Пояснительная записка
Дети с тяжелой, глубокой умственной отсталостью, ТМНР не овладевают поисковыми способами ориентировки. Они действуют, не учитывая свойств предмета, не переносят знания и опыт на новые предметы и в новую ситуацию. Дети манипулируют предметами хаотично, неупорядоченно, не отбрасывая ненужные варианты, не выделяя существенные признаки предмета. Ребенок перебирает варианты действий, но это не поисковые действия и даже не пробы, которые предполагают целеустремленные действия, направленные на достижение положительного результата.
Стимуляция восприятия с помощью всех имеющихся анализаторов (органов чувств) и развитие двигательных реакций создают предпосылки для психомоторного развития детей. Стимуляция тактильно-осязательного восприятия осуществляется через восприятие предметов различной фактуры, с различными температурными характеристиками
Важным средством развития ребенка с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью с ТМНР является его художественно – эстетическая деятельность: занятия лепкой, рисованием, аппликацией досуговые мероприятия.
Эти виды деятельности направлены на формирование у детей интереса к продуктивным видам деятельности, способствуют развитию зрительно-двигательной координации, тонкой ручной моторики, перцептивных действий. В процессе обучения дети усваивают систему сенсорных эталонов, у них формируются образные представления о предметах и явлениях окружающей действительности, укрепляются мышцы пальцев и кистей рук. Формируются общие интеллектуальные умения: понимание и принятие цели продуктивной деятельности, анализ условий задачи, выделение способа ее решения, поэтапное выполнение умственных действий. На занятиях закладываются основы таких важных личностных черт и поведения, как целеустремленность, умение подчинить свою деятельность требованиям взрослого и ситуации занятия. Взаимодействие в коллективе сверстников создает основы для становления коммуникативных навыков обучающихся. В ходе занятий создаются условия для развития всех основных речевых функций - фиксирующей, сопровождающей, регулирующей и планирующей. Занятия строятся так, чтобы с их помощью решались как общие, так и коррекционные задачи.
Лепка является первым, основополагающим видом занятий, необходимых для ребенка с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью с ТМНР на начальных этапах изобразительной деятельности. Ребенок усваивает способы передачи основных признаков предмета - формы и величины. При ощупывании предметов у детей формируются способы обследования предметов и выделения его формы.
Аппликация позволяет ребенку увидеть контур предмета, который затем ляжет в основу графического образа, служащего опорой для развития у ребенка изобразительных навыков, т.е. умения изображать предмет той или иной формы.
Рисование воспитывает у детей эмоциональное отношение к миру. В ходе занятий по рисованию у детей развиваются восприятие, зрительно-двигательная координация, перцептивно-моторные умения и навыки, образная сфера в целом. Здесь же формируются элементы учебной деятельности - умение принять задачу, удержать ее в ходе выполнения задания, произвести первичную элементарную самооценку.
Эстетическое развитие способствует гармоничной социализации ребенка с ТМНР, формированию у него способов взаимодействия и видов деятельности, принимаемых и поощряемых в конкретном социальном окружении.
Цель программы– сенсорное и сенсомоторное развитие в процессе целенаправленной систематической стимуляции разных видов восприятия.
Задачи:
развитие восприятия собственного тела, своих движений;
стимулирование двигательной активности;
развитие зрительного, слухового восприятия, обоняния, вкусовой чувствительности;
адекватное реагирование на воздействия;
развитие слухо-зрительной, слухо-двигательной, зрительно-слуховой, зрительно-тактильной, слухо-тактильной координации;
формирование манипулятивных и целенаправленных предметных действий, необходимых для восприятия предметов, действий с материалами;
формирование умения взаимодействовать с взрослым в процессе совместной деятельности;
развитие собственной активности (реакции на окружающий мир).
Формы и методы работы
В программе предусмотрены следующие формы обучения, включающие:
- занятие–беседа;
- практические подгрупповые и фронтальные занятия;
- использование схем и моделей;
- игровые приемы;
- практическая игра;
- дидактические игры и задания;
- игровые упражнения.
