Выступление на семинаре по теме:
«Психологическое сопровождение одаренных детей»
1.Знакомство с участниками.
Упражнение "Снежинка" (все мы разные)
Сейчас мы с вами выполним интересное упражнение. Главное условие: не смотреть ни на кого и слушать мою инструкцию. Перед вами у каждого на столе лежит лист. Все листы одинаковой формы, размера, качества, цвета. Слушайте внимательно и выполняйте следующее:
Сложите лист пополам.
Оторвите правый верхний уголок.
Опять сложите пополам.
Снова оторвите правый верхний уголок.
Сложите лист пополам.
Оторвите правый верхний уголок.
Теперь раскройте свою красивую снежинку. Сейчас я прошу вас найти среди остальных снежинок точно такую же, как у вас. Не нашли? Как вы думаете, почему?
Вывод: одинаковых людей нет, поэтому и снежинки получились разные, хотя инструкция для всех была одинаковая.
Притча «Лавка возможностей».
«Однажды человеку приснился сон, будто он идет по городу и заходит в торговую лавку. Он долго бродит среди разнообразных экзотических фруктов и овощей. Там есть весьма странные и необычные плоды и ягоды, даже близко не похожие на те, что он ранее видел. Одни привлекают его своими невероятными красками, другие манят ароматом, третьи - изысканными звуками, доносящимися из сердцевин фруктов.
И конечно же каждый из людей выбирает тот плод, который ему по душе, часто оказывается, что именно это ему и необходимо. Но как только покупатель берет в руки фрукт, тот исчезает, а на ладони остается лишь крохотное семечко.
Немало удивленный, человек решил схитрить и подошел к хозяину лавки: .
- Дайте мне, пожалуйста, вон тот фрукт, - сказал он и показал на полку.
Хозяин лавки подал прекраснейший экзотический фрукт, но, едва коснувшись руки, он исчез, а на ладони лежало крохотное семечко. Увидев удивление на лице покупателя, хозяин лавки сказал:- Мы не торгуем плодами, мы торгуем семенами».
Ведущий предлагает участникам ответить на вопрос:
«Каким образом данная притча может быть применима к нашей сегодняшней теме и предыдущему упражнению?»
Выступление с использованием материала презентации.
Сегодня мы говорим о психолого-педагогическом сопровождении одаренных детей и подростков в условиях школы.
Психолого-педагогическое сопровождение одарённых детей предполагает реализацию следующих его направлений:
1.Профилактическое направление
Профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учётом возрастных и индивидуальных особенностей. 2.Психопрофилактическая работа – обеспечение решения проблем, связанных с обучением, воспитанием, психическим здоровьем детей: разработка и осуществление развивающих программ для учащихся с учётом задач каждого возрастного этапа; выявление психологических особенностей ребёнка, которые в дальнейшем могут обусловить отклонения в интеллектуальном или личностном развитии;
предупреждение возможных осложнений в связи с переходом учащихся на следующую возрастную ступень
3. Диагностическое направление
Диагностическое направление нацелено на изучение индивидуальных и личностных особенностей одарённых детей, их интересов и склонностей. Опираясь на положение современной образовательной политики, согласно которой одарён каждый, педагогу важно выявить у ребёнка, соответствующий ему вид одарённости, то есть наличие определённых способностей (исследовательские, академические, художественные, спортивные). Существует множество психологических методик, направленных на выявление одарённости. К ним относятся такие методы как наблюдение, беседа, тесты интеллекта, креативности, способностей, мотивации, личностных особенностей.
Диагностика одарённости должна опираться на следующие принципы: комплексность оценивания разных сторон поведения и деятельности ребёнка; анализ поведения ребёнка в тех сферах деятельности, которые в максимальной степени соответствуют его склонностям и интересам; оценка признаков одарённости ребёнка с учётом зоны его ближайшего развития и др. Диагностика детской одарённости должна быть ориентирована не на результат, а на процесс: от диагностики отбора необходимо перейти к диагностике прогноза и развития. Диагностика может быть индивидуальной и групповой
4. Консультативное направление
Консультационное направление призвано не только поддержать одарённого ребёнка в его выборе деятельности, но и обеспечить формирование самой способности к сознательному ответственному выбору. Предметом пристального внимания специалистов должна стать способность детей к проектированию индивидуальной траектории (маршрута) обучения, профессионализации, а также способность к проектированию собственного жизненного пути.
