СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности (Модуль 1 - Резьба по дереву)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Модуль ТМ-1 - Изготовление плоскорельефной резьбы, направлено на изучение углубленного раздела "Резьба по дереву" в 5-7 классах

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности (Модуль 1 - Резьба по дереву)»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей им. Г.Ф. Атякшева»



Рабочая программа, рассмотрена на заседании предметного объединения





Протокол № ____ от

«__» ___________ 2018 г.


«Согласовано»



_________________________

( роспись курирующего заместителя директора)

«__» 2018 г.




«Утверждено»



приказом

директора Лицея от



«___» _______ 2018г. №___- О








ПРОГРАММа Творческого МОДУЛя

Объединения «Краснодеревщик»



ТМ.01 «Изготовление плоскорельефной резьбы»



Модуль рассчитан на учащихся 5-8 класса

Январь-май

Фролов Денис Сергеевич, учитель технологии

(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую программу)





Югорск, 2018 г



1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к рабочей программе Творческого МОДУЛЯ


ТМ.01 «Изготовление плоскорельефной резьбы»


Максимальное количество часов на реализацию программы ТМ «Изготовление плоскорельефной резьбы» Январь-Май (32 часа). Программа творческого модуля реализуется в 5-8 классах, возраст кружковцев, как правило, составляет 11-15 лет. Практикоорентированость модуля составляет 72 %.

Целью обучения по модулю ТМ.01 "Изготовление плоскорельефной резьбы" является - формирование знаний, первоначальных умений и навыков, а также обеспечение всестороннего развития личности подростка.

Обучение предполагает решение следующих задач:

  • раскрыть, перед воспитанниками, истоки и роль народного творчества, декоративно-прикладного искусства в духовно-материальной жизни общества;

  • посредством возможностей творческого труда по программе кружковой деятельности, способствовать социализации воспитанников, оставшихся без родителей, в обществе.

Программа включает:

  • пояснительную записку;

  • перечень знаний и умений формируемых у воспитанников;

  • календарно-тематическое планирование занятий.

Содержание теоретического обучения предусматривает: ознакомление воспитанников с основами материаловедения для художественных работ, с художественной обработкой материалов, основами композиции, народными промыслами.

В процессе занятий воспитанники знакомятся с литературой и иллюстративным материалом, разрывающими историю художественных промыслов, творчества народных мастеров.

Теоретический материал усваивается в сочетании с упражнениями и практическими работами, в процессе которых воспитанники создают собственные композиции художественных изделий в традициях местных промыслов. Резьба малочисленных народов севера (преимущественно резьба ханты, манси региональный компонент).

Теоретическое и практическое обучение воспитанников проводится одновременно, при некотором опережающем изучении теоретического материала. Каждое практическое занятие начинается с инструктажей (вводного, текущего и заключительного), направленных на правильное и безопасное выполнение работ, бережное отношение к инструменту, оборудованию, а также экономному расходованию материалов, эффективному использованию времени занятий.

В процессе практического обучения воспитанники осваивают виды художественной обработки материалов в технике, свойственной конкретному художественному народному промыслу или производству, и изготавливают художественные изделия с учётом местных традиций.

Творческий процесс по созданию резных изделий носит не только воспитывающий, но и обучающий характер, позволяет воспитанникам в ходе подготовки режущего инструмента, подготовки материалов, практического изготовления изделий приобрести общие трудовые и специальные трудовые умения и навыки в области художественно - технической деятельности.

Занимаясь резьбой, выпиливанием лобзиком, выжиганием воспитанники на практике применяют знания и развивают навыки не только по изобразительному искусству, черчению, технологии, но и по другим школьным учебным дисциплинам - физике, химии, биологии, географии, математике, экономике.

Весь процесс обучения носит творческий воспитательный характер, определённую художественную ценность и высокое качество исполнения, отвечает функциональным и эстетическим требованиям, является общественно полезным.

Для усиления профессиональной направленности обучения воспитанники знакомятся с разными специальностями, со структурой предприятий, основными этапами производственного процесса, оборудованием, условиями труда и отдыха рабочих, их творческой деятельностью.

В программе уделяется особое внимание формированию у воспитанников общей культуры труда. Она рассчитана на овладение графической грамотой при выполнении рабочих чертежей и в процессе создания изделий, эскизов и их декора.

Программа предусматривает расширение знаний по физическим, технологическим свойствам древесины, процессам её обработки, инструментам и приспособлениям.

Программа ставит своей целью - развивать "чувство материала", его художественных и технологических возможностей. Она нацелена на формирование художественного вкуса, чувства прекрасного, эстетического идеала, творческих начал в личности. Программа модуля предусматривает приобщение воспитанников к процессу создания резных изделий, попытки изменения и улучшения условий той среды, в которой они живут, учатся и отдыхают; привлечение самих воспитанников к активной деятельности по созданию и сохранению прекрасного.

