ПУБЛИЧНАЯ ЛЕКЦИЯ НА ТЕМУ: «ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ МЕЖДУ ДОШКОЛЬНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛОЙ – ВАЖНЕЙШИЙ КОМПОНЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ГАРМОНИЧНО_РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ».
Подготовила: учитель начальных классов МОУ – Крюковская о/о школа Бабаева Татьяна Алексеевна Преемственность является важнейшим инструментом осуществления непрерывности образования. Преемственность между звеньями образования – это связь и согласованность между всеми их компонентами (целями, задачами, методами, средствами, формами организации), обеспечивающими эффективное поступательное развитие человека, его успешное обучение и воспитание на данных ступенях образования.
Начиная с работ чешского педагога Я. А. Коменского, преемственность рассматривалась как 1 из принципов развития образования. Эта проблема занимала и занимает видное место в истории педагогического образования.
Основная задача педагогов сделать так, чтобы переход в школу был безболезненным, а подготовка к ней сопровождалась радостным ожиданием этого значительного события в жизни ребенка.
Как следует организовать процесс обучения, чтобы превратить любопытство малыша в стойкий познавательный интерес школьника?
С учетом современного состояния проблемы преемственности дошкольного и начального образования для ее реализации следует обратить внимание на следующее:
- необходимо формирование принципиально нового общественного сознания в отношении к проблеме развивающего обучения, позволяющего найти пути его реализации в обучении и развитии с учетом функциональных возможностей и естественных законов развития ребенка;
- любое мышление может возникнуть на базе живых чувственных представлений, то и приоритет должен отдаваться предметно-практическим видам деятельности всемирному обогащению чувственного опыта детей;
- развитие духовно-нравственной сферы личности, эмоционально-оценочного отношения дошкольника и младшего школьника к окружающему миру должно быть включено в целостную систему развивающего обучения;
- должна быть обеспечена методическая поддержка педагогов дошкольных образовательных учреждений, позволяющая им осуществлять полноценное развитие детей с сохранением их физического и психического здоровья, в тесной взаимосвязи с естественными потребностями и законами.
Говоря о преемственности между школьной и дошкольной ступенями образования, следует остановиться на формах реализации этой работы:
- беседа с дошкольниками о школе;
- организация сюжетно – ролевых игр, в процессе которых дети могут выполнять как роль учителя, так и ученика;
- знакомство с художественными произведениями со школьной тематикой;
- проведение экскурсий по школе, в которой дети будут учиться;
- проведение семинаров, родительских собраний, педсоветов, «круглых столов» с педагогами ДОУ, родителями и будущим учителем на темы: «Особенности подготовки к школьному обучению мальчиков и девочек», «Полоролевое воспитание детей в процессе их подготовки» (развивает взаимное доверие друг к другу), «Коррекция адаптационных нарушений у мальчиков и девочек»;
- способ психологической и педагогической поддержки родителей в области воспитания, объединения педагогических усилий родителей и воспитателей. Совершенствования приемов и методов взаимодействия семьи и ДОУ;
- неформальный характер общения педагога с родителями, равноправное положение и активность всех участников обсуждения (родителей и педагогов), положительный эмоциональный фон, создаваемый за счет просмотра игр, занятий детей в группах;
- обязательная рефлексия совместной деятельности по итогам обсуждения.
Специалисты выделяют 3 направления подготовки детей дошкольного возраста к школе, обеспечивающих преемственность:
- всестороннее воспитание и развитие;
- формирование психологической подготовленности к обучению в первом классе;
- формирование учебной мотивации.
Первостепенное значение для установления преемственности между ДОУ и начальной школой имеет всестороннее воспитание и развитие ребенка – дошкольника, осуществляемое в детском саду, являющееся фундаментом нравственности. Именно всестороннее воспитание и развитие детей (физическое, сенсорное, умственное, нравственное, трудовое, эстетическое) обеспечивает во многом готовность детей к школе.
Еще 1 важная сторона – развитие духовно-нравственной сферы ребенка, является основой его психического здоровья. Ведь именно в дошкольном возрасте закладываются основы нравственности, а не только интеллекта. Следовательно, вторым направлением подготовленности детей к школе является формирование психологической готовностик обучению. В связи с этим направлением важно развивать мотивационную сферу детей, формируя учебную (формирование умения принимать и решать учебную задачу, овладеть способами решения данной задачи, формирование действий контроля и самооценки).
Третье направление подготовленности к школе – предметная подготовка. К старшему дошкольному возрасту дети овладевают различными предметными знаниями, которые позднее усваиваются на уроках математики, русского языка, письма, в процессе изучения предметов эстетического цикла.
