СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Большое значение для познавательного, социально-личностногол и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его историей, достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, с известными людьми, которые жили в разные времена. Для успешной работы по ознакомлению с родным городом необходимо применить проектный метод.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учрежедние детский сад №7 г. Ярцева Смоленской области
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ
ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С РОДНЫМ ГОРОДОМ, КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
«РОДНОЕ ЯРЦЕВО – ТЫ ЧАСТЬ РОССИИ»
АВТОР ПРОЕКТА:
ИВАНОВА НАТАЛЬЯ ВАЛЕРЬЕВНА,
ВОСПИТАТЕЛЬ, ВЫСШАЯ КАТЕГОРИЯ
2017
«Я узнал, что у меня
Есть огромная семья:
И тропинка, и лесок,
В поле - каждый колосок,
Речка, небо надо мною-
Это все мое, родное!»
В. Орлов
Актуальность проекта
В настоящее время чрезвычайно актуальной стала проблема гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения. Известно, что дошкольный возраст - важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. Дошкольные образовательные учреждения, являются начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первые представления об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству. В этих условиях своевременным оказалось положение Федерального закона «Об образовании» о приоритете воспитания гражданственности, трудолюбия, любви к Родине, окружающей природе, семье.
Встает вопрос: когда надо начинать эту работу? Народная педагогика гласит: воспитывай ребенка, пока он поперек лавки лежит. После 5 лет воспитывать сложнее, к 7 годам уже складывается «психологический портрет» личности. В старшем дошкольном возрасте, появляются новообразования, свидетельствующие о возможности и необходимости осуществления специальной работы по патриотическому воспитанию детей. К ним относится формирование у дошкольников нравственных чувств на основе обогащения содержания, роста осознанности, глубины и устойчивости эмоциональных переживаний. Дети рано начинают усваивать ценности того общества, в котором живут. Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает в детстве? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплом? Думается, это - выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди, - все это взрослые передают детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств.
В связи с этим огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного края – города Ярцева. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщается к богатствам национальной и мировой культуры.
В данном проекте речь пойдёт о значении истории родного города и его влияние на патриотическое воспитание дошкольников. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
Наблюдая за детьми, я увидела, что они с любопытством рассматривают открытки, фотографии о родном городе, делятся впечатлениями. Но, беседуя с детьми, я убедилась в том, что у детей поверхностные представления об истории родного города.
Проблема. Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его историей, достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, с известными людьми, которые жили в разные времена.
Родители имеют недостаточно знаний о своем городе, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном городе. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.
Следовательно, мы считаем данную проблему актуальной не только для нашего детского сада, но и для общества в целом.
Неотъемлемая часть любой системы образования – воспитание патриотизма. Патриотизм – это любовь и привязанность к Родине.
Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте.
Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности. Фундаментом патриотизма по праву рассматривается целенаправленное ознакомление детей с родным городом.
Дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий. Взрослым следует дарить детям радость этих открытий, наполнив их идеологическим и воспитательным содержанием, которые должны способствовать формированию нравственных основ и чувства патриотизма.
Раздвигая горизонты познаваемого детьми, мы зароняем в их сердца искорку любви к родному краю, к Родине.
Для успешной работы с детьми по ознакомлению с городом, где они живут, необходимо применить проектный метод.
Тема проекта: Ознакомление с родным городом, как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста"Родное Ярцево – ты часть России»
Тип проекта: открытый, долгосрочный, исследовательский.
Осуществляется внутри ДОУ в контакте с семьями воспитанников.
Участники проекта: педагоги, дети старшего дошкольного возраста, родители.
Гипотеза:
Если в ходе реализации проекта дети приобретут целостную картинку истории своей семьи, своего города; сформируются знания об истории и достопримечательностях города; начнут проявлять бережное отношение к природе, интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
Цель проекта:
Формирование у детей любви к Родине, к родному городу и его истории. Приобщение детей к изучению культурно – исторического наследия родного города, в рамках патриотического воспитания
Задачи проекта:
Вести поиск эффективных форм и методов нравственно-патриотического воспитания дошкольников через ознакомление с историей, культурой и природой родного города.
Пополнить предметно-пространственную развивающую среду, направленную на обогащение представлений детей о родном городе.
Обеспечение единства работы ДОУ и семьи по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.
Разработать перспективные планы по ознакомлению с родным городом.
Организовать мониторинг педагогического процесса по ознакомлению детей с родным городом.
Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного края
Основные задачи старший дошкольный возраст:
Формирование любви к родному городу и интерес к прошлому и настоящему Ярцева.
Знакомство детей с географическим расположением города, природными ресурсами.
Знакомство детей с традициями, трудом и бытом горожан.
Привитие чувства гордости за своих земляков, которые прославили родной город.
Развитие эмоционально-ценностного отношения к родному дому, своей семье, улице, городу.
Формирование желания сохранять чистоту, порядок в своем городе.
Воспитание у детей чувства гордости, восхищения красотой родного города.
Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, через игру; предметную деятельность; общение; обучение; разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
Ведущая педагогическая идея проекта: Проблема нравственно-патриотического воспитания в современном мире актуальна и сложна. Преданность к отечеству нужно воспитывать, прежде всего, через воспитание у детей любви и уважения к родному дому, улице, городу. Если маленький гражданин нашей большой страны будет знать свой родной край: особенности природного края, его достопримечательности, историю, то он вырастет настоящим гражданином нашей Родины.
Теоретическая интерпретация проекта:
Изучив методическую, педагогическую литературу, был определен круг авторов, чьи позиции по вопросам патриотического воспитания детей через ознакомления с родным городом наиболее близок. Это прежде всего: Н.В.Алешина "Патриотическое воспитание дошкольников", К.Д. Ушинский, который ввел в русскую педагогическую литературу термин «народная педагогика», видя в фольклорных произведениях национальную самобытность, богатый материал для воспитания любви к Родине, развитие личности в духе патриотизма; В.А. Сухомлинский утверждал, что «детство – каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало прежде всего познанием человека и Отечества, их красоты и величия. Особый вклад в научное обоснование нравственно - патриотического воспитания дошкольников внесли Р.И. Жуковская, Н.Ф. Виноградова, Е.И.. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине эти педагоги считают накопление ими социального опыта жизни: о своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.
Патриотическое воспитание является важной и актуальной составной частью для комплекса наук: психологии, педагогики, философии, этики и обеспечивается взаимосвязью трех компонентов: когнитивного, эмоционального и поведенческого. Его успешность зависит от организации педагогического процесса и выбора педагогического инструментария.
Перспективы развития педагогического проекта:в будущем планируется организация совместной деятельности детей старшего и младшего возраста внутри ДОУ, а такжеорганизация совместной деятельности дошкольного образовательного учреждения и школы по осуществлению преемственности по данному направлению.
Степень новизны, инновациизаключается в индивидуализации среды, отражающей направления работы и включающий региональный аспект.
Разработка и успешная апробация перспективных планов на две возрастные группы, подбор игр, пословиц, поговорок о родном городе. Организация взаимодействия с родителями по дидактическому обеспечению педагогического процесса: составление рассказов и загадок о городе Ярцево.
Принципы. При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным городом положены следующие принципы:
Принцип историзма.
Реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). С этой целью создан уголок краеведения в группе, подобран материал о городе Ярцево, включающий как сведения об историческом прошлом, так и современном культурном облике родного края.
Принцип гуманизации.
Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству.
Принцип дифференциации.
Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном городе с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.
Принцип интегративности.
Реализуется в сотрудничестве с семьёй, детской центральной детской библиотекой, музеем города и т.п. Содержание краеведческого материала определяется с учётом сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями города Ярцева.
Сроки реализации проекта
долгосрочный – сентябрь 2014г. – май 2016 г.
Прогнозируемый результат.
В результате реализации проекта предполагается получить:
• Изменения в ценностных ориентациях:
Познавательные: у ребенка пробуждается потребность в новых знаниях, его собственный опыт расширяется за счет приобщения к тому, что известно другим; перед ним открывается значимость учения.
Ценности преобразования: возникает стремление самому творить то, что доступно другому, и создавать нечто новое, оригинальное.
Ценности переживания: ребенок проникается чувством красоты, сопереживания к родному краю, стране, где он живет. Формируются начала духовности как свойства сознания.
Отношение к явлениям общественной жизни представлено следующими ценностями: у ребенка появляется социальная ориентация – понимание другого человека, его эмоционального состояния; формируется интерес к событиям в стране, в родном городе.
Повышение объема и уровня сформированности знаний, умений и навыков детей в процессе освоения окружающего мира, истории и культуры родного края.
Обогащенные и систематизированные знания детей об истории города и его культурных ценностях. Сформирован устойчивый интерес к изучению данной проблемы.
