МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 57 г.Улан-Удэ имени А.Цыденжапова»
Рабочая программа
внеурочной деятельности
духовно-нравственное(патриотическое)направление
«Я – гражданин России»
1-4 класс
Родионова Л.В.
учитель начальных классов
высшей категории
Пояснительная записка.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Я – гражданин России» разработана на основе
- Федеральный Закон №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями);
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373;
-СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях";
-на основе авторской программы «Я – гражданин России », автор Власенко И.Г. опубликованной в журнале « Завуч начальной школы» №8, 2011г., и на основании письма Департамента общего образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011г.№03- 296, в соответствии с примерными требованиями к программам дополнительного образования детей. Имеет духовно – нравственную направленность.
Цель программы: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.
Задачи:
• создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;
• формировать эффективную работу по патриотическому воспитанию обеспечивающую оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
• утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
• развивать системы гражданского и патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования;
• воспитывать уважительное отношение к героическому прошлому Родины ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу, совместную деятельность обучающихся с советами ветеранов войны и труда;
• повышать качество патриотического воспитания через организаторскую пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма, как стержневой духовной составляющей гражданина России.
Планируемые результаты реализации программы
Ценностные установки и планируемые результаты
Ценностные установки:
• любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, закон и правопорядок, свобода и ответственность, доверие к людям;
• долг перед старшим поколением, семьей, почитание родителей, забота о старших и младших, справедливость, милосердие, честь, достоинство, толерантность;
• родная земля, заповедная природа, планета Земля;
• красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, художественное творчество.
Планируемые результаты:
Сформировано ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, старшему поколению, к природе.
Учащиеся имеют знания о значимых страницах истории страны, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга, о традициях и культурном достоянии своего края, о моральных нормах и правилах поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, знают традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно относятся к ним.
Учащиеся обладают опытом ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции, опытом взаимодействия с людьми разного возраста, неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации, видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей.
Школьники обладают начальными представлениями о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища, эстетическим отношением к окружающему миру и самому себе.
У детей младшего школьного возраста накоплен личный опыт участия в экологических инициативах, проектах, в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке.
Критерии | Индикатор | Измеритель |
Обретение чувства гражданственности, патриотизма и уважения к правам, свободам и обязанностям человека | Имеет четкое представление о принадлежности к РФ | Анкета |
Испытывает чувство гордости за родную страну | Анкета, педагогическое наблюдение, педагогический анализ |
Имеет представление о понятии «гражданин» | Анкета |
Имеет начальные представления о правах, свободах и обязанностях человека | Анкета, анализ творческих работ, собеседование |
Сформированность моральных норм и правил поведения | Соблюдает моральные нормы и правила поведения | Методика изучения уровня воспитанности, наблюдение педагогов, родителей |
Ценностное отношение к учебному труду; Сформированность первоначальных навыков общественно-полезной и личностно-значимой деятельности | Имеет ценностную установку «Учение», «Труд» | Методика изучения ценностных установок и ориентации, портфолио обучающихся, результаты выполнения проектных работ |
Участвует в общественно-полезной деятельности | Мониторинг участия в общественно-полезных делах, акциях |
Ценностное отношение к природе, окружающей среде | Имеет ценностную установку «Природа» | Методика изучения ценностных установок и ориентации, портфолио обучающихся, результаты выполнения творческих и проектных работ |
Ценностное отношение к прекрасному, Сформированность представления об эстетических идеалах | Имеет ценностную установку «Прекрасное», интерес к чтению, произведениям искусства, спектаклям, концертам, выставкам, музыке | Методика изучения ценностных установок и ориентации, педагогическое наблюдение, портфолио обучающихся, результаты выполнения творческих и проектных работ |
Ценностное отношение к семье, старшему поколению | Имеет ценностную установку «Семья», начальные представления об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями | Анкета, анализ творческих и проектных работ, собеседование, отзывы родителей |
Развитое социальное партнерство | Степень участия и эффективность взаимодействия с учреждениями дополнительного образования | Анализ воспитательной работы класса, отзывы социальных партнеров, достижения обучающихся |
Формы организации внеурочной деятельности
Форма организации работы по программе в основном - коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.
Теоретические занятия (урочные, внеурочные, внешкольные):
• беседы;
• предметные уроки (литературное чтение, русский язык, окружающий мир.
