Слайд 1. Тема: «Психолого-педагогическое сопровождение детей с РАС в специальной школе»
В нашей образовательной организации МКОУ «Специальная школа № 80» в 1-2 классе есть 6 обучающихся с выраженными расстройствами аутистического спектра.
2 ребенка с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата, которые самостоятельно не передвигаются.
4 ребенка с выраженными проблемами поведения.
Слайд 2. Характерные признаки нарушений при РАС
Отечественные и зарубежные специалисты выделяют следующие, наиболее важные и характерные признаки нарушений при РАС:
1. «Аутистическое одиночество» - отчуждение, трудности социального взаимодействия, нарушение способности к установлению эмоционального контакта с другими людьми, недостаток взаимной коммуникации;
2. Стереотипность в поведении, наличие однообразных действий: раскачивания; взмахи руками; ходьба на цыпочках; бег по кругу; перебирание пальцами у себя перед глазами; пристрастие к необычным предметам (к веревочке, соломинке, к тюбику зубной пасты и т.д.), одним и тем же манипуляциям с ними: постукиванию, киданию, открыванию и закрыванию; стойкий интерес к отдельным сторонам предметов (обнюхивание или облизывание, постоянное ощупывание различных поверхностей);
3. Особенности речевого развития: полное отсутствие речи, жестов, мимики; эхолалии, речевые штампы (повторение одних и тех же звуков, слов, фраз), отсутствие в речи 1-го лица, неправильное употребление местоимений, фонографическая («попугайская») речь, беглая речь, используемая особым образом.
Слайд 3. Целью психолого-педагогического сопровождения встала проблема поиска путей качественной индивидуализации обучения и воспитания детей с РАС в соответствии с их возможностями и образовательными потребностями.
Слайд 4. Взаимодействие участников психолого-педагогического сопровождения.
В нашей школе разработана система психолого-педагогического сопровождения детей с РАС для возможно большего уровня социальной адаптации и социализации данных детей.
На начальном этапе проводится диагностическое обследование ребенка. В ходе наблюдения за свободными действиями ребенка выявляются особенности его поведения, настроения, эмоциональные реакции, предпочтения; выясняется, способен ли ребенок выполнять инструкции и концентрировать внимание на заданиях, предлагаемых взрослым. По итогам диагностики выявляются возможные варианты работы с ребенком.
Организация коррекционной работы с аутичными детьми имеет свою специфику, эффективность которой во многом зависит от создания особых условий, в которых реально можно сочетать педагогическую, психологическую, социальную и другие виды помощи, наблюдая при этом динамику развития ребенка с РАС.
Индивидуальная коррекционно-развивающая работа специалистов с ребенком с расстройствами аутистического спектра в школе строится:
с учётом соотношения возрастных и индивидуальных особенностей в развитии ребенка, внимание к его способностям и сильным сторонам личности для выстраивания целенаправленной и чётко структурированной индивидуальной программы;
с учетом первичности нарушения развития аффективной сферы, несформированности системы эмоциональных смыслов у аутичного ребенка.
Основной целью коррекционной работы является развитие умений социального взаимодействия: формирование адекватного восприятия окружающих предметов и явлений, эмоциональных контактов ребенка и общения в целом с людьми и окружающей его социальной средой.
Слайд 5. Этапы коррекционно-развивающей работы с детьми с РАС
Выделяются следующие этапы коррекционно-развивающей работы:
I этап коррекционно-развивающей работы с детьми с РАС: установление контакта.
Любая коррекционно-развивающая работа начинается с установления положительного эмоционального контакта с ребенком, однако именно у детей с аутизмом этот этап может длиться дольше и занимать большее количество времени. Преградой для общения становится негативизм ребенка, чувство страха, тревоги, «полевое», спонтанное, нецеленаправленное поведение. В ходе данного этапа специалист выясняет, что является для ребенка поощрением, в каких случаях он отказывается общаться. Для установления контакта можно использовать сенсорные стимулы (мыльные пузыри, вращающиеся предметы–волчки, колесики, заводные и музыкальные игрушки).
II этап коррекционно-развивающей работы с детьми с РАС: формирование навыков учебного поведения.
Ведущей задачей данного этапа является общая организация поведения ребенка с аутизмом: формирование установки на выполнение задания, выработка усидчивости, удержания внимания, привыкание к ситуации обучения.
Очень важно соблюдать принцип постепенности, дозирования подачи нового материала, так как дети с РАС негативно воспринимают все незнакомое. На первых занятиях лучше всего сосредоточиться на одном, наиболее доступном для ребенка навыке, схема выполнения которого довольно проста. Постепенно вносятся небольшие новые элементы вариативности. Велика роль помощи педагога, особенно физической, направляющей на выполнение действия.
Инструкции и задания на занятии формулируются четко и кратко. При этом важно подкреплять желаемое поведение ребенка с помощью значимых стимулов и похвалы, со временем постепенно снижая и отменяя использование невербального подкрепления.
III этап коррекционно-развивающей работы с детьми с РАС: развитие познавательной сферы.
На данном этапе решаются задачи интеллектуального развития ребенка с РАС в зависимости от выявленных у него умственных и речевых способностей и возможностей.
Познавательное развитие включает ознакомление с окружающим, сенсорное воспитание, формирование мышления, элементарных количественных представлений, развитие речи, коммуникативных способностей, развитие общей и мелкой моторики. На занятиях идёт работа по формированию предметной, конструктивной, игровой деятельности.
На этом этапе также соблюдается принцип последовательности, дозирования нового материала. Очень значимым моментом для ребенка с аутизмом остается соблюдение определенного хода каждого занятия.
Слайд 6.
