СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "КОАПП - кооператив авторских прав природы"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "КОАПП - кооператив авторских прав природы"»



ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«КОАПП - Кооператив авторских прав природы»


5-6 класс



Автор: Колесова М.Б.

учитель биологии





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа знакомит учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности живых организмов, условиями среды их обитания, а так же с происхождением представителей различных таксономических единиц. Путем систематического изучения, сравнения, описания и оценки учащиеся учатся осознанно воспринимать явления живой природы. В свою очередь, это помогает улучшить у детей такие качества, как способность к детальному и последовательному наблюдению и умению логично излагать свои мысли с использованием специфических понятий и терминов. Курс значительно расширяет школьный курс биологии. В школьном курсе «Биология», недостаточно времени уделяется изучению многообразию видов органического мира, в результате не охватывается весь материал, который очень интересен обучающимся. Кроме того, из-за недостаточных знаний о взаимоотношениях организмов, затрудняется усвоение материала.

Преподавания внеурочных занятий «КОАПП – кооператив авторских прав природы»» способно эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс. Сплочение коллектива класса, расширение экологических знаний учеников, повышение культуры поведения на природе – всё это возможно осуществлять через дополнительное обучение на занятиях по внеурочной деятельности. Особое значение имеют изучение охраняемых животных для формирования у школьников понимания неразрывной связи составляющих элементов окружающей среды и выработку стратегии поведения человека в ней.

Отличительными особенностями и новизной программы является:

- деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка через проектную деятельность

- принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.

Программа предусматривает использование следующих форм проведения занятий:

  • игра

  • беседа

  • иллюстрирование

  • работа в малых группах

  • экскурсия

  • выступление

  • кейс-стади

  • понятийные карты

Метод проектов – это совокупность учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или проблему или задачу в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной презентацией этих результатов. Ключевой тезис метода: «Я знаю, для чего мне надо всё, что я познаю, я знаю, где и как я могу это применить». Проектная технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных и творческих методов.

Большое значение имеет работа над оформлением сообщений, докладов, альбомов, презентаций. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.

Важной формой занятий являются экскурсии на природу, где дети напрямую знакомятся с процессами в окружающей среде. Беседы о природе знакомят школьников в доступной им форме с особенностями природных явлений, его видами. Все это направлено на развитие познавательного интереса детей.Изучение основ ухода за домашними животными способствует формированию у школьников ответственности за тех, кого приручили.Формирование навыков к творчеству у школьников способствует их гармоничному развитию. Обучение по данной программе увеличивает шансы быть успешными в любом выбранном ими виде деятельности.

Изучение данного курса позволит детям получить общее представление об удивительном мире животных.

Требования к освоению курса обучающимися.

Личностные результаты:

  • Оценивать экологические ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей:

  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения на природе.

  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правил поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

  • Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

  • В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

  • Учится работать по предложенному учителем плану.

  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятиях.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в литературе.

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы в парах, группах.

  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

Коммуникативные УУД:

  • Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

  • Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

  • Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

  • Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

  • Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

  • Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

  • Слушать и понимать речь других.

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

  • Проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила (как со сверстниками, так и со взрослыми).

Содержание программы

Блок Жизнь – уникальное явление.

Знакомство с детьми. Ознакомление с планом работы по объединению. Инструктаж по технике безопасности. Ознакомительный урок. Что такое экология? Цели и задачи курса. Многообразие живых организмов. Пути приспособления живых организмов к разным условиям.



Блок «Жизнь в воде»

Теория

Простейшие. Кто они?Морские одноклеточные. Радиолярии и фораминиферы. Многообразие и приспособления морских червей. Медузы. Особенности строения и многообразие. Моллюски. Разнообразие форм. Брюхоногие моллюски. Как растет жемчуг? Голубая кровь и три сердца. Как живут осьминоги. Наутилусы, аммониты, белемниты.Иглокожие. Морские звезды. Морские ежи, офиуры. Паучьи хитрости. Мушиные секреты

Многообразие членистоногих. Где зимуют раки? Кто такие ракоскорпионы. Живет ли сейчас мечехвост? Почему рак отшельник носит на спине актинию? Живые ракеты. Кальмары, каракатицы.

