ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
МАТЕМАТИКА ЗА РАМКАМИ ШКОЛЬНОГО УЧЕБНИКА
Автор
учитель математики
Дружиненко И.К.
Мы получим реальную отдачу, если учиться
в школе будет увлекательно и интересно.
Д. Медведев.
Пояснительная записка
Одной из основных наук в образовании является математика и правильноееё изучение приводит не только к умению считать, но и к умению логически мыслить.Являясь частью общего образования, среди предметов, формирующих интеллект и мышление, математика находится на первом месте. Она вносит немалый вклад в формирование и развитие у учащихся логического мышления, устойчивого интереса к предмету.
Первоначальные математические познания входят с самых ранних лет в наше образование и воспитание. Но результаты надёжны лишь тогда, когда введение в область математических знаний совершается в лёгкой и приятной форме, на задачах, подобранных с надлежащим остроумием и занимательностью.
Развивать способности, интеллект, внимание, воображение, фантазию, память и логическое мышление помогают уроки математики и внеурочная деятельность по предмету.
Внеурочная деятельность школьников – это совокупность всех видов деятельности учащихся, в которых решение задач воспитания достигается более успешно. Внеурочная работа ориентирована на созданиеусловий для неформального общения учащихся, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность.
Программа внеурочной деятельности «Математика за рамками школьного учебника» относится к обще интеллектуальному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования и служит для раскрытия и реализации познавательных способностей учащихся, воспитания успешного поколения граждан страны, работающих на формирование собственных творческих возможностей и интеллектуального развития.
Курс внеурочной деятельности «Математика за рамками школьного учебника» предназначен для развития интереса к предмету математики у учащихся 5 класса, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения.
Актуальность программы определена тем, что пятиклассники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности, формировать познавательные потребности.
Цели программы:создать условия для развития интереса учащихся к предмету математики через занимательные упражнения.
Задачи программы:
-расширять математические знания, кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
-раскрывать творческие способности учащихся;
-развивать логическое мышление учащихся;
- формировать способность анализировать информацию;
- развивать самостоятельность учащихся;
-развивать математическую культуру школьников при активном применении математической речи;
- формировать духовную культуру и нравственность.
Для решения поставленных задач применяются следующие технологии:
- дифференцируемый подход;
- информационно-коммуникативные;
- здоровье сберегающие.
Новизна данной программы определена федеральным государственным общеобразовательным стандартом основного общего образования и заключается в том, что на занятиях происходит знакомство учащихся с категориями математических задач, не связанных непосредственно со школьной программой, с новыми методами рассуждений, так необходимых для успешного решения учебных задач.
Программа внеурочной деятельности «Математика за рамками школьного учебника» рассчитана на 1 год обучения (34ч) для учащихся 5 класса.
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:
- индивидуальная (ученику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);
- групповая (разделение на мини группы для выполнения определенной работы);
- коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).
Формы организации деятельности меняются в течение одного занятия, что позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной, при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности.
Основные виды деятельности учащихся:решение занимательных задач;кроссворды; задания на смекалку;решение геометрических задач; проектная деятельность; игры; конкурсы; олимпиады; математические соревнования; создание презентаций.
Приёмы и методы реализации программы «Математика за рамками школьного учебника»:
- словесные;
- наглядные;
- практические;
- поисковые;
- частично-поисковые.
Основной тип занятий – комбинированный. При организации занятий создаётся ситуация, при которой каждый ученик принимает участие в работе группы и выполняет индивидуальную работу.
Оценивание достижений, обучающихся во внеурочной деятельности должно отличаться от привычной системы оценивания на уроках. Можно выделить следующие формы контроля:
- сообщения и доклады (мини);
- защита проектов;
- творческий отчет (презентация, математическая газета);
- олимпиады (мини)
В результате освоения программы внеурочной деятельности «Математика за рамками школьного учебника» пятиклассникидостигнут следующих результатов:
1) в личностном направлении:
- формирование независимости и критичности мышления;
- формирование настойчивости в достижении цели;
- приобретение опыта публичного выступления по проблемным вопросам;
- приобретение опыта организации совместной деятельности;
-формирование ценностного отношения к знаниям, науке и исследовательской деятельности;
- формирование коммуникативной компетентности в процессе
творческой, игровой и образовательной деятельности.
2) вмета предметном направлении:
а) регулятивные:
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
-составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
-работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
-в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.
- принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на её решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материализованной и умственной форме;
- адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления.
б) познавательные:
-проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
-осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
-осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
-анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.
в) коммуникативные:
-взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе; находить общее решение и решать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; слушать партнера; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
-учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его.
3) Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений:
- самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения различной сложности практических задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора и компьютера;
-уметь решать задачи с помощью перебора возможных вариантов;
- выполнять арифметические преобразования выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;
-применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных реальных ситуаций, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов;
- самостоятельно действовать в ситуации неопределенности при решении актуальных для них проблем, а также самостоятельно интерпретировать результаты решения задачи с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
В результате изучения курса «Математика после уроков», учащиеся должны овладевать следующими умениями, представляющими обязательный минимум:
- использовать специальную математическую, справочную литературу для поиска необходимой информации;
- анализировать полученную информацию;
- выполнять и составлять некоторые математические ребусы, головоломки, решать зашифрованные примеры;
- решать комбинаторные задачи;
- усвоить первоначальные сведения о плоских фигурах, объемных телах, некоторых геометрических соотношениях
- определять геометрическое тело по рисунку, узнавать его по развертке;
-научиться использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;
-овладеть основными приемами решения задач: наблюдение, конструирование, эксперимент.
Содержание программы.
Содержание программы «Математика за рамками школьного учебника»направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески.
Программа состоит из 5 глав: «Путешествие в прошлое», «За страницами учебника математики», «Геометрическая мозаика», «Мои проекты», «Клуб весёлых математиков» и включает в себя ряд независимых разделов и вопросов, которые углубляют знания учащихся, расширяют их математический кругозор.
Арифметические задачи таят огромные возможности для того, чтобы научить школьников самостоятельно думать, анализируя неочевидные жизненные ситуации, приходя к пониманию первопричин разных явлений природы и жизни, а также к оценке возможных последствий принимаемых решений. Обучение арифметике включает в качестве одного из основных элементов воспитание умения ориентироваться в различных по своей природе взаимоотношениях между величинами.
Изучение геометрического материала на занятиях внеурочной деятельности позволяет развивать наглядно-образное мышление, интуицию, знакомит с простейшими свойствами некоторых геометрических фигур, с применением геометрического материала для решения задач.
Предусматривается выделение времени на решение задач повышенной трудности, что способствует активизации мыслительной деятельности пятиклассников, формированию наглядно-образного и абстрактного мышления, развитию творческого мышления.Решение олимпиадных задач и задач на логическое мышление служит хорошей подготовкой к различным математическим конкурсам и олимпиадам, развивает интеллект учащихся.
Применение различных математических ребусов, кроссвордов, игр также способствует более глубокому изучению учебного материала, формированию и развитию интереса к математике. Головоломки являются эффективным средством развития умственных и творческих способностей детей. Для решения головоломок, как правило, требуется сообразительность, а не знания высокого уровня.
Проектная деятельность - особая форма учебной работы, которая способствует воспитанию самостоятельности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности. Проект является привлекательной для учащихся оригинальной формой работы, прививает умение ставить перед собой цели и реализовывать их.
1.Путешествие в прошлое (4ч).
Знакомство с материалом из истории развития математики.Системы счисления. Развитие нумерации на Руси. Римские цифры. Старинные меры измерения. Приемы быстрого счёта. Решение занимательных заданий.
2.За страницами учебника математики (5 ч)
Логические задания с числами и цифрами. Решение олимпиадных задач, решение задач международных конкурсов «Дино-олимпиада», «Олимпиада «Плюс».
3.Геометрическая мозаика(10ч).
Исторические сведения. Зарождение и развитие геометрической науки.
Простейшие геометрические фигуры на плоскости. Измерение геометрических величин. Простейшие многогранники. Изготовление моделей многогранников, построение конструкций по образцу и по собственному замыслу (конструирование из кубиков). Решение занимательных геометрических задач. Головоломки, игры с пентамино, с гексамино, танграм.
4. Мои проекты(5ч)
Что такое проект. Примеры проектов. Работа над проектами. Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию. Оформление презентации, проекта. Защита проекта.
5.Клуб весёлых математиков (8ч)
Решение и составление ребусов, кроссвордов. Математические фокусы. Задачи со спичками. Головоломки. Командные соревнования, конкурсы, игры.
