СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Производственное обучение- метод совместной деятельности мастера и учащихся.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка мастера производственного обучения Сташа Азмета Майоровича.

Просмотр содержимого документа
«Производственное обучение- метод совместной деятельности мастера и учащихся.»

ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ №200 ФСИН РОССИИ












Методическая разработка.

Производственное обучение- метод совместной деятельности мастера и учащихся.








Разработал

мастер производственного обучения,

преподаватель

Сташ Азмет Майорович















п. Тлюстенхабль.

2018г.





Производственное обучение- метод совместной деятельности мастера и учащихся, при котором учащиеся овладевают практическими знаниями, профессиональным мастерством, воспитываются навыки и привычки производственного поведения, развиваются умственные и физические силы, творческая способность. При подготовке газосварщиков ручной сварки предметом обучения являются действия преимущественно ручного труда, значит, основную роль в подготовке учащихся к упражнениям играет показ мастером трудового процесса, а объяснению отводится второстепенная роль. На первых занятиях производственного обучения важно умение мастера правильно определить наилучшую последовательность движения учащихся от начального уровня их знаний, умений, уровня развития до того уровня, который соответствует полному овладению профессиональным мастерством. При этом не всегда теория должна предшествовать практике, иногда лучшим будет обратный порядок. На уроках производственного обучения газосварщиков иногда учащиеся плохо воспринимают объяснения существа и значения операции сварки металла до того , как увидят её. При прохождении некоторых тем по сварке вертикальным и горизонтальным швом я применяю пробное выполнение учащимися приёмов сварки до моего показа. Ибо только после попыток учащегося наложить сварной шов ,он начинает более полно воспринимать важные детали показываемых ему трудовых действий. Такие действия мастера стимулируют и организуют наиболее успешную познавательную активность учащегося.

Был у меня один ученик в группе, который при прохождении темы «Сварка нижним швом» наращивал скорость сварки - не обивая шлак нижележащего слоя шва. В скорости он выигрывал, а в качестве проигрывал. Я не спешил подсказывать ему причину брака. Так он искал причину дня три, потом принес мне отличный образец сварного соединения и объясняет : «оказывается, надо обивать шлак с каждого слоя шва».

Вот так учащийся решил проблему качества шва, хотя теоретических знаний он ещё не имел- методом проб и ошибок. В дидактике доказывается, что сущность побуждения к учению заключается в выявлении известного противоречия между новыми задачами и имеющимся уровнем знаний, умений и навыков.



Учебно-методическая наглядность.

Большое влияние на отработку производственных приёмов учащимися является наличие в мастерской учебно - методической наглядности:

1.Квалификационная характеристика—наименование профессии и квалификации;

Должен уметь------------------------------------------ должен знать.

Учащиеся с ней знакомятся на первом занятии и твёрдо усваивают какую профессию и квалификацию они получат на финише. Они в процессе обучения несколько раз её перечитывают и сравнивают , что они уже знают и что умеют.

2.Перспективно-тематический план на 1-ое и 2-ое полугодие дает учащимся полное представление, что они должны отработать, чему научиться в период обучения.

3.Безопасные методы ручной газовой сварки:

Дают полное представление, как надо проводить газосварочные работы, чтобы не было случаев травматизма.

4.Учебная доска—является основой при прохождении той или иной темы урока, если она методически правильно оформлена. На учебной доске записываю тему урока, цель урока с конкретной выкладкой по операциям, объекты работы, материалы, режимы сварки, виды брака и обязательно дополняю рисунками по швам и соединениям с указанием основных технических требований и норм времени.

Учащиеся хорошо усваивают содержание занятий, режим сварки, материалы и технологические требования.



Учебно—производственная наглядность.

