Кодификатор элементов содержания (КЭС) для проведения промежуточной аттестации по русскому языку в 5-9 классах
Кодификатор элементов содержания для проведения промежуточной аттестации по русскому языку в 5-9 классах МОАУ «СОШ № 2» (далее - кодификатор) является одним из документов, определяющих структуру и содержание контрольных измерительных материалов (далее - КИМ). Кодификатор является систематизированным перечнем требований к уровню подготовки обучающихся уровня основного общего образования и проверяемых элементов содержания, в котором каждому объекту соответствует определённый код.
Кодификатор элементов содержания по русскому языку составлен на основе основной образовательной программы основного общего образования МОАУ «СОШ №2»
Кодификатор элементов содержания для проведения основного государственного экзамена по РУССКОМУ ЯЗЫКУ
В первом столбце таблицы указаны коды разделов и тем. Во втором столбце указан код элемента содержания, для которого создаются проверочные задания.
| | | |
Код раз- дела | Код кон- тро- лиру- емого эле- мента | | |
Элементы содержания, проверяемые заданиями экзаменационной работы | |
| |
| |
1 | | Фонетика | |
| 1.1 | Звуки и буквы | |
| 1.2 | Фонетический анализ слова | |
2 | | Лексика и фразеология | |
| 2.1 | Лексическое значение слова | |
| 2.2 | Синонимы. Антонимы. Омонимы | |
| 2.3 | Фразеологические обороты | |
| 2.4 | Группы слов по происхождению и употреблению | |
| 2.5 | Лексический анализ | |
3 | | Морфемика и словообразование | |
| 3.1 | Значимые части слова (морфемы) | |
| 3.2 | Морфемный анализ слова | |
| 3.3 | Основные способы словообразования | |
| 3.4 | Словообразовательный анализ слова | |
4 | | Грамматика. Морфология | |
| 4.1 | Самостоятельные части речи | |
| 4.2 | Служебные части речи | |
| 4.3 | Морфологический анализ слова | |
5 | | Грамматика. Синтаксис | |
| 5.1 | Словосочетание | |
| 5.2 | Предложение. Грамматическая (предикативная) основа пред- |
| | ложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены пред- |
| | ложения | |
| 5.3 | Второстепенные члены предложения | |
| 5.4 | Двусоставные и односоставные предложения | |
| 5.5 | Распространенные и нераспространенные предложения | |
| 5.6 | Полные и неполные предложения | |
| 5.7 | Осложненное простое предложение | |
| 5.8 | Сложное предложение | |
| 5.9 | Сложные бессоюзные предложения. Смысловые отношения |
| | между частями сложного бессоюзного предложения | |
| 5.10 | Сложные предложения с разными видами связи между частями | |
| 5.11 | Способы передачи чужой речи | |
| 5.12 | Синтаксический анализ простого предложения | |
| 5.13 | Синтаксический анализ сложного предложения | |
| 5.14 | Синтаксический анализ (обобщение) | |
6 | | Орфография |
| 6.1 | Орфограмма |
| 6.2 | Употребление гласных букв И/Ы, А/Я, У/Ю после шипящих и Ц |
| 6.3 | Употребление гласных букв О/Е (Е) после шипящих и Ц |
| 6.4 | Употребление Ь и Ъ |
| 6.5 | Правописание корней |
| 6.6 | Правописание приставок |
| 6.7 | Правописание суффиксов различных частей речи |
| | (кроме -Н-/-НН-) |
| 6.8 | Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи |
| 6.9 | Правописание падежных и родовых окончаний |
| 6.10 | Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов |
| | причастий |
| 6.11 | Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи |
| 6.12 | Правописание отрицательных местоимений и наречий |
| 6.13 | Правописание НЕ и НИ |
| 6.14 | Правописание служебных слов |
| 6.15 | Правописание словарных слов |
| 6.16 | Слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей |
| | речи |
| 6.17 | Орфографический анализ |
7 | | Пунктуация |
| 7.1 | Знаки препинания между подлежащим и сказуемым |
| 7.2 | Знаки препинания в простом осложненном предложении |
| 7.3 | Знаки препинания при обособленных определениях |
| 7.4 | Знаки препинания при обособленных обстоятельствах |
| 7.5 | Знаки препинания при сравнительных оборотах |
| 7.6 | Знаки препинания при уточняющих членах предложения |
| 7.7 | Знаки препинания при обособленных членах |
| | (обобщение) |
| 7.8 | Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, |
