Туркушская ОШ-филиал МБОУ Саконская СШ
«РАССМОТРЕНО» Протокол заседания МО классных руководителей Руководитель МО _________Н.М.Лямина | «СОГЛАСОВАНО» Зам.директора по УВР _____М.М.Шарова | | «УТВЕРЖДЕНО» Директор школы _______О.А.Поселеннова Приказ |
Программа
внеурочной деятельности
по духовно - нравственному направлению
«Я – гражданин России»
для обучающихся 5-9 класса
| Составил: |
Класс: 5-9 Срок реализации - 5 лет | учитель русского языка и литературы первой категории |
Количество часов в неделю: 1 | Горбунова Ольга Михайловна |
С. Туркуши 2017г.
Пояснительная записка
В общественной атмосфере сегодняшнего дня, когда бескорыстие, милосердие, доброта, патриотизм стали дефицитом, духовно-нравственное возрождение человека – это проблема, от решения которой зависит будущее страны. Назрела необходимость в качестве ведущих аспектов воспитательной деятельности школы вычленить нравственные нормы и ценности. Поэтому основная задача образования и воспитания ─ возрождение духовно-патриотического самосознания, пробуждение интереса к национальной культуре, формирование активной жизненной позиции подрастающего поколения, приобщении его к нравственным, духовным ценностям, традициям своего народа, воспитание гражданственности, патриотизма.
Нацеленность на духовно-нравственное, патриотическое воспитание, формирование гражданственности, потребности творить и самосовершенствоваться продиктована
социальным заказом: обществу нужна личность с богатым духовным, нравственным потенциалом, способная к творчеству, обладающая высокой культурой и гражданской ответственностью, патриот;
ФГОС, предполагающим достижение современного национального воспитательного идеала.
Программа внеурочной деятельности “Я –гражданин России” по духовно-нравственному направлению разработана для обучающихся 5-9 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся. Актуальность программы заключается в усилении внимания на развитие и воспитание личности обучающихся, обеспечивающих формирование основ гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа, воспитания нравственности ребенка, освоения основных социальных ролей, норм и правил. Новизна программы состоит в том, что она обеспечивает овладение ключевыми компетенциями школьников в воспитательном аспекте необходимых для гармоничного развития личности.
Настоящая рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Я – гражданин России» разработана в соответствии с:
Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012, № 273-ФЗ;
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»;
Концепцией федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. — М.: Просвещение, 2008;
Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина России. А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков, М.: Просвещение, 2009.
Конституцией Российской Федерации, статьи 38, 43.
Семейным кодексом Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ, глава 12.
В школе созданы условия для реализации разработанной программы, обеспечивающей духовно-нравственное развитие обучающихся на основе их приобщения к базовым российским ценностям, ценностям семьи, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России. Воспитательно-образовательный процесс в основной школе направлен на развитие и воспитание ребенка в духе любви к Родине, уважения к культурно-историческому наследию России, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье.
Цель программы: социально-педагогическая и социально-культурная поддержка собственных усилий подростка, связанных со становлением своей гражданской и индивидуальной личности, духовного наследия и достижения родного народа, народов России и всего человечества.
Поставленная цель Программы реализуется через решение следующих задач:
Создание комфортной обстановки, благоприятных условий для социализации и успешного развития индивидуальных способностей каждого ученика с учётом интересов и имеющегося жизненного опыта;
Формирование толерантности, подготовка обучающихся к бесконфликтному, конструктивному взаимодействию с другими людьми;
Создание условий для нравственного самовыражения личности.
Развитие духовно-нравственных ценностей и утверждение их в сознании и поведении учащихся через духовное возрождение народных обычаев, семейных традиций.
В основе программы, позволяющей достичь национального воспитательного идеала, лежит системно-деятельностный подход, благодаря которому формируются базовые национальные ценности:
патриотизм, гражданственность,
социальная солидарность,
человечество, семья,
нравственность,
здоровье,
творчество, труд,
экология,
наука, образование,
интеллект, искусство,
традиционные религии России.
Механизм реализации программы
Программа рассчитана на 5 лет и реализуется во внеурочной деятельности с обучающимися 5-9 классов.
Программа построена с опорой на системно-деятельностный подход и предполагает следующие виды деятельности:
игровую,
творческую,
досуговую,
коммуникативную,
проектную,
издательскую,
социально-значимую,
поисковую.
Формы проведения занятий: аудиторные и внеаудиторные занятия.
Игровая деятельность: | Деловая игра, ролевая игра, викторина, инсценировка, соревнование. |
Творческая: | Конкурс, турнир, творческая мастерская. |
Досуговая: | Виртуальная экскурсия, экскурсия в прошлое, прогулка, праздник |
Коммуникативная: | Публичные презентация, аукцион, беседа, устный журнал, Библиотечный урок |
Проектная: | Реализация коллективных и групповых проектов. |
Издательская: | |
Социально-значимая: | Акции «Ветеран живет рядом», уроки Памяти, благоустройство и эстетизации окружающей среды, благотворительная деятельность. |
Поисковая: | , Музейный урок, экскурсия. |
Данные формы способствуют развитию у обучающихся навыков общения в совместной деятельности, проявлению их личностных качеств.
Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная.
Часов в неделю: 1 час.
