Основные направления и цели работы | Основные мероприятия | Формы работы, методы, методики |
Профилактика, предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся | 1. «Круглый стол» для родителей на тему «Наш ребенок первоклассник!» 2. Диагностика адаптации первоклассников. 3. Проведение групповых коррекционно-развивающих занятий с детьми, имеющими низкий уровень школьной адаптации. | 1.Рекомендации родителям, беседа, анкета для родителей «Экспертная оценка адаптированности ребенка к школе» (Чирков В. И., Соколова О. Л., Сорокина О. В.) 2 Диагностическое исследование по методикам: - Методика "Беседа о школе" Методика разработана Т.А.Нежновой. - анкета школьной мотивации Н.Г. Лускановой - Методика «Определение мотивов учения» (разработана М.Р.Гинзбургом); Методика "Выбери нужное лицо"; Проективная диагностика детей. - Проективная методика «Школа зверей». 3. Беседы, игры, упражнения по плану программы. |
Диагностика индивидуальная и групповая - выявление наиболее важных особенностей деятельности, поведения и психического состояния школьников | 1. Индивидуальная психологическая диагностика для определения эмоционального состояния учащихся в школе и и в семье. 2. Психологическая диагностика для определения особенностей протекания психических процессов. | 1. Диагностическое исследование по методикам: - тест тревожности Р. Тэмпл, М. Дорки, В. Амен; - диагностика эмоционального отношения первоклассников к школе (Н.В. Лукьянченко, Т.Л. Ядрышникова); - методика «Эмоциональные лица» (Н. Я. Семаго); - рисуночный тест «Моя семья» 2. Диагностическое исследование по методикам: - «Прогрессивные матрицы Равена»; - «Исследование быстроты мышления»; - «Толкование пословиц»; - «Методика изучения уровня внимания» П.Я. Гальперина и С.Л. Кабылицкой; - «Методика исследования воображения» - «Оперативная память»; - «Узнавание фигур» и др. |
Консультирование (индивидуальное и групповое) - оказание помощи и создание условий для развития личности, способности выбирать и действовать по собственному усмотрению, обучатся новому поведению. | 1.Индивидуальные мероприятия. 2. Групповые мероприятия. | 1. Беседа, обсуждение норм поведения в обществе, вариантов приемлемого поведения. Занятие с использованием метафорических карт для поиска новых форм поведения. 2. Упражнения, позволяющие делать выбор. Обсуждение многообразия вариантов поведения. |
Развивающая работа (индивидуальная и групповая) - формирование потребности нравственного развития в деятельности и общении | 1.Организация творческой работы учащихся. 2. Групповые тренинги. | 1. Участие в конкурсах, олимпиадах для школьников(общеинтеллектуальных и по психологии). Выпуск стенгазет по психологии. 2. Обсуждение темы тренинга, упражнения для сплочения группы и развития коммуникативных способностей. |
Коррекционная работа (индивидуальная и групповая) - организация работы с учащимися, имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики. | 1.Проведение индивидуальных занятий. 2. Проведение групповых коррекционно-развивающих занятий с детьми, имеющими проблемы. | 1. Беседа, рефлексия собственного поведения учащимися. 2. 3. Беседы, игры, упражнения по плану программы. |
Психологическое просвещение и образование - формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития. | 1.Психологическое просвещение. | 1. Выступление на классных часах. Выполнение совместных научных работ. Проведение выставок работ учащихся. Организация работы кружка по психологии. Оформление стенда психолога. |
Экспертиза (образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательного учреждения). | 1.Научная работа. | 1.Организация и руководство участия учащихся в научно-практических конференция, конкурсах, олимпиадах; публикация совместных статей; участие в составе жюри по оценке научных работ учащихся; личное участие специалиста в конкурсах, олипмиадах, конференциях для педагогов, публикация авторских статей, составление программ коррекционной работы. |