СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа воспитательной работы классного руководителя «АЛЫЙ ПАРУС»

Нажмите, чтобы узнать подробности

        Воспитание – один из сложнейших социальных процессов. Его сложность в бесконечной многогранности, в постоянном взаимодействии управляемого и стихийного.

Просмотр содержимого документа
«Программа воспитательной работы классного руководителя «АЛЫЙ ПАРУС»»























Программа воспитательной работы

классного руководителя

«АЛЫЙ ПАРУС»























2020-2025 учебный год



Содержание программы

  1. Пояснительная записка………………………………………………..………….стр 3

  2. Концепция программы…………………………………….……..……………….стр 5

  3. Направления воспитательной деятельности……………………………………стр 8

  4. Самоуправление в классе……………………………………………………..….стр 16

  5. Принципы реализации программы………………………………..………..……стр 23

  6. Содержание программы………………………………………….……………....стр 26

  7. Список литературы…………………………………….…………………………стр 48































Пояснительная записка.

Воспитание – один из сложнейших социальных процессов. Его сложность в бесконечной многогранности, в постоянном взаимодействии управляемого и стихийного. В процессе своего становления как личности, ребенок испытывает взаимодействия со стороны школы, семьи, сверстников, средств массовой информации. Воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника. В условиях сегодняшнего дня, поставленная цель и задачи воспитательного процесса в школе требует особого отношения к роли классного руководителя в воспитании. Невозможно говорить о функциях, содержании деятельности классного руководителя вне конкретной воспитательной системы школы. Воспитание должно выступать не как пассивное усвоение воспитанниками передаваемого воспитателями опыта, не как активная деятельность воспитанников, организуемая воспитателями, не как активная деятельность воспитанников без воспитателей, а как общая творческая бескорыстная и самоотверженная забота членов общества о всестороннем развитии личности каждого из них в процессе познания и преобразования окружающей деятельности.

Главное в воспитательной работе – в характере взаимодействия классного руководителя и воспитанников, родителей, т.е. в воспитательных отношениях. Эти отношения, основанные на коллективной, партнерской, равноправной творческой деятельности классного руководителя и детей, родителей, деятельности, направленной на заботу друг о друге и окружающих, создают условия для формирования системы воспитательной работы и определяют роль, функции, цели, задачи и содержание деятельности классного руководителя, что позволяет правильно и эффективно организовать работу с обучающимися 5-9 классов и родителями.

Воспитательная система класса – как способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и содействующий развитию личности и коллектива, а также воспитание ответственного родительства.

В. А. Сухомлинский считал, что воспитателю «надо самому быть истинным Человеком, жить правильно, любить людей, высоко хранить своё достоинство патриота, гражданина, труженика, сына или дочери, матери или отца». Используя широкий опыт великого педагога, я считаю, что в работе с классом необходимо руководствоваться четырьмя основными правилами воспитания:

1. создание атмосферы радости;

2. формирование воспитывающей среды;

3. глубокая вера в возможности детей;

4. красота, духовная жизнь в мире прекрасного, красота человеческого духа.

В связи с этим считаю, что в воспитательном процессе важное значение имеют личностные и профессиональные качества самого классного руководителя. В своей работе стараюсь всегда быть аккуратной, тактичной, требовательной, организованной, принципиальной, объективной, последовательной, постоянно работать над расширением кругозора и знаний, иметь неподдельный интерес к жизни и личности каждого ребёнка.

В основу воспитательной программы положены принципы гуманистической

педагогики:

​ признание личности каждого ребенка высшей социальной ценностью;

​ уважение индивидуальности, уникальности и своеобразия каждого ребенка;

​ обязательный учет задатков и возможностей каждого ребенка;

​ опора в воспитании на национальные особенности;

​ уважительное отношение между взрослыми и детьми;

​ создание ситуаций успеха











Концепция программы.

Программа называется «Алый парус». Название выбрано не случайно, оно не редко используется для названия коллектива, потому что оно устойчиво ассоциируется с одноимённым произведением А. Грина, а вслед за этим ведёт за собой ряд определённых коннотаций, а именно верность мечте, вера в светлое будущее, способность не унывать в сложных жизненных ситуациях, и не сдаваться. Девиз класса: «Алый парус мечты нас в дорогу позвал. Нам не страшен ни штиль, ни бушующий вал!» так же наполнен оптимизмом и настраивает на бесстрашное движение вперёд.

Гимн класса: Автор текста (слов) и композитор: Ланцберг В. 

Ребята, надо верить в чудеса,

Когда-нибудь весенним утром ранним

Над океаном алые взметнутся паруса,

И скрипка пропоёт над океаном.

Не три глаза, ведь это же не сон,

И алый парус правда гордо реет,

В той бухте, где отважный Грей

Нашел свою Ассоль,

В той бухте, где Ассоль

Дождалась Грея.

С друзьями легче море переплыть

И есть морскую соль, что нам досталась,

А без друзей на свете

Было б очень трудно жить,

И серым стал бы даже алый парус.

Узнаешь зло, без этого нельзя,

Ведь люди не всегда бывают правы,

Но зла вы никому не причиняйте никогда,

И пусть не станет серым алый парус.

Когда-то, где-то счастье ты найдёшь,

Узнаешь Грея и Ассолью станешь,

В свою мечту ты веришь,

И её ты не предашь,

Гори, гори под солнцем алый парус.

Ребята, надо верить в чудеса,

Когда-нибудь весенним утром ранним

Над океаном алые взметнутся паруса,

И скрипка пропоёт над океаном.


Он так же направлен на сплочение коллектива. Необходимо отметить, что вся концепция поддерживается классификацией коллективов («песчаная россыпь», «мягкая глина», «мерцающий маяк», «алый парус» и т.д).

Важным элементом реализации данной программы является также экскурсионная деятельность. Она позволяет ребёнку глубже познать окружающий мир, давая новые знания о природе, обществе, исторических событиях. Воспитывает сам изучаемый материал, нравственно и эстетически влияя на сознание детей. Таким образом, экскурсия становится частью педагогического процесса, принимая на себя функции образования и воспитания человека, формирования его мировоззрения.

Программой предусмотрены различные формы работы, обусловленные особенностями ее реализации.  Это - классные часы, беседы, диспуты, клубные часы, конференции, викторины, конкурсы, КТД.

Необходимым условием успешной реализации данной программы является привлечение родителей к более тесному сотрудничеству с классными руководителям и школой. Это осуществляется за счёт привлечения родителей к организации и активному участию в  классных мероприятиях,  организации общественно значимой деятельности родителей и обучающихся, проведения совместных встреч детей и родителей, вечеров отдыха, праздников.

Когда-нибудь придёт новая эпоха. Люди будут стремиться к другим идеалам, станут руководствоваться иными мотивами и приоритетами. Но наша задача — помочь детям сохранить своё культурное наследие, духовность и красоту человеческих взаимоотношений, так как эти ценности будут вечны всегда.

Цель: воспитание и обучение обучающихся на основе педагогических традиций отечественной школы и современных воспитательных технологий; воспитание интеллектуальной, духовно богатой, свободной, здоровой, культурной личности, владеющей творческими умениями и навыками, способной быстро и правильно сориентироваться в сложных жизненных ситуациях; создание крепкого и дружного классного коллектива.