Часов в год: 34 часа
Место проведения занятий: учебные кабинеты школы, библиотека.
Методическое обеспечение программы
При проведении занятий в рамках данной программы предусматривается использовать следующие формы организации деятельности: беседы на нравственные темы; чтение отрывков из художественных произведений с последующим анализом; анализ смыслового содержания пословиц, поговорок; продолжение тематического рассказа; учебно-игровые упражнения творческого и подражательного характера; разыгрывание и анализ ситуации; тренинги; игры; ролевые игры, мини-конкурсы и другие.
Методика работы с обучающимися строится с позиции личностно-ориентированного взаимодействия. При проведении практикумов акцент делается на самостоятельность, поисковую и творческую активность.
Все занятия, предусмотренные данной программой, содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей, в сочетании с практическими заданиями, необходимыми для формирования нравственных привычек.
Предполагаемая организация деятельности по программе будет способствовать достижению обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
В процессе освоения Программы обучающиеся получат знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что станет предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания школьника.
Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, школьники будут осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.
Обсуждение сказок, произведений художественной литературы – все это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла, значение «слов вежливости», правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия.
Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) Программа предусматривает упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности обучающихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям.
В целях формирования коммуникативных УУД (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) необходимо использовать задания, их формирующие. Так, с обучающимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например: «Почему?.. Как?..», которые помогают высказывать свою точку зрения, выслушать мнение одноклассников, т. е. работать коллективно или в группах, парах, а также задания на выбор ответа, альтернативного решения.
Работа на занятиях с художественной литературой помогает обучающимся использовать различные способы поиска информации.
Формами контроля освоения Программы в течение учебного года будут: выставки творческих работ, выполнение творческих проектов.
Эффективность реализации программы оценивается посредством мониторинга, отзывов, следующих методик:
Методика «Недописанный тезис»
Методика «Свиток»
Методика «Измерение художественно-эстетической потребности»
Диагностика. Графический тест Е.П. Ильина «Определение потребности в активности»
Методика определения уровня воспитанности Ю.В. Васильева;
Методика изучения уровня развития детского коллектива А.Н. Лутошкина «Какой у нас коллектив»);
Методика «Определение общественной активности учащихся» Е.Н.Степанова.
Результаты контроля служат основанием для внесения корректировки в содержание и организацию процесса работы по программе; поощрения успешной деятельности и инициативы в овладении знаниями и навыками обучающимися.
Техническое оснащение образовательного процесса: наглядные материалы (репродукции картин, фоторепродукции), аудиозаписи музыкальных произведений, видеозаписи (классической литературы, живой природы, социальных явлений), аудио/видео аппаратура (музыкальный центр), мультимедийная техника (компьютер, проектор, колонки, интерактивная доска.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
Данная программа внеурочной деятельности способствует формированию у обучающихся личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных учебных действий.
В сфере личностных универсальных учебных действий будет формироваться внутренняя позиция школьника, ориентация на моральные нормы и их выполнение.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий будет формироваться способность контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
В сфере познавательных универсальных учебных действий обучающиеся получат знания об основных категориях и понятиях этики, основных положительных нравственных качествах человека; освоят общие понятия гражданско-правового сознания.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий будет формиро-ваться умение учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществ-лять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать содержание и условия деятельности в сообщениях.
Ученики должны быть:
• дружны между собой, внимательны друг к другу и к окружающим, открыты миру и людям;
• обладать индивидуальными способностями и интересами, уметь работать творчески, уметь самостоятельно добывать знания, не пугаться нестандартных ситуаций, с интересом искать и находить их решение;
• самостоятельны, владеть самоконтролем и самооценкой;
• способны к изменению самих себя.
Обобщенный результат деятельности основной школы представлен в портрете её выпускника в соответствии со Стандартом:
• умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться информационными источниками;
• обладающий основами коммуникативной культурой (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение);
• любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
• владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
• любящий свой край и свою Родину
• уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
• готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
• доброжелательный,
• выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
с активной жизненной и гражданской позицией;
уважающий историческое прошлое нашего народа;
Оценка и коррекция развития этих и других личностных результатов образовательной деятельности обучающихся осуществляется в ходе мониторинга (Приложение).
Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов — обучающиеся приобретают социальные знания. На первом уровне обучающиеся получает знания о духовно-нравственных ценностях.
Второй уровень результатов — обучающиеся получают опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества. На втором уровне ценности усваиваться школьниками в форме отдельных нравственно-ориентированных поступков.
Третий уровень результатов — обучающиеся получают опыт самостоятельного общественного действия, у них формируются социально приемлемые модели поведения. На третьем уровне обучающиеся принимают участие в нравственно-ориентированной социально значимой деятельности и приобретают элементы опыта духовно-нравственного поведения.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают показатели эффективной деятельности:
Достижение трех уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов воспитания и социализации детей – формирование у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской и социокультурной компетентности.
