СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа ЗПР II Окружающий мир 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа ЗПР II Окружающий мир 3 класс»



Приложение 4

к адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (вариант 1)












Рабочая программа

по учебному предмету «окружающий мир»

для обучающихся 3 класса

на 2022-2023 учебный год
















Составитель: Роговастова М.В.








Биробиджан, 2022 год


Пояснительная записка


Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:

    1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);

    2. Приказ «Об утверждении федерального государственного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» от 19 декабря 2014 г. N 1598;

    3. Примерные адаптированные основные общеобразовательные программы начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

    4. Учебный план ОГАОУ «Центр образования «Ступени» на 2022 – 20223 учебный год.

    5. Положение о рабочей программе учебного предмета, курса в ОГАОУ «Центр образования «Ступени»;

    6. Авторская программа А.А. Плешакова «Окружающий мир. 1-4класс» (учебно – методический комплекс «Школа России»).

    7. Программа составлена с учётом рабочей программы воспитания ОГАОУ «Центр образования «Ступени» начального общего образования.

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования разработана для обучающихся имеющихся ЗПР (вариант 1, вариант 2) и отражает содержание обучения предмету «Окружающий мир» с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.


Рабочая программа имеет цели:


Общая цель состоит в обеспечении выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта

    Рабочая программа способствует решению следующих задач:

  • расширение представлений о живой и неживой природе, рукотворном мире, формирование экологических знаний, представлений о функционировании человеческого организма, потребностях людей, уточнение и расширение знаний о безопасном поведении, социальном мире (семья, профессии, начальные экономические представления), а также географических представлений, обучение выполнению заданий, требующих самостоятельного мышления;

Общая характеристика и коррекционно-развивающее значение учебного предмета

Обучение программе ЗПР во многом представляет собой коррекцию недостатков предшествующего развития и формирование устойчивых предпосылок для дальнейшего накопления и систематизации знаний об окружающем предметном и социальном мире.

    Коррекционно-развивающее значение предмета обеспечивается организацией процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися с ЗПР, пошаговым предъявлением материала, опорой на практический опыт и непосредственные впечатления, многократным повторением, обучением переносу усвоенных знаний в новые

ситуации взаимодействия с действительностью, а также упрощением системы учебно-познавательных задач, решаемых в ходе обучения предмету.



Планируемые результаты освоения учебного предмета

«Окружающий мир»

В процессе изучения окружающего мира, учащиеся получат возможность развить свои способности, освоить элементарные естественнонаучные, обществоведческие и исторические знания, научиться наблюдать, экспериментировать, измерять, моделировать. В результате поисковой, экспериментальной, исследовательской деятельности у младших школьников сформируются не только предметные знания и умения, но и универсальные учебные умения, коммуникативные, регулятивные, познавательные.

Личностные результаты:

осознание себя как гражданина России проявляется в:

 Гордости за свою Родину (ее размеры, богатства, разнообразие народов)

 Понимания отличия России от других стран,

 Заинтересованности в пополнении знаний о своей стране,

 Знании наиболее насущных экологических проблем в регионе и конкретном месте своего проживания;  уважительном отношении к представителям других национальностей (с которыми ученик должен взаимодействовать).

целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур проявляется в:

 понимании смысла географической карты как модели мира, страны,

 Понимании взаимосвязи живой и неживой природы;

 Понимании взаимосвязей в природе;

 Понимании взаимосвязей между деятельностью человека и состоянием природы.

формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов проявляется в:

 интересе к зарубежным странам

интересе к другим культурам. интерес к познанию социального и природного мира проявляется в:

 интересе к изучаемому предмету в целом (в невербальных проявлениях при рассказах учителя и вопросах),

 стремлении смотреть кинофильмы или читать произведения о животных, природе.