Практика

Дафнии под микроскопом. Каково значение дафний в природе. Знакомство с микроскопом. Учимся работать с микроскопом.





Блок «Беспозвоночные животные»

Теория

Сухопутные раки и крабы. Как пауки строят паутину? Пауки -птицееды

Шестиногие членистоногие. Развитие с метаморфозом. Чешуекрылые.

Бабочки. Миграции бабочек. Тараканы и богомолы. Законы пчелиной семьи. Пчелы – общественные насекомые. Муравьи, их друзья и гости. Как живет семья муравьев. Жуки. От самых маленьких до великанов

Муравьиный лев. Златоглазки. Живущие в воде и у воды. Попрыгунья ли стрекоза?

Практика

Посещение музея казанского федерального университета, кафедры зоологии беспозвоночных.



Блок «Как устроены рыбы»

Теория

Акулы и скаты. Вся жизнь в движении. Костные рыбы. Приспособления к жизни в воде. Марш-поход «красной рыбы». Двоякодышащие рыбы. Как сохранилась латимерия? Аквариумные рыбки. Рыбы Ульяновской области

Практика

Посещение музея казанского федерального университета, кафедры зоология позвоночных.

Блок «Земноводные и пресмыкающиеся»

Теория

Змеи – загадочные создания природы. Гадючье племя. Сколько живут черепахи? Крокодилы и аллигаторы. Почему меняет цвет хамелеон?

Ящерицы и агамы. Земноводные. Хвостатые и бесхвостые. Жерлянки, жабы-повитухи, чесночницы. Лягушки. Квакши. Земноводные Ульяновской области.

Практика

Анкетирование учащихся. Викторина на тему земноводные и пресмыкающиеся.



Блок «Птицы. Парящие над землей.»

Теория Воробьиные – самое большое семейство. Редкие птицы Ульяновской области. Ночные хищные птицы. Как видят совы? Дневные хищные птицы. Орлиное племя. Берегите хищных птиц! Миграции птиц. Как птицы ориентируются? Околоводные обитатели. Гуси, утки, лебеди. Бегающие птицы – эму, страус, нанду, казуар. Птицы. Почему они летают? Приспособления к полету. Практика Экскурсии в парки. Зимующие птицы родного края. Изготовление простейших кормушек, их развешивание. Сбор семян дикорастущих растений для зимней подкормки птиц. Подкормка и наблюдение за зимующими птицами. Учет птиц в дневнике орнитолога.

Блок «Уже почти мы. Млекопитающие.» Теория Человекообразные обезьяны. Чем они похожи на нас. Мартышки. Как они живут в природе. Мадагаскарские лемуры. Долгопяты. Руконожка ай-ай. Киты, дельфины. Ластоногие. Грызуны – самые приспособленные. В лесу, степи, в тундре, в подземелье. Парнокопытные. Хоботные. Дикая лошадь. Дикие ослы и зебры. Породы лошадей. Почему льва –царем зверей назвали? Семейство кошачьи. Яйцекладущие звери. Утконос и ехидна. Хищные звери. Собачьи. Нужны ли хищники природе? Насекомоядные. Тайны за иглами. Землеройки, выхухоль. Сумчатые Австралии. Рикки-Тикки-Тави и его многочисленная родня. Семейство куньи. Практика Изучение поведения животных .Ведение дневников наблюдения за животными. Игра «В мире животных.»

Блок «Берегите природу» Теория Охрана природы. Красная книга Ульяновской области. Мы в ответе за тех кого приручили. Взаимосвязи в природе. Природа знает лучше нас. Экосистема – природное сообщество.

Практика Проект «Мир прекрасен пока мы живем». Изготавливаем плакаты и листовки в защиту животных.




ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



Наименование разделов и тем программы

Темы занятий

Количество часов

Характеристика видов деятельности учащихся с учетом воспитательного потенциала

Электронные образовательные ресурсы

1

Жизнь – уникальное явление

Жизнь на Земле – уникальное явление

Особенности живых организмов


Многообразие живых организмов

Пути приспособления живых организмов к разным условиям

Экологические системы. Особенности организации

3

Организация активной деятельности учащихся для понимания единства и целостности окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

Работа с информационными кейсами для выработки представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем, необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413368

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/78e74071-0a01-022a-0071-d29ad0e95d83/%5BEST5_02-07%5D_%5BID_02%5D.swf


2

Жизнь в воде

Простейшие. Кто они?

Морские одноклеточные. Радиолярии и фораминиферы

Многообразие и приспособления морских червей

Медузы. Особенности строения и многообразие

Моллюски. Разнообразие форм. Брюхоногие моллюски.

Как растет жемчуг?

Голубая кровь и три сердца. Как живут осьминоги.

Наутилусы, аммониты, белемниты

Живые ракеты. Кальмары, каракатицы

Иглокожие. Морские звезды. Морские ежи, офиуры.

Паучьи хитрости.. Человек и паук


Мушиные секреты.

Многообразие членистоногих. Где зимуют раки?

Кто такие ракоскорпионы. Живет ли сейчас мечехвост?


Почему рак отшельник носит на спине актинию?

Что такое симбиоз в природе? Организмы – симбионты.

Дафнии под микроскопом. Каково значение дафний в природе

Когда жили трилобиты? Зачем скорпиону длинный хвост?

8

Работа в группах, применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;

Выполнение интерактивных заданий для повышения уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413368

https://uchi.ru/otvety/categories/biologiya


3

Беспозвоночные животные

Как пауки строят паутину? Пауки -птицееды

Сухопутные раки и крабы

Шестиногие членистоногие. Развитие с метаморфозом

Живущие в воде и у воды. Попрыгунья ли стрекоза?

Тараканы и богомолы

Чешуекрылые.

Бабочки. Миграции бабочек

Муравьиный лев. Златоглазки


Жуки. От самых маленьких до великанов

Муравьи, их друзья и гости. Как живет семья муравьев.

Законы пчелиной семьи. Пчелы – общественные насекомые

4

Инициирование и поддержка исследовательской деятельности учащихся в рамках реализации ими групповых исследовательских проектов, что даст возможность учащимся приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы.

Моделирование основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий

Выполнение интерактивных заданий для поддержание интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413368

https://uchi.ru/otvety/categories/biologiya

https://www.yaklass.ru/p/biologia/5-klass




4

Как устроены рыбы

Акулы и скаты. Вся жизнь в движении.

Костные рыбы. Приспособления к жизни в воде

Марш-поход «красной рыбы».

Рыбы Ульяновской области


Аквариумные рыбки


Двоякодышащие рыбы. Как сохранилась латимерия?


3

Работа с информационными кейсами, установление причинно-следственных связей для выработки экологического мышление: умения оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Инициирование и поддержка исследовательской деятельности учащихся в рамках реализации ими групповых исследовательских проектов, что даст возможность учащимся приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы

Выработка экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413368

https://school.infourok.ru/videouroki/08c5cef6-f4f8-4abe-8202-d6a7f1c31bd5


5

Земноводные и пресмыкающиеся

Лягушки. Квакши.

Земноводные. Хвостатые и бесхвостые

Жерлянки, жабы-повитухи, чесночницы

Земноводные Ульяновской области

Сколько живут черепахи?


Крокодилы и аллигаторы.


Почему меняет цвет хамелеон?

Ящерицы и агамы.

Змеи – загадочные создания природы. Гадючье племя.

2

Установление причинно-следственных связей. Работа с информационными кейсами для развития познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать строить рассуждения, анализировать, делать выводы

Инициирование и поддержка исследовательской деятельности учащихся в рамках реализации ими групповых исследовательских проектов, что даст возможность учащимся приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемыВыполнение заданий для формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413368

https://www.youtube.com/watch?v=qNDPzRtQrFI


6

Птицы. Парящие над землей.

