальные данные.
Причина – вокалист не владеет техникой разнообразных сценических двигательных умений и навыков. Поэтому важно направить учебный процесс на выработку необходимых средств внешней выразительности.
Ритмика, танец, основы сценического движения – все это должно входить в программу обучения. Естественно, что движенческая подготовка будущего вокалиста может быть направлена правильно только в том случае, если педагогупонятна природа движения, которая делает обоснованным физическое поведение вокалиста на сцене.
Все движения на сцене можно разделить на локомоторные, рабочие, семантические, пантомимические.
Локомоторные – простые бытовые движения. Выполняются они полуавтоматически, а иногда и совершенно механически. Ходьба, бег, прыжки, бросание, ловля и т.д. Эти движения находят применение в передвижениях по сцене и выражаются в осанке, походке. С первых шагов следует
обращать внимание на пластическую выразительность в статике (позу). Часто поза сама по себе является зримым символом происходящего.
Рабочие движения делятся в свою очередь на «главные» и «вспомогательные». Выполнением главных рабочих движений вокалист практически осуществляет логику и последовательность физического поведения своего образа. Вспомогательные движения служат для того, чтобы можно
было удобно выполнять главные. Любое, самое незначительное физическое действие, такое, как взять чашку чая, выполняемое как будто только рукой, на самом деле требует вспомогательных
движений туловища, шеи и даже ног. Но иногда у певца на сцене исчезают вспомогательные движения. Происходит это от волнения и страха, мускулатура зажимается, и зритель видит на сцене вместо живого человека механически передвигающуюся куклу. В театральном быту говорят: «Он не может пройти по сцене.» Психологический зажим вызывает физический зажим, ив результате пропадает естественность движений. Именно эту значимость вспомога тельных движений на сцене понял В.Э. Мейерхольд. Он создал упражнения-этюды, которые заставляли бы актеров двигаться всем телом.
Семантические движения заменяют людям слова:«остановись», «уйди», «да», «нет», «прошу вас», «тише» и т.п.Это жесты руки, выразительные движения всего тела.
Пантомимические движения придают физическим действиям эмоциональный характер. В театральной практике и педагогике эти категории движений принято называть жестами. Жест – это стрела, выпущенная из души, он оказывает немедленное действие и попадает прямо в цель, если только правдив.
Раздел 6. Темпо-ритм речи. Сила голоса. Подача звука.
Умение легко переходить из одного темпа речи в другой, тренировка речевого аппарата (в координации с дыханием), овладение плавным, крупным, «увесистым» словом и быстрым, легким, чеканным произнесением слов. Работа над силой голоса, координация с дыханием.
Самостоятельная работа: Выполнение дыхательной гимнастики, направленное на умение широко дышать и равномерно распределить дыхание в процессе речи.
Упражнение 1
Ходьба на месте и по кругу в медленном темпе. Произносить слитно звуки, слоговые последовательности, затем слова (счет, дни недели) и фразы (чистоговорки, пословицы). На каждый шаг — слог.
а-у-а-у-а-у
ап-ап-ап-ап
па-па-па-па
та-та-та-та
От топота копыт пыль по полю летит.
Ехал Грека через реку,
Видит Грека — в реке рак,
Сунул Грека руку в реку.
Рак за руку Греку цап.
Упражнение 2
Прыжки вправо — влево на правую и левую ногу. Произносить на выдохе.
упа-опа-ипа-апа
па-по-пу-пы
паф-поф-пуф-пыф
хоп-хоп-хоп-хоп.
Раздел 7. Коллективная игра (самостоятельный показ ритмичных движений коллективу).
Самостоятельная работа в коллективе очень важный спектр в развитии ребенка. Он помогает развить сочинительские способности ученика, так же воспитывает самостоятельность и трудолюбие.
Самостоятельная работа: Поиск – сочинение современной музыкальной сказки, мюзикла, тематического концерта).
Музыкальный материал: будет зависеть от найденых и подобранных обручающимися музыкальной сказки, мюзикла, сценария тематического концерта.
Раздел 8. Упражнения с применением всех полученных знаний и навыков сценического мастерства.
Выполнение психо-физического тренинга, направленного на развитие внимания, памяти, освобождения мышечных зажимов, воображения и фантазии, импровизационных умений.
Самостоятельная работа: Выполнение отдельных упражнений по заданной теме, которые можно выполнить дома самостоятельно.
Раздел 9. Искусство быть исполнителем. Воплощение замысла сценического образа в песне и танцевальных движениях.
Подготовка готовых вокально-хореографических номеров, целостных, где исполнитель должен показать воплощение замысла сценического образа, как вокально, так и сценически в целом.
Самостоятельная работа: закрепление поставленных танцевальных движений. Умение двигаться и исполнять произведение одновременно.
