СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Я-гражданин России" 1-4 класс.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. Изучаемый материал представлен четырьмя направлениями: 1 класс "Маленькие Россияне", 2 класс "Моя Малая Родина", 3 класс "Россия- Родина моя", 4 класс "Я-гражданин России".

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Я-гражданин России" 1-4 класс.»



МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 57 г.Улан-Удэ имени А.Цыденжапова»












Рабочая программа

внеурочной деятельности

духовно-нравственное(патриотическое)направление

«Я – гражданин России»

1-4 класс






Родионова Л.В.

учитель начальных классов

высшей категории




















Пояснительная записка.


Рабочая программа внеурочной деятельности «Я – гражданин России» разработана на основе

- Федеральный Закон №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями);

Федеральный  государственный  образовательный  стандарт  начального  общего  образования», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373;

-СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях";

-на основе авторской программы «Я – гражданин России », автор Власенко И.Г. опубликованной в журнале « Завуч начальной школы» №8, 2011г., и на основании письма Департамента общего образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011г.№03- 296, в соответствии с примерными требованиями к программам дополнительного образования детей. Имеет духовно – нравственную направленность.



Цель программы: создание условий для формирования личности гражда­нина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Оте­честву, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.

Задачи:

• создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;

• формировать эффективную работу по патриотическому воспитанию обеспечивающую оптимальные условия развития у каждого ученика верности Оте­честву, готовности приносить пользу обществу и государству;

• утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патрио­тических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;

• развивать системы гражданского и патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания образо­вания, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования;

• воспитывать уважительное отношение к героическому прошлому Родины ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу, совместную деятельность обучающихся с советами ветеранов войны и труда;

• повышать качество патриотического воспитания через организаторскую пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма, как стержневой духовной составляющей гражданина России.












Планируемые результаты реализации программы

Ценностные установки и планируемые результаты

Ценностные установки:

• любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, закон и право­порядок, свобода и ответственность, доверие к людям;

• долг перед старшим поколением, семьей, почитание родителей, забота о старших и младших, справедливость, милосердие, честь, достоинство, толерант­ность;

• родная земля, заповедная природа, планета Земля;

• красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, ху­дожественное творчество.

Планируемые результаты:

Сформировано ценностное отношение к России, своему народу, краю, госу­дарственной символике, законам РФ, старшему поколению, к природе.

Учащиеся имеют знания о значимых страницах истории страны, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга, о традициях и культурном до­стоянии своего края, о моральных нормах и правилах поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, знают традиции своей се­мьи и образовательного учреждения, бережно относятся к ним.

Учащиеся обладают опытом ролевого взаимодействия и реализации граж­данской, патриотической позиции, опытом взаимодействия с людьми разного воз­раста, неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации, видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей.

Школьники обладают начальными представлениями о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища, эстетическим отношением к окружа­ющему миру и самому себе.

У детей младшего школьного возраста накоплен личный опыт участия в эко­логических инициативах, проектах, в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке.

Критерии

Индикатор

Измеритель

Обретение чувства граждан­ственности, патриотизма и уважения к правам, свободам и обязанностям человека

Имеет четкое представление о принад­лежности к РФ

Анкета

Испытывает чувство гордости за родную страну

Анкета, педагогическое наблюде­ние, педагогический анализ

Имеет представление о понятии «граж­данин»

Анкета

Имеет начальные представления о пра­вах, свободах и обязанностях человека

Анкета, анализ творческих работ, собеседование

Сформированность мораль­ных норм и правил поведения

Соблюдает моральные нормы и правила поведения

Методика изучения уровня воспи­танности, наблюдение педагогов, родителей

Ценностное отношение к учебному труду; Сформиро­ванность первоначальных навыков общественно-полезной и личностно-значимой деятельности

Имеет ценностную установку «Учение», «Труд»

Методика изучения ценностных установок и ориентации, портфолио обучающихся, результаты выполнения проектных работ

Участвует в общественно-полезной дея­тельности

Мониторинг участия в обще­ственно-полезных делах, акциях

Ценностное отношение к при­роде, окружающей среде

Имеет ценностную установку «Природа»