 интересе к подсобному хозяйству (даче): что растет, как растет и выездам «на природу»;

 интересе к жизни своей семьи в связи с изучаемыми темами (поездкам родителей, их занятиям, семейному бюджету и т.п.);

 интересе к зарубежным странам (понимании их отличий от России, удаленности и пр.);

стремлении выполнять практические работы, домашние задания и проекты по предмету, освоение социальной позиции ученика проявляется в:

 трансляции домашнего задания родителям,

 переживании при получении нежелаемой (или неполучении желаемой) оценки;

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств проявляется в:

 восхищении красотой человеческих творений и природы;

формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни проявляется в:

- понимании роли правильного питания в сохранении здоровья;

 понимании роли профилактики заболеваний в сохранении здоровья;

 понимание роли здорового образа жизни в сохранении здоровья;

 соблюдении правил безопасного поведения.

уважение к людям труда проявляется в:

 понимании того, что деньги платят за труд

 понимании, что люди ценят результаты своего труда и беспокоятся об их сохранности/использовании;

 знании названий профессий и их значения для людей.

развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении проявляется в:

 понимании связи состояния здоровья с налагаемыми ограничениями,

 понимании связи заботы о здоровье с учебной успешностью (пропуски занятий по болезни приводят к появлению пробелов в знаниях),

владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, в том числе с использованием информационных технологий проявляется в:

- возможности рассказывать результаты своего проекта, сопровождая его презентацией.

способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временнопространственной организации проявляется в:

 расширении представлений о различных аспектах и многообразии природного и социального мира, их взаимосвязях;

 понимании значения экономических факторов для жизни семьи, региона, страны.

Метапредметные результаты освоения ПРП для 3-го класса по учебному предмету «Окружающий мир» включают осваиваемые обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР метапредметные результаты могут быть обозначены следующим образом.



Сформированность познавательных универсальных учебных действий:

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления проявляется в:

-понимании групповой инструкции к заданиям для самостоятельной работы.

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера проявляется в:

 самостоятельности в подготовке проектов (по оценке родителей).

 проявлениях поисковой активности (попыток самостоятельного поиска решения ранее неизвестного задания).

использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач проявляется в:

 овладении умениями декодирования условных знаков и представленных наглядных моделей.

 Овладении умением транслировать необходимую информацию с опорой на наглядную модель.

 Овладение умением самостоятельного построения наглядной модели (в соответствии с изучаемым материалом)

использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать. в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета проявляется в:

 Овладении умением выяснять нужные сведения у взрослых.

 Овладении умением самостоятельного поиска некоторой необходимой информации (под контролем взрослого).

 Овладении умением рассказывать подготовленный материал перед классом.

 Овладении умением сопровождать рассказ видеопрезентацией или другой наглядностью.

 Овладении умением интерпретировать полученные количественные данные (например, состав пищевых продуктов, семейный бюджет и пр.

овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах проявляется в:

 овладении умениями самостоятельного чтения научно-популярных (информационных) статей в учебнике;

 овладении умением формулировать выводы устно и письменно.

 Овладении умением находить в прочитанном тексте ответы на поставленные вопросы

 способности излагать свое мнение и аргументировать его;

 Овладении умением понятного пересказа информационного текста.

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям проявляется в:

 Овладении умением выделять существенные признаки.

 Овладении умением сравнивать различные объекты и явления природы и формулировать вывод.

 Овладении умением называть объекты, входящие в определенную обобщенную группу или обобщать объекты.

 Овладении умением вербализовать причинно-следственную связь между явлениями природы, природными изменениями.

 Овладении умением объяснять значение слов обобщенного и абстрактного характера в соответствии с изучаемым материалом.

 умении устанавливать причинно-следственные связи между некоторыми явлениями и событиями;

 овладении операциями обобщения и абстрагирования, в т.ч. составления памяток с условными знаками для воспроизведения усвоенного материала.

Сформированность регулятивных универсальных учебных действий.

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата проявляется в:

 способности выполнять инструкции и требования учителя, соблюдать основные требования к организации учебной деятельности;

 способности планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации, оречевлять план и соотносить действия с планом;

 способности выполнять учебные задания вопреки нежеланию, утомлению;

 способности исправлять допущенные ошибки, соотносить полученный результат с образцом и замечать несоответствия под руководством учителя и самостоятельно.

определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих проявляется в;

- Умении договориться о распределении ролей в ходе выполнения деятельности.

- Овладении умением договориться с партнером о частных моментах в ходе выполнения задания.

- Овладении умением адекватно воспринимать указания одноклассника на ошибки.

- Овладении умением оценить поведение окружающих.

- Овладении умением оценить собственное поведение.

Сформированность коммуникативных универсальных учебных действий.

активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач проявляется в:

 Овладении умением обратиться к сверстнику с предложением, просьбой о помощи в преодолении затруднения, объяснением.

 Овладении умением позвонить (написать) однокласснику чтобы узнать у него задание или совместно его выполнить.

 Овладении умением обратиться к педагогу с просьбой о помощи в преодолении затруднения.

 Овладении умением сопровождать видеопрезентацию рассказом. готовность слушать собеседника и вести диалог;

готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий проявляется в;

- Овладении умением работать в паре (предлагать и выслушивать предложения).

- Овладении умением аргументировать свою точку зрения.

Сформированность личностных универсальных учебных действий.

формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха проявляется в;

 Способности адекватно понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности (не понял, забыл, не постарался, не успел).

 Овладении доступными формами ответственного поведения (записать задание, транслировать его взрослым, самостоятельно уточнить недостающую информацию у учителя или одноклассников, принести на урок требуемое, дополнительно подготовиться к проверочным работам).

 Стремлении к совершенствованию своих учебных умений, базирующееся на осознании имеющихся затруднений (просьба объяснить, повторные попытки решения, повторные правильные выполнения ранее неудававшихся заданий).

 Способности выполнять домашние задания с минимальной помощью взрослого.  способности адекватно относиться к неуспеху в деятельности (увеличивать старание);  способности объективно оценивать причины неуспеха в деятельности;  способность адекватно оценивать свое поведение на уроке.

Предметные результаты

По итогам обучения в 3 классе можно проверять сформированность следующих знаний, представлений и умений.

 Название страны, региона, места проживания,

 Представление об обществе, народе, семье

 Знание региональной символики; достопримечательностей родного края, его основных предприятий

 знание отличий между живой и неживой природой, неживой природой и рукотворным миром;

 знание, что тела состоят из веществ, невидимых глазу;

 понимание сущности экологии;  знание живого, входящего в Красную книгу;

 заповедники: понимание сущности;

 знание состава воздуха;

 Представления о воде, почве, природных богатствах;

 Круговорот воды в природе;

 классификации растений (культурные и дикорастущие деревья, кустарники, травы, цветковые, хвойные, водоросли, мхи, папоротники);

 развитие и охрана растений;

 правила безопасности для разных ситуаций (пожар, утечка газа);

 правила безопасности на дороге;  опасные природные явления (гроза, буря)  опасные места (там, где нет или мало людей)

 знание названий представителей классов животных (насекомые, птицы, рыбы, звери, пресмыкающиеся, земноводные, черви, пауки, хищные, всеядные, растительноядные);

 цепи питания, размножение, развитие, охрана животных;

 грибы, микроорганизмы;

 основы знаний об организме человека;

 основы профилактики заболеваний, здорового образа жизни;

 органы чувств, кожа, осанка

 основы правильного питания и состав продуктов;

 основы экономических представлений (деньги);

 сущности понятия экономика, области экономики, роль человеческого труда

 расширение знаний названий профессий, в том числе профессий близких людей;

 знание видов транспорта;

 знание названий сторон света, материков, стран, городов  понимание отличий своей и чужой страны.



          Место учебного предмета в учебном плане

На изучение окружающего мира в каждом классе начальной школы отводится 2 ч в неделю (в 3 классе — 68 часов, 34 учебные недели).

Программа курса «Окружающий мир» в 3 классе состоит из 6 блоков – модулей, которые распределены в определенной последовательности и имеют каждый свою комплексно – дидактическую цель, где указаны те знания, которыми должны овладеть обучающийся, а также заложены те умения, которые должны быть отработаны по программе.

Основными разделами данной программы являются следующие блоки – модули:



Содержание учебного курса

1. Как устроен мир (6 ч).