Задачи:

1. Развить основные потенциалы личности: интеллектуальный, ценностный, коммуникативный, физический и эстетический;

2. Воспитать активного члена общества, истинного патриота, настоящего гражданина своей страны.

3. Способствовать сплочению коллектива;

4. Способствовать активному сотрудничеству родителей и школы;

5. Развить осознание важности учебного процесса, организации взаимопомощи;

6. Изучить жизненные условия каждого члена коллектива, его психологическое состояние, семьи;

7. Максимально развить каждого ребёнка, сохранить его неповторимость и раскрыть в нём потенциальные способности;

























Направления воспитательной деятельности.

1.Интелектуально-познавательная «Остров Знаний».

Гибкость ума может заменить красоту. 
Стендаль

Цель работы – оказание помощи учащимся в развитии способности действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно, проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей среде.

Задачи:

​ Помощь в развитии познавательных интересов обучающихся;

​ Создание благоприятных условий для развития личности обучающихся, свободного и полного раскрытия их способностей;

​ Определить круг реальных учебных возможностей ученика, его ближайшую зону развития;

Виды деятельности:

​ Изучение результативности учебной деятельности учащихся класса за каждый год для организации коррекционной работы;

​ Сотрудничество с учителями-предметниками по изучению индивидуальных возможностей интеллектуальной деятельности каждого учащегося;

​ Организация и проведение внеклассных мероприятий, позитивно влияющих на интеллектуальное развитие учащихся;

Содержание умственного (интеллектуального) воспитания:

​ развитие интеллекта посредством развития всех познавательных функций человека: психических процессов ощущения, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи;

​ умственное просвещение учащихся в области наук, деятельности, общения;

​ развитие индивидуальных интеллектуальных способностей и познавательных возможностей учащихся;

​ развитие сознания и самосознания учащихся, их творческого потенциала;

​ формирование профессионального мышления.

2. Спортивно-оздоровительная «Морской бой».

Если человек сам следит за своим здоровьем,
то трудно найти врача, который знал бы
лучше полезное для его здоровья, чем он сам.
Сократ

Цель работы – использование педагогических технологий и методических приёмов для демонстрации учащимися их физического и психического здоровья, для будущего самоутверждения. Задачи:

​ Формирование здорового образа жизни школьника;

​ Формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья;

Виды деятельности:

​ сотрудничество с медицинским персоналом ЦРБ, с целью изучения состояния физического здоровья учащихся класса;

​ сотрудничество с родителями учащихся и учителями-предметниками;

​ сотрудничество с внешкольными организациями, с помощью которых необходимо вести просветительскую и коррекционную работу с учащимися;

​ формирование у учащихся позитивного и деятельного отношения к проблеме сохранения и защиты своего здоровья;

​ организация внеклассных мероприятий, формирующих отношение к занятиям физкультурой и спортом.

Содержание физического воспитания:

​ совершенствование организма человека, предполагающее развитие двигательной и костно-мышечной систем, нервной системы, пропорций тела при сохранении и укреплении здоровья. От физического состояния зависит успешность учебной, профессиональной деятельности, счастье всей жизни человека;

​ просвещение учащихся в вопросах физической культуры и личной гигиены;

​ формирование механизма физического самовоспитания, стимулирование самовоспитания воли, выносливости, настойчивости, самодисциплины;

​ разностороннее развитие конкретных спортивных умений и мастерства;

​ развитие профессионально значимых физических качеств, обеспечивающих повышение работоспособности, устойчивости нервной системы, появление хорошего самочувствия;

​ индивидуальная работа с физически одаренными ребятами с учетом их интересов и склонностей.

3.Духовно-нравственная «Компас».

Высшая мудрость – различать добро и зло.
Сократ

Цель работы – помочь учащимся осознать нравственные нормы и правила.

Задачи:

​ формировать у учащихся нравственное отношение к окружающим людям;

​ формировать у учащихся осознание ценности человеческой жизни;

​ формирование системы ценностных ориентаций обучающихся как основы их воспитанности;

​ воспитание доброго отношения к жизни, умения находить в ней радость и желания творить добро; формирование нравственного отношения к человеку, труду, природе;

Виды деятельности:

​ развитие желания действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях;

​ развитие волевых качеств ученика, способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон;

​ воспитание умения бороться и выживать в экстремальных ситуациях;

​ знакомство учащихся с примерами нравственной позиции других людей и их умением выживать в трудных жизненных ситуациях;

​ воспитание интереса учащихся к самим себе, желание самосовершенствования;

​ формирование позитивного отношения к обычаям и традициям своей семьи, своего народа, умения слушать и слышать, смотреть и видеть, осознавать и делать выводы.

Содержание нравственного воспитания:

​ моральное воспитание — формирование сознания, нравственных чувств и навыков нравственного поведения;

​ этическое воспитание - формирование правил хорошего тона, культуры поведения и отношений;

​ патриотическое воспитание - формирование чувства любви и ответственности за свою Родину, готовности встать на защиту Родины и своего народа;

​ формирование чувства собственного национального достоинства и уважения к другим нациям и народам;

​ политическое воспитание - формирование политического сознания. В свою очередь, каждое из этих направлений включает:

​ формирование духовных начал человека, его стремления к познанию себя и своего места на земле, в космосе;

​ нравственное просвещение в вопросах морали, этики, политики (мораль представляет собой совокупность правил, норм поведения людей, их обязанности по отношению к себе, другим людям, обществу; критерии различения зла и добра, хорошего и плохого, достойного и позорного);

​ воспитание чувства личной ответственности за свои поступки и деятельности;

4. Гражданско-патриотическая «Академия адмирала Нахимова».

Неуважение к предкам есть 
первый признак безнравственности.
ПушкинА.С.

Цель работы – формирование у учащихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного выбора поведения и ответственности за него.

Задачи:

​ формирование у учащихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом;

​ формирование гуманистического мировоззрения, осознание своих прав и прав других людей;

​ обучение решению задач правового воспитания, связанных с проблемой морального саморазвития и самосовершенствования;

​ Воспитание гражданско-патриотического и духовно-нравственного сознания на основе сохранения культурно-исторического наследия, отечественных традиций через привлечение учащихся к изучению истории родного края, города;

​ Воспитание учеников в духе демократии, личностного достоинства, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма.

Виды деятельности в направлении “Гражданин”:

​ изучение правовых норм государства, законов и формирование у учащихся ответственного отношения к ним;

​ организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков правового поведения;

​ сотрудничество с правовыми организациями в целях правового просвещения учащихся;

​ формирование способности руководствоваться в ситуациях нравственно-правового выбора мотивами долга, совести, справедливости.

Содержание гражданско-патриотического воспитания:

​ освоение соответствующих норм гражданского поведения и правил обеспечения безопасности жизнедеятельности;

​ воспитание гражданско-патриотических чувств, стремление к самореализации личности;

​ знакомство с ценностями и нормами национальной культуры, с её региональными традициями;

5. Работа с семьёй «Тихая гавань».

Цель работы – максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.