Учебно-тематический план
№ | Наименование темы | Количество часов | Практика | Форма проведения |
Всего | Теория |
1. Путешествие в прошлое (6ч) |
1-2 | Системы счисления. Римские цифры. | 2 | 0,5 | 1,5 | Сообщение по теме, решение задач, игра «Добавь нужное». |
3 | Старинные меры измерения. | 1 | 0,2 | 0,8 | Сообщение по теме, коллективное решение задач. |
4-5 | Интересные приемы устного счёта | 2 | 0,5 | 1,5 | Сообщение по теме, соревнования по устному счёту, игры «Числовые фокусы», «Кто быстрее». |
6 | Решение занимательных задач | 1 | - | 1 | Решение задач. |
За станицами учебника математики (5ч) |
7 | Логические задачи с числами и цифрами. | 1 | | 1 | Решение задач в группах. |
8 | Задачи на смекалку. | 1 | 0,2 | 0,8 | Решение задач в группе, индивидуально. |
9 | Решение олимпиадных задач | 1 | - | 1 | Коллективное решение задач. |
10 | Мини-олимпиада по теме «Занимательная математика» | 1 | - | 1 | Решение задач индивидуально. |
11 | Соревнование «Час занимательной математики». | 1 | - | 1 | Игра- соревнование. |
3.Геометрическая мозаика (10ч) |
12 | Исторические сведения. Зарождение и развитие геометрической науки. | 1 | 0,5 | 0,5 | Сообщения по теме, конструирование. |
13 | Фигуры на плоскости.Геометрия на клетчатой бумаге. | 1 | - | 1 | Решение задач индивидуально. |
14-15 | Решение занимательных геометрических задач. | 2 | 0 | 2 | Решение задач в группе, индивидуально |
16-17 | Геометрия в пространстве. | 2 | 0,5 | 1,5 | Конструирование из кубиков. |
18 | Решение задач на площадь и объемы пространственных фигур. | 1 | 0,5 | 0,5 | Решение задач в группе, индивидуально. |
19 | Изготовление моделей многогранников. | 1 | - | 1 | Сообщение по теме, просмотр презентации, практическая работа. |
20-21 | Занимательная геометрия. Игры с пентамино, с гексамино. | 2 | 0,2 | 1,8 | Сообщение по теме, решение задач. |
4. Мои проекты (5 ч) | |
22 | Ученический проект. Примеры проектов (презентация) | 1 | 0,5 | 0,5 | Сообщение по теме, просмотр презентации. |
23-24- | Работа над проектами: «Математический справочник «Наш район в числах и величинах»», «Математика в жизни человека». (по выбору) | 2 | 0,5 | 1,5 | Сбор и анализ информации, оформление математического справочника, решение задач. |
25 | Работа над создание презентации по проекту | 1 | - | 1 | Оформление проекта, создание презентации. |
26 | Защита проекта | 1 | - | 1 | Демонстрация презентаций, самоанализ работы. |
5 Клуб весёлых математиков (8ч) |
27-28 | Загадки, ребусы, кроссворды | 2 | - | 2 | Решение задач. |
29 | Игра «Танграм» | 1 | - | 1 | Сообщение по теме, игра. |
30 | Задачи со спичками | 1 | - | 1 | Презентация, решение задач. |
31 | «Игра «Математический аукцион». | 1 | - | 1 | Игра-соревнование. |
32 | Соревнования «Математические старты» | 1 | - | 1 | Соревнования. |
33 | Выпуск математической газеты | 1 | - | 1 | Оформление газеты. |
34 | Игра-соревнование «КВМ» | 1 | - | 1 | Игра-соревнование. |
Материально-техническое обеспечение.
Программа предусматривает следующее дидактико-технологическое обеспечение учебного процесса: наглядные пособия для курса математики 5 класса, модели геометрических тел, чертёжные принадлежности и инструменты, цветной картон, клей, ножницы, спички (счётные палочки). Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса используются:компьютер, проектор; экран; презентации, проекты учащихся.
Литература:
-Альхова З.Н., В.В. Макеева. Внеклассная работа по математике. Издательство «Лицей» 2002г;
- Анфимова Т.Б. Методическое пособие: Математика. Внеурочные занятия. Издательство М: Илекса, 2011;
- КоваленкоВ.Г.. Дидактические игры на уроках математики. Книга для учителя. Издательство М: Просвещение 2001;
- Останина Л.Г. Программа внеурочной деятельности по математике в 5 классе, Кировская область, 2016;
- Сафонова В.Ю. Задачи по математике для внеклассной работы в 5-6 классах: Пособие для учителей Издательство М: МИРОС, 1993г
- И.Ф. Шарыгин. Математика. Задачи на смекалку 5-6
классы. Издательство М.: «Просвещение», 2005;
- М.Ю. Шуба. Занимательные задания в обучении математики. Издательство М:»Просвещение» 1994г.
Интернет-ресурсы:
-http://www.spichca.ru «Головоломки со спичками»;
-https://infourok.ru. Ребусы;
- http://festival.1september.ru Логические задачи для 5-6 классов;
- http://mmmf.msu.ru. Задачи со спичками.
21