Музыкальный материал: В. Шаинский « Песня о сказке», шоу-группа « Великаны» « До-ре-ми», В. Шаинский « Песня Шапокляк», трио Кикимора, Баба-Яга, Леший, В. Тюльпанов « Ночь, луна и джаз», Ж. Колмогорова « Белая река».
Контрольный урок
4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
1. Техника звучащего слова. Звучащее слово является главнейшим выразительным средством вокально-исполнительского искусства.
2. Публичность поведения является источником сильного эмоционального воздействия на ученика, т.е. способствует возникновению эмоционального состояния.
3. Владение своим телом, грамотное распределение по сценической площадке, освоение основных элементов хореографии.
4. Действие в условиях вымысла. Это не что иное, как действие не по правде - «как будто» - т.е. как в детской игре, когда ребенок играет какую-то роль. Поэтому можно назвать это требование - ролевая игра.
5. Зависимость от репертуара. Это означает, что исполнительский замысел, план его работы обусловлены предлагаемыми обстоятельствами в песне.
6. Целенаправленное воздействие на зрителя. Его можно рассматривать, как сценическое воплощение вокально-исполнительского замысла.
Таким образом, можно говорить о пяти первоначальных и обязательных сценических способностях:
- Способность к развитию техники звучащего слова.
- Способность к продуктивной и продолжительной деятельности.
- Способность воспроизвести элементы различных направлений в танце.
- Способность к созданию сценического замысла в репертуаре.
5. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
Контроль знаний, умений, навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Разнообразные формы контроля успеваемости обучающихся позволяют объективно оценить успешность и качество образовательного процесса.
Основными видами контроля успеваемости по предмету «Сценическое движение и актерское мастерство» являются:
текущий контроль успеваемости обучающихся,
промежуточная аттестация.
Текущая аттестация проводится с целью контроля за качеством освоения какого-либо раздела учебного материала предмета и направлена на поддержание учебной дисциплины, выявление отношения к предмету, на ответственную организацию домашних занятий и может носить стимулирующий характер.
Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем, отметки выставляются в журнал и дневник обучающегося. В них учитываются:
отношение ученика к занятиям, его старание, прилежность;
качество выполнения домашних заданий;
инициативность и проявление самостоятельности - как на уроке, так и во время домашней работы;
темпы продвижения.
На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные оценки.
Промежуточная аттестация определяет успешность развития обучающегося и степень освоения им учебных задач на данном этапе.
Наиболее распространенными формами промежуточной аттестации являются зачеты, академические концерты, контрольные уроки, а также концерты, тематические вечера и прослушивания к ним. Участие в концертах приравнивается к выступлению на зачёте. Отметка, полученная за концертное исполнение, влияет на четвертную, годовую и итоговую оценки.
Критерии оценки
Критерии оценки качества подготовки обучающегося позволяют определить уровень освоения материала, предусмотренного учебной программой. Основным критерием оценок обучающегося, осваивающего общеразвивающую программу, является грамотное исполнение авторского текста, художественная выразительность, владение актерским мастерством и сценическим движением.
При оценивании обучающегося, осваивающегося общеразвивающую программу, следует учитывать:
формирование устойчивого интереса к сценическому искусству, к занятиям актерского мастерства;
наличие исполнительской культуры, развитие музыкального мышления;
овладение практическими умениями и навыками в различных видах сценической деятельности: исполнении определенных ролей;
степень продвижения обучающегося, успешность личностных достижений.
По итогам исполнения программы на контрольном уроке выставляется оценка по пятибалльной шкале:
Оценка | Критерии оценивания выступления |
5 («отлично») | предусматривает исполнение определенной для обучающего роли, наизусть, выразительно; отличное знание текста, владение необходимыми сценическими навыками; четкое осмысление содержания и понимание характера, повадок и других отличительных черт характера своего героя, роль которого, ребенок исполняет. |
4 («хорошо») | грамотное исполнение назначенной роли, с наличием мелких сценических недочетов, недостаточно убедительное донесение образа исполняемого произведения. |
3 («удовлетворительно») | при исполнении обнаружено плохое знание текста, встречаются ошибки по выстроенным мизансценам, характер, исполняемой роли не выявлен. |
2 («неудовлетворительно») | незнание наизусть текста, слабое владение сценическими и актерскими навыками, подразумевающее плохую посещаемость занятий и слабую самостоятельную работу. |
6. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Многие ДШИ воспитывают будущих музыкантов и исполнителей, иногда в большей, иногда в меньшей степени, придерживаясь основных положений в вокально-исполнительском искусстве на сцене. Наше отделение эстрадного пения в колледже искусств существует сравнительно недавно, и, опираясь на небольшой опыт, я, как педагог сценического движения и актерского мастерства могу утвердить свои принципы развития и воспитания сценического мастерства у юных исполнителей эстрадного пения.
