СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Птица-змея (курс внеурочной деятельности "Раскрываем секреты текста")

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курс внеурочной деятельности «Раскрываем секреты текста» реализуется на уровне начального общего образования с 1 по 4 класс в рамках внеурочной деятельности по направлению педагогическая поддержка обучающихся, испытывающих трудности в обучении.

Просмотр содержимого документа
«Птица-змея (курс внеурочной деятельности "Раскрываем секреты текста")»

Прочитай

Птица-змея

- Это гадюка! Брось! Слышишь! – завопили ребята и врассыпную бросились в стороны. Самый отважный из них, тот, который вытащил из дупла живое существо, похожее на птицу, и на шипящую с длинным жалом змею одновременно, тоже не выдержал и выпустил его из рук. С хриплым торжествующим криком странная птица-змея порхнула и быстро исчезла среди деревьев. После этого ребята долго обсуждали диковинную находку и ухватки этой невиданной птицы.

Много пернатых живёт в наших краях, но вертишейка, так напугавшая ребят, заслуживает того, чтобы о ней рассказать подробно.

Вертишейка, или вертиголовка, улетает на зиму к югу. Она хотя и принадлежит к отряду дятлов, но совсем не мастерица долбить деревья и вертикально лазать по стволам. Вертишейка вьёт гнёзда, как и все дятлы, в дуплах, но своего долбить не умеет и пользуется готовым. Окраска перьев у вертишейки покровительственная, буро-серых тонов, глаза карие, и вся она не такая цветная, как большинство её сородичей.

На дереве она сидит обычно вдоль горизонтальных сучьев и прижавшись к ветке. Поэтому заметить её на фоне коры чрезвычайно трудно. Прилетают вертишейки в мае и сейчас же выдают себя громким, с гнусавым оттенком, криком «ти-ти-ти-ти-ти…». Держатся они обычно в разреженных лесах с отдельно стоящими крупными деревьями. Замечательное свойство этой птицы – отпугивать от себя врагов. Вертишейка умеет артистически подражать повадкам змеи.

Попав в руки человека или в лапы животного, а также почуяв опасность, вертишейка вытягивает шею, изгибая её змееобразно, угрожающе вертит головой, вращает глазами, открывает рот и высовывает язык. При этом она ещё шипит, как змея, и распускает хвост. Весь её вид, каждое движение тела напоминают ядовитую змею и устрашают врага.

Несведущий человек и многие звери, столкнувшись с такой пугающей, змеиного вида, птицей, стараются её не трогать и уйти от греха подальше. Орнитологам пока не ясно, откуда у вертишейки выработался такой инстинкт и как она прошла школу змее-подражания.

Словарь

Орнитологи – учёные, изучающие жизнь птиц.

Инстинкт – внутреннее чутьё.

Ухватки – повадки, особенности поведения.

Отметь ответы, выполни задания.

1. Как называется живое существо, о котором говорится в произведении? Запиши ответ.

2. К какому отряду птиц относится вертишейка? Найди ответ в тексте и запиши.

3. Где вьёт гнездо вертишейка? Отметь ответ.

□ на дереве

□ в траве

□ в кустарнике

□ в дупле

4. В каких лесах обычно живут вертишейки? Найди в тексте ответ и запиши.

5. Как ты понимаешь выражение окраска покровительственная?

□ подходит под цвет стволов деревьев

□ очень красивая

□ пёстрая

□ цветистая

6. Как лазает по деревьям вертишейка?

□ вертикально по стволам деревьев

□ вокруг стволов

□ не лазает совсем

□ сидит на горизонтальных сучьях

7. Как вертишейка отпугивает врагов? Найди в тексте и запиши ответ.

8. Определи жанр этого произведения.

□ сказка

□ художественный рассказ

□ научно-познавательный рассказ

□ басня

9. Объясни заголовок этого произведения.

10. Когда вертишейки возвращаются с юга.

□ в марте

□ в мае

□ в апреле

□ в июне

11. Как ведут себя вертишейки, когда возвращаются весной в родные леса?

□ гуляют по лесу

□ сидят на деревьях

□ долбят дерево

□ громко и гнусаво кричат

12. Какой из предлагаемых заголовков мог бы подойти к этому произведению?

□ «Странный дятел»

□ «Сородич дятлов»

□ «Вертишейка»

□ «Вертиголовка»

13. Вертишейка 2совсем не мастерица долбить деревья», говорится в рассказе. Объясни, что это означает.

14. Хотелось бы тебе увидеть птицу-змею? При ответе на вопрос используй текст произведения.