Психолого - педагогическое сопровождение
обучающихся при подготовке и сдаче ЕГЭ и ОГЭ
педагогом-психологом Шайдуллиной З.Р.
«Гимназии им.М.М. Вахитова г. Буинска РТ».
«Главное в этом мире не то, где мы стоим, а в каком направлении движемся».
Оливер Холмс.
Подготовка к единому государственному экзамену является одной из основных проблем выпускников. По своей сути ЕГЭ и ОГЭ является своеобразной проверкой знаний, социальной и психологической готовности школьников к постоянно меняющимся условиям современной реальности. В этой связи, психологическая устойчивость старшеклассников является одной из основных характеристик, способствующих успешной аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ.
Цель психологической подготовки – выработка психологических качеств, умений и навыков выпускников, которые повысят эффективность подготовки к прохождению ОГЭ и ЕГЭ и позволят каждому ученику более успешно вести себя во время экзамена. Другими словами, эта подготовка будет способствовать развитию у учеников памяти и навыков мыслительной работы, концентрации внимания, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, умению владеть своими эмоциями.
вооружить обучающихся и их родителей знаниями по процедуре проведения экзамена;
помочь обучающимся снять напряжение, волнение, тревогу перед экзаменом и во время его проведения;
оказать помощь педагогам при подготовке обучающихся к экзаменам.
В результате целенаправленной и планомерной психологической подготовки обучающихся формируется их психологическая, педагогическая и личностная готовность к итоговой аттестации.
Под психологической готовностью к итоговой аттестации подразумевается определенный эмоциональный «настрой», внутренняя психологическая настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена.
Педагогическая готовность – это наличие знаний, умений и навыков по предмету.
Личностная готовность – это опыт, особенности личности, необходимые для прохождения процедуры итоговой аттестации.
Хочу познакомить с результатами диагностики для выпускников. Анкета называется «Готовность к ЕГЭ» (источник: Чибисова М.Ю. «Психологическая подготовка к ЕГЭ»).
Она затрагивает такие составляющие, как способность к самоорганизации (познавательный компонент), уровень тревоги (личностный компонент) и знакомство с процедурой экзамена (процессуальный компонент).
познавательные – связанные с особенностями переработки информации в ходе ЕГЭ и ОГЭ, со спецификой работы с тестовыми заданиями, недостаточным объемом знаний, неспособностью гибко оперировать системой учебных понятий предмета;
личностные – обусловленные особенностями и состояниями личности, отсутствием возможности получить поддержку взрослых;
процессуальные – связанные с самой процедурой ЕГЭ и ОГЭ и отсутствием четкой стратегии деятельности.
Данная анкета позволяет дать ориентировочный характер готовности к ОГЭ и ЕГЭ глазами самих выпускников.
Были получены следующие результаты:
Оценка готовности к ЕГЭ | Уровень | 9 класс 12 чел. | 11 класс 17 чел. |
Знакомство с процедурой экзамена | Высокий | 7ч.-59% | 16ч.-94% |
Средний | 4 ч. -33% | 1ч.–6% |
Низкий | 1ч.- 8% | - |
Уровень тревоги | Высокий | 5ч.- 42% | 12ч. -71% |
Средний | 6ч.- 50% | 5ч.- 29% |
Низкий | 1ч.- 8% | - |
Способность к самоорганизации (познавательный компонент) | Высокий | 1ч.- 8% | 10ч.-58% |
Средний | 8ч- 67% | 7ч.- 42% |
Низкий | 3ч.-25% | - |
По результатам тестирования, наиболее значимыми причинами волнения выпускников являются:
сомнение в полноте и прочности знаний;
сомнение в собственных способностях, таких как, умение анализировать, концентрировать и распределять внимание;
психофизические и личностные особенности: быстрая утомляемость, тревожность, неуверенность в себе;
стресс незнакомой ситуации;
стресс ответственности перед родителями и школой.
Рекомендации:
Классному руководителю 9 класса рекомендовано еще раз обратить внимание на способность к самоорганизации (познавательный компонент) компонент проведения экзамена.
