Программа внеурочной деятельности по географии
«Ульяновская область глазами юного географа-краеведа»
(7 класс, 35 часов)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общая характеристика внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по краеведческому образованию для 7 класса составлена в соответствии с требованиями к освоению внеурочной образовательной программы основного общего образования.
Программа построена на основе общенациональных ценностей российского общества, таких как, природа, гражданственность, патриотизм, географическая культура и направлена на развитие мотивации и готовности к повышению своей краеведческой культуры, способности понимать и воспринимать природу своего родного края, осознанно придерживаться ресурсосберегающего поведения.
Программа определяет минимальный объём содержания внеурочной деятельности в 7 классе и является неотъемлемым звеном в достижении целей основного общего географического образования. Краеведческое образование во внеурочной деятельности представляет собой форму учебной деятельности обучающихся, реализующую системно-деятельностный подход совместно с учебными задачами урочного компонента, но в иных условиях и на другом материале.
Место курса «Ульяновская область глазами юного географа-краеведа» в учебном плане. Программа составлена из расчёта 35 часов в год и является важным звеном в географическом образовании школьников. На изучение в 7 классе отводится 35 часов (1 час в неделю).
Цели и задачи курса
Основными целями курса внеурочной деятельности «Ульяновская область глазами юного географа-краеведа» являются:
формирование основ географической познавательной модели как средства развития познавательных, коммуникативных, регулятивных и личностных умений;
формирование умений находить географическую информацию о родном крае, проверять её и преобразовывать;
пробуждение интереса к географическому краеведению;
формирование умений безопасного и целесообразного поведения в природе;
повышение интереса учащихся к краеведческой и поисково-исследовательской деятельности;
формирование гражданской идентичности как важнейшего условия укрепления российской государственности;
воспитание будущего гражданина в условиях полиэтнического, поликонфессионального и поликультурного государства.
Для успешного достижения основных целей необходимо решать следующие учебно-методические задачи:
- развивать познавательный интерес учащихся 7 классов к одному из интереснейших предметов – географическому краеведению;
- научить находить знания о природе Ульяновской области;
- формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска.
Методы проведения занятий: экскурсии, практическая работа, игра, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, самостоятельная работа, мини-конференции.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трем уровням.
Первый уровень результатов (получение школьниками социально-значимых знаний): приобретение школьником представлений о проектной деятельности, профориентационных знаний по ряду профессий.
Второй уровень результатов (развитие социально-значимых отношений школьников): развитие ценностных отношений школьника к своему Отечеству, природе, знаниям, науке, формирование позитивного отношения к исследовательской деятельности.
Третий уровень результатов (приобретение школьниками опыта социально-значимого действия): получение школьником опыта самостоятельного группового действия в процессе реализации проекта, опыт самостоятельного группового действия в процессе реализации проекта, опыт общения со сверстниками.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ
Раздел, темы | Общее кол-во часов |
Раздел 1. «Мы знакомимся с географическим положением Ульяновской области» | 7 |
Тема 1. «Мы знакомимся с географическим положением Ульяновской области» | 7 |
Мы узнаём о положении Ульяновской области на карте РФ | 2 |
Мы путешествуем по Ульяновской области во времени (История формирования территории от Б. Хмельницкого до наших дней) | 2 |
Мы наносим Ульяновскую область на контурные карты (ПЗ) | 1 |
Мы знакомимся с государственными символами Ульяновской области | 1 |
Итоговое занятие по теме «Мы знакомимся с географическим положением Ульяновской области» | 1 |
Раздел 2. «Мы знакомимся с природой Ульяновской области» | 28 |
Тема 1. «Мы изучаем геологическое строение и рельеф Ульяновской области» | 7 |
Мы знакомимся с геологическим строением Ульяновской области | 1 |
Мы даем геоморфологическую характеристику Ульяновской области | 1 |