Задачи:

​ организация и совместное проведение досуга детей и родителей;

​ организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед;

​ создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса - педагогов, детей и родителей;

​ организация целенаправленного просвещения родителей по вопросам воспитания детей, использование активных форм просветительской деятельности;

​ создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе “учитель — ученик - родитель”.

Виды деятельности в направлении “Семья”:

​ сотрудничество с психологической службой РИМК, организующей консультативную индивидуальную и групповую работу с родителями;

​ сотрудничество с общественными и правовыми организациями в целях сохранения психического и физического здоровья и благополучия ребенка;

​ изучение семей учащихся, системы нравственных ценностей и традиций семьи, влияющих на нравственное и личностное становление ребенка;

​ поощрение родителей, участвующих в жизни класса и школы.

Содержание работы семейного воспитания:

​ совместная творческая деятельность учащихся и педагогов;

​ консультирование и решение проблем семейного воспитания детей-подростков;

​ родительское собрание - встреча единомышленников с одними радостями и проблемами;

6. Досуг «Полные паруса».

Даруй свет, и тьма исчезнет сама собой.
Эразм Роттердамский

Цель работы – гармонизация и развитие творческих способностей человека, приобщение учащихся к эстетическим ценностям.

Задачи:

​ создание благоприятных условий для развития личности обучающихся, свободного и полного раскрытия их способностей;

​ организация разнообразных видов коллективной творческой деятельности;

​ гуманизация воспитательного процесса, выражающаяся в создании условий для развития личности, для побуждения ее к самоанализу, самооценке, саморазвитию, самовоспитанию.

Виды деятельности:

​ Изучение потребностей, интересов и желаний учащихся, в организации и проведении внеклассных мероприятий;

​ Стимулирование инициативы и активности учащихся в жизни класса и школы;

​ Изучение и способностей к общению каждого ученика;

​ Эстетическое образование, теоретические и ценностные основы эстетической культуры личности;

​ Художественное воспитание;

​ Воспитание творческих потребностей и способностей.

Содержание эстетического воспитания:

​ развитие эстетического восприятия окружающего мира и способности ценить и создавать прекрасное;

​ развитие эстетических чувств и эмоций, развитие воображения;

​ эстетическое просвещение учащихся в области искусства, культуры, объели” природы;

​ индивидуальное эстетическое воспитание, направленное на развитие художественных задатков, способностей и склонностей учащихся;

​ формирование механизма эстетического самообразования;

​ формирование эстетических отношений, восприятия, чувств, вкуса и идеала;























Самоуправление в классе.

Необходимым условием реализации данной программы является организация самостоятельной деятельности учащихся.

                 Цель ученического самоуправления:

 воспитание гражданина с высокой демократической культурой, гуманистической направленностью, способного к социальному творчеству, умеющего действовать в интересах совершенствования своей личности, общества и Отечества.

               Для достижения поставленных целей необходимо реализовать ряд задач:

  • предоставить учащимся реальную возможность вместе с педагогами участвовать в организации, исполнении и анализе учебно-воспитательного процесса;

  • формировать у учащихся потребности и готовность совершенствовать свою личность, создать условия для развития способностей и интересов членов ученического коллектива; обогащать духовный мир, развивать самостоятельное мышление и самосознание;

  • воспитать положительное отношение к общечеловеческим ценностям, нормам коллектив

  • ной жизни, законам государства, развивать гражданскую и социальную ответственности за самого себя, свою семью, окружающих людей, общество и Отечество;

  • воспитать желание бороться за своих друзей и ровесников, помогать им найти себя, преодолеть трудности, приносить пользу людям, стать защитником правды, добра и красоты;

  • сформировать умение самостоятельно найти дело, полезное обществу, Отечеству, вести неустанную работу за сохранение мира, беречь и охранять природу.

  • ​  Самоуправление в классе представлено следующими 5 секторами:

  • ​ учебный сектор

  • ​ культмассовый сектор

  • ​ сектор печати, информации и вещания

  • ​ трудовой сектор

  • ​ спортивный сектор.

  • Учебный сектор – работа членов данного сектора ориентирована на улучшение получения знаний, на повышение эрудиции, формирование осознанности необходимости самообразования, организация взаимопомощи, участие во всех мероприятиях по всем предметам. В итоге мы должны иметь развитые способности учащихся.

  • Обязанности:

  • 1.​ организует и планирует совместно с классным руководителем и активом класса познавательные мероприятия: олимпиады, интеллектуальные марафоны, предметные недели, викторины и т. д.;

  • 2.​ ведёт контроль за успеваемостью в классе (проверка дневников, учебников, тетрадей);

  • 3.​  ведет учёт пропусков;

  • 4.​ организует помощь в учёбе нуждающимся учащимся.

  • Культмассовый сектор – работа членов данного сектора ориентирована на выявление талантов, развитие эстетических вкусов, формирование чувства уважения к человеческим ценностям. Работа в данном направлении предполагает развитие творческой инициативы при организации и проведении разного рода мероприятий на основе принципа самоуправления и организацию досуга учащихся.

  • Обязанности:

  • 1.​ планирует, организует и проводит классные досуговые мероприятия (экскурсии, походы, посещение театра и т. д.);

  • 2.​ подготовка к школьным мероприятиям и активное участие в них;

  • 3.​ организует поздравления учащихся с днём рождения, с призовыми местами на конкурсах, олимпиада, соревнованиях;

  • 4.​ проводит совместно с классным руководителем классные часы о культуре общения (поведения, внешнего вида, речи и т. д.)

  • Сектор печати, информации и вещания – здесь ребята работают над выпуском стенных газет, молний, различного рода бюллетеней. Развивается умение критически относиться к своим необдуманным поступкам, самоанализ. Работа направлена на формирование ценностных ориентиров личности, воспитание гражданской позиции. Ведётся работа по формированию сознательного соблюдения школьниками этических норм.

  • Обязанности:

  • 1.​ выпускает газеты к различным праздникам, различные плакаты на воспитательную тему, боевые листки;

  • 2.​ готовит фотогазету об увлечениях, спортивных и учебных достижниях ребят в классе;

  • 3.​ ведёт фотоальбом «Наш класс»;

  • 4.​ предоставляет возможность появиться в печати каждому учащемуся, высказать свою точку зрения;

  • 5.​ ведёт учёт и разрабатывает систему поощрений учащихся, добившихся хороших результатов в учёбе, спорте, на различных конкурсах и т. д.

  • Трудовой сектор – члены данного сектора работают над воспитанием трудолюбия, уважительного отношения к чужому труду, также идёт процесс вовлечения школьников в общественно-полезный труд. В итоге ребята должны понимать, что без усиленного труда нельзя добиться успехов.

  • Обязанности:

  • 1.​ организация помощи сельхозпредприятиям в уборке урожая по соглашению со школьной администрацией;

  • 2.​ отвечает за дежурство в школе и в классе;

  • 3.​ несёт ответственность за сохранность школьного и классного имущества;

  • 4.​ вовлекает всех членов классного коллектива во внутришкольные дела.

  • Спортивный сектор – данное направление работы ориентировано на сохранение и укрепление нравственного, психического и физического здоровья учащихся, на обучение их осознанно вести здоровый образ жизни, заниматься физическим самоусовершенствованием, на помощь в осознанности здоровья как одной из главных жизненных ценностей.