Методика изучения ценностных установок и ориентации, портфолио обучающихся, результаты выполнения творческих и проект­ных работ

Ценностное отношение к пре­красному, Сформированность представления об эстетиче­ских идеалах

Имеет ценностную установку «Прекрас­ное», интерес к чтению, произведениям искусства, спектаклям, концертам, вы­ставкам, музыке

Методика изучения ценностных установок и ориентации, педаго­гическое наблюдение, портфолио обучающихся, результаты вы­полнения творческих и проектных работ

Ценностное отношение к семье, старшему поколению

Имеет ценностную установку «Семья», начальные представления об этических нормах взаимоотношений в семье, меж­ду поколениями

Анкета, анализ творческих и проектных работ, собеседование, отзывы родителей

Развитое социальное парт­нерство

Степень участия и эффективность взаи­модействия с учреждениями дополни­тельного образования

Анализ воспитательной работы класса, отзывы социальных парт­неров, достижения обучающихся



Формы организации внеурочной деятельности

Форма организации работы по программе в основном - коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.

Теоретические занятия (урочные, внеурочные, внешкольные):

• беседы;

• предметные уроки (литературное чтение, русский язык, окружающий мир.

музыка, ИЗО);

• классный час;

• встречи с интересными людьми;

• литературно-музыкальные композиции;

• просмотр и обсуждение видеоматериала;

• экскурсии (урочная, внеурочная, внешкольная);

Практические занятия (урочная, внеурочная, внешкольная):

• творческие конкурсы;

• выставки декоративно-прикладного искусства;

• коллективные творческие дела;

• соревнования;

• показательные выступления;

• праздники;

• викторины;

• интеллектуально-познавательные игры;

•трудовые дела;

• тренинги;

• наблюдение учащихся за событиями в стране;

• обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций;

• заочные путешествия;

• акции благотворительности, милосердия;

• творческие проекты, презентации;

• проведение выставок семейного художественного творчества, музыкаль­ных вечеров;

• сюжетно-ролевые игры гражданского и историко-патриотического содер­жания (урочная, внеурочная, внешкольная).

Место проведения: школа, семья, учреждения дополнительного образования.

Время проведения: первая и вторая половина учебного дня, выходные, каникулы.

Программа «Я - гражданин России» используется с 1 по 4 классы. Она включает шесть направлений, связанных между собой логикой формирования подлинного гражданина России.


Методы обучения - это наиболее рациональные приемы, посредством которых учитель воспитывает у учащихся необходимые умения и навыки и передает им свои знания. Словесные методы - создают у учащихся предварительное представление об изучаемом движении. Для этого учитель использует: объяснение, рассказ, замечания; команды, распоряжения, указания, подсчет и т.д.

Наглядные методы — применяются главным образом в виде показа упражнений, учебных наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у учеников конкретные представления об изучаемых действиях.

Практические методы - в группу практических методов входит:

-метод упражнений;

-игровой;

-соревновательный.


В результате реализации программы ожидается:

• развитие творческих способностей;

• осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;

• способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;

• осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, спо­собность руководствоваться ими в практической деятельности.

Конечным результатом реализации программы должна стать активная граж­данская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.

Описание личных качеств ученика в результате реализации программы:

• доброжелательный;

• порядочный;

• самодисциплинированный;

• уверенный;

• терпимый (толерантный);

• самостоятельный;

• ответственный;

• целеустремленный (особенно к знаниям);

• внимательный к сверстникам;

• аккуратный;

• уважительный;

• любящий;

• интеллектуальный;

• здоровый;

• общительный;

• любознательный;

•сопереживающий;

• воспитанный;

• трудолюбивый;

• открытый;

• активный;

• коммуникабельный;

• социально зрелый и др.

В целом это самоактуализированная личность ученика с раскрытым личност­ным потенциалом


Содержание программы


1-й класс «Маленькие Россияне» (66 часов)

Общий годовой план работы составляет 66 часов, из них: теоретических - 34 часов, практических - 32 час.

1. «Я и я». Формирование гражданского отношения к себе.

Я, ты, мы. Мой сосед по парте.