| | грамматически не связанными с членами предложения |
| 7.9 | Знаки препинания в осложненном предложении (обобщение) |
| 7.10 | Знаки препинания при прямой речи, цитировании |
| 7.11 | Знаки препинания в сложносочиненном предложении |
| 7.12 | Знаки препинания в сложноподчиненном предложении |
| 7.13 | Знаки препинания в сложном предложении с разными видами |
| | связи |
| 7.14 | Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении |
| 7.15 | Знаки препинания в сложном предложении с союзной и |
| | бессоюзной связью |
| 7.16 | Тире в простом и сложном предложениях |
| 7.17 | Двоеточие в простом и сложном предложениях |
| 7.18 | Пунктуация в простом и сложном предложениях |
| 7.19 | Пунктуационный анализ |
8 | | Речь |
| 8.1 | Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная |
| | целостность текста |
| 8.2 | Средства связи предложений в тексте |
| 8.3 | Стили и функционально-смысловые типы речи |
| 8.4 | Отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, |
| | адресата и ситуации общения |
| 8.5 | Анализ текста |
| 8.6 | Создание текстов различных стилей и функционально-смысловых |
| | типов речи |
9 | | Языковые нормы |
| 9.1 | Орфоэпические нормы |
| 9.2 | Лексические нормы |
| 9.3 | Грамматические нормы (морфологические нормы) |
| 9.4 | Грамматические нормы (синтаксические нормы) |
10 | | Выразительность русской речи |
| 10.1 | Анализ средств выразительности |
11 | | Информационная обработка текстов различных стилей и |
| | жанров |
СПЕЦИФИКАЦИЯ
контрольно-измерительной работы по русскому языку 6 классе
1. Назначение аттестационной работы - оценить уровень достижений учащихся по русскому языку за курс 6 класса.
2. Документы, определяющие содержание экзаменационной работы. Содержание экзаменационной работы определяются на основе следующих документов:
- Стандарт среднего (полного) общего образования по русскому языку ;
- Баранов М.Т.., Ладыженская Т.А. и др. Программы для общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 кл., М.: Просвещение, 2010
3. Условия применения.
Работа рассчитана на учащихся 6 класса средней общеобразовательной школы, изучивших курс русского языка в объеме 170 часов.
4. Структура экзаменационной работы.
Характеристика структуры работы.
По содержанию.
Экзаменационная работа проверяет
- знания из области фонетики, лексики, морфемики, морфологии, пунктуации;
- речеведческие знания:
- текст как речевое произведение;
- типы речи: повествование, описание, рассуждение;
- стили речи: разговорный, официально-деловой, публицистический, научный, художественный;
- знание основных орфографических и пунктуационных правил и умение их проверять.
По уровню сложности.
В работу по русскому языку включено 20 заданий с выбором ответа из 4-х предложенных, 3 задания открытого типа, требующие краткого ответа учащегося и 1 задание с развёрнутым ответом.
Итоговая работа состоит из трёх частей.
Первая часть работы (А.1 – А.20 ) проверяет усвоение учащимися учебного материала на базовом уровне сложности.
Все задания второй части работы (В.1- В.3) относятся к повышенному уровню сложности.
Задание С1- высокого уровня сложности.
По форме тестовых заданий
- задания группы А – это задания с выбором ответа,
- задания группы В – это открытые задания с кратким ответом.
- задание группы С – это задание с развёрнутым ответом.
Варианты 1 и 2 итоговой работы равноценны по трудности, параллельны по расположению заданий
5. Распределение заданий экзаменационной работы по основным содержательным разделам курса «Русский язык».
Содержательные блоки | Номер тестовых заданий | Число заданий | Процент заданий на данный блок |
Фонетика и графика. | В.1. | 1 | 4 % |
Лексика и фразеология. | | А.1, А.2, А3 | 3 | 13% |
Морфемика и словообразование. | | А.14, А.15, В.3 | 3 | 13% |
Морфология. | В.2. | 1 | 4% |
Орфография. | А.4- А.9, А.12, А.16, А.18, А.19. | 10 | 41% |
Пунктуация. | А.11, С1 | 2 | 8% |
Речь. Текст. | А.20. | 1 | 4% |
Речь. Языковые нормы. | А. 10, А.13, А17. | 3 | 13% |
Итого : | 24 | 100% |
6. Распределение заданий работы по уровню сложности.