  • Обязанности:

  • 1.​ планирует, организует и проводит классные спортивные мероприятия;

  • 2.​ помогает в подготовке и проведении школьных спортивных мероприятий;

  • 3.​ несёт ответственность за комплектование команд;

  • 4.​ ведёт учёт спортивных достижений и пропаганду здорового образа жизни.

Ученическое самоуправление предполагает: 

  1. Развитие самостоятельности.

  2. Коллективное творческое планирование.

  3. Реализация решения.

  4. Коллективное подведение итогов.

               В органы ученического самоуправления избираются ребята, которые способны не только ответственно подойти к делу, стать его инициатором, повести за собой и получить результат, которому все будут рады, но которые могут «вчувствоваться» в переживания и настроения своих сверстников, способные к сопереживанию и состраданию. Воспитание в детях чувства милосердия, возвращение к нему – настоятельная необходимость и первостепенная педагогическая задача, цель которой – сформировать у ребёнка готовность и потребность помочь человеку или простить его из сострадания, человеколюбия.

               Один из главных органов классного самоуправления – это совет класса, он возглавляет и координирует всю работу. В его состав избираются лучшие представители классного коллектива, которые могут возглавить одно из направлений работы.

Функции совета класса:

  • участвует в обсуждении и составлении плана работы класса;

  • подбирает и назначает ответственных за выполнение различных дел класса;

  • заслушивает отчёты о проделанной работе ответственных за направления;

  • организует участие класса в КТД (коллективно-творческих делах);

  • выбирает темы и вопросы для проведения классных мероприятий и тематических классных часов;

  • обсуждает и решает вопросы о поощрениях и наказаниях.

                    Задача всех органов самоуправления под руководством совета класса состоит в том, чтобы организовать такой образ жизни в стенах класса, где всё – для ученика и всё, что делается, – исходит от ученика.

              Деятельность органов ученического самоуправления материализуется не только в отдельных мероприятиях и делах, но и в работе по формированию в ученическом коллективе специальной атмосферы, так называемого «духа коллектива». Синонимами данного понятия выступают понятия «духовный коллектив», «морально-психологический климат», «морально-этическая атмосфера». Эта атмосфера должна помогать делать самостоятельный нравственный выбор. В выборе он должен руководствоваться нравственно-этическими ценностями, которые утверждаются в классном коллективе. В своём классе мы совместно с ребятами разработали и утвердили не только морально-этические ценности воспитательного коллектива, но и правила поведения ученика нашего класса. Учащиеся должны понять, что если им не нравится какое-то правило, можно обсудить его с товарищами, внести изменения, но если оно одобряется большинством учащихся, правило надо выполнять и стараться не нарушать даже по уважительной причине. Конечно же, все разрабатываемые в коллективе документы, определяющие морально-этическую основу самоуправления, не самоцель, а средство саморазвития личности.

Правила для учащихся класса:

  • Соблюдать Устав школы и установленные в школе правила для учащихся.

  • Уважать права и считаться с интересами других людей, не подвергать опасности жизнь и здоровье своё и окружающих.

  • Принимать активное участие в жизни коллектива.

  • Свободно выражать своё мнение по любому вопросу.

  • Стремиться к взаимопониманию с одноклассниками, учителями, не обзывать, не оскорблять других людей, не перебивать собеседника в разговоре, внимательно слушать.

  • Соблюдать правила техники безопасности, гигиены и санитарии во время учебного процесса и на переменах.

  • Соблюдать дисциплину и порядок во время уроков и на переменах.

  • Не опаздывать на урок.

  • Не пропускать школу без уважительной причины; в случае отсутствия в школе необходимо поставить в известность классного руководителя и предоставить документы, объясняющие твоё отсутствие в школе.

  • Не покидать школьное здание, не получив на это разрешения классного руководителя.

  • Наши законы:

  • 1. Закон Правды. 

  •       Правда нужна не только тебе, но и окружающим. Будь правдив.

  • 2. Закон Добра. 

  •      Будь добр к ближнему, и добро вернется к тебе.

  • 3. Закон Заботы. 

  •       Прежде чем требовать внимания к себе, прояви его к окружающим.

  • 4. Закон Любви. 

  •       Любовь – одно из древнейших и уважаемых чувств. Не стесняйтесь ее.

  • 5. Закон Милосердия. 

  •       Тебе сегодня хорошо, а другим, может быть, плохо - не забывай  о них.

  • 6. Закон Памяти. 

  •     Народ, забывший свою историю, умрет. Помни о своем народе и  своей истории.

  • 7. Закон Уважения. 

  •      Хочешь, чтобы тебя уважали, уважай других.

  • 8. Закон Старости. 

  •      Помни: старость уважается у всех народов. Будь цивилизованным.

  • 9. Закон Свободы. 

  •      Будь свободным и отстаивай свою свободу, не забывая о свободе других.

  • 10. Закон Смелости. 

  •      Вчера ты струсил, но сегодня ты у нас - в коллективе: будь смел.

  • 11. Закон Чести. 

  •      Вспоминай о своей физической силе только наедине с собой. Помни  о  своей духовной силе, долге, достоинстве.

Активная жизненная позиция

  • Максимум усилий для нового начинания

  • Организуем дежурство в классе, осуществляем его в школе

  • Участвуем в общешкольных, районных и всероссийских благотворительных акциях

  • Представители класса входят в состав школьный ученический совет

  • Разрабатываем и реализуем социально-значимые проекты и дела

  • Активно участвуем в жизни школы, знаем свои права и обязанности

  • Взаимоотношения учитель-ученик, ученик-ученик на уровне сотрудничества

  • Лидер должен уметь не только руководить, но и подчиняться

  • Если трудно – советуемся со своими старшими товарищами, педагогами

  • Не только критикуем, но и предлагаем собственное решение

  • Ищем выход из любого положения

  • Если не удалось дело, нужно проанализировать ситуацию

Ожидаемые трудности:

  1. Низкая активность отдельных учащихся.

  2. Загруженность учащихся в учебном процессе и во внеурочное время (кружковая работа).

Ожидаемые результаты:

  1. Активная жизненная позиция учащихся класса;

  2. Готовность и желание учащихся работать в коллективе.

  3. Усвоение и овладение знаниями и техникой организаторской деятельности.

  4. Разработки творческих и социальных проектов.

Лучше всего, когда работа по созданию самоуправления ребята и взрослые ведут вместе.

Что дает ученическое самоуправление участникам педагогического процесса?

Учащимся:

  • развитие навыков работы в группе, в команде;

  • ведет к повышению уровня обученности и качества обучения учащихся;

  • ведет к улучшению дисциплины, снижению пропусков без уважительных причин;

  • выбор роли в органах ученического самоуправления, которые соответствуют его склонностям и интересам;

  • защищает права ребенка;

  • учит цивилизованно разрешить конфликтные ситуации;

  • помогает самоопределиться в выборе дальнейшего пути.

Родителям:

  • организует свободное время детей;

  • ведет к улучшению учебной результативности детей;

  • снижает конфликтность в семье;

  • дает возможность активно участвовать в школьной жизни.