Содержание курса (5 класс)
| Тема занятия | Всего часов | Из них | Формы организации занятий | Формы контроля |
Аудиторные | Внеаудиторные, активные |
5 класс (34 часа) |
Патриотизм, гражданственность |
| «Здравствуй, школа» | 1 | 1 | | Игра | Диагностика «Свиток» |
| Страна книг (Экскурсия в библиотеку) | 1 | | 1 | Библиотечный урок | Отзывы |
| «Москва - столица нашей Родины» | 1 | | 1 | Библиотечный урок | Анкета |
| История праздника «День народного единства» | 1 | 1 | | Беседа | |
| Беседа «Что такое гражданственность» | 1 | 1 | | Беседа | Анкета |
| «Овеянные славою флаг наш и герб» | 1 | 1 | | Беседа | Отзывы |
| «Чтоб защитником стать» | 1 | | 1 | Библиотечный урок | Анкета |
| Герои России | 1 | 1 | | Беседа | |
| Встреча с воинами локальных войн | 1 | 1 | | Встреча | |
Социальная солидарность |
| Весенняя неделя добра | 1 | | 1 | Акция | Отзывы |
| Акция «Родному селу желаю» | 1 | | 1 | Уборка территории | |
| «Ветеран живет рядом» | 1 | | 1 | Акция | Отзывы |
Человечество, семья |
| «Знакомьтесь: пятиклассник» | 1 | 1 | | Круглый стол совместно с родителями | |
| «Семь Я» | 1 | 1 | | Конкурс | |
| Беседа «Что такое толерантность» | 1 | 1 | | Беседа | Отзывы |
| Пасха в народной традиции | 1 | | 1 | Инсценировка | Отзывы |
Нравственность |
| «Пусть царит на земле доброта» | 1 | 1 | | Беседа | «Недописанный тезис» |
| Беседа «Что такое сострадание» | 1 | 1 | | Беседа | Отзывы |
| Добросердечность. Добрые слова. Доброе дело. | 1 | 1 | | Беседа | Отзывы |
| Беседа «Что такое уважение» | 1 | | 1 | Библиотечный урок | Анкета |
| Как избежать конфликта. Сюжетно-ролевые игры. | 1 | 1 | | Игра | Диагностика |
| «Пусть царит на земле доброта» | 1 | 1 | | Беседа | Анкета |
Здоровье |
| «Уроки доктора Айболита» | 1 | | 1 | Беседа с фельдшером | Анкетирование |
| «Здоровому все здорово» | 1 | 1 | | Беседа | Анкета |
| «Минздрав предупреждает» | 1 | 1 | | Беседа с фельдшером | Диагностика |
| День здоровья и спорта | 1 | | 1 | Соревнования | Отзывы |
| Прогулка на свежем воздухе | 1 | | 1 | Прогулка | Отзывы |
Экология |
| Природа моего края. Конкурс «Юный эрудит» | 1 | 1 | | Конкурс | Отзывы |
| Природа в опасности | 1 | 1 | | Презентация проектов | |
Интеллект, искусство |
| Новый год у ворот. | 1 | | 1 | Конкурс | |
| Выпуск новогодней стенгазеты. | 1 | 1 | | Творческая мастерская | Выпуск газеты |
| «Чудо Рождества» | 1 | 1 | | Праздник | |
| Рыцарский турнир | 1 | | 1 | Турнир | Отзывы |
| Проводы зимы | 1 | | 1 | Конкурс | Отзывы |
| ВСЕГО ЧАСОВ | 34 | 20 | 14 | | |
Содержание курса (6 класс)
| Тема занятия | Всего часов | Из них | Формы организации занятий | Формы контроля |
Аудиторные | Внеаудиторные, активные |
6 класс (34 часа) |
Патриотизм, гражданственность |
| «День знаний» | 1 | 1 | | Игра | Диагностика «Свиток» |
| «История села Туркуши » | 1 | | 1 | Библиотечный урок | Проекты |
| «История школы в лицах и фактах» | 1 | 1 | | Урок-презентация | |
| «День народного единства» | 1 | | 1 | Устный журнал | Отзывы |
| Конкурс знатоков «Я знаю Конституцию РФ» | 1 | 1 | | Конкурс | Отзывы |
| Права и обязанности гражданина России | 1 | 1 | | Беседа | Отзывы |
| Беседа «Почетная профессия - защищать Родину» | 1 | | 1 | Беседа | Отзывы |
| Урок мужества «Служить России суждено тебе и мне» | 1 | 1 | | | |
| Встреча с воинами локальных войн | 1 | | 1 | Встреча | |
Социальная солидарность |
| Весенняя неделя добра | 1 | | 1 | Акция | Отзывы |
| Акция «Родному городу желаю» | 1 | | 1 | Акция | Отзывы |
| «Ветеран живет рядом» | 1 | | 1 | Акция | Отзывы |
Человечество, семья |
| «Знакомьтесь: шестиклассник» | 1 | 1 | | Круглый стол совместно с родителями | Отзывы |
| «Славим руки матери!» | 1 | | 1 | Праздник | |
| Скромность и тщеславие | 1 | 1 | | Беседа | Отзывы |
| Как стать дисциплинированным? | 1 | 1 | | Беседа | Отзывы |
| Светлая Пасха | 1 | | 1 | Беседа | Отзывы |
Нравственность |