Реализация данной программы будет осуществляться посредством разнообразных методов обучения:
– монологический;
– диалогический;
– исследовательский;
– проблемно–поисковый;
– экспериментальный.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Решение образовательных и коррекционных задач в области художественно –эстетического развитие симулирует общее развитие ребенка.
Лепка
Задачи обучения и воспитания
Воспитывать у детей интерес к процессу лепки.
Учить детей проявлять эмоции при работе с пластилином.
Формировать у детей представление о поделках как об изображениях реальных объектов.
Знакомить детей со свойствами различных пластичных материалов.
Учить детей наблюдать за действиями взрослого и другого ребенка, совершать действия по подражанию и показу.
Учить детей правильно сидеть за столом.
Воспитывать у детей умение аккуратного выполнения работы.
Учить называть предмет и его изображение словом.
Закреплять положительное эмоциональное отношение к самой деятельности и ее результатам.
Учить детей сравнивать готовую лепную поделку с образцом.
Учить детей выполнять знакомые лепные поделки по речевой инструкции.
Формировать умение детей раскатывать пластилин круговыми и прямыми движениями между ладонями, передавать круглую и овальную формы предметов.
Формировать у детей способов обследования предметов.
Учить использовать в лепке разные приемы: вдавливание, сплющивание, прищипывание.
Учить при лепке передавать основные свойства и отношения предметов (форма: круглый, овальный; цвет: красный, желтый, зеленый, черный, коричневый; размер: большой, средний, маленький; пространственные отношения: вверху, внизу, слева, справа).
Воспитывать оценочные представления к своим работам и работам сверстников
Аппликация
Задачи обучения и воспитания
Воспитывать у детей интерес к аппликации.
Учить правильно сидеть за столом, выполнять задание по подражанию и показу.
Учить детей располагать и наклеивать изображения предметов из бумаги.
Знакомить детей с основными правилами работы с материалами и инструментами, необходимыми для выполнения аппликации.
Учить детей называть словом предмет и его изображение.
Закреплять положительное эмоциональное отношение к самой деятельности и к ее результатам.
Учить выполнять аппликацию по образцу, наклеивая предметы разной формы, величины и цвета, называть внешние признаки предмета.
Учить детей ориентироваться на листе бумаги: вверху, внизу.
Воспитывать оценочное отношение к своим работам и работам сверстников.
Развивать умение детей правильно располагать на листе бумаги заготовки аппликации, рассказывая о последовательности их наклеивания.
Учить детей самостоятельно создавать предметные изображения, постепенно переходя к созданию сюжетных изображений.
Рисование
Задачи обучения и воспитания
Воспитывать у детей интерес к выполнению изображений различными средствами- фломастерами, красками, карандашами, мелками.
Учить детей правильно сидеть за столом.
Формировать у детей представление о рисунке как об изображении объектов и явлений природы.
Учить детей наблюдать за действиями взрослого и другого ребенка при рисовании различными средствами.
Учить правильно действовать при работе с изобразительными средствами.
Учить детей проводить прямые, закругленные и прерывистые линии.
Учить детей называть предмет и его изображение словом.
Закреплять положительное эмоциональное отношение детей к самой деятельности и к ее результатам.
Учить детей правильно держать карандаш, пользоваться кисточкой.
Учить передавать в рисунках внешние признаки предметов (форма: круглый, овальный; величина: большой, маленький; цвет: красный, синий, зеленый, желтый).
Учить детей ориентироваться на листе бумаги - вверху, внизу.
Подготавливать детей к выполнению сюжетных рисунков.
Учить детей участвовать в коллективном рисовании.
Закреплять умение называть свои рисунки.
Создавать условия для формирования способов обследования предметов при рисовании (обведение по контуру).
Музыка
Задачи обучения и воспитания
Формирование у детей интереса к музыкальной культуре.
Приобщение детей к художественно-эстетической культуре средствами музыки и кукольного театра.
Развитие умений вслушиваться в музыку, запоминать и различать знакомые музыкальные произведения.
Развитие умения прислушиваться к мелодии и словам песен, подпевать отдельные слова и слоги песен.
Развитие ритмичности движений, умений ходить, бегать, плясать, выполнять простейшие движения под музыку.
Формирование практических навыков участия в музыкально-дидактических играх, навыков сотрудничества со сверстниками.