Природа. Человек. Общество. Российская Федерация. О ём расскажет план. Что такое экология.

2. Эта удивительная природа (18 ч).

Звёздное небо — Великая книга Природы.Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Воздух и его охрана. Вода. Превращения и круговорот воды. Берегите воду! Что такое почва. Разнообразие растений. Солнце, растения и мы с вами. Размножение и развитие растений. Охрана растений. Разнообразие животных. Кто что ест. Размножение и развитие животных. Охрана животных. В царстве грибов.

3. Мы и наше здоровье (9 ч).

Организм человека. Органы чувств. Надёжная защита организма. Опора тела и движение. Наше питание. Дыхание и кровообращение. Умей предупреждать болезни. Здоровый образ жизни. Проверим себя и оценим свои достижения.

4. Наша безопасность (7 ч)

Огонь, вода и газ. Чтобы путь был счастливым. Дорожные знаки. Опасные места. Природа и наша безопасность. Экологическая безопасность.

5. Чему учит экономика (12 ч)

Для чего нужна экономика. Природные богатства и труд людей — основа экономики. Полезные ископаемые. Растениеводство. Животноводство. Какая бывает промышленность. Что такое деньги. Государственный бюджет. Семейный бюджет. Экономика и экология.

6. Путешествие по городам и странам (16 ч)

Золотое кольцо России. Наши ближайшие соседи. На севере Европы, Что такое Бенилюкс. В центре Европы. По Франции и Великобритании. На юге Европы. По знаменитым местам мира.

Тематическое планирование


Наименование разделов и тем


Всего часов

В том числе

Практическая работа

Тестирование


Экскурсии

Проект

1

Как устроен мир


6


1


1

2

Эта удивительная природа


18

4

1


1

3

Мы и наше здоровье


9

3

1


1

4

Наша безопасность


7

1

1


1

5

Чему учит экономика?


12

3

1


1

6

Путешествие по городам и странам


16


1

1

1


Итого


68

















































Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Сроки прохождения

Кол-во

часов

план

факт


Как устроен мир (6 ч)

1

Природа



1

2

Человек.



1

3

Общество.



1

4

Российская Федерация.



1

5

О чём расскажет план.



1

6

Что такое экология.




Эта удивительная природа (18 ч)

7

Звёздное небо — Великая книга Природы.




8

Тела, вещества, частицы.



1

9

Разнообразие веществ.

Практиченская работа №1



1

10

Воздух и его охрана.



1

11

Вода.

Практиченская работа №2



1

12

Превращения и круговорот воды.



1

13

Берегите воду!



1

15

Что такое почва.

Практиченская работа №3



1

16

Разнообразие растений.



1

17

Солнце, растения и мы с вами



1

18

Размножение и развитие растений

Практиченская работа №4



1

19

Охрана растений.



1

20

Разнообразие животных.



1

21

Кто что ест.



1

22

Проект «Разнообразие природы ЕАО».



1

23

Размножение и развитие животных.



1

24

Охрана животных.



1

25

В царстве грибов.

Проверим себя и свои достижения.



1

Мы и наше здоровье (9ч)


26

Организм человека.

Практиченская работа №5



1

27

Органы чувств.



1

28

Надежная защита организма.

Практиченская работа №6



1

29

Опора тела и движение.



1

30

Наше питание.

Практиченская работа №7



1

31

Проект «Школа кулинаров».




1

32

Дыхание и кровообращение.

Практиченская работа №8



1

33

Умей предупреждать болезни.



1

34

Здоровый образ жизни.

Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие



1

Наша безопасность (7 ч)

35

Огонь, вода и газ.



1

36

Чтобы путь был счастливым.



1

37

Дорожные знаки



1

38

Проект «Кто нас защищает».



1

39

Опасные места



1

40

Природа и наша безопасность



1

41

Экологическая безопасность.

Практиченская работа №9



1


Чему учит экономика (12 ч)

42

Для чего нужна экономика



1

43

Природные богатства и труд людей – основа экономики.



1

44

Полезные ископаемые.

Практиченская работа №10



1

45

Сельское хозяйство как составная часть экономики.



