ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочной деятельности « Здоровый образ жизни. Баскетбол» для 5-9 классов составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и авторской программы внеурочной деятельности «Баскетбол» Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А., 2013г. Рабочая программа соответствует требованиям и положениям ООП ООО МБОУ СОШ №1.
Программа рассчитана на пять лет (общий объем - 170 часов), исходя из 1 часа занятий в неделю – 34 часа в год.
Целесообразность и актуальность программы заключается в том, что занятия по ней, позволят учащимся восполнить недостаток навыков и овладеть необходимыми приёмами игры во внеурочное время, так как количество учебных часов отведённых на изучение раздела «Баскетбол» в школьной программе недостаточно для качественного овладения игровыми навыками и в особенности тактическими приёмами. Программа актуальна на сегодняшний день, так как её реализация восполняет недостаток двигательной активности, имеющийся у подростков, имеет оздоровительный эффект, а также благотворно воздействует на все системы детского организма.
Для достижения планируемых результатов освоения цели и задач курса внеурочной деятельности используется пособие внеурочной деятельности учащихся «Баскетбол / В.С.Кузнецов, Г.А. Колодницкий, — М.: Просвещение, 2013г.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5-9 класс
Данная программа направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
– формирование устойчивого интереса, мотивации к занятиям физической культурой и к здоровому образу жизни;
– воспитание морально-этических и волевых качеств;
– дисциплинированность, трудолюбие, упорство в достижении поставленных целей;
– умение управлять своими эмоциями в различных ситуациях;
– умение оказывать помощь своим сверстникам.
Метапредметные результаты:
– определять наиболее эффективные способы достижения результата;
– умение находить ошибки при выполнении заданий и уметь их исправлять; – уметь организовать самостоятельные занятия баскетболом, а также, с группой товарищей;
– организовывать и проводить соревнования по баскетболу в классе, во дворе;
– умение рационально распределять своё время в режиме дня, выполнять утреннюю зарядку;
– умение вести наблюдение за показателями своего физического развития;
Предметные результаты:
– знать об особенностях зарождения, истории баскетбола;
– знать о физических качествах и правилах их тестирования;
– выполнять упражнения по физической подготовке в соответствии с возрастом;
– владеть тактико-техническими приемами баскетбола;
– знать основы личной гигиены, причины травматизма при занятиях баскетболом и правила его предупреждения;
– владеть основами судейства игры в баскетбол
В итоге реализации программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Баскетбол» учащиеся должны:
знать
значение баскетбола в развитии физических способностей и
совершенствовании функциональных возможностей организма занимающихся;
правила безопасного поведения во время занятий по баскетболу;
название разучиваемых технических приемов игры и основы правильной
техники;
наиболее типичные ошибки при выполнении технических приемов и
тактических действий;
упражнения на развитие физических способностей (скоростных, силовых,
скоростно-силовых, координационных, выносливости и гибкости);
контрольные упражнения (двигательные тесты) для оценивания физической
и технической подготовленности и требования к технике и правилам их
выполнения;
основное содержание правил соревнований по баскетболу;
жесты баскетбольного судьи;
игровые упражнения, подвижные игры и эстафеты с элементами баскетбола;
уметь
соблюдать меры безопасности и правила профилактики травматизма на
занятиях по баскетболу;
выполнять технические приемы и тактические действия;
контролировать свое самочувствие (функциональное состояние организма)
на занятиях по баскетболу; играть в баскетбол с соблюдением основных правил;
демонстрировать жесты баскетбольного судьи;
проводить судейство по баскетболу.
Эффект: участие в соревнованиях школьного и районного уровня, судейство школьных соревнований.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5-9 класс
В процессе изучения у обучающихся формируется потребность в систематических занятиях физическими упражнениями, обучающиеся приобщаются к здоровому образу жизни, приобретают привычку заниматься физическим трудом, умственная нагрузка компенсируется у них физической. Занятия спортом дисциплинируют, воспитывают чувство коллективизма, волю, целеустремленность, способствуют поддержке при изучении общеобразовательных предметов, так как укрепляют здоровье. Программа органично вписывается в сложившуюся систему физического воспитания в общеобразовательных учреждениях. Благодаря этому ученики смогут более
плодотворно учиться, меньше болеть. Ученики, успешно освоившие программу, смогут участвовать в соревнованиях по баскетболу различного масштаба.
Основы знаний
Правила безопасности и профилактика травматизма на занятиях по баскетболу. Терминология в баскетболе. Техника выполнения игровых приемов. Тактические действия в баскетболе. Правила соревнований по баскетболу. Жесты судей.
