Психолого-педагогическое сопровождение ребёнка в области художественно-эстетического развития
Выполнила воспитатель:
МАОУ «Гимназия «Квант»
дошкольное отделение
Царёва Валентина Юрьевна
Высшая квалификационная категория
У каждого человека есть задатки, дарования, талант к определенному виду или нескольким видам (отраслям) деятельности. Как раз эту индивидуальность и надо умело распознать, направить затем жизненную практику ученика по такому пути, чтобы в каждый период развития ребенок достигал, образно говоря, своего потолка. В.А. Сухомлинский
Катя Т . и её брат Илья Т. двойняшки. Поступили в группу в возрасте 3 лет. Так же они постоянно занимаются у меня в творческой мастерской «Цветные ладошки». Подробнее остановлюсь на Кате. Хотелось заметить, что в самом начале работы, у девочки не все получалось, она была гиперактивная, ей было сложно усидеть на месте. Также она была немного замкнутая, плохо взаимодействовала с другими детьми, кроме своего брата. Сейчас Кате 5 лет. Она обладает живым умом, у нее есть широкий спектр интересов (нравится лепить, клеить, конструировать, вырезать, особенно очень любит рисовать).
«- Я очень люблю рисовать, клеить я люблю средне» (10.09.2017г.).
Катя Т. левша, а леворукость, как правило, присуща людям с высоким творческим потенциалом. Девочке нравится заниматься любым делом, она мгновенно включается в работу. Ребёнок очень инициативен, у девочки есть внутренние потребности и интерес к рисованию с раннего возраста. Особенно ей нравится изучать и рисовать разных животных.
«- Я с детства начала любить животных, потому что я к ним прикоснулась. Я рисую с детства животных и в первый раз нарисовала собаку!» (18.09.2017г.)
Этот интерес Кати и Ильи Т. к животному миру привел к тому, что все дети в группе, захотели больше узнать о разных животных, научиться их изображать.
«- Потому что я и мой брат любим разных животных, и мы хотим больше о них узнать. Потому что они славные!» (15.09.2017г.).
В рамках проекта «Удивительный мир животных» я пыталась создавать акценты, на которые дети будут обращать внимание. Когда у ребёнка сложится образ, то он будет стараться наполнить его. Катя Т. много рассказывала информации о разных животных. Например:
«Я люблю и домашних и диких животных. Диких, потому что они очень громко рычат. А домашних, потому что с ними можно поиграть, поспать и их погладить» (23.09.2017г.)
Ещё примеры: «У меня любимое животное – это лев. Я могу о нём рассказать только одну информацию. Они хичники. Они едят мясо от носорогов, от слонов, от жирафов, от зебр мяско могут съесть. Они охотятся ночью. Выбирают по вкусу себе мясцо! (13.10.2017г.)
«Зебры они в полосочку, я их люблю, потому что они смешные и быстро бегают. А ещё на них может напасть, например тигр, лев, рысь, пантера. Потому что они, очень всегда голодные и ходят на охоту. Они едят мясо. Они хичные. А зебры едят травку!» (20.10.2017г.)
Эти высказывания говорят о том, что у ребёнка есть представления о разных животных, и сложился определённый образ о каждом из них.
Делали аппликацию из геометрических фигур «Животное», ребёнку были предложены геометрические фигуры, разного цвета, размера, формы. Она сначала определилась, кого хочет сделать, выбрала себе необходимые для этого материалы и приступила к работе. Катя Т. решила сделать тигра. «- Люблю делать аппликацию из геометрических фигур, например тигра» (23.10.2017г.)
«Это тигр. Он гуляет на травке, и он её кушает. Но на самом деле, он кушает мясо! Ещё есть радужная ёлочка, солнышко и облачко» (23.10.2017г.)
Во второй половине дня, девочка еще раз попросила дать ей разные геометрические фигуры и сделала Ягуара. (23.10.2017г.)
Если внимательно посмотреть на эти работы, то можно увидеть, что они нестандартные и выполнены в динамике. Например: (Тигр, который ест травку). Высшим пилотажем считается, когда ребёнок что-то изображает в процессе.
Нарисовала акварелью семью тигров, придумала рассказ к своему рисунку и записала
Делали пластилинографию «Черепаха», рисовали красками и другими различными материалами.
Работа в творческой мастерской (мозаика из яичной скорлупы; рисование цветной солью: «Котёнок» работа Кати Т.)
Самостоятельная деятельность.
Работа Кати для городского конкурса детского рисунка «Легенды и сказания земли новгородской»
«Волхова плывёт»
Посещение выставки в НЦСИ «Диалог» перед конкурсом детского рисунка «Легенды и сказания земли новгородской»
Поучаствовали в октябре 2017 г. в городском конкурсе «Легенды и сказания земли новгородской», посетили выставку в НЦСИ «Диалог».
Поучаствовали с Катей во Всероссийском конкурсе детского рисунка «Разноцветные капли» проводимый министерством природных ресурсов и экологии РФ, приуроченный к году экологии. В номинации: «Тайны подводного мира: кто живёт в глубинах?»
Проведение Катей и её братом Ильей мастер-класса для детей группы «- Я хочу рассказать о волках и научить всех детей их рисовать!» (30.10.2017г.)
В начале мастер класса, они показали детям картину волки, Катя рассказала интересные факты из жизни волков. Например:
«- У волков рождаются волчата. У них глазки голубые и еще они слепые и глухие. Когда у них зубки режутся, мама волчиха облизывает дёсенки волчат, чтобы им было не больно. Волки различают 30 миллионов запахов. Они очень хорошо слышат. Волки могут обходиться 10 дней без еды». (31.10.2017г.)
Далее девочка стала объяснять и показывать детям, как рисовать волка. У тех детей, у которых не получалось, она подходила и оказывала помощь .
Посетили выставку в НЦСИ Диалог и мастер-класс «Животные»
Для поддержания интереса к рисованию и дальнейшей творческой деятельности у девочки, я договорилась с руководителем центра современного искусства в Диалоге о проведении персональной выставки ребёнка. На ней были представлены работы как выполненные Катей в ДОУ, так и нарисованные дома с мамой. Мама очень отзывчивая и всегда старается создать условия для творческой деятельности Кати (приобретает необходимые материалы, нарисовали рисунки для выставки, помогала подготовить мастер-класс и др.) она постоянно вовлечена в образовательный процесс.
Таким образом, наблюдая за Катей Т. с 2015 года, хотела бы отметить, что именно в старшем дошкольном возрасте, у нее произошел наибольший скачек по всем компетентностям. Девочка стала очень усидчивая, наблюдательна, способна сидеть и заниматься долгое время. Отлично ориентируется в пространстве, развит глазомер, стала более успешная в разных видах деятельности. Всему этому способствовало увлечение рисованием и другими видами творческой деятельности. Исходя из всего этого, хотела отметить, что все проводимые мною действия привели к тому, что самооценка и инициатива ребёнка повысилась. Катя не умела с детьми общаться, но хорошо рисовала, она стала более коммуникабельна, научилась общаться с другими детьми, стала лучше взаимодействовать с ними, научилась многому, тому, что не получалось раньше, у нее появилась способность к взаимопомощи (помощь ребятам на мастер-классе). В результате её действий, многие ребята захотели сделать также. Планирую и с остальными детьми проводить работу в этом направлении.
Распознать, выявить, раскрыть, взлелеять, выпестовать в каждом ученике его неповторимо-индивидуальный талант - значит поднять личность на высокий уровень расцвета человеческого достоинства.
В. А. Сухомлинский
Спасибо за внимание!!!