В учебной мастерской газосварщиков имеется действующая рабочая аппаратура, которая используется для закрепления межпредметной связи с производственным обучением:

1.Ацетиленовый генератор и кислородный баллон;

2.Горелка (резак) и рукава;

3.Стальные конструкции—фермы, колонны; спецтехнология—черчение, материаловедение;

4.Стенды: «Сварные соединения и швы», «Газовая сварка труб», «Дефекты сварных соединений», «Новости техники газосварочного производства»;

5. «эталонные образцы» -служат хорошими помощниками при проведении вводного инструктажа мастером и для закрепления навыков и знаний учащихся по предметам теоретического обучения.

6.Сварные изделия в натуре, которые изготавливаются на базовом предприятии и сварные образцы, изготовленные учащимися выпускных групп, помогают учащимся повышать качество шва и культуру производства в учебных мастерских училища.

7.Рабочее место мастера: основа всего производственного обучения учащихся в учебных мастерских училища. Обеспечивает оперативность при проведении вводного и индивидуального инструктажа учащихся, позволяет мастеру держать в обзоре все рабочие места учащихся и следить за исправностью и работой газосварочного оборудования.



Применение наглядности на уроках.

-------------------------------------------------------------------------

Личная подготовка мастера к уроку получает своё окончательное оформление в составленном им письменном плане и конспекте урока. Если составлению плана предшествовала серьёзная подготовительная работа, его соблюдение даёт возможность мастеру провести урок целенаправленно, организованно и успешно. План урока состоит из следующих пунктов: темы урока, конкретной цели урока, подготовки к уроку и инструктажей; вводный инструктаж---20 мин., текущий инструктаж—3 часа 20 мин., заключительный инструктаж—5 мин. 5-10 мин. От текущего инструктажа отводится на уборку рабочих мест и мастерской. При прохождении некоторых тем учащиеся в течение нескольких занятий отрабатывают одни и те же приёмы. В таком случае не имеет смысла к каждому такому занятию составлять подробный план. Достаточно составить подробный план на одно занятие, а при подготовке к остальным мастер конкретизирует цель, исходя из реальных условий, и вносит необходимые изменения и дополнения. При составлении плана урока нельзя забывать о связи практики с теорией. Чтобы эта связь была постоянной и действенной, мастер обязан посещать регулярно уроки преподавателей спецдисциплин, а преподаватели—посещать занятия по производственному обучению. Такой метод работы повысит межпредметные связи и поможет им избежать в объяснениях противоречий относительно режимов и технологии газовой сварки металлов.

Исследования российских психологов (академики А.Н.Леонтьева и П.Я.Гальперина) в области усвоения учащимися практических знаний, умений и навыков при обучении показали, что трудовая деятельность человека имеет две стороны: ориентировочную (умственную) сторону деятельности и исполнительную.

Ориентировочная часть—это отражение в психике объективных условий деятельности (её задач, технических средств, технологических способов, трудовых приёмов, условий выполнения), а исполнительная—непосредственное выполнение трудового действия на основе этих отражённых условий.

Педагогическим средством организации ориентировочной деятельности учащихся служит инструктаж, от его содержания зависит ход и качество урока производственного обучения. Вводный инструктаж надо начинать с объяснения учебной цели урока и содержания предстоящих практических работ. Ясность цели урока и чёткое его начало предупреждает рассеянность учащихся и мобилизует их на выполнение поставленной учебной задачи. При проведении уроков я применяю наглядные пособия, запланированные на данный урок. Средства наглядности позволяют использовать в обучении первоисточник знаний—реальную действительность. Они служат основной цели: сознательному и прочному усвоению учебного материала, развитию наблюдательности и мышления учащихся. Почти на всех уроках я применяю стенды «Сварные соединения и швы», «Дефекты сварных соединений», инструкционно-технологические карты на изготовление различных конструкций – так как там встречаются все виды сварных соединений, швов и пространственных положений.