Программой модуля предусмотрено изучение и исследование свойств древесины. Изучение устройства, принципа работы приборов: электровыжигателя, электролобзика, станка по токарной обработке древесины, и других инструментов, что имеет большое значение для формирования знаний воспитанников о материалах, принципах действия и устройствах машин.

В процессе обучения обращается внимание воспитанников на особенности ручной и механической обработки древесины, конструкцию режущих инструментов и виды технологического оборудования. При организации творческого труда, в процессе выполнения резьбы по дереву программой предусматривается применение разнообразных приспособлений, позволяющих воспитанникам решать отдельные трудовые операции с соблюдением определённых технологических требований: точности формы и размеров, параметров шероховатости поверхности и др.

Программа модуля ориентирована на обеспечение дифференцированного подхода к слабым и наиболее подготовленным воспитанникам, на изучение и усвоение материала всеми воспитанниками не ниже требований программы.

Структура программы предусматривает использование следующих разделов, школьного курса, образовательной области "Технология":

  • материаловедение;

  • технология обработки древесины;

  • элементы машиноведения;

  • графика;

  • техническое творчество;

  • введение в художественное конструирование.

Учебный материал программы модуля распределён с учётом возрастных особенностей воспитанников, по отдельным, тесно связанным между собой разделам.

В зависимости от этапа образования определены цели и задачи модуля, а также требования по теоретической и технологической подготовки воспитанников.

В программе модуля предложена система самопроверки знаний воспитанниками и контроля знаний - инструктором по труду.

Предусмотрены различные формы организации усвоения знаний воспитанниками. Для чего в работе используются:

  • учебники, справочники;

  • дидактический материал;

  • дополнительная литература.

  • интернет-ресурсы;

На всех занятиях осуществляется неукоснительный контроль, за соблюдением санитарно - гигиенических требований, правил безопасности труда.

Продолжительность изучения модуля, составляет около 32 часов. Содержание программы предусматривает подведение воспитанников к осознанному выбору одной из рабочих профессий по профилю - "Художественная обработка дерева".

По завершению изучения данной программы модуля воспитанники должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками.

Воспитанники должны -

Знать:

  • принципы организации рабочего места и основные правила техники безопасности;

  • основные понятия графики, графического изображения (чертёж, эскиз, технический рисунок);

  • физико-механические, технологические, энергетические, экологические свойства материалов;

  • способы разметки по шаблону и чертежу;

  • принцип подбора столярного, резчицкого инструмента - по назначению, по виду деятельности, по свойствам материалов;

  • назначение и устройство станков и электрооборудования (электровыжигателя, электродрели, токарного станка по обработке древесины, сверлильного станка, электролобзика, электрофрезера);

  • иметь понятие о конструировании и моделировании;

  • способы отделки древесины - грунтовка, шлифование, окраска, лакирование, полирование;

  • основные сведения о видах художественной обработки дерева на территории ХМАО-Югры, их характерные особенности;

  • историю возникновения и развития местного промысла по художественной обработке дерева, его роль в экономике района;

  • основы композиции: основные принципы декоративного оформления плоскости;

  • основные приёмы выжигания, типовые композиции и их выполнение на различных видах изделий;

  • технологический процесс изготовления изделий и декорирование их выжиганием;

  • разные виды плоскорельефной резьбы и их особенности;

  • способы экономного расходования материалов, электроэнергии, бережного обращения с инструментами, оборудованием и приспособлениями;

  • правила безопасности труда, производственной санитарии, пожарной безопасности и внутреннего распорядка в процессе выполнения работ.





Воспитанники должны

Уметь:

  • рационально организовывать рабочее место. Соблюдать правила техники безопасности;

  • уметь читать и выполнять чертежи, эскизы, технические рисунки;

  • определять породу и пороки древесины по её внешнему виду;

  • производить разметку заготовки по шаблону и чертежу;

  • применять столярный, резчицкий инструмент по назначению. Производить его наладку;

  • использовать станочное оборудование в процессе изготовления изделия;

  • выполнять простейшие столярные, резчицкие операции;

  • производить отделку столярных изделий с учётом дизайна;

  • выполнять простейшие расчёты стоимости изделия;

  • выполнять элементы и мотивы орнаментов в технике выжигания, различных видов плоскорельефной резьбы;

  • проектировать простые изделия в традициях местного промысла и изготавливать их;

  • самостоятельно разрабатывать композиции для выжигания, резьбы и выполнять их;

  • выполнять контурную, подушечную, кудринскую и т.д. плоскорельефную резьбу и мозаику по дереву;

  • затачивать и править необходимый инструмент для резьбы;

  • бережно обращаться с оборудованием, приспособлениями и инструментами;

  • экономно расходовать материалы и электроэнергию;

Воспитанники должны освоить, отработать и закрепить следующие -

Навыки:

  • владения основными ручными инструментами по обработке, точению, выжиганию, резьбе и мозаике по дереву;

  • выполнения операции точения, сверления, выпиливания, резьбы и мозаики;

  • владения основными элементами графической грамотности;

  • выполнения плоскостной разметки;

  • разработки и составление композиции для выжигания, различных видов резьбы;

  • выполнение декорирования изделий - выжиганием, различными видами резьбы;



Формы организации учебной деятельности:

  • индивидуальная;

  • коллективная (звеньевая).