- с обучающимися, которые испытывают дефицит информации в знакомстве с процедурой ЕГЭ, необходимо, провести дополнительную разъяснительную работу (Заббаров И. 9 кл.);
- с обучающимися, имеющими повышенный и высокий уровень тревожности, необходимо, провести занятия направленные на ознакомление с основными способами снижения тревоги в стрессовой ситуации, актуализации внутренних ресурсов; (приглашаю в ПС в сенсорную комнату)
- научить, обучающихся, способам самоконтроля.
Стратегии поддержки тревожных детей:
На этапе подготовки. Для тревожных детей особенно важно создание ситуации эмоционального комфорта на предэкзаменационном этапе. Ни в коем случае нельзя нагнетать обстановку, напоминая о серьёзности предстоящего экзамена и значимости его результатов. Чрезмерное повышение тревоги у таких детей приводит только к дезорганизации деятельности. Задача педагога – создание ситуации успеха, поощрение, поддержка. В этом огромную роль играют поддерживающие высказывания: «Я уверена, что ты справишься», «Ты так хорошо справился с контрольной по физике».
В качестве подготовки тревожных детей рекомендуется проведение открытых уроков с приглашением незнакомых людей.
Во время проведения пробного экзамена. Очень важно обеспечить тревожным детям ощущение эмоциональной поддержки. Это можно сделать различными невербальными способами: посмотреть, улыбнуться и т.п.
Таким образом, педагогам и родителям, необходимо, избегать сравнения с другими и помочь снизить субъективную значимость ЕГЭ и ОГЭ. Родителям важно помочь составить щадящий режим дня и регулировать степень загруженности, а учителям – воздержаться от оценки и сравнения с другими. Важно помочь ребенку переключиться с эмоционального реагирования на планирование и сконцентрироваться на проверке.
Работа по ОГЭ и ЕГЭ не ограничивается только с работой с детьми, но проводится комплексно и с детьми, и с педагогами и с родителями. Итоги тестирования доведены до родителей на родительских собраниях (по запросу проводятся в ПС), также до классных руководителей и администрации школы.
С обучающимися 9 и 11 классов в течение всего предэкзаменационного периода проводятся следующие развивающие занятия и тренинговые упражнения:
- «Шкала согласия» на формирование положительного отношения к ЕГЭ и ГИА;
-экспресс-сочинение на тренировку образной памяти;
- упражнения на преодоление негативных переживаний, снижение эмоционального напряжения;
- упражнение «Дыхательная релаксация» на умение справляться с тревогой, используя дыхание;
- упражнения на формирование положительной Я-концепции, повышение уверенности в себе;
- упражнения на преодоление страха и тревоги перед экзаменом;
- упражнения на развитие внимания, наблюдательности;
- упражнения на формирование эмоционального равновесия и др.
Благодарю за внимание!
Для осознания распределения ответственности я рекомендую следующее упражнение.
Упражнение «Строим дом». Для его проведения с педагогами потребуется изображение дома (рисунок на ватмане или декорация) и стикеры с клеящимся краем. Учителям предлагается следующая инструкция: «Представьте себе, что в течение 11 лет обучения ребенка в школе мы строим дом. Построенный дом — это тот результат, который мы получаем на выпускных экзаменах. У каждого из нас в строительстве этого дома есть своя функция: кто-то закладывает фундамент, кто-то строит лестницы, кто-то кладет крышу, кто-то украшает фасад. Как вы думаете, а что делаете именно вы на ваших уроках? С чем бы вы сравнили свой вклад в строительство этого дома?» Учителя пишут ответы на стикерах, приклеивают их на изображение дома и комментируют. Когда все выполнят это задание,
психолог обращает внимание педагогов на то, что у каждого из нас есть свой маленький вклад в это большое дело, но только все вместе мы добиваемся того, что дом будет построен. Очень важно обратить внимание учителей на то, что подготовка к экзамену — это не ответственность только психолога или только педагогов, работающих в старших классах. Ведь они строят свою работу на том фундаменте, который заложили в начальной и средней школе.
Подобные упражнения, помимо своей прямой цели, оказывают также своего рода психотерапевтическое воздействие, помогая педагогу воспринимать низкие результаты ребенка на ЕГЭ не только как свою личную недоработку.
Советы выпускникам.
Подготовка к экзаменам
Подготовь место для занятий.
