Программа вариативного курса для детей 4-6 лет
«Пластилинография»
Составитель:
Вдовикова Лидия Петровна
воспитатель мини - центра и КПП
Пояснительная записка
Пластилинография – это нетрадиционная техника работы с пластилином. Понятие «Пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия»- создавать, изображать. А первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Занятия пластилинографией знакомят детей с формой, свойствами предметов, развивают моторику рук и пальцев, а в свою очередь это способствует развитию речи. Дети приучаются более внимательно рассматривать предмет, что развивает в них наблюдательность. Эта работа даёт простор детской фантазии. Развивает творческие способности. Ничто так не развивает воображение и моторику руки детей, как лепка. Ребёнок осязает то, что он делает.
Актуальность программы состоит в том, что развитие мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами. На этих занятиях дети вырабатывают умения управлять инструментом.
Цель: Развивать художественно – творческие способности у детей дошкольного возраста средствами пластилинографии.
Задачи программы:
Формировать у детей изобразительные навыки. Развивать у них интерес к художественной деятельности.
Познакомить с новым способом изображения – пластилинографией.
Учить анализировать свойства используемых в работе материалов и применять их в своей работе.
Развивать сенсорные способности восприятия, чувства цвета, формы, композиции.
Развивать мелкую моторику рук
Воспитывать усидчивость, терпение, самостоятельность, эстетический вкус, аккуратность в работе.
Содержание:
Содержание работы направлено на использование нетрадиционной техники работы с пластилином, для создания лепной картины с изображением выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Занятия ведутся на основе разработок Г. Н. Давыдовой. Конспекты занятий составлены с учетом возрастных физиологических, психологических, познавательных особенностей детей дошкольного возраста. Использование художественного слова, игровых методов и приемов заметно оживляет занятия, вызывает интерес дошкольников, позволяет достичь успехов в формировании у детей изобразительных умений и навыков, развитии их творческих способностей.
Предметный материал занятий представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся изделий. Каждое новое изображение базируется на уже изученном, содержит знакомые формы и выполняется уже известными ребенку приемами, но при этом дополнено новыми, более сложными, еще не знакомыми ему элементами.
Ожидаемые результаты усвоения программы:
Пластилинография способствует освоению образовательной программы. К концу года дети:
Реализуют познавательную активность. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.
Способы проверки результатов освоения программы "Пластилинография" проходят в виде смотров-выставок, где в процессе просмотра работ, дети вместе с родителями обсуждают работы, интересуются оригинальностью замысла и воплощением его в работе.
Календарно - тематическое планирование
№ п\п | Тема занятия | Цели и задачи | кол-во час |
1 | «Воздушные шары» | Закрепить умение раскатывать комочки пластилина кругообразными движениями. | 1ч. |
2 | «Консервирование фруктов» | Учить детей прикреплять готовую форму на плоскость путем равномерного расплющивания по поверхности основы. ( круг и овал) | 1ч. |
3 | Грибы грибочки выросли в лесочке | Формировать у детей обобщенное понятие о грибах. | 1ч. |
4 | «Радуга-дуга» | Упражнять детей в раскатывании колбасок разного цвета примерно одной толщины, разной длины прямыми движениями обеих рук. | 1ч. |
5 | Листопад. | Учить детей рисовать осенние листочки в технике пластилинографии. | 1ч. |
6 | Вышла курочка гулять свежей травки пощипать... | Учить детей рисовать “травку” в технике пластилинографии. | 1ч. |
7 | Украсим кукле платье. | Учить детей украшать платье в технике пластилинографии. | 1ч. |