Обогащение структуры и содержания предметно-развивающей среды группы детского сада.
Методическое и дидактическое обеспечение программы (планирование, конспекты, рекомендации).
Воспитатели:
- Разработка конспектов занятий, досугов и других мероприятий.
- Сбор практических материал по всем видам детской деятельности.
- Освоение инновационных технологий.
- Разработка анкет для родителей.
- Составление перспективного плана работы.
- Разработка и изготовление дидактических игр и пособий.
- Оформление, обобщение и распространение опыта по теме проекта.
Родители:
- Повышение интереса к работе ДОУ.
- Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.
- Повышение родительской компетентности по представленной проблеме.
- Формируют практические навыки воспитания детей.
Предметно-развивающая среда:
- Созданы условия для эффективного нравственно-патриотического воспитания в ДОУ.
- Разработка рекомендаций по созданию условий для эффективного нравственно-патриотического воспитания в ДОУ и семье.
- Создание макетов достопримечательностей и памятных мест города.
- Разработанное методическое и дидактическое сопровождение по данному разделу.
- Реализация проекта позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры города Ярцева, поможет сформировать заботливое отношение к родному городу.
Следовательно, данный проект способствует формированию не только познавательного интереса, но и имеет социальное значение.
По типам взаимодействия участников педагогического процесса
Проект реализуется при коллективном и групповом обучении, в системе «педагог – родитель», а также при участии различных общественных организаций, деятельность которых направлена на формирование гражданина и патриота своей страны
Формами итоговой работы являются участие в различных конкурсах, краеведческие экскурсии, презентации, выставка макетов достопримечательностей и исторических мест города Ярцева.
Ресурсное обеспечение проекта
Кадровый потенциал дошкольного образовательного учреждения играет решающую роль в обеспечении нового качества образовательного процесса.
Целостное и непрерывное развитие детей происходит в процессе целенаправленного воспитательно-образовательного воздействия благодаря:
• использованию примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования
• введению перспективного планирования по теме проекта;
• взаимосвязи и взаимодействию работы всех специалистов при работе с детьми;
• активному сотрудничеству с семьями дошкольников.
Необходимые условия реализации инновационного опыта.
Кадровые ресурсы:
• старший воспитатель, музыкальный руководитель, воспитатели, родители.
• Материально-техническое обеспечение:
- Групповая комната для осуществления воспитательно–образовательного процесса в соответствии с СанПиН, ФГОС.
- Техническое оснащение для деятельности в группе (мультимедийный проектор, приносной экран, ноутбук, DVD проигрыватель).
- Библиотека детской и познавательной литературы.
- Коллекция детских мультимедийных презентаций.
- Интернет – ресурсы, сайт ДОУ
Учебно-методическое обеспечение:
Объемные экспонаты: макет микрорайона, макеты исторических и памятных мест города.
Архив: герб города, флаг города, стенд «Ярцево в фотографиях», карта города.
Фотоматериал: альбомы «Природа края», фоторепортаж «Мой папа лучше всех», «Это – мы! », наборы открыток с видами города и достопримечательностями.
Консультации для родителей, где они получают информацию о том, что должен знать ребёнок о родном крае.
Картотека игр и материалов, способствующих расширению знаний воспитанников о родном городе.
Партнеры. Сотрудники музея, библиотеки.
Проект реализуется через следующие формы работы с детьми:
игровая;
познавательная;
просмотр презентаций и видеофильмов;
проектная деятельность;
встречи с интересными людьми;
конкурсы;
посещение библиотек;
праздники;
трудовой десант;
экскурсии
Работа с родителями
№ | мероприятия | сроки |
1 | Организационное родительское собрание | Сентябрь 2014г. |
2 | «Мое имя и я» (мини-исследование) | Январь 2015г. |
2 | «Мое родословное древо» (выставка) | апрель |
3 | Показательные выступления на дне защиты детей | Июнь 2015г. ,2016г. |
4 | «Папа, мама, я-спортивная семья» | Март 2015г., 2016г. |
5 | Участие в Вахте памяти и акции «Бессмертный полк» | Май 2015г., 2016г., |
6 | Выставка макетов достопримечательностей и исторических мест города Ярцева | Май 2016г. |
7 | Итоговое родительское собрание, отчет о проделанной работе (презентации, защита проекта, показательные выступления) | Май 2016г. |
8 | Индивидуальная работа с родителями | В течении 2-х лет |
Этапы работы над проектом и его реализация
Реализация проекта осуществляется в 3 этапа.
I этап - подготовительный, включает в себя:
Разработка стратегии реализации проекта.
Анкетирование родителей знаний и представлений о родном городе, его истории, достопримечательностей.
Диагностирование детей с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений об истории и культуре родного города.
Создание условий для самостоятельной деятельности.
Фотоинформация «Достопримечательности моего города»
Альбомы «Я здесь живу», «Дорога от дома до детского сада»
II этап - основной, включает в себя:
Образовательные ситуации с детьми:
Занятия в соответствии с перспективным планом
Совместные мероприятия с детьми разного возраста
Экскурсии по городу
Пополнение развивающей среды
Выставки детских работ, семейных коллекций, коллекций сотрудников
Создание альбомов, дидактических игр.
Сотрудничество с родителями:
Совместные мероприятия с семьями воспитанников.
Создание альбомов
Подбор стихов о городе Ярцево и разучивание с детьми дома.
Подбор материала для дидактических игр.
III этап - заключительный:
итоговое диагностирование детей,
Проведение открытого обобщающего мероприятия «День города»
Выставка макетов достопримечательностей и исторических мест города Ярцева
Викторина-конкурс знатоков родного города «Мой родной город – Ярцево»
Данные мероприятия продемонстрируют количественные и качественные изменения, произошедшие к концу 2 года.
Педагогические средства, используемые в опыте:
1. Формы проведения: занятия, развлечения, викторины, экскурсии, чтение художественных произведений, дидактические игры, самостоятельная игровая деятельность.
2. Формы организации: коллективная, групповая, подгрупповая, индивидуальная.
3. Методы:
- словесные – беседы, рассказы, чтение художественной литературы, прослушивание аудиокассет, встречи с горожанами.
- наглядные – рассматривание книг, иллюстраций, фото, слайды.
- практические – дидактические игры.
4. Приемы: разъяснения, указания.
Перспективный план работы по ознакомлению с родным городом и социальной действительностью в старшей группе
Сентябрь
Тема: «Мой дом – моя семья».
1. Занятие «Моя семья».
Цель: воспитывать привязанность ребёнка к семье, любовь и заботливое отношение к членам своей семьи; закрепить умение определять наименование родственных отношений между близкими членами её семьи.
2. Беседа «Кто живёт рядом с нами».
Цель: Помочь понять, что семья это все, кто живёт вместе с ребёнком. Знать и называть своих близких родственников.
3. Сюжетно-ролевая игра «Дом».
Цель: умение распределять обязанности по дому(убирать игрушки, помогать накрывать на стол).
4. Целевая прогулка «Мой дом».
Цель: рассмотреть близлежащие дома.
Октябрь
Тема: «Двор детского сада».
1. Беседа «Мой детский сад».
Цель: воспитывать у детей уважение к сотрудникам детского сада, бережное отношение к труду взрослого, желание оказывать посильную помощь.
2. Прогулка «Двор детского сада».
Цель: знакомить детей с участками детского сада; воспитывать желание поддерживать порядок на участках, бережно относиться к оборудованию участков, ухаживать за растениями.
3. Вечер воспоминаний «История детского сада».
Цель: познакомить детей с историей детского сада.
Ноябрь
Тема: «Мой город».
1. Беседа «История города».
Цель: познакомить детей с историей возникновения города, его названия; вызвать интерес к своему городу, прививать чувство гордости за него.
2. Экскурсия по улицам города.
Цель: дать детям понятие о происхождении некоторых улиц города.
3. Сюжетно-ролевая игра «Детский сад».
Цель: воспитывать у детей чувство уважения к людям труда, интерес к профессиям.
4. Рисование «Транспорт города».
Цель: дать представление о транспорте, учить детей правилам поведения в общественном транспорте, рисовать транспорт.
Декабрь
Тема: «Мой город».
1. Беседа «История города».
Цель: познакомить детей с историей родного города, его названием; вызвать у детей интерес к своему городу, прививать чувство радости за него.
2. Рассматривание фотоальбома «Предприятия города».
Цель: воспитывать у детей чувство уважения к людям труда, интерес к профессиям.
3. Занятие «Доска почета».
Цель: вызвать у детей интерес к людям труда, гордость за них.
Январь
Тема: «Природа города».
1. Прогулка «Природа зимой».