Педагогам:

  • помогает организовать детей;

  • сплотить детский коллектив;

  • повышает дисциплину в классе, ответственность учеников за свои поступки;

  • раскрывает творческие, организаторские, лидерские способности ребенка;

  • апробация инновационных технологий;

  • обобщение опыта работы через средства печати

  • углубление в проблему через опытно – экспериментальную работу

              Ученическое самоуправление представляет интересы большинства учеников в классе. Органом ученического самоуправления можно назвать только такую структуру, деятельность которой направлена на учеников, а для этого нужно собрать команду, и такая команда в нашем классе есть.














Принципы реализации программы.

Принцип общественной направленности:  Школа не может являться самостоятельным механизмом, изолированным от общества. Деятельность педагога  должна соответствовать задачам воспитания подрастающего поколения в интеграции с государственной стратегией воспитания и направлена на формирование социально необходимого типа личности.

Принцип гуманистической направленности – уважительное   отношение к ребёнку, к его мнению, позиции; соблюдение прав и свобод школьников; ненасильственного формирования требуемых качеств.

Принцип природосообразности и учёта возрастных особенностей– осуществление процесса воспитания в соответствии с потребностями ребенка, его возрастом, особенностями психики и физиологии;

Принцип ориентации на ценностное отношение - постоянство профессионального внимания педагога на разворачивающиеся в действиях, эмоциональных реакциях, словах и интонационной окраске отношения воспитанника к социально-культурным ценностям: человеку, природе, обществу, труду, познанию. и ценностным основам жизни, достойной человека, — добру, истине, красоте.  

Принцип субъектности  - максимальное содействие развитию способности ребенка осознавать свое "Я" в связях с другими людьми и миром в его разнообразии, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия как для других, так и для собственной судьбы, оценивать себя как носителя знаний, отношений, а также свой выбор, производимый ежечасно.

Принцип социального взаимодействия – придать воспитанию диалогический характер; способствовать сотрудничеству всех участников воспитательного процесса; создание условий для профессионального самоопределения школьников, формирования навыков общения в социуме.

Принцип систематичности, последовательности и непрерывности -   соблюдение преемственности в приобретении и закреплении знаний, умений и навыков; опора на жизненный опыт детей; формированию основ научного мировоззрения, высоких моральных качеств, навыков и привычек поведения.

Принцип сотрудничества - воспитание взаимной ответственности участников педагогического процесса, на сопереживание, на взаимопомощь в процессе преодоления трудностей;  развитие потребности школьников в соучастии и содействии.

Принцип успешности — в процессе коллективной творческой деятельности развиваются индивидуальные особенности учащихся, ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности; создание ситуации «успеха» в разных видах деятельности способствует формированию позитивной Я - концепции личности учащегося, стимулируется стремление ребёнка к самосовершенствованию.

Реализация данных принципов базируется на использовании следующих подходов в процессе воспитания:

Личностно – ориентированный подход – учет личностных качеств, характеристик и возможностей каждого ребёнка; видение, принятие личности школьника; создание условий для  разностороннего развития и индивидуальности учащегося.

Деятельностный подход — с помощью игровой, трудовой, творческой и  досуговой деятельности дети овладевают определёнными способами и моделями поведения в процессе общения и взаимодействия, соответствующего общечеловеческим ценностям и нормам.

Компетентностный подход - формировании у учащихся компетенций, обеспечивающих им возможность успешной социализации; учащиеся должны обладать качествами, способствующими выполнению ими в будущем многообразных видов социально-профессиональной деятельности, что обуславливают формирование компетентной личности в современном мире.

Комплексный подход  - необходимо, чтобы воспитательная среда была как можно более разнообразной и вариативной, что предполагает воспитание и развитие актуальных качеств личности ребёнка в различных направлениях.

Программа осуществляется:

​ через ведение аналитической и диагностической деятельности (анкетирование, собеседование, тестирование, наблюдение, опросники, социологические исследования);

​ через методическое обеспечение (семинары, курсы, учёбы, консультации, педсоветы, мастер-классы);

​ через систему дополнительного образования;

​ через систему КТД и традиционных дел ОУ;

​ в ходе организации образовательного процесса, а также во внеурочное и внешкольное время;

​ в ходе взаимодействия со школьными социологическими службами (библиотекарь, педагог-организатор детского досуга);

​ через сотрудничество с детской организацией школы ;

​ через систему взаимодействия, сотрудничества с культурными и образовательными учреждения (школы, музей, библиотека, ДДТ, ДК);

Методы:

​ научно-исследовательский;

​ метод проектов;

​ коммуникативная методика;

​ личностно-ориентированный метод;

​ репродуктивный метод;

​ метод критического мышления;

Формы работы:

​ классный час, беседа, обсуждение, консультации, презентации,

​ тренинги, КТД, занятия, курсы;

​ конкурсы, викторины, игры, праздники, мероприятия, походы (туристические, культурологические), представления, выступления, балы, карнавалы, фестивали;

​ встречи с интересными людьми, клубы по интересам;

















Содержание программы «Алые паруса». 5 класс

Ступенька первая «Создание сплоченной команды».

Возрастные особенности

(10-11 лет) – конец детства, период, непосредственно предшествующий подростковому. В это время дети в основном уравновешены, спокойны, они открыто и доверчиво относятся к взрослым, признают их авторитет, ждут от учителей, родителей, взрослых помощи и поддержки.

Основные задачи развития:

​ овладение базовыми школьными знаниями и умениями;

​ формирование умения учиться в среднем звене школы;

​ развитие учебной мотивации, формирование интересов;

​ развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умения соревноваться с другими, правильно и разносторонне сравнивать свои результаты с успешностью других;

​ формирование умения добиваться успеха и правильно относиться к собственным успехам и неудачам, развитие уверенности в себе;

​ формирование представления о себе как об умелом человеке с большими возможностями развития.

Основная деятельность

Направления работы

Наименование деятельности

Формы деятельности

Сотрудничество

1.«Остров Знаний»

1. «Что такое пятый класс».

2. «Правила ведения дневника»

3. «Неделя пятёрок»

4. «Как я выполняю домашнее задание»

5. «Это интересно знать»

6. «Корзина знаний»

Классный час

Беседа

Акция

Встреча

Викторина

Игра

Родители

Учителя-предметники

2.

«Морской бой»

1. «Здоровое питание»

2. Малые Олимпийские игры

3. Турслёт

4. «Папа, мама, я – спортивная семья»

Беседа с обсуждением

Спортивные состязания

Туристско-спортивная игра

Спортивная игра

Фельдшер

Учитель физкультуры

3.«Компас»

1. «День знаний»

2. «Что в имени тебе моём»

3. «Дверь в детство»

4. «Перед старостью склоним колени»

Классный час

Презентация

Игра-путешествие

Акция милосердия


4.«Полные паруса»

1.​ «Ярмарка ДО»

2.​ «Мир моих увлечений»

3.​ «День рождения класса. Наши традиции»

4.​ «Посвящение в пятиклассники»

5.​ «Новогодний карнавал»

6.​ Неделя мальчишек

7.​ Неделя девчонок

8.​ «Мы вместе». Празднование 23 февраля и 8 марта.