8 | Шубка для ежиков. | Учить детей передавать образ ежика в технике пластилинографии. | 1ч. |
9 | Как у котика усы удивительной красы… | Учить детей рисовать усы коту в технике пластилинографии. | 1ч. |
10 | Мячики для котенка. | Учить детей создавать мячики для котенка в технике пластилинографии | 1ч. |
11 | Листопад. | Учить детей рисовать осенние листочки в технике пластилинографии. | 1ч. |
12 | Лошадка | Учить детей завершать рисунок в технике пластилинографии. | 1ч. |
13 | Кудряшки для овечки. | Учить детей создавать кудряшки для овечки в технике пластилинографии. | 1ч. |
14 | Снеговик | Осваивать способ создания знакомого образа посредством пластилина на горизонтальной плоскости. | 1ч. |
15 | Елочка красавица | Расширять знаний детей об истории новогоднего праздника. | 1ч. |
16 | Подарок для «Хрюши» | Закрепить представления детей о домашних животных, об особенностях их внешнего облика. | 1ч. |
17 | Самолет летит | Учить детей составлять на плоскости предмет, состоящий из нескольких частей, добиваться точной передачи формы предмета, его строения, частей. | 1ч |
18 | Подводное царство. | Учить детей рисовать рыбок и водоросли в технике пластилинографии. | 1ч. |
19 | Солнышко проснулось, деткам улыбнулось | Учить передавать образ солнышка, совершенствуя умения детей скатывать кусочек пластилина между ладонями, придавая ему шарообразную форму. | 1ч. |
20 | Цветик семицветик | Закрепить умение аккуратно работать с пластилином | 1ч. |
21 | Вот поезд наш едет, колеса стучат (коллективная работа) | Учить детей создавать колеса для поезда в технике пластилинографии. | 1ч. |
22 | «Бусы для Люси» | Закрепить умение детей лепить предмет, состоящий из нескольких частей, располагать элементы (бусинки) близко друг к другу, в определенном порядке, чередуя их по цвету. | 1ч. |
23 | Букет для мамы | Учить детей создавать букет для мамы в технике пластилинографии. | 1ч. |
24 | А по морю плывут корабли. | Учить детей передавать образ моря, кораблей посредством художественной техники — пластилинографии. | 1ч. |
25 | "Яблоки на тарелочке" | Ознакомить детей с понятием "натюрморт". | 1ч. |
26 | Вот и весна пришла | Формировать у детей интерес к пробуждающейся весенней природе, дать представление о первоцветах. | 1ч. |
27 | Вот и весна пришла | Формировать у детей интерес к пробуждающейся весенней природе, дать представление о первоцветах. | 1ч. |
28 | Сердечки" (самостоятельная работа детей) | Развивать творческое мышление. Поощрять инициативу и самостоятельность детей в построении композиции, попытки дополнить рисунок по теме работы. | 1ч. |
29 | "Земляника" | Способствовать расширению знаний детей о многообразии видов и форм растений. | |
30 | Одуванчики цветы, словно солнышко желты…»(коллективная работа) | Учить детей создавать одуванчики цветы в технике пластилинографии. | 1ч. |
31 | "Незабудки" | Продолжить знакомство детей с миром природы. | 1ч. |
32 | Творю что хочу" (самостоятельная деятельность детей) | Развивать умение самостоятельно задумывать сюжет картины. | 1ч. |
Информационное обеспечение программы
В работе используется методика
Н.Б.Халезовой (вопросы развития творческих способностей в лепке детей старшего дошкольного возраста).
Н.А.Курочкиной, Е.И.Корзаковой (о сенсорных основах детской лепки).
Список литературы
Давыдова Г.Н. «Пластилинография» - 1,2. – М.: Издательство «Скрипторий 2003г», 2006.
Давыдова Г.Н. «Детский дизайн» Пластилинография- М.: Издательство «Скрипторий 2003г», 2008.
Кард В., Петров С. «Сказки из пластилина» - ЗАО «Валери СПб», 1997 –
160 с.») (Серия «Учить и воспитывать, развлекая)
Горичева В.С. , Нагибина М.И. «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина» - Ярославль: «Академия развития», 1998г.
Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 192с.
6. Халезова Н.Б. Лепка в детском саду.: Кн. Для воспитателя дет. сада. 1986.
– 144 ил.