Приобщение детей к участию в коллективной досуговой деятельности.
Формирование индивидуальных художественно-творческих способностей школьников.
По окончании этапов обучения дети могут:
Лепка.
I этап
- активно реагировать на предложение взрослого полепить;
- лепить по просьбе взрослого знакомые предметы, раскатывая пластилин между ладонями круговыми и прямыми движениями (колбаску, баранку, колобок);
II этап
лепить знакомые предметы круглой и овальной формы по просьбе взрослого, используя приемы вдавливания, сплющивания, прищипывания (овощи, фрукты, пирамидка из шаров);
давать оценку результатам своей работы, используя слова «верно, неверно, такой, не такой»;
обыгрывать лепные поделки.
III этап
готовить рабочее место к выполнению лепных поделок;
соотносить поделки с реальными предметами;
создавать уже знакомые поделки по просьбе взрослого;
участвовать в выполнении коллективных работ;
рассказывать о последовательности работы;
давать оценку своим работам и работам сверстников.
Аппликация.
I этап
адекватно реагировать на предложение выполнить аппликацию, состоящую из одного предмета;
соотносить ее с реальными объектами;
положительно относиться к своей работе.
II этап
- наклеивать предмет по образцу (фрукты, овощи);
наклеивать аппликацию на контурный силуэт изображенного предмета;
составлять и наклеивать по образцу предмет из двух частей;
- давать оценку результатам своей работы, используя слова «верно, неверно, такой, не такой».
III этап
самостоятельно работать с материалами;
выполнять знакомые аппликации по образцу, по речевой инструкции;
участвовать в выполнении коллективной аппликации;
рассказывать о последовательности выполнения работы;
- давать оценку своей работе и работе сверстников.
Рисование.
I этап
адекватно реагировать на предложение взрослого порисовать;
обследовать предмет перед рисованием, обводить по контуру;
проводить прямые, волнистые, прерывистые, закругленные линии различными изобразительными средствами;
соотносить рисунок с реальными объектами, называть их;
положительно относиться к результатам своей работы.
II этап
- проявлять интерес к изобразительной деятельности;
III этап
- проявлять положительное отношение к занятиям по рисованию;
располагать рисунок правильно на листе бумаги;
создавать декоративные рисунки по образцу с элементами народной росписи;
анализировать образец в сравнении;
закрашивать изображение предмета с определенным контуром;
создавать рисунки со знакомым сюжетом.
давать оценку работам.
Музыкальное воспитание.
I этап
- различать знакомые музыкальные произведения, эмоционально
реагировать жестом, действием, словом на звучание знакомой мелодии;
прислушиваться к словам песен, подпевать отдельные слова, слоги;
выполнять простейшие танцевальные движения под музыку (ходить, бегать);
II этап
- согласовывать движения с началом и концом музыки;
узнавать мелодию, исполняемую на разных инструментах;
различать знакомые звуки природы, бытовых приборов;
подпевать взрослому слоги и слова знакомых песен;
выполнять элементарные движения с султанчиками;
участвовать в подвижных музыкальных играх;
III этап
- воспроизводить несложный ритмический рисунок;
различать и узнавать голоса сверстников;
петь одну-две знакомые песенки под музыкальное сопровождение;
выполнять плясовые движения под музыку;
- следить за развитием событий в кукольном спектакле, эмоционально сопереживать героям и их поступкам.