Передвижения и остановки без мяча
Стойка игрока. Перемещения в защитной стойке: вперед, назад, вправо, влево
Бег: лицом вперед, приставными шагами в стороны, вперед и назад, спиной вперед. Скоростныерывки из различных исходных положений
Остановки: двумя шагами, прыжком
Прыжки, повороты вперед, назад
Сочетание способов передвижений (бег, остановки, прыжки, повороты, рывки)
Ловля мяча
Ловля мяча:
• двумя руками на уровне груди;
• двумя руками «высокого» мяча (в прыжке)
Передачи мяча
Передача мяча двумя руками от груди на месте и в движении
Передача мяча одной рукой от плеча
Передача мяча двумя руками сверху
Ведение мяча
Ведение мяча правой и левой рукой с высоким и низким отскоком (на месте и в движении)
Ведение мяча с изменением скорости передвижения
Ведение мяча с изменением высоты отскока (на месте и в движении)
Ведение мяча в движении с переводом на другую руку
Ведение мяча с изменением направления движения
Ведение мяча с обводкой препятствий
Броски мяча
Бросок мяча двумя руками от груди с места
Бросок мяча одной рукой от плеча с места
Бросок мяча одной рукой от плеча в движении после ведения
Бросок в кольцо одной рукой сверху в прыжке
Штрафной бросок
Отбор мяча
Выбивание мяча из рук соперника, выбивание мяча при ведении
Вырывание мяча из рук соперника
Накрывание мяча при броске
Отвлекающие приемы (финты)
Финты без мяча
Финты с мячом
Выполнение комбинаций из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом
Сочетание приемов без броска мяча в кольцо
Сочетание приемов с броском мяча в кольцо
Тактика игры
Индивидуальные действия в нападении и защите
Групповые действия в нападении и защите:
• взаимодействие двух игроков;
• взаимодействие двух нападающих против одного защитника(2Х1);
• взаимодействие двух нападающих против двух защитников (2Х2)
• взаимодействие двух игроков в нападении через «заслон»;
• взаимодействие трех нападающих против двух защитников (3Х2);
• взаимодействие в нападении с участием двух игроков («передай мяч и выйди на свободное
место»);
• взаимодействие в нападении с участием трех игроков («тройка»);
• взаимодействие в нападении с участием трех игроков («малая восьмерка»)
Двусторонняя учебная игра
Подвижные игры и эстафеты
Игры и эстафеты на закрепление и совершенствование технических приемов и тактических действий
Игры, развивающие физические способности
Физическая подготовка
Развитие скоростных, силовых, скоростно-силовых, координационных способностей,
выносливости, гибкости
Судейская практика
Судейство игры в баскетбол
Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности 5-9 классов
№ | Наименование разделов, тем | Всего часов | Количество часов |
| | 170 ч | 5кл.(34ч) | 6кл.(34) | 7кл.(34) | 8кл.(34) | 9кл.(34ч) |
1 | Основы знаний | В процессе занятий |
2 | Передвижения и остановки без мяча | 15 | 6 | 3 | 2 | 2 | 2 |
3 | Ловля мяча | 12 | 4 | 3 | 3 | 1 | 1 |
4 | Передача мяча | 12 | 4 | 3 | 3 | 1 | 1 |
5 | Ведение мяча | 32 | 9 | 7 | 6 | 6 | 4 |
6 | Броски мяча | 28 | 5 | 6 | 6 | 6 | 6 |
7 | Отбор мяча | 10 | - | 2 | 2 | 3 | 3 |
8 | Отвлекающие приемы (финты) | 9 | - | 2 | 2 | 3 | 2 |
9 | Выполнение комбинаций из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом | 8 | 3 | 2 | 2 | - | - |
10 | Тактика игры | 39 | 3 | 6 | 8 | 10 | 12 |
11 | Подвижные игры и эстафеты | В процессе учебно-тренировочных занятий |
12 | Физическая подготовка | В процессе учебно-тренировочных занятий |
13 | Судейская практика | 5 | - | - | - | 2 | 3 |
| Всего: | | 34 | 34 | 34 | 34 | 34 |
Тематическое планирование 5-9 класс
№ | Содержание курсы | Тематическое планирование | Характеристика деятельности учащихся |
1 | Основы знаний В процессе учебно-тренировочных занятий | Правила безопасности и профилактика травматизма на занятиях по баскетболу. Терминология в баскетболе. Техника выполнения игровых приемов. Тактические действия в баскетболе. Правила соревнований по баскетболу. Жесты судей | Соблюдать меры безопасности и правила профилактики травматизма на занятиях баскетболом. |
2 | Передвижения и остановки без мяча (15 часов) | Стойка игрока. Перемещение в защитной стойке; вперед, назад, вправо, влево. Бег: лицом вперед, приставными шагами в стороны, вперед и назад, спиной вперед. Скоростные рывки из различных исходных положений. Остановки: двумя шагами, прыжком. Прыжки, повороты вперед, назад. Сочетание способов передвижений (бег, остановки,прыжки, повороты, рывки) | Использовать игру в баскетбол как средство организации активного отдыха и досуга. Выполнять правила игры в баскетбол в процессе соревновательной деятельности. Описывать технику передвижения в стойке баскетболиста и использовать ее в процессе игровой деятельности. |