музыка, ИЗО);
• классный час;
• встречи с интересными людьми;
• литературно-музыкальные композиции;
• просмотр и обсуждение видеоматериала;
• экскурсии (урочная, внеурочная, внешкольная);
Практические занятия (урочная, внеурочная, внешкольная):
• творческие конкурсы;
• выставки декоративно-прикладного искусства;
• коллективные творческие дела;
• соревнования;
• показательные выступления;
• праздники;
• викторины;
• интеллектуально-познавательные игры;
•трудовые дела;
• тренинги;
• наблюдение учащихся за событиями в стране;
• обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций;
• заочные путешествия;
• акции благотворительности, милосердия;
• творческие проекты, презентации;
• проведение выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров;
• сюжетно-ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания (урочная, внеурочная, внешкольная).
Место проведения: школа, семья, учреждения дополнительного образования.
Время проведения: первая и вторая половина учебного дня, выходные, каникулы.
Программа «Я - гражданин России» используется с 1 по 4 классы. Она включает шесть направлений, связанных между собой логикой формирования подлинного гражданина России.
Методы обучения - это наиболее рациональные приемы, посредством которых учитель воспитывает у учащихся необходимые умения и навыки и передает им свои знания. Словесные методы - создают у учащихся предварительное представление об изучаемом движении. Для этого учитель использует: объяснение, рассказ, замечания; команды, распоряжения, указания, подсчет и т.д.
Наглядные методы — применяются главным образом в виде показа упражнений, учебных наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у учеников конкретные представления об изучаемых действиях.
Практические методы - в группу практических методов входит:
-метод упражнений;
-игровой;
-соревновательный.
В результате реализации программы ожидается:
• развитие творческих способностей;
• осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
• способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
• осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.
Описание личных качеств ученика в результате реализации программы:
• доброжелательный;
• порядочный;
• самодисциплинированный;
• уверенный;
• терпимый (толерантный);
• самостоятельный;
• ответственный;
• целеустремленный (особенно к знаниям);
• внимательный к сверстникам;
• аккуратный;
• уважительный;
• любящий;
• интеллектуальный;
• здоровый;
• общительный;
• любознательный;
•сопереживающий;
• воспитанный;
• трудолюбивый;
• открытый;
• активный;
• коммуникабельный;
• социально зрелый и др.
В целом это самоактуализированная личность ученика с раскрытым личностным потенциалом
Содержание программы
1-й класс «Маленькие Россияне» (66 часов)
Общий годовой план работы составляет 66 часов, из них: теоретических - 34 часов, практических - 32 час.
1. «Я и я». Формирование гражданского отношения к себе.
Я, ты, мы. Мой сосед по парте.
Кто что любит делать.
Антиреклама вредных привычек. Диагностика.
2. «Я и семья». Формирование гражданского отношения к своей семье.
Моя семья - моя радость. Фотографии из семейного альбома. В чем я должен им помочь?
Кто мои бабушка, дедушка? Слушаем сказки моей бабушки.
Моя красивая мама. Загляните в мамины глаза.
Конкурсы рисунков сказок, стихов. Оформление фотовыставки
3. «Я и культура». Формирование отношения к искусству. Дары природы. Мисс осени.
История моего посёлка
Откуда пришли елочные игрушки.
Встречаем Масленицу.
Экскурсии в музеи, конкурсы поделок из природного материала.
4. «Я и школа».
Формирование гражданского отношения к школе.
Праздник первого звонка.
Мой школьный дом.
Правила поведения в школе.
Законы жизни в классе
Школа вежливости.
Десант чистоты и порядка.
Самый красивый школьный двор
Экскурсии по школе, по школьному саду
Акции.
«Я и мое Отечество».
Формирование гражданского отношения к Отечеству.
Мои права и обязанности.
Они защищают Родину. Мои родные - защитники Родины.
Маленькие герои большой войны. Поклон тебе, солдат России.
С чего начинается Родина?
Конкурсы стихов, песен.
Подготовка и рассылка праздничных открыток.
«Я и планета».
Формирование гражданского отношения к планете Земля.
Планета просит помощи.
Маленькая страна.
Мягкие лапки, а в лапках царапки.
В гости к зеленой аптеке.
Конкурсы рисунков.
Экскурсии, экологические акции.