Кто что любит делать.

Антиреклама вредных привычек. Диагностика.

2. «Я и семья». Формирование гражданского отношения к своей семье.

Моя семья - моя радость. Фотографии из семейного альбома. В чем я дол­жен им помочь?

Кто мои бабушка, дедушка? Слушаем сказки моей бабушки.

Моя красивая мама. Загляните в мамины глаза.

Конкурсы рисунков сказок, стихов. Оформление фотовыставки

3. «Я и культура». Формирование отношения к искусству. Дары природы. Мисс осени.

История моего посёлка

Откуда пришли елочные игрушки.

Встречаем Масленицу.

Экскурсии в музеи, конкурсы поделок из природного материала.

4. «Я и школа».

Формирование гражданского отношения к школе.

Праздник первого звонка.

Мой школьный дом.

Правила поведения в школе.

Законы жизни в классе

Школа вежливости.

Десант чистоты и порядка.

Самый красивый школьный двор

Экскурсии по школе, по школьному саду

Акции.

  1. «Я и мое Отечество».

Формирование гражданского отношения к Отечеству.

Мои права и обязанности.

Они защищают Родину. Мои родные - защитники Родины.

Маленькие герои большой войны. Поклон тебе, солдат России.

С чего начинается Родина?

Конкурсы стихов, песен.

Подготовка и рассылка праздничных открыток.

  1. «Я и планета».

Формирование гражданского отношения к планете Земля.

Планета просит помощи.

Маленькая страна.

Мягкие лапки, а в лапках царапки.

В гости к зеленой аптеке.

Конкурсы рисунков.

Экскурсии, экологические акции.


2-й класс «Моя Малая Родина» (34 часа)

Общий годовой план работы составляет 34 часа, из них: теоретических - 13 часов, практических-21 час.

1. «Я и я» (5 часа).

Формирование гражданского отношения к себе, другим людям.

Я – ученик

Мой портфель.

Подумай о других.

Игры на развитие произвольных процессов.

Диагностика.

Сбор игр.

2. «Я и семья» (5 часов).

Формирование гражданского отношения к своей семье.

Я помощник в своей семье.

Моя любимая мамочка.

Об отце говорю с уважением.

Мама, папа, я - друж­ная семья.

Здесь живет моя семья.

Конкурсы рисунков, сочинений.

3. «Я и культура» (4 часа).

Формирование отношения к искусству.

Родной край в древности

Что посеешь, то и пожнешь.

Широкая Масленица.

Экскурсии в музеи, вернисажи.

  1. «Я и школа» (6 часов).

Формирование гражданского отношения к школе.

Обязанности ученика в школе. Я люблю свою школу.

Самый уютный класс.

Школьная символика (гимн, герб, флаг).

По каким правилам мы живем в школе?

Десант чистоты и порядка.

Конкурсы сочинений.

Трудовой десант.

  1. «Я и мое Отечество» (9 часов).

Формирование гражданского отношения к

Отечеству.

Урок Мира.

Знакомства с символами родного края (герб, гимн, флаг).

Мы и наши права.

Мой любимый посёлок.

О чем шепчут названия улиц родного города.

След Великой Отечественной войны в жизни родного края.

Герои Советского союза - наши земляки.

Открытка ветерану.

Конкурсы рисунков, акции.

Выпуск листовок.

Подготовка и рассылка праздничных открыток.

  1. «Я и планета» (5 часов).

Формирование гражданского отношения к планете Земля.

Осень в родном посёлке.

Знай и люби свой край.

Экология нашего города.

День добрых волшебников.

Уж тает снег, бегут ручьи

День птиц.

Вывешивание кормушек, выставки рисунков.


3-й класс «Россия - Родина моя» (68 часов)


Общий годовой план работы составляет 68 часов, из них: теоретических - 20 часов, практических - 48 часов.

1. «Я и я» (6 часов). Формирование гражданского отношения к себе. Кому нужна моя помощь? Кто что любит и умеет делать. Мы все такие разные. Для чего я рожден? Быть человеком. Диагностика.

2. «Я и семья» (16 часов). Формирование гражданского отношения к своей

семье.