| «Что такое нравственность?» | 1 | 1 | | Беседа | Отзывы |
| «Может ли доброта исцелить человека?» | 1 | 1 | | Беседа | Отзывы |
| «Красивые и некрасивые поступки» | 1 | 1 | | Беседа | Отзывы |
Здоровье |
| «Я и мое здоровье» | 1 | 1 | | Беседа | Отзывы |
| Конкурс на лучшего знатока ПДД | 1 | 1 | | Конкурс | Диагностика |
| Правильное питание | 1 | 1 | | Беседа | Отзывы |
| Час здоровья «Виват, спорт!» | 1 | 1 | | Беседа | Отзывы |
| День здоровья и спорта | 1 | | 1 | Соревнование | Отзывы |
Экология |
| Брейн ринг «Природа Нижегородской области» | 1 | 1 | | Брейн ринг | |
| Что такое экологическая безопасность? | 1 | | 1 | Библиотечный урок | |
| День птиц | 1 | | 1 | | |
Интеллект, искусство |
| КТД «Новогодний праздник» | 1 | | 1 | Праздник | |
| Выпуск новогодней газеты | 1 | 1 | | Издательская деятельность | |
| «Чудо Рождества» | 1 | 1 | | Праздник | |
| Рыцарский турнир | 1 | | 1 | Турнир | |
| Проводы зимы | 1 | | 1 | Праздник | |
| «Прекрасное рядом» | 1 | | 1 | Экскурсия в выставочный зал | |
ВСЕГО ЧАСОВ | 34 | 17 | 17 | | |
Содержание курса (7 класс)
| Тема занятия | Всего часов | Из них | Формы организации занятий | Формы контроля |
Аудиторные | Внеаудиторные, активные |
7 класс (34 часа) |
«Патриотизм, гражданственность» |
| «1 сентября» | 1 | 1 | | Игра | Мозговой штурм |
| «Я живу в Нижегородской области области!» | 1 | | 1 | Библиотечный урок. | Проекты |
| «История школы в лицах и фактах» | 1 | 1 | | Урок-презентация | |
| «Ветеранам великой войны посвящается» | 1 | 1 | | Беседа | Отзывы |
| «Национальные символы России» | 1 | 1 | | Устный журнал | Отзывы |
| Права и обязанности гражданина России | 1 | 1 | | Беседа | Отзывы |
| День защитника Отечества в православной традиции | 1 | | 1 | Библиотечный урок | Отзывы |
| Урок мужества «Служить России суждено тебе и мне» | 1 | 1 | | Урок мужества | Отзывы |
| Встреча с воинами локальных войн | 1 | | 1 | Встреча | Отзывы |
| День Победы | 1 | | 1 | Возложение цветов | Отзыв |
Социальная солидарность» |
| Весенняя неделя добра | 1 | | 1 | Акция | Отзывы |
| «Ветеран живет рядом» | 1 | | 1 | Музейный урок | Отзыв |
«Человечество, семья» |
| «Знакомьтесь: семиклассник» | 1 | 1 | | Круглый стол совместно с родителями | Отзывы |
| Святые заступники Руси | 1 | | 1 | Библиотечный урок | Отзывы |
| Литературный журнал, посвященный Дню Матери «Желаем счастья вам!» | 1 | | 1 | Литературный журнал | Отзывы |
| «Семейные ценности» | 1 | 1 | | Конкурс | Отзывы |
| Как стать дисциплинированным? | 1 | 1 | | Беседа | Отзывы |
| Светла Пасха | 1 | | 1 | Беседа | Отзывы |
«Нравственность» |
| «Что такое милосердие?» | 1 | 1 | | Беседа | Тест |
| «Протяни руку помощи» | 1 | 1 | | Урок благотворительности | Отзыв |
«Здоровье» |
| «Вредные привычки. Их влияние на здоровье» | 1 | | 1 | Устный журнал | Отзывы |
| Викторина по ПДД | 1 | 1 | | Викторина | Анкетирование |
| «Уроки доктора Айболита» | 1 | | 1 | Поход в медкабинет | Анкетирование |
| «Слагаемые здоровья» | 1 | 1 | | Урок-презентация | Отзывы |
| Конкурс рисунков «Я и мое здоровье» | 1 | | 1 | Конкурс | диагностика |
| День здоровья и спорта | 1 | | 1 | Соревнование | Отзывы |
«Экология» |
| Брейн ринг «Природа Нижегородской области» | 1 | 1 | | Брейн ринг | |
| «Планета - наш дом, сбереги ее!» | 1 | 1 | | Презентация проектов | Отзывы |
| День птиц | 1 | | 1 | Акция | |
«Интеллект, искусство» |
| КТД «Новогодний праздник» | 1 | | 1 | Праздник | Отзывы |
| Выпуск новогодней газеты | 1 | 1 | | Издательская деятельность | |
| Внеклассное мероприятие «Зажги свечу на Рождество» | 1 | 1 | | Инсценировка | |
| «А ну-ка, парни!» | 1 | | 1 | Соревнования | |
| Проводы зимы | 1 | | 1 | Праздник | Отзывы |
| «Прекрасное рядом» | 1 | | 1 | Экскурсия в выставочный зал | |
ВСЕГО ЧАСОВ | 34 | 17 | 17 | | |
Содержание курса (8 класс)
| Тема занятия | Всего часов | Из них | Формы организации занятий | Формы контроля |