2-й класс «Моя Малая Родина» (34 часа)
Общий годовой план работы составляет 34 часа, из них: теоретических - 13 часов, практических-21 час.
1. «Я и я» (5 часа).
Формирование гражданского отношения к себе, другим людям.
Я – ученик
Мой портфель.
Подумай о других.
Игры на развитие произвольных процессов.
Диагностика.
Сбор игр.
2. «Я и семья» (5 часов).
Формирование гражданского отношения к своей семье.
Я помощник в своей семье.
Моя любимая мамочка.
Об отце говорю с уважением.
Мама, папа, я - дружная семья.
Здесь живет моя семья.
Конкурсы рисунков, сочинений.
3. «Я и культура» (4 часа).
Формирование отношения к искусству.
Родной край в древности
Что посеешь, то и пожнешь.
Широкая Масленица.
Экскурсии в музеи, вернисажи.
«Я и школа» (6 часов).
Формирование гражданского отношения к школе.
Обязанности ученика в школе. Я люблю свою школу.
Самый уютный класс.
Школьная символика (гимн, герб, флаг).
По каким правилам мы живем в школе?
Десант чистоты и порядка.
Конкурсы сочинений.
Трудовой десант.
«Я и мое Отечество» (9 часов).
Формирование гражданского отношения к
Отечеству.
Урок Мира.
Знакомства с символами родного края (герб, гимн, флаг).
Мы и наши права.
Мой любимый посёлок.
О чем шепчут названия улиц родного города.
След Великой Отечественной войны в жизни родного края.
Герои Советского союза - наши земляки.
Открытка ветерану.
Конкурсы рисунков, акции.
Выпуск листовок.
Подготовка и рассылка праздничных открыток.
«Я и планета» (5 часов).
Формирование гражданского отношения к планете Земля.
Осень в родном посёлке.
Знай и люби свой край.
Экология нашего города.
День добрых волшебников.
Уж тает снег, бегут ручьи
День птиц.
Вывешивание кормушек, выставки рисунков.
3-й класс «Россия - Родина моя» (68 часов)
Общий годовой план работы составляет 68 часов, из них: теоретических - 20 часов, практических - 48 часов.
1. «Я и я» (6 часов). Формирование гражданского отношения к себе. Кому нужна моя помощь? Кто что любит и умеет делать. Мы все такие разные. Для чего я рожден? Быть человеком. Диагностика.
2. «Я и семья» (16 часов). Формирование гражданского отношения к своей
семье.
В гостях у предков. Откуда я родом. Почему меня так назвали.
Что значит быть хорошим сыном и дочерью. Моя семья - моя радость. Мой папа - мастер на все руки. Мамины помощники. У моих родителей - золотые руки Доброта в стихах и сказках. Спешите творить добро! Что такое хорошо, а что такое плохо. Панорама добрых дел.
Пожилые люди - мудрые люди. Золотые бабушкины руки. Операция «Красный крест». Народный лечебник. Бабушкины советы.
Выставки. Конкурсы рисунков, сочинений. Акции. Оказание адресной помощи одиноким пенсионерам.
3. «Я и культура» (10 часов). Формирование отношения к искусству. Раз - словечко, два - словечко, - будет песенка. Музыкальная азбука. Люблю тебя, моя Россия. Богатыри земли Русской. Мои любимые книги. Дети войны. Новогодние зарисовки. Экскурсия на Родину Деда Мороза в Великий Устюг. Новогодняя сказка.
Экскурсия в библиотеку.
4.«Я и школа» (11 часов). Формирование гражданского отношения к школе. Мой класс - моя семья. Мои права и обязанности. Школьный Устав. Ты и твои
друзья. Каков я в школе? Сценки из школьной жизни. Наша школа в будущем.
Вежливая улица. По каким правилам мы живем.
Мастерская по изготовлению сувениров. Зеленые ладошки земли. Десант чистоты и порядка.
Конкурсы сочинений, рисунков. Выставки поделок. Диагностика. Трудовой десант. Высаживание рассады.
5. «Я и мое Отечество» (17 часов). Формирование гражданского отношения к Отечеству.
Урок милосердия и доброты. Знакомства с символами Российского государства. Наша страна - Россия. Конституция - основной закон жизни страны. Флаги России.
