Муниципальный отдел образования администрации МО «Катангский район»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Дополнительного образования
Катангский Цент дополнительного образования
« Расмотренно» На педагогическом совете Протокол № _______ от «______» ________202___г. | « Утверждаю» Директор МБОУ ДО Катангский ЦДО ____________/Лыпко Е.Г. Приказ № ______ от «___»_________202___г. |
Дополнительная общеобразовательная программа
«Лего – конструирование»
Направленность: техническая
Возраст обучающихся: 6,5-10 лет
Уровень программы: ознакомительный
Срок реализации: 1 год (72 часа)
Вид программы: модифицированная
Киценко Иванна Федоровна
Педагог дополнительного образования
Место реализации: МБОУ ДО Катангский ЦДО
с. Подволошино
с. Подволошино, 2023 г.
Пояснительная записка
Программа дополнительного образования «Лего - конструирование» соответствует требованиям ФГОС, предназначена для обучающихся уровня начального общего образования.
Требования Примерной основной образовательной программы ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 31.07.2020 № 273-Ф3);
2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, приказа Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
3. Федеральный закон от 29.10.2020. № 436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
4. Концепция развития дополнительного образования (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014г. №1726-р) и план мероприятий по ее реализации на 2015-2020гг.;
5. Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018г. №196 «Об утверждения порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
6. Целевая модель развития региональной системы дополнительного образования детей (Приказ Министерства просвещения от 3 сентября 2019г. №467);
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. №28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
Актуальность и целесообразность программы
Жизнь современных детей протекает в быстро меняющемся мире, который предъявляет серьезные требования к ним. Как добиться того, чтобы знания, полученные в школе, помогали детям в жизни. Одним из вариантов помощи являются занятия, где дети комплексно используют свои знания. Материал по курсу «Лего - конструирование» строится так, что требуются знания практически из всех учебных дисциплин от искусств и истории до математики и естественных наук. Разнообразие конструкторов Лего позволяет заниматься с учащимися разного возраста и по разным направлениям (конструирование, программирование, моделирование физических процессов и явлений). Дети с удовольствием посещают занятия, участвуют и побеждают в различных конкурсах. Конструирование теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности световосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение. В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса.
Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления.
Ученики учатся работать с предложенными инструкциями, формируются умения сотрудничать с партнером, работать в коллективе.
Программа «Лего - конструирование» опирается на естественный интерес к разработке и постройке различных механизмов. Разнообразие современных конструкторов позволяет заниматься с учащимися разного возраста и по разным направлениям:
Конструирование;
Программирование;
моделирование физических процессов и явлений.
Новизна программы
Состоит в том, что в её основе лежит идея использования в обучении собственной активности о б у чающихся. Концепция данной программы - теория развивающего обучения в канве критического мышления. В основе сознательного акта учения в системе развивающего обучения лежит способность к продуктивному творческому воображению и мышлению. Более того, без высокого уровня развитие этих процессов вообще невозможно ни успешное обучение, ни самообучение. Именно они определяют развитие творческого потенциала человека. Готовность к творчеству формируется на основе таких качеств как внимание и наблюдательность, воображение и фантазия, смелость и находчивость, умение ориентироваться в окружающем мире, произвольная память и др. Использование программы позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, природы, культурных ценностей), его анализу и конструктивному синтезу.
Цели программы:
саморазвитие и развитие личности каждого ребёнка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность;
введение школьников в сложную среду конструирования с использованием информационных технологий;
организация занятости школьников во внеурочное время.
Задачи программы:
Формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей деятельности;
Формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий;
Формирование умения искать и преобразовывать необходимую информацию на основе различных информационных технологий (графических: текст, рисунок, схема; информационно-коммуникативных).
Развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку.
Развитие умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;
Развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности (умения работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности, развитие навыков межличностного общения и коллективного творчества);
Развитие индивидуальных способностей ребенка;
Развитие речи детей;
Повышение интереса к учебным предметам посредством современных конструкторов.