Планируемые результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности по эстетическому воспитанию
В результате прохождения программного материала к концу 1 класса обучающиеся должны знать:
пластичные материалы: пластилин;
инструменты и приспособления для работы с пластичными материалами: подложка;
материалы и инструменты, используемые для рисования: карандаши, краски;
приемы рисования карандашом, кисточкой
Уметь:
активно реагировать на предложение взрослого полепить, выполнить аппликацию, порисовать;
отрывать бумагу; намазывать всю поверхность клеем;
разминать пластилин, тесто; отрывать кусочки материала от целого куска; отщипывать кусочек материала от целого куска; размазывать пластилин по шаблону (внутри контура); катать шарик на доске (в руках);
рисовать точки; рисовать линии соединяя точки; закрашивать внутри контура (заполнение всей поверхности внутри контура)
В результате прохождения программного материала к концу 2 класса обучающиеся должны знать:
разные виды бумаг: цветная бумага, салфетка;
пластичные материалы: пластилин, тесто;
инструменты и приспособления для работы с пластичными материалами: подложка, стека;
материалы и инструменты, используемые для рисования: карандаши, краски, фломастеры, кисти;
последовательность действий при работе с красками (опускание кисти в баночку с водой, обмакивание ворса кисти в краску, рисование на листе бумаги);
приемы рисования кистью: прием касания;
Уметь:
лепить знакомые предметы круглой формы по просьбе взрослого, используя приемы вдавливания;
сминать бумагу; сгибать лист бумаги пополам;
отрезание кусочка материала стекой; откручивание кусочка материала от целого куска; катание колбаски на доске (в руках);
заполнять контур точками
В результате прохождения программного материала к концу 3 класса обучающиеся должны знать:
разные виды бумаг: цветная бумага, салфетка, картон;
инструменты и приспособления для работы с пластичными материалами: подложка, стека, скалка;
инструменты, используемые для рисования: карандаши, краски, фломастеры, кисти, мелки;
последовательность действий при работе с красками (опускание кисти в баночку с водой, снятие лишней воды с
кисти, обмакивание ворса кисти в краску, рисование на листе бумаги);
Уметь:
разрезать бумагу ножницами: выполнение надреза; наклеивать аппликацию на контурный силуэт изображенного предмета;
раскатывать тесто, пластилин скалкой; закручивать колбаски в жгутик;
рисовать геометрическую фигуру (круг, квадрат) по контуру;
соотносить поделки с реальными предметами
В результате прохождения программного материала к концу 4 класса обучающиеся должны знать:
инструменты и приспособления для работы с пластичными материалами: подложка, стека, скалка, форма;
инструменты, используемые для рисования: карандаши, краски, фломастеры, кисти, мелки, палитра, емкость для воды;
последовательность действий при работе с красками (опускание кисти в баночку с водой, снятие лишней воды с
кисти, обмакивание ворса кисти в краску, снятие лишней краски о край баночки, рисование на листе бумаги, опускание кисти в воду и т.д.)
Уметь:
разрезать лист бумаги пополам, вырезание по контуру; лепить знакомые предметы круглой и овальной формы по просьбе взрослого, используя приемы вдавливания, сплющивания, прищипывания (овощи, фрукты, пирамидка из шаров);
получение формы путем выдавливания формочкой; лепить знакомые предметы круглой и овальной формы по просьбе взрослого, используя приемы вдавливания, сплющивания, прищипывания (овощи, фрукты, пирамидка из шаров);
соединение точек путем проведения прямых, волнистых, закругленных линий;
рисовать геометрическую фигуру (круг, овал, квадрат, треугольник) по контуру; располагать рисунок правильно на листе бумаги
Содержание программы
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ 1ГОД ОБУЧЕНИЯ
1 | Сентябрь | Красный | Рассматривание и ощупывание материалов красного цвета (разные образцы бумаги, пластилин). |
2 | Октябрь | Красный | Рассматривание и ощупывание материалов желтого цвета (разные образцы бумаги, пластилин). |
3 | Ноябрь | Красный | Разрывание бумаги, разминание пластилина красного цвета по шаблону. |
4 | Декабрь | Желтый | Размазывание краски, пластилина желтого цвета по шаблону. |
