СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психолингвистические проблемы речевого мышления слепоглухонемых

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Психолингвистические проблемы речевого мышления слепоглухонемых»

Психолингвистические проблемы речевого мышления слепоглухонемых

Яркое подтверждение положению о «присвояемости» пси­хики, а не о ее врожденности мы находим в работах советских тифлосурдопедагогов, и в частности в работах И. А. Соколянского, А. И. Мещерякова и их учеников.

И. А. Соколянский писал о слепоглухонемых детях: «Слепо­глухонемой ребенок обладает нормальным мозгом и имеет потенциальную возможность полноценного умственного разви­тия. Однако его особенностью является то, что, обладая этой возможностью, сам он своими собственными усилиями никогда не достигает даже самого незначительного умственного раз­вития. Без специального обучения такой ребенок на всю жизнь остается полным инвалидом». По словам А. Н. Леон­тьева, «слепоглухонемота — это и есть острейший эксперимент над человеком, созданный самой природой, эксперимент, кото­рый позволяет проникнуть в одну из самых трудных и величе­ственных проблем — в проблему внутреннего механизма станов­ления человеческого сознания, в порождающие его объектив­ные отношения. Идее «пробуждения психики» ребенка, т. е. идее о врожденности психики, основному положению зарубежной тифлосурдопедаго­гики, советские психологи противопоставили идею об онтогене­тическом развитии человеческой психики (см. работы Л. С. Вы­готского, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, А. В. Запорожца, П. Я. Гальперина, Д. Б. Эльконина и Др.). Традиционная эмпи­рическая психология рассматривала человека, ощущающего, воспринимающего, запоминающего и т. п., с точки же зрения советской психологии прежде всего необходимо рассматривать человека действующего и только поэтому воспринимающего, ощущающего и познающего. При этом советские психологи ис­ходили из известного положения К. Маркса, что человек, воз­действуя на окружающий его мир, одновременно формирует и свою психику. «Для того чтобы присвоить вещество природы в форме, пригодной для его собственной жизни, он приводит в движение принадлежащие его телу естественные силы: руки и ноги, голову и пальцы. Воздействуя посредством этого движе­ния на внешнюю природу и изменяя ее, но в то же время из­меняет свою собственную природу».

По словам А. И. Мещерякова, «своеобразие практики вос­питания и обучения слепоглухонемого… позволяет поставить и обсудить с несколько новой точки зрения некоторые важные проблемы, выходящие за узкие рамки собственно слепоглухо­немоты, такие, как становление человеческой психики в онто­генезе, определение содержания психики, соотношение социаль­ного и биологического в формировании психики человека». Ис­следование развития слепоглухонемых детей позволяет выявить закономерности развития обычных нормальных детей, посколь­ку количество факторов окружающей среды, воздействующих на организм слепоглухонемого ребенка, неизмеримо меньше и эти факторы поддаются контролю и фиксации. Кроме того, по­является возможность ответить на вопрос о соотношении язы­ка и мышления в онтогенезе.

Мы не будем останавливаться на проблеме развития психи­ки в онтогенезе. Заметим только, что, как пишет А. И. Мещеряков, «вся человеческая психика есть результат активного практического взаимодействия с другими индивидами в усло­виях среды, созданной человеческим трудом». Более того, необходимо подчеркнуть, что, как показала прак­тика обучения слепоглухонемых, «задача формирования речи ребенка не решается и не может быть решена как первая за­дача развития человеческой психики».

Сначала ребенок, взаимодействуя с миром вещей и с миром людей, через овладение действиями с различными предметами должен овладеть общественными значениями, заключенными в этих предметах, и тем самым сформировать собственную пси­хику. Однако деятельность ребенка с предметами внешнего мира предполагает с первого своего момента участие и других людей. Ведь именно с помощью взрослого ребенок усваивает принятые в данном обществе способы действий с социально- функционирующими предметами. Пример обучения слепоглухо­немого ребенка является убедительной иллюстрацией этому. Путь к познанию мира у слепоглухонемого может лежать лишь через тактильно-двигательный анализатор. А. И. Мещеряков пишет: «Казалось бы, дело обстоит просто: в руки ребенка надо вкладывать предметы, он их будет ощупывать, и таким путем у него создастся неограниченно большое количество об­разов окружающих предметов». Однако на прак­тике это неосуществимо, поскольку до начала специального обучения слепоглухонемой ребенок лишен человеческой психи­ки, а следовательно, и потребности в познании мира. А это го­ворит о том, что «чистое» восприятие без опоры на значение, функцию в структуре деятельности невозможно, так же как и о том, что не существует никаких врожденных элементов пси­хики (в том числе и языковой способности). А это вполне со­гласуется с утверждением Пиаже о том, что наследственным является лишь функционирование интеллекта, способность его в определенных условиях порождать все более сложные струк­туры. Особо необходимо отметить положение А. И. Мещерякова о соотношении языка и мышления. Он пишет: «…называя одно из психических образований „мышлением с использованием жестов и слов”, мы намеренно не квалифицируем его как „словесное мышление”, так как убеждены в том, что „реальное мышление” никогда не сводится к оперированию символами, каковыми в известном смысле являются жесты и слова, а все­гда предполагает оперирование образами предметов и действий».Таким образом, так же как Л. С. Выготский и Ж. Пиаже, А. И. Мещеряков не сводит все мышление к толь­ко лишь речевому мышлению.