Критерии и показатели оценки знаний воспитанников.

Прямые:

  • теоретический уровень знаний;

  • степень овладения рабочими приёмами при работе с инструментами и приспособлениями;

  • применение полученных знаний на практике;

  • соблюдение технических и технологических требований;

  • качество изготовления изделия - по внешнему виду готового изделия;

  • изготовление изделия в установленные нормы времени;

  • соблюдение правил техники безопасности, пожарной и электробезопасности, производственной санитарии и охраны среды.

Косвенные:

  • экономия материалов;

  • желание трудиться;

  • познавательная активность и творческий подход;

  • самостоятельность;

  • партнёрские отношения при совместной работе.

Организационно-педагогические основы обучения.
Возраст обучающихся - 11-15 лет

Количественный состав не более 8 -12 человек.
Занятия проходят 2 раза в неделю по 2 часа.

Тип программы - дифференцированный. С учетом подготовленности и опыта подростка в организации занятий предусмотрено использование дифференцированных методов, массовых групповых и индивидуальных форм работы. Учащиеся на занятиях кружка свободно выбирают объекты для работы по интересам и способностям.
В программе учтено последовательное усложнение заданий, развитие творческого отношения к работе. В конечном результате мы должны воспитать не мастера-исполнителя, а мастера-творца.

Этапы реализации программы:

1.Подготовительный

(заготовка материалов, изготовление инструментов, разработка документации);

2.Проведение занятий (выдача теоретических сведений, разработка чертежей и рисунков, изготовление изделий);

3.Заключительный (проведение выставок, экскурсий, конкурсов с целью демонстрации опыта и результатов работы).

Концепция педагога: труд ученика - непременно творческий.


Важнейший закон работы: «Ум ребенка, находится на кончиках его пальцев» (В.А Сухомлинский). 























































КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ТМ.01 «Изготовление плоскорельефной резьбы»

Занятия

Урока

Тема занятия, раздела.

Кол-во

часов

Дата



Раздел 1. Инструменты и материалы для резьбы по дереву

5


1-2

1-2

Пилы. Строгальный и режущий инструмент

2


3

3

Пороки инструмента и материала.

1


4-5

4-5

Особенности различных пород деревьев.

2




Раздел 2. Выполнение плоскорельефной резьбы по дереву.

23


6

6

Техника безопасности при работе с древесиной.

1


7

7

Основные виды плоскорельефной резьбы по дереву, правила и приёмы.

1


8

8

Сколыши. Геометрическая резьба.

1


9-10

9-10

Геометрическая резьба. Розетки.

2


11

11

Геометрическая резьба по дереву. Изогнутые бордюры.

1


12

12

Геометрическая резьба по дереву. Создание узоров.

1


13

13

Отделка геометрической резьбы

1


14

14

Контурная резьба. Способы построения орнамента.

1


15

15

Контурная резьба. Прорезание орнамента. Подрезание элементов.

1


16

16

Контурная резьба. Изготовление панно «Лист».

1


17

17

Контурная резьба. Отделка изделия.

1


18

18

Резьба «Татьянка». Способы построения орнамента.

1


19

19

Перевод рисунка на заготовку при помощи копировальной бумаги.

1


20-21

20-21

Изготовление кухонной доски в стиле резьбы «Татьянка»

2


22

22

Резьба «Татьянка» Отделка изделия.

1


23-24

23-24

Абрамцево-кудринская резьба. История возникновения. Мотивы орнаменты. Способы построения орнамента.

2


25-26

25-26

Кудринская резьба. Выполнение резьбы.

2


27

27

Кудринская резьба. Шлифование изделия.

1


28

28

Кудринская резьба. Морение шлифование выпуклых частей. Лакирование, полирование изделия.

1




Раздел 3. Творческий проект.

Авторские работы.

2


29

29

Сведения о творческом проектировании

Авторство. Требования к оформлению проекта.

1


30

30

Компьютерные технологии. Выбор темы проекта, материалов для работы.

1




Раздел 4. Организация мероприятий.

Подведение итогов.

2


31

31

Подведение итогов учебного года.

1


32

32

Выставка творческих работ.

