СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психолого - педагогическое сопровождение обучающихся при подготовке и сдаче ЕГЭ и ОГЭ

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Психолого - педагогическое сопровождение обучающихся при подготовке и сдаче ЕГЭ и ОГЭ»





Психолого - педагогическое сопровождение

обучающихся при подготовке и сдаче ЕГЭ и ОГЭ

педагогом-психологом Шайдуллиной З.Р.

«Гимназии им.М.М. Вахитова г. Буинска РТ».



«Главное в этом мире не то, где мы стоим, а в каком направлении движемся».

Оливер Холмс.





Подготовка к единому государственному экзамену является одной из основных проблем выпускников. По своей сути ЕГЭ и ОГЭ является своеобразной проверкой знаний, социальной и психологической готовности школьников к постоянно меняющимся условиям современной реальности. В этой связи, психологическая устойчивость старшеклассников является одной из основных характеристик, способствующих успешной аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ.

Цель психологической подготовки – выработка психологических качеств, умений и навыков выпускников, которые повысят эффективность подготовки к прохождению ОГЭ и ЕГЭ и позволят каждому ученику более успешно вести себя во время экзамена. Другими словами, эта подготовка будет способствовать развитию у учеников памяти и навыков мыслительной работы, концентрации внимания, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, умению владеть своими эмоциями.

  • вооружить обучающихся и их родителей знаниями по процедуре проведения экзамена;

  • помочь обучающимся снять напряжение, волнение, тревогу перед экзаменом и во время его проведения;

  • оказать помощь педагогам при подготовке обучающихся к экзаменам.

В результате целенаправленной и планомерной психологической подготовки обучающихся формируется их психологическая, педагогическая и личностная готовность к итоговой аттестации.

Под психологической готовностью к итоговой аттестации подразумевается определенный эмоциональный «настрой», внутренняя психологическая настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена.

Педагогическая готовность – это наличие знаний, умений и навыков по предмету.

Личностная готовность – это опыт, особенности личности, необходимые для прохождения процедуры итоговой аттестации.



Хочу познакомить с результатами диагностики для выпускников. Анкета называется «Готовность к ЕГЭ» (источник: Чибисова М.Ю. «Психологическая подготовка к ЕГЭ»).

Она затрагивает такие составляющие, как способность к самоорганизации (познавательный компонент), уровень тревоги (личностный компонент) и знакомство с процедурой экзамена (процессуальный компонент).

  • познавательные – связанные с особенностями переработки информации в ходе ЕГЭ и ОГЭ, со спецификой работы с тестовыми заданиями, недостаточным объемом знаний, неспособностью гибко оперировать системой учебных понятий предмета;

  • личностные – обусловленные особенностями и состояниями личности, отсутствием возможности получить поддержку взрослых;

  • процессуальные – связанные с самой процедурой ЕГЭ и ОГЭ и отсутствием четкой стратегии деятельности.



Данная анкета позволяет дать ориентировочный характер готовности к ОГЭ и ЕГЭ глазами самих выпускников.

Были получены следующие результаты:


Оценка готовности к ЕГЭ

Уровень

9 класс

12 чел.

11 класс

17 чел.

Знакомство с процедурой экзамена

Высокий

7ч.-59%

16ч.-94%

Средний

4 ч. -33%

1ч.–6%

Низкий

1ч.- 8%

-

Уровень тревоги

Высокий

5ч.- 42%

12ч. -71%

Средний

6ч.- 50%

5ч.- 29%

Низкий

1ч.- 8%

-

Способность к самоорганизации (познавательный компонент)

Высокий

1ч.- 8%

10ч.-58%

Средний

8ч- 67%

7ч.- 42%

Низкий

3ч.-25%

-



По результатам тестирования, наиболее значимыми причинами волнения выпускников являются:

  • сомнение в полноте и прочности знаний;

  • сомнение в собственных способностях, таких как, умение анализировать, концентрировать и распределять внимание;

  • психофизические и личностные особенности: быстрая утомляемость, тревожность, неуверенность в себе;



  • стресс незнакомой ситуации;

  • стресс ответственности перед родителями и школой.



Рекомендации:

Классному руководителю 9 класса рекомендовано еще раз обратить внимание на способность к самоорганизации (познавательный компонент) компонент проведения экзамена.