Птицы. Почему они летают?

Приспособления к полету.

Бегающие птицы – эму, страус, нанду, казуар.

Околоводные обитатели. Гуси, утки, лебеди.

Миграции птиц. Как птицы ориентируются?

Дневные хищные птицы. Орлиное племя. Берегите хищных птиц!

Ночные хищные птицы.

Как видят совы?

Воробьиные – самое большое семейство.

Редкие птицы Ульяновской области

3

Работа с информвционными кейсами для выработки умения оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья. Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы

Инициирование и поддержка исследовательской деятельности учащихся в рамках реализации ими групповых исследовательских проектов, что даст возможность учащимся приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413368

https://www.yaklass.ru/p/biologia/5-klass

https://uchi.ru/otvety/categories/biologiya






7

Уже почти мы. Млекопитающие

Яйцекладущие звери.

Утконос и ехидна.

Сумчатые Австралии.

Насекомоядные. Тайны за иглами. Землеройки, выхухоль.

Хищные звери. Собачьи.

Нужны ли хищники природе?

Рикки-Тикки-Тави и его многочисленная родня. Семейство куньи.

Почему льва –царем зверей назвали?

Семейство кошачьи.

Дикая лошадь. Дикие ослы и зебры.

Породы лошадей

Парнокопытные.

Хоботные

Грызуны – самые приспособленные. В лесу, степи, в тундре, в подземелье.

Киты, дельфины.

Ластоногие.

Мадагаскарские лемуры. Долгопяты.

Руконожка ай-ай.

Мартышки. Как они живут в природе.

Человекообразные обезьяны. Чем они похожи на нас.


9

Установление причинно-следственных связей. Работа с информационными кейсами для развития познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать строить рассуждения, анализировать, делать выводы


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413368

8

Берегите природу

Экосистема – природное сообщество.

Природа знает лучше нас.


Взаимосвязи в природе.

Мы в ответе за тех кого приручили.

Охрана природы.

Красная книга Ульяновской области

3

Установление причинно-следственных связей. Работа с информационными кейсами для развития познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать строить рассуждения, анализировать, делать выводы


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413368

https://www.yaklass.ru/p/biologia/5-klass

https://uchi.ru/otvety/categories/biologiya







ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ


34







Предполагаемые результаты обучения


Блок

ЗУН

Деятельность учащихся


Жизнь – уникальное

явление

Ознакомление с планом работы по объединению.

Инструктаж по технике безопасности.

Ознакомительный урок.

Что такое экология?

Цели и задачи курса.

Многообразие живых организмов.

Пути приспособления живых организмов

к разным условиям.


Выполнение

творческих

работ



«Жизнь в воде»

Изучение животных обитающих в воде. Просмотр фильмов. Посещение музея. Работа с микроскопом.

Выполнение творческих работ. Контрольная работа.

«Беспозвоночные животные»

Изучение беспозвоночных животных. Посещение музея.


Отгадывание кроссвордов,

загадок.

Викторина на тему: «Беспозвоночные животные».


«Как устроены

рыбы».

Изучение рыб. Просмотр документальных фильмов. Посещение музея.


Контрольная работа.


«Земноводные и пресмыкающиеся»

Изучение земноводных и пресмыкающихся. Изучение поведения животных


Отгадывание

загадок,

кроссвордов.

Выполнение творческих

работ.

Контрольная

работа

«Птицы. Парящие над землей.»

Экскурсии в парки.

Зимующие птицы родного края.

Изготовление простейших кормушек,

их развешивание.

Сбор семян дикорастущих растений

для зимней подкормки птиц.

Подкормка и наблюдение

за зимующими птицами.

Учет птиц в дневнике орнитолога.


Выполнение проекта «Птицы нашего города».

«Уже почти мы. Млекопитающие.»

Изучение животных, как отличать млекопитающих разных видов. Почему такое разнообразие млекопитающих в природе. Изучение поведения животных. Игра «В мире животных.»