В гостях у предков. Откуда я родом. Почему меня так назвали.

Что значит быть хорошим сыном и дочерью. Моя семья - моя радость. Мой папа - мастер на все руки. Мамины помощники. У моих родителей - золотые руки Доброта в стихах и сказках. Спешите творить добро! Что такое хорошо, а что такое плохо. Панорама добрых дел.

Пожилые люди - мудрые люди. Золотые бабушкины руки. Операция «Крас­ный крест». Народный лечебник. Бабушкины советы.

Выставки. Конкурсы рисунков, сочинений. Акции. Оказание адресной помо­щи одиноким пенсионерам.

3. «Я и культура» (10 часов). Формирование отношения к искусству. Раз - словечко, два - словечко, - будет песенка. Музыкальная азбука. Люблю тебя, моя Россия. Богатыри земли Русской. Мои любимые книги. Дети войны. Новогодние зарисовки. Экскурсия на Родину Деда Мороза в Великий Устюг. Новогодняя сказка.

Экскурсия в библиотеку.


4.«Я и школа» (11 часов). Формирование гражданского отношения к школе. Мой класс - моя семья. Мои права и обязанности. Школьный Устав. Ты и твои

друзья. Каков я в школе? Сценки из школьной жизни. Наша школа в будущем.

Вежливая улица. По каким правилам мы живем.

Мастерская по изготовлению сувениров. Зеленые ладошки земли. Десант чи­стоты и порядка.

Конкурсы сочинений, рисунков. Выставки поделок. Диагностика. Трудовой десант. Высаживание рассады.

5. «Я и мое Отечество» (17 часов). Формирование гражданского отношения к Отечеству.

Урок милосердия и доброты. Знакомства с символами Российского государ­ства. Наша страна - Россия. Конституция - основной закон жизни страны. Флаги России.

Город, в котором я живу. Наша республика. Дорогая моя столица. Посмотри, как он хорош, мир, в котором ты живешь. История страны в названиях улиц. Исто­рия Отечества. Путешествие по стране. Кто хочет стать знатоком истории

Там, где погиб неизвестный солдат. Они служили в Армии. Честь имею. Вам, защитники Отечества!

О подвигах женщин в военное время.

Конкурсы стихов, сочинений. Выставки рисунков. Акции. Выпуск листовок. Подготовка и рассылка праздничных открыток.

6. «Я и планета» (8 часов). Формирование гражданского отношения к плане­те Земля.

Осень в родном городе. Сад на окошке.

Животные из Красной книги. Животные-рекордсмены. Сад на окошке.

Чем живет планета Земля? Судьба Земли - наша судьба.

Акции. Конкурсы сочинений, рисунков. Высаживание рассады.


4-й класс «Я - гражданин России» (68часов)

Общий годовой план работы составляет 68 часов, из них: теоретических - 26 часов, практических - 42 часа.

«Я и я» (9 часов). Формирование гражданского отношения к себе. Кто я? Какой я? Откуда я родом. «Хочу» и «надо». Тест «Познай себя». Письмо самому себе. Правила жизни. Правила счастливого человека. «Мож­но» и «нельзя» в жизни. Мир моих интересов

Конкурсы на лучшее письмо. Диагностика.

2. «Я и семья» (10 часов). Формирование гражданского отношения к своей

семье.

День пожилого человека. Песни бабушек. Панорама добрых дел.

Забота о родителях - дело совести каждого. Фотовыставка «Я и моя семья». Моя семья. Наша домашняя коллекция. Игры с младшим братом (сестрой). Мои се­мейные обязанности.

Акции. Конкурсы песен. Мини-проект. Оформление фотовыставки.

3. «Я и культура» (9 часов). Формирование отношения к искусству. Знаменитые писатели и поэты. Сто великих женщин. Образ русской женщины. О красоте, моде и хорошем вкусе.

Музыкальные превращения. Предметы быта в роли музыкальных инструмен­тов. Музыкальный калейдоскоп «Угадай мелодию».

Как встречают Новый год в разных странах. Масленица.

Конкурс на лучший рецепт блинов.