Цель: учить детей видеть красоту природы зимой.
2. Занятие «Растительный мир зимой».
Цель: знакомить детей с растительным миром города зимой с исчезающими видами растений; воспитывать бережное отношение к природе.
3. Рассматривание альбома «НашаВопь».
Цель: дать представление о реке Вопь, ее растительном и животном мире. Учить соблюдать правила поведения на водоёмах.
4. Беседа «Правила поведения на природе».
Цель: учить детей соблюдать правила поведения на природе. Дать понятие о заповедниках.
Февраль
Тема: «Достопримечательности города».
1. Рассказ воспитателя обисторических местах родного города.
Цель: прививать интерес к историко-культурному наследию, способствовать возникновению чувства гордости за архитектурные памятники города.
2. Беседа «Памятник воинам погибшим в годы Великой Отечественной Войны».
Цель: вызвать у детей желание подражать военнослужащим, быть такими же мужественными, смелыми.
3. Рассматривание альбома «Мой город».
Цель: вызвать у детей интерес к истории возникновения исторических памятников города.
Март
Тема: «Знаменитые земляки»:
1.Беседа «Знаменитые земляки
Цель: вызвать у детей интерес к жизни города Ярцева, чувство уважения и гордости за знаменитых земляков.
2. Рассматривание фотоальбома «Люди труда».
Цель: воспитывать у детей чувство уважения к людям труда, интерес к профессиям.
3. Занятие «Знаменитые люди города Ярцева».
Цель: продолжать знакомить детей со знаменитыми людьми города, прививать уважение к труду, гордость за знаменитых людей города.
4. Рисование «Люди труда».
Цель: учить в рисунке отображать труд людей разных профессий.
Апрель
Тема: «Природа города весной».
1. Прогулка «Природа весной».
Цель: учить детей видеть красоту природы весной.
2. Занятие «Растительный мир весной».
Цель: знакомить детей с растительным миром города весной, с исчезающими видами растений, воспитывать бережное отношение к природе.
3. Беседа «Правила поведения на природе».
Цель: учить детей соблюдать правила поведения на природе, дать понятие о заповедниках.
4. Рисование «Белая берёза».
Цель: воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Уточнять представление об основных частях дерева.
Май
1.Итоговое занятие.
Цель: прививать любовь к родному городу, к родным местам; гордиться тем, что живёшь в городе Ярцеве.
2. Конкурс стихов и песен о родном городе.
Цель: вызвать у детей интерес к жизни родного города, чувство уважения и гордости за любимый город.
Перспективный план работы по ознакомлению с родным городом и социальной действительностью в подготовительной группе
Тема: «Моя семья» Месяц: Сентябрь(1–2 неделя)
Задачи: 1. Формировать представления о семье, семейных традициях, обязанностях, особенностях поведения и взаимоотношений людей.
2. Способствовать проявлению интереса к сфере взаимоотношений между людьми, к семейным делам, праздникам, обсуждению проблем.
Направление развития | Образовательные области, интеграция с другими образовательными областями | Совместная деятельность
| Самостоятельная деятельность Элементы предметной развивающей среды (ПРС) | ||
Образовательная деятельность | Режимные моменты | ||||
Познавательно-речевое | Познавательное развитие Социально-коммуникативное развитие Речевое развитие
| 1.Познавательные беседы: «Моя семья», «Семейные традиции». Просмотр видеороликов о семьях детей. 2. Составление рассказов о членах семьи на основе личного опыта (интересный случай из жизни моей семьи). 3. Чтение художественной литературы по теме; сказки «Гуси–лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». 4. Разучивание стихов и пословиц о семье, членах семьи.
| 1.Обсуждение ситуаций из жизненного опыта. 2. Словесно–речевые игры «Какой подарок для мамы лучше?» 3. Рассматривание и обсуждение семейных фотографий «Где мы отдыхали летом». 4. Дидактические игры «Давайте познакомимся», «Где ты живёшь?», «Как зовут тех, кого ты любишь», «Назови ласково». | 1.Сюжетно–ролевая игра «Семья». 2. Рассматривание семейных фотоальбомов. 3. Организация настольно- печатных игр «Чей предмет», «Кукла Аня принимает гостей», «Помоги маме накрыть на стол». 5.Рассматривание иллюстраций из книг, энциклопедий по теме. Внесение в ПРС: 1.Фотоальбом «Моя семья». 2. Альбом иллюстраций на тему «Семья». | |
Художественно–эстетическое
| Художественно-эстетическое Социально-коммуникативное
| 1.Рисование «Моя семья», «Мой дом». 2. Изготовление предметов быта, личного пользования, сувениров и подарков для своих родных; атрибутов для сюжетно- ролевой игры.
| 1.Выставки детских работ по художественному творчеству. 2. Слушание исполнение музыки (песен) о маме, о членах семьи (папе, бабушке, дедушке и других членах семьи).
| 1.Рисование по теме. 2. Рассматривание предметных и сюжетных картинок на темы «Моя семья». 3. Пение песен. Внесение в ПРС: 1.Фотовыставка «Праздник в нашей семье». 2. Картотека пословиц. |
Тема: «Я и моё имя» Месяц: Сентябрь (3–4 неделя)
Задачи: 1. Формировать дифференцированные представления о себе (имя, отчество, фамилия).
2. Актуализировать использование полученной информации о человеке в различных видах деятельности (игровой, коммуникативной и др.)
Направление развития | Образовательные области, интеграция с другими образовательными областями | Совместная деятельность
| Самостоятельная деятельность Элементы предметной развивающей среды (ПРС) | |
Образовательнаядеятельность | Режимные моменты | |||
Познавательно-речевое | Познавательное Социально-коммуникативное Речевое | 1. Беседа: «Для чего человеку имя», «Что означает моё имя», «Полное–неполное». 2. Разучивание пословиц и поговорок о дружбе, верности. 3. Дидактические игры «Назови ласково». 4. Рассматривание семейных альбомов «Что означает моё имя» 5. Составление рассказов «Моё генеологическое древо семьи» (совместно с родителями). 6. Чтение Я. Аким «Кто кому кто», Л. Короткова «Висляткин ключ».
| 1.Рассматривание семейных фотоальбомов. 2. Социализирующие игры «Как ласково называет меня мама», «Знакомство», «Когда я вырасту, меня будут называть», «На кого я похож». 3. Словесно–дидактическая игра «Напишем письмо другу»
| 1.Сюжетно ролевая игра «Семья», «Почта» 2. Рассматривание иллюстраций по теме. Внесение в ПРС: 1.Проектная деятельность «Что означает моё имя». 2. Картотека стихов «Наши имена». 3. Семейные альбомы «Моё генеологическое древо». 4. Иллюстрации по теме. 5. Подбор художествен- ной литературы. |
Художественно–эстетическое
| Художественно-эстетическое Познавательное Социально-коммуникативное Физическое
| 1.Рисование «Мой лучший друг». 2. Изготовление именных карточек, подарков для друзей и близких. 3. Музыкальные импровизации «Друг в беде не бросит».
| 1.Слушание и исполнение песен о дружбе. 2. Выставки детских работ. 3. Организация хороводных, подвижных игр на прогулке «Мы весёлые ребята» и другие. | 1. Рассматривание тематического альбома: «Мои друзья». 2. Пение песен о дружбе. 3. Просмотр фрагментов мультфильма «Крокодил Гена». Внесение в ПРС: Диски с мультфильмами; тематический альбом. |
Тема: «Детский сад» Месяц: Октябрь (1–2 неделя)
Задачи: 1. Формировать первичные представления о социальной значимости труда дошкольных работников, о детском саде как ближайшем
социуме и положительного отношения к ним. 2. Способствовать проявлению уважения, заботы к младшим, сверстникам и старшим.
