Утверждаю к использованию в образовательном процессе школы Директор школы _____________________ «___» _______________ | Согласовано «___» _______________ Тьютор по внеурочной деятельности __________/_________/ | Рабочая программа рассмотрена на заседании кафедры учителей начальных классов Протокол №____ от «___» _______________ |
Программа внеурочной деятельности
по духовно-нравственному направлению
«Уроки нравственности»
Возраст 3 класс
Ижевск, 2019
Пояснительная записка
В настоящее время в нашем обществе, раздираемом межнациональными конфликтами особое значение приобретает духовно-нравственное воспитание. Поэтому очень важно развить в учащихся чувство сопричастности к происходящему и ответственности за будущее своей страны.
Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Программа разработана с учётом культурно-исторических, этнических, социально-экономических, демографических особенностей региона, запросов семей и подразумевает конкретизацию задач, ценностей, содержания, планируемых результатов, а также форм воспитания и социализации обучающихся, взаимодействия с семьёй, учреждениями дополнительного образования, общественными организациями, развития ученического самоуправления, участия обучающихся в деятельности детско-юношеских движений и объединений, спортивных секций.
Программа предполагает создание условий для духовно-нравственного развития обучающихся на основе их приобщения к базовым общечеловеческим ценностям, ценностям семьи, своей этнической, конфессиональной, социальной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России и направляя образовательный процесс на воспитание ребёнка в духе любви, к Родине и уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье.
Цель программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся: обеспечить системный подход к созданию условий для становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного толерантного гражданина России.
Задачи программы:
— формировать основы гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народов Крыма;
— воспитывать в каждом ученике уважение к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, Родине, семье;
— воспитывать нравственные качества личности ребёнка,
— способствовать освоению ребёнком основных социальных ролей, моральных и этических норм;
— приобщать детей к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям в условиях многонационального государства.
Педагогические средства и формы
наблюдение и обсуждение в педагогически организованной ситуации различных поступков;
просмотр кинофильмов, мультфильмов, презентаций, аудиофайлов, фрагментов кинофильмов, чтение художественных произведений, былин, притч;
участие в творческих конкурсах, инсценировках, игровых программах, в реализации культурно-досуговых программ;
участие в подготовке и проведении мероприятий, посвящённых государственным, семейным праздникам; участие в выставках семейного художественного творчества, музыкальных вечерах;
экскурсии, прогулки по микрорайону, виртуальные путешествия по родному краю;
участие вместе с родителями в экологической деятельности по месту жительства, трудовые и экологические акции, высадка растений, создание цветочных клумб;
знакомство с биографиями выпускников, показавших достойные примеры высокого профессионализма, творческого отношения к труду и жизни;
посещение конкурсов и фестивалей исполнителей народной музыки, художественных мастерских, театрализованных народных ярмарок, фестивалей народного творчества, музейных экспозиций;
презентации учебных и творческих достижений обучающихся.
Возраст детей.
Программа рассчитана на детей от 8-10 лет.
Сроки реализации программы
Программа рассчитана на 1 год обучения. Общий объём реализации программы – 34 часов.
Учебно-тематический план.
№ п/п | Название разделов и тем | Количество часов |
1 | Введение. | 1 |
2 | Школьный и внешкольный этикет | 7 |
2.1 | Взаимопомощь – как его организовать. | 2 |
2.2 | Береги школьные имущества. | 2 |
2.3 | В какие игры и как мы играем. | 3 |
3 | Правила общения. | 11 |
3.1 | Точность: береги свое время и время других | 2 |
3.2 | Твоя речь: слово лечит, слово ранит | 4 |
3.3 | «Умейте дружбой дорожить». Коллективизм. | 3 |
3.4 | Что такое справедливость? | 2 |
4 | О трудолюбии. | 6 |
4.1 | «Труд кормит, а лень портит». | 2 |
4.2 | Организованность в труде. | 2 |
4.3 | Кем хочу быть, почему? | 2 |
5 | Культура внешнего вида | 2 |
5.1 | Мой гардероб и уход за ним | 1 |
5.2 | Будничная и праздничная одежда | 1 |
6 | Внешкольный этикет | 6 |
6.1 | У меня зазвонил телефон… | 1 |
6.2 | Правила поведения в гостях | 2 |
6.3 | Я пишу письмо | 1 |
6.4 | Природа и я – одна семья | 2 |
| Итоги. «Умейте счастьем дорожить». | 1 |
Содержание тем.