Мы характеризуем формы рельефа Ульяновской области | 1 |
Мы классифицируем полезные ископаемые Ульяновской области | 1 |
Мы наносим месторождения полезных ископаемых Ульяновской области на контурные карты | 1 |
Мы изучаем полезные ископаемые (работа с коллекцией полезных ископаемых (ПЗ) | 1 |
Итоговое занятие по теме «Мы знакомимся геологическим строением и рельефом Ульяновской области» | 1 |
Тема 2. «Мы изучаем климат Ульяновской области» | 6 |
Мы знакомимся с факторами формирования климата Ульяновской области | 1 |
Мы узнаём об изменении температурного режима на территории Ульяновской области | 1 |
Мы сравниваем розы ветров в разных районах Ульяновской области | 1 |
Мы сравниваем режим выпадения осадков в разных частях Ульяновской области | 1 |
Мы наблюдаем за погодой и знакомимся с фенологическим календарём Ульяновской области | 2 |
Тема 3. «Мы изучаем внутренние воды Ульяновской области» | 5 |
Мы характеризуем реки и определяем гидрологический режим рек Ульяновской области | 1 |
Мы характеризуем озёра и определяем гидрологический режим озёр Ульяновской области | 1 |
Мы изучаем географию внутренних вод родного района и наносим на к/карту водных объектов (ПЗ) | 1 |
Мы узнаём о разнообразии подземных вод Ульяновской области | 1 |
Итоговое занятие по теме «Внутренние воды моего родного района» | 1 |
Тема 4. «Мы изучаем почвы Ульяновской области» | 3 |
Мы изучаем типы почв Ульяновской области | 1 |
Мы узнаём географию распространения почв на территории Ульяновской области | 1 |
Итоговое занятие по теме «Почвы Ульяновской области» | 1 |
Тема 5. «Мы изучаем географию живых организмов Ульяновской области» | 4 |
Мы знакомимся с разнообразием и распространением животных на территории Ульяновской области | 1 |
Мы знакомимся с разнообразием и распространением растений на территории Ульяновской области | 1 |
Мы изучаем Красную книгу Ульяновской области | 1 |
Итоговое занятие по теме «Мы изучаем географию живых организмов Ульяновской области» | 1 |
Тема 6. «Мы изучаем природные комплексы Ульяновской области» | 3 |
Мы характеризуем природные комплексы Ульяновской области | 1 |
Мы знакомимся с географией особо охраняемых территорий в Ульяновской области | 1 |
Итоговое занятие по теме «Мы изучаем географию природных комплексов Ульяновской области» | 1 |
Всего часов | 35 |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Раздел 1. «Мы знакомимся с географическим положением Ульяновской области»
Тема 1. «Мы знакомимся с географическим положением Ульяновской области»
Мы узнаём о положении Ульяновской области на карте РФ (1 час)
Положение Ульяновской области, площадь территории, границы, соседи. Крайние точки, особенности географического положения Ульяновской области. Ульяновская область – субъект Российской федерации. Декрет об образовании Ульяновской области. Источники и методы изучения родного края.
Мы путешествуем по Ульяновской области во времени
(История формирования территории от Б. Хмельницкого до наших дней)
История заселения территории Симбирской губернии: засечная черта, синбирское наместничество, губерния, Ульяновская область.
Мы наносим Ульяновскую область на контурные карты (ПЗ)
Обозначение на контурной карте Ульяновской области границ, соседей Ульяновской области, крайних точек.
Мы знакомимся с государственными символами Ульяновской области
Ознакомление с историей возникновения герба и флага Симбирска и Симбирской губернии. Изменение государственной символики на протяжении истории формирования территории Ульяновской области.
Итоговое занятие по теме «Мы знакомимся с географическим положением Ульяновской области»
Обобщение и закрепление знаний о географическом положении Ульяновской области.
Раздел 2. «Мы знакомимся с природой Ульяновской области» (28 ч)
Тема 1. «Мы изучаем геологическое строение и рельеф Ульяновской области» (7 ч)
Мы знакомимся с геологическим строением Ульяновской области
Общая характеристика поверхности территории области и ее геологическое строение. Геологическое строение и действие внешних процессов
Мы даем геоморфологическую характеристику Ульяновской области
Характеристика рельефа по карте и типовому плану. Установление связей между геологическим строением, формами рельефа и полезными ископаемыми.
Мы характеризуем формы рельефа Ульяновской области
Основные формы рельефа, их положение на территории Ульяновской области, процессы сформировавшие их.
Мы классифицируем полезные ископаемые Ульяновской области
Осадочные горные породы Ульяновской области. Местоположение месторождений.