Направление развития | Образовательные области, интеграция с другими образовательными областями | Совместная деятельность
| Самостоятельная деятельность Элементы предметной развивающей среды (ПРС) | ||
Образовательная деятельность | Режимные моменты | ||||
Познавательно-речевое | Познавательное Социально-коммуникативное
| 1.Познавательные беседы: «Что такое детский сад», «Труд взрослых в детском саду», «Праздники нашей группы». 2. Экскурсия по детскому саду, знакомство с трудом взрослых. 3. Рассматривание и обсуждение групповых фотографий (узнавание детей, сотрудников). 4. Чтение художественной литературы по теме «Наш детский сад» из книги «Читаем детям». 5. Конструирование здания детского сада. | 1.Ситуативные разговоры и беседы по теме. 2.Наблюдения за трудом работников детского сада. 3. Словесно–речевые игры «Что есть в нашей группе», «Ищем клад». 4. Развивающие игры «Профессии», «Что нужно для работы повара» и другие.
| 1.Сюжетно–ролевая игра «Детский сад». 2. Рассматривание тематических альбомов «Мой любимый детский сад», « Труд взрослых в детском саду». 3. Организация настольно–печатных игр «Профессии», «Кому это нужно». 4. Хозяйственно–бытовой труд в группе. Внесение в ПРС: 1.Тематический альбом «Кто работает в детском саду». 2. Настольные игры. | |
Художественно– эстетическое
| Художественно-эстетическое Познавательное Социально-коммуникативное
| 1.Рисование «Мой любимый детский сад», «Мои друзья», «Наша группа», «Портреты любимых воспитателей». 2.Создание коллективных работ «Букет красивых цветов для наших педагогов». 3.Изготовление атрибутов для сюжетно-ролев.игры «Детский сад». | 1.Музыкальные импровизации на темы детского сада. 2. Слушание и исполнение песен про детский сад. 3. Мастерская (изготовление подарков, открыток, закладок) 4. Выставки детских работ «Мой любимый детский сад», «Моя группа в детском саду». | 1.Труд на участке д/с. 2.Рассматривание сюжетных картинок по теме. 3.Исполнение песен о детском саде. 4. Изготовление поздравительных открыток, сувениров ко Дню пожилого человека.
| |
Тема: «Моя малая Родина» Месяц: Октябрь (3-4 неделя) Задачи: 1. Дифференцировать представления о родном городе. 2.Способствовать проявлению потребности в получении информации о развитии города.3.Воспитывать чувство любвик родному городу. | |||||
Направление развития | Образовательные области, интеграция с другими образовательными областями | Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность Элементы предметной развивающей среды (ПРС) | ||
Образовательная деятельность | Режимные моменты | ||||
Познавательно - речевое | Познавательное Социально-коммуникативное
| 1. НОД «Наш город». 2.Познавательные беседы: «Улица, где я живу», «Город». 3. Экскурсия по улицам города. 4. Посещение историко- краеведческого музея «История возникновения родного города». 5. Рассматривание и обсуждение тематических альбомов «Достопримечательности родного города», «Наш город раньше и теперь». 6. Составление рассказов «Моё любимое место в городе». 7. Чтение стихов о городе. | 1.Рассматривание фото с изображением знаменитых мест города. 2. Дидактические игры «Родные улицы», «Жилое- нежилое», «Я живу на 3 этаже», «Из чего построен дом». 3. Игры на развитие коммуникативных навыков: «Путешествие по городу», «Назови свою улицу», «Клубочек». 4. Экспериментальная деятельность по изучению строительных материалов (глины, камня, дерева).
| 1.Рассматривание открыток «Новоуральск». 2. Сюжетно – ролевая игра «Почта» (название домашнего адреса и детского сада). 3. Рассматривание семейных фотоальбомов «Наша улица», «Наш микрорайон». 4. Настольно-печатная игра «Путешествие по городу», «Разные здания», «Транспорт». Внесение в ПРС: 1.Тематические альбомы «Наш город–Ярцево», «Наш город раньше и теперь». 2. Фотовыставка «Экскурсия по городу» | |
Художественно–эстетическое
| Художественно-эстетическое Социально-коммуникативное
| 1. Рисование «Наш город осенью», «Мой дом», «Улица, где я живу». 2. Конструирование «Наш город глазами детей». 3. Ручной труд «Строительство города». | 1.Слушание песен о родном городе. 2. Выставки детских работ по художественному творчеству.
| 1.Исполнение песен о городе. 2. Изготовление подарков для знаменитых жителей города. ПРС: картотека стихов о городе, настольные игры.
| |
Тема: «Моя страна» Месяц: Ноябрь (1–2 неделя) Задачи: 1. Формировать первичные представления о стране. 2. Способствовать проявлению потребности в получении информации о развитии страны. 3. Воспитывать чувство признательности и любви к своей стране. | |||||
Направление развития | Образовательные области, интеграция с другими образовательными областями | Совместная деятельность
| Самостоятельная деятельность Элементы предметной развивающей среды (ПРС) | ||
Образовательная деятельность | Режимные моменты | ||||
Познавательно-речевое | Познавательное Речевое Социально-коммуникативное
| 1.Рассматривание символов России (герба, флага). 2. Знакомство с картой России. 3. Чтение литературных произведений о родной стране. 4. Разучивание пословиц, поговорок, стихов о Родине. 5. НОД « Наша Родина–Россия».
| 1.Рассматривание иллюстраций с изображением различных уголков нашей Родины. 2. Дидактическая игра «Историческое лото». 3. Развивающие игры «Кто больше назовёт городов России», «Символы России», «Государственные праздники России». 4. Отгадывание загадок по теме. 5. Рассказы детей о своём городе. | 1. Рассматривание тематических альбомов по теме, фотографий городов России. 2. Настольно–печатные игры «Городской транспорт», «Узнай это место». 3. Сюжетно–ролевая игра «Путешествие по России». Внесение в ПРС: 1.Тематический альбом «Моя страна», набор фотографий городов России, картотека стихов. | |
Художественно–эстетическое
| Художественно-эстетическое Социально-коммуникативное Познавательное Физическое | 1. Рисование пейзажей на тему «Наша Родина». 2. Раскрашивание изображения российского флага (аппликация). 3. Слушание гимна России, песен о России. 4. Конструирование своего города, главной улицы, старинные здания нашего города. | 1. Организация подвижных игр, хороводов народов России. 2. Выставка детских работ. 3. Рассматривание иллюстраций, открыток с видами разных городов России. | 1. Прослушивание песен о России. 2. Рассматривание герба на моментах, документах. 3. Создание условий для самостоятельной художественной деятельности. 4. Игры на народных музыкальных инструментах. |
Тема: «День народного единства» Месяц: Ноябрь (3-4 неделя) Задачи: 1. Формировать первичные представления о России как многонациональной, но единой стране. 2. Воспитывать уважение к людям разных национальностей. | |||||
Направление развития | Образовательные области, интеграция с другими образовательными областями | Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность Элементы предметной развивающей среды (ПРС) | ||
Образовательная деятельность | Режимные моменты | ||||
Познавательно-речевое | Познавательное Социально-коммуникативное
| 1.Беседа–путешествие по карте России «Народы России». 2. Чтение сказок народов России. 3. Разучивание стихотворений по теме. 4. Проектная деятельность «Путешествие по карте России». 5. Разучивание пословиц и поговорок разных народов. | 1. Рассматривание и обсуждение фотографий с изображением памятников 2. Коллекции «Природа России (животные, растения, виды местностей России). 3. Дидактическая игра «Оденем куклу в национальный костюм». | 1. Сюжетно–ролевая игра «Путешествие». 2. Рассматривание тематического альбома «Культура народов России». Внесение в ПРС: 1.Проектная деятельность «Путешествие по карте России». 2. Тематический альбом «Культура народов России». 3. Фотографии разных мест нашей страны. 4. Картотека пословиц. | |
Художественно-эстетическое | Художественно-эстетическое Познавательное Социально-коммуникативное Физическое | 1. Рисование элементов татарского национального костюма, орнаментов разных народов России. 2. Аппликация «Волшебные узоры». 3. Слушание народной музыки, песен народов России. 4. Разучивание народных танцев, хороводов.
| 1.Выставка детских работ. 2. Слушание народной музыки. 3. Игры–драматизации (по сказкам народов России). 4. Исполнение песен народов России. 5. Народные игры России. | 1. Мастерская по изготовлению национальных костюмов (рисование). 2. Настольно–печатные игры. 3. Рассматривание образцов орнаментов. Внесение в ПРС: 1.Образцы узоров национальной одежды. 2. Картотека народных игр.
|
Тема: «Москва–главный город нашей Родины» Месяц: Декабрь (1–2 неделя) Задачи: 1. Формировать первичные представления детей о главном городе России–Москве, как столице нашей Родины. 2. Способствовать проявлению потребности в получении информации об историческом прошлом, о современных достижениях города 3. Воспитывать патриотические чувства. | |||||
Направление развития | Образовательные области, интеграция с другими образовательными областями | Совместная деятельность
| Самостоятельная деятельность Элементы предметной развивающей среды (ПРС) | ||
Образовательная деятельность | Режимные моменты | ||||
Познавательно-речевое | Познавательное Социально-коммуникативное Физическое
| 1.Экскурсия по Красной площади (по фотографиям). 2. Чтение стихов, литературных произведений о Москве «Главный город» С. Баруздин, «Что я видел» Б. Житков (отрывки). 3. Составление рассказов из личного опыта (кто побывал в Москве). 4. Просмотр видеофильма «Прогулка по Москве». 5. НОД «Москва–столица нашей родины». | 1. Рассматривание тематического альбома «Город–герой Москва»; открыток с видами Москвы. 2. Чтение пословиц, поговорок о Родине. 3. Словесно речевые игры «Кто где живёт» 4. Подвижные игры «Бьют часы на Спасской Башне», «Защита крепости». 5. Составление рассказов на тему «Что бы я рассказал гостям о Москве» (индивидуальная работа с детьми).
