СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психолого-педагогическая диагностика учащихся с ограниченными возможностями здоровья, как один из этапов коррекционно-психологической помощи

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье рассмотренна психолого -  педагогическая диагностика детей с ОВЗ. Представлен собственный опыт и взгляды исследователей по этой пролеме.

Просмотр содержимого документа
«Психолого-педагогическая диагностика учащихся с ограниченными возможностями здоровья, как один из этапов коррекционно-психологической помощи»

Психолого-педагогическая диагностика учащихся с ограниченными возможностями здоровья, как один из этапов коррекционно-психологической помощи

Айнбиндер Наталья Алексеевна

учитель - дефектолог

ОГАОУ «Центр образования «Ступени»

г. Биробиджан


Проблема обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья является одной из наиболее актуальных в системе образования. Это связано, в первую очередь с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, неуклонно растет. В настоящее время в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями, из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды. Кроме роста числа почти всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, отмечается и тенденция качественного изменения структуры дефекта, комплексного характера нарушений у каждого отдельного ребенка.

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания[1, с.27].

Группа школьников с ограниченными возможностями здоровья чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая РДА; с задержкой и комплексными нарушениями развития.

Коррекционно-психологическая помощь это создание оптимальных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья, способствующих их интеллектуальному, личностному и эмоционально-волевому развитию; содействие социально-культурной адаптации в современном социуме. Коррекционно-психологическая помощь состоит из нескольких этапов: психолого-педагогическая диагностика обучающихся, консультирование педагогов и родителей, коррекционно-развивающая работа с обучающимися, проведение промежуточной и итоговой диагностики учащихся с целью определения дальнейшего образовательного маршрута. Любая работа должна непременно проводится в системе[4, с.321] .

Первичным этапом коррекционно - психологической помощи является психолого-педагогическая диагностика. Диагностическое направление – заключается в проведении первичного обследования школьников, организованного в рамках комплексного изучения развития учащихся специалистами школьного психолого-педагогической службы, и дальнейшего динамического наблюдения за развитием учащихся. Работа по коррекции недостатков ребенка с особенностями в развитии начинается, прежде всего, с качественной диагностики.

Как отмечают такие практические психологии как Т.А. Подугольникова, М.Ф. Носова любая перспективная программа коррекции и развития ребенка может быть эффективной лишь тогда, когда она основана на правильном заключении о состоянии его психики и специфических индивидуальных особенностях становления его личности [2, с. 63-67].

Для проведения первичной психолого-педагогической диагностики нами используются методики таких авторов как: А.А. Венгер, С.Д. Забрамная, И.Ю. Левченко. В.И. Лубовский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Н.Н. Морозовой С.Я. Рубинштейн, И.В. Чумаковой, О. Е. Шаповаловой, Е.А. Шиловой и др.[3,с.11-26] Все методики модифицированны и объедененны в единую карту, в которую систематически вносятся изменения. Карта включает в себя ознакомительную беседу, благодаря диагностики возможно осуществить проверку знаний и представлений обучающихся об окружающем, о сформированности временных, пространственных представлениях. В процессе певичной диагностики у обучающихся изучаем уровень развития, понимания логико - грамматических конструкции, причинно - следственных отношений, умение анализировать, исключать лишнее, состовлять рассказ, обобщать. Например такие диагностические методики и задания как: назови причину наводнения, листопада; объясни пословицы и поговорки; расставь события по порядку; объясни что изображенно на картине (скрытый смысл); закончи предложение;установи законемерность; подбери общее понятие;исключи лишнее слово;сравни понятия; составь рассказ ( по серии сюжетных картин).

Большое внимание уделяется изучению памяти, оно включает в себя диагностические задания направленные на изучение опосредованного запоминания и его продуктивности, запоминание и понимание текста. Например такие задания: запомни слова и повтори; нарисуй рисунок который поможет тебе потом вспомнить слова которые я сейчас назову, постарайся запомнить сказку и потом ее повторить.