- с обучающимися, которые испытывают дефицит информации в знакомстве с процедурой ЕГЭ, необходимо, провести дополнительную разъяснительную работу (Заббаров И. 9 кл.);

- с обучающимися, имеющими повышенный и высокий уровень тревожности, необходимо, провести занятия направленные на ознакомление с основными способами снижения тревоги в стрессовой ситуации, актуализации внутренних ресурсов; (приглашаю в ПС в сенсорную комнату)

- научить, обучающихся, способам самоконтроля.

Стратегии поддержки тревожных детей:

На этапе подготовки. Для тревожных детей особенно важно создание ситуации эмоционального комфорта на предэкзаменационном этапе. Ни в коем случае нельзя нагнетать обстановку, напоминая о серьёзности предстоящего экзамена и значимости его результатов. Чрезмерное повышение тревоги у таких детей приводит только к дезорганизации деятельности. Задача педагога – создание ситуации успеха, поощрение, поддержка. В этом огромную роль играют поддерживающие высказывания: «Я уверена, что ты справишься», «Ты так хорошо справился с контрольной по физике».

В качестве подготовки тревожных детей рекомендуется проведение открытых уроков с приглашением незнакомых людей.

Во время проведения пробного экзамена. Очень важно обеспечить тревожным детям ощущение эмоциональной поддержки. Это можно сделать различными невербальными способами: посмотреть, улыбнуться и т.п.

Таким образом, педагогам и родителям, необходимо, избегать сравнения с другими и помочь снизить субъективную значимость ЕГЭ и ОГЭ. Родителям важно помочь составить щадящий режим дня и регулировать степень загруженности, а учителям – воздержаться от оценки и сравнения с другими. Важно помочь ребенку переключиться с эмоционального реагирования на планирование и сконцентрироваться на проверке.



Работа по ОГЭ и ЕГЭ не ограничивается только с работой с детьми, но проводится комплексно и с детьми, и с педагогами и с родителями. Итоги тестирования доведены до родителей на родительских собраниях (по запросу проводятся в ПС), также до классных руководителей и администрации школы.

С обучающимися 9 и 11 классов в течение всего предэкзаменационного периода проводятся следующие развивающие занятия и тренинговые упражнения:

-  «Шкала согласия» на формирование положительного отношения к ЕГЭ и ГИА;

-экспресс-сочинение на тренировку образной памяти;

- упражнения на преодоление негативных переживаний, снижение эмоционального напряжения;

- упражнение «Дыхательная релаксация» на умение справляться с тревогой, используя дыхание;

- упражнения на формирование положительной Я-концепции, повышение уверенности в себе;

- упражнения на преодоление страха и тревоги перед экзаменом;

- упражнения на развитие внимания, наблюдательности;

- упражнения на формирование эмоционального равновесия и др.



Благодарю за внимание!





































Для осознания распределения ответственности я рекомендую следующее упражнение.

  • Упражнение «Строим дом». Для его проведения с педагогами потребуется изображение дома (рисунок на ватмане или декорация) и стикеры с клеящимся краем. Учителям предлагается следующая инструкция: «Представьте себе, что в течение 11 лет обучения ребенка в школе мы строим дом. Построенный дом — это тот результат, который мы получаем на выпускных экзаменах. У каждого из нас в строительстве этого дома есть своя функция: кто-то закладывает фундамент, кто-то строит лестницы, кто-то кладет крышу, кто-то украшает фасад. Как вы думаете, а что делаете именно вы на ваших уроках? С чем бы вы сравнили свой вклад в строительство этого дома?» Учителя пишут ответы на стикерах, приклеивают их на изображение дома и комментируют. Когда все выполнят это задание,

  • психолог обращает внимание педагогов на то, что у каждого из нас есть свой маленький вклад в это большое дело, но только все вместе мы добиваемся того, что дом будет построен. Очень важно обратить внимание учителей на то, что подготовка к экзамену — это не ответственность только психолога или только педагогов, работающих в старших классах. Ведь они строят свою работу на том фундаменте, который заложили в начальной и средней школе.

  • Подобные упражнения, помимо своей прямой цели, оказывают также своего рода психотерапевтическое воздействие, помогая педагогу воспринимать низкие результаты ребенка на ЕГЭ не только как свою личную недоработку.





















Советы выпускникам.

Подготовка к экзаменам

  • Подготовь место для занятий.