5. Развивающее направление
Развивающая работа (индивидуальная и групповая) – формирование потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении.
6. Коррекционное направление
Коррекционная работа (индивидуальная и групповая) – организация работы, прежде всего с детьми, имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики. Направлено на: уменьшение степени выраженности патологии, её поведенческие последствия; предупреждение появления вторичных отклонений в развитии; обеспечение максимальной реализации реабилитационного потенциала ребёнка.
7. Просветительско-образовательное направление
Психологическое просвещение и образование – формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения детей на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.
8. Профориентационное направление
Психолого-педагогическая поддержка делает процесс профессионального самоопределения учащихся последовательным, осознанным и обоснованным; она направлена на самопознание, выявление истинных мотивов их выбора, реальных возможностей и образовательных потребностей. Результатом педагогического руководства профессиональным самоопределением становится готовность к выбору профессии, осмыслению, проектированию вариантов профессиональных жизненных путей. На сегодняшний день ресурсы системы психолого-педагогического сопровождения недостаточно задействованы в решении актуальных задач воспитания. В этом направлении необходимо: обеспечить активное участие педагогов-психологов в разработке и сопровождении программ воспитания; осуществлять поиск и апробацию форм эффективного взаимодействия педагогов-психологов с педагогами образовательных организаций всех типов и видов; расширить использование в воспитательном процессе методов работы с ценностно-смысловыми ориентациями учащихся; тренингов личностного роста, межличностного общения, бесконфликтного взаимодействия, ассертивности, самостоятельности; методов развития критического мышления, противостояния негативным социальным влияниям (СМИ, реклама), групповому давлению и манипуляциям. Так же важным направлением психолого-педагогического сопровождения развития учащихся является сохранение и укрепление здоровья детей. Конкретными задачами работы в данном направлении являются: формирование установок на здоровый образ жизни; развитие навыков саморегуляции и управления стрессом; профилактика табакокурения, алкоголизма и наркомании, заболеваний, передающихся половым путем, а так же дорожного травматизма
Общеобразовательная и воспитательная поддержка. Независимо от того, какую профессию в будущем выберет одаренный ребенок, он должен получить качественное базовое (общее) образование, дающее ему представление о мире, природе, обществе и человеке; усвоить духовно-нравственные и художественные ценности; быть физически, психически здоровым и развитым. Педагогический коллектив должен помочь одаренному ребенку найти свое место в социуме .
2. Выявление склонностей педагогов к работе с одаренными детьми.
Анкета "Определение склонностей педагога к работе с одарёнными детьми" (подсчет баллов, выбор группы для общего подведения итогов).
Огласить общие итоги анкеты "Определение склонностей педагога к работе с одаренными детьми".
Я рада, что наш коллектив готов работать с одаренными детьми. Значит, каждый учитель соответствует тем высоким требованиям, которые так необходимы в работе с одаренными. Это прежде всего:
- желание работать нестандартно
- увлеченность своим делом
- поисковая активность
- любознательность
- интеллектуальность
- нравственность
- эрудированность
- потребность в научной и творческой деятельности,
- знание психологии одаренных учащихся, мотивационная готовность к работе с одаренными учащимися,
- знание всех областей человеческой жизни.
Впереди у нас много работы. Надеюсь, совместными усилиями нам удастся выявить одаренных детей и помочь им развить свои способности.
Однажды к Хинг Ши пришла молодая крестьянка и спросила:
- Учитель, как следует мне воспитывать сына: в ласке или в строгости? Что важнее?
- Посмотри, женщина, на виноградную лозу, - сказал Хинг Ши. - Если ты не будешь ее обрезать, не станешь, из жалости, отрывать лишние побеги и листья, лоза одичает, а ты, потеряв контроль над ее ростом, не дождешься хороших и сладких ягод. Но если ты укроешь лозу от ласки солнечных лучей и не станешь заботливо поливать ее корни каждый день, она совсем зачахнет. И лишь при разумном сочетании и того, и другого тебе удастся вкусить желанных плодов.