СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Прославим Женщину-Мать - неиссякаемый источник всепобеждающей жизни!(по повести В.Закруткина "Матерь человеческая)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Прославим Женщину-Мать - неиссякаемый источник всепобеждающей жизни!(по повести В.Закруткина "Матерь человеческая)»

Тема урока: «Прославим Женщину-Мать, неиссякаемый источник всепобеждающей жизни!»

Цели урока:

Общие: - подвести учащихся, что мать – самое святое для человека, основа счастья, добра и любви;

- особое внимание уделить тому, что понятия женщина и война – несовместимы, что женщина создана природой для того , чтобы быть матерью, воспитывать детей, быть женой, оберегать и сохранять свой дом, свою семью; что такое героизм и мужество

Частные:

- формировать навыки анализа художественного текста

- развивать речь учащихся

- воспитывать любовь к матери – источнику всепобеждающей жизни на земле

Словарная работа: повесть, героизм, патриотизм, чадная земля

Эпиграф к уроку: «Мы вечно будем прославлять ту женщину, чье имя – мать»

М. Горький

Ход урока

  1. Вводное слово учителя

Сегодня у нас необычный урок – урок –размышление по повести В. Закруткина «Матерь человеческая». Во все времена поэты, художники, музыканты в своем творчестве обращались к теме матери. У Н. Островского есть замечательные слова: «Есть прекраснейшее существо на свете, у которого мы в неоплатном долгу, Это –мама!» Для каждого мама – самый родной человек на свете. Все лучшее исходит от матери, давшей нам самое бесценное – жизнь. Сегодня мы поговорим о героизме и патриотизме русской женщины – матери в годы Великой Отечественной войны. Понимаем, у войны не женское лицо. Писатель Б. Васильев говорил: «Женщина для меня – это воплощенная гармония жизни. А война всегда дисгармония. И женщина на войне – это самое невероятное, несочетаемое сочетание явлений». Конечно, эти понятия несовместимы. Женщина создана природой, чтобы быть матерью, воспитывать детей, быть женой, оберегать и сохранять свой дом, свою семью. Но если на землю приходит война отцы, мужья и сыновья уходят на смерть, женщина не может остаться в стороне, не может быть равнодушной. Многие на равнее с мужчинами воевали на фронте, а другие все тяготы жизни и труда взвалили на свои плечи в тылу. Такой была Мария – героиня повести В.А. Закруткина «Матерь человеческая»

  1. Слово о писателе.

Виталий Александрович Закруткин родился 27 марта 1908 г. в Феодосии в семье учителей. Шесть человек семьи, девять десятин земельного надела да выбракованная

лошаденка – вот все, чем располагали Закруткины. Окончил Благовещенский педагогический институт. В Ленинграде защитил кандидатскую диссертацию. В Ростове-на-Дону несколько лет заведовал кафедрой русской литературы педагогического института. В должности доцента не стал эвакуироваться в тыл, а сразу же в 1941 году ушел на фронт. Автор рассказов, очерков, статей, таких произведений, как «Плавучая станица», «Сотворение мира», «Подсолнух», «Матерь человеческая», за которую ему в 1970 году была присуждена Государственная премия имени А.М. Горького.

«Счастлив художник, который силой своего слова мог исторгнуть из сердец очень разных людей огромное признание. И счастлив народ, который рождает таких художников. «Матери человеческой» суждена долгая и прекрасная жизнь»,- писал М. Алексеев.

  1. Слово учителя

В первые месяцы войны наши войска отступали под напором гитлеровских полчищ. Женщины, старики и дети оставались беззащитными перед лицом жесткого врага. Все невзгоды, тяжести войны легли на хрупкие женские плечи. Об этом подвиге сказал М. Исаковский в стихотворении «Русской женщине».

Была ты и пряхой и ткахой,

Умела- иглой и пилой…

Рубила, возила, копала,-

Да разве же все перечтешь?

А в письмах на фронт уверяла,

Что будто б отлично живешь.

В. Закруткин так пишет в своих воспоминаниях «Страницы о себе». «Я своими глазами увидел все, что натворили гитлеровцы только за одну неделю. Горы слегка присыпанных снежком трупов женщин и детей, противотанковые рвы, заполненные расстрелянными ростовчанами, разграбленные дома, городские кварталы, сожженные от начала до конца». НЕ мог Виталий Александрович оставаться ко всему этому равнодушным, поэтому основой его многих произведений стало все им увиденное и пережитое.

4. История создания повести

Ранней осенью 1943 года мы покинули забитую войсками дорогу и поехали по степи, удаляясь от магистрали… В полдень мы въехали в черные развалины какого-то сожженного хутора. На нем не было ничего живого… Мы уже приблизились к выезду из руин, как вдруг из какой-то норы выскочил голый мальчишка лет четырех, а следом за ним из этой же норы выползла еле прикрытая лохмотьями женщина. Придя в себя, она рассказала нам, что ей пришлось пережить среди развалин родного хутора, Ей посчастливилось спрятаться в кукурузе. Вернулась она, когда сожженный хутор был пуст. Поселилась в уцелевшем погребе…».