| 1. Сюжетно–ролевая игра «Экскурсия по Москве». 2. Настольно–печатная игра «Узнай это место» 3. Тематический альбом «Достопримечательности Москвы», «Наша страна–Россия». Внесение в ПРС: 1.Тематические альбомы «Наша страна–Россия, «Достопримечательности Москвы». 2. Настольно–печатная игра «Узнай это место». 3. Фотографии города. 4. Картотека пословиц. | |
Художественно-эстетическое | Художественно-эстетическое Познавательное Социально-коммуникативное
| 1.Рисование «Моя Москва», «Салют на Красной площади». 2. Конструирование «Московский Кремль» 3. Прослушивание песен о Москве. | 1. Выставка детских работ «Главный город». 2. Рассматривание иллюстраций про древнюю Москву. | 1. Создание условий для самостоятельной художественной деятельности. Внесение в ПРС: 1.Иллюстрации о Москве. 2. Диски с песнями о Москве. 3. Бросовый материал. |
Тема: «Новый год Месяц: Декабрь (3–4 неделя)
Задачи: 1.Формировать представления о Новом годе как весёлом и добром празднике, как начале календарного года.
2. Воспитывать умение доставлять радость близким и благодарить за новогодние подарки и сюрпризы.
Направление развития | Образовательные области, интеграция с другими образовательными областями | Совместная деятельность
| Самостоятельная деятельность Элементы предметной развивающей среды (ПРС) | ||
Образовательная деятельность | Режимные моменты | ||||
Познавательно-речевое | Познавательное Социально-коммуникативное
| 1.Беседа о встрече Нового года в других странах. 2. Рассматривание и обсуждение иллюстраций на тему: «Зимние народные праздники». 3. Чтение художественной литературы о зиме. 4. Разучивание стихов про Новый год. 5. Экспериментирование «Превращение в воду», «Цветные льдинки». 6. Составление рассказов «Новый год у ворот». 7. Загадки, пословицы о зиме.
| 1.Рассматривание открыток и календарей на тему «Зима», «Зимние забавы». 2. Настольно–печатные игры «Составь узор», «Зимние народные игры». 3. Пишем «Письмо Деду Морозу» (индивидуальная работа с детьми).
| 1. Разгадывание кроссвордов на зимнюю тему. 2. Рассматривание тематических альбомов «Зима», «Зимние народные праздники». 3. Наблюдения в природе. Внесение в ПРС: 1. Тематические альбомы «Зима», «Зимние народные праздники». 2. Иллюстрации, открытки о зиме. 3. Выставка «Новогодние чудеса». 4. Фотовыставка «Новый год в кругу семьи». | |
Художественно–эстетическое
| Художественно-эстетическо Познавательное Социально-коммуникативное
| 1. Рисование « Новогодний праздник в детском саду», «Портреты зимы», «Ёлка». 2. Лепка из глины «Новогодние игрушки». 3. Изготовление подарков, новогодних открыток. 4. Праздник «Новый год». | 1. Выставки детских работ. 2. Организация музыкальных, хороводных игр на прогулке. 3. Пение песен о зиме, о Новом годе. | 1. Прослушивание фольклорных песен по теме. 2. Создание условий для самостоятельной художественной деятельности. 3. Театрализованные игры. |
Тема: «Народная культура и традиции» Месяц: Январь (3–4 неделя)
Задачи: 1.Формировать представление об особенностях жизни русского народа: традиции, обычаи, обряды; празднование Нового года.
2. Воспитывать умение выражать эмоциональное состояние в словах, в движении.
Направление развития | Образовательные области, интеграция с другими образовательными областями | Совместная деятельность
| Самостоятельная деятельность Элементы предметной развивающей среды (ПРС) | ||
Образовательная деятельность | Режимные моменты | ||||
Познавательно-речевое | Познавательное Социально-коммуникативное
| 1. НОД: «Как раньше украшали ёлку и отмечали Новый год». 2. Беседа о традиционной праздничной кухне и обычаях. 3. Разучивание произведений устного народного творчества (зимних колядок, закличек, народных примет). 4. Рассматривание картин о зиме, зимних забавах. 5. Коллективные постройки: «Забавы вокруг ёлки».
| 1. Рассматривание иллюстраций на тему «Зимние народные праздники». 2. Дидактические игры: «Составь узор», «Времена года», «Зимние игры». 3. Экспериментальная деятельность –«Снежинки», «Иней».
| 1.Тематические альбомы «Зимние праздники русского народа». 2. Коллекция открыток и календарей на тему «Зима». 3. Сюжетно–ролевая игра «Семья». Внесение в ПРС: 1.Картотека произведений устного народного творчества. 2. Тематический альбом «Зимние праздники русского народа». 3. Подбор художествен– ной литературы. | |
Художественно–эстетическое
| Художественно-эстетическое Познавательное Социально-коммуникативное Физическое | 1.Рисование «Портрет зимы», «Первый снег». 2. Лепка из глины «Ёлочные игрушки». 3. Аппликация «Укрась русский народный костюм», «Народная игрушка». 4. Пение зимних колядок, попевок, частушек. | 1.Слушание народных песен «Вот уж зимушка пришла». 2. Обыгрывание знакомых произведений устного народного творчества «Народный театр». 3. Выставка детских работ. 4. Народные игры «Горел-ки», «Золотые ворота». | 1. Изготовление оберёгов и украшений для себя ив подарок. 2. Игры на народных музыкальных инструмен- тах (трещотка, деревянные ложки, свистульки). 3. Обыгрывание народныхзакличек.
|
Тема: «Масленица» Месяц: Февраль (1-2 неделя) Задачи: 1.Формировать дифференцированные представления о зимнем народном празднике «Масленица». 2. Воспитывать интерес к культурным традициям и обычаям русского народа. | |||||
Направление развития | Образовательные области, интеграция с другими образовательными областями | Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность Элементы предметной развивающей среды (ПРС) | ||
Образовательная деятельность | Режимные моменты | ||||
Познавательно-речевое | Познавательнок Социально-коммуникативное
| 1.НОД «Мы гостей встречаем», «Масленица в избе». 2. Рассматривание картины Б. Кустодиева «Масленица». 3. Беседа о традиционной праздничной кухне и обычаях. 4. Разучивание колядок, закличек к празднику «Масленица». 5. Чтение художественной литературы о зиме.
| 1.Рассматривание тематического альбома: «Зимние праздники русского народа», «Русская кухня». 2. Дидактические игры «Составь узор», «Зимние народные игры». | 1.Рассматривание иллюстраций на зимнюю тему. 2. Настольно–печатные игры «Наряди матрёшку», «Укрась избу». 3. Наблюдения в природе. Внесение в ПРС: 1. Тематический альбом «Зимние праздники русского народа». 2. Настольно–печатные игры. 3. Картотека масленичных колядок, закличек. | |
Художественно-эстетическое | Художественно-эстетическое Социально-коммуникативное
| 1. Рисование «Масленица», «Зимние забавы». 2. Аппликация «Укрась блины узорами». 3.Изготовление подарков, оберёгов, масок для друзей и родителей. 4. Слушание народных песен, закличек, колядок. 5. Праздник «Масленица».
| 1.Пение масленичных колядок, закличек «Здравствуй, гостья дорогая». 2. Обыгрывание масленичных колядок. 3. Организация народных игр на улице «Горелки», «Плетень», «Два Мороза». 3. Выставки детских работ. | 1. Рисование по замыслу. 2. Народные подвижные игры. 3. Изготовление масок для колядок. 3. Рассматривание иллюстраций. 4. Игры на народных музыкальных инструментах. ПРС: Бросовый материал для изготовления масок, оберёгов.