  • Введи в интерьер комнаты жёлтый и фиолетовый цвета;

  • Составь план занятий. Для начала определи: кто ты — «сова» или «жаворонок», и в зависимости от этого максимально используй утренние или вечерние часы.

  • Начни с самого трудного раздела, с того материала, который знаешь хуже всего.

  • Чередуй занятия и отдых: 40 минут занятий, затем 10 минут— перерыв.

  • Выполняй как можно больше различных тестов по предмету.

  • Тренируйся с секундомером в руках, засекай время выполнения тестов.

      • Готовясь к экзаменам, мысленно рисуй себе картину победы, успеха.

      • Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы ещё раз повторить самые трудные вопросы.


Накануне экзамена

  • Многие считают: для того чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи.

  • Это неправильно. Ты устал, и не надо себя переутомлять.

Напротив, с вечера перестань готовиться, прими душ, соверши прогулку.

  • Выспись как можно лучше, чтобы встать с ощущением бодрости,

боевого настроя.

  • В пункт сдачи экзамена ты должен явиться, не опаздывая, лучше за 15-20 минут до начала тестирования. При себе нужно иметь: пропуск, паспорт и несколько (про запас) гелиевых или капиллярных ручек с черными чернилами.

  • Если на улице холодно, не забудь тепло одеться, ведь ты будешь сидеть на экзамене 3 часа.


Перед началом тестирования

В начале тестирования тебе сообщат необходимую информацию: как заполнять бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т. д.

  • Будь внимателен!

  • От того, как ты запомнишь

  • все, зависит правильность твоих ответов!


Во время тестирования

  • Научись пропускать трудные или непонятные задания. Помни: в тексте всегда найдутся вопросы, с которыми ты обязательно справишься.

Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят.

  • Оставь время для проверки своей работы, чтобы успеть пробежать её глазами и заметить явные ошибки.

  • Если не уверен в выборе ответа, доверься интуиции!



Работа с родителями.


Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребёнок получит на экзамене. Внушайте ему мысль, что количество баллов не является показателем его возможностей.

• Не повышайте тревожность ребёнка накануне экзаменов, это отрицательно скажется на результате тестирования.

• Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.

• Помогите детям распределить темы подготовки по дням.

• Ознакомьте ребёнка с методикой подготовки к экзаменам. Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету и потренируйте ребёнка, ведь тестирование отличается от привычных ему письменных и устных экзаменов.

Во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребёнка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Если у ребёнка нет часов, обязательно дайте их ему на экзамен.

  • Подбадривайте детей, повышайте их уверенность в себе.

• Контролируйте режим подготовки к экзаменам, не допускайте перегрузок.

• Обратите внимание на питание ребёнка. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.

• Накануне экзамена обеспечьте ребёнку полноценный отдых, он должен отдохнуть и хорошо выспаться.

• Не критикуйте ребёнка после экзамена.

• Помните: главное — снизить напряжение и тревожность ребёнка и обеспечить необходимые условия для занятий.















Советы учителям.

  • Следует активнее вводить тестовые технологии в систему обучения.

С их помощью можно оценивать уровень усвоения материала

учениками и сформировать у них навык работы с тестовыми

заданиями.

  • Зная типовые конструкции тестовых заданий, ученик не будет

тратить время на понимание инструкции.

  • Во время таких тренировок формируются психотехнические

навыки саморегуляции и самоконтроля.

  • Основную часть работы желательно проводить заранее, отрабатывая

отдельные детали при сдаче зачётов по пройденным темам.

  • Психотехнические навыки позволят учащимся более уверенно

вести себя во время экзамена, мобилизовать себя в решающей

ситуации, овладеть собственными эмоциями.


1. Если накануне экзамена ученик постоянно думает и говорит о провале, посоветуйте ему не думать о плохом- это трудно. Опишите ему картину будущего удачного, легкого успеха. Пусть он чаще думает об этом, представляет. Мысли о провале, не дают хорошо подготовиться , сосредоточиться на экзамене.

2. Если страх не проходит, посоветуйте приём «доведение до абсурда». Сильнее себя напугать. Лучше это упражнение проделывать в паре. Ученик

поймёт, что экзамен не так и страшен.

3. Если кто-то рассматривает организаторов как «врагов», потому что вид

серьезный. Объясните, что на организаторе лежит большая ответственность,

а строгость для дисциплины, они тоже когда-то сдавали экзамены.

4. Учите ребят работать с опорными конспектами.