Успешное же обучение слепоглухонемого ребенка языку (речи) возможно лишь в том случае, когда каждому вновь даваемому слову или грамматической категории точно соответ­ствуют образы предметов. Если же соответствующие образы отсутствуют, то слова и фразы усваиваются лишь формально, не соотносясь с окружающей действительностью. Интересно отметить и тот факт, что обучение словесному языку слепоглу­хонемого ребенка начинается не с отдельного слова, а со слова в связном тексте.

«Разделенное предметное действие как раз и есть та кле­точка, из которой вырастает весь, так сказать, „организм” человеческого поведения и психики. В процессе осуществления разделенного предметного действия формируются на первых порах пока только непосредственные, образно-действенные формы отражения предметов и действий с ними. В дальнейшем на этой основе будут сформированы более сложные формы отражения действительности, опосредствованные знаками и символами, которые обусловят понятийное познание, дающее возможность строить планы, алгоритмы поведения».

В более сжатой форме путь овладения слепоглухонемым словом прослеживается в статье С. А. Сироткина. Эта статья представляет исключительный интерес, так как описы­вает путь формирования психики слепоглухонемого ребенка «изнутри». Автор (сам будучи слепоглухонемым) исследует путь овладения словом, который начинается для слепоглухонемого ребенка с формирования навыков самообслуживания, че­рез совместные действия взрослого и ребенка под руководством взрослого; далее формируются образы действий, которые при­обретают коммуникативную функцию. Первые жесты слепо­глухонемого ребенка еще не образуют систему и поэтому не могут выступать в роли полноценного средства общения. Этим средством на следующем этапе развития начинает выступать жест-синоним (дактильное обозначение), который вводится воспитателем для каждого первичного жеста. А это по суще­ству означает, что переход к слову завершен. «Материальная оболочка дактильного синонима, — пишет С. А. Сироткин,— уже не носит на себе отпечатка мира действий. Но благодаря синонимичности его первичным жестам значение последних — способ действия с вещью реального мира — «переодевается» в новую, дактильную одежду, отличную по фасону от жестовой».

Смысл всего развития — это приобретение жестом знаковой -функции, отрыв его от непосредственного обозначения единич­ного, конкретного действия или предмета.

«Жестовый язык,— как пишет С. А. Сироткин,— отличает­ся от первичных функционально-имитирующих жестов прежде всего наличием у новых жестов знаковой и символической функции, которая отдаляет их внешнюю форму от формы обозначаемых предметов и действий с ними. Они уже не имити­руют, как первичные жесты, действия с вещами, а лишь пред­ставляют их. Слово и знаковый жест одинаково не воспроизво­дят реальность во внешней форме своего материального тела, а лишь замещают ее собой, принимая на себя ее функции, ее свойства. Происходит, таким образом, разрыв – дифференциа­ция между значением и материальным телом знакового жеста (как и слова). Знаковая функция — результат этого разрыва». Первичные, функционально-имитирующие жесты сменяются символическими и, наконец, знаковыми.

Так же, как и А. И. Мещеряков, С. А. Сироткин подчерки­вает, что систему знакового мышления невозможно сформиро­вать у слепоглухонемого ребенка сразу даже при наличии у него системы образов, системы навыков практического дейст­вия. Систему знакового мышления можно создать только на основе этой первой, используя ее материал.

Таким образом, все вышесказанное подтверждает многие положения Пиаже. Во-первых, данные об усвоении языка слепоглухонемыми детьми согласуются с положением Пиаже о том, что человеческая психика (когнитивные структуры) не яв­ляется врожденной, а врожденным является лишь функцио­нирование интеллекта, и оно-то и «порождает структуры толь­ко через организацию последовательных действий, осуществля­емых над объектами». Во-вторых, они под­тверждают положение Пиаже о том, что «никакое знание не есть результат чистого восприятия, поскольку восприятие всег­да направляется и структурируется схемами действия. Знание берет начало от действия, а всякое действие, которое повторя­ется или генерализуется через применение к новым объектам, порождает тем самым некоторую «схему», т. е. своего рода практический концепт. Основная определяющая связь, лежа­щая в основе всякого знания, — это не простая «ассоциация» между объектами, поскольку это понятие отрицает активность субъекта, а «ассимиляция» объектов посредством схем, прису­щих субъекту». И, в-третьих, они подтверждают универсальный характер того пути, по которому идет ребенок, овладевая знаковым мышлением. И у слепоглухонемого, и у нормального ребенка невозможно сформировать знаковое мыш­ление, если оно не подготовлено предыдущими этапами его раз­вития. И эти этапы также проанализированы Пиаже. Основополагающим в этом процессе, по его мнению, является переход от действия к представлению благодаря фор­мированию семиотической функции.