Ведение дневников наблюдения за животными.

«Берегите природу»

Охрана природы. Красная книга Ульяновской области. Мы в ответе за тех кого приручили. Взаимосвязи в природе.

Природа знает лучше нас. Экосистема – природное сообщество.


Проект «Мир

прекрасен пока

мы живем». Изготавление

плакатов и

листовок

в защиту

животных.




ЛИТЕРАТУРА



  1. Акимушкин И.Н.   Жизнь животных - С.4-30.

  2. Ахметшина Г.М.   Организация учебно-исследовательской деятельности с учащимися Детского эколого-биологического центра //Одаренный ребенок.-2006. - №5. – С .90-97.

  3. Белых С.Л. Мотивация исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. – 2006. № 3. – С. 68-74.

  4. Белых С.Л. Управление исследовательской активностью ученика: Методическое пособие для педагогов средних школ, гимназий, лицеев / Комментарии А.С. Саввичева. Под ред. А.С. Обухова. – М.: Журнал «Исследовательская работа школьников», 2007. – 56 с.

  5. Блинова Т.В. «Школа исследователей» как форма подготовки старшеклассников к научно-исследовательской деятельности // Исследовательская работа школьников. – 2003. №1. – С. 100-104.

  6. Богоявленская Д.Б. Исследовательская деятельность как путь развития творческих способностей // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / Под общей редакцией к.пс.н. А.С. Обухова. – М.: НИИ школьных технологий, 2006. – С. 44-50.

  7. Викторов Ю.М., Лебедева С.А., Тарасов С.В. Организация исследовательской деятельности школьников: (Из пед. опыта шк.-гимназии № 168 Санкт-Петербурга). СПб.: школа-гимназия №168 г. Санкт-Петербурга, 1998. – 20 с.

  8. Волкова Ю.Л.   Исследовательская деятельность - средство формирования ценностного отношения к природе у школьников //Исследовательская работа школьников. - 2005. - №4. - С.180-184.

  9. Воровщиков С.Г. Учебно-познавательная компетентность старшеклассников: состав, структура, деятельностный компонент. Монография. – М.: АПК и ППРО, 2006. – 160 с.

  10. Вострикова Н.А. Школьное научное общество «Истоки» – направление опытно-экспериментальной работы школы // Исследовательская работа школьников. – 2003. №3. – С. 59-60.

  11. Гликман И.З.   Подготовка к творчеству: учебное исследование //Школ. технол. - 2006. -№3. - С.91-96.

  12. Горюнова Т.А.   Исследование - путь к творческой личности школьника //Исследовательская работа школьников. - 2005. - №4. - С.128-133.

  13. Громова Т.В.   Руководителю научно-исследовательских работ школьников //Практика административной работы. - 2006. - №6. - С.59-65.

  14. Демидова М.   Научные факты или способы их получить: где золотая середина?: Обучение школьников методам и приемам научного познания //Народное образование. – 2006. - №4. - С.182-189.

  15. Зачёсова Е.В.   Представление результатов исследований школьников //Школьные технологии. - 2006. - №4. - С.115-123.

  16. Калачихина О.Д. Распространенные ошибки при выполнении учащимися исследовательских работ // Исследовательская работа школьников. – 2004. №2. – С. 77-82.

  17. Калинкина Н.В.   Проектно-исследовательская деятельность учащихся //Детское творчество. - 2006. - №6. - С.7-8.

  18. Кленова Н.В.   Наука становится ближе: опыт организации исследовательской деятельности учеников //Учитель.-2006.-№5. - С.23-24.

  19. Коцарь Ю.А. Актуальные вопросы организации научно-исследовательской работы в профильной школе // Методист. – 2003. № 3. – C. 49-50

Список литературы для учащихся.

1. М. Д. Аксенова. Энциклопедия для детей биология. 1-2 том. Москва. «Аванта» 2001г.

2. И. Акимушкин. Мир животных. Беспозвоночные. Ископаемые животные. Насекомые. Пауки. Домашние животные. Птицы. Рыбы, земноводные и пресмыкающиеся. Москва. «Мысль» 1992г.