1




ИТОГО

32


























Методическое обеспечение

дополнительной образовательной программы


Печатные наглядные пособия
1. Технологические карты изделий
2. Шаблоны 3.Трафареты 4.Русунки
Экранно-звуковые средства (видеофильмы, презентации)
1.История развития декоративного искусства 2.Декоративное искусство России 3.Технология прорезной резьбы 4.Резьба по дереву 5.Технологические приёмы выжигания по дереву 6.Элементы декоративного оформления 

Технические средства обучения
1.Наборы для прорезной резьбы по фанере
3. Набор инструментов для резьбы
4. Персональный компьютер.
5. Интерактивная доска.



Библиографический список

для учителя технологии:

1. Абросимова А.А., Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Художественная резьба по дереву, кости и рогу.- М.: Высшая школа, 1978.

2. Абросимова А.А., Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Художественная резьба по дереву. - М.: Высшая школа, 1998.

3. Афанасьев А.Ф. Резьба по дереву.- М.: Легпромбытиздат, 1997.

4. Афанасьев А.Ф. Резьба по дереву.- М.: Культура и традиции, 1999.

5. Афанасьев А.Ф. Домовая резьба.- М.: Культура и традиции, 1999.

6. Афанасьев А.Ф. Домовая резьба ( альбом орнаментов).- М.:Народное творчество, 2001.

7. Алфёров Л. Технология росписи. - Ростов - на Дону: Феникс, 2000.

8. Бобиков П.Д. Мебель для вашего дома. - М.: Нива России, 1995.

9. Богуславская И.Я. Добрых рук мастерство: Произведения народного искусства в собрании Государственного Русского музея. Л.,1981.

10. Боровков Е.Е., Легорнев С.Ф., Черепашенцев Б.А. Технологический справочник учителя. - М.: Просвещение, 1992.

11. Бородулин В.А. Сельскому учителю о народных промыслах. М., 1979.

12. Бородулин В.А. Основы художественного ремесла. М.,1987.

13. Бородулин В.А. Художественная обработка дерева. - М.: Просвещение, 1988.

14. Буриков В.Г., Власов В.Н. Домовая резьба. - М.: Нива России, 1993.

15. Внеклассная работа по труду. /Сост. Гукасова А.М./ - М.: Просвещение, 1981.



Библиографический список

для воспитанников:

1. Выпиливание лобзиком. /Сост. Рыженко В.И./ - М.: Траст пресс, 1999.

2. Ильяев М.Д. Прикоснувшись к дереву резцом. - М.: Экология, 2010.

3. Луканский Э.П. Сотвори радость. - Минск.: Полымя, 1997.

4. Раскраски. /Сост. Вохринцова С./. - Екатеринбург.: 2000.

5. Рихвк Э.В. Мастерим из древесины. - М.: Просвещение, 1998.

6. Секреты домашнего мастера. Энциклопедия Том 1.- М.: Айрис Пресс. Рольф, 1999.

7. Секреты домашнего мастера. Энциклопедия Том 2.- М.: Айрис Пресс. Рольф, 1999.

8. Сафроненко В.М. Вторая жизнь дерева. - Минск.: Полымя, 1990.

9. Художественная резьба и мозаика по дереву. /Сост. Дымковский И.П./. -Минск.: Элайда, 1999.

10. Шпаковский В.О. Для тех кто любит мастерить. - М.: Просвещение, 1990.

Сайты ресурсов.

 

Задание творческого характера на уроках трудового обучения. Практическая работа учащихся, создание изделия определенного функционального назначения.

http://www.yspu.yar.ru:8101/vestnik/pedagogicheskiy_opyt/6_1/

 

 

История ремесел. На сайте можно познакомится с историей возникновения и развития ремесел (ковки, гальванопластики, резьбы по дереву и т.д.). Здесь можно познакомиться с электронными вариантами книг по декоративно-прикладному искусству.

http://remesla.ru/

 

В материале описывается приспособление для точения древесины на токарно-винторезном станке. Данное приспособление, по мнению автора, позволяет учащимся с большим успехом осваивать приемы работы на токарном станке по обработке металла.

http://som.fio.ru/RESOURCES/GLOZMANAE/2003/11/RVG.HTM

 

Волшебный мир древесины: из опыта работы учителей технологии. Материалы учителей технологии, работающих в системе дополнительного образования по направлениям "столярное дело" и "художественная обработка древесины". Методика обучения. Выставка работ.

http://www.novgorod.fio.ru/projects/Project1051/index.htm

 

Геометрическая резьба по дереву: историческая справка, инструмент и материалы. Информация о кружковой работе в школе. Галерея работ.

http://www.novgorod.fio.ru/projects/Project1131/index.htm

 

Статья «Обработка материалов резанием». Основные понятия, иллюстрированные 17 рисунками.http://www.engineer.bmstu.ru/res/RL6/book1/book/metod/doc/rezan.doc