Аудиторные | Внеаудиторные, активные |
8 класс (34 часа) |
«Патриотизм, гражданственность» |
| «День знаний» | 1 | 1 | | Игра | Диагностика «Свиток» |
| «История моего села.»Презентация. | 1 | 1 | | Проекты | Проекты |
| «История школы в лицах и фактах» | 1 | 1 | | Урок-презентация | Отзывы |
| Права и обязанности гражданина России | 1 | 1 | | Беседа | Отзывы |
| «Правовой турнир» | 1 | 1 | | Турнир | Отзывы |
| День защитника Отечества в православной традиции | 1 | | 1 | Библиотечный урок | Отзывы |
| Урок мужества «Служить России суждено тебе и мне» | 1 | 1 | | Урок мужества | Отзывы |
| Встреча с воинами локальных войн | 1 | | 1 | Встреча | Отзывы |
| «А ну-ка, парни!» | 1 | | 1 | Соревнования | Отзывы |
«Социальная солидарность» |
| Весенняя неделя добра | 1 | | 1 | Акция | Отзывы |
| День Победы | 1 | | 1 | Помощь ветеранам | |
| Вахта Памяти | 1 | | 1 | Акция | Отзывы |
«Человечество, семья» |
| Литературный журнал, посвященный Дню Матери «Желаем счастья вам!» | 1 | | 1 | Литературный журнал | Отзывы |
| Беседа-тренинг «Моя будущая профессия» | 1 | | 1 | Тренинг. Деловая игра | Анкетирование |
| Духовные традиции русской семьи | 1 | 1 | | Беседа | Отзывы |
| «Это высокое звание – Человек!» | 1 | 1 | | Беседа | Отзывы |
| Беседа-тренинг «Личностью не рождаются» | 1 | | 1 | Тренинг | Анкетирование |
| Беседа-тренинг «Я в мире. Мир во мне» | 1 | 1 | | Тренинг | Анкетирование |
| Светлое Христово Воскресение | 1 | | 1 | Беседа | Отзывы |
«Нравственность» |
| «Береги честь смолоду» | 1 | 1 | | Беседа | Отзывы |
| «Что такое милосердие?» | 1 | 1 | | Беседа | Отзывы |
| «Протяни руку помощи» | 1 | 1 | | Беседа | Отзывы |
| «Святые заступники Руси» | 1 | | 1 | Библиотечный урок | Отзывы |
| По святым местам Ардатовского района. | 1 | 1 | | Заочная экскурсия | Отзывы |
«Здоровье» |
| «В здоровом теле - здоровый дух» | 1 | | 1 | Поход в медкабинет | Анкетирование |
| Мероприятие по ПДД «Счастливый случай» | 1 | 1 | | Игра | Анкетирование |
| Беседа «Наше здоровье и от чего оно зависит» | 1 | 1 | | Беседа | Отзывы |
| День здоровья и спорта | 1 | | 1 | Соревнование | Отзывы |
«Экология» |
| | | | | | |
| Конкурс презентаций «Природа в опасности» | 1 | 1 | | Конкурс | |
«Интеллект, искусство» |
| КТД «Новогодний праздник» | 1 | | 1 | Праздник | Отзывы |
| Выпуск новогодней газеты | 1 | 1 | | Издательская деятельность | |
| Внеклассное мероприятие «Зажги свечу на Рождество» | 1 | 1 | | Инсценировка | Отзывы |
| «Прекрасное рядом» | 1 | | 1 | Экскурсия | |
ВСЕГО ЧАСОВ | 34 | 18 | 16 | | |
Содержание курса (9 класс)
№ | Тема занятия | Всего часов | Из них | Формы организации занятий | Формы контроля |
Аудиторные | Внеаудиторные, активные |
9 класс (34 часа) |
«Патриотизм, гражданственность» |
| «День знаний» | 1 | 1 | | Игра | Диагностика «Свиток» |
| Писатели Нижегородского края. | 1 | 1 | | Проекты | Проекты |
| «Беседа-тренинг «В какой стране я хотел бы жить» | 1 | 1 | | Тренинг | Отзывы |
| «История школы в лицах и фактах» | 1 | 1 | | Урок-презентация | Отзывы |
| Права и обязанности гражданина России | 1 | 1 | | Беседа | Отзывы |
| «Правовой турнир» | 1 | 1 | | Турнир | Отзывы |
| «Это те, кто прославил Афган» | 1 | 1 | | Устный журнал | |
| Встреча с воинами локальных войн | 1 | | 1 | Встреча | Отзывы |
| Урок мужества «Служить России суждено тебе и мне» | 1 | 1 | | Урок мужества | Отзывы |
| «А ну-ка, парни!» | 1 | | 1 | Соревнования | |
| День Победы | 1 | | 1 | Библиотечный урок | |
«Социальная солидарность» |
| «Белые ленточки памяти» | 1 | | 1 | Акция | Отзывы |
| Весенняя неделя добра | 1 | | 1 | Акция | Отзывы |
| «Ветеран живет рядом» | 1 | | 1 | Помощь ветеранам | |
«Человечество, семья» |
| Беседа-тренинг « Взаимоотношение родителей и детей » | 1 | 1 | | Тренинг | Отзывы |
| Беседа-тренинг «Формула успеха» | 1 | 1 | | Тренинг | Отзывы |
| Духовные традиции русской семьи | 1 | 1 | | Беседа | Отзывы |