5 | Январь | Красный | Размазывание краски, пластилина красного цвета по шаблону. |
6 | Февраль | Желтый | Размазывание краски, пластилина желтого цвета по шаблону. |
7 | Март | Красный | Аппликация из отрывной бумаги красного цвета. |
8 | Апрель | Желтый | Аппликация из отрывной бумаги желтого цвета. |
9 | Май | Красный | Соединение точек карандашом соответствующего цвета. |
Желтый |
Красный |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ 1ГОД ОБУЧЕНИЯ
1 | Сентябрь | Зеленый | Рассматривание и ощупывание материалов зеленого цвета (разные образцы бумага, салфетки; пластилин, тесто). |
2 | Октябрь | Синий | Рассматривание и ощупывание материалов синего цвета (разные образцы бумага, салфетки; пластилин, тесто |
3 | Ноябрь | Зеленый | Разрывание бумаги, салфетки; разминание пластилина, теста зеленого цвета по шаблону. |
4 | Декабрь | Синий | Разрывание бумаги, салфетки; разминание пластилина, теста синего цвета по шаблону. |
5 | Январь | Зеленый | Аппликация из колбасок пластилина зеленого цвета. |
6 | Февраль | Синий | Аппликация из колбасок пластилина синего цвета. |
7 | Март | Зеленый | Аппликация из отрывной бумаги, бумажных комочков зеленого цвета. |
8 | Апрель | Синий | Аппликация из отрывной бумаги, бумажных комочков синего цвета. |
9 | Май | Зеленый | Рисуем пальчиками соответствующим цветом. |
Синий |
Зеленый |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ 3 ГОД ОБУЧЕНИЯ
1 | Сентябрь | Оранжевый | Рисование мелками на доске оранжевого цвета. |
2 | Октябрь | Голубой | Рисование мелками на доске голубого цвета. |
3 | Ноябрь | Оранжевый | Обкладываем контур колбаской пластилина, раскрашиваем внутрь контура красками, фломастерами. |
4 | Декабрь | Голубой | Обкладываем контур колбаской пластилина, раскрашиваем внутрь контура красками, фломастерами. |
5 | Январь | Оранжевый | Рисуем геометрическую фигуру (круг, квадрат) по контуру оранжевого цвета. |
6 | Февраль | Голубой | Рисуем геометрическую фигуру (круг, квадрат) по контуру голубого цвета. |
7 | Март | Оранжевый | Разрезаем бумагу ножницами: выполнение надреза; наклеиваем аппликацию на контурный силуэт изображенного предмета. |
8 | Апрель | Голубой | Разрезаем бумагу ножницами: выполнение надреза; наклеиваем аппликацию на контурный силуэт изображенного предмета. |
9 | Май | Оранжевый | Рисуем геометрическую фигуру (круг, квадрат) по контуру; Обкладываем контур колбаской пластилина, раскрашиваем внутрь контура красками, фломастерами. |
Голубой |
Оранжевый |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ 4 ГОД ОБУЧЕНИЯ
1 | Сентябрь | Красный | Сминание и разрывание бумаги; разминание и размазывание пластилина. |
2 | Октябрь | Оранжевый | Сминание и разрывание бумаги; разминание и размазывание пластилина |
3 | Ноябрь | Желтый | Рисуем геометрическую фигуру (круг, овал, квадрат, треугольник) по контуру; вырезание по контуру. |
4 | Декабрь | Зеленый | Рисуем геометрическую фигуру (круг, овал, квадрат, треугольник) по контуру; вырезание по контуру. |
5 | Январь | Голубой | Раскатывание скалкой тесто, пластилин; получение формы путем выдавливания формочкой. |
6 | Февраль | Синий | Раскатывание скалкой тесто, пластилин; получение формы путем выдавливания формочкой. |
7 | Март | Фиолетовый | Разминание и размазывание пластилина. Размазывание краски. |
8 | Апрель | Фиолетовый | Соединение точек путем проведения прямых, волнистых, закругленных линий «Идет дождь», «Привяжем ниточки к шарикам» |
9 | Май | Фиолетовый | Рисуем геометрическую фигуру (круг, квадрат) по контуру; обкладываем контур колбаской пластилина, раскрашиваем внутрь контура. |
Работа с родителями
В процессе работы программе сотрудничества с семьей учащегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с ТМНР предполагаются следующие личностные результаты у родителей (лиц, их заменяющих):
принятие собственного ребенка как самостоятельной личности, его особенностей развития и восприятия окружающего мира;
повышение осведомленности родителей (лиц, их заменяющих) об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с ТМНР;
повышение осведомленности родителей (лиц, их заменяющих) о структуре и наполняемости образовательного процесса для своего ребенка;
понимание важности и принятие необходимости обеспечения единых требований к ребенку в семье (месте постоянного проживания) и в образовательной организации;