4. «Я и школа» (10 часов). Формирование гражданского отношения к школе.

Продолжаем изучать школьный Устав.

Школьный двор. Десант чистоты и порядка.

Я и мой класс. Самое сильное звено. Мой лучший школьный друг. Наши клас­сные обязанности. Зачем нужно учиться в школе.

Конкурсы рисунков, сочинений. Диагностика. Высаживание рассады.

5. «Я и мое Отечество» (18 часов). Формирование гражданского отношения

к Отечеству.

Поговорим о толерантности. Геральдика - наука о гербах. Символика России.

Символы нашего края. Государственный праздник - День Согласия и примирения. Права ребенка. Книга Ю. Яковлева «Ваши права, дети». Наше право и наш

интерес.

От вершины к корням. Из истории появления законов. Путешествие в страну

Законию. Основной закон жизни нашего государства. Я - гражданин России. Герои России. Есть такая профессия - Родину защищать. Мы - россияне. О подвигах женщин в военное время. Победа деда - моя победа. Герои Ве­ликой Отечественной войны. Память. Города-герои.

Конкурсы сочинений. Мини-проекты, презентации и размещение в Интер­нете лучших работ. Оформление альбома. Выпуск листовок. Подготовка и рас­сылка праздничных открыток.

6. «Я и планета» (12 часов). Формирование гражданского отношения к пла­нете Земля.

В ответе за тех, кого приучили. Покормите птиц зимой. Мастерская кормушек.

Тропы природы. Волшебный мир руками детей. Природа в поэзии.


Мой город. Знаешь ли ты страны мира? Семь чудес света. Новый год шагает по планете. Я - житель планеты Земля. Берегите природу.

Изготовление кормушек, поделок из бросового материала. Конкурс эколо­гических сказок, стихов.




УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1-й класс «Маленькие Россияне» (33 часа)


Тема по программе. Тема и номер урока

Всего

Теория

Практика

1 . Праздник первого звонка

1

1

2. Мой школьный дом. Экскурсия по школе

1

1

3. Моя семья - моя радость

3

2

1

4. Правила поведения в школе. Урок-игра

3

2

1

5. Экскурсия по пришкольному участку

1

1

6. Я, ты, мы. Игра

2

1

1

7. Кто что любит делать. Конкурс викторина

2

1

1

8. Мисс Осени

1

1

9. Дары природы. Конкурс поделок из природного материала

2

2

10. Кто мои бабушка, дедушка? В чем я должен им помочь?

2

2

11. Моя красивая мама. Конкурс рисунков

2

1

1

12. Мои права и обязанности. Беседа с творческим заданием

2

2

13. История моего села.

2

2

14. Мой сосед по парте. Час откровенного разговора

1

1

15. Законы жизни в классе. Урок-игра

1

1

16. Откуда пришли елочные игрушки.

3

2

1

1 7. Фотографии из семейного альбома. Презентация

2

1

1

18. Школа вежливости. Беседа

4

4

19. Маленькая страна. Экологическая акция

3

3

20. Антиреклама вредных привычек. Конкурс рисунков

2

2

1

21. Они защищают Родину. Конкурс стихов

2

1

1

22. Загляните в мамины таза. Праздник

1

1

23. Встречаем Масленицу

2

1

1

24. Планета просит помощи. Конкурс рисунков, посвященных Дню Земли

2

1

1

25. Слушаем сказки моей бабушки

2

2

1

26. Мягкие лапки, а в лапках царапки. Викторина

2

1

1

27. Поклон тебе, солдат России.

2

1

1

28. В гости к зеленой аптеке. Экскурсия в природу

3

1

2

29. Мои родные - защитники Родины.

2

1

1

30. Маленькие герои большой войны. Урок Мужества

1

1

31. Десант чистоты и порядка

3

3

32. Самый красивый школьный двор. Акция

2

2

33. С чего начинается Родина?

