Просмотр содержимого документа
«Психолого-педагогические и лингвистические аспекты общения»
Психолого-педагогические и лингвистические аспекты общения
В дошкольный период развития детской психики, когда общение выступает как ведущий фактор, обусловливающий накопление и усвоение новых знаний, навыков и умений, все новообразования психики формируются в процессе ведущей деятельности, которая является её мотивационно-смысловой характеристикой, осуществляемой по схеме: ребенок - общение - взрослый.
Особенности общения, его роль и функции привлекают внимание многих исследователей. Психологов интересуют вопросы общения как процесса взаимодействия между людьми, в котором происходит обмен информацией, опытом, умениями и навыками.
Изучением проблемы общения в отечественной психологии занимались Б.Г. Ананьев, А.В. Запорожец, П.Я. Гальперин, М.И. Лисина, Б.Ф. Ломов, Б.Л. Теплов, Д.Б. Эльконин, Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. и другие.
В психолого-педагогической литературе существует много определений общения, наиболее распространенным является следующее: «Общение – это взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Общение есть взаимодействие людей, вступающих в него как субъекты».
Взаимодействие человека с окружающим его миром осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются между людьми в их общественной жизни.
В «Педагогическом энциклопедическом словаре» дается следующее определение общения – это взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера.
В социальной психологии наиболее объемно это понятие представил Е.В. Руденский, который интерпретирует общение как процесс взаимодействия и взаимосвязи общественных субъектов, характеризующихся обменом деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности; как одно из необходимых и всеобщих условий формирования и развития общества и личности.
Е.П. Ильин подчеркивает, что особой и главной характеристикой общения как деятельности является то, что через него человек строит свои отношения с другими людьми. В своих трудах он неоднократно подчеркивает, что, являясь обязательным компонентом труда, учения, игры и всех других видов деятельности, которые предполагают взаимодействие людей, оно оказывается условием, без которого невозможно познание ими деятельности, формирования у них эмоционального отклика на эту деятельность и основанного на этом познании и эмоционального отношении поведения в этой деятельности. Все его работы служат отправной точкой для дальнейшей разработки поставленных задач в области психологии общения.
Таким образом, понятие общение относится к числу многозначных терминов, которые показывают сложность, разнообразие, многоуровневость проявлений этого феномена. Следовательно, отечественные ученые рассматривают общение как сложный, многогранный процесс, назначение которого проявляется в осуществление и поддержание контактов между людьми.