Курс «Лего - конструирование» является комплексным и интегративным по своей сути, он предполагает реальные взаимосвязи практически со всеми предметами начальной школы.
Занятия по конструированию главным образом направлены на развитие конструкторских, а также изобразительных, словесных, способностей. Все эти направления тесно связаны, и один вид творчества не исключает развитие другого, а вносит разнообразие в творческую деятельность.
Каждый ребенок, участвующий в работе по выполнению предложенного задания, высказывает свое отношение к выполненной работе, рассказывает о ходе выполнения задания, о назначении выполненного проекта.
Тематический подход объединяет в одно целое задания из разных областей. Работая над тематической моделью, ученики не только пользуются знаниями, полученными на уроках математики, окружающего мира, изобразительного искусства, но и углубляют их:
математика – понятие пространства, изображение объемных фигур, выполнение расчетов и построение моделей, построение форм с учётом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами;
окружающий мир - изучение построек; рассмотрение и анализ природных форм и конструкций; изучение природы как источника сырья с учётом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания;
русский язык –развитие устной речи в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности (описание конструкции изделия материалов; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов);
изобразительное искусство - использование художественных средств, моделирование с учетом художественных правил.
Организационные принципы (возраст детей, сроки реализации программы, условия набора, режим занятий, наполняемость групп).
Программа предназначена для обучающихся 7-10 лет. Занятия проводятся 2 раза в неделю, по 40 минут, 72 часа в год. Часы могут корректироваться.
Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку. Практика показала, что оптимальное количество детей в группе должно быть не более 10 человек.
Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через труд приобщить детей к творчеству.
Важно отметить, что компьютер используется как средство управления моделью; его использование направлено на составление управляющих алгоритмов для собранных моделей. Учащиеся получают представление об особенностях составления программ управления, автоматизации механизмов, моделировании работы систем.
Виды и направления программы:
Основным направлением программы «Лего-конструирование» является проектная и трудовая деятельность обучающихся.
Требования к квалификации педагога дополнительного образования
Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю объединения, секции, студии без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу.
Принцип построения программы. На занятиях создана структура деятельности, создающая условия для творческого развития школьников на различных возрастных этапах и предусматривающая их дифференциацию по степени одаренности.
Основные дидактические принципы программы:
доступность и наглядность;
последовательность и систематичность обучения и воспитания;
учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учетом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.
Курс «Лего - конструирование» относится к общеинтеллектуальному направлению развития личности, где дети комплексно используют свои знания.
Практическая работа с конструктором позволяет обучающимся:
совместно обучаться в рамках одной группы;
распределять обязанности в своей группе;
проявлять повышенное внимание культуре и этике общения;
проявлять творческий подход к решению поставленной задачи;
создавать модели реальных объектов и процессов;
решать задачи практического содержания;
моделировать и исследовать процессы;
переходить от обучения к учению.
Ожидаемые результаты изучения курса
Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки ученика является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами искусства может каждый, по-настоящему желающий этого ребенок. В результате работы с конструктором «Легоэдукейшен 9580, 9585, 9689» обучающиеся будут уметь:
- применять на практике конструкторские, инженерные и вычислительные навыки.
Личностными результатами изучения курса «Лего - конструирование» в 1–4 классах является формирование следующих умений:
оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
называть и объяснять свои чувства и ощущения, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы;
проявлять интерес к обсуждению выставок собственных работ;
слушать собеседника и высказывать свою точку зрения;
предлагать свою помощь и просить о помощи товарища;
понимать необходимость добросовестного отношения к общественно-полезному труду и учебе;
У ученика будут сформированы:
осознанное ценностное отношение к интеллектуально-познавательной деятельности и творчеству;
потребность и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах деятельности;
мотивация к самореализации в творчестве, интеллектуально-познавательной и научно- практической деятельности;
компетенции познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач; нестандартные решения, овладение информационными технологиями (поиск, переработка, выдача информации);
способность обучающихся самостоятельно продвигаться в своем развитии, выстраивать свою образовательную траекторию;
механизм самостоятельного поиска и обработки новых знаний в повседневной практике взаимодействия с миром;
внутренний субъективный мир личности с учетом уникальности, ценности психологических возможностей каждого ребенка.