|
Тема: «День защитников Отечества» Месяц: Февраль (3–4 неделя) Задачи: 1.Уточнять представления о Российской армии, о мужчинах как защитниках «малой» и «большой» Родины, всех слабых людей. 2. Воспитывать уважение к защитникам Отечества. | |||||
Направление развития | Образовательные области, интеграция с другими образовательными областями | Совместная деятельность
| Самостоятельная деятельность Элементы предметной развивающей среды (ПРС) | ||
Образовательная деятельность | Режимные моменты | ||||
Познавательно-речевое | Познавательное Социально-коммуникативное Художественно-эстетическое
| 1. Составление рассказов из личного опыта «Мой папа (дедушка) военный». 2. Беседы по теме праздника. 3. Чтение художественной литературы о подвигах солдат во время Великой Отечественной войны. 4. Разучивание стихов, пословиц по теме. 5. НОД «Наши знаменитые земляки-герои». | 1. Рассматривание военных игрушек, изображение военной формы,сюжетных картинок, фотографий, иллюстраций к книгам по теме. 2. Отгадывание и составление загадок по теме праздника. 3. Создание коллекции военной техники. | 1. Сюжетно-ролевые игры «Пограничники». 2. Рассматривание тематического альбома «Наша армия». Внесение в ПРС: 1.Тематический альбом «Наша армия». 2. Фотовыставка «Мой папа солдат». 3. Выставка военной техники. 4. Подбор литературы. | |
Художественно-эстетическое
| Художественно-эстетическое Физическое
| 1.Рисование «Мой папа–солдат», «Доспехи русских воинов». 2. Мастерская (изготовление подарков для пап и дедушек). 3. Слушание и исполнение «военных» и патриотических песен, танцев. 4. Оформление плаката с поздравлениями для пап и дедушек. 5. Праздник «День защитника Отечества».
| 1.Выставка детских работ. 2. Рассматривание энциклопедии «Древнерусская армия». 3. Подвижные и спортивные игры, эстафеты, конкурсы, соревнования. 4. Исполнение «военных» песен. 5. Конструирование военной техники.
| 1.Инсценировки песен «Бескозырка белая», «Наследники Великой Победы». 2. Музыкальны игры. 3. Создание условий для самостоятельной художественной деятельности. Внесение в ПРС: 1.Костюмы «Моряки», «Танкисты», «Лётчики», «Пограничники». 2. Диски с песнями. 3. Иллюстрации по теме. |
Тема: «Международный женский день» Месяц: Март (1-2 неделя)
Задачи: 1. Формировать первичные представления о внутренней и внешней красоте женщин; о проявлениях достойного поведения.
2. Воспитывать чувства любви и уважения к женщинам, желания помогать им, заботиться о них.
Направление развития | Образовательные области, интеграция с другими образовательными областями | Совместная деятельность
| Самостоятельная деятельность Элементы предметной развивающей среды (ПРС) | ||
Образовательная деятельность | Режимные моменты | ||||
Познавательно-речевое | Познавательное Социально-коммуникативное
| 1. Беседа «Мама–первое слово». 2. Составление рассказов «Почему я люблю свою маму», «Как я помогаю маме», «Моя мама лучше всех». 3. Разучивание стихов, пословиц и поговорок о маме, о женских качествах. 4. Чтение художественной литературы по теме А. Плещеев «Песня матери», А. Плещеев «Внучка». | 1. Дидактическая игра «Какая мама», «Кто чем занят». 2. Рассматривание семейных фотоальбомов. 3. этические беседы «Радуй маму», «Береги маму», «Подари радость». 4. Речевые игры «Подарки», «Комплименты».
| 1.Сюжетно–ролевая игра «Семья», «Магазин». «Парикмахерская». 2. Рассматривание тематических альбомов «Материнство», картин И. Кинчева «Я и моя мама», А. Дайнека «Мать». 3. Настольно–печатные игры «Подбери украшение», «Помоги маме накрыть на стол». Внесение в ПРС: 1.Выставка «Мамины руки не знают скуки». |
Художественно–эстетическое
| Художественно-эстетическое Социально-коммуникативное Познавательное
| 1. Рисование портрета «Моя мама». 2. Изготовление подарков, поздравительных открыток для мам, бабушек, праздничных атрибутов к празднику. 3. Концерт для мам. | 1.Выставка детских работ «Вот какие мамы». 2. Инсценировки песен и стихов. 3. Рассматривание предметов на выставке «Мамины руки не знают скуки». | 1. Музыкальные игры. 2. Тематический альбом иллюстраций «Семья». 3. Пение песен о маме, бабушке. 4. Импровизации. Внесение в ПРС:
| |
| |||||
Тема: «Мой край Смоленский» Месяц: Март (3-4 неделя) Задачи: 1. Формировать дифференцированные представления детей о родном крае, его природе. 2. Воспитывать чувство признательности и любви к своему родному краю. | |||||
Направление развития | Образовательные области, интеграция с другими образовательными областями | Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность Элементы предметной развивающей среды (ПРС) | ||
Образовательная деятельность | Режимные моменты | ||||
Познавательно-речевое | Познавательное Речевое Социально-коммуникативное
| 1.НОД «Щедра и богата природа края». 2. Экскурсия в краеведческий музей «Наш родной край». 3. Беседы о животных и растениях родного края. 4. Разучивание стихов, пословиц о родном крае. 5. Чтение художествен- ных произведений. 6. Составление рассказов из личного опыта «Я расскажу тебе о родном крае». | 1.Рассматривание иллюстраций, фотографий с изображением лесов, рек, озер нашего края. 2. Дидактические игры «Узнай это место», «Что в лесу растёт», «Кто в лесу живёт». 3. Загадки про растения, деревья, решение экологических ситуаций. 3. Целевые прогулки. 4. Рассматривание коллекции камней, полезных ископаемых. | 1. Сюжетно–ролевая игра «Путешествие по Смоленскому краю». 2. Рассматривание тематических альбомов с иллюстрациями лекарственных растений. 3. Настольно-печатные игры «Какие растут деревья», «С какого дерева листок». Внесение в ПРС: 1.Коллекция камней и полезных ископаемых. 2. Иллюстрации природы родного края | |
Художественно-эстетическое | Художественно-эстетическое Познавательное Социально-коммуникативное Физическое | 1. Рисование «Ярцевский лес», «Река Вопь». 2. Слушание песен про родной край. 3. Конструирование «Мост через реку», «Наш город». 4. Музыкальное развлечение «Край родной - земля Ярцевская».
| 1.Выставка детских работ. 2. Рассматривание фотографий «Мы в городе». 3. Организация на прогулке народных игр. 4. Дидактическая игра «Узнай это место». 5. Музыкальные игры.
| 1.Пение песен о родном крае. 2. Импровизация сказов П. Бажова. 3. Создание условий для самостоятельной художественной деятельности. 4. Слушание музыки природы.
| |
Тема: «День космонавтики» Месяц: Апрель Задачи: 1. Формировать первичные представления о выдающихся людях и достижениях России. 2. Воспитывать интерес и чувство гордости за успехи страны и отдельных людей. | |||||
Направление развития | Образовательные области, интеграция с другими образовательными областями | Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность Элементы предметной развивающей среды (ПРС) | ||
Образовательная деятельность | Режимные моменты | ||||
Познавательно-речевое | Познавательное Социально-коммуникативное
| 1. Познавательная беседа: «Космос». 2. НОД «Наш земляк - Юрий Гагарин». 3. Просмотр и обсуждение фильма «Вокруг земного шара». 4.. Чтение литературной сказки К. Драгунский «Лекарство от послушности». 5. Экспериментальная деятельность «Можно ли сжать воздух». 6. Конструирование Лего «Космические корабли».
| 1.Рассматривание и обсуждение сюжетных картинок «Космонавты России», «Юрий Гагарин – первый космонавт», «Космические ракеты». 2. «Дидактическая игра «Солнечная система». 3. Рассматривание энциклопедий про космос. 4. Творческое рассказывание «Полёт на луну». 5. Решение проблемных ситуаций по теме. | 1. Рассматривание элементов костюма и продуктов питания космонавтов, макеты космических кораблей. 2. Сюжетно – ролевая игра «Космонавты», «Космический корабль», «Путешествие». Внесение в ПРС: 1.Иллюстрации о космосе 2. Выставка элементов костюма и продукты питания космонавтов. 3. Картонные макеты космических ракет. 4. Подбор литературы. | |
Художественно-эстетическое | Художественно-эстетическое Познавательное Социально-коммуникативное
| 1. Рисование «Космические корабли», «Что необходимо для полёта», «Космонавт». 2. Аппликация «Костюм космонавта», «Ракета». 3. Игры на музыкальных инструментах «Космос». 5. Музыкальное развлечение «День космонавтики». | 1. Выставки детских работ по художественному творчеству. 2. Слушание песен о космосе и космонавтах. 3. Организация музыкальных, хороводных, подвижных игр на прогулке на тему космоса. 4. Импровизация. | 1.Рассматривание иллюстраций о космосе. 2. Игры на музыкальных инструментах. 3. Слушание космической музыки. 4. Театрализованные игры «Инопланетянин», «Звездочёт». ПРС: Музыкальные инструменты, диски.