3. 3.И. Акимушкин. Мир животных. Млекопитающие или звери. Москва. «Мысль»1999г.

4. Н. В. Ачкасова – автор составитель. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Животные в доме. Москва. Издательство «Олимп»; Издательство «АСТ», 2001г.

5. В. Бианки. Лесная газета. ООО «Книги Искатели»2003г.

6. А. Брем. Жизнь животных. Звери. 1-2 том. Москва. «АСТ» 2000г.

7. А. Брем. Атлас животных. Жизнь животных. 1-2 том. Москва. «АСТ» 2000г.

8. А. Брем. Птицы. 1-2 том. Москва. «АСТ» 1999г.

9. А. Брем. Рептилии. Москва. «АСТ» 2000г.

10.Б. Гржимек. Животные жизнь моя. Москва. «Мысль» 1993г.

11.Гиннесс мировые рекорды 2007года. ООО «Издательство АСТ». 2006г.

12.Т. А. Руденко. Большая энциклопедия животных. Москва. «Олма-Пресс» 2000г.

13А. И. Рахманов. Домашний зооуголок. Смоленск. «Русич» 1996г.

14.Б. Е. Райков, М. Н.Римский-Корсаков. Зоологические экскурсии. Москва. «Цитатель-трейд» 2002г.

15. А. Тамбиев. Живые пути планеты. Москва. «Детская литература», 1994г.

16.С. Б. Шустов, К. Н.Ткачев, А. А.Каюмов. Атлас животных Нижегородской области для детей. Нижний Новгород. Экоцентр «Дронт» 2002г.

17.Л. Букобза. А. Мулинье. «Животные». Москва. «Махаон» 2006г.

18.М. Р.Пимон. «Животные» Москва «Махаон» 2006г.

19.М. Перрис. « Иллюстрированная энциклопедия птиц» Москва. АСТ. Астрель 2004 год.

20.Дэвид Олдертон «Энциклопедия экзотических домашних животных». Москва «РОСМЭН» 2002г.

21.«Животные полная энциклопедия » М: издательство Эксмо, 2006г.

22.Полный иллюстрированный «Жиотный путеводитель ». Москва АСТ. Астрель. 2005г.

23.«Тайна жизни Животных» Издательство Попурри Минск 2001г.

24..Издательство «Белфакс» 1995 год «Хищные птицы » Мри животных.






























Литература для учащихся.


1. Главный редактор М. Д.Аксенова. Энциклопедия для детей биология. 1-2 том. Москва. Аванта. 2001г.

2. И. Акимушкин. Мир животных. Беспозвоночные. Ископаемые животные. Насекомые. Пауки. Домашние животные. Птицы. Рыбы, земноводные и пресмыкающиеся. Москва. «Мысль» 1992г.

3. И. Акимушкин. Мир животных. Млекопитающие или звери. Москва. «Мысль»1999г.

4. М. Аксенова «Птицы мира» Москва. 2006год.

5 .Н. В. Ачкасова – автор составитель. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Животные в доме. Москва. Издательство «Олимп»; Издательство «АСТ», 2001г.

6.И. И. Акимушкин. «Мир животных, млекопитающие, или звери ». Москва. «Мысль»1999год.

7.П. И.Агаларова. Игра – соревнования в экологическом образовании школьников.

Журнал «Начальная школа» 2007г №12.

8.С. Ю.Асадулина. Викторина «Природа вокруг нас».

Журнал «Начальная школа» 2007г №4.

9.Н. М.Белянкова. «Интегрированный подход к формированию у первокласников навыков соблюдения правил безопасности на дорогах».

Журнал «Начальная школа» 2008г №1

10.В. Г. Бабенко. А. А.Кузнецов. Птицы Красной книги СССР.

Москва. «Педагогика» 1986г.

11.Б. Е. Быховский. Животные 7-8кл. Москва. «Просвещение» 1989г.

12. В. В. Бианки. Лесная газета. ООО «Книги Искатели»2003г.