Метапредметными результатами изучения курса «Лего - конструирование» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Познавательные УУД:
определять, различать и называть детали конструктора;
конструировать по условиям, заданным взрослым, по образцу, по чертежу, по заданной схеме и самостоятельно строить схему;
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивать и группировать предметы и их образы.
Регулятивные УУД:
уметь работать по предложенным инструкциям;
умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;
определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя.
Коммуникативные УУД:
уметь работать в паре и в коллективе;
уметь рассказывать о постройке;
уметь работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности;
Предметными результатами изучения курса «Лего - конструирование» в 1 –4-м классе является формирование следующих знаний и умений:
Знать:
простейшие основы механики;
виды конструкций одно детальные и много детальные, неподвижное и подвижное соединение деталей;
технологическую последовательность изготовления несложных конструкций.
Уметь:
с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности; самостоятельно определять количество деталей в конструкции моделей.
реализовывать творческий замысел.
Курс внеурочной деятельности «Лего - конструирование» ориентирован на достижение определенных воспитательных результатов.
Воспитательный результат внеурочной деятельности — непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.
Формы занятий:
Одно из главных условий успеха обучения детей и развития их творчества – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма.
Формы занятий внеурочной деятельности:
теоретические занятия;
практические занятия;
выставки;
соревнования;
интеллектуальные игры;
защита проектов.
Учебный план
№ | Тема | Кол-во часов | Форма аттестации |
Всего | Теория | Практика |
1 | Я конструирую | 24 | 9 | 15 | Фронтальный опрос |
2 | Я программирую | 10 | 5 | 5 | Тест |
3 | Я создаю | 38 | 2 | 36 | Выставка |
| Всего | 72 | 16 | 56 | |
Календарно - тематический план
№ | Дата план | Дата факт | Тема занятия | Форма занятий | Кол-во часов | Форма контроля |
теория | практика |
I РАЗДЕЛ. «Я КОНСТРУИРУЮ» | |
1 | | | Введение. Мотор и ось. | Лекция | 1 | - | Опрос |
2 | | | Мотор и ось. | Самостоятельная работа | - | 1 | Анализ |
3 | | | Зубчатые колеса. | Презентация | 1 | - | |
4 | | | Зубчатые колеса. | Самостоятельная работа | - | 1 | Тест |
5 | | | Коронное зубчатое колесо. | Мастер-класс | 1 | - | |
6 | | | Коронное зубчатое колесо | Самостоятельная работа | - | 1 | Тест |
7 | | | Шкивы и ремни. | Мастер - класс | 1 | - | |
8 | | | Шкивы и ремни. | Самостоятельная работа | - | 1 | Тест |
9 | | | Червячная зубчатая передача. | Презентация | 1 | - | |
10 | | | Червячная зубчатая передача. | Самостоятельная работа | - | 1 | Викторина |
11 | | | Кулачковый механизм | Лекция | 1 | - | |
12 | | | Кулачковый механизм | Презентация | 1 | - | |
13 | | | Кулачковый механизм | Самостоятельная работа | - | 1 | |
14 | | | Кулачковый механизм | Самостоятельная работа | - | 1 | |
15 | | | Кулачковый механизм | Самостоятельная работа | - | 1 | |
16 | | | Кулачковый механизм | Самостоятельная работа | - | 1 | Тест |
17 | | | Датчик расстояния | Мастер - класс | 1 | - | |
18 | | | Датчик расстояния | Самостоятельная работа | - | 1 | |
19 | | | Датчик расстояния | Самостоятельная работа | - | 1 | |
20 | | | Датчик расстояния | Самостоятельная работа | - | 1 | Тест |
21 | | | Датчик наклона. | Мастер - класс | 1 | - | |
22 | | | Датчик наклона. | Самостоятельная работа | - | 1 | |
23 | | | Датчик наклона. | Самостоятельная работа | - | 1 | |