Еще один блок диагностики посвящен изучению восприятия и внимания детей с ограниченными возможностями здоровья. Например такие диагностические задания как: зашумленный рисунок, коректурная проба, затерянная картинка, разрезная картина, ошибка художника, исправь ошибку.

Большое внимание уделенно диагностики сформированности учебных навыков детей более старшего возраста.

Задания и методики которыми мы пользуемся при диагностики обучающихся могут менятся, дополнятся или же исключатся из карты вообще. Зависит это от возраста, заболевания и индивидуального развития школьника.

Качественно проведенная психолого — педагогическая диагностика учащихся помогает нам сотавить дефектологическое заключение. Оно и является приорететным при составлении индивидуальной программы коррекционно — развивающих занятий. Такая программа имеет определенные цели и задачи а так же календарно — тематическое планирование на весь учебный год.

Не мало важным фактором первичная диагностика выступает при корректировки плана работы учителя — дефектолога, при планировании просвятительской работы не только для педагогов работающих с тем или иным контингентом детей, но и для родителей обучающихся.

В сентябре 2018 года на базе ОГАОУ «Центр образования «Ступени» проводилась первичная диагностика 10 обучающихся центра котрые поступили на индивидуальные занятия к дефектологу после коллегиального заключения психолого — педагогического консилиума. Школьники имеют различные диагнозы (детский церебральный паралич, эпилепсия, соматические заболевания и др.), возраст обучающихся варьируется от 8 до 11 лет. Для первичной диагностики использовалась диагностическая карта обследования развития младших школьников. Результаты диагностики позволили сделать вывод о развитии общей и мелкой моторики, пространственно — временных представлениях о развитии памяти, внимания, мышления, восприятия.

Были составлены рекомендации, дневники развития обучающихся по результатам диагностического обследования школьников. Все дети данной группы условно разделились на три уровня развития: выше среднего, средний и ниже среднего. Первичная диагностика позволила определить направления коррекционно — психологической помощи каждому конкретному обучающемуся на весь учебный год. По результатам диагностики были составленны коррекционно - развивающие программы, даны рекомендации учителям, работающим с конкретными детьми, проведенны консультации для родителей.

Таким образом организация воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья ставит вопросы изучения и выявления особенностей познавательной деятельности, установления характера нарушений, потенциальных возможностей школьника и дает возможность прогнозировать его развитие.

Иначе говоря, для успешности воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. В связи с этим особая роль отводится психолого- педагогической диагностике, позволяющей:

- выявить индивидуальные психолого-педагогические особенности обучающегося;

- определить оптимальный педагогический маршрут;

- обеспечить индивидуальным сопровождением каждого школьника;

- спланировать коррекционные мероприятия, разработать программы коррекционной работы;

- оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы;

- определить условия воспитания и обучения ребенка;

- консультировать родителей ребенка.

При этом одним из основных принципов диагностики нарушенного развития является комплексный подход, который включает всестороннее обследование, оценку особенностей развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья и охватывает познавательную деятельность, поведение, эмоции, волю, сформированность учебных навыков и др.

Основной целью применения психологической диагностики является определение уровня умственного развития и состояния интеллекта детей с ограниченными возможностями здоровья, поскольку эта категория дошкольников представляет исключительное разнообразие. Психодиагностическое обследование ребенка с проблемами в развитии должно быть системным и включать в себя изучение всех сторон психики (познавательная деятельность, речь, эмоционально-волевая сфера, личностное развитие).


Список литературы:

  1. Епифанцева Т. Б., Киселенко Т. Е., Могилева И.А. Настольная книга педагога – дефектолога- Изд. 2-ое – Ростов н/ Д:Феникс, 2006. 576 с.

  2. Подугольникова, Т.А., Носова, М.Ф. Оценка уровня развития кратковременной зрительной памяти у дошкольников с нарушениями бинокулярного зрения // Дефектология. – 2003. - №1. – С. 67-73.

  3. Современные проблемы изучения, обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: сб. науч. тр. / Под ред. И.В. Чумаковой, Е.А. Шиловой, Н.Н. Морозовой. Саранск: Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева, 2000. 174 с.

  4. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. – М.: ЭКСМО-Пресс, 1999. 448 с.