Уровень сложности заданий | Номера тестовых заданий | Число заданий | Максимальный первичный балл | Процент заданий на данный уровень сложности |
Базовый | А.1- А.20. | 20 | 20 | 83 % |
Повышенный | В.1- В.3. | 3 | 3 | 13% |
Высокий С.1 | 1 | 7 | 4% |
Итого: | 24 | 30 | 100% |
7. Время выполнения работы.
На выполнение экзаменационной работы отводится 60 минут.
Первая часть работы (А.1- А.20.) включает 20 заданий с выбором ответа. Среднее время выполнения одного задания этой части - 1-2минуты. Ориентировочное время выполнения этой части работы - 40 минут.
Вторая часть работы (В.1 – В.3.) включает 3 задания. На выполнение каждого задания требуется 2-3 минуты. Ориентировочное время выполнения второй части работы - 10 минут.
Третья часть работы (С1) включает 1 задание. На выполнение задания требуется 10 минут.
8. Система оценивания выполнения отдельных заданий и работы в целом.
За верное выполнение каждого задания базового и повышенного уровня работы задания учащиеся получают 1 балл. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов. За верное выполнение задания высокого уровня работы задания учащиеся получают 7 баллов.
Максимальный балл, который могут получить учащиеся за выполнение всей письменной работы - 30.
9. Сстема оценивая всей тестовой работы.
Оценка | «2» | «3» | «4» | «5» |
Баллы | 0 - 14 | 15 - 20 | 21 - 26 | 27-30 |
10. Сстема оценивая всей тестовой работы для детей с ОВЗ
Оценка | «2» | «3» | «4» | «5» |
Баллы | 0 - 10 | 11 - 18 | 19 - 24 | 25-30 |
11. Дополнительные материалы и оборудование.
Дополнительные материалы и оборудование на экзамене по русскому языку не используются.
Инструкция по проверке работ учащихся
по русскому языку.
Номер задания. | Вариант 1. | Вариант 2. |
Часть А. | | |
А. 1. | 1 | 3 |
А. 2. | 3 | 4 |
А. 3. | 4 | 2 |
А. 4. | 3 | 3 |
А. 5. | 4 | 3 |
А. 6. | 3 | 2 |
А. 7. | 4 | 1 |
А. 8. | 2 | 1 |
А. 9. | 1 | 2 |
А. 10. | 4 | 3 |
А. 11. | 3 | 3 |
А. 12. | 3 | 1 |
А. 13. | 2 | 4 |
А. 14.. | 3 | 3 |
А. 15. | 3 | 2 |
А. 16. | 3 | 2 |
А. 17. | 3 | 2 |
А. 18 | 3 | 3 |
А. 19 | 4 | 3 |
А. 20 | 1 | 2 |
Часть 2. | | |
В.1. | сад | (по) родам |
В.2. | обе | обычно |
В. 3. | суффиксальный | суффиксальный |
| | |
Инструкция по выполнению работы.
На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 60 минут. Работа состоит из 3 частей.
Часть 1 включает 20 заданий (А.1 – А.20). К каждому из них даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.
Часть 2 состоит из 3 заданий (В.1 – В.3). Ответы к этим заданиям вы должны сформулировать самостоятельно. На каждое задание В.1 – В.3. – один правильный ответ.
Часть 3 – задание с развёрнутым ответом (С1).
Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, вы можете вернуться к пропущенным заданиям.
Правильный ответ в зависимости от сложности каждого задания оценивается одним или несколькими баллами. Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов.
Желаем успеха!
Итоговый тест
Вариант 1.
А.1. В сочетании беречь как ЗЕНИЦУ ока выделенное слово является:
устаревшим;
заимствованным;
диалектным;
профессиональным.
А.2. Значение какого фразеологизма определено неверно?
Нога за ногу - (идти) медленно, еле-еле.
2) Путеводная нить - то, что помогает найти правильный путь в сложной обстановке.
Накалять атмосферу - создавать в помещении высокую температуру.
4) Носить на руках - оказывать особое расположение, заботу.
А.3. Укажите антонимы.
