«ОДОБРЕНО»
на заседании метод. комиссии
протокол № _______________
Председатель метод. Комиссии
_______________Кучиева К. И.
ДОКЛАД
«Проектная деятельность учащихся –
средство развития мотивации учения».
Мастер производственного обучения
Черчесова Г.Р.
г. Владикавказ
2017г.
«Все наши замыслы превращаются в прах,
если нет у ученика желания учиться »
Сухомлинский В.А.
Одним из значимых критериев деятельности мастера производственного обучения является рост мотивации к овладению профессией.
Существует много известных факторов формирующих интерес учащихся к учению. Один из факторов - это проектная деятельность учащихся, формирующая у обучаемых продуктивное творческое мышление. Работа преподавателя идёт по схеме: цель – мотив – средства – действия – результат – оценка. Обдумывая пути достижения цели, преподаватель выбирает методы мотивации учащегося, учитывая индивидуальность учащегося. Учащийся вовлекается в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, а также разрешает ситуации проблемного характера. Как правило, учащийся должен обладать исходными знаниями и умениями для поиска результата и способа выполнения проекта. Если учащийся в первый раз сталкивается с проектной деятельностью, то чтобы он
понял, в каком направлении и как надо действовать, чтобы добиться цели перед ним ставится ряд проблем. Например:
предложить рассмотреть выбранные эскизы коллекции с различных позиций (способа реализации идеи, актуальности, нужности, экономичности, целостности и т.д.); предложить практически выполнить одну из задуманных моделей;
предложить рассмотреть свою будущую коллекцию одежды с различных позиций (закройщика, портного, покупателя, жюри);
постановка вопроса на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждений;
постановка несложной исследовательской задачи с заранее предлагаемыми условиями решения;
предложить учащимся задачи с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределённостью в постановке вопроса, с противоричивыми данными.
Проблемная ситуация – это непременное условие, своеобразный пусковой механизм такого мышления. Решая эти проблемы, у каждого из учащихся развиваются такие личностные механизмы как саморазвитие, самореализация, саморегуляция и адаптация. Работа над поставленными проблемами вызывает всплеск мотивации, для которой характерно «ощущение потока» (термин М. Ксикзентмихали), в котором человек:
ощущает полную включённость в дело и полную концентрацию мыслей и чувств к работе;
ощущение своеобразного старта;
ощущение полного подчинения требованиям, идущим от работы, и сам знает, что и как делать;
осознаёт, насколько хорошо и успешно он делает дело;
его не тревожат возможные неудачи, от радости творчества, и от значимости совершаемого;
не ощущает хода времени, то есть «растворяется» в деле.
А положительный результат работы ведёт не только к удовлетворению учащихся, но и мотивирует их к дальнейшему повышению эффективности своего труда. Только единицы учащихся могут осилить такую работу как создание коллекции одежды на такие престижные конкурсы как «Пульс моды», «Шаг в Будущее». Остальные работают над менее глобальными проектами: создание единичного сценического или исторического костюма на итоговую годовую аттестацию – это обязательно и плюс разнообразные творческие работы на выбор.
Известно, что результаты, которых достигает человек в своей жизни, лишь на
20-30% зависят от его интеллекта, а на 70-80% - от мотивов, которые побуждают его определённым образом себя вести.
Набрав группу, профориентация не заканчивается, а начинается большая и глубокая работа по воспитанию будущих профессионалов.
Интерес к профессии – это важная личностная характеристика учащихся, регулятор их отношения к учению и труду. Принятые учащиеся на первый курс приходят с разным уровнем мотивации к обучению. Практика показывает, что ещё у многих учащихся ПУ отсутствует интерес к избранной профессии, что приводит к неудовлетворённости, разочарованию, поверхностному отношению к общеобразовательной и профессиональной подготовке и в результате к отсеву учащихся. Причины этого носят социально – экономический и
психолого – педагогический характер. Если рассмотреть мотивированость учащихся на примере моей группы портных, то картина получается такая:
высокий уровень учебной мотивации, учебной активности (5%);
хорошая учебная мотивация (20%);
положительное отношение к учёбе, но училище привлекает больше внеучебными сторонами (15%);
низкая учебная мотивация(55%);
негативное отношение к училищу(5%).
Грустная картина, а бывает и хуже. А всё это происходит от того, что в школах учителя стремятся оставить лучших учащихся, не принимая во внимание их профессиональную направленность. Набор учащихся, окончивших 9 классов, в училищах ведётся по отжившиму свой век правилу: «Плохо учишься, не умеешь себя вести, иди в училище». Поэтому мастеру производственного обучения надо быть просто зажигательным артистом, излучающим влюблённость в профессию, в своё училище, в подопечных учащихся, стать для них кумиром, образцом успешности, профессионалом с большой буквы. Задача мастера производственного обучения создать такие условия обучения, при которых у учащихся возникает интерес к освоению профессии. Конечно, нам не подвластны многие факторы, влияющие на мотивацию. Семья, непосредственное окружение, прежние учителя и прежний опыт, - всё это накладывает отпечаток на отношение ученика к занятиям. На эти факторы мы не можем влиять. Они уже стали реальностью и частью жизненного опыта наших подопечных. В наших силах изменить не прошлое, а только настоящее. Поэтому надо научиться использовать факторы мотивации и постоянно варьировать ими. Эти факторы помогут мобилизовать учащихся и повысить их желание учиться.