2

1

1



2-й класс «Моя Малая Родина» (34 часа)


Тема по программе. Тема и номер урока

Всего

Теория

Практика

1. Урок Мира

1

1

2. Знакомство с символами родного края (герб, гимн, флаг)

1

1

3.Обязанности ученика в школе. Беседа

1

1

4.Осень в родном городе. Фотоконкурс

1

1

1

5.Подумай о других. Беседа с элементами игры

1

6.Я- ученик. Беседа с творческим заданием

1

7. Родной край в древности. Экскурсия в музей

1

1

8. Что посеешь, то и пожнешь. Беседа с элементами игры

1

1

9. Я люблю свою школу. Конкурс сочинений

1

1

10. Мой портфель. Игра-экспромт

1

1

11. Моя любимая мамочка. Презентация

1

1

12. Школьная символика (гимн, герб, флаг)

1

1

13. Мой любимый город. Беседа

1

1

14. Наш город. Конкурс визиток

1

1

15. О чем шепчут названия улиц родного города. Конкурс рисун­ков

1

1

16. Самый уютный класс. Конкурс

1

1

17. Экология нашего города. Беседа

1

1

18. День добрых волшебников. Вывешивание кормушек

1

1

19. Я помощник в своей семье. Беседа с элементами игры

1

1

20. Мы и наши права. Урок-игра

1

1

21. Игры на развитие произвольных процессов

1

1

22. Об отце говорю с уважением. Конкурс сочинений

1

1

23. Мама, папа, я -дружная семья. Конкурс-соревнование

1

1

24. По каким правилам мы живем в школе? Игра

1

1

25. Широкая Масленица. Игра

1

1

26. Поэты и писатели нашего города. Выпуск буклетов

1

1

27. Здесь живет моя семья. Заочное путешествие

1

1

28. Уж тает снег, бегут ручьи. Заочное путешествие

1

1

29. День птиц. Выставка рисунков

1

1

30. След Великой Отечественной войны в жизни родного края. Экскурсия в музей

1

1

31 . Герои Советского союза - наши земляки. Урок Мужества

1

1

32. Открытка ветерану. Акция

1

1

33. Десант чистоты и порядка

1

1

34. Знай и люби свой край. Викторина

1

1



3-й класс «Россия - Родина моя» (68 часов)


Тема по программе. Тема и номер урока

Всего

Теория

Практика

1.Урок милосердия и доброты

1

1

2.Знакомство с символами Российского государства

1

1

3.Мой класс.- моя семья. Беседа

1

1

4.Мои права и обязанности .Беседа о школьном Уставе

1

1

1

5. Ты и твои друзья. игра

1

6. В гостях у предков. Сказочный марафон

1

7. Откуда я родом. Архивные раскопки

1


1

8. Наша страна – Россия. Путешествие по страницам журналов.

1


1

10. Что значит быть хорошим сыном дочерью. Беседа.

1


1

11. Вежливая улица. Викторина.

1

1

12.Каков я в школе? Анкетирование

1


1

13.Животные из Красной книги

1

1

14.Доброта в стихах и сказках.

1


1

15.Кому нужна помощь?

1


1

16.Сценки из школьной жизни

1


1

17.Раз – словечко, два – словечко.

1


1

18. Люблю тебя моя Россия. Музыкальный час.

1


1

19. Мои любимые книги. Выставка книг.

1


1

20. Почему меня так назвали? Презентация.

1


1

21. Мы все такие разные. Конкурс рисунков.

1


1

22. Уважения достойны. Беседы о пожилых людях.

1

1

23. Пожилые люди - мудрые люди. Выставка

1

1

24. Золотые бабушкины руки. Конкурс стихов

1

1

25. Операция «Красный крест». Помощь престарелым людям

1

1

26.Село, в котором я живу. Конкурс рисунков

1

1

27. Моя семья - моя радость. Беседа с творческим заданием

1

1

28. По каким правилам мы живем. Игра

1

1

29. Конституция - основной закон жизни страны. Беседа с твор­ческим заданием

1

1

30. Новогодние зарисовки. Конкурс газет

1

1

31. Экскурсия на родину Деда Мороза в Великий Устюг. Заочное путешествие

1

1

32. Новогодняя сказка. Праздник

1

1

33. Флаги России. Беседа с творческим заданием

1

1

34. Кто что любит и умеет делать. Викторина

1

1

35. Для чего я рожден? Беседа с творческим заданием

1

1

36. Животные-рекордсмены. Просмотр видеофильма

1

1

37. Чем живет планета Земля? КВН

1

1

38. Наша республика. Интеллектуальная игра

1

1

39. Мастерская по изготовлению сувениров

1

1

40. Операция «Сувенир»