По мнению Л. С. Выготского, быть готовым к школьному обучению – это, значит, прежде всего «обладать умением обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира». Однако невозможно обобщать и дифференцировать предметы и явления, о которых не обладаешь достаточными знаниями. Об этом неоднократно писала в своих исследованиях «Формирование познавательной деятельности младших школьников» Н. Ф. Талызина (М., 1988 г.), отмечавшая, что развитие логического мышления лежит в накоплении достаточного запаса живых впечатлений и знаний о предметах и явлениях реального мира и в определении уровня развития внешней, предметной деятельности.
Для формирования гармонично – развитой личности очень важны идеи развивающего обучения, активно распространяющиеся и захватывающие разные возрастные ступени. В связи с этим, в последнее время детские сады переименованы в ДОУ, т. к. именно обучение ведет за собой развитие. С учетом этого преемственность дошкольного и школьного звеньев по большей части подразумевается также и в области обучения детей. Однако«развивающее обучение» в дошкольном возрасте не должно быть излишне интенсивным, «опережающим» возрастные нормы развития.
Изменение условий жизни и деятельности ребенка 6-7 лет при поступлении в школу по сути является стрессом. Поэтому, в настоящее время со старшими дошкольниками проводятся систематические занятия, необходимые для полноценной подготовленности к школьному обучению. На базе Крюковской о/о школы создан кружок по подготовке к 1 классу «Будущий первоклассник», который ведет учитель выпускного 4 класса. В 2007-2008 учебном году этот кружок проводила я. Занятия велись 2 раза в неделю по 30 минут, охватывая подготовку по предметам, которые будут вестись в начальных классах. Дети с интересом занимались лепкой, рисованием на заданные темы или по своим представлениям, очень любили слушать чтение книг, беседы о прочитанном или увиденном (услышанном),задания логического характера, на развитие памяти, воображения, смекалки и речи. Особенно интересно для детей - это проведение пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз, физминутки.
Придя в 1 класс, дети быстро адаптировались к программе «Гармония» и с желанием ходят в школу. В середине 2 четверти начали посещать школьную библиотеку и брать книги для чтения на уроках и во внеурочное время.
Чтобы адаптация проходила более успешно, нужно соблюдать следующие условия: создание материально-технического пространства (Ш. А. Амонашвили, В. А. Петровский); подбор соответствующих возрастным особенностям учащихся приемов и методов обучения (Т. А. Ладыженская, А. А. Леонтьев, В. А. Сухомлинский); учет индивидуально –личностных качеств учеников.
Если в дошкольном детстве ребенок чувствует себя достаточно приспособленным к окружающему миру, т.к. имеет соответствующие знания о нем, оптимистично и радостно смотрит в будущее, то, придя в школу, он не получит клеймо неудачника. Ведь при накоплении неудач появляется ощущение беспомощности в школьной жизни, а, следовательно, рушатся оптимистические и светлые надежды на обучение в школе. Поэтому комфортность обучения – условие ее успешности. В обеспечении комфортности обучения большую роль играют взрослые участники образовательного процесса – педагоги и родители. Личностные качества педагога, сохранение тесных эмоциональных контактов малышей со взрослыми членами семьи, постоянное дружелюбное и конструктивное взаимодействие педагогов и родителей – залог создания и развития общего положительного и эмоционального фона отношений в новом социальном пространстве, где сотрудничество учителей и родителей обеспечивает снижение уровня тревожности у всех действующих в нем субъектов. Что позволяет сделать период адаптации первоклассников – недолгим, а его результаты – высокими.
В случае успешной адаптации к школе ведущей деятельность школьника постепенно становится учебная, пришедшая на смену игровой. У 6-7 летних учеников имеются потребности познавательные, более того, в учебном труде возможно достижение ими интеллектуального комфорта – удовлетворения потребности в получении новой информации. Это требует смены видов деятельности и индивидуального подхода к каждому учащемуся. Важно отметить значимую роль творческого характера учебной деятельности для возникновения у первоклассников состояния психологического комфорта.
Следовательно, в случае правильной преемственности при подготовкне дошкольника к обучению в школе можно получить положительные результаты:
- развитие любознательности;
- развитие способности самостоятельно решать творческие задачи;
- формирование творческого воображения, направленное на интеллектуальное и личностное развитие ребенка;
- развитие коммуникативности (умения общаться с взрослыми и сверстниками);
- непрерывность обучения и воспитания в ДОУ и начальной школе.