Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Лежневская средняя общеобразовательная школа №10
(МБОУ Лежневская СОШ №10)
Адрес: 155120, Россия, Ивановская область, п. Лежнево, пл. Советская, д.15,
тел. 8(49357) 2-11-78, Эл. почта : LSchol10@yandex.ru
Сайт: https://portal.iv-edu.ru/dep/mouolegrn/legnevorn_school10/default.aspx
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ ПО ТЕМЕ:
ЗАДАЧА-КОМИКС
«КАНИКУЛЫ В ПРОСТОКВАШИНО»
Выполнена ученицей
6а класса МБОУ Лежневской СОШ №10 Шеенковой Дарьей
Руководитель
учитель математики
Смирнова Светлана Николаевна
п.Лежнево
2017 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение - 3 стр.
Ход выполнения работы – 3 стр.
Заключение - 7 стр.
Источники информации, средства – 8 стр.
Приложения №1, №2, №3
1. Введение.
В курсе математики встречаются разные виды заданий, но наиболее сложными кажутся текстовые задачи. Хотелось бы, чтобы задачи были интересными, ведь интересная задача решается с большим азартом. А что делает задачу интересной? Сложно ли придумать интересную задачу? На эти вопросы не получится ответить, пока не попробуешь себя в роли составителя задач.
Цель работы:
Создать необычную математическую задачу, способную вызвать интерес у учеников.
Задачи:
Исследовать отношение одноклассников к разным видам заданий по математике.
Придумать форму задачи, придумать тему и сюжет задачи.
Сконструировать задачу.
Опробовать задачу, провести опрос о её качестве.
Гипотеза:
Нетрадиционно сформулированная задача интереснее для учеников, чем задача традиционно сформулированная.
Методы работы:
анкетирование;
анализ;
моделирование;
опрос.
2. Ход работы.
![]()
2.1. На первом этапе мы работали вместе с моей одноклассницей С.Грязновой. Для того, чтобы выяснить отношение одноклассников к разному виду заданий по математике нами были разработаны анкеты1, в которые мы включили вопросы о сложности разных видов заданий и предлагали выбрать из двух задач наиболее интересную. Всего было проанкетировано 40 учеников из 6а и 6б классов. Анкеты мы обработали при помощи электронной таблицы2 и получили следующие результаты: 1Приложения 1,2
2Приложение 3
а) из перечисленных пяти видов заданий по математике половина школьников наиболее трудными считает текстовые задачи:
![]()
б) наиболее интересными оказались задачи с иллюстрациями и задачи с необычными персонажами:
![]()
2.2. Поскольку я теперь знаю, какие задачи для ребят интересны, то свою задачу я решила сконструировать в форме задачи-комикса, т.к. условие задачи можно изложить в картинках.
Но перед тем, как приступить к работе я ознакомилась с правилами составления комиксов в Интернете и выяснила, что для успешной работы мне нужно будет пройти несколько этапов:
проработать идею, придумать образы и место действия,
разработать предварительный сценарий (постранично), написать текст,
найти необходимый материал,
доработать сценарий и композицию отдельных рисунков и страниц в целом (коллаж),
заполнить текстовые поля комикса.
Сложности начались с выбора темы задачи, потому что задачи можно составить о чём угодно. А мне хотелось, чтобы тема была актуальной. Сейчас много говорят об экономическом кризисе, импортозамещении, продовольственной безопасности, и я решила: «Пусть моя задача будет про сельское хозяйство».
Персонажами задачи я выбрала героев моего любимого мультика «Каникулы в Простоквашино».
Сюжет моего комикса я решила построить следующим образом: Дядя Фёдор, Шарик и Матроскин приезжают на каникулы в Простоквашино и решают провести их с пользой. Матроскин решает заняться производством молока и берет напрокат корову. Дядя Фёдор разводит кур и занимается реализацией яиц. Шарик печет в русской печке пироги и продаёт их на станции.
2.3. Проектирование задачи-комикса я начала с поиска интересных картинок из мультфильма в Интернете. После этого я начала делать компьютерную презентацию в стиле комикса, подбирала подходящие картинки и придумывала диалоги героев.
На некоторых слайдах я использовала технику коллажа (слайды 3,5,6,7,8,10,11). Это потребовалось там, где мне хотелось отразить мысли или мечты героев комикса и в композиции использовались два рисунка – фоновый и вспомогательный. Ту же технику я использовала, когда нужно было построить целостный слайд с размещением на нем изображений отдельных предметов или животных в случае, если подходящего изображения не удавалось найти.