9.​ «Неделя радуги»

10.​ «Театральный капустник»

11. «Созвездие юных дарований»

Интерактивная игра

Праздничный вечер-знакомство

Ключевое дело

Театрализованный праздник

Праздничная акция

Праздничная акция

Творческий вечер

Акция

Конкурс

Выпускной вечер

ДО

Родители класса

Учитель музыки

Родители

Родители

5.

«Академия адмирала Нахимова»

1. «Права и обязанности ученика»

2. «Семейные традиции»

3. «Богатыри земли русской»

4. «Священный праздник – День Победы»

5. «Мой родной город»

6. «Я – патриот»

Игровая мастерская

Классный час

Театрализованный классный час

Встречи

Заочная экскурсия

Классный час

Зам. Директора по ВР

Ветераны – бабушки, дедушки

Библиотекарь

6.«Тихая гавань»

1. «Трудности адаптации 5-ов к школе»

2. «Стили семейного воспитания»

3. «Значение домашнего задания в учебной деятельности»

4. «Здоровье ребёнка»

5. День открытых дверей

6. «Вот и стали мы на год взрослей»

Родительское собрание

Посещение уроков

Родительское собрание. Награждение

Психолог РИМК

Фельдшер



Дополнительно:

​ Организационные классные часы

​ Выбор классного самоуправления, планирование, работа с микрогруппами;

​ Работа с одарёнными, с трудными учащимися;

​ Индивидуальные встречи и беседы;

​ Тематические классные часы (по школьному плану);

​ Традиционные школьные мероприятия, предметные недели;

​ Участие в районных мероприятиях, конкурсах, играх.

​ Экскурсии, поездки, посещение театров, кинотеатров, линейки и т.д. и т. п.

6 класс

Ступенька вторая «Первое плавание (по Лысковскому району)»

Возрастные особенности

(11-13 лет) – младший подростковый возраст. Это период повышенной активности, стремления к деятельности, значительного роста энергии школьника. Шестиклассники характеризуются резким возрастанием познавательной активности и любознательности, возникновением познавательных интересов. В этот период подростку становится интересно многое, далеко выходящее за рамки его повседневной жизни.

Основные задачи развития:

​ Воспитание ответственного родительства;

​ формирование духовно-нравственных качеств личности и гражданско-патриотических чувств;

​ формирование широкого спектра способностей и интересов, выделение круга устойчивых интересов;

​ формирование интереса к другому человеку как к личности, толерантного отношения к одноклассникам;

​ экологическое и физическое е воспитание, формирование ЗОЖ.

Направления работы

Наименование деятельности

Формы деятельности

Сотрудничество

1.«Остров Знаний»

1. «Я уже учусь в 6 классе»

2. «Грамоте учиться – всегда пригодиться»

3. «Счастливый случай»

4. «Мир моих способностей»

5. «Я, мои успехи и неудачи»

Классный час

Познавательная игра

Викторина

Классный час

Тренинг

Родители

Библиотекарь

2.«Морской бой»

1.​ «Что делает человека здоровым и счастливым»

2.​ Малые Олимпийские игры

3.​ Турслёт

4.​ «Мой режим дня»

5.​ «Весёлые старты»

6.​ «Организация питания»

7. День здоровья

Беседа

Спортивные состязания

Туристско-спортивная игра

Беседа

Спортивная игра

Классный час

Мероприятие спорта

Учитель физкультуры

Фельдшер

3.«Компас»

1. «День знаний»

2. «На кого я бы хотел быть похожим»

3. «Всё о вежливости»

4. «Доброе слово, что ясный день»

5. «Мои права и обязанности»

Классный час

Размышление

Игра-викторина

Классный час

Классный час

Библиотекарь

Учитель обществознания

4.«Полные паруса»

1.​ День знаний

2.​ «Неделя пятёрок»

3.​ «Ярмарка ДО»

4.​ «Новогодний карнавал»

5.​ Неделя мальчишек

6.​ Неделя девчонок

7.​ «Мы вместе». Празднование 23 февраля и 8 марта.

8.​ «Проводы зимы»

9.​ День именинника

10.​ «Неделя радуги»

11.​ .«Я + мои друзья – вместе дружная семья»

Торжественная линейка

Акция

Театрализованный праздник

Праздничная акция

Праздничная акция

Театрализованный вечер

Праздник

Творческий вечер

Акция

Выпускной вечер

Ветераны

Библиотекарь

Родители

Учитель музыки

Родители

5.«Академия адмирала Нахимова»

1. «Урок мира»

2. «Добрые молодцы и мудрые девицы»

3. Конкурс песни и строя

4. «Урок мужества»

4. «Древняя Русь»

5. «Подвигу жить в веках»

6. «История родного края»

Классный час

Викторина

Ключевое дело

Беседа, встреча

Историческая игра

Устный журнал

Классный час

Ветераны

Библиотекарь

6.«Тихая гавань»

1. «Наказание и поощрение в семье»

2. «Друзья моего ребёнка»

3. «Компьютер в жизни школьника. «За» и «против»

4. «Вредные привычки. Как им противостоять»

5. День открытых дверей

6. «Достижения года»

Родительское собрание, анкетирование

Анкетирование, родительское собрание

Родительское собрание

Посещение уроков

Итоговое собрание

Психолог

Фельдшер



Дополнительно:

​ Организационные классные часы

​ Выбор классного самоуправления, планирование;

​ Работа с одарёнными, с трудными учащимися;

​ Индивидуальные встречи и беседы;

​ Тематические классные часы (по школьному плану);

​ Традиционные школьные мероприятия, предметные недели.

7 класс

Ступенька третья «Выходим в открытое море (Путешествие по Нижегородской области»)»

Возрастные особенности

(11-13 лет) – младший подростковый возраст. Это период повышенной активности, стремления к деятельности, значительного роста энергии школьника.

Значимой особенностью мышления подростка является его критичность. У ребенка, который всегда и со всем соглашается, появляется свое мнение, которое он старается демонстрировать как можно чаще, таким образом, заявляя о себе. Дети в этом возрасте склонны к спорам и возражениям, слепое следование авторитету взрослого сводится зачастую к нулю.

Основные задачи развития:

​ развитие и укрепление чувства взрослости, формирование адекватных форм утверждения самостоятельности, личностной автономии;

​ развитие чувства собственного достоинства, внутренних критериев самооценки:

​ развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, способов взаимопонимания;

​ развитие моральных чувств, форм сочувствия и сопереживания другим людям:

​ формирование представлений о происходящих изменениях, связанных с ростом и половым созреванием.

Направления работы

Наименование деятельности

Формы деятельности

Сотрудничество

1.«Остров Знаний»

1. «Урок знаний»

2. «Ура! Мы семиклассники»

3. «Знатоки родного края»

4. «Учение с увлечением»

5. «Путешествие по морю знаний»

Классный час

Классный час

Игра

Беседа, встреча

Викторина

Библиотекарь

Музей

2.«Морской бой»

1. «Береги здоровье смолоду»

2. Малые Олимпийские игры

3. Турслёт

4. «Подросток и наркотики»

5. «О пользе здоровой пищи»

6. День здоровья

Классный час

Спортивные состязания

Туристско-спортивная игра

Круглый стол

Беседа, встреча

Мероприятие спорта

Учитель физкультуры

3.«Компас»

1. «Хорошие манеры»

2. «Все мы разные. Что такое толерантность?»