| |
Тема: «День Победы» Месяц: Май Задачи: 1. Расширять и уточнять представления детей о празднике «День Победы». 2. Воспитывать уважение к памяти павших бойцов, подвигу российского народа–победителя в Великой Отечественной войне. | |||||
Направление развития | Образовательные области, интеграция с другими образовательными областями | Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность Элементы предметной развивающей среды (ПРС) | ||
Образовательная деятельность | Режимные моменты | ||||
Познавательно-речевое | Познавательное Социально-коммуникативное
| 1. НОД «День Победы». 2.Познавательные беседы о войне, о подвигах людей во время войны 3. Просмотр фрагментов фильмов о войне. 4. Встреча с фронтовиком. 5. Наши земляки – герои ВОВ. 6. Экскурсия к Вечному огню, возложение цветов. 7. Разучивание стихов, пословиц о Родине. 8. Конструирование «Крепость», военной техники.
| 1.Рассматривание тематического альбома, фотографий «День Победы», «Ордена и медали». 2. Познакомить с боевыми наградами, которыми награждали воинов во время войны. | 1. Сюжетно–ролевая игра «Разведчики», «Пограничники». 2. Рассматривание энциклопедий, иллюстраций о военных сражениях, военной техники. 3. Настольно–печатная игра «Историческое лото». Внесение в ПРС: 1.Иллюстрации из детских энциклопедий, книги на тему о войне. 2. Фотографии из семейных архивов «Мой дедушка герой». | |
Художественно-эстетическое
| Художественное Познавательное Социально-коммуникативное Физическое
| 1.Рисование «День Победы», «Праздничный салют». 2. Изготовление подарков для ветеранов. 3. Слушание песен о войне, инсценировки. 4. Музыкальные игры «Наши кони быстры», 5. Концерт для ветеранов.
| 1.Организация подвижных игр на улице «Защита крепости», «Стрелок». 2. Выставка детских работ. 3. Слушание военных песен. 4. Подвижные игры «Защита крепости».
| 1.Музыкальные игры. 2. Рассматривание иллюстраций о войне. 3. Театрализованные игры. Внесение в ПРС: 1.Диски с военными песнями. 2. Элементы костюмов «Моряки», «Лётчики». |
Практическая значимость проекта
- Обогащено содержание понятия предметного мира и мира людей, за счет спиралевидного усложнения излагаемого материала.
- Определены показатели сформированности знаний, умений, навыков с учетом возраста детей.
- Выявлены педагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса приобщения ребенка к культурному наследию народов.
- Предложена модель процесса восхождения ребенка к миру общечеловеческих ценностей на основе национально-регионального компонента, разработаны учебно-тематическое планирование, конспекты непосредственно образовательной деятельности.
- Обогащены структура предметно-развивающей среды и ее содержание в ДОУ.
Социальный эффект.
В рамках педагогического проекта по знакомлению с родным городом, как средством патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста «Родное Ярцево - ты часть России», с воспитанниками проводились мероприятия:
Конкурсно – игровая программа совместно с родителями воспитанников «Знатоки родного города».
Мастер – класс по изготовлению скульптуры солдата к памятнику воинам на реке Вопь.
Важным аспектом в реализации проекта является гармонизация отношений взрослых и детей. Разработан план работы с педагогами, родителями: развлечение «В кругу семьи», мастер – класс «Генеалогическое дерево», смотр-конкурс макетов исторических и памятных мест города в ДОУ, которые способствовали повышению уровня компетентности родителей во взаимодействии с детьми.
Непосредственное участие в реализации проекта отведено социальным структурам города: краеведческому музею и библиотеке семейного чтения. В совместной деятельности проведены обзорные экскурсии, мастер-классы, выставки творческих работ, конкурсы, викторины, презентации, которые расширили, дополнили познавательные интересы и запросы детей.
Проект принимал участие в конкурсах различного уровня (городских, районных региональных, федеральных):
Диплом победителя I степени всероссийского конкурса «Педжурнал Июнь 2016» в номинации: Патриотическое воспитание, №36533;
Свидетельство о публикации из опыта работы «Воспитание патриотических чувств и любви к родному краю у детей дошкольного возраста «Родное Ярцево – ты часть России» в сетевом издании «Педжурнал» №33488;
Диплом победителя I степени всероссийского конкурса «Радуга талантов Сентябрь 2016» №65195;
Диплом I место в Международном творческом конкурсе «Копилка педагогического мастерства.
Данный опыт реализуется в интеграции с воспитателями и специалистами дошкольного учреждения.
Вывод и рекомендации к использованию проекта:
Данный проект можно реализовать в условиях большинства дошкольных учреждений. Проект не требует значительных материальных затрат, в его реализацию активно включаются родители воспитанников. Сведения о городе, знаменитых жителях Ярцевадоступны и интересны не только детям, но и взрослым.Данный проект призван помочь воспитателю создать условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей воспитанников. Проект не только расширяет знания воспитанников о своих земляках, помогает ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины, он помогает овладеть начальными навыками исследовательской работы.
Таким образом, данный проект призван развивать личность ребенка путем активизации познавательных способностей и реализации их устойчивого интереса к исторической науке вообще и краеведению в частности.
Основные направления в работе над проектом – изучение истории родного края и города, его населения героев, оформление историко-краеведческого уголка.
Занятия в рамках проекта способствуют воспитанию уважения к духовному наследию своего района, города; сохранению и приумножению исторических и культурных традиций своего народа; стимулированию творческой активности воспитанников.
Следовательно, данный проект способствует формированию не только познавательного интереса, но и имеет социальное значение.Созданные условия для всестороннего развития нравственно-патриотического потенциала дошкольника через построение целостного педагогического процесса взаимодействия педагогов, детей и родителей помогли заложить нравственные основы по воспитанию патриотических чувств дошкольников.
Мы уверены, что успех в патриотическом воспитании детей будет достигнут, только тогда, если сам воспитатель будет знать и любить историю своей страны, своего города. Он должен уметь отобрать те знания, которые будут доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости. А результатом работы можно считать возросший уровень знаний детей о своём городе, его структуре, достопримечательностях, интерес к истории и культуре, чувство сопричастности к жизни своего города, своей малой родины.
Список использованной литературы.
Алёшина Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом. – М.: ТЦ Сфера, 1999г.
Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: ЦГЛ, 2004г.
Алешина Н. В. «Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью».
Якуева Т. А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика 2006, № 6.
А.Ф.Родин, Ю.Е. Соколовский - М.: «Просвещение», 1974. – 155с.
Александрова Е.Ю., Гордеева Е.П., Постникова М.П. Система патриотического воспитания в ДОУ, планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий. М.: Учитель, 2007.
Комратова Н. Г., Л. Ф. Грибова «Моя малая Родина». Управление ДОУ 2005год №1
Рыбалкова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания. // Дошкольное воспитание 2003г., № 6.
Виноградова Н. Ф. Дошкольникам о родной стране. Изд: Просвещение, 2009 .
Интернет-ресурсы:
http://old.yartsevo.ru/about_pamiatnic.htm
http://www.google.ru/search?sourceid
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AF%D1%80%D1%86%D0%B5%D0%B2%D0%BE
Приложение 1
Диагностика
Контрольные задания для определения уровня сформированности знаний о родном городе у детей 5-6 лет.
Задание 1. «Родной город»
Цель:Определить уровень знаний о родном городе(знать название своего города, района, домашнего адреса.Называть достопримечательности города)
Предварительная работа: Беседы, занятия, экскурсии
Оборудование: Развивающая игра «Где находится памятник?» Карта-схема города, фотографии с достопримечательностями города, фишки.
Методы: Беседа, игра, запись ответов детей.
Ход проведения: Беседа с детьми. Воспитатель предлагает посмотреть на фотографию, назвать памятник истории, место и обозначить фишкой на карте его местонахождение.
Оценка результатов.
Высокий уровень(З балла)
Ребенок без особого труда называет название города, района, домашний адрес. Связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы. Знает достопримечательности города, где они расположены. Называет 4 - 5 улицы.
Средний уровень(2 балла)
Ребенок иногда допускает незначительные ошибки. Знает название достопримечательностей, но не может объяснить их местонахождение. На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими.
Низкий уровень(1 балл)
Ребенок часто допускает ошибки. Затрудняется назвать домашний адрес, достопримечательности города. На поставленные вопросы отвечает с трудом, в основном неверно.
Задание 2 «Символика родного города»
Цель: Определить уровень сформированности характерных знаний о гербе родного города.
Материалы: Герб города Ярцева.
Методы: беседа
Ход проведения: Беседы и рассматривание герба города Ярцева.
Оценка результатов.
Высокий уровень(3 балла).
Ребенок правильно называет цвета флага РФ и РТ и знает порядок их расположения. Без труда называет значение изображения на гербе своего города. Может объяснить символику герба. Проявляет интерес.