| Беседа – тренинг «Личностью не рождаются» | 1 | | 1 | Тренинг | Анкетирование |
«Нравственность» |
| «Что такое милосердие» | 1 | 1 | | Беседа | Отзывы |
| «Протяни руку помощи» | 1 | 1 | | Беседа | Отзывы |
| «Читаем и думаем» (обзор литературы духовно-нравственного содержания) | 1 | | 1 | Библиотечный урок. | Тест |
| «Иду дорогами добра» | 1 | 1 | | Беседа | Отзывы |
| По святым местам родного села | 1 | 1 | | Беседа | Отзывы |
| Светлое Христово Воскресение | 1 | | 1 | Беседа | Отзывы |
«Здоровье» |
| «Скажем наркотикам - НЕТ!» | 1 | 1 | | Беседа | Анкетирование |
| Беседа «Наше здоровье и от чего оно зависит» | 1 | 1 | | Беседа | Анкетирование |
| «Я выбираю здоровый образ жизни!» | 1 | | 1 | Акция | Отзывы |
| День здоровья и спорта | 1 | | 1 | Соревнование | Отзывы |
«Экология» |
| Брейн ринг «Природа Нижегородской области» | 1 | 1 | | Брейн ринг | Отзывы |
| Конкурс презентаций «Природа в опасности» | 1 | 1 | | Конкурс | |
«Интеллект, искусство» |
| КТД «Новогодний праздник» | 1 | | 1 | Праздник | |
| Выпуск новогодней газеты | 1 | 1 | | Издательская деятельность | |
| Внеклассное мероприятие «Зажги свечу на Рождество» | 1 | 1 | | Инсценировка | |
| «Прекрасное рядом» | 1 | | 1 | Экскурсия. | |
ВСЕГО ЧАСОВ | 34 | 21 | 13 | | |
Тематическое планирование
5 класс 2017-2018 |
| Тема занятия | Всего часов | Дата проведения |
| коррекция |
| «Здравствуй, школа» Знакомство с планом работы. | 1 | 04.09 | |
| «Знакомьтесь: пятиклассник» | 1 | 11.09 | |
| Страна книг (Экскурсия в библиотеку) | 1 | 18.09 | |
| «Москва - столица нашей Родины» | 1 | 25.09 | |
| «Семь Я». «Русские писатели о семье» | 1 | 02.10 | |
| «Пусть царит на земле доброта» | 1 | 09.10 | |
| Уроки доктора Айболита | 1 | 16.10 | |
| История праздника «День народного единства» | 1 | 23.10 | |
| Беседа «Что такое сострадание» | 1 | 06.11 | |
| Добросердечность. Добрые слова. Доброе дело. | 1 | 13.11 | |
| Беседа «Что такое уважение» | 1 | 20.11 | |
| Как избежать конфликта. Сюжетно-ролевые игры. | 1 | 27.11 | |
| Беседа «Что такое гражданственность» | 1 | 04.12 | |
| «Овеянные славою флаг наш и герб» | 1 | 11.12 | |
| Новый год у ворот. | 1 | 18.12 | |
| Выпуск новогодней стенгазеты. | 1 | 25.12 | |
| «Чудо Рождества» | 1 | 15.01 | |
| «Здоровому все здорово» | 1 | 22.01 | |
| Беседа «Что такое толерантность» | 1 | 29.01 | |
| Беседа «Чтоб защитником стать» | 1 | 05.02 | |
| Герои России | 1 | 12.02 | |
| Встреча с воинами локальных войн | 1 | 19.02 | |
| Рыцарский турнир | 1 | 26.02 | |
| Проводы зимы | 1 | 05.03 | |
| «Минздрав предупреждает» | 1 | 12.03 | |
| «Пусть царит на земле доброта» | 1 | 19.03 | |
| Природа моего края. Конкурс «Юный эрудит» | 1 | 09.04 | |
| Природа в опасности | 1 | 16.04 | |
| Пасха в народной традиции | 1 | 23.04 | |
| Весенняя неделя добра | 1 | 30.04 | |
| Акция «Помощь ветерану» | 1 | 07.05 | |
| Участие в празднике День Победы. | 1 | 14.05 | |
| День здоровья и спорта | 1 | 21.05 | |
| Прогулка на свежем воздухе | 1 | 28.05 | |
ВСЕГО ЧАСОВ | 34 | | |
Тематическое планирование
6 класс 2018-2019 |
| Тема занятия | Всего часов | Дата проведения |
| |
| «День знаний» | 1 | 01.09 | |
| «Знакомьтесь: шестиклассник» | 1 | 06.09 | |
| «История села Туркуши » | 1 | 13.09 | |
| «История школы в лицах и фактах» | 1 | 20.09 | |
| «Что такое нравственность?» | 1 | 27.09 | |
| Может ли доброта исцелить человека? | 1 | 04.10 | |
| «Я и моё здоровье» | 1 | 11.10 | |
| «День народного единства» | 1 | 18.10 | |
| Конкурс на лучшего знатока ПДД | 1 | 25.10 | |
| Славим руки матери! | 1 | 08.11 | |
| Правильное питание | 1 | 15.11 | |
| Беседа «Красивые и некрасивые поступки» | 1 | 22.11 | |
| Конкурс знатоков «Я знаю Конституцию РФ» | 1 | 06.12 | |
| Права и обязанности гражданина России | 1 | 13.12 | |
| КТД «Новогодний праздник» | 1 | 20.12 | |
| Выпуск новогодней газеты | 1 | 27.12 | |
| «Чудо Рождества» | 1 | 10.01 | |
