Паспорт проектной работы
Тема творческого проекта: «Русский баснописец – И.А. Крылов».
Учебный предмет: литературное чтение.
Состав проектной группы: ученики 4 класса «А».
Руководитель проекта: Михалькова Ирина Александровна.
Основная цель проекта: активизация знаний детей о творчестве великого русского баснописца И.А. Крылова.
Задачи проекта:
- расширить знания детей о баснях И.А. Крылова, продолжать учить детей извлекать мораль из прочитанных басен;
- воспитывать интерес к чтению и чувство гордости за великого русского баснописца И.А. Крылова;
- развивать творческие способности и умение работать в команде.
7. План работы:
Этапы реализации проекта.
Подготовительный:
изучение темы на уроке;
выбор творческого названия проекта;
распределение в группах:
1 группа – сбор материала о творчестве И.А. Крылова
2 группа – иллюстрирование басен
3 группа – составление вопросов к викторине о баснях, кроссворда
обсуждение плана работы над проектом.
Основной:
Аннотация.
Проект по литературному чтению для учащихся 4-го класса «Русский баснописец - И.А. Крылов» проводится в ходе изучения раздела «Произведения русских баснописцев». Данный материал является обязательным для изучения. В ходе выполнения проекта ученики учатся выбирать из большого потока нужную информацию, анализировать, рассуждать, обобщать и систематизировать изученный материал.
Продукт творческого проекта: иллюстрации к басням и викторина.
Подведение итогов проекта: выступление каждой из групп.
«библиотекари»
«оформители»
«почемучки»
Критерии оценки проекта:
активность каждого из участников проекта
эстетичность оформления
соблюдение временных рамок
качество и объём подобранного материала.
Иван Андреевич Крылов
(1769-1844)
В Петербургском Летнем саду сидит, глубоко задумавшись о чём-то, бронзовый Иван Андреевич Крылов в окружении зверей – героев своих басен. О чём он думает? Может быть, на закате жизни вспоминает своё нелёгкое детство?..
Родился будущий знаменитый писатель в семье армейского офицера, который до капитанского чина дослужился из рядовых. Десять лет было мальчику, когда отец умер. Семья, и без того небогатая, осталась без всяких средств к существованию. Крылов вынужден был пойти работать в канцелярию Калязинского земского суда. Потом он работал в Тверском магистрате, а на досуге самостоятельно изучал французский и итальянский языки, математику и русскую литературу. «Чистой» литературой писатель никогда не занимался: приехав в Петербург, он стал сначала журналистом, а потом – библиотекарем в Публичной библиотеке, где проработал тридцать лет.
Свою литературную деятельность Иван Андреевич начинал как драматург – автор произведений для театра. Но прославился он своими баснями.
Что такое басня? Это небольшое, чаще всего стихотворное произведение. В басне обязательно должно быть поучение, совет или насмешка над дурным поступком. В баснях Крылова обычно действуют не люди, а звери, но ведут себя по-человечьи – спорят, ссорятся, мирятся…
Всего Крылов написал более 200 басен, объединённых им в девять книг.
Крылов был одним из первых русских писателей, в произведениях которого впервые зазвучала подлинно народная речь.
Басни Крылова очень легко запомнить – такие они ясные и складные. А многие фразы просто стали крылатыми словами. «Ларчик просто открывался», «кукушка хвалит петуха…», «А Васька слушает да ест», - говорим мы в подходящий момент, порой даже не думая, что слова эти впервые произнесли герои басен Крылова.
Александру Сергеевичу Пушкину, великому русскому поэту, современнику баснописца, очень нравилось крыловское «весёлое лукавство ума, насмешливость и живописный способ выражаться».
Многие поколения детей зовут писателя «дедушкой Крыловым», любят и знают наизусть его басни. Басни Крылова стали книгой мудрости самого народа.
Викторина «Лучший книгочей»
Из каких басен эти отрывки?
а) Помертвело чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол и дом. (И.А. Крылов «Стрекоза и Муравей».)
б) Но это только в поученье
Ей муравей сказал,
А сам на прокормленье
Из жалости ей хлеба дал. (И.И. Хемницер «Стрекоза».)
в) «Изрядно, - говорит, - сказать неложно,
Тебя без скуки слушать можно;
А жаль, что не знаком
Ты с нашим петухом:
Ещё б ты боле навострился,
Когда бы у него немножко поучился». (И.А. Крылов «Осёл и Соловей».)
Из какой басни мораль?
К несчастью, то ж бывает у людей.
Как не полезна вещь, - цены не зная ей,
Невежда про неё свой толк всё к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он её ещё и гонит. (И.А. Крылов «Мартышка и очки».)
Как называется нравоучение в басне?
а) присказка г) рассказ
б) вступление д) заключение
в) мораль
4. Кто написал басню «Муха»?
а) И.И. Хемницер г) А.Е. Измайлов
б) Эзоп д) И.И. Дмитриев
в) И.А. Крылов
5. Кто автор басни «Стрекоза и Муравей»?
а) И.И. Хемницер г) И.И. Дмитриев
б) Л.Н. Толстой д) И.А. Крылов
в) А.Е. Измайлов
6. Выберите названия басен И. И. Хемницера.
а) «Стрекоза и Муравей» г) «Кукушка»
б) «Друзья» д) «Стрекоза»
в) «Муха»
7. Кто автор басни «Осёл и Соловей»?
а) Л.Н. Толстой г) И.А. Крылов
б) А.С. Пушкин д) А.Е. Измайлов
в) И.И. Хемницер
8. Как называется иносказание в басне?
а) присказка г) закон
б) аллегория д) мораль
в) правило
Кроссворд «Знаток басен И.А. Крылова»
9
1 | л | и | с | и | ц | а | | | |
м | а | р | т | ы | ш | к | а | | |
3 | м | у | р | а | в | е | й | | |
| 4 | л | е | б | е | д | ь | | |
5 | р | а | к | | | | | | |
| 6 | м | о | с | ь | к | а | | |
| | 7 | з | е | р | к | а | л | о |
8 | к | в | а | р | т | е | т | | |
Расхваливая ворону, завладела сыром.
К старости слаба глазами стала, поэтому решила завести очки.
К нему за помощью обратилась Стрекоза.
…, Щука и Рак.
Он пятился назад.
Ай, … ! Знать она сильна, что лает на Слона!
Обезьяна смотрелась в него не понимая, что видит в нём своё отражение.
Четвёрка музыкантов.
Она пропела всё лето.
Иллюстрирование басен учащимися