Средний уровень(2 балла)
Ребенок допускает незначительные ошибки. С помощью взрослого рассказывает о символах гербов и их значении.
Низкий уровень(1 балл)
Затрудняется рассказать о символах герба. Постоянно обращается за помощью к взрослому. Не проявляет интереса к теме.
Задание 3 «История народной культуры и традиций»
Цель: Определить уровеньсформированности знаний о культуре и традициях русскогонарода.
Предварительная работа: Беседы, занятия
Условия: Краеведческий музей города
Ход проведения: Педагог предлагает рассмотреть предметы русскогобыта, назвать их, рассказать для чего их использовали. Рассмотреть экспозиции в краеведческом музее, рассмотреть этапы создания.
Оценка результатов:
Высокий уровень(3 балла)
Рассматривая предметы быта, ребенок безошибочно называет их, рассказывает об их использовании в быту, Знает название народных праздников, их значение.
Средний уровень(2 балла)
Ребенок в основном правильно называет предметы быта. После дополнительных вопросов взрослого, объясняет как люди использовали эти предметы. В отдельных случаях затрудняется ответить.
Низкий уровень(1 балл)
Ребенок допускает значительные ошибки. Не всегда правильно называет предметы быта. Затрудняется при ответе на вопрос, для чего они использовались. Часто обращается за помощью взрослого.
Задание 4. «Историко-географический и природный компоненты родного края»
Цель: Определить уровень сформированности знаний о природных богатствах Ярцевского района; о историко-географическом расположении родного города, района.
Предварительная работа: Беседы, целевые прогулки. Д/игра «Обитатели реки Вопь и озер»
Ход проведения. Педагог предлагает рассказать о географическом расположении города, о растительности, животном мире родного края. Спрашивает: какая река протекает в нашем районе? Ее название? Какая рыба водится в реке? Какая растительность растет по берегам реки? Как называются озера в крае, их обитатели и происхождение.
Оценка результатов:
Высокий уровень(3 балла)
Ребенок правильно называет растительность, животный мир нашего края, географическое расположение. Проявляет фантазию и творчество при ответах. Выражает эстетическое отношение к природе.
Средний уровень(2 балла)
Ребенок иногда затрудняется ответить на вопрос, или отвечает на вопрос однозначно. Иногда обращается за помощью к педагогу.
Низкий уровень(1 балл)
Ребенок не всегда правильно отвечает на вопросы. Затрудняется при ответах. Не выражает эстетического отношения к природе.
Задание 5 «Личностное отношение к родному городу»
Цель: Определить отношения к родному краю. Умение детей связно, последовательно высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный вопрос. Умение свободно мыслить.
Ход проведения: Беседа. Педагог предлагает ответить на следующие вопросы:
- Какие достопримечательности ты любишь посещать вместе с родителями в городе?
- Что интересного о родном городе ты запомнил, посещая музей нашего города?
Оценка результатов:
Высокий уровень(3 балла)
Ребенок полными предложениями, логично и последовательно отвечает на вопросы. Понятно для собеседника умеет рассказать о том, что нового он узнал из сказок. Ребёнок передает настроение, впечатление от знакомства с книгой.
Средний уровень(2 балла)
Ребенок не всегда связно отвечает на поставленные вопросы. Ему требуется помощь, подсказка педагога, вспомогательные вопросы. Ответы дают без рассуждений и объяснений, речь с ограниченным запасом слов, не оперируют предметными терминами.
Низкий уровень(1 балл)
Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы. Помощь педагога и вспомогательные вопросы не оказывают значимого влияния на ответы, дети часто отмалчиваются. Речь односложная, с ограниченным запасом слов, не используют предметные термины.
Приложение 2
Анкета для родителей по патриотическому воспитанию
1. Какие слова выражают любовь к Родине? ___
2. Затрагиваете ли Вы в беседах с ребенком темы, связанные с патриотизмом? ___
3. Как Вы приобщаете ребенка к национальной культуре? ___
4. Считаете ли Вы важным обращать внимание ребенка на то, к какой нации он принадлежит? ___
5. Как Вы акцентируете на этом внимание своего малыша? ___
6. Рассказываете ли Вы ребенку о своих предках и корнях семьи? ___
Как на это реагирует ребенок? ___
7. Устраиваете ли Вы совместные чаепития с детьми в семье? ___
8. Читаете ли Вы ребенку р. н. сказки? ___Как часто? ___
9. Кто чаще всего читает? ___ В какое время суток? ___
10. Исполняете ли Вы в моменты общения с ребенком народные потешки? ___
11. Есть ли в Вашей родительской практике дидактические игры, которые знакомят с национальными обрядами и традициями? ___
Если есть, то какие? ___
12. Какие национальные подвижные игры Вы знаете и используете в воспитании ребенка?
13. Знаете ли Вы пословицы о Родине? ___ Назовите их ___
14. Назовите Российскую символику? ___
15. Достаточно ли у Вас информации? ___
16. Знаете ли Вы как рассказать детям о символах России? ___
17. Знаете ли Вы, какие произведения можно прочитать детям, которые будут воспитывать патриотические чувства у детей? ___
18. Как часто Вы читаете детям такие произведения? ___
19. Какие произведения из русского народного творчества, Вы читали детям? ___
20. Какие народные праздники Вы знаете? ___
21. Нуждаетесь ли Вы в консультации по воспитанию патриотических чувств? ___
22. Прививаете ли Вы любовь к малой Родине у своего ребенка? Да. Нет. Почему? ___
23. Посещаете ли Вы с ребенком музеи? ___ Если да, то какие? ___
24. Укажите, на Ваш взгляд, главные причины возможных затруднений в приобщении к национальной культуре в современном обществе? ___
Приложение 3
Планирование работы по ознакомлению старших дошкольников
с общественными событиями в жизни родного города.
Формы организации | Содержание |
Фронтальное занятие | Тема: «Какие бывают праздники?» Программное содержание: - рассказать детям о том, что наши предки умели и любили веселиться, напомнить, что обычно праздник начинался торжественно, потом под музыку водили хороводы, пели песни, плясали, затевали игры; - закрепить знания о том, какие праздники отмечают в детском саду (День знаний, День города, Праздник осени, Новый год, День защитника Отечества, 8 Марта, День Победы, выпускной). |
Часть занятия | Тема: «У кого бывает день рождения?» Цель: дать представление о том, что дни рождения бывают разные: день рождения ребёнка, день рождения мамы и других членов семьи – семейные праздники. Тема: «Как вести себя на празднике?» Цель: рассказать о том, как лучше развлечь гостей, как вести себя за столом, как пригласить гостей, как выбрать подарки. Тема: «Люди каждой профессии отмечают свой праздник» Цель: рассказать, что у людей разных профессий свои праздники (День учителя, День строителя, День рыбака и т.п.) |
Экскурсии, целевые прогулки | Экскурсии к памятнику Защитникам Отечества в День Победы с возложением цветов. |
Беседы | Тема: «Мы ждём гостей» Цель: - объяснить, что каждый человек живёт в семье; - закрепить нравственные качества: вежливость, заботливое отношение к родным, друзьям; - развивать чувство юмора, логическое мышление. Тема: «Твои защитники, Ярцево» Цель: - воспитывать любовь к родному городу, гордости и уважения к ярцевчанам - героям; - показать преемственность поколений защитников Родины от древних богатырей до героев Великой Отечественной войны. Тема: «Город, в котором мы живём» Цель: - закреплять знания о Ярцево; - воспитывать чувство гордости, любви и уважения к годному городу; - развивать чувство патриотизма. Тема: «Традиции и любимые занятия моей семьи» Цель: воспитывать любовь к близким, уважение к семейным традициям. |
Продуктивная деятельность | Рисование: «Мой город», «Нарисуй планету Ярцево», «Главная ёлка города», «Наша армия родная». Лепка: «Праздник города», «Здравствуй, памятник», «Мы любим спорт». Дизайн: Оформление группы к праздникам. |
Творческие игры | Дидактическая игра «Поиск добрых слов». Цель: составление копилки с добрыми словами. Дидактическая игра «Путешествие по городу». Цель: закреплять знания о любимом городе, его достопримечательностях. Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «День рождение», «Ткачи», «Детский сад», «Школа». |
Чтение художественной литературы | Рассказы о городе Ярцево, стихи ярцевских поэтов, С. Алексеев «Первый ночной таран», А. Митяев «Мешок овсянки», стихи к праздникам, фольклорный материал |
Праздники и развлечения | День города, Новый год, 8 Марта – праздник мам, День Победы, традиции детского сада, спортивные праздники |
Другие формы работы | «Придумай праздник, которого нет», «Звёздный час», «Праздник послушания, поздравлений, цветов...» |
Наблюдения | Украшение города к праздникам |