3. «Неделя добра»

4. «Я и моя семья»

5. «Мои «хочу» и мои «могу»

6. «Вверх по лестнице жизни»

7. «Семейные традиции и ценности»

Классный час

Беседа

Акция

Мастерская

Диспут

Беседа, тренинг

Мастерская

Родители

4.«Полные паруса»

1.​ День знаний

2.​ «Ярмарка ДО»

3.​ «Осенний бал»

4.​ «Тайны старого двора»

5.​ «Новогодний карнавал»

6.​ Неделя мальчишек

7.​ Неделя девчонок

8.​ «Мы вместе». Празднование 23 февраля и 8 марта.

9.​ «Сударушка - 2017»

10.​ Проводы зимы

11.​ «День именинника»

12. «По лестнице успеха»

Торжественная линейка

Театрализованный праздник

Ключевое дело

Театрализованный праздник

Праздничная акция

Праздничная акция

Танцевальный вечер

Ключевое дело

праздник

Игровая программа

Выпускной вечер

Учитель музыки

Родители

5.«Академия адмирала Нахимова»

1. «Урок мира»

2.«Права несовершеннолетних»

3. «Урок России»

4.«Государственная символика »

5. «По дорогам родного края»

6. «Память, которой не будет конца»

7.«Русская воинская доблесть»

8. «Краеведение»

Классный час

Беседа

Заочная экскурсия

Мастерская

Творческая мастерская

Классный час

Диспут

Цикл тематических бесед

ветераны,

Учитель обществознания

6.«Тихая гавань»

1. Переходный возраст. Особенности контакта с подростками»

2. «Учение с увлечением»

3. «Молодежные субкультуры»

4. «Воля и пути её формирования»

5. Неделя открытых дверей

6. « Год позади. Успехи и планы на будущее»

Родительское собрание

Посещение уроков, занятий

Родители

Встреча с учителями

Совместно с детьми



Дополнительно:

​ Организационные классные часы

​ Выбор классного самоуправления, планирование, работа с микрогруппами;

​ Работа с одарёнными, с трудными учащимися;

​ Индивидуальные встречи и беседы;

​ Тематические классные часы (по школьному плану);

​ Традиционные школьные мероприятия, предметные недели;

​ Участие в районных мероприятиях, конкурсах, играх, олимпиадах.

​ Экскурсии, поездки, посещение театров, кинотеатров, линейки и т.д. и т. П.

​  Работа с социальными службами школы.

8 класс

Ступенька четвёртая «Покоряем океаны»

Возрастные особенности

(13-14 лет) – начало длительного и, по мнению многих, одного из самых важных периодов развития человека, период, который принято описывать как «возраст второго рождения личности» (Ж.-Ж. Руссо). В психологическом облике 13-летнего подростка во многом сохраняются детские черты и наиболее полное воплощение получают те линии развития, которые прослеживаются на протяжении предподросткового и младшего подросткового возраста.

Основные задачи развития:

​ формирование гипотетико-дедуктивных процессов, умения и желания строить умозаключения, делать на их основе выводы; развитие рефлексии;

​ развитие воли, формирование умения ставить перед собой цели и достигать их;

​ развитие мотивационной сферы, овладение способами регуляции поведения, эмоциональных состояний;

​ развитие воображения;

​ развитие умения строить равноправные отношения со сверстниками, основанные на взаимопонимании, взаимности; формирование форм и способов дружеского, избирательного общения;

​ формирование умения понимать причины собственного поведения и поведения другого человека;

​ развитие позитивного и вместе с тем адекватного образа своего тела, «физического Я» как меняющегося и развивающегося.

Направления работы

Наименование деятельности

Формы деятельности

Сотрудничество

1.«Остров Знаний»

1. «Урок знаний»

2. «По лабиринтам знаний»

3. «Кладезь народной мудрости»

4. «Интеллектуальная мозаика»

5. «История – дорога во времени»

6. Счастливый случай»

Классный час

Путешествие по станциям

Игра по истории края

Викторина по предметам

Игра – путешествие по истории

Игра по истории городов УР

Старшеклассники

Учителя-предметники

Учитель истории

2.«Морской бой»

1. «Не нужен клад, коли в семье лад»

2. Малые Олимпийские игры

3. Турслёт

4. «Откровенный разговор с девушками-подростками»

5. «Разговор начистоту с юношами»

6. День здоровья

5. «Мифы и правда о курении и алкоголе»

Классный час

Спортивные состязания

Туристско-спортивная игра

Беседа с обсуждением

Беседа

Мероприятие спорта

Беседа с обсуждением

Учитель физкультуры

Фельдшер

Видеофильм

3.«Компас»

1. «Доброта спасёт мир»

2. «О самом сокровенном»

3. «Страна, в которой бы мне хотелось жить»

4. «Люди, без которых мне одиноко»

5. «Ответственность и безответственность»

6. Портрет друга, которого я бы хотел иметь»

7. «Умею ли я любить?»

8. «Урок милосердия и доброты»

Диспут

Беседа

Мастерская

Круглый стол

Классный час

Мастерская

Диспут

Классный час


4.«Полные паруса»

1.​ День знаний

2.​ «Ярмарка ДО»

3.​ «Осенний листопад»

4.​ «Холодная пара»

5.​ «Новогодний карнавал»

6.​ Неделя мальчишек

7.​ Неделя девчонок

8.​ «Мы вместе». Празднование 23 февраля и 8 марта.

9.​ Проводы зимы

10.​ Неделя знаний

11.​ Театральный капустник

12.​ «Людей не интересных не бывает»

Торжественная линейка

Танцевальный вечер

Ключевое дело

Театрализованный праздник

Праздничная акция

Праздничная акция

Праздник

Акция

Театрализованный праздник

Выпускной вечер

Учитель музыки

Родители

Учителя-предметники

Родители

5.«Академия адмирала Нахимова»

1. «Урок мира»

2. «Имею право»

3. «Мы граждане России»

4. «Символы Отчизны»

5. «Путешествие по колеснице времени»

6. «Колокола веков»

7. «Коллекция человеческой мудрости»

Классный час

Беседа

Диспут

Классный час

Историческая игра

Заочная экскурсия

Творческая мастерская

Юный патриот

Учитель истории

Учителя музыки,

Музеи

6.«Тихая гавань»

1. «Психологические и возрастные особенности подростка»

2. «Основы профессионального самоопределения»

3. «Если в семье конфликт»

4. «Как уберечь детей от беды»

5. Неделя открытых дверей

6. «Родительский дом – начала начал»

Родительские собрания

Посещение уроков, занятий

Учителя-предметники

Учителя-предметники

Совместно с детьми



Дополнительно:

​ Организационные классные часы

​ Выбор классного самоуправления, планирование, работа с микрогруппами;

​ Работа с одарёнными, с трудными учащимися;

​ Индивидуальные встречи и беседы;

​ Тематические классные часы (по школьному плану);

​ Традиционные школьные мероприятия, предметные недели, социальные акции;

​ Участие в районных мероприятиях, конкурсах, играх, олимпиадах.

​ Экскурсии, поездки, посещение театров, кинотеатров, линейки и т.д. и т. п.