Введение (1час)
Мотив как отражение внутренней сути поступка — подведение детей к пониманию своей ответственности за выбор поступка. Нравственные качества как результат поведения согласно нравственным нормам.
«Школьный и внешкольный этикет» (7 часов)
Цель: усвоение нравственных норм, правил, требований;формирование устойчивых положительных привычек, основ культуры общения и поведения, построения межличностных отношений;
2.1 Взаимопомощь: как ее организовать (2 часа)
Раскрыть конкретный смысл понятия «взаимопомощь в обучении», обращаясь к повседневной жизни коллектива класса, к примерам помощи детей друг другу в школе. Тесты-задания. С.Михалков «Толстый Жук» (вопросы, обсуждение). Аварская сказка. Рисунок.
2.2 Береги школьное имущество (2 часа)
Как связаны между собой школа, учение, книга? (обсуждение). Тесты-задания. Пословицы и поговорки. Чтение басни «Обиженная парта». Вопросы.
В какие игры и как мы играем (3 часа)
Обсуждение того, во что любят играть дети. Тесты-задания. Правила дружной игры. Народная мудрость. Игры. Правила игры.
«Культура общения» (11 часов)
Цель: выработка основных этических понятий и норм речевого поведения; формирование культуры нравственного поведения; формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни и привитие навыков ответственного отношения к нему; профилактика вредных привычек; овладение основами нравственного самовоспитания;
3.1 Точность: береги свое время и время других (2 часа)
«Береги свое время» (памятка). Работа по составлению режима дня. «Стихи о человеке и его часах» С. Баруздин. Обсуждение. Загадки.
3.2 Твоя речь: слово лечит, слово ранит (4 часа)
Что такое речь (рассказ учителя). Конкурс пословиц. Формулы приветствия. Притча о Великой силе огня». Инсценировка ситуаций. Хорошие и плохие слова. Советы по отказу от плохих и грубых слов.
3.3 «Умейте дружбой дорожить». Коллективизм (3 часа)
Обсуждение деловых качеств классного коллектива. Что такое сплоченность. Игры. Доверие. Открытость. Взаимопомощь. Презентация «Толерантность». Рисунки на тему» «Мой класс».
3.4 Что такое справедливость? (2 часа)
Презентация. Обсуждение. Инсценирование ситуаций.
«О трудолюбии» 6 часов
воспитание трудолюбия, ответственного отношения к учению и труду;
формирование потребности в выполнении поручений, обязанностей, посильной помощи;
4.1 «Труд кормит, а лень портит» (2 часа)
Беседа «Как вы помогаете взрослым и младшим». Список «Мои постоянные обязанности и дела дома», «Что я люблю и не люблю делать». Г.Мамлин «Сережа ищет карандаш». Обсуждение. Народная мудрость. Тесты-задания.
4.2 Организованность в труде (2 часа)
Разделите так, как делили работу (по В.Осеевой) (вопросы). И.Крылов Лебедь, Щука и Рак (басня). Обсуждение. Народная мудрость.
4.3Кем хочу быть, почему? (3 часа)
Беседа «Какие профессии я знаю». Рассказ «Я мечтаю быть…». Рисунок. Сочинение «Профессия моих родителей».
«Счастье семьи»
формирование ценностного отношения к семье, её традициям;
воспитание почтения и любви к родителям и окружающим;
знакомство с историей своей родословной, составление генеалогического древа;
расширение представлений о близких людях, о предках, их вкладе в прошлое и настоящее своего края, Отечества;
повышение значения семейных, государственных ценностей;
5.1 Мой гардероб и уход за ним (1 час)
Что такое опрятность? (беседа). Правила личной гигиены.