1) изгиб, извилина;
2) бюро (находок), (старинное) бюро;
3) клетчатый, клеточный;
4) загадка, разгадка.
А.4. В каком слове пишется И?
без звестный; 3) меж_нститутский;
под екать; 4) пред_стория.
А.5. В каком слове в суффиксе пишется Е?
1) корабл_к; 3 ) чиж_к;
2) козл_к; 4) теленоч_к.
А.6. В каком слове в окончании пишется -Е?
о гени ;
об энциклопеди ;
о подполь ;
о заявлени .
А.7. В каком слове в окончании пишется -И?
1) о башн_; 3) он бре_т;
2) син_го цвета; 4) об извести_;
А.8. В какой строке все слова пишутся с И?
пр_украсить, пр дерзкий, пр брать;
пр_соединиться, пр обрести, пр_ревновать;
пр_стукнуть, пр злой, пр_годиться;
пр_брежный, пр пятствие, пр выкать.
А.9. Укажите ошибку в написании НЕ с существительными.
Каждому случалось говорить не правду.
Невнимательность при письме приводит к ошибкам.
Вы чувствуете ко мне не любовь, а жалость.
Илья Ильич испытывал в его присутствии странную неловкость.
А.10. Отметьте неправильное согласование по роду.
серый кенгуру;
красивый Баку;
новая АТС;
Олег - большая лакомка.
А.11. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?
Завтра я праздную мою серебряную свадьбу и прошу вас и ваших дочек отобедать у меня по-приятельски.
Заиграл рожок, и деревенское стадо потянулось мимо барского двора.
Ах, Настя как ты скучна с вечными своими подробностями!
«Немедленно уходи отсюда!» -рассердился старик.
А.12 .Укажите неправильное объяснение орфограммы.
ПРИостановить - значение приставки -«неполное действие»;
ПРЕрвать - значение приставки синонимично значению приставки ПЕРЕ-;
погОрелец - после корня -ГОР- нет суффикса -А-;
доносЧИК - суффикс -ЧИК- после буквы С.
А.13. Укажите ошибку в образовании формы существительного.
(много) чулок; 3) (много) мест;
(много) блюдцев; 4) (много) плеч.
А.14. Какое слово не соответствует схеме
погрузчик 3) паромщик
подводный 4) приморский
А.15. Укажите ошибку в определении способа образования слов.
перечитать – приставочный;
окололунный - приставочно-суффиксальный;
разбег – бессуфиксный;
А.16. В какой строке все слова пишутся с –НН-?
1) деревя ый, демонстрацио ый, полотня__ый;
плоскодо ый, карти ый, шмели ый;
племе ой, иллюстрацио ый, урага ый;
кожа ый, сенсацио ый, ремесле ый;
А.17. Укажите ошибку в употреблении числительных.
четверо друзей;
не хватает полутораста страниц;
гордиться шестистами девяносто шестью концертами;
нет сорока школьников.
А.18. Какое слово пишется раздельно?
сколько(то); 3) (кое)о(чём);
сколько(нибудь); 4) сколько(либо).
А.19. В каком примере НЕ пишется слитно?
нисколько (не)опасная игра;
я (не)пропущу этот фильм;
(не)счастье, а горе;
он дорожил (не)сколькими вещами.
Часть2
Прочитаете текст и выполните задания А20, В1, В2, В3, С1.
А.20. Укажите ошибку в характеристике текста.
(1)Эта прелестная улица напоминала сад. (2)По обе стороны её росли тополя, которые благоухали, особенно после дождя. (З)Из-за заборов и палисадников нависали акации, высокие кусты сирени, черёмухи, яблони. (4)Майские сумерки, нежная молодая зелень с тенями, запах сирени, гудение жуков, тишина, тепло -как всё это ново и как необыкновенно, хотя весна повторяется каждый год!
стиль речи разговорный;
тип речи – описание;
способ связи предложений параллельный;
средство связи 1 и 2 предложений – местоимение.
В.1. Выписать слово, в котором при произношении происходит оглушение согласного звука.
В.2. Из второго предложения выписать числительное.
В.3. Укажите способ образования слова гудение из предложения 4.
С1. Объясните знаки препинания в 3 предложении. Напишите развернутый ответ.
Итоговый тест.
Вариант 2.
А.1. В предложении «Дворник обратился за помощью к уряднику» выделенное слово является:
диалектным;
заимствованным;
устаревшим;
неологизмом.