24 | | | Датчик наклона. | Самостоятельная работа | - | 1 | Итоговый опрос |
II РАЗДЕЛ. «Я ПРОГРАММИРУЮ» |
25 | | | Алгоритм. | Лекция | 1 | - | |
26 | | | Алгоритм. | Самостоятельная работа | - | 1 | Тест |
27 | | | Блок "Цикл". | Мастер - класс | 1 | - | |
28 | | | Блок "Цикл". | Самостоятельная работа | - | 1 | Опрос |
29 | | | Блок "Прибавить к Экрану". | Мастер - класс | 1 | - | |
30 | | | Блок "Прибавить к Экрану". | Самостоятельная работа | - | 1 | Тест |
31 | | | Блок "Вычесть из Экрана". | Мастер - класс | 1 | - | |
32 | | | Блок "Вычесть из Экрана". | Самостоятельная работа | - | 1 | Тест |
33 | | | Блок "Начать при получении письма". | Мастер - класс | 1 | - | |
34 | | | Блок "Начать при получении письма". | Самостоятельная работа | - | 1 | Итоговый тест |
III РАЗДЕЛ. «Я СОЗДАЮ» |
35 | | | Разработка модели «Танцующие птицы». | Мастер - класс | 1 | - | |
36 | | | Разработка модели «Танцующие птицы». | Самостоятельная работа | - | 1 | Выставка, защита итоговой работы |
37 | | | Свободная сборка. | Самостоятельная работа | - | 1 | |
38 | | | Свободная сборка. | Самостоятельная работа | - | 1 | |
39 | | | Свободная сборка. | Самостоятельная работа | - | 1 | |
40 | | | Свободная сборка. | Самостоятельная работа | - | 1 | Выставка, Защита итоговой работы |
41 | | | Творческая работа «Порхающая птица». | Самостоятельная работа | - | 1 | |
42 | | | Творческая работа «Порхающая птица». | Самостоятельная работа | - | 1 | |
43 | | | Творческая работа «Порхающая птица». | Самостоятельная работа | - | 1 | |
43 | | | Творческая работа «Порхающая птица». | Самостоятельная работа | - | 1 | Выставка, защита итоговой работы |
44 | | | Творческая работа «Футбол». | Самостоятельная работа | - | 1 | |
45 | | | Творческая работа «Футбол». | Самостоятельная работа | - | 1 | |
46 | | | Творческая работа «Футбол». | Самостоятельная работа | - | 1 | |
47 | | | Творческая работа «Футбол». | Самостоятельная работа | - | 1 | |
48 | | | Творческая работа «Футбол». | Самостоятельная работа | - | 1 | |
49 | | | Творческая работа «Футбол». | Самостоятельная работа | - | 1 | Выставка, защита итоговой работы |
50 | | | Творческая работа «Непотопляемый парусник». | Самостоятельная работа | - | 1 | |
51 | | | Творческая работа «Непотопляемый парусник». | Самостоятельная работа | - | 1 | |
52 | | | Творческая работа «Непотопляемый парусник». | Самостоятельная работа | - | 1 | |
53 | | | Творческая работа «Непотопляемый парусник». | Самостоятельная работа | - | 1 | Выставка, защита итоговой работы |
54 | | | Творческая работа «Спасение от великана». | Самостоятельная работа | - | 1 | |
55 | | | Творческая работа «Спасение от великана». | Самостоятельная работа | - | 1 | Выставка, защита итоговой работы |
56 | | | Творческая работа «Дом». | Самостоятельная работа | - | 1 | |
57 | | | Творческая работа «Дом». | Самостоятельная работа | - | 1 | |
58 | | | Творческая работа «Дом». | Самостоятельная работа | - | 1 | |
59 | | | Творческая работа «Дом». | Самостоятельная работа | - | 1 | |
60 | | | Творческая работа «Дом». | Самостоятельная работа | - | 1 | |
61 | | | Творческая работа «Дом». | Самостоятельная работа | - | 1 | Выставка, защита итоговой работы |
62 | | | Маркировка: разработка модели «Машина с двумя моторами». | Презентация | 1 | - | |
63 | | | Маркировка: разработка модели «Машина с двумя моторами». | Самостоятельная работа | - | 1 | Тест |
64 | | | Разработка модели «Кран». | Самостоятельная работа | - | 1 | |
65 | | | Разработка модели «Кран». | Самостоятельная работа | - | 1 | Выставка, защита итоговой работы |
67 | | | Разработка модели «Колесо обозрения». | Самостоятельная работа | - | 1 | |