1

46

Животноводство как отрасль сельского хозяйства.

Практиченская работа №11



1

47

Какая бывает промышленность



1

48

Проект «Экономика ЕАО».



1

49

Что такое деньги.

Практиченская работа №12



1

50

Государственный бюджет.



1

51

Семейный бюджет.




52

Экономика и экология.



1

53

Экономика и экология.




1

Путешествия по городам и странам (16 ч)

54

Золотое кольцо России – слава и гордость страны.



1

55

Золотое кольцо России.



1

56

Города Золотого кольца



1

57

Проект «Музей путешествий»



1

58

Наши ближайшие соседи.



1

59

На севере Европы



1

60

Что такое Бенилюкс?



1

61

В центре Европы.



1

62

Путешествие по Франции



1

63

Итоговая комплексная работа на промежуточной работе



1

64

Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие.

Промежуточная аттестация



1

65

Путешествие по Великобритании



1

66

На юге Европы.



1

67

По знаменитым местам Мира.




68

Проект «По знаменитым местам Мира»



1




















Контрольно-измерительный материалы для проведения

промежуточной аттестации



Тестовые задания – динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.


Каждое выполненное задание уровня А оценивается в 1 балл, уровня В — в 2 балла, уровня С — в 3 балла.


Рекомендации по оцениванию результатов


80%-100% от максимального количества баллов — оценка «5»;

60%-80% - оценка «4»;

40%-60% - оценка «3»;

0-40% - оценка «2».

Уровень «А» - базовый


  1. Что отличает человека от других живых существ?

    а) движение

    б) размножение

    в) разум

    г) дыханин


  1. Что относится к характеристике страны?

    а) государственные символы

    б) государственный танец

    в) цвет кожы

    г) родной язык


  1. Какое травянистое растение является культурным?

    а) лук

    б) осот

    в) крапива

    г) лебеда


  1. Что относится к веществам?

    а) Солнце

    б) крахмал

    в) шар

    г) шуруп


  1. Какое растение относится к водорослям?

    а) папоротник

    б) кувшинка

    в) водяной орех

    г) морская капуста


  1. Какое животное относится к группе пресмыкающихся?

    а) черепаха

    б) каракатица

    в) жаба

    г) кальмар


  1. Какой орган относится к кровеносной системе?

    а) почка

    б) лёгкие

    в) сердце

    г) мозг


  1. Какое полезное ископаемое используется как топливо?

    а) глина

    б) известняк

    в) торф

    г) гранит


  1. Какое растение выращиают на корм домашним животным?

    а) люцерну

    б) пшеницу

    в) хлопчатник

    г) гречиху


  1. Как называются платежи, которые граждане и организации обязаны вносить государству?

    а) налоги

    б) штрафы

    в) пени

    г) премии

Уровень «В» - средней сложности



  1. Что помогает человеку накапливать свои знания о мире?

    а) восприятие

    б) воображение

    в) память

    г) внутренний мир


  1. Какое вещество газообразное?

    а) алюминий

    б) песок

    в) кислород

    г) вода


  1. Какое звено в цепи питания является первым?

    а) растительноядные животные

    б) хищные животные

    в) насекомоядные животные

    г) растения


Уровень «С» - повышенной сложности



  1. В каких строчках указаны системы органов?

    а) сердце, вены, артерии

    б) желудок, лёгкие, мозг

    в) пищевод, желудок, кишечник

    г) руки, ноги, голова


  1. Какие страны находятся на территории Европы?

    а) Финляндия

    б) Италия

    в) Египет

    г) Индия





























Учебная литература


  1. Учебник Окружающий мир 3 класс 1, 2 части Автор: А.А. Плешаков.

  2. Рабочая тетрадь Окружающий мир 3 класс 1, 2 части Автор: А.А. Плешаков

  3. Тесты Окружающий мир Автор: А.А. Плешаков, Н.Н. Гара, З.Д. Назарова

  4. Рекомендации к организации учебного процесса по "Окружающему миру"

  5. Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир» 1, 2 части Автор: А.А. Плешаков.