Город, в котором я живу. Наша республика. Дорогая моя столица. Посмотри, как он хорош, мир, в котором ты живешь. История страны в названиях улиц. История Отечества. Путешествие по стране. Кто хочет стать знатоком истории
Там, где погиб неизвестный солдат. Они служили в Армии. Честь имею. Вам, защитники Отечества!
О подвигах женщин в военное время.
Конкурсы стихов, сочинений. Выставки рисунков. Акции. Выпуск листовок. Подготовка и рассылка праздничных открыток.
6. «Я и планета» (8 часов). Формирование гражданского отношения к планете Земля.
Осень в родном городе. Сад на окошке.
Животные из Красной книги. Животные-рекордсмены. Сад на окошке.
Чем живет планета Земля? Судьба Земли - наша судьба.
Акции. Конкурсы сочинений, рисунков. Высаживание рассады.
4-й класс «Я - гражданин России» (68часов)
Общий годовой план работы составляет 68 часов, из них: теоретических - 26 часов, практических - 42 часа.
«Я и я» (9 часов). Формирование гражданского отношения к себе. Кто я? Какой я? Откуда я родом. «Хочу» и «надо». Тест «Познай себя». Письмо самому себе. Правила жизни. Правила счастливого человека. «Можно» и «нельзя» в жизни. Мир моих интересов
Конкурсы на лучшее письмо. Диагностика.
2. «Я и семья» (10 часов). Формирование гражданского отношения к своей
семье.
День пожилого человека. Песни бабушек. Панорама добрых дел.
Забота о родителях - дело совести каждого. Фотовыставка «Я и моя семья». Моя семья. Наша домашняя коллекция. Игры с младшим братом (сестрой). Мои семейные обязанности.
Акции. Конкурсы песен. Мини-проект. Оформление фотовыставки.
3. «Я и культура» (9 часов). Формирование отношения к искусству. Знаменитые писатели и поэты. Сто великих женщин. Образ русской женщины. О красоте, моде и хорошем вкусе.
Музыкальные превращения. Предметы быта в роли музыкальных инструментов. Музыкальный калейдоскоп «Угадай мелодию».
Как встречают Новый год в разных странах. Масленица.
Конкурс на лучший рецепт блинов.
4. «Я и школа» (10 часов). Формирование гражданского отношения к школе.
Продолжаем изучать школьный Устав.
Школьный двор. Десант чистоты и порядка.
Я и мой класс. Самое сильное звено. Мой лучший школьный друг. Наши классные обязанности. Зачем нужно учиться в школе.
Конкурсы рисунков, сочинений. Диагностика. Высаживание рассады.
5. «Я и мое Отечество» (18 часов). Формирование гражданского отношения
к Отечеству.
Поговорим о толерантности. Геральдика - наука о гербах. Символика России.
Символы нашего края. Государственный праздник - День Согласия и примирения. Права ребенка. Книга Ю. Яковлева «Ваши права, дети». Наше право и наш
интерес.
От вершины к корням. Из истории появления законов. Путешествие в страну
Законию. Основной закон жизни нашего государства. Я - гражданин России. Герои России. Есть такая профессия - Родину защищать. Мы - россияне. О подвигах женщин в военное время. Победа деда - моя победа. Герои Великой Отечественной войны. Память. Города-герои.
Конкурсы сочинений. Мини-проекты, презентации и размещение в Интернете лучших работ. Оформление альбома. Выпуск листовок. Подготовка и рассылка праздничных открыток.
6. «Я и планета» (12 часов). Формирование гражданского отношения к планете Земля.
В ответе за тех, кого приучили. Покормите птиц зимой. Мастерская кормушек.
Тропы природы. Волшебный мир руками детей. Природа в поэзии.
Мой город. Знаешь ли ты страны мира? Семь чудес света. Новый год шагает по планете. Я - житель планеты Земля. Берегите природу.