68 | | | Разработка модели «Колесо обозрения». | Самостоятельная работа | - | 1 | Выставка, защита итоговой работы |
69 | | | Творческая работа «Парк аттракционов». | Самостоятельная работа | - | 1 | |
70 | | | Творческая работа «Парк аттракционов». | Самостоятельная работа | - | 1 | Защита творческой работы |
71 | | | Конкурс конструкторских идей. | Итоговая аттестация | - | 1 | Зачет |
72 | | | Конкурс конструкторских идей. | Итоговая аттестация | - | 1 | Зачет |
| | | ВСЕГО: | 72 | 16 | 56 | |
Содержание программы
.
№ | Тематическое планирование | Содержание |
I РАЗДЕЛ. «Я КОНСТРУИРУЮ» |
1 | Введение. Мотор и ось. | Знакомство с конструктором LEGO, правилами организации рабочего места. Техника безопасности. Знакомство со средой программирования, с основными этапами разработки модели. Знакомство с понятиями мотор и ось, исследование основных функций и параметров работы мотора, заполнение таблицы. Выработка навыка поворота изображений и подсоединения мотора к LEGO-коммутатору. Разработка простейшей модели с использованием мотора – модель «Обезьяна на турнике». Знакомство с понятиями технологической карты модели и технического паспорта модели. |
2 | Зубчатые колеса. | Знакомство с элементом модели зубчатые колеса, понятиями ведущего и ведомого зубчатых колес. Изучение видов соединения мотора и зубчатых колес. Знакомство и исследование элементов модели промежуточное зубчатое колесо, понижающая зубчатая передача и повышающая зубчатая передача, их сравнение, заполнение таблицы. Разработка модели «Умная вертушка» (без использования датчика расстояния). Заполнение технического паспорта модели. |
3 | Коронное зубчатое колесо. | Знакомство с элементом модели коронное зубчатое колесо. Сравнение коронного зубчатого колеса с зубчатыми колесами. Разработка модели «Рычащий лев» (без использования датчиков). Заполнение технического паспорта модели. |
4 | Шкивы и ремни. | Знакомство с элементом модели шкивы и ремни, изучение понятий ведущий шкив и ведомый шкив. Знакомство с элементом модели перекрестная переменная передача. Сравнение ременной передачи и зубчатых колес, сравнений простой ременной передачи и перекрестной передачи. Исследование вариантов конструирования ременной передачи для снижения скорости, увеличение скорости. Прогнозирование результатов различных испытаний. Разработка модели «Голодный аллигатор» (без использования датчиков). Заполнение технического паспорта модели. |
5 | Червячная зубчатая передача. | Знакомство с элементом модели червячная зубчатая передача, исследование механизма, выявление функций червячного колеса. Прогнозирование результатов различных испытаний. Сравнение элементов модели червячная зубчатая передача и зубчатые колеса, ременная передача, коронное зубчатое колесо. |
6 | Кулачковый механизм | Знакомство с элементом модели кулачок (кулачковый механизм), выявление особенностей кулачкового механизма. Прогнозирование результатов различных испытаний. Способы применения кулачковых механизмов в разных моделях: разработка моделей «Обезьянка-барабанщица», организация оркестра обезьян-барабанщиц, изучение возможности записи звука. Закрепление умения использования кулачкового механизма в ходе разработки моделей «Трамбовщик» и «Качелька». Заполнение технических паспортов моделей. |
7 | Датчик расстояния | Знакомство с понятием датчика. Изучение датчика расстояния, выполнение измерений в стандартных единицах измерения, исследование чувствительности датчика расстояния. Модификация уже собранных моделей с использованием датчика расстояния, изменение поведения модели. Разработка моделей «Голодный аллигатор» и «Умная вертушка» с использованием датчика расстояния, сравнение моделей. Соревнование роботов «Кто дольше». Дополнение технических паспортов моделей. |