Ни один из этих факторов не превосходит другие, и ни один из них нельзя рассматривать в отрыве от других. Они похожи на системы органов в организме человека, которые постоянно взаимодействуют друг с другом. Внеся коррективы в один фактор, мы можем восстановить баланс во всей системе.
Для появления интереса к профессии необходимо понимание её нужности, важности, целесообразности изучения конкретного материала, конкретных разделов и профессии в целом для использования знаний, умений и навыков учащимися в дальнейшей жизни после выпуска: в быту и на работе по профессии. С интересом не рождаются, его приобретают.
Яркость учебного материала, эмоциональная реакция и заинтересованность самого мастера с огромной силой воздействует на учащихся.
Учебный труд интересен тогда, когда он разнообразен. Необходима смена видов деятельности и применение разнообразных приёмов и методов мотивации, а также форм работы: от индивидуальной и парной, до бригадной и фронтальной.
Слишком лёгкие, слишком трудные задания не вызывают интереса. Обучение должно быть трудным, но доступным.
Чем чаще проверяется и оценивается работа учащихся, те большее желание он испытывает к процессу работы. Знание результатов своей работы стимулирует желание учащихся продолжать эту работу. Здесь важна также самооценка, взаимооценка как социальный мотив, сравнение изделий с образцами, словесное специфическое оценивание мастером, похвала, намного выше, чем отметки «5» или «4». Через создание ситуаций успеха повышается статус учащегося в группе.
Чем больше новый материал увязан с усвоенными ранее знаниями, приобретённым ранее опытом, тем он интереснее для учащихся, тем больше их мотивация.
Для того чтобы держать под контролем уровень мотивации осуществляю промежуточную диагностику с применением следующих методов:
Анкет, вопросов, диагностических срезов и специально разработанных заданий для определения уровня учебной мотивации учащихся.
Изучение продуктов деятельности учащих (проверка домашних, индивидуальных, поисково-исследовательских заданий)
Наблюдение за учащимися в ходе учебной деятельности.
Анкетирование родителей учащихся.
Постоянная связь и контроль уровня знаний по специальным предметам.
Показателями повышения роста мотивации по овладению профессией являются:
Позитивная динамика количества учащихся – участников олимпиад различных уровней.
Количество призовых мест в предметных олимпиадах и конкурсах, полученных учащимися.
Позитивная динамика уровня качества обучения.
Позитивная динамика количества учащихся, участвующих в исследовательской и проектной деятельности.
Позитивная динамика количества учащихся, принимающих участие в творческих конкурсах.
Деятельность мастера по мотивации учащихся - это всё внешняя мотивация. А нам нужна сказка, чтобы под нашим воздействием и радости успешного труда всё больше и больше учащихся приобретали внутреннюю мотивацию, побуждающую к учёбе не ради оценок. Типичными примерами такой мотивации могут служить хобби и игры (когда победа не главная цель). Когда, главной целью становится – не результат, а процесс, участие, просто получение удовольствия от учёбы. Развитие внутренней мотивации – это движение вверх. Двигаться вниз гораздо проще. Это происходит, когда в практике учителей и родителей используются такие «подкрепления», которые приводят к регрессу мотивации учения. Например, чрезмерное внимание и неискренние похвалы, неоправданно заниженные или завышенные оценки, жёсткая критика и наказания.
Благодаря изучению мотивации мы начнём лучше разбираться в средствах, повышающих мотивацию учащихся. Это поможет нам перейти от интуитивного и случайного выбора педагогических приёмов к сознательному использованию средств мотивации. В конечном счёте, учащиеся перейдут от чисто внешней мотивации (они должны учиться) к более внутренней мотивации (им нравится учиться). Со временем успехи наших учеников обеспечат нам самим более высокую внутреннюю мотивацию и, как результат, неуклонный профессиональный рост.
«Вполне соответствующей своему назначению
я называю только такую школу, которая
явилась бы истинной мастерской людей…»
Коменский Я. А.
Литература:
А. А. Вайсбург, А. А. Газеев, И. Д. Жданов Формирование у учащихся ПТУ устойчивого интереса к избранной профессии. М., 1989г.
А. Д. Сазонов, Н.И. Калугин, А. П. Менщиков Профессиональная ориентация молодёжи. М.,1989г.
И. Н. Мошкова, С. Л. Малов Психология производственного обучения. М.,1990г.
0