При прохождении темы «Высокопроизводительные методы ручной газовой сварки» применяю альбом, в котором имеется полный перечень инструкционно- технологических карт и технических требований к швам . Так же использую на вводном инструктаже учебные плакаты, схемы, чертежи, натуральные изделия, приспособления, эталоны соединений, используемые в газосварочном производстве базового предприятия. Большую ценность как учебные наглядные пособия имеют эталоны изделий, изготовленные мастером производственного обучения согласно перечню учебных работ. После изучения чертежа, технологии изготовления и рассмотрения эталона изделия, учащиеся получают ясное и чёткое представление о конструкции изделия, размерах, способах и последовательности его изготовления в соответствии с техническими требованиями. Учащиеся—газосварщики, изучая эталонный образец, видят все операции отдельно для каждого соединения: подготовка кромок-разделка; зазор между торцами; прихватки- размеры и количество; первый слой шва и корень шва; последующие слои шва; последний слой шва- его геометрические формы; дефекты шва и др. Такие наглядные пособия дают возможность учащимся не только представлять конечный результат труда, но и контролировать себя в процессе изготовления сварного изделия.

Наибольшую педагогическую ценность эталоны имеют в начальный период обучения, когда учащиеся имеют расплывчатые представления о технологическом процессе и способах выполнения отдельных операций.

Большую помощь в проведении вводного и индивидуального инструктажей оказывает рабочее место мастера. Учащиеся воспринимают его как свою рабочую кабину, но ответственность при этом у них повышается, и только смельчаки решаются на добровольное повторение трудовых операций ручной газовой сварки. А почему ? В сварочных кабинах есть сварочный стол и стул, а на месте мастера –стол с большей высотой для сварки стоя—стула нет. На первых местах учащиеся отрабатывают приёмы сварки, сидя на стуле, а при демонстрации приёмов на рабочем месте мастера надо работать стоя. Это их обескураживает, даже тех, кто лучше других отработал приёмы сварки. На рабочем месте мастера находится учебная доска, на которой написан весь цикл по теме урока и технические рисунки-это своего рода маяк для всех учащихся. На столе мастера я держу всегда три образца-эталона: один с оценкой – «3», другой – «4», третий – «5», с указанием дефектов .Это помогает ученикам самим проконтролировать свои трудовые успехи.

После проведения вводного инструктажа учащиеся, уяснив цель урока и задачи, занимают рабочие места. Учащиеся систематически отрабатывают приёмы сварки по схеме от простого к сложному, от тонкого металла к толстому, от нижнего до потолочного положения шва для всех четырёх видов сварных соединений по ГОСТу.

К.Д.Ушинский писал, что систематичность упражнений есть первая и главнейшая основа их успеха, это значит, что упражнения следует предварительно планировать. При планомерно проводимых упражнениях легче следить за продвижением учащихся в работе, отмечать в ней трудные моменты, чтобы обратить на них больше внимания.

Все учащиеся газосварщики боятся сваривать стальные пластины толщиной менее 2 мм., поэтому я отвожу больше времени на сварку стыкового соединения стали менее 2 мм. Толщиной. Учащиеся доводят свои практические навыки до хороших результатов и усваивают причины , приводящие к браку изделий, закрепляют знания по спецтехнологии на уроках производственного обучения. Они делают для себя вывод, что если уж заварили в стык сталь до 2 мм., то большую толщину стали заварят с большим успехом и уверенностью.



Самоконтроль учащихся.

В основе упражнений лежит сознательное, целенаправленное, многократное повторение учащимися изучаемых трудовых процессов. Цель каждого повторения, осуществляемого под руководством мастера,- последовательное совершенствование действий и постепенное овладение навыками. Для того, чтобы учащийся овладел профессиональной работой так, как ею владеет квалифицированный рабочий- сварщик, необходимо не только вооружить его различными навыками, но и обогатить и конкретизировать его знания, научить применять эти знания на практике, развить у него чувство ответственности и самоконтроля за выполненное изделие.

Объясняя задание, я, учащимся расписываю ,как проверить зазор при стыковке изделий; ширину и усиление шва; признаки корня шва и др. Наряду с этим предлагаю учащимся самим рассказать о содержании и методах самоконтроля в процессе сборки- сварки коробчатых балок и колонн. Если в процессе урока я обнаружил типичные ошибки в самоконтроле, то к этому привлекаю внимание всех учащихся и провожу текущий инструктаж с подробным анализом выявленной ошибки.