Введи в интерьер комнаты жёлтый и фиолетовый цвета;
Составь план занятий. Для начала определи: кто ты — «сова» или «жаворонок», и в зависимости от этого максимально используй утренние или вечерние часы.
Начни с самого трудного раздела, с того материала, который знаешь хуже всего.
Чередуй занятия и отдых: 40 минут занятий, затем 10 минут— перерыв.
Выполняй как можно больше различных тестов по предмету.
Тренируйся с секундомером в руках, засекай время выполнения тестов.
Готовясь к экзаменам, мысленно рисуй себе картину победы, успеха.
Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы ещё раз повторить самые трудные вопросы.
Накануне экзамена
Многие считают: для того чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи.
Это неправильно. Ты устал, и не надо себя переутомлять.
Напротив, с вечера перестань готовиться, прими душ, соверши прогулку.
Выспись как можно лучше, чтобы встать с ощущением бодрости,
боевого настроя.
В пункт сдачи экзамена ты должен явиться, не опаздывая, лучше за 15-20 минут до начала тестирования. При себе нужно иметь: пропуск, паспорт и несколько (про запас) гелиевых или капиллярных ручек с черными чернилами.
Если на улице холодно, не забудь тепло одеться, ведь ты будешь сидеть на экзамене 3 часа.
Перед началом тестирования
В начале тестирования тебе сообщат необходимую информацию: как заполнять бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т. д.
Будь внимателен!
От того, как ты запомнишь
все, зависит правильность твоих ответов!
Во время тестирования
Научись пропускать трудные или непонятные задания. Помни: в тексте всегда найдутся вопросы, с которыми ты обязательно справишься.
Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят.
Оставь время для проверки своей работы, чтобы успеть пробежать её глазами и заметить явные ошибки.
Если не уверен в выборе ответа, доверься интуиции!
Работа с родителями.
Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребёнок получит на экзамене. Внушайте ему мысль, что количество баллов не является показателем его возможностей.
• Не повышайте тревожность ребёнка накануне экзаменов, это отрицательно скажется на результате тестирования.
• Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.
• Помогите детям распределить темы подготовки по дням.
• Ознакомьте ребёнка с методикой подготовки к экзаменам. Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету и потренируйте ребёнка, ведь тестирование отличается от привычных ему письменных и устных экзаменов.
Во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребёнка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Если у ребёнка нет часов, обязательно дайте их ему на экзамен.
Подбадривайте детей, повышайте их уверенность в себе.
• Контролируйте режим подготовки к экзаменам, не допускайте перегрузок.
• Обратите внимание на питание ребёнка. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.
• Накануне экзамена обеспечьте ребёнку полноценный отдых, он должен отдохнуть и хорошо выспаться.
• Не критикуйте ребёнка после экзамена.
• Помните: главное — снизить напряжение и тревожность ребёнка и обеспечить необходимые условия для занятий.
Советы учителям.
С их помощью можно оценивать уровень усвоения материала
учениками и сформировать у них навык работы с тестовыми
заданиями.
Зная типовые конструкции тестовых заданий, ученик не будет
тратить время на понимание инструкции.
навыки саморегуляции и самоконтроля.
Основную часть работы желательно проводить заранее, отрабатывая
отдельные детали при сдаче зачётов по пройденным темам.
вести себя во время экзамена, мобилизовать себя в решающей
ситуации, овладеть собственными эмоциями.
1. Если накануне экзамена ученик постоянно думает и говорит о провале, посоветуйте ему не думать о плохом- это трудно. Опишите ему картину будущего удачного, легкого успеха. Пусть он чаще думает об этом, представляет. Мысли о провале, не дают хорошо подготовиться , сосредоточиться на экзамене.
2. Если страх не проходит, посоветуйте приём «доведение до абсурда». Сильнее себя напугать. Лучше это упражнение проделывать в паре. Ученик
поймёт, что экзамен не так и страшен.
3. Если кто-то рассматривает организаторов как «врагов», потому что вид
серьезный. Объясните, что на организаторе лежит большая ответственность,
а строгость для дисциплины, они тоже когда-то сдавали экзамены.
4. Учите ребят работать с опорными конспектами.