Изготовление кормушек, поделок из бросового материала. Конкурс экологических сказок, стихов.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1-й класс «Маленькие Россияне» (33 часа)
Тема по программе. Тема и номер урока | Всего | Теория | Практика |
1 . Праздник первого звонка | 1 | | 1 |
2. Мой школьный дом. Экскурсия по школе | 1 | 1 | |
3. Моя семья - моя радость | 3 | 2 | 1 |
4. Правила поведения в школе. Урок-игра | 3 | 2 | 1 |
5. Экскурсия по пришкольному участку | 1 | 1 | |
6. Я, ты, мы. Игра | 2 | 1 | 1 |
7. Кто что любит делать. Конкурс викторина | 2 | 1 | 1 |
8. Мисс Осени | 1 | | 1 |
9. Дары природы. Конкурс поделок из природного материала | 2 | | 2 |
10. Кто мои бабушка, дедушка? В чем я должен им помочь? | 2 | 2 | |
11. Моя красивая мама. Конкурс рисунков | 2 | 1 | 1 |
12. Мои права и обязанности. Беседа с творческим заданием | 2 | 2 | |
13. История моего села. | 2 | 2 | |
14. Мой сосед по парте. Час откровенного разговора | 1 | 1 | |
15. Законы жизни в классе. Урок-игра | 1 | | 1 |
16. Откуда пришли елочные игрушки. | 3 | 2 | 1 |
1 7. Фотографии из семейного альбома. Презентация | 2 | 1 | 1 |
18. Школа вежливости. Беседа | 4 | 4 | |
19. Маленькая страна. Экологическая акция | 3 | | 3 |
20. Антиреклама вредных привычек. Конкурс рисунков | 2 | 2 | 1 |
21. Они защищают Родину. Конкурс стихов | 2 | 1 | 1 |
22. Загляните в мамины таза. Праздник | 1 | | 1 |
23. Встречаем Масленицу | 2 | 1 | 1 |
24. Планета просит помощи. Конкурс рисунков, посвященных Дню Земли | 2 | 1 | 1 |
25. Слушаем сказки моей бабушки | 2 | 2 | 1 |
26. Мягкие лапки, а в лапках царапки. Викторина | 2 | 1 | 1 |
27. Поклон тебе, солдат России. | 2 | 1 | 1 |
28. В гости к зеленой аптеке. Экскурсия в природу | 3 | 1 | 2 |
29. Мои родные - защитники Родины. | 2 | 1 | 1 |
30. Маленькие герои большой войны. Урок Мужества | 1 | 1 | |
31. Десант чистоты и порядка | 3 | | 3 |
32. Самый красивый школьный двор. Акция | 2 | | 2 |
33. С чего начинается Родина? | 2 | 1 | 1 |
2-й класс «Моя Малая Родина» (34 часа)
Тема по программе. Тема и номер урока | Всего | Теория | Практика |
1. Урок Мира | 1 | | 1 |
2. Знакомство с символами родного края (герб, гимн, флаг) | 1 | 1 | |
3.Обязанности ученика в школе. Беседа | 1 | 1 | |
4.Осень в родном городе. Фотоконкурс | 1 | 1 | 1 |
5.Подумай о других. Беседа с элементами игры | 1 | | |
6.Я- ученик. Беседа с творческим заданием | 1 | | |
7. Родной край в древности. Экскурсия в музей | 1 | 1 | |
8. Что посеешь, то и пожнешь. Беседа с элементами игры | 1 | 1 | |
9. Я люблю свою школу. Конкурс сочинений | 1 | | 1 |
10. Мой портфель. Игра-экспромт | 1 | | 1 |
11. Моя любимая мамочка. Презентация | 1 | | 1 |
12. Школьная символика (гимн, герб, флаг) | 1 | 1 | |
13. Мой любимый город. Беседа | 1 | 1 | |
14. Наш город. Конкурс визиток | 1 | | 1 |
15. О чем шепчут названия улиц родного города. Конкурс рисунков | 1 | | 1 |
16. Самый уютный класс. Конкурс | 1 | | 1 |
17. Экология нашего города. Беседа | 1 | 1 | |
18. День добрых волшебников. Вывешивание кормушек | 1 | | 1 |
19. Я помощник в своей семье. Беседа с элементами игры | 1 | 1 | |
20. Мы и наши права. Урок-игра | 1 | | 1 |
21. Игры на развитие произвольных процессов | 1 | | 1 |
22. Об отце говорю с уважением. Конкурс сочинений | 1 | | 1 |
23. Мама, папа, я -дружная семья. Конкурс-соревнование | 1 | | 1 |
24. По каким правилам мы живем в школе? Игра | 1 | | 1 |