Мы наносим месторождения полезных ископаемых Ульяновской области на контурные карты
Размещение месторождений полезных ископаемых на территории Ульяновской области. Установление связей между геологическим строением, формами рельефа и полезными ископаемыми
Мы изучаем полезные ископаемые (работа с коллекцией полезных ископаемых (ПЗ)
Определение минералов в коллекции горных пород, условия формирования и возраст пород.
Итоговое занятие по теме «Мы знакомимся геологическим строением и рельефом Ульяновской области»
Обобщение и закрепление знаний о географическом положении Ульяновской области.
Тема 2. «Мы изучаем климат Ульяновской области»(6 часов)
Мы знакомимся с факторами формирования климата Ульяновской области
Климатообразующие факторы на территории Ульяновской области: географическая широта, воздушные массы, господствующие ветры. Характеристика сезонов года, особенность сезонных явлений природы.
Мы узнаём об изменении температурного режима на территории Ульяновской области
Определение по статистическим данным средней температуры воздуха за месяц, год, амплитуды температур, сравнение среднегодовой температуры за последние годы. Сравнение температурного режима в разных районах Ульяновской области.
Мы сравниваем розы ветров в разных районах Ульяновской области
Анализ многолетних наблюдений, сравнение розы ветров по сезонам года, выявление закономерностей.
Мы сравниваем режим выпадения осадков в разных частях Ульяновской области
Сравнение количества и режима выпадения атмосферных осадков на территории Ульяновской области, распределение годового количества осадков по территории области, объяснение причин выпадения осадков.
Мы наблюдаем за погодой и знакомимся с фенологическим календарём Ульяновской области
Погода, её характеристика причины ее изменения. Взаимосвязи между элементами погоды. Фенологические наблюдения.
Тема 3. «Мы изучаем внутренние воды Ульяновской области»(5 часов)
Мы характеризуем реки и определяем гидрологический режим рек Ульяновской области
Поверхностные воды: реки, их питание и режим, хозяйственное использование. Характеристика р.Волги, Суры, Свияги, Большого Черемшана. Пруды и водохранилища. Эстетическое значение и хозяйственное использование вод своей местности.
Мы характеризуем озёра и определяем гидрологический режим озёр Ульяновской области
Общая характеристика озер, их происхождение, типы озерных котловин, их образование. Характеристика озер Белого, Лебяжьего. Эстетическое значение и хозяйственное использование вод Ульяновской области.
Мы изучаем географию внутренних вод родного района и наносим на к/карту водных объектов (ПЗ)
Внутренние воды своей местности: местоположение основных речных систем.
Мы узнаём о разнообразии подземных вод Ульяновской области
Подземные воды – грунтовые и межпластовые. Образование подземных вод на территории Ульяновской области.
Итоговое занятие по теме «Внутренние воды моего родного района»
Обобщение и закрепление знаний о внутренних водах Ульяновской области.
Тема 4. «Мы изучаем почвы Ульяновской области»
Различие почв по механическому составу, цвету и плодородию. Проблемы охраны и улучшения плодородия почв своей местности.
Мы изучаем типы почв Ульяновской области
Изучение основных типов почв Ульяновской области.
Мы узнаём географию распространения почв на территории Ульяновской области
Почвенные районы, их границы на почвенной карте. Почвенная эрозия, виды эрозии, проведение мелиоративных работ.
Итоговое занятие по теме «Почвы моего родного района»
Обобщение и закрепление знаний о географическом положении Ульяновской области.
Тема 5. «Мы изучаем географию живых организмов Ульяновской области»
(4 часа)
Мы знакомимся с разнообразием и распространением животных на территории Ульяновской области
Типичные представители животного мира. Распространение животных на территории области и их приспособления к условиям обитания.
Мы знакомимся с разнообразием и распространением растений на территории Ульяновской области
Разнообразие и видовой состав растений Ульяновской области, распространение растений на территории района и их приспособления к условиям обитания.
Мы изучаем Красную книгу Ульяновской области
Растения и животные Красной книги Ульяновской области, их распределение по территории области.
Итоговое занятие по теме «Мы изучаем географию живых организмов Ульяновской области»
Обобщение и закрепление знаний о живых организмах Ульяновской области.