При создании коллажа я пользовалась следующим алгоритмом:
подбор фонового (основного) рисунка;
подбор вспомогательного рисунка, его обрезка, подгонка по размеру, применение эффектов (изменение и сглаживание контуров как на слайдах 3,5,6,7; удаление фона как на слайде 8);
наложение отредактированного вспомогательного рисунка на основной фоновый рисунок и наложение таблицы на основной фоновый рисунок как на слайдах 10 и 11.
Самым сложным стало придумать условие задачи, ведь она распалась в соответствии с сюжетом на три довольно самостоятельных части.
Для составления «отчета» Шарика мне понадобилось узнать у мамы рецепт пирогов.
Для работы над запиской Д. Фёдора мне нужно было прикинуть среднее количество яиц в день от 14 кур-несушек. Информацию я получила в сети Интернет. Оказалось, что яйценоскость кур очень разная, зависит от породы, продолжительности светового дня, температурного режима, режима кормления. Тогда я спросила родственников, проживающих в деревне, сколько на практике яиц в день в среднем можно получить от 14 кур летом. Полученные данные я и внесла в задачу.
Про то, что коровы летом не требуют дополнительных кормов, кроме того, что пасутся на лугу и пьют воду, и о том, сколько молока может дать одна корова я узнала у папы с мамой. Когда-то моя бабушка держала целых двух коров, а родители ей помогали.
Таким образом, были составлены части задачи, которые нужно было объединить общим вопросом. Я подумала, что ведь не все продукты герои комикса продавали, а что-то съедали и пили сами. И тогда вопрос задачи я сформулировала так: «Помоги Матроскину посчитать прибыль от каникул с учетом того, что 20% произведённой продукции ушло на личное потребление».
2.4. Для того чтобы получить странички комикса я слайды копировала и вставляла в текстовый документ, который позднее распечатала на цветном принтере и сшила в книжку.
2.5. На конечном этапе работы над проектом я сначала сама решила задачу, чтобы проверить решается ли она (все ли необходимые данные в ней указаны и понятно ли сформулирован вопрос), а потом опробовала эту задачу в своём классе. Одноклассники решали задачу с удовольствием и азартом.
Я провела опрос: попросила поднять руки тех ребят, кому задача понравилась.
Результаты опроса:
![]()
А потом я спросила тех ребят, которым задача не понравилась: «Чем вас не устроила моя задача?». Они ответили, что задача для них показалась сложной, но по форме занимательной.
3. Заключение.
Мой проект прикладной, поскольку в результате его выполнения получается материальный продукт. При работе над проектом мне пришлось привлекать знания по школьным предметам (математике) и получать информацию по сельскому хозяйству и по кулинарии. Работая над задачей, мне также пришлось много работать на компьютере, и я приобрела новые знания и умения. В результате проведенной над проектом работы мною сконструирована задача-комикс. Поставленная в работе цель достигнута, проектный продукт получен и готов к использованию. Задачу-комикс можно использовать в качестве дополнительной литературы ребятам, интересующимся математикой, в классе при проведении часов занимательной математики. В электронном виде задачу-комикс можно разместить на сервере школы, чтобы она была в открытом доступе для учеников, а книжку-комикс - в школьной библиотеке.
В ходе работы над проектом я поняла, что составление задач сложное, но интересное занятие, выяснила, что необычно сформулированные задачи для школьников интересны и увлекательны, т.е. моя гипотеза подтвердилась. Этот факт подтвердился еще и потому, что моя задача-комикс заняла первое место по России во Всероссийском математическом конкурсе «Математика в сельском хозяйстве»4.
4 Диплом победителя по ссылке file:///D:/Users/%D0%90%D0%B4%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F/Downloads/37.pdf
Источники информации
Картинки из мультфильма «Каникулы в Простоквашино» https://www.google.ru/search?q=%D0%9A%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8+%D0%9A%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8B+%D0%B2+%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BA%D0%B2%D0%B0%D1%88%D0%B8%D0%BD%D0%BE&newwindow=1&safe=strict&espv=2&biw=1440&bih=794&tbm=isch&tbo=u&source=univ&sa=X&ved=0ahUKEwji__SbrLrSAhXjJZoKHShuB4EQsAQIGQ
Яйценоскость кур-несушек http://grassia.ru/yajcenoskost-kurnesushek-v-techenie-goda/
Программные средства: Microsoft PowerPoint, Microsoft Word, Microsoft Publisher.
8