25. Широкая Масленица. Игра | 1 | | 1 |
26. Поэты и писатели нашего города. Выпуск буклетов | 1 | | 1 |
27. Здесь живет моя семья. Заочное путешествие | 1 | | 1 |
28. Уж тает снег, бегут ручьи. Заочное путешествие | 1 | | 1 |
29. День птиц. Выставка рисунков | 1 | | 1 |
30. След Великой Отечественной войны в жизни родного края. Экскурсия в музей | 1 | 1 | |
31 . Герои Советского союза - наши земляки. Урок Мужества | 1 | 1 | |
32. Открытка ветерану. Акция | 1 | | 1 |
33. Десант чистоты и порядка | 1 | | 1 |
34. Знай и люби свой край. Викторина | 1 | | 1 |
3-й класс «Россия - Родина моя» (68 часов)
Тема по программе. Тема и номер урока | Всего | Теория | Практика |
1.Урок милосердия и доброты | 1 | 1 | |
2.Знакомство с символами Российского государства | 1 | 1 | |
3.Мой класс.- моя семья. Беседа | 1 | 1 | |
4.Мои права и обязанности .Беседа о школьном Уставе | 1 | 1 | 1 |
5. Ты и твои друзья. игра | 1 | | |
6. В гостях у предков. Сказочный марафон | 1 | | |
7. Откуда я родом. Архивные раскопки | 1 | | 1 |
8. Наша страна – Россия. Путешествие по страницам журналов. | 1 | | 1 |
10. Что значит быть хорошим сыном дочерью. Беседа. | 1 | | 1 |
11. Вежливая улица. Викторина. | 1 | 1 | |
12.Каков я в школе? Анкетирование | 1 | | 1 |
13.Животные из Красной книги | 1 | 1 | |
14.Доброта в стихах и сказках. | 1 | | 1 |
15.Кому нужна помощь? | 1 | | 1 |
16.Сценки из школьной жизни | 1 | | 1 |
17.Раз – словечко, два – словечко. | 1 | | 1 |
18. Люблю тебя моя Россия. Музыкальный час. | 1 | | 1 |
19. Мои любимые книги. Выставка книг. | 1 | | 1 |
20. Почему меня так назвали? Презентация. | 1 | | 1 |
21. Мы все такие разные. Конкурс рисунков. | 1 | | 1 |
22. Уважения достойны. Беседы о пожилых людях. | 1 | 1 | |
23. Пожилые люди - мудрые люди. Выставка | 1 | | 1 |
24. Золотые бабушкины руки. Конкурс стихов | 1 | | 1 |
25. Операция «Красный крест». Помощь престарелым людям | 1 | | 1 |
26.Село, в котором я живу. Конкурс рисунков | 1 | | 1 |
27. Моя семья - моя радость. Беседа с творческим заданием | 1 | 1 | |
28. По каким правилам мы живем. Игра | 1 | | 1 |
29. Конституция - основной закон жизни страны. Беседа с творческим заданием | 1 | 1 | |
30. Новогодние зарисовки. Конкурс газет | 1 | | 1 |
31. Экскурсия на родину Деда Мороза в Великий Устюг. Заочное путешествие | 1 | | 1 |
32. Новогодняя сказка. Праздник | 1 | | 1 |
33. Флаги России. Беседа с творческим заданием | 1 | 1 | |
34. Кто что любит и умеет делать. Викторина | 1 | | 1 |
35. Для чего я рожден? Беседа с творческим заданием | 1 | 1 | |
36. Животные-рекордсмены. Просмотр видеофильма | 1 | 1 | |
37. Чем живет планета Земля? КВН | 1 | | 1 |
38. Наша республика. Интеллектуальная игра | 1 | | 1 |
39. Мастерская по изготовлению сувениров | 1 | | 1 |
40. Операция «Сувенир» | 1 | | 1 |
41. Богатыри земли Русской. Урок-вернисаж | 1 | | 1 |
42. Там, где погиб неизвестный солдат. Выставка рисунков | 1 | | 1 |
43. Они служили в Армии. Конкурс сочинений о службе в Армии родных | 1 | | 1 |
44. Честь имею. Игровая программа | 1 | | 1 |
45. Мой папа - мастер на веерки. Презентация | 1 | | 1 |
46. Мамины помощники. Ролевая игра | 1 | | 1 |
47. О подвигах женщин в военное время. Просмотр и обсуждение фильма | 1 | 1 | |
48. Народный лечебник. Бабушкины советы | 1 | 1 | |
49. У моих родителей – золотые руки. Выставка семейных поделок | 1 | | 1 |
