Проведение звукового анализа слов с буквами Д, д. Сопоставление звуков [д] - [т]. Слушание литературного произведения о детях. В.К. Железников "История с азбукой"
Цель: организация деятельность обучающихся для формирования умения слушать текст произведения и выделять важную информацию; сопоставлять звуки по звонкости и глухости.
Сценарий урока
Мотивация к учебной деятельности
- Здравствуйте, ребята. Посмотрите в окошко, какое снежное утро у нас сегодня и начнём мы его с тёплой улыбки. Улыбнитесь своему соседу слева, а теперь справа. Улыбнитесь самому себе и крепко-крепко себя обнимите.
- Итак, пора начать урок! Ой, ребята к нам на урок прилетела маленькая снежинка, она приготовила для вас разные интересные задания, за их выполнение мы с вами получим снежинки, которые помогут нам наколдовать много снега. Начнём наш урок? Выполним все задания?
2. Актуализация опорных знаний
- Первое задание, которое приготовила нам снежинка называется «Запутанные буквы». Для нас свами спрятано послание из снежного королевства, чтобы его прочитать, нужно поставить буквы в верной последовательности. Обратите внимание, что у нас с вами есть две корзинки, в каждой корзинке спрятано по одному слову
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
И | С | Т | О | Р | И | Я |
| | | | | | |
С | | | | | | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
А | З | Б | У | К | О | Й |
-
3.1. Целеполагание
- Итак, мы с вами собрали слова из букв. Что же у нас получилось?
- Да, какая-то история произошла с нашей азбукой? Напомните мне, а азбука — это чей домик?
- Итак, наша цель узнать какая история произошла с азбукой, верно?
- Но я немного дополню, мы с вами не только узнаем интересную историю об азбуке, но и почему звуки Д и Т находятся в паре
3.2. Открытие нового знания
- Ребята, но, чтобы узнать, что же за случай произошёл с азбукой нам с вами нужно одно важное умение, умение слушать. Как вы считаете оно у нас с вами есть? Хорошо, это мы с вами и проверим сегодня на уроке.
- Рассказ «История с азбукой» написал Владимир Карпович Железников – это детский писатель, создавший немало чудесных рассказов для нас с вами. Первая книга Железникова, «Разноцветная история», вышла в свет, когда ему было 35 лет. Многие его произведения переведены на разные языки.
- А теперь навострим свои ушки, аккуратно их разбудим:
Взяли ушки за макушки Потянули… Пощипали… Вниз до мочек добежали. Мочки надо пощипать Пальцами скорей размять… Вверх по ушкам проведём И к макушкам вновь придём. | (большим и указательным пальцами с обеих сторон) (несильно потянуть вверх) (несильные нажимы пальцами, с постепенным продвижением вниз) : (пощипывание в такт речи) (приятным движением разминаем между пальцами) (провести по краю уха, слегка сжимая большим и указательным пальцами) |
- Отлично, слушайте внимательно.
Чтение рассказа учителем.
Первичное закрепление
- Мы с вами послушали такой замечательный рассказ. Какие чувства он у вас вызвал? Было ли вам грустно? Почему?
- Как бы вы поступили на месте главного героя? А на месте девочки? Как вы думаете, почему родители не взяли детей с собой в Сибирь?
- Да, ребята, на самом деле родители очень любят своих деток, они не взяли их с собой, потому что уехали зарабатывать денежку туда, где очень холодно, для того чтобы купить им новые игрушки, вкусные конфеты. Но ведь дети не остались одни, верно? О них заботилась их бабушка.
Самостоятельная работа
- Ребята, пришло выполнить следующее задание, которое спрятано у нас в тетрадях. Напомните мне пожалуйста, какие буквы мы уже изучили?
- Отлично, мы с вами можем писать и печатать самые настоящие слова. Вспомните и напечатайте изученные нами буквы.
- Хорошо, посмотрите, внимательно, у нас с вами в тетради напечатаны слова, а под ним схемы, что нам нужно сделать?
Работа со звуковыми схемами
3.5 Повторение и включение в систему знаний
- Ребята, обратите внимание на слова рот и род, что у них одинаковое, что разное?
- Что такое рот? А род?
- Итак, мы с вами отлично поработали на уроке. Скажите пожалуйста, какую историю азбуки мы с вами узнали?
- Почему же Д и Т находятся в паре?
4. Рефлексия
- За отличное выполнение заданий снежинки, мы с вами получаем снежинки, обратите внимание у каждой снежинки есть ниточка, возьмите её. Если вам на уроке всё было понятно и у вас всё получилось, подуйте на снежинку сильно-сильно, но если у вас что-то не получилось или вам что-то не понятно, подёргайте снежинку за ниточку, чтобы получился танец.
- Вот такой снегопад у нас получился, спасибо за урок!