А.2. Значение какого фразеологизма определено неверно?
Бить по карману - стоить слишком дорого.
Не от мира сего - отрешенный от реальной жизни, не приспособленный к жизни человек.
Между молотом и наковальней -в таком положении, когда опасность или неприятность угрожает с двух сторон.
Набить оскомину - сильно избить кого-либо.
А.3. Укажите антонимы.
заблудиться, заблуждаться;
упасть духом, воспрянуть духом;
страшиться, бояться;
мера длины, принять меры.
А.4. В каком слове пишется И?
без сходный; 3) сверх_дея;
пред дущий; 4) от__градить.
А.5. В каком слове в суффиксе пишется Е?
ковш к; 3) комоч__к;
осл__к; 4) том_к.
А.6. В каком слове в окончании пишется –Е?
о лезви ; 3) о религи__;
о спасень; 4) в санатори__.
А.7. В каком слове в окончании пишется Е?
в транше ;
рабоч м столом;
в коллекци ;
он кле_т.
А.8. В какой строке все слова пишутся с И?
1)пр__мчаться, пр двинуть, пр морский;
2)пр обрести, пр забавный, пр__спустить;
пр__годиться, пр одеть, пр восходный;
пр мерять, пр гвоздить, пр вышать.
А.9. Укажите ошибку при написании НЕ с существительными.
Небрежность в одежде его не раздражала.
Не правда не поможет.
Это не привычка, а дурное воспитание.
Мать не замечала моих недостатков.
А.10. Отметьте неправильное согласование по роду.
Сережа - такой непоседа.
Нил - красивая река.
КВН закончилось.
Желтое такси.
А.11. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?
Что же ты, Алеша, давно про военную службу не поговариваешь?
Лиза вздрогнула, подняла голову, закричала и хотела убежать.
Дверь отворилась и вошел Григорий Иванович.
Мать услышала этот разговор: «Нет, ребята, не ходите, вы еще маленькие».
А.12 .Укажите неправильное объяснение орфограммы.
ПРИморский - значение приставки «неполнота действия»;
ПРЕобразовать - значение приставки синонимично значению приставки ПЕРЕ-;
несгораемый - гласный в корне -ГОР-в безударном положении;
разносЧИК - суффикс -ЧИК- после буквы С.
А.13. Укажите ошибку в образовании формы существительного.
нет ботинок;
нет абрикосов;
нет тапок;
нет помидор.
А14 Схеме соответствует слово.
1) рябинушка 3) наборщик
2)правый 4)верхний
А.15. Ошибка в определении способа образования слова.
отплыть – приставочный;
заоблачный – приставочный;
межпланетный - приставочно-суффиксальный;
пчеловод - сложение основ.
А.16. в какой строке все слова пишутся с –НН-?
време ый, стари ый, соколи ый;
письме ый, операцио ый, це ый;
стекля ый, травя ой, полы ый;
румя ый, листве ый, карма ый.
А.17. Укажите ошибку в употреблении числительных.
о сорока тысячах;
выгрузить около полторы тонны;
трое молодых людей;
с тремястами семьюдесятью пятью страницами.
А.18. Какое слово пишется раздельно?
какой(либо); 3) (кое)с(кем);
какой(нибудь); 4) какой(то).
А.19. В каком примере НЕ пишется слитно?
ничуть (не)трудный диктант;
сегодня мне (не)спится;
я увидел (не)что неожиданное;
(не)скромность, а грубость.
Часть 2
Прочитаете текст и выполните задания А20, В1, В2, В3, С1.
А.20. Укажите ошибку в характеристике текста:
(1)Местоимение - это часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количество, но не называет их. (2)Местоимения, как правило, изменяются по падежам. (3)Есть местоимения, которые, кроме того, изменяются по родам и числам. (4)В предложении местоимения обычно бывают подлежащими, дополнениями и определениями.
стиль речи научный;
тип речи – повествование;
средство связи предложений - повтор слова;
в тексте есть определение научного понятия (1-е предложение).
В.1. Из третьего предложения выписать слово, в котором все согласные звуки звонкие.
В.2. Из 4 предложения выписать наречие.
В.3. Укажите способ образования слова определение.
С1. Объясните, почему в 1 предложении стоит тире. Напишите развернутый ответ.