3 | Ловля мяча (12 часов) | Ловля мяча: • двумя руками на уровне груди; • двумя руками «высокого» мяча (в прыжке) | Описывать технику ловли мяча после отскока от пола и демонстрировать ее в процессе игровой деятельности. |
4 | Передача мяча (12 часов) | Передача мяча двумя руками от груди на месте и в движении Передача мяча одной рукой от плеча Передача мяча двумя руками сверху | |
5 | Ведение мяча (32) | Ведение мяча правой и левой рукой с высоким и низким отскоком (на месте и в движении) Ведение мяча с изменением скорости передвижения Ведение мяча с изменением высоты отскока (на месте и в движении) Ведение мяча в движении с переводом на другую руку Ведение мяча с изменением направления движения Ведение мяча с обводкой препятствий | Демонстрировать технику ведения мяча различными способами. Использовать ведение мяча с изменением направления движения в условиях игровой деятельности. |
| Броски мяча (28 ч) | Бросок мяча двумя руками от груди с места Бросок мяча одной рукой от плеча с места Бросок мяча одной рукой от плеча в движении после ведения Бросок в кольцо одной рукой сверху в прыжке Штрафной бросок | Описывать технику выполнения бросков мяча в корзину, анализировать правильность выполнения, находить ошибки и способы их исправления. Демонстрировать технику и результативность бросков мяча в корзину. |
7 | Отбор мяча (10ч) | Выбивание мяча из рук соперника, выбивание мяча при ведении Вырывание мяча из рук соперника Накрывание мяча при броске | Демонстрировать и применять выбивание, вырывание мяча в игровой деятельности |
8 | Отвлекающие приемы (финты) (9 ч) | Финты без мяча Финты с мячом | Применять отвлекающие маневры в игре. |
9 | Выполнение комбинаций из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом (8 ч) | Сочетание приемов без броска мяча в кольцо Сочетание приемов с броском мяча в кольцо | Демонстрировать приемы мяча в кольцо без бросков и с бросками. |
10 | Тактика игры (39 ч) | Индивидуальные действия в нападении и защите Групповые действия в нападении и защите: • взаимодействие двух игроков; • взаимодействие двух нападающих против одного защитника(2Х1); • взаимодействие двух нападающих против двух защитников (2Х2) • взаимодействие двух игроков в нападении через «заслон»; • взаимодействие трех нападающих против двух защитников (3Х2); • взаимодействие в нападении с участием двух игроков («передай мяч и выйди на свободное место»); • взаимодействие в нападении с участием трех игроков («тройка»); • взаимодействие в нападении с участием трех игроков («малая восьмерка») Двусторонняя учебная игра | Описывать технику прыжка в верх толчком одной с приземлением на другую, использовать ее в процессе игровой деятельности. Описывать технику остановки прыжком, двумя шагами и использовать ее в процессе игровой деятельности. Использовать игру баскетбол как средство организации активного отдыха и досуга. |
11 | Подвижные игры и эстафеты В процессе учебно-тренировочных занятий | Игры и эстафеты на закрепление и совершенствование технических приемов и тактических действий Игры, развивающие физические способности | Демонстрировать игровые упражнения, подвижные игры и эстафета с элементами баскетбола |
12 | Физическая подготовка В процессе учебно-тренировочных занятий | Развитие скоростных, силовых, скоростно-силовых, координационных способностей, выносливости, гибкости | Демонстрировать технику ведения мяча различными способами. Использовать ведение мяча с изменением направления движения в условиях игровой деятельности. |
13 | Судейская практика ( 5 ч) | Судейство игры в баскетбол | Демонстрировать жесты баскетбольного судьи, проводить судейство по баскетболу. |
«Согласовано» «Согласовано»
от « » августа 2018 г. от « » августа 2018 г.
Руководитель МО завуч по УВР
________С.А.Корж __________Г.З.Кибец
Муниципальное образование Красноармейский район ст.Полтавская
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1
«Утверждено»
решение педсовета протокол № 1
от « » августа 2018 года
Председатель педсовета
___________Л.Ф.Братикова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности
Спортивно-оздоровительное направление
По курсу здоровый образ жизни (баскетбол)
Уровень образования (класс) основное общее 5 -9 классы
Количество часов 170 часов
Учителя Корж С.А., Кришталь С.В., Быков Р.А.
Программа внеурочной деятельности учащихся разработана в соответствии с ФГОС и на основе авторской программы « «Внеурочная деятельность учащихся. Баскетбол». Учебное пособие для учителей / В.С.Кузнецов, Г.А.Колодницкий, - М.: Просвещение, 2013.