1

1

41. Богатыри земли Русской. Урок-вернисаж

1

1

42. Там, где погиб неизвестный солдат. Выставка рисунков

1

1

43. Они служили в Армии. Конкурс сочинений о службе в Армии родных

1

1

44. Честь имею. Игровая программа

1

1

45. Мой папа - мастер на веерки. Презентация

1

1

46. Мамины помощники. Ролевая игра

1

1

47. О подвигах женщин в военное время. Просмотр и обсужде­ние фильма

1

1

48. Народный лечебник. Бабушкины советы

1

1

49. У моих родителей – золотые руки. Выставка семейных поделок

1

1

50. Быть человеком. Дискуссия

1

1

51. Дорогая моя столица. Заочное путешествие

1

1

52. Спешите творить добро! Ситуативный практикум

1

1

53. Музыкальная азбука. Викторина

1

1

54. Что такое хорошо, а что такое плохо. Беседа

1

1

55. Панорама добрых дел. Смотр-конкурс

1

1

56. Судьба Земли - наша судьба. Круглый стол

1

1

57. Наша школа в будущем. Конкурс сочинений

1

1

58. День птиц. Викторина

1

1

59. Посмотри, как он хорош, мир, в котором ты живешь. Конкурс стихов

1

1

50. Дети войны. Литературное чтение

1

1

61. История страны в названиях улиц. Презентация

1

1

62. История Отечества. Аукцион знаний

1

1

53. Вам, защитники Отечества! Акция

1

1

64. Встреча с местными поэтами

1

1

65. Зеленые ладошки земли. Десант чистоты и порядка

1

1

66-67. Сад на окошке. Акция

2

2

68. Путешествие по стране. Интеллектуальная игра

1

1


4-й класс «Я - гражданин России» (68 часов)


Тема по программе. Тема и номер урока

Всего

Теория

Практика

' Поговорим о толерантности

1

1

2. Кто я? Какой я? Беседа с творческим заданием

1

1

3. Символика России

1

1

4. Символы нашего края

1

1

5. Тропы природы. Изготовление поделок из бросового материала

1

1

6. Моя семья. Мини-проект

1

1

7. Наши классные обязанности. Выпуск буклетов

1

1

8. Десант чистоты и порядка

1

9. В ответе за тех, кого приучили. Беседа с элементами игры

1

1

10. Я и мой класс. Конкурс рисунков

1

1

11 . Продолжаем изучать школьный Устав

1

1

12. Игры с младшим братом (сестрой)

1

1

13. Правила жизни. Беседа с элементами игры

1

1

14. Права ребенка. Книга Ю Яковлева «Ваши права, дети»

1

1

15. Тест «Познай себя»

1

1

16. Письмо самому себе. Конкурс на лучшее письмо

1

1

17. От вершины к корням. Из истории появления законов

1

1

18. Государственный праздник - День Согласия и примирения

1

1

19. День пожилого человека. Акция «Доброта души»