50. Быть человеком. Дискуссия | 1 | 1 | |
51. Дорогая моя столица. Заочное путешествие | 1 | | 1 |
52. Спешите творить добро! Ситуативный практикум | 1 | | 1 |
53. Музыкальная азбука. Викторина | 1 | | 1 |
54. Что такое хорошо, а что такое плохо. Беседа | 1 | 1 | |
55. Панорама добрых дел. Смотр-конкурс | 1 | | 1 |
56. Судьба Земли - наша судьба. Круглый стол | 1 | 1 | |
57. Наша школа в будущем. Конкурс сочинений | 1 | | 1 |
58. День птиц. Викторина | 1 | | 1 |
59. Посмотри, как он хорош, мир, в котором ты живешь. Конкурс стихов | 1 | | 1 |
50. Дети войны. Литературное чтение | 1 | 1 | |
61. История страны в названиях улиц. Презентация | 1 | | 1 |
62. История Отечества. Аукцион знаний | 1 | | 1 |
53. Вам, защитники Отечества! Акция | 1 | | 1 |
64. Встреча с местными поэтами | 1 | | 1 |
65. Зеленые ладошки земли. Десант чистоты и порядка | 1 | | 1 |
66-67. Сад на окошке. Акция | 2 | | 2 |
68. Путешествие по стране. Интеллектуальная игра | 1 | | 1 |
4-й класс «Я - гражданин России» (68 часов)
Тема по программе. Тема и номер урока | Всего | Теория | Практика |
' Поговорим о толерантности | 1 | 1 | |
2. Кто я? Какой я? Беседа с творческим заданием | 1 | 1 | |
3. Символика России | 1 | 1 | |
4. Символы нашего края | 1 | 1 | |
5. Тропы природы. Изготовление поделок из бросового материала | 1 | | 1 |
6. Моя семья. Мини-проект | 1 | | 1 |
7. Наши классные обязанности. Выпуск буклетов | 1 | | 1 |
8. Десант чистоты и порядка | 1 | | |
9. В ответе за тех, кого приучили. Беседа с элементами игры | 1 | 1 | |
10. Я и мой класс. Конкурс рисунков | 1 | | 1 |
11 . Продолжаем изучать школьный Устав | 1 | 1 | |
12. Игры с младшим братом (сестрой) | 1 | | 1 |
13. Правила жизни. Беседа с элементами игры | 1 | 1 | |
14. Права ребенка. Книга Ю Яковлева «Ваши права, дети» | 1 | 1 | |
15. Тест «Познай себя» | 1 | | 1 |
16. Письмо самому себе. Конкурс на лучшее письмо | 1 | | 1 |
17. От вершины к корням. Из истории появления законов | 1 | 1 | |
18. Государственный праздник - День Согласия и примирения | 1 | 1 | |
19. День пожилого человека. Акция «Доброта души» | 1 | | 1 |
20. Песни бабушек. Конкурс песен | 1 | | 1 |
21. Правила счастливого человека. Психологический практикум | 1 | | |
22. Откуда я родом. Презентация | 1 | | 1 |
23. Зачем нужно учиться в школе. Диспут | 1 | | 1 |
24. Мой город. Конкурс сочинений | 1 | | 1 |
25. Путешествие в страну Законию. Викторина | 1 | | 1 |
26. Знаменитые писатели и поэты. Литературная викторина | 1 | 1 | |
27. «Хочу» и «надо». Беседа с элементами игры | 1 | 1 | |
28. Основной закон жизни нашего государства. Беседа | 1 | 1 | |
29. Я и моя семья. Фотовыставка | 1 | | 1 |
30. Покормите птиц зимой. Мастерская кормушек | 1 | | 1 |
31 . Как встречают Новый год в разных странах. Игра-путешествие | 1 | | 1 |
32. Новый год шагает по планете. Презентация | 1 | | 1 |
33. Растения из Красной книги. Просмотр видеофильма | 1 | 1 | |
34. Самое сильное звено. Игровая программа | 1 | | 1 |
35. Панорама добрых дел | 1 | | 1 |
36. Мои семейные обязанности. Проигрывание сюжетов | 1 | | 1 |
37. Мир моих интересов. Беседа с творческим заданием | 1 | 1 | |
38. Наша домашняя коллекция. Презентация | 1 | | 1 |
39. «Можно» и «нельзя» в жизни. Игра-упражнение | 1 | | 1 |
40. Забота о родителях - дело совести каждого | 1 | 1 | |
41 . Природа в поэзии. Конкурс стихов | 1 | | 1 |
42. Мой лучший школьный друг. Письмо другу | 1 | | 1 |