Тема 6. «Мы изучаем природные комплексы Ульяновской области»
Мы характеризуем природные комплексы Ульяновской области
Выявление зависимости между компонентами природы на примере одного из ландшафтных районов области.
Мы знакомимся с географией особо охраняемых территорий в Ульяновской области
Разнообразие ООПТ - памятники природы, рекреационные зоны, заказники (палеонтологические, ихтиологические, ландшафтные). Особенности ООПТ, их распространение по территории Ульяновской области.
Итоговое занятие по теме «Мы изучаем географию природных комплексов Ульяновской области»
Обобщение и закрепление знаний о ООПТ Ульяновской области.
Тематическое планирование
№ | Тема внеурочной деятельности | Цель работы | Результаты обучения | Методы | Оборудова ние | Результат | Сроки выполне-ния |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
| Раздел 1. «Мы знакомимся с географическим положением Ульяновской области» |
| Тема 1. «Мы знакомимся с географическим положением Ульяновской области» |
1,2 | Мы узнаём о положении Ульяновской области на карте РФ | Производить измерения протяженности в километрах, определять координаты крайних точек, определять расстояние от Ульяновска до столицы РФ – Москвы. | - Личностные: осознание ценности краеведения; - Метапредметные: умение организовать свою деятельность; - Предметные: использовать приобретенные знания и умения для характеристики географического положения | Работа с картой, учебником «Географическое краеведение Уо» | карты | характеристика географического положения | На занятиях |
3,4 | Мы путешествуем по Ульяновской области во времени (История формирования территории от Б. Хмельницкого до наших дней) | Составить журнал «Путешествие по Ульяновской области во времени». | - Личностные: осознание ценности краеведения; - Метапредметные: умение организовать свою деятельность; - Предметные: использовать приобретенные знания и умения для для создания журнала | Исследование научно-популярной литературы по географическому краеведению | Дополнительная литература, Интернет | Журнал «Путешествие по Ульяновской области во времени». | На занятиях |
5 | Мы наносим Ульяновскую область на контурные карты (ПЗ) | Составить картосхему ГП Ульяновской области | - Личностные: осознание ценности краеведения; - Метапредметные: умение организовать свою деятельность; - Предметные: использовать приобретенные знания и умения для для создания картосхемы | Работа контурными картами | Контурные карта | Картосхема «Географическое положение Ульяновской области» | На занятии |
6 | Мы знакомимся с государственными символами Ульяновской области | Составить журнал «Государственные символы Ульяновской области» | - Личностные: осознание ценности природы; - Метапредметные: умение организовать свою деятельность; - Предметные: использовать приобретенные знания и умения для создания журнала | Исследование научно-популярной литературы по географическому краеведению | научно-популярной литературы по географическому краеведению, учебник | журнал «Государственные символы Ульяновской области» | На занятии |
7 | Итоговое занятие по теме «Мы знакомимся с географическим положением Ульяновской области» | Интерактивная игра «Географическое положение Ульяновской области» | - Личностные: овладение на уровне общего образования системой географических знаний; - Метапредметные: умение организовать свою деятельность, определить, определить основные понятия по теме, оценить достигнутые результаты; - Предметные: использовать понятия по теме «Географическое положение Ульяновской области» | Интерактивная игра | Мультимедийный комплекс, интерактивная доска, интерактивные средства | Победители награждаются открытками с видом Ульяновска | На занятии |
Раздел 2. «Мы знакомимся с природой Ульяновской области» |
Тема 1. «Мы изучаем геологическое строение и рельеф Ульяновской области» |
8 | Мы знакомимся с геологическим строением Ульяновской области | Экскурсия в краеведческий музей – отдел «Природа Ульяновской области» | - Личностные: осознание ценности природы; - Метапредметные: умение организовать свою деятельность; - Предметные: использовать приобретенные знания и умения в эссе | экскурсия | Геологическая карта Уо | Эссе об экскурсии | После посещения музея |
9,10 | Мы характеризуем формы рельефа Ульяновской области | Составить картосхему «Рельеф Ульяновской области» | - Личностные: осознание ценности природы; - Метапредметные: умение организовать свою деятельность; - Предметные: использовать приобретенные знания и умения для создания картосхемы рельефа | Исследование научно-популярной литературы по географическому краеведению, карт Уо | Карты Уо, учебник «Географическое краеведение Уо» | Картосхема «Рельеф Ульяновской области» | На занятии |