13 А. Брем. Жизнь животных. Звери. 1-2 том. Москва. «АСТ» 2000г.

14. А. Брем. Атлас животных. Жизнь животных. 1-2 том. Москва. «АСТ» 2000г.

15 А. Брем. Птицы. 1-2 том. Москва. «АСТ» 1999г.

16 А. Брем. Рептилии. Москва. «АСТ» 2000г.

17Я. Ганзак. Иллюстрированная энциклопедия птиц. Прага. «Артия» 1974г.

18Г. Н. Горностаев. Насекомые СССР. Москва. «Мысль» 1970г.

19 Б. Гржимек. Животные жизнь моя. Москва. «Мысль» 1993г.

20.В. Г. Гусев, Е. С.Гусева. Певчие птицы в доме. Москва «Цитадель–Трейд»

2002 г.

21..Ф. С.Гайнуллова, Р. Н. Шикова. Статья «Использование текстовых задач с экологическим содержанием в начальных классах»

Журнал «Начальная школа» 2007г №10.

22 Гиннесс мировые рекорды 2007года. ООО «Издательство АСТ». 2006г.

23. Н. В. Еленеев. Красная книга РСФСР. Москва. Россельхозиздат. 1985г. 24.В. В.Ермоленко. Статья «Краски золотой осени».

Журнал «Начальная школа» 2007г №8.

25.Ф. Зауэр. Птицы обитатели лугов, полей, лесов. Москва. «Астрель» 2002г.

26.Э. С. Жердев. Пернатая радуга. Москва. Лесная промышленность. 1988г.

27..Е. А. Криксунов. В. В.Пасечник. Экология 10-11кл. Москва. «Дрофа» 2001г..

28Б. Кропочева. Статья «исследовательские экскурсии в начальной школе»

Журнал «Начальная школа» 2007г №11.

29.Т. А.Кирсанова. «Путешествие в мир леса».

Журнал «Начальная школа» 2008г №2.

30. М. Г. Ливитин, Т. П.Ливитина. Биология. Ботаника. Зоология. Анатомия и физиология человека. Санкт-Петербург «Парипет» 2000г.

31..О. Н.Лазарева. Статья «Воспитание ценностного отношения к окружающему миру у младших школьников».

Журнал «Начальная школа» 2007г №10.

31..В. П.Наймушина. «В мире животных».

Журнал «Начальная школа» 2008г №6.

32..А. И. Никишов, И. Х.Шарова. Биология животных 7-8 кл. Москва. «Просвещение» 1993г.

33.А. Н. Никишов, В. Н.Кузнецов. Д. Л.Теплов. Экология. Москва. «Устойчивый мир». 2000г.

34М. Перрис. « Иллюстрированная энциклопедия птиц» Москва. АСТ. Астрель 2004 год.

35.Г. А.Почекутова. «Осень в жизни растений и животных»

Журнал «Начальная школа» 2007г №10.

36.А. И. Рахманов. Домашний зооуголок. Смоленск. «Русич» 1996г.

37. Б. Е. Райков, М. Н.Римский-Корсаков. Зоологические экскурсии. Москва. «Цитатель-трейд» 2002г.

38 Т. А. Руденко. Большая энциклопедия животных. Москва. «Олма-Пресс» 2000г. 39.А. Н. Сунгуров. Экскурсионный определитель птиц Европейской части СССР. Пособие для учителей средней школы. Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР Москва.1960г.

40. Г. П. Стрельцова. статья «Мир леса». Журнал «Начальная школа» 2007г №9,

41.А. Тамбиев. Живые пути планеты. Москва. «Детская литература» 1994г.

42.Барбара Тейлор. «Атлас птиц». Москва 1999год.

43. С. В. Телепегина. «Учимся любить природу».

Журнал «Начальная школа» 2008г №6.

44.Н. М. Чернова, В. М.Галушин, В. М.Константинов. Основы экологии 10-11кл. Москва. «Дрофа» 2001г.

