Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №3»
муниципального образования «город Десногорск» Смоленской области
Утверждаю
Директор МБОУ «СШ №3»
--------------------------- Р.И. Сотник
Приказ №-------- от------------ 2016 г.
Рабочая программа
факультатива «Основы православия»
для 4 класса на 2016-2017 учебный год
учителя Куртенковой Юлии Семеновны
Рассмотрено на заседании ШМО Согласовано
Руководитель ШМО Зам. директора------------- Н.В. Прохорова
Учитель начальных классов Принято педсоветом
------------------- С.А. Басаримова Протокол №--------- от -------08. 2016г.
Протокол №--------- от--------- . 08. 2016 г
.
Десногорск
2016
Пояснительная записка
Класс: 4
Количество часов: 34
Рабочая программа факультатива «Основы православия» разработана в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения на основе программы курса «Основы православной культуры» для средней общеобразовательной школы: 1-9 класс. Протоиерей Виктор Дорофеев, О.Л. Янушкявичене. Центр Покров, 2005.
Программа рассчитана на 1 час в неделю и 34 часа в год.
Ожидаемые результаты:
Личностные результаты:
Сформированность образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, религий.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе нравственных норм, социальной справедливости.
Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения.
Воспитание доброжелательности, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях.
Наличие мотивации к труду, бережного отношения к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства ее осуществления.
Формирование умений планировать, контролировать оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий.
Умение осуществлять информационный поиск для выполнения заданий.
Овладение навыками смыслового чтения текстов, различных стилей и жанров.
Овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей.
Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения.
Определение общей цели и путей ее достижения.
Предметные результаты:
Знать, понимать, и принимать общечеловеческие ценности.
Знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения.
Формирование первоначальных представлений о светской этики, религиозной культуре и их роли в истории России.
Осознание ценностей нравственности и духовности в человеческой жизни.
Содержание программы
Евангелие – Благая весть. Смысл Евангелий. Четыре евангелиста, их символы.
Предтеча и Креститель Иоанн. Его служение. Праздники, посвященные святому Иоанну.
Сорокадневный пост, искушение Иисуса Христа. Призвание апостолов. Проповедь.
Участие Иисуса Христа в нуждах людей. Брак в Кане Галилейской. Благословение брака и семьи.
Чудеса Господа. Исцеление расслабленного. Исцеление слепорожденного. Причины болезней. Как исцелиться от болезни?
Воскрешение дочери Иаира. Почему в доме Иаира смеялись над Иисусом? Бывают ли в жизни ситуации, когда Бог не может помочь человеку?
Необыкновенный улов. Чудо обращения людских душ к Господу.
Чудеса Господа. Насыщение пяти тысяч. Хождение по водам. Как могут совершаться сверхъестественные явления?
Притчи Господни. О самарянине. Кто для нас близкий человек?
Притчи Господни. О сеятеле. Наше сердце – какая почва?
Притчи Господни. О богаче и Лазаре. Почему богач не получил благой участи? Что он делал не так?
Притчи Господни. О немилосердном должнике. Кто наши должники? Как нам относиться к должникам?
Притчи Господни. Дом на камне и на песке. Что значит дом? Как его построить на камне?
Нагорная проповедь. Девять заповедей блаженств – ступеньки духовного восхождения.
Непротивление злу насилием. «Кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую». Что делать, если другие думают иначе, чем ты? Возможно ли любить плохих? Нужно ли мстить за зло? Пример поступка Серафима Саровского. Прощение, неосуждение ближнего.
О силе молитвы. Молитва «Отче наш», каждое ее прошение. Молитва за ближнего – исцеление расслабленного в Капернауме.
Творение милостыни. «Пусть левая рука твоя не знает, что делает правая». Примеры из жизни святых. Как относиться к ближнему.
«Сокровища на небе». Что это такое? Можно ли одновременно собирать сокровища на небе и на земле? Притча о званых и избранных.
Воскрешение Лазаря. Вход Господень в Иерусалим. Пророчество о Иерусалиме.
Страстная седмица (неделя). Как проводят Страстную седмицу православные люди на Руси. Великий понедельник. Бесплодная смоковница (кого прообразует бесплодная смоковница); изгнание торгующих из храма.