| Час здоровья «Виват, спорт!» | 1 | 17.01 | |
| Скромность и тщеславие | 1 | 24.01 | |
| Беседа «Почетная профессия - защищать Родину»» | 1 | 31.01 | |
| Урок мужества «Служить России суждено тебе и мне» | 1 | 07.02 | |
| Встреча с воинами локальных войн | 1 | 14.02 | |
| Рыцарский турнир | 1 | 21.02 | |
| Проводы зимы | 1 | 28.02 | |
| Прекрасное рядом | 1 | 07.03 | |
| Как стать дисциплинированным? | 1 | 14.03 | |
| Брейн ринг «Природа Нижегородской области» | 1 | 21.03 | |
| Что такое экологическая безопасность | 1 | 28.03 | |
| День птиц | 1 | 11.04 | |
| Светлая Пасха | 1 | 18.04 | |
| Весенняя неделя добра | 1 | 25.04 | |
| Акция «Бессмертный полк» | 1 | 09.05 | |
| «Ветеран живет рядом» | 1 | 16.05 | |
| День здоровья и спорта | 1 | 23.05 | |
ВСЕГО ЧАСОВ | 34 | | |
Тематическое планирование
7 класс |
| Тема занятия | Всего часов | Дата проведения |
| |
| «1 сентября» | 1 | | |
| «Знакомьтесь: семиклассник» | 1 | | |
| «Я живу в Нижегородской области!» | 1 | | |
| «История школы в лицах и фактах» | 1 | | |
| «Что такое милосердие?» | 1 | | |
| Протяни руку помощи | 1 | | |
| Вредные привычки. Их влияние на здоровье. | 1 | | |
| Святые заступники Руси | 1 | | |
| Викторина по ПДД | 1 | | |
| Литературный журнал, посвященный Дню Матери «Желаем счастья вам!» | 1 | | |
| Уроки доктора Айболита | 1 | | |
| Семейные ценности | 1 | | |
| Национальные символы России | 1 | | |
| Права и обязанности гражданина России | 1 | | |
| КТД «Новогодний праздник» | 1 | | |
| Выпуск новогодней газеты | 1 | | |
| Внеклассное мероприятие «Зажги свечу на Рождество» | 1 | | |
| «Слагаемые здоровья» | 1 | | |
| «Это высокое звание – Человек!» | 1 | | |
| День защитника Отечества в православной традиции | 1 | | |
| Урок мужества «Служить России суждено тебе и мне» | 1 | | |
| Встреча с воинами локальных войн | 1 | | |
| Концерт к Дню защитника Отечества. | 1 | | |
| Проводы зимы | 1 | | |
| Прекрасное рядом | 1 | | |
| Как стать дисциплинированным? | 1 | | |
| Брейн ринг «Природа Нижегородской области» | 1 | | |
| «Планета – наш дом, сбереги ее» | 1 | | |
| День птиц | 1 | | |
| Светлая Пасха | 1 | | |
| Весенняя неделя добра | 1 | | |
| День Победы | 1 | | |
| «Ветеран живет рядом» | 1 | | |
| День здоровья и спорта | 1 | | |
ВСЕГО ЧАСОВ | 34 | | |
Тематическое планирование
8 класс |
| Тема занятия | Всего часов | |
| |
| «День знаний» | 1 | | |
| «История моего села. Презентация» | 1 | | |
| Беседа «Береги честь смолоду» | 1 | | |
| «История школы в лицах и фактах» | 1 | | |
| «Что такое милосердие?» | 1 | | |
| «Протяни руку помощи» | 1 | | |
| «В здоровом теле – здоровый дух!» | 1 | | |
| Святые заступники Руси | 1 | | |
| Мероприятие по ПДД «Счастливый случай» | 1 | | |
| Литературный журнал, посвященный Дню Матери «Желаем счастья вам!» | 1 | | |
| Беседа – тренинг «Моя будущая профессия» | 1 | | |
| Духовные традиции русской семьи | 1 | | |
| Права и обязанности гражданина России | 1 | | |
| «Правовой турнир» | 1 | | |
| КТД «Новогодний праздник» | 1 | | |
| Выпуск новогодней газеты | 1 | | |
| Внеклассное мероприятие «Зажги свечу на Рождество» | 1 | | |
| Беседа «Наше здоровье и от чего оно зависит» | 1 | | |
| «Это высокое звание – Человек!» | 1 | | |
| День защитника Отечества в православной традиции | 1 | | |
| Урок мужества «Служить России суждено тебе и мне» | 1 | | |
| Встреча с воинами локальных войн | 1 | | |
| «А ну-ка, парни!» | 1 | | |
| Прекрасное рядом. | 1 | | |
| Беседа – тренинг «Личностью не рождаются» | 1 | | |
| «Береги честь смолоду» | 1 | | |
| «Безопасный интернет». Подготовка сообщений. | 1 | | |
| Конкурс презентаций «Природа в опасности» | 1 | | |
| По святым местам моего села. | 1 | | |
| Светлое Христово Воскресение | 1 | | |
| Весенняя неделя добра | 1 | | |
| День Победы | 1 | | |
| Вахта Памяти | 1 | | |
| День здоровья и спорта | 1 | | |
ВСЕГО ЧАСОВ | 34 | | |
Тематическое планирование
9 класс |