45.С. Б. Шустов, К. Н.Ткачев, А. А.Каюмов. Атлас животных Нижегородской области для детей. Нижний Новгород. Экоцентр «Дронт» 2002г.

46.. Текст К. Штястного. Певчие птицы. Прага. «Артия» 1986г.

47. М. В.Шептуховская. Стать «Изучение вренен годо к курсе естесвознания».

Журнал «Начальная школа» 2007г №9.

48.О. А.Шамигулова. «Педагогические условия воспитания эмоционального – ценного отношения к окружающему миру».

Журнал «Начальная школа» 2007г №8.

49.Издательство «Белфакс» 1995 год «Хищные птицы » Мри животных.

50 Хорст Бильфельд. «Волнистые попугаи» 1995год.

51. Ж. А. Фабр. Нравы и инстинкты насекомых. Москва. «Терра» 1993г.

52. Д. Фишер, Н. Саймон, Д. Винсент. Красная книга. Москва. Издательство «Прогресс» 1976г.

53.А. А. Яхонтов. Зоология для учителя. Москва. «Просвещение» 1970г.

54.Л. А. Янкина. «Где зимуют птицы?».

Журнал «Начальная школа» 2008г №2.

Список литературы для учащихся.

1. М. Д. Аксенова. Энциклопедия для детей биология. 1-2 том. Москва. «Аванта» 2001г.

2. И. Акимушкин. Мир животных. Беспозвоночные. Ископаемые животные. Насекомые. Пауки. Домашние животные. Птицы. Рыбы, земноводные и пресмыкающиеся. Москва. «Мысль» 1992г.

3. 3.И. Акимушкин. Мир животных. Млекопитающие или звери. Москва. «Мысль»1999г.

4. Н. В. Ачкасова – автор составитель. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Животные в доме. Москва. Издательство «Олимп»; Издательство «АСТ», 2001г.

5. В. Бианки. Лесная газета. ООО «Книги Искатели»2003г.

6. А. Брем. Жизнь животных. Звери. 1-2 том. Москва. «АСТ» 2000г.

7. А. Брем. Атлас животных. Жизнь животных. 1-2 том. Москва. «АСТ» 2000г.

8. А. Брем. Птицы. 1-2 том. Москва. «АСТ» 1999г.

9. А. Брем. Рептилии. Москва. «АСТ» 2000г.

10.Б. Гржимек. Животные жизнь моя. Москва. «Мысль» 1993г.

11.Гиннесс мировые рекорды 2007года. ООО «Издательство АСТ». 2006г.

12.Т. А. Руденко. Большая энциклопедия животных. Москва. «Олма-Пресс» 2000г.

13А. И. Рахманов. Домашний зооуголок. Смоленск. «Русич» 1996г.

14.Б. Е. Райков, М. Н.Римский-Корсаков. Зоологические экскурсии. Москва. «Цитатель-трейд» 2002г.

15. А. Тамбиев. Живые пути планеты. Москва. «Детская литература», 1994г.

16.С. Б. Шустов, К. Н.Ткачев, А. А.Каюмов. Атлас животных Нижегородской области для детей. Нижний Новгород. Экоцентр «Дронт» 2002г.

17.Л. Букобза. А. Мулинье. «Животные». Москва. «Махаон» 2006г.

18.М. Р.Пимон. «Животные» Москва «Махаон» 2006г.

19.М. Перрис. « Иллюстрированная энциклопедия птиц» Москва. АСТ. Астрель 2004 год.

20.Дэвид Олдертон «Энциклопедия экзотических домашних животных». Москва «РОСМЭН» 2002г.

21.«Животные полная энциклопедия » М: издательство Эксмо, 2006г.

22.Полный иллюстрированный «Жиотный путеводитель ». Москва АСТ. Астрель. 2005г.

23.«Тайна жизни Животных» Издательство Попурри Минск 2001г.

24..Издательство «Белфакс» 1995 год «Хищные птицы » Мри животных.




Электронные учебники.

  1. Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Растения. Бактерии. Грибы.

2) Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники.

3) Ботаника.

4) Растительный мир.