5.2 Будничная и праздничная одежда (1 час)
Рисунок «Будничная и праздничная одежда», обсуждение.
«Внешкольный этикет»
раскрытие нравственной стороны познания окружающего мира, его богатства, красоты и разнообразия;
воспитание чувства ответственности по отношению к природе, понимание взаимосвязи живой и неживой природы;
формирование ценностного бережного отношения к природе своей Родины;
6.1 У меня зазвонил телефон... (1 час)
Корней Чуковский «У меня зазвонил телефон», чтение по ролям. Правила общения по телефону в школе.
Правила поведения в гостях (2 часа)
Правила этикета в гостях. Как дарить и принимать подарок. Инсценирование ситуаций. Презентация. Обсуждение.
6.3 Я пишу письмо (1 час)
Письмо другу, учителю.
6.4 Природа и я — одна семья ( 2 часа)
Вопросы о природе. Шуточная мини-викторина. Стихотворение «Это называется природа»
Михаила Пляцковского. Прогулка, игры на свежем воздухе.
Итог. «Умейте счастьем дорожить».
Планируемые результаты
В результате освоения предметного содержания курса у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных),позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.
Личностные результаты:
- осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре,
- осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
- уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
Определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
Учиться совместно с учителем, обнаруживать и формулировать нравственную проблему.
Учиться планировать свою деятельность во внеурочное время.
Высказывать свою версию разрешения проблемы, пытаться предлагать способ её проверки.
Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения поставленных задач.
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до других людей: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других людей.
Вступать в беседу во внеурочной деятельности.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты:
- усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нём;
- владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;
- овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения.
- знание (на уровне обобщенных представлений) поворотных моментов в истории Российского государства и наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России.
- умение пользоваться картой (в определении границ России, крупных ее городов), рассказывать о родной стране, столице; называть Основной закон нашей страны; приводить примеры достопримечательностей родного края;
- умение рассказывать о важнейших событиях в истории России; на ходить на исторической и современной картах России места исторических событий; приводить примеры исторических и культурных памятников страны.
Методическое обеспечение программы.
Материально-технический ресурс:
-фото-,видеоаппаратура(фотоаппарат, видеомагнитофон,.), необходимые для проведения фотовыставок, праздников;
-компьютер, мультимедийная приставка - для проведения занятий.
Кадровый ресурс:
-к реализации программы привлечён педагог, владеющий способами и средствами духовно-нравственного воспитания и/или специалисты по данному воспитанию, не являющиеся педагогами;
-уровень квалификации работников соответствует задаче достижения планируемых результатов, организации эффективной деятельности по данной программе.
Организационный ресурс.
Создание дружного коллектива школьников, отношения между которыми строятся на принципах товарищества и взаимопомощи. Педагогу необходимо создать вокруг себя привлекательный для ребёнка коллектив, с членами которого тот мог бы себя отождествлять и где бы культивировались духовно-нравственные нормы и ценности.
Список использованной литературы для педагогов
1. Дьячкова Г.Т. «Внеклассные занятия в начальной школе» - Волгоград, Издательство «Учитель»,2009
2. Персидская И.В.,Фонова Г. – Классные часы ( внеклассная работа в начальной школе) - Волгоград, «Учитель», 2007
3. Максимова Т.Н. – Классные часы: 1 класс – Москва «ВАКО» , 2009
4. Троицкая Н.Б., Королёва Г.А. «Сценарии школьных праздников» - Москва «Дрофа», 2007
5. Лобачёва С.И., Щиголь К.В. «Календарь школьных праздников» - Москва, 2006
6. Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения – российский путь развития. Воспитание школьников.- 2002. – № 7.
7.Патриотическое воспитание. Система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. Автор-составитель И.А. Пашкович. Волгоград: «Учитель», 2006.
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2016/09/03/programma-kursa-vneurochnoy-deyatelnosti-po-duhovno