Великий вторник. Обличение начальников Иудейских. Притча о злых виноградарях. О подати кесарю. О воскресении мертвых. О Божественном достоинстве Мессии – Христа. Пророчество о разрушении Иерусалима, втором Пришествии. Притча о десяти девах. Притча о талантах. Беседа о Страшном суде.
Великая среда. Заговор иудеев, предательство Иуды. Почему Иуда предал Иисуса? Губительность страсти.
Великий четверг. Тайная вечеря. Установление Таинства Причастия. Гефсиманская молитва Иисуса Христа и взятие Его под стражу. Тайная вечеря в художественной культуре.
Отречение апостола Петра. Смерть Иуды. Иисус Христос у Пилата. Крестный путь.
Великая пятница. Распятие, смерть и погребение Иисуса Христа.
Воскресение Господне. Свидетельства о Воскресении. Плащаница. Воскресение в художественной культуре.
Явление ученикам. Фома неверующий. Почему не поверил Фома. Вознесение Господне.
Сошествие Святого Духа на апостолов. Праздник Святой Троицы.
Успение Богородицы. Что означает слово «успение»?
Лента времена. Ветхий Завет.
Лента времена. Новый Завет. Крещение Руси.
Круг главных непереходящих и переходящих праздников.
Церковнославянский язык. Чтение. Чтение Псалтири.
Внеклассный урок. Посещение храма. Изображения Евангельских событий в росписях храма.
Основные виды учебной деятельности учащихся
Дидактические, ролевые игры, беседы, практикумы, дискуссии, сочинения-рассуждения, экскурсия.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во часов | Дата |
1 | Евангелие – Благая весть. | | |
2 | Сорокадневный пост и искушения Иисуса Христа. | | |
3 | Предтеча и Креститель Иоанн. | | |
4 | Брак в Кане Галилейской. Монашество. | | |
5 | Чудеса Господа. | | |
6 | Исцеление слепорожденного. Воскрешение дочери Иаира. | | |
7 | Притчи Господни о сеятеле, о званых и избранных. | | |
8 | Притчи о Царстве Небесном. | | |
9 | Притча о неразумном богаче. | | |
10 | Притчи Господни о милосердии. | | |
11 | Притчи о необходимости делания добрых дел. | | |
12 | Нагорная проповедь. Девять заповедей блаженств | | |
13 | Последние четыре заповеди блаженств. | | |
14 | Продолжение Нагорной проповеди. | | |
15 | Отношение к врагам и творение милости. | | |
16 | Молитва «Отче наш» | | |
17 | Правила жизни христианина. | | |
18 | Воскрешение Лазаря | | |
19 | Вход Господень в Иерусалим. | | |
20 | Страстная седмица. Великие Понедельник и Вторник. | | |
21 | Попытки уловить Христа. О Божественном достоинстве. | | |
22 | Великая среда. Предательство Иуды. | | |
23 | Великий четверг. Тайная вечеря. | | |
24 | Гефсиманская молитва Иисуса Христа и взятие Его под стражу. | | |
25 | Иисус Христос у Пилата. | | |
26 | Крестный путь. Распятие Иисуса Христа. | | |
27 | Погребение Иисуса Христа. Воскресение Господне. | | |
28 | Явление ученикам. Фома неверующий. | | |
29 | Вознесение Господне. Сошествие Святого Духа на апостолов. | | |
30 | Успение Богородицы. | | |
31 | Лента времена. Ветхий Завет. | | |
32 | Лента времена. Новый Завет. | | |
33 | Церковнославянский язык. Чтение. | | |
34 | Изображения Евангельских событий в росписях храма. | | |
Цель факультатива - расширение историко-культурологического образования и духовно-нравственное воспитание средствами религиозно-познавательного содержания.