Реальный факт, увиденный самим Виталием Закруткиным, который прошел всю войну военным корреспондентом, стал основой рассказа «О живом и мертвом». Спустя много лет, лишь в 1969 году, из рассказа родилась эта повесть.

«В этой повести писатель поведал историю простой русской женщины Марии, воздал ей должное за преодоление страшных ударов судьбы, за ее неустанный труд, за любовь к людям и милосердие, за материнское терпение, за пролитые ею слезы, за все, что пережила она и свершила во имя жизни на любимой ею нелегкой земле. Мария – и живой человеческий характер, и одновременно символическое воплощение той матери человеческой, в образе которой и наша вера, и наша надежда, и наша любовь. Все, что пишет о ней В. Закруткин, - это гимн женщине как прекрасному символу жизни и бессмертия рода человеческого», - сказал об этом произведении В. Петелин.

Прошли годы… После войны Закруткин во время прогулки увидел в каменной нише «изваяние мадонны с младенцем на руках…Тебя, женщину по имени Мария, люди назвали матерью божьей… За что, женщина, люди поклоняются тебе? Ведь ты никогда не жила на свете. Ты выдумана людьми. А если даже ты была, Мария, то что тобою свершено в жизни, и чем заслужила ты поклонение?»

  1. Анализ содержания повести

- Какие чувства вы испытали, когда читали дома повесть?

(потрясение, жалость, вера в добро, восхищение главной героиней)

- Вспомним основные моменты сюжета повести

а)Гибель мужа и сына

б)Угон всех жителей хутора в Германию

в)Одиночество, отчаяние и страх

г)Собака дружок и коровы

д)Вернер Брахт

е)Голуби над разрушенным хутором

ж)Работа на колхозном поле

з)Появление детей и рождение сына

и)На коленях перед Матерью

(учащиеся пересказывают эпизоды)

  1. Анализ темы и проблематики

- Какие темы звучат в повести? (Родины, семьи, жизни и смерти, скорби и печали, труда, героизма и подвига, мужества).

7. Работа с текстом

- С чего начинается повесть? (с размышления о Матери – матери Иисуса Христа – простой русской женщиной)

- Почему автор сравнивает их? Что совершила одна Мария и через что прошла вторая? Что вы знаете о Марии, родившей Иисуса?

(Мария, родившая Иисуса, дала миру великого сына, а потом его потеряла, видела его страдания и смерть. Мария стала Богоматерью, и верующие люди молятся ей и просят о заступничестве и помощи)

Автор считает: что пережила Мария – русская женщина не менее трагично и не менее требует уважения.

- Что же совершила Мария в грозные годы войны? Что она пережила?

- Как сложилась жизнь героини повести?

(Детство и юность героини нелегки. В гражданскую войну Марии было 7 лет, белогвардейский карательный отряд расстрелял ее отца. Когда умерла мать, ей было 16 лет. Затем Мария вышла замуж за Ивана. Оба работали в третьей бригаде колхоза им. Ленина: он – шофер, она – доярка. У них рос сын – Вася.

В.О. война принесла людям тяжелейшие испытания и смерть. Ворвалась она и в семью героини. На глазах Марии фашисты повесили мужа и сына, останки, которых она нашла. (Чтение отрывка из текста. Со слов «Да это ж были останки тех,… до слов Теперь вот своих хороню, а сердце мое стало как камень, потому что сил уже нет и выплакала я слезы»)

Вывод: Это не обозлило Марию. На что способна русская женщина – мать?

Мария, чудом спасшаяся в кукурузном поле, осталась «одна на чадной, повитой черным дымом, овеянной смертью земле…»

Толкование слова «чадный» (словарь)

Чтение отрывка. (со слов «Сейчас, в эти минуты, … до слов отдаляя от Марии то, чем жила на свете все свои недолгие 29 лет»)

Вывод: И опять автор подбирает слова, которые помогают передать горе матери, людское горе.)

- Что пробудило Марию к жизни?( жизнь, зародившаяся в ней самой – будущий ребенок) (Чтение отрывка со слов «Живой, незрячий комок не видит…до слов которое делает жизнь неистребимой и одолевает даже смерть… Оставьте ему все это, люди! Не убивайте его, идущего в мир! Он хочет жить…»

Вывод: Обратите внимание какие осторожные, хрупкие слова подбирает автор. Разве можно остаться равнодушным к этим детским призывам. Каждый человек имеет право на жизнь, которую так безжалостно и цинично убивает любая война.

-Почему эти размышления автор вкладывает в уста неродившегося ребенка?

(Мысль о нерожденном ребенке, о том, что она женщина-мать обязана уберечь то живущее в ней, что связывает ее с погибшим Иваном, с Васяткой, отогнали желание смерти…)

Вокруг Марии был пепел и сажа. «Куда же мне деваться на этом пожарище?»