| Тема занятия | Всего часов | |
| |
| «День знаний» | 1 | | |
| Писатели Нижегородского края. | 1 | | |
| Беседа-тренинг «В какой стране я хотел бы жить» | 1 | | |
| «История школы в лицах и фактах» | 1 | | |
| «Что такое милосердие?» | 1 | | |
| «Протяни руку помощи» | 1 | | |
| «Скажем наркотикам – НЕТ!» | 1 | | |
| «Белые ленточки памяти» (памяти репрессированных) | 1 | | |
| «Читаем и думаем» (обзор литературы духовно-нравственного содержания» | 1 | | |
| Беседа – тренинг «Взаимоотношение родителей и детей» | 1 | | |
| Беседа – тренинг «Формула успеха» | 1 | | |
| Духовные традиции русской семьи | 1 | | |
| Права и обязанности гражданина России | 1 | | |
| «Правовой турнир» | 1 | | |
| КТД «Новогодний праздник» | 1 | | |
| Выпуск новогодней газеты | 1 | | |
| Внеклассное мероприятие «Зажги свечу на Рождество» | 1 | | |
| Беседа «Наше здоровье и от чего оно зависит» | 1 | | |
| «Это те, кто прославил Афган» | 1 | | |
| Встреча с воинами локальных войн | 1 | | |
| Урок мужества «Служить России суждено тебе и мне» | 1 | | |
| «А ну-ка, парни!» | 1 | | |
| «Иду дорогами добра» | 1 | | |
| Прекрасное рядом. | 1 | | |
| Беседа – тренинг «Личностью не рождаются» | 1 | | |
| «Я выбираю здоровый образ жизни!» | 1 | | |
| Презентация «Я люблю свою землю» | 1 | | |
| Конкурс презентаций «Природа в опасности» | 1 | | |
| По святым местам Ардатовского района. Заочная экскурсия | 1 | | |
| Светлое Христово Воскресение | 1 | | |
| Весенняя неделя добра | 1 | | |
| День Победы | 1 | | |
| «Ветеран живет рядом» | 1 | | |
| День здоровья и спорта | 1 | | |
ВСЕГО ЧАСОВ | 34 | | |
Список литературных источников
Литература для учителя
Внеурочная деятельность в школе [Электронный ресурс] – Режим доступа: konf // www.ipkps.bsu.edu.ru
Стандарты второго поколения. Концепция под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова.
Андреев А.А Методика «Изучение удовлетворённости учащегося школьной жизнью», Москва,2010.
Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности. / Э. Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников.-2004-2007.- №1-9.
Курочкина, И.Н. Как научить поступать нравственно / И.Н. Курочкина. -3-е изд. - М.: Флинта, 2003. -128 с.
Степанов Е.Н. «Изучение уровня удовлетворённости родителей работой образовательного учреждения». Москва, 2009
Тисленкова, И.А. Духовно-нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И.А. Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. – 108 с.
Шемшурина, А.И. Нравственное воспитание школьников: методические рекомендации ./ А.И. Шемшурина // Этическое воспитание.-2005-№1.
Шемшурина, А.И. Программа духовно-нравственного воспитания школьников в работе классного руководителя [Текст]./ А.И. Шемшурина // Этическое воспитание.-2006-№2.
Щуркова, Н.Е. Диагностика воспитанности [Текст] / Н.Е. Щуркова. - М.,2007. – 107 с.
Шилова М.И.,Методика «Изучение воспитанности учащихся», Москва, 2005
Литература для обучающихся
Кабрера, А. Феи рассказывают о благодарности [Текст] / А. Кабрера. – М.: Литера, 2010. – 40 с.
Кабрера, А. Феи рассказывают о самоуважении [Текст] / А. Кабрера. – М.: Литера, 2010. – 40 с.
Кабрера, А. Феи рассказывают о скромности [Текст] / А. Кабрера. – М.: Литера, 2010. – 40 с.
Кабрера, А. Феи рассказывают о солидарности [Текст] / А. Кабрера. – М.: Литера, 2010. – 40 с.
Кабрера, А. Феи рассказывают о сочувствии [Текст] / А. Кабрера. – М.: Литера, 2010. – 40 с.
Кабрера, А. Феи рассказывают о храбрости [Текст] / А. Кабрера. – М.: Литера, 2010. – 40 с.
Кабрера, А. Феи рассказывают о щедрости [Текст] / А. Кабрера. – М.: Литера, 2010. – 40 с.
Кабрера, А. Феи рассказывают об ответственности [Текст] / А. Кабрера. – М.: Литера, 2010. – 40 с.
Я познаю мир. Детская энциклопедия. Этикет во все времена [Текст] / М.: Астрель, 2000. – 240 с.
Яровицкий, В. Мой первый учебник по психологии. Книга для подростка [Текст] / В. Яровицкий. – М.: Феникс, 2011. – 256 с.