11 | Мы классифицируем полезные ископаемые Ульяновской области | Составить каталог полезных ископаемых. | Личностные: осознание ценности природы; - Метапредметные: умение вести самостоятельный поиск, отбор информации и ее преобразование; - Предметные: проводить поиск информации о полезных ископаемых Ульяновской области | Исследование научно-популярной литературы по географическому краеведению, карт Уо | Карты Уо, учебник «Географическое краеведение Уо» | Каталог полезных ископаемых | На занятии |
12 | Мы наносим месторождения полезных ископаемых Ульяновской области на контурные карты | Составить картосхему «Полезные ископаемые Ульяновской области» | - Личностные: осознание ценности природы; - Метапредметные: умение организовать свою деятельность; - Предметные: использовать приобретенные знания и умения для создания картосхемы. | Исследование научно-популярной литературы по географическому краеведению, карт Уо | Карты Уо, учебник «Географическое краеведение Уо» | картосхема «Полезные ископаемые Ульяновской области» | На занятии |
13 | Мы изучаем полезные ископаемые (работа с коллекцией полезных ископаемых (ПЗ) | Игра «Найди полезное ископаемое по описанию» | - Личностные: осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной карты мира; - Метапредметные: умение самостоятельно определить горную породу по описанию; - Предметные: проводить самостоятельный поиск минерала. | игра | Коллекция полезных ископаемых Ульяновской области | | На занятии |
14 | Итоговое занятие по теме «Мы знакомимся геологическим строением и рельефом Ульяновской области» | Географическая викторина «Рельеф Ульяновской области» | - Личностные: овладение на уровне общего образования системой географических знаний; - Метапредметные: умение организовать свою деятельность, определить основные понятия по теме, оценить достигнутые результаты; - Предметные: использовать понятия по теме «геологическое строение и рельеф Ульяновской области» | викторина | Карты, мультимедийный комплекс, интерактивная доска, интерактивные средства | | На занятии |
Тема 2. «Мы изучаем климат Ульяновской области» |
15 | Мы знакомимся с факторами формирования климата Ульяновской области | Составить характеристику климата Ульяновской области | - Личностные: овладение системой географических знаний и применение в жизненной ситуации; - Метапредметные: умение организовать свою деятельность по определению факторов формирования климата; - Предметные: использовать понятия «климатообразующие факторы» | Исследование научно-популярной литературы по географическому краеведению, климатической карты Уо | Учебник «Географическое краеведение Уо», климатические карты России и Уо | характеристика климата Уо | На занятии |
16 | Мы узнаём об изменении температурного режима на территории Ульяновской области | Определить максимальную и минимальную температуры для южных и северных районов Уо, амплитуду температуры | - Личностные: овладение на уровне общего образования системой географических знаний; - Метапредметные: умения организовать свою деятельность, определить ее цели; - Предметные: использовать знания и умения для определения температурного минимума и максимума, амплитуды температур | Практическая работа | климатические карты Уо | температурный режим на территории Ульяновской области | На занятии |
17 | Мы сравниваем розы ветров в разных районах Ульяновской области | Построить розы ветров для разных районов Уо и сравнить влияние господствующих ветров | - Личностные: осознание ценности географического знания - Метапредметные: умение вести самостоятельно исследование; - Предметные: проводить самостоятельный поиск географической информации о преобладающих ветрах | Практическая работа | климатические карты Уо Учебник «Географическое краеведение Уо», научно-исследовательская литература | Сравнительная характеристика роз ветров Уо | На занятии |
18 | Мы сравниваем режим выпадения осадков в разных частях Ульяновской области | Составить картосхему выпадения осадков на территории Уо | - Личностные: осознание ценности географического знания - Метапредметные: умение организовать свою деятельность по соответствию описания с изображением; - Предметные: использовать приобретенные знания и умения для нанесения объектов на картосхему. | Практическая работа | климатические карты Уо Учебник «Географическое краеведение Уо», научно-исследовательская литература | картосхема выпадения осадков на территории Уо | На занятии |