43. Герои России. Сообщения учащихся | 1 | 1 | |
44. О подвигах женщин в военное время. Просмотр и обсуждение фильма | 1 | 1 | |
45. Образ русской женщины. Беседа-диалог | 1 | 1 | |
46. О красоте, моде и хорошем вкусе. Диспут | 1 | | 1 |
47. Музыкальный калейдоскоп «Угадай мелодию». Музыкальная игра | 1 | | 1 |
48. Наше право и наш интерес. Беседа с творческим заданием | 1 | 1 | |
49. Знаешь ли ты страны мира? Викторина | 1 | | 1 |
50. Масленица. Конкурс на лучший рецепт блинов | 1 | | 1 |
51 . Семь чудес света. Просмотр видеоролика | 1 | 1 | |
52. Музыкальные превращения. Предметы быта в роли музыкальных инструментов | 1 | | 1 |
53. Растения-рекордсмены. Просмотр видеофильма | 1 | 1 | |
54. Геральдика - наука о гербах. Беседа | 1 | 1 | |
55. Я - житель планеты Земля. Круглый стол | 1 | 1 | |
56. Берегите природу. Конкурс экологических сказок | 1 | | 1 |
57. Волшебный мир руками детей. Выставка детского творчества | 1 | | 1 |
58. Победа деда - моя победа. Мини-проекты о своих героических родственниках | 1 | | 1 |
59. Герои Великой Отечественной войны. Урок Мужества | 1 | 1 | |
60. Память. Создание презентации и размещение в Интернете лучших работ | 1 | | 1 |
61. Есть такая профессия - Родину защищать. Конкурсная познавательная программа | 1 | | 1 |
62. Города-герои. Оформление альбома | 1 | | 1 |
63. Школьный двор. Коллективная исследовательская работа | 1 | | |
64. Школьный двор. Защита проекта | 1 | | |
65. Школьный двор. Акция | 1 | | |
66-68. Мы - россияне. Анкетирование | 3 | 1 | 2 |
Литература
1. Алексеева Л.Н. Стихи о растениях. СПб.: Тритон, 1997 г.
2. Антошин М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе М Айрис-пресс, 2003 г.
3. Баранова И.В. Нравственные ценности. М.: Генезис, 2004 г.
4. Бродовска З.В. В стране экологических загадок. Новосибирск, 2003 г.
6. Газман О.С. Воспитание: цели, средства, перспектива. М.: Новое педагогическое мышление, 1989.-221 с.
7. Данилюк А.Я. и др. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России // Вестник образования. - 2009. - №17. - 9-13 с.
8. Жиренко О.Е. Внеклассные мероприятия. М.: Вако, 2007 г.
9.Концепция патриотического воспитания граждан РФ // Воспитание школьников. - 2005. - №1. -147 с.
10. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников. М.: Просвещение, 2009. - 35 с.
11. Круглое, Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. М.: Просвещение, 1990 г.
12. Кувашова И.Г. Праздники в начальной школе. Волгоград: Учитель, 2001 г.
13.Лизинский В.М. Проект программы гражданского и патриотического воспитания // Научно-методический журнал зам. директора по воспитательной работе. - 2006. - №3. - 40 с.
14. Молодова Л.М Экологические праздники для детей. Минск: Асар, 1999 г.
15. О воспитательном компоненте Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения // Воспитание школьников. - 2009. - №8 -10-16 с.
16. Павленко Г.В. Ваши любимые песни. - Смоленск: Русич, 1996 г
17. Перекатьева О.В. Сценарии школьных праздников- Ростов-на-Дону, 20С1 г.
18. Богданова Е.В., Кондукова Н.В., Хребтова Е.В. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. - Белове: -2010. - 48—49с,
19. Савинов Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. М.: Просвещение, - 2010. -191, 204 с.
20.Черемисина В.Г. Духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста. Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14-36 с.