По мере овладения учащихся соответствующими трудовыми навыками сварки и методами контроля сборки-сварки, я им предлагаю самостоятельно определять способы контроля, проверяя образцы сварных соединений, друг у друга на качество, наблюдать за правильностью выполнения отдельных приёмов сварки. Такие педагогические приёмы воспитывают наблюдательность, умение анализировать свои действия и действия других, положительно влияют на развитие взаимопомощи учащихся в работе. Правильность самоконтроля учащиеся подтверждают в сравнении с эталонным образцом сварного соединения. Из лучших учащихся комплектую групповое ОТК для проведения проверочных работ за полугодие. Эти учащиеся помогают мне определить качество сварного соединения учебного изделия каждого учащегося данной группы. Такой метод контроля повышает активность в группе и улучшает качество работы. Некоторые учащиеся берут к себе в сварочную кабину эталонный образец и не выходят пока не заварят двойник. На проверочных работах и квалификационных сварных образцах я даю время на сварку по каждому положению шва по ЕНИР с учётом основного сварочного времени и расценки. При прохождении полного курса производственного обучения все учащиеся группы сваривают пробное сварное изделие в цехах базового предприятия по норме времени сварщика 3 разряда, на основании этого заполняется производственная характеристика с участием мастера или начальника цеха. За период обучения все учащиеся знакомятся со сварочным оборудованием, установленным в цехах базового предприятия, сборочно-сварочными приспособлениями и инструкционно- технологическими картами на сварку выпускаемых изделий, и после выпуска безболезненно работают в цехах базового предприятия.

Влияние методической работы

на качество обучения.

На улучшение качества подготовки учащихся в значительной мере влияет методическая работа, проводимая в училище, и особенно работа методической комиссии, являющейся основной формой коллективной методической работы. Для ознакомления и изучения работы мастеров нашего училища все члены комиссии побывали во всех мастерских на показательных семинарах-практикумах и открытых уроках, которые явились хорошей школой педагогического и производственного мастерства. Учащиеся группы чувствуют повышенную ответственность на уроке, когда присутствуют посторонние работники училища, повышается их активность и самоконтроль за выполняемой работой. Но главной задачей методической комиссии является изучение качества знаний, умений и навыков учащихся.Мы обсуждаем проверочные работы учащихся, являющиеся конечным результатом учебной деятельности. Для улучшения процесса обучения следует периодически проверять качество изучения операционных тем. При этом учащимся надо предложить выполнить ряд операций по пройденным темам и затем сравнить оценки методкомиссии с оценками мастера по пройденным операциям. Такое сравнение будет способствовать не только единству требований у мастеров производственного обучения на правильное выполнение приёмов работы, но и единства требований в их оценке. В нашей подгруппе при выходе на производственное обучение организовано взаимопосещение уроков с мастером производственного обучения Евтыхом А.Ш. и Гучетлем А.К. эти взаимопосещения, хотя и кратковременные, уроков производственного обучения являются полезными, потому что без анализа и советов они не обходятся. Так мастер Гучетль часто пользуется документацией газосварщиков: изготавливает себе наглядные пособия, эталонные образцы и перенимает полностью уже сформированный опыт ведения уроков у мастеров газосварщиков. Я в группе электросварщиков тоже частый гость, иногда демонстрирую приёмы газовой сварки на учебных пластинах в присутствии мастера- этим самым мы вместе с ним укрепляем межпредметную связь спецтехнологии и производственного обучения и вырабатываем единые требования, чтобы у нас не произошло разнобоя. При выполнении проверочных работ мы помогаем на занятиях друг другу, а учащиеся добросовестно относятся к этим работам и на основе эталонных образцов добиваются хорошего качества работ. И только после этого приносят на контроль образцы, зная, что мастера натягивать оценку не будут. Такое взаимное переплетение методов взаимопомощи в наших группах приводит к возможности взаимозамещения мастеров, а так же к повышению знаний и умений учащихся на уроках спецтехнологии и производственного обучения.