19, 20 | Мы наблюдаем за погодой и знакомимся с фенологическим календарём Ульяновской области | Составить описание погоды, фенологический календарь | - Личностные: осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира; - Метапредметные: умение вести наблюдение за погодой; - Предметные: использовать приобретенные знания и умения для описания признаков погоды и ведения фенологического календаря | Практикум | Приборы для определения элементов погоды | Эссе о погоде; фенологический календарь | На занятиях |
Тема 3. «Мы изучаем внутренние воды Ульяновской области» |
21 | Мы характеризуем реки и определяем гидрологический режим рек Ульяновской области | Определить сроки ледостава, половодья, меженя у крупных рек Уо, определить тип питания | - Личностные: осознание ценности природы; - Метапредметные: умение организовать свою деятельность; - Предметные: использовать приобретенные знания и умения для проведения гидрологического исследования реки. | Практическая работа в микрогруппах | Физическая карта Уо , Учебник «Географическое краеведение Уо», научно-исследовательская литература | Гидрологическая характеристика рек Ульяновской области: Волги, Свияги, Суры, Барыша, Черемшина. | На занятии |
22 | Мы характеризуем озёра и определяем гидрологический режим озёр Ульяновской области | Составить характеристику озёр, определить тип котловин, экологическое состояние и возможность использования | - Личностные: осознание ценности родной природы; - Метапредметные: умение организовать свою деятельность для исследования; - Предметные: использовать приобретенные знания и умения для создания характеристики озёр Уо. | Практическая работа | Физическая карта Уо , Учебник «Географическое краеведение Уо», научно-исследовательская литература | Гидрологическая характеристика озёр Ульяновской области | На занятии |
23 | Мы изучаем географию внутренних вод родного района и наносим на к/карту водных объектов (ПЗ) | Составить картосхему внутренних вод Уо. | - Личностные: осознание ценности родной природы; - Метапредметные: умение организовать свою деятельность для составления картосхемы; - Предметные: использовать приобретенные знания и умения для создания картосхемы. | Практическая работа | Физическая карта Уо , Учебник «Географическое краеведение Уо», научно-исследовательская литература | картосхема внутренних вод Уо. | На занятии |
24 | Мы узнаём о разнообразии подземных вод Ульяновской области | Составить картосхему подземных вод Уо | - Личностные: осознание ценности природы; - Метапредметные: умение организовать свою деятельность; - Предметные: использовать приобретенные знания и умения для создания картосхемы. | Практическая работа | карта Уо , Учебник «Географическое краеведение Уо», научно-исследовательская литература | картосхема подземных вод Уо. | На занятии |
25 | Итоговое занятие по теме «Внутренние воды моего родного района» | Интерактивная игра «Путешествие капельки по Ульяновской области» | - Личностные: овладение на уровне общего образования системой географических знаний; - Метапредметные: умение организовать свою деятельность, определить основные понятия по теме, оценить достигнутые результаты; - Предметные: использовать понятия по теме «Внутренние воды Уо» | Географическая игра | Карты, мультимедийный комплекс, интерактивная доска, интерактивные средства | | На занятии |
Тема 4. «Мы изучаем почвы Ульяновской области» |
26 | Мы изучаем типы почв Ульяновской области | Составить характеристику основных типов почв, проблемами охраны и улучшения плодородия почв | - Личностные: осознание ценности родной природы; - Метапредметные: умение организовать свою деятельность по определению факторов типов почв; - Предметные: Выделять и описывать типы почв Уо. | Исследование научно-популярной литературы | карта Уо , Учебник «Географическое краеведение Уо», научно-исследовательская литература | характеристика основных типов почв | На занятии |
27 | Мы узнаём географию распространения почв на территории Ульяновской области | Составить картосхему распространения почв на территории Ульяновской области | - Личностные: осознание ценности родной природы; - Метапредметные: умение организовать свою деятельность по описанию распространение; - Предметные: выделять, описывать и объяснять существенные признаки почвенных горизонтов родного района | Практическая работа | карта Уо , Учебник «Географическое краеведение Уо», научно-исследовательская литература | картосхема распространения почв на территории Ульяновской области | На занятии |
