Техника безопасности на уроках трудового обучения –
важный фактор сохранения здоровья школьников
Л.И. Диденко – учитель трудового обучения
Двадцать первый век – эра высоких технологий, она сделала человечество свободней. Возможность общаться, получать доступ к информации, делиться своими знаниями – всё это очевидные преимущества. Но не стоит забывать и об обратной стороне медали, ведь высокий уровень свободы требует соответствующий уровень личной ответственности. А так ли далеко человечество шагнуло вперёд