8 | Датчик наклона. | Знакомство с датчиком наклона. Исследование основных характеристик датчика наклона, выполнение измерений в стандартных единицах измерения, заполнение таблицы. Разработка моделей с использованием датчика наклона: «Самолет», «Умный дом: автоматическая штора». Заполнение технических паспортов моделей. |
II РАЗДЕЛ. «Я ПРОГРАММИРУЮ» |
1 | Алгоритм. | Знакомство с понятием алгоритма, изучение основных свойств алгоритма. Знакомство с понятием исполнителя. Изучение блок-схемы как способа записи алгоритма. Знакомство с понятием линейного алгоритма, с понятием команды, анализ составленных ранее алгоритмов поведения моделей, их сравнение. |
2 | Блок "Цикл". | Знакомство с понятием цикла. Варианты организации цикла в среде программирования LEGO. Изображение команд в программе и на схеме. Сравнение работы блока Цикл со Входом и без него. Разработка модели «Карусель», разработка и модификация алгоритмов управляющих поведением модели. Заполнение технического паспорта модели. |
3 | Блок "Прибавить к экрану". | Знакомство с блоком «Прибавить к экрану», обсуждение возможных вариантов применения. Разработка программы «Плейлист». Модификация модели «Карусель» с изменение мощности мотора и применением блока «прибавить к экрану». |
4 | Блок "Вычесть из Экрана". | Знакомство с блоком «Вычесть из экрана», обсуждение возможных вариантов применения. Разработка модели «Ракета». Заполнение технического паспорта модели. |
5 | Блок "Начать при получении письма". | Знакомство с блоками «Отправить сообщение» и «Начать при получении письма», исследование допустимых вариантов сообщений, прогнозирование результатов различных испытаний, обсуждение возможных вариантов применения этих блоков. Разработка модели «Кодовый замок». Заполнение технического паспорта модели. |
III РАЗДЕЛ. «Я СОЗДАЮ» |
1 | Разработка модели «Танцующие птицы». | Обсуждение элементов модели, конструирование, разработка и запись управляющего алгоритма, заполнение технического паспорта модели. |
2 | Свободная сборка. | Составление собственной модели, составление технологической карты и технического паспорта модели. Разработка одного или нескольких вариантов управляющего алгоритма. Демонстрация и защита модели. Сравнение моделей. Подведение итогов. |
3 | Творческая работа «Порхающая птица». | Обсуждение элементов модели, конструирование, разработка и запись управляющего алгоритма, заполнение технического паспорта модели. Развитие модели: создание отчета, презентации, придумывание сюжета для представления модели, создание и программирование модели с более сложным поведением. |
4 | Творческая работа «Футбол». | Обсуждение элементов модели, конструирование, разработка и запись управляющего алгоритма, заполнение технического паспорта модели «Нападающий». Обсуждение элементов модели, конструирование, разработка и запись управляющего алгоритма, заполнение технического паспорта модели «Вратарь». Рефлексия (измерения, расчеты, оценка возможностей модели). Организация футбольного турнира – соревнования в сборке моделей «Нападающий» и «Болельщики», конструирование, разработка и запись управляющего алгоритма, заполнение технического паспорта модели «Ликующие болельщики». Подведение итогов. |
5 | Творческая работа «Непотопляемый парусник». | Обсуждение элементов модели, конструирование, разработка и запись управляющего алгоритма, заполнение технического паспорта модели «Непотопляемый парусник». Развитие модели: создание отчета, презентации, придумывание сюжета для представления модели, создание и программирование модели с более сложным поведением. |