28 | Итоговое занятие по теме «Почвы Ульяновской области» | Обобщение и закрепление знаний о почвах | Личностные: овладение на уровне общего образования системой географических знаний; - Метапредметные: умение организовать свою деятельность, определить основные понятия по теме, оценить достигнутые результаты; - Предметные: использовать понятия по теме «Почвы Ульяновской области» | Обобщение и повторение | Почвенная карта Уо , Учебник «Географическое краеведение Уо», научно-исследовательская литература | | |
Тема 5. «Мы изучаем географию живых организмов Ульяновской области» |
29 | Мы знакомимся с разнообразием и распространением животных на территории Ульяновской области | Составить журнал «Животные Ульяновской области», | - Личностные: овладение умениями и навыками по применению в жизненных ситуациях; Метапредметные умение вести самостоятельный поиск, отбор информации и ее преобразование; - Предметные: проводить самостоятельный поиск информации о животных Уо | Исследование научно-популярной литературы | карта Уо , Учебник «Географическое краеведение Уо», научно-исследовательская литература | журнал «Растения Ульяновской области», | На занятии |
30 | Мы знакомимся с разнообразием и распространением растений на территории Ульяновской области | Составить журнал «Растения Ульяновской области», | Личностные: овладение умениями и навыками по применению в жизненных ситуациях; Метапредметные умение вести самостоятельный поиск, отбор информации и ее преобразование; - Предметные: проводить самостоятельный поиск информации о растениях | Исследование научно-популярной литературы | карта Уо , Учебник «Географическое краеведение Уо», научно-исследовательская литература | журнал «Растения Ульяновской области», | На занятии |
31 | Мы изучаем Красную книгу Ульяновской области | Составить каталог растений и животных занёсённых в Красную книгу | Личностные: овладение умениями и навыками по применению в жизненных ситуациях; Метапредметные умение вести самостоятельный поиск, отбор информации и ее преобразование; - Предметные: проводить самостоятельный поиск географической информации о растениях и животных, занесённых в Красную книгу Ульяновской области. | Исследование научно-популярной литературы | карта Уо , Учебник «Географическое краеведение Уо», научно-исследовательская литература | каталог растений и животных занёсённых в Красную книгу | На занятии |
32 | Итоговое занятие по теме «Мы изучаем географию живых организмов Ульяновской области» | Интерактивная игра с использованием интерактивных средств | Личностные: овладение на уровне общего образования системой географических знаний; - Метапредметные: умение организовать свою деятельность, определить основные понятия по теме, оценить достигнутые результаты; - Предметные: использовать понятия по теме «Мы изучаем географию живых организмов Ульяновской области» | Игра «Угадай животное», «Угадай растение» | мультимедийный комплекс, интерактивная доска, интерактивные средства | | |
Тема 6. «Мы изучаем природные комплексы Ульяновской области» |
33 | Мы характеризуем природные комплексы Ульяновской области | Разработать проект- ММП о ПК Уо – опережающее задание | - Личностные: овладение умениями и навыками по применению в жизненных ситуациях; Метапредметные умение вести самостоятельный поиск, отбор информации и ее преобразование; - Предметные: проводить самостоятельный поиск географической информации о природных комплексах Уо | Презентация ММП о ПТК Уо | мультимедийный комплекс, интерактивная доска, | ММП о ПТК Уо | Презентация на зпнятии |
34 | Мы знакомимся с географией особо охраняемых территорий в Ульяновской области | Составить журнал «Особо охраняемые территории Ульяновской области», | - Личностные: овладение умениями и навыками по применению в жизненных ситуациях; Метапредметные умение вести самостоятельный поиск, отбор информации и ее преобразование; - Предметные: проводить самостоятельный поиск информации по ООПТ Уо | Исследование научно-популярной литературы | карта Уо , Учебник «Географическое краеведение Уо», научно-исследовательская литература | журнал «Особо охраняемые территории Ульяновской области», | На занятии |
35 | Итоговое занятие по теме «Мы изучаем географию живых организмов Ульяновской области» | Географическая викторина | Личностные: овладение на уровне общего образования системой географических знаний; - Метапредметные: умение организовать свою деятельность, определить основные понятия по теме, оценить достигнутые результаты; - Предметные: использовать понятия по теме «Мы изучаем географию живых организмов Ульяновской области» | Географическая викторина | карта Уо , Учебник «Географическое краеведение Уо», | | |