Тема № 4. Программирование линейных алгоритмов.
Цель урока : Научить учащихся логически думать, рассуждать и решать задачи, показать связь
между Школьным алгоритмическим языком ( ШАЯ) , блок –схемой и программой,
составлять программы. Научить их вводить программы в компьютере, проверить на
ошибку и увидеть выполнение программы.
Оборудование : 1) Компьютеры и программа Turbo Pascal 7.0
3) Индивидуальные карточки
План урока :
Понятие о линейном алгоритме.
Структура Pascal – программы.
Операторы .
Примеры составления программ по линейному алгоритму.
5. Контрольная работа..
Ответы на вопросы по плану:
Опр. Алгоритм, в котором все действия выполняются последовательно друг за другом наз. линейным алгоритмом.
Программа, реализующая линейный алгоритм, называется программированием линейных алгоритмов. Программы линейной структуры не содержат условий, поэтому их операторы выполняются в той последовательности в которой записаны. Примером линейных алгоритмов является: например: режим дня ученика, решение простой задачи и другие.
В структуре Pascal – программы существуют зарезервированные слова. Их на языке Pascal около 47. Зарезервированные слова не могут быть использованы в качестве идентификаторов.
Структура Паскаль программы :
Program ;
Uses Имя подключаемых модулей ;
Label ;
Const ;
Type ;
Var Описание переменных ;
;
;
Begin ;
End .
3. Для организаций линейных программ используются следующие операторы:
1) Оператор присваивания :=
Например V:=A, где V – имя переменной; А- выражение
2) Оператор ввода Readln с переводом курсора на другую линию
Оператор ввода Read без перевода курсора
Оператор ввода, который ждет нажатия любой клавиши ReadKey
3) Оператор вывода Writeln с переводом курсора на другую линию
Оператор вывода Write без перевода курсора
Оператор вывода Writeln( B:m:n), где B-переменная,
m –число позиций, отводимых под число ( для расстояний),
n- число позиций, отводимых под дробную часть числа
4) Оператор очистки монитора ClrScr
5) Комментарий { Ком.} или (* Ком.*)
{ Комментарий (* внутри *) комментария }.
Комментарий Эвм игнорирует, но он нужен для программиста.
Пример № 6: Составить программу вычисления произведения трех целых чисел.
Решим эту задачу по этапам :
1 этап : Математическая модель : Р:=а*в*с
2 этап : Рассмотрим ШАЯ и блок-схему:
Алг. Произведение чисел
Дано А, В, С – арг. цел.
Надо Р - рез. цел.
нач
Ввод А, В, С
Р = А * В * С
Вывод Р
кон.
3 этап: Составление программы опирается на структуру Паскаль:
Program Primer6;
Uses crt;
Var a,b,c, p: integer;
Begin { Вычисление произведения }
clrscr;
Writeln ( ‘ Введите три целых числа : ’ );
Readln (a,b,c);
P:=a*b*c;
Writeln ( ‘ Произведение =’, P );
ReadKey;
End.
Вначале программу введём без тех слов, которые написаны подчеркнутым курсивом . Затем с добавляем эти слова,
и чтоб учащиеся увидели разницу в том , чтобы знать для чего эти операторы в программе. Программу на ошибку
проверять, нажав F9.
Выполнение программы и получение результатов. Для этого нажать CTRL + F9, ввести три значения.
Например: 7 3 10
И компьютер, подставив эти числа в формулу, даст ответ: Произведение =210.
Пример 8. Какой ответ будет экране после выполнения данной программы.
PROGRAM Primer8;
VAR X:INTEGER; Y,Z:REAL;
SYM:CHAR;
ST:STRING[15]; { Потом поменять значение на 30 }
BEGIN
X:=57; Y:=45;
Z:=2.718;
SYM:='Я';
ST:=' Турбо Паскаль изучаю ’;
WRITELN(' X=',X,' Y=',Y,' Z=',Z );
WRITE(SYM);
WRITELN(' ',ST);
END.
Правила:
При вводе данных с клавиатуры числовые значения вводятся через пробел, а символьные значения без пробела (так как пробел тоже является символом).
2) При вводе дробных чисел целая часть от дробной отделяется точкой, а не запятой, например: 3.14, 2.71
и т.д. Индексы переменных пишутся рядом, например: Х1, А1, У2 и т.д. (в записи программ верхних и
нижних индексов не бывает).
Переменные в программе можно обозначать хоть строчной, хоть прописной буквой английского алфавита
(например: A,B,C, X, Y,Z … или a,b,c,x,y,z .. , а1, A1, R, х3, мах ... и.т.д.).
Значение переменной результата будет веществ. типом в разделе описания VAR, если в формулах используются:
тригонометрические и другие функции, которые при расчетах дают вещественные значения;
значение корня квадратного;
при делении;
и другие значения зависимости от решения задачи в других случаях.
Задача ( с Электронного учебника) Составить программу вычисления максимального значение среди
двух целых чисел.
1 этап. Обозначим значение двух целых чисел через переменных A и B, максим. значение обозначим
переменной М. Тогда математическая формула выглядит так:
2 этап: Написать алгоритм (ШАЯ) и блок-схему - дом. работа.
3 этап. Program Max;
Var a,b : integer; m :real;
Begin
Write (‘ Введите первое число : ’); Readln (a);
Write (‘ Введите второе число : ’); Readln (b);
M := ( abs( a-b) + a + b)/2;
Writeln ( ‘ Max =’, m:1:0);
End.
Домашние задания:
Задача №7. Составить алгоритм, блок-схему и программу возведения любого числа в любую степень.
Задача №9. Составить алгоритм, блок-схему и программу вычисления периметра и площади прямоугольного
треугольника по заданным двум сторонам.
Задача № 10. Составить алгоритм, блок-схему и программу вычисления суммы квадратов двух целых чисел.
Задача № 11. Составить алгоритм, блок-схему и программу вычисления длины окружности, заданным радиусом
R=5,782