повышение активности родителей (лиц, их заменяющих) в отношениях с образовательной организацией:
активный обмен информацией о различных аспектах жизни ребенка с учителем, воспитателем, специалистами;
активное участие в разработке, планировании и проведении мероприятий по внеурочной деятельности.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ С РОДИТЕЛЯМИ 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
1 | Сентябрь | «Так ли важно рисование в жизни ребенка» | Родительское собрание Выставка поделок Консультация Консультация |
««Осенний букет» |
«Эстетическое воспитание в семье» |
«Совместная детско-родительская деятельность по эстетическому воспитанию» |
2 | Февраль | «Зима» | Совместная деятельность детей и родителей Консультация Совместная деятельность детей и родителей |
«Формирование эмоциональной отзывчивости ребенка» |
«Теремок» |
| |
3 | Май | «Пальчиковая палитра» | Консультация Консультация Совместная деятельность детей и родителей |
«Такие разные материалы для аппликации» |
«Колобок» |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ С РОДИТЕЛЯМИ 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
1 | Сентябрь | «Развитие мелкой моторики пальцев рук» | Родительское собрание Выставка поделок Консультация Совместная деятельность детей и родителей |
«Дары осени» |
«Методы и приемы эстетического воспитания» |
«В гостях у сказки» |
2 | Февраль | «Кисть рябины красной» | Выставка рисунков Консультация Совместная деятельность детей и родителей |
«Использование мнемотаблиц при заучивании стихотворения» |
«Репка» |
| |
3 | Май | «Мой веселый, звонкий мяч» | Выставка поделок Совместная деятельность детей и родителей Выставка рисунков |
«Курочка ряба» |
«Лето красное...» |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ С РОДИТЕЛЯМИ 3 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
1 | Сентябрь | «Методы и приемы эстетического воспитания» | Родительское собрание Выставка поделок Совместная деятельность детей и родителей Выставка рисунков |
«Здравствуй осень» |
«Есть в сказке разные герои» |
«Разноцветные шарики» |
2 | Февраль | «Флажки» | Совместная деятельность детей и родителей Выставка рисунков Конкурс рисунков |
«Забавные животные» |
«Мойдодыр» |
| |
3 | Май | «Три поросенка» | Совместная деятельность детей и родителей Экскурсия Выставка рисунков |
«Вместе в театр» |
«Летние зарисовки» |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ С РОДИТЕЛЯМИ 4 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
1 | Сентябрь | «Учит детей то, что их окружает» | Родительское собрание Выставка поделок Совместная деятельность детей и родителей Выставка рисунков |
«Яблочко спелое» |
«Осень в лесу» |
«Падают, падают листья» |
2 | Февраль | «Как мы провели зимние каникулы » | Выставка поделок Выставка рисунков Совместная деятельность детей и родителей |
««Ягодка за ягодкой (на кустиках)» |
«Маша и медведь» |
| |
3 | Май | «Радуга-дуга, не давай дождя!» | Выставка рисунков Выставка поделок Совместная деятельность детей и родителей |
«Аквариум своими руками» |
«Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья» |
Список литературы
Обучение и воспитание детей в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации: Пособие для педагогов и родителей / С.Е. Гайдукевич, В. Гайслер, Ф. Готан и др.; Науч. ред. С.Е. Гайдукевич.
2-е изд. - Мн.: УО «БГПУ им. М. Танка», 2008. - 144 с.
Я играю и учусь: Пособие для детей с особенностями психофизического развития/ Е.А.Якубовская, Т.В.Лисовская, И.В. Ковалец и др. – Мн.: ОДО «Тонпик», 2004. – 232 с.
Методика учебно-воспитательной работы в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации: Учеб.-метод. пособие/ М. Вентланд, С.Е. Гайдукевич, Т.В. Горудко и др.; Науч. ред. С.Е. Гайдукевич. – Мн.: БГПУ, 2009. – 276 с., ил.
Использование метода базальной стимуляции в коррекционно-педагогической работе с детьми с тяжёлыми и (или) множественными нарушениями психофизического развития / И.Н. Миненкова // Обучение и воспитание детей в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации: учеб.- метод. пособие / С.Е. Гайдукевич и др.; науч. ред. С.Е. Гайдукевич. – Мн: УО «БГПУ им. М. Танка», 2007. – С. 69–74.