1

1

20. Песни бабушек. Конкурс песен

1

1

21. Правила счастливого человека. Психологический практикум

1

22. Откуда я родом. Презентация

1

1

23. Зачем нужно учиться в школе. Диспут

1

1

24. Мой город. Конкурс сочинений

1

1

25. Путешествие в страну Законию. Викторина

1

1

26. Знаменитые писатели и поэты. Литературная викторина

1

1

27. «Хочу» и «надо». Беседа с элементами игры

1

1

28. Основной закон жизни нашего государства. Беседа

1

1

29. Я и моя семья. Фотовыставка

1

1

30. Покормите птиц зимой. Мастерская кормушек

1

1

31 . Как встречают Новый год в разных странах. Игра-путешествие

1

1

32. Новый год шагает по планете. Презентация

1

1

33. Растения из Красной книги. Просмотр видеофильма

1

1

34. Самое сильное звено. Игровая программа

1

1

35. Панорама добрых дел

1

1

36. Мои семейные обязанности. Проигрывание сюжетов

1

1

37. Мир моих интересов. Беседа с творческим заданием

1

1

38. Наша домашняя коллекция. Презентация

1

1

39. «Можно» и «нельзя» в жизни. Игра-упражнение

1

1

40. Забота о родителях - дело совести каждого

1

1

41 . Природа в поэзии. Конкурс стихов

1

1

42. Мой лучший школьный друг. Письмо другу

1

1

43. Герои России. Сообщения учащихся

1

1

44. О подвигах женщин в военное время. Просмотр и обсужде­ние фильма

1

1

45. Образ русской женщины. Беседа-диалог

1

1

46. О красоте, моде и хорошем вкусе. Диспут

1

1

47. Музыкальный калейдоскоп «Угадай мелодию». Музыкальная игра

1

1

48. Наше право и наш интерес. Беседа с творческим заданием

1

1

49. Знаешь ли ты страны мира? Викторина

1

1

50. Масленица. Конкурс на лучший рецепт блинов

1

1

51 . Семь чудес света. Просмотр видеоролика

1

1

52. Музыкальные превращения. Предметы быта в роли музы­кальных инструментов

1

1

53. Растения-рекордсмены. Просмотр видеофильма

1

1

54. Геральдика - наука о гербах. Беседа

1

1

55. Я - житель планеты Земля. Круглый стол

1

1

56. Берегите природу. Конкурс экологических сказок

1

1

57. Волшебный мир руками детей. Выставка детского творчества

1

1

58. Победа деда - моя победа. Мини-проекты о своих героиче­ских родственниках

1

1

59. Герои Великой Отечественной войны. Урок Мужества

1

1

60. Память. Создание презентации и размещение в Интернете лучших работ

1

1

61. Есть такая профессия - Родину защищать. Конкурсная по­знавательная программа

1

1

62. Города-герои. Оформление альбома

1

1

63. Школьный двор. Коллективная исследовательская работа

1

64. Школьный двор. Защита проекта

1

65. Школьный двор. Акция

1

66-68. Мы - россияне. Анкетирование

3

1

2



Литература


1. Алексеева Л.Н. Стихи о растениях. СПб.: Тритон, 1997 г.

2. Антошин М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе М Айрис-пресс, 2003 г.

3. Баранова И.В. Нравственные ценности. М.: Генезис, 2004 г.

4. Бродовска З.В. В стране экологических загадок. Новосибирск, 2003 г.

6. Газман О.С. Воспитание: цели, средства, перспектива. М.: Новое педагогическое мышление, 1989.-221 с.

7. Данилюк А.Я. и др. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности граж­данина России // Вестник образования. - 2009. - №17. - 9-13 с.

8. Жиренко О.Е. Внеклассные мероприятия. М.: Вако, 2007 г.

9.Концепция патриотического воспитания граждан РФ // Воспитание школьников. - 2005. - №1. -147 с.

10. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников. М.: Просвещение, 2009. - 35 с.

11. Круглое, Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. М.: Просвещение, 1990 г.

12. Кувашова И.Г. Праздники в начальной школе. Волгоград: Учитель, 2001 г.

13.Лизинский В.М. Проект программы гражданского и патриотического воспитания // Научно-методический журнал зам. директора по воспитательной работе. - 2006. - №3. - 40 с.

14. Молодова Л.М Экологические праздники для детей. Минск: Асар, 1999 г.

15. О воспитательном компоненте Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения // Воспитание школьников. - 2009. - №8 -10-16 с.

16. Павленко Г.В. Ваши любимые песни. - Смоленск: Русич, 1996 г

17. Перекатьева О.В. Сценарии школьных праздников- Ростов-на-Дону, 20С1 г.

18. Богданова Е.В., Кондукова Н.В., Хребтова Е.В. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. - Белове: -2010. - 48—49с,

19. Савинов Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учрежде­ния. Начальная школа. М.: Просвещение, - 2010. -191, 204 с.

20.Черемисина В.Г. Духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста. Ке­мерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14-36 с.