Проектная и научно-исследовательская деятельность школьников: сходства и различия.
Петрова Лариса Николаевна
организатор работы с одаренными детьми
Деятельность – единственный путь к знанию .
Бернард Шоу
Научно-практическое образование
сфера образования, позволяющая ребенку приобрести знания, умения, навыки, компетентности, личностные смыслы, достаточные для его самореализации в условиях современной высокотехнологичной цивилизации на личностном, социальном, профессиональном уровнях
Научно-практическое образование
Научно-техническое творчество
Проектная деятельность
Исследовательская
деятельность
Научно-техническое творчество -
вид деятельности, состоящий в теоретическом решении и материальном воплощении какой-либо технической задачи в виде технических проектов, макетов, моделей и опытных образцов, обладающих объективной или субъективной новизной; поиск и решение задач в области техники на основе использования достижений науки
Исследовательская деятельность –
процесс поиска неизвестного, новых знаний деятельность, направленная на получение учащимися новых представлений об объектах и явлениях окружающего мира с помощью научного метода.
Проектная деятельность –
деятельность, направленная на создание продукта. Проект – это буквально "брошенный вперед", то есть прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности,.
Таким образом, проект создает то, чего еще нет, он требует всегда иного качества или показывает путь к его получению.
Проект – это замысел, план, творчество по плану.
Цели деятельности
Цель проектной деятельности – реализация проектного замысла.
Цель исследовательской деятельности - уяснения сущности явления, истины, открытие новых закономерностей и т.п.
Принципиальное отличие проекта от исследования состоит в том, что работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной лично значимой или социально-значимой проблемы, исследование же не предполагает создание какого-либо заранее планируемого объекта.
Исследование - поиск истины или неизвестного, а проектирование - решение определенной, ясно осознаваемой задачи.
Соотношение проекта и исследования
Получение новых знаний о существующих объектах и явлениях
Исследование
Создание новых объектов и явлений или изменение их с целью получить у них новые свойства
Проектирование
Проектная деятельность
пять правил «П»
Проблема
Проектирование
Поиск информации
Продукт
Презентация продукта
Результаты деятельности
Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт , устанавливающий истину в результате процедуры исследования.
Результатом проектной деятельности являются продукты имеющие практическую значимость .
Формы продуктов проекта
справочник
Видеофильм клип
Буклет п исьмо, статья, газета, журна л
сценарий
публикация
законопроект
модель ,макет
Игра, костюм
Карта,атлас
Исследовательская деятельность
Явление
Описание
Истина
Этапы исследовательской деятельности
- Формулирование проблемы, обоснование актуальности выбранной темы.
- • Выдвижение гипотезы.
- • Постановка цели и конкретных задач исследования.
- • Определение объекта и предмета исследования.
- • Выбор методов и методики проведения исследования.
- • Описание процесса исследования.
- • Обсуждение результатов исследования.
- • Формулирование выводов и оценка полученных результатов.
Этапы проектной деятельности
- Определение темы проекта, поиск и анализ проблемы, постановка цели проекта, выбор названия проекта;
• Обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение предполагаемых стратегий, выбор способов, сбор и изучение информации, определение формы продукта и требований к продукту, составление плана работы, распределение обязанностей;
• Выполнение запланированных технологический операций, внесение необходимых изменений;
• Подготовка и защита презентации;
• Анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта.
Проектно-исследовательская деятельность учащихся способствует истинному обучению, так как она:
- личностно ориентирована;
- характеризуется возрастанием интереса и вовлеченности в работу по мере её выполнения;
- позволяет реализовать педагогические цели на всех этапах;
- позволяет учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела;
- приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт собственного труда.
Спасибо за внимание.