6 | Творческая работа «Спасение от великана». | Обсуждение элементов модели, конструирование, разработка и запись управляющего алгоритма, заполнение технического паспорта модели «Спасение от великана», придумывание сюжета для представления модели (на примере сказки Перро «Мальчик с пальчик»). |
7 | Творческая работа «Дом». | Обсуждение элементов модели, конструирование, разработка и запись управляющего алгоритма, заполнение технического паспорта моделей «Дом», «Машина». Знакомство с понятием маркировка. Разработка и программирование моделей с использованием двух и более моторов. Придумывание сюжета, создание презентации для представления комбинированной модели «Дом» и «Машина». |
8 | Маркировка: разработка модели «Машина с двумя моторами». | Повторение понятия маркировка, обсуждение элементов модели, конструирование, разработка и запись управляющего алгоритма, заполнение технического паспорта модели «Машина с двумя моторами». |
9 | Разработка модели «Кран». | Обсуждение элементов модели, конструирование, разработка и запись управляющего алгоритма, заполнение технического паспорта модели «Кран», сравнение управляющих алгоритмов. |
10 | Разработка модели «Колесо обозрения». | Обсуждение элементов модели, конструирование, разработка и запись управляющего алгоритма, заполнение технического паспорта модели «Колесо обозрения» |
11 | Творческая работа «Парк аттракционов». | Составление собственной модели, составление технологической карты и технического паспорта модели. Разработка одного или нескольких вариантов управляющего алгоритма. Демонстрация и защита модели. Сравнение моделей. Подведение итогов. |
12 | Конкурс конструкторских идей. | Создание и программирование собственных механизмов и моделей с помощью набора LEGO, составление технологической карты и технического паспорта модели, демонстрация и защита модели. Сравнение моделей. Подведение итогов. |
Формы проведения итогов.
Вид контроля | Цели и задачи | Содержание контроля | Форма контроля | Критерии |
Входящий | Определение ЗУН, уровня развития на момент прихода в объединение. | Проверка исходного (начального) уровня знаний (сентябрь). | Тест, практическое задание, анкетирование. | Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень |
Промежуточный | Контроль ЗУН по изученным разделам | Знания по определённому разделу, (декабрь). | Тест, практическое задание, викторина. | Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень |
Итоговый | Проведение итогов (обобщение знаний) по изученному курсу. | ЗУН за каждый год обучения, (май). | Тест, защита работы, выставка. | Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень |
Таблица для внесения результатов контроля каждого ребёнка.
Список детей | Входящий | Промежуточный | Итоговый |
| | | | | | |
| | | | | | |
Цель теоретического контроля.
Выявить знания о технологическом процессе, используемых материалах и инструментах, способность ребёнка к сортировке, логическому обобщению.
Цель практического контроля.
Проверить умение ребёнка пользоваться различными инструментам, планировать и организовывать свою работу и одновременно проверять способность использовать полученные знания в своей деятельности, в конкретной ситуации.
В конце года после заполнения таблицы результатов контроля педагог составляет диаграмму.
Критерии оценивания:
Высокий уровень - 80-100% (6-8 правильных ответов из 8 тестовых заданий) Средний уровень - 60-80% (5-6 правильных ответов из 8 тестовых заданий) Низкий уровень - 40-60% (3-4 правильных ответа из 8 тестовых заданий)
Критерии:
1. применение общетрудовых навыков;
2. организация рабочего места;
3. соблюдение последовательности технологических операций;
4. норма времени;
5. качество и аккуратность выполнения работы;
6. подбор цвета;
7. соблюдение правил безопасности труда и требований гигиены.