Вся коррекционно-развивающая работа строится с учетом Федерального Государственного образовательного стандарта (ФГОС) и предусматривает реализацию коррекционно-развивающей области (направления) через:
коррекционные курсы, что позволяет формировать у обучающихся с РАС адекватное учебное поведение и социально-бытовые навыки; преодолевать недостатки аффективной сферы и трудности во взаимодействии с окружающими; развивать средства вербальной и невербальной коммуникации; что способствует осмыслению, упорядочиванию и дифференциации индивидуального жизненного опыта обучающихся; упорядочиванию и осмыслению усваиваемых знаний и умений с исключением возможности их механического, формального накопления; развитию внимания детей к эмоционально-личностным проявлениям близких взрослых и соучеников и понимания взаимоотношений, чувств, намерений других людей; развитие избирательных способностей обучающихся;
обеспечение коррекционной направленности общеобразовательных предметов и воспитательных мероприятий в условиях урочной и внеурочной деятельности;
организацию и осуществление специалистами индивидуальной коррекционной работы (педагогической, психологической, медицинской) с обучающимися, имеющими индивидуальные особые образовательные потребности и особенности развития, требующие проведения индивидуальных коррекционных занятий;
взаимодействие с семьей (законными представителями) обучающихся с РАС.
Особенность работы с родителями заключается в формировании у них адекватного восприятия собственного ребенка, его особенного поведения, формирования активной позиции участия в коррекционном процессе. Коррекционно-развивающие занятия, проводимые специалистами школы, в основном, проходят в присутствии родителей, что является важным в создании пространства партнёрства и доверия между семьёй и всеми специалистами. Родители лучше понимают состояние ребёнка, его проблемы, цели и задачи работы. Развивается родительская компетентность, вырабатывается единый подход к формированию тех или иных навыков. Родители проходят своеобразный практикум - как правильно организовать занятие с ребёнком дома, получают домашнее задание, уточняют со специалистом ближайшие задачи.
Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра в условиях школы становится наиболее эффективной, а результаты - наиболее устойчивыми при регулярном заинтересованном взаимодействии всех участников образовательной деятельности.
Дети с аутизмом либо вообще не используют речь, либо их речь не несет коммуникативную функцию. Такого ребенка очень важно учить коммуникативным навыкам и если у него отсутствует речь, то необходимо использовать альтернативную коммуникацию. В требованиях ФГОС для развития речи к детям с РАС необходимо применять доступные формы вербальной и невербальной (альтернативной) коммуникации. Альтернативная коммуникация – это все способы коммуникации, дополняющие или замещающие обычную речь людям, если они не способны, при помощи нее удовлетворительно объяснятся. Существует несколько форм альтернативной коммуникации: коммуникация с помощью вспомогательных устройств (коммуникативные доски, электронные коммуникаторы), коммуникация с помощью жестов, дактилирование и карточки PECS.
Слайды 8-10. Карточки PECS
В нашей школе мы используем карточки PECS. Эта система позволяет ребенку с нарушенной коммуникацией общаться при помощи карточек при наличии у ребенка желания получить сначала мотивационный стимул (или мотивационную деятельность), а потом уже и немотивационные стимулы.
Система PECS состоит из шести этапов. Сначала необходимо определить круг интересов ребенка, его любимые предметы и любимую деятельность. Это очень важно, так как мы не можем заставить ребенка что-то захотеть. Обучение ребенка будет происходить только тогда, когда у него есть коммуникативная инициатива. После того как определен круг интересов ребенка необходимо подготовить материалы. Это альбом, в котором находятся карточки.
На первоначальном этапе необходимо обучить ребенка действию подачи карточки, не предоставляя ему выбор.
На втором этапе обучения мы закрепляем данный навык, учим подходить ребенка к педагогу и проявлять настойчивость.
Только лишь на третьем этапе мы начинаем обучать ребенка различать карточки, чтобы ребенок просил стимул той карточкой, на которой он изображен. Далее ребёнок учится складывать несколько карточек в предложение на полоске и подавать ее коммуникативному партнеру, чтобы попросить желаемое действие или предмет.
Основной целью пятого этапа является обучить ребенка реагировать на вопрос «Что ты хочешь?». Это необходимо для того, чтобы ребенок начал прислушиваться к собственному желанию, а не просто выполнять инструкцию взрослого. И на завершающем шестом этапе, мы учим ребенка комментировать происходящие события. Завершающий, шестой этап является основным и важным для ребенка, так как умение комментировать является диалогом и способствует полноценному общению ребенка с окружающими людьми.
Слайд 11. Визуальное расписание
Визуальная поддержка — это использование картинок или других наглядных предметов для того, чтобы сообщить какую-то информацию ребенку, которому трудно понимать и использовать речь. Визуальная поддержка применяется по двум основным причинам. Она облегчает коммуникацию родителей со своим ребенком, и она облегчает коммуникацию ребенка с другими людьми.
Одним из видов визуальной поддержки, используемое в нашей школе – это визуальное расписание. Расписание занятий на протяжении учебного года не меняется. Для отображения расписания используются карточки PECS. Предсказуемость помогает ребенку с РАС сосредоточиться на учебном процессе.
Слайд 12. Результаты работы ППС детей с РАС в школе за 2017-2018 учебный год.
Таким образом, системное взаимодействие специалистов школы, родителей в процессе обучения детей с РАС в 2017-2018 учебном году привело к тому, что
В требованиях ФГОС закреплена необходимость обеспечения комплексного психолого-педагогического сопровождения ученика с РАС на протяжении всего периода его обучения в образовательной организации. Поэтому психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с РАС будет продолжаться. Основные направления коррекционно-развивающей работы в 2018-2019 учебном году - это формирование навыков учебного поведения и развитие познавательной сферы.
Слайд 13. Ребенка с РАС нужно учить всему, само ничего не получится, не появится.