Образовательные и психолого-адаптационные задачи факультатива:
- изучение православной религиозной традиции, истории христианства;
- изучение православной этики;
- ознакомление с православным календарем;
- изучение устройства православного храма;
- ознакомление с мировыми религиями;
- ознакомление с древними религиями, включая в общих чертах славянскую мифологию;
- ознакомление с особенностями культовой архитектуры разных религий;
- формирование целостного восприятия мира;
- воспитание уважения к внутреннему миру каждого человека;
- формирование культуры общения;
- воспитание волевых качеств, культуры мышления и культуры чувств;
- выработка этических принципов на основе традиций отечественной культуры;
- предупреждение религиозной эксплуатации и конфликтов на национальной 'и религиозной почве;
- воспитание патриотизма;
- формирование представления о культурном и историческом единстве России и российского народа и важности сохранения культурно-национального единства;
- духовно-нравственное воспитание через приобщение к традиционным ценностям отечественной культуры;
- приобщение к художественно-эстетическим отечественным традициям;
- расширение и активизация словаря школьников путем дополнения его лексикой духовного и историко-культурологического значения;
- пробуждение интереса и формирование мотивации к изучению отечественной культуры и истории;
- воспитание потребности школьника в творческом участии в жизни России, в сохранении природы и созидании культуры Отечества.
Краткая характеристика структуры программы
Программа построена с учетом возрастных особенностей учащихся по принципу постепенного усложнения учебного материала.
Условия реализации программы и основные методические рекомендации
Предпочтительные методы обучения:
1) небольшой иллюстрированный рассказ с обсуждением наиболее сложных вопросов темы, предусмотренных учителем или предложенных учениками, на следующем этапе этого же занятия;
2) беседа закреплением материала в творческих работах под руководством учителя;
3) сократическое занятие;
4) короткая иллюстрированная лекция с заданиями на закрепление материала;
5) чтение фрагментов из Библии с последующим обсуждением (на этом же занятии) и творческим заданием;
6) работа с текстами, картами, составление кроссвордов.
Ожидаемые результаты:
По окончании изучения курса «История религиозной культуры» предполагается получение школьниками историко-культурологических знаний в области мировых религий, древних религий, славянской мифологии, православной этики, архитектуры, устройства и назначения храма, знакомство с иконописью, фреской.
Учащиеся должны знать некоторые сюжеты Ветхого 3авета, хорошо знать историю, значение и традиции православных праздников.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема 1. «Мир вокруг и внутри нас» - 1 ч.
Тема 2. «ДУХОВНОЕ В РЕАЛЬНОМ МИРЕ» - 3 ч
Самая древняя книга о духовном мире - Библия.
Представления православных о мире как творении Божием. Творец. Разнообразие и богатство мира. Жизнь. Сложность, гармония и порядок в устроении мира. Связь между видимым и невидимым миром. Законы природы и духовные законы.
Умеем ли мы видеть мир? Что мешает объективно воспринимать мир и происходящее в нем? Зависимость нашего восприятия от внутреннего состояния, отношения к окружающему миру, окружающим нас людям. Зависимость счастья человека от его внутреннего мира, от духовных, физических потребностей.
Впечатления, память. Взаимозависимость внутреннего и внешнего, видимого и невидимого на при мере: впечатление - настроение - здоровье - отношение к окружающим - отношение к окружающему миру. Представление о мире как единой системе, объединяющей физическую и духовную области.
Верования в Бога, сотворение человека по образу Божию. Человек - венец творения. Адам и Ева. Человек наделен бессмертной душой, имеет свободу воли и владеет разумной речью.
Добро и зло в человеческом мире и природе. Грехопадение. Возникновение зла. Значение слова «грех». Нарушение общей гармонии мира. Разумная человеческая душа превосходит природный мир и ответственна за него. Духовный смысл человеческой жизни.
Тема 3. «ЖИЗНЬ ИИСУСА ХРИСТА И ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРАЗДНИКИ» - 30 ч
С чем связаны главные православные праздники? Иисус Христос - Спаситель мира. Евангелие - книга о Спасителе и о спасении. Рождество Пресвятой Богородицы. Введение во храм.
Благая весть о рождении Спасителя. Архангел Гавриил. Дух Святой. Праздник Благовещения.
Рождество Христово.
Поклонение волхвов и пастухов. Традиция празднования Рождества Христова у православных народов. Отражение евангельских событий в иконописи, поэзии, светской живописи, духовной музыке.
Бегство Марии и Иосифа с Младенцем Иисусом в Египет. Возвращение в Назарет.
Сретение Господне.