Маленькая женщина смогла выстоять, выжить в нечеловеческих условиях. Нас поражает умение Марии оборудовать под жилье погреб, очистить от трупов кошек и собак колодец, хоронить мертвых солдат, одной работать в поле.

- Почему Мария не убила Вернера Брахта?

Она не убивает фашиста, не подчиняется слепо охватившему ее чувству мести. «Ее остановило слово «мама». Чувство материнства, жалости к беззащитному солдату, почти мальчишке, не позволило ей убить его.

- Почему повесть называется «Матерь человеческая»?

(Мария берет на себя ответственность за чужих детей, за чужих животных. Она для всех становится матерью. «Матерь» - старославянское слово высокого стиля. О святых вещах нужно говорить возвышенными словами.

Повесть начинается с изображения молящихся перед статуей Богоматери старичков, а заканчивается сценой, когда командир полка «опустился перед Марией на колени и молча прижался щекой к ее безвольно опущенной маленькой жесткой руке…»

Мать и война – несовместимы. Женщине-матери в годы войны приходилось труднее всего. Мать – основа жизни, счастья, добра и любви, сумела выжить в трудные годы войны, поэтому мы всегда должны прославлять ее и молиться ей, как великой и мудрой Богоматери.

Мария (мать Иисуса) – дала миру великого сына, потеряла его, распятого на кресте, Богоматерь, к которой обращаются с мольбой о помощи и заступничестве.

Мария (простая русская женщина) – пережила гибель мужа, сына, хутора, страх, одиночество, несмотря на это верит в добро, в человечность и сердца ее хватило на всех.

Вывод: Таким образом автор обыкновенную женщину Марию поднимает до высоты Богоматери. Рассуждения о том, что война ожесточила людей, сделала их грубыми и жестокими неправда. И подтверждение этому мы находим во многих произведениях: Шолохов «Судьба человека», Кондратьев «Сашка», Алексеевич «У войны не женское лицо»..

У главной героини большое доброе сердце, измученная морально и физически, она не остается равнодушной к горю других, поэтому эпизод встречи Марии с ребятишками из детдома не оставляет никого равнодушным. Мария чувствовала себя матерью этих обездоленных детей и не только их, а всех детей вообще.

Это чувство особенно обострилось когда она родила сына. (чтение эпизода со слов «Сын спал… до слов Ни смерть, ни огонь, ни раны изуродованной войной земли не могли остановить жизнь…»

Мария – мать своего ребенка, мать осиротевших детей, она мать всему живому – матерь человеческая!

Чтение отрывка из поэмы Расула Гамзатова «Берегите матерей»

Воспеваю то, что вечно ново, Встаньте все и выслушайте стоя

И хотя совсем не гимн пою, Сохраненное во всей красе

Но в душе родившееся слово Слово это – древнее, святое!

Обретает музыку свою. Распрямитесь! Встаньте!.. Встаньте все!

И, моей не подчиняясь воле, Как леса встают с зарею новой,

Рвется к звездам, ширится окрест… Как травинки рвутся к солнцу ввысь,

Музыкою радости и боли Встаньте все, заслышав это слово,

Он гремит – души моей оркестр. Потому что в слове этом – жизнь.

Но когда скажу я, как впервые, Слово это – зов и заклинанье,

Это Слово – Чудо, Слово – Свет,- В этом слове сущего душа.

Встаньте, люди! Павшие, живые! Это - искра первая сознанья,

Встаньте, дети бурных наших лет! Первая улыбка малыша.

Встаньте, сосны векового бора! Слово это пусть всегда пребудет

Встаньте, распрямитесь, стебли трав! И, пробившись сквозь любой затор,

Всаньте, все цветы! И встаньте, горы, Даже в сердце каменном пробудит

Небо на плечах своих подняв! Заглушенной совести укор.

Слово это сроду не обманет,

В нем сокрыто жизни существо.

В нем – исток всего. Ему конца нет.

Встаньте!.. Я произношу его: «Мама!»


8 Заключение. Слово учителя.

В одной из горьковских «Сказок об Италии» Женщина-мать говорит: «Люди – это всегда дети своих матерей… ведь у каждого есть Мать, каждый чей-то сын… прославим Женщину-мать – неиссякаемый источник всепобеждающей жизни!»

В.Закруткин пишет «…вспомнил женщину, которую не смел, не имел права забыть». Давайте и мы не будем забывать о наших матерях. У каждого из нас есть мама. Каждый ощущает ласку маминых рук, тепло дыхания, взгляда. Ее нежный голос будит нас и успокаивает, когда нам плохо. А сколько бессонных ночей провела она, когда мы были маленькими и ли болели. И как порой сейчас мы незаслуженно обижаем ее своим поведением или грубым словом, которое ранит мамино любящее сердце, а мы не всегда замечаем это .

9. Домашнее задание. Написать письмо автору «Мои размышления после прочтения повести»