Ученик, обучающийся на отделении эстрадного пения должен стать художником, создающим сценический образ, перевоплощаясь на сцене. Его действия выражены в слове, пении, мимике, жесте, пластике, танце. Задача педагога заключается в том, чтобы научить ученика владеть собой как средством для создания сценического образа, знающего основные законы сценического искусства, умеющего пользоваться своим внутренним аппаратом и, безусловно, владеющего всеми музыкальными средствами: правильным, осмысленным пением, выразительностью, музыкальностью, пластикой, подчиненными сквозному действию и управляемыми сверхзадачей музыкально-сценического образа.
С первых же уроков необходимо прививать будущим исполнителям эстрадного пения понимание того, что сценические выразительные средства в эстраде не могут быть самоцелью, а должны быть тесно связаны с мыслью и эмоциональной наполненностью роли в песне, во вступлении, в проигрыше, этюде, эпизоде, каждого отдельного момента сценического существования.
Создание подлинно правдивого музыкально-сценического образа возможно только на основе изучения природы детского творчества, законов сценического искусства. Поэтому одним из основных принципов воспитания будущего эстрадного исполнителя является неразрывность специфических выразительных средств, и овладение законами природы сценического творчества, когда одно невозможно без другого. Такое слияние всех компонентов сценического мастерства учащихся нашего отделения возможно только в условиях единой творческой мастерской - вокал, сольфеджио, сценическое движение, ансамбль, владение инструментом - все это объединяет и корректирует работу всех педагогов специальных дисциплин на отделении.
Действие ученика, воплощающего образ на сцене, должно быть особенно отчетливо и безукоризненно, поскольку вокализирование и музицирование часто выдаются за действия, и тем самым совершается одна из наиболее типичных ошибок, распространенных на сцене. Когда ученик поет и ему, не ориентирующемуся в подлинной природе сценического действия, кажется, что он действует, а зал, не вовлеченный в процесс действования, остается пассивным и продолжает обвинять эстрадное пение в шаблонности, сухости, а порою и в скуке.
Планы уроков по каждой возрастной группе составляются педагогом сценического движения и актерского мастерства. Педагог может вносить поправки в программу, исходя из собственной художественной концепции и требований сегодняшнего дня. Вокально-исполнительское искусство связано с музыкой во всех ее формах (вокал, соединение пения и пластики, работа с ансамблем, сцен. движение). Жанровое и стилистическое разнообразие репертуара музыкальных произведений (мюзиклы, тематические концерты, музыкальные сказки и т.д.) объединяют педагогов эстрадного отделения с учеником и делают совместное обучение необходимым.
Данная программа построена таким образом, что предусматривает возможность воспитания и раскрытия сценических способностей учащихся. Принцип обучения в значительной степени зависит от педагога сценического движения и актерского мастерства, и от его взгляда на данный предмет.
Программа по сценическому мастерству включает в себя развитие отдельных элементов, таких как: внимание, эмоциональность, фантазия, вера, сценическое отношение, оценка и действие. В данном предмете существуют упражнения на развитие звучащего голоса, на внимание и реакцию, на воображение и отношение друг к другу, на память физических действий, на развитие мимики и жеста. Они, безусловно, играют большую и важную роль в процессе воспитания сценических навыков, умений, индивидуальных приемов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Списокрекомендуемой методической литературы
Вербовая Н., Головина О., Урнова В. Искусство речи. - М.: Искусство, 1977.
Гиппиус СВ. Гимнастика чувств. - Л., М.: Искусство, 1967.
Дмитриева Л.В. Основы вокальной методики, - 3VL: Музыка, 1968.
Горшкова Е. В. От жеста к танцу. М.: Издательство «Гном и Д», 2004
Изард, Кэрол Е. Эмоции человека. Изд. МГУ, 1981.
Кнебель М.О. Слово о творчестве актера. - М.: ВТО, 1979.
Короленко Ц.П., Фролова Г.В. Чудо воображения. Новосибирск, Наука, 1978.
Морозова Г.В. Сценическое движение - в книге «Сценический бой». - М.: Искусство, 1975.
Никитин Б. Развивающие игры. - М.: 1982.
Рутберг И.Г. Пантомима, движение и образ. - М.: Советская Россия, 1981.
Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение. Упражнения, игры, пляски для детей 6-7 лет. Часть 1 и Часть 2. М., 1981
Ю.Савкова З.В. Как сделать голос сценическим. - М.: Искусство, 1975.
Савкова З.В. Средства речевой выразительности. - Л.: Знание, 1982.
Шильгави В. Начнем с игры. - М.: 1980.
Яновская М.Г. Творческая игра в воспитании младших школьников.-М.: 1974.
23