Красный - выполнены все условия или нарушено только одно;
Зелёный - нарушены только два или три условия;
Синий - нарушено четыре критерия;
Сиреневый - работа не соответствует требованиям, или брак, допущенный в работе исправить невозможно.
Таким образом, к концу года обучения могут быть следующие оценки:
«Отлично» - полное овладение программой, самостоятельное построение ответа, разъяснение высказанных определений и понятий. Самостоятельная работа по схеме, аккуратное выполнение, отсутствие ошибок, творческий подход к выполнению работы.
«Хорошо» - усвоение содержания программы, умение разложить и объяснить основные понятии и определения. Допускается неточность в содержании материала. Выполнение работы с помощью педагога, возможны незначительные ошибки при выполнении работы, но она выполнена аккуратно.
«Удовлетворительно» - неполное овладение программой, что усложняет выполнение заданий педагога, неаккуратность, неточность в выполнении работы, наличие явных ошибок.
«Зачтено» - человек работал, но по всем стандартным критериям не смог выполнить работу.
При оценке учитываются индивидуальные особенности обучающихся, применяется методика опережающего одобрения. По результатам участия в выставках обучающиеся поощряются грамотами, дипломами и благодарностями.
Годовой календарный учебный график
Режим работы | С 17.00 до 19.00 часов; - пятидневная рабочая неделя; - выходные дни: суббота, воскресение и праздничные. |
Продолжительность учебного года | Начало учебного года 01.09.2023г. Окончание учебного года 26.05.2024г. |
Количество недель в учебном году | 36 недель |
Продолжительность учебной недели | 5 учебных дней |
Разновозрастная группа – 10 человек.
Методическое обеспечение программы
Занятия проводятся в кабинете, соответствующем требованиям техники безопасности, пожарной безопасности, санитарным нормам. Кабинет имеет хорошее освещение и возможность проветриваться.
С целью создания оптимальных условий для формирования интереса у детей к конструированию с элементами программирования, развития конструкторского мышления, была создана предметно-развивающая среда:
Материальное обеспечение, для эффективности реализации образовательной программы «Компьютерное Lego - конструирование» необходимы:
Для учащихся:
Конструктор ПервоРобот LEGO® WeDo™ (LEGO Education WeDo модели 2009580)
Лицензионное программное обеспечение 2000095 LEGO® Education We Do™.
Программное обеспечение «LEGO Education WeDo Software »
Инструкции по сборке (в электронном виде CD)
Ноутбук
Доступ к сети Интернет.
Для учителя:
Все пункты с 1-6, вышеописанного и книга для учителя (в электронном виде CD).
Список литературы для педагога
Ананьевский М.С. и др. Санкт-Петербургские олимпиады по кибернетике / М. С. Ананьевский, Г. И. Болтунов, Ю. Е. Зайцев, А. С. Матвеев, A. JI. Фрадков, В. В. Шиегин; / Под ред. A. JI. Фрадкова, М. С. Ананьевского. — СПб.: Наука, 2005. - 332с.
Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли – Москва: Просвещение, 2011. – 159c.
Индустрия развлечений. ПервоРобот. Книга для учителя и сборник проектов. LEGO Group, перевод ИНТ, - 87 с., илл.
Книга учителя LEGO Education WeDo (электронное пособие)
Филиппов C.А. Робототехника для детей СПб: Наука, 2013. – 319с.
Список литературы для детей и родителей
Злаказов А.С, Шевалдина С.Г., Горошков Г.А. «Уроки лего-конструирования в школе», М.: Просвещение/ Бином 2015г - 120 с.
Кланг И., Альберхт О. «Собери свой город», М.: Манн, Иванов и Фербер 2013 - 408 с.
Аревшатян А.А. «LEGO Книга – новая жизнь старых деталей», М.: Эксмодетство 2013 - 200с.
Бедфорт Алан «LEGO Секретная инструкция», М.: Эком 2013 - 332с.