​ Работа с социальными службами школы.

​ Начало профориентационной работы

9 класс

Ступенька пятая «Готовимся к плаванию по бушующему морю жизни»

Возрастные особенности

(15-16 лет) – период ранней юности, время реального перехода к настоящей взрослости. В юношеском возрасте в основном завершается физическое развитие организма, заканчивается половое созревание, приходит в гармоническое соответствие сердечно-сосудистая система, замедляется темп роста тела, заметно нарастают мышечная сила и работоспособность. Особенности психического развития в раннем юношеском возрасте во многом связаны со спецификой социальной ситуации развития, суть которой сегодня состоит в том, что общество ставит перед молодым человеком настоятельную, жизненно важную задачу осуществить именно в этот период профессиональное самоопределение, причем не только во внутреннем плане в виде мечты, намерения кем-то стать в будущем, а в плане реального выбора.

В 9 классе школьник выбирает форму завершения среднего образования.

Основные задачи развития:

​ обретение чувства личностной тождественности и целостности (идентичности);

​ обретение психосексуальной идентичности – осознание и самоощущение себя как достойного представителя определенного пола;

​ профессиональное самоопределение – самостоятельное и независимое определение жизненных целей и выбор будущей профессии;

Направления работы

Наименование деятельности

Формы деятельности

Сотрудничество

1.«Остров Знаний»

1. Урок знаний

2. «Твоя будущая профессия»

3. «Роль самообразования в профессиональном определении школьника»

4. «Мои профессиональные приоритеты»

5. «Эрудит»

6. «Знакомство с профессиями»

7. «Как правильно подготовиться к сдаче экзамена»

8. Сдача экзаменов

Классный час

Диспут

Беседа

Анкетирование

Конкурс

Мастерская

Классный час

Учитель ТПК

Учителя-предметники

Учитель ТПК

2.«Морской бой»

1. Малые Олимпийские игры

2. Турслёт

3. «Жизнь бесценна»

4. «Стресс и саморегуляция»

5. День здоровья

6. «Бездна, в которую надо заглянуть»

Спортивные состязания

Туристско-спортивная игра

Классный час

Классный час

Классный час

учитель физкультуры,

3.«Компас»

1. «О дружбе о друзьях»

2. «О товариществе и дружбе»

3. «Дороги, которые мы выбираем»

4. «Наше право и наш интерес»

5. «Мы в ответе за тех, кого приручили»

6. «Дружба, любовь и семья»

7. «Жизненный успех. Как его добиться?»

Диспут

Беседа

Беседа по профориентации

Беседа

Классный час

Литературная беседа

Классный час

Учитель ТПК

Учителя литературы

Библиотекарь

4.«Полные паруса»

1.​ День знаний

2.​ «Осенний бал»

3.​ Неделя профориентации

4.​ «Новогодний карнавал»

5.​ Рождественские гадания

6.​ «Аукцион профессий»

7.​ Неделя мальчишек

8.​ Неделя девчонок

9.​ «Мы вместе». Празднование 23 февраля и 8 марта.

10.​ Проводы зимы

11.​ День именинника

12.​ «Счастье, которое мы ищем»

Торжественная линейка

Танцевальный вечер

Акция

Театрализованный вечер

Гадания

Ключевое дело

Праздничная акция

Праздничная акция

Праздничный вечер

Танцевальный вечер

Выпускной вечер

Родители

Библиотекарь

Родители, администрация

5.

«Академия адмирала Нахимова»

1. «Урок мира»

2. «Защитники Родины»

3. «Овеян славою наш флаг»

4. «Мы будем вечно прославлять ту женщину, чьё имя – мать»

5. «Победа нам досталась тяжело»

6. «Аллея памяти»

Классный час

Фотовыставка

Классный час

Беседа

Встреча

Акция

Классный руководитель

Ветераны

6.«Тихая гавань»

1. «Помощь семьи в правильной профориентации ребёнка»

2. «Способы конструктивного разрешения конфликтов»

3. «Выбор дальнейшего пути «за и «против»

4. Неделя открытых дверей

5. «Как подготовить себя и ребёнка к сдаче экзаменов»

Родительские собрания

Посещение уроков

Родители

Администрация

Дополнительно: -Организационные классные часы

​ Выбор классного самоуправления, планирование, работа с микрогруппами;

​ Работа с одарёнными, с трудными учащимися;

​ Индивидуальные встречи и беседы;

​ Тематические классные часы (по школьному плану);

​ Традиционные школьные мероприятия, предметные недели, социальные акции;

​ Участие в районных мероприятиях, конкурсах, играх, олимпиадах.

​ Экскурсии, поездки, посещение театров, кинотеатров, линейки и т.д. и т. п.

Ожидаемые результаты

1. Умение и навыки самопознания, самовоспитания, саморазвития. Коммуникабельность, умение общаться. Активизация учебно-познавательной деятельности. (Диагностика. Личностный рост)

2. Патриотическое отношением к России, к малой родине, к землякам. (Диагностика. Уровень духовно – нравственного развития)

3. Формирование дружного коллектива. (Диагностика по Лутошкину. Уровень развития коллектива);

4. Активность родителей, участие в делах класса;

5. Позитивное отношение к образовательному процессу, ответственное отношение к успеваемости, активная взаимопомощь в классе;

6. Изученные жизненные условия каждого члена коллектива, его психологическое состояние, семьи;

7. Максимальное развитие каждого ребёнка, сохранение его неповторимости и раскрытие в нём потенциальных способностей;



























Литература

1.​ Беспятова Н. К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации. - М.: Айрис-пресс, 2006. – 192 с.

2.​ Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2006. – 168 с.

3.​ Дереклеева Н. И. Новые родительские собрания: 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2007. – 320 с.

4.​ Дереклеева Н. И. Савченко М.Ю. Справочник классного руководителя 5-9 классы. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2007. – 368 с.

5.​ Дереклеева Н. И. Савченко М.Ю. Справочник классного руководителя (10-11 классы). – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2007.

6.​ Каменская Е. Н. Этика. Эстетика. Конспект лекций. – Ростов Н/Д: Феникс, 2005. – 256 с.

7.​ Классные часы (викторины, беседы, конкурсы, игры). 7-8 классы / авт.-сост. А. И. Зайцева, Н. А. Догадова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 123

8.​ Кулинич Г.Г. Классные часы: Культура общения. Личностный рост. Самовоспитание. 10-11 классы. – М.: ВАКО, 2007. – 224 с.

9.​ Опыт организации исследовательской деятельности школьников: «Малая Академия наук» / авт.-сост. Г.И. Осипова. – Волгоград: Учитель, 2007.

10.​ Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий / авт.-сост. И.А. Пашкович. – Волгоград: Учитель, 2006. – 169 с.

11.​ Плинер Я.Г., Бухвалов В.А. Воспитание личности в коллективе / М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. – 160 с.

12.​ Работа классного руководителя: методическое пособие / под ред. Е.А. Слепенковой. – 2-е издание, М.: АРКТИ, 2006. – 168 с.

13.​ Серов Б.Н. Поурочные разработки по курсу «Государственная символика»: Гимн. Герб. Флаг. – М.: ВАКО, 2005. – 192 с.