Иоанн Предтеча и Креститель Господа Иисуса Христа. Рождение Иоанна
Предтечи. Проповедь Иоанна Предтечи.
Крещение Иисуса Христа.
Усекновение честной главы Иоанна Предтечи.
Христос в пустыне. Пост. Искушение Иисуса Христа дьяволом. Начало проповеди Христа. Двенадцать учеников Иисуса Христа.
Нагорная проповедь Спасителя. Царство Небесное. Заповеди блаженства. Первое чудо Иисуса Христа по ходатайству Его Пречистой Матери. Исцеление расслабленного.
Исцеление сына царедворца. Воскрешение сына наинской вдовы. Укрощение бури. Хождение Иисуса Христа по водам. Воскрешение дочери Наира. Благословение детей.
Чудесное приумножение хлебов и рыб.
Предсказания Иисуса Христа о своих страданиях. смерти и воскрешении.
Преображение Гocnодне.
Воскрешение Лазаря.
Торжественный вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресенье. Тайная вечеря.
Моление о чаше. Предательство Иуды. Взятие Иисуса под стражу.
Суд над Иисусом. Крестный путь Иисуса Христа на Голгофу. Распятие и смерть Иисуса Христа.
Снятие с креста и погребение Спасителя. Воскресение Иисуса Христа.
Пасха Господня. Празднование главного православного праздника - Светлого Христов? Воскресения. Светлая седмица.
Пребывание воскресшего Спасителя на земле. Вознесение Господне. Сошествие Святого Духа на апостолов. Пятидесятница - День Пресвятой Троицы. Духов день.
Православные праздники. Двунадесятые праздники: переходящие и непереходящие праздники. Праздничные иконы. Евангельские события в поэтическом и изобразительном искусстве.
Учебно-тематическое планирование кружка
№ п/п | Тема | Количество часов | Дата |
1 | Вводный урок. О чем рассказывает история религиозной культуры? | 1 | |
| Тема 1. «Духовное в реальном мире» | 3 | |
2 | Мир внешний и мир внутренний. | 1 | |
3 | Человек — венец творения. | 1 | |
4 | Добро и зло в человеческом обществе и в мире природы. | 1 | |
| Тема 2. «Жизнь Иисуса Христа и православные праздники» | 29 | |
5 | Евангелие — книга о Спасителе и о спасении. Рождество Пресвятой Богородицы. | 1 | |
6 | Благовещение Пресвятой Богородицы. | 1 | |
7 | Рождество Христово. | 1 | |
8 | Поклонение волхвов младенцу Христу. | 1 | |
9 | Бегство Иосифа с Марией и младенцем Иисусом в Египет и возвращение в Назарет. | 1 | |
10 | Сретение Господне. | 1 | |
11 | Рождество Иоанна Предтечи. | 1 | |
12 | Крещение Иисуса Христа. | 1 | |
13 | Усекновение честной главы Иоанна Предтечи. | 1 | |
14 | Христос в пустыне. | 1 | |
15 | Нагорная проповедь Христа. Заповеди блаженств. | 1 | |
16 | Традиции празднования Рождества Христова в России. | 1 | |
17 | Посещение православного храма. | 1 | |
18 | Первое чудо Иисуса Христа в Кане Галилейской. | 1 | |
19 | Исцеление расслабленного. | 1 | |
20 | Исцеление сына царедворца и воскрешение сына вдовы. | 1 | |
21 | Укрощение бури и хождение Иисуса Христа по водам. | 1 | |
22 | Возвращение дочери Наира. Благословение детей. | 1 | |
23 | Чудесное преумножение хлебов и рыб. | 1 | |
24 | Преображение господне. | 1 | |
25 | Воскрешение Лазаря. | 1 | |
26 | Торжественный вход Господень в Иерусалим. | 1 | |
27 | Тайная вечеря. | 1 | |
28 | Моление о чаше. | 1 | |
29 | Суд и распятие Христа. | 1 | |
30 | Снятие с креста, погребение и воскресение Спасителя. | 1 | |
31 | Пасха Господня. | 1 | |
32 | Вознесение Господне и сошествие Святого духа. | 1 | |
33 | События Евангелия и православные праздники. | 1 | |
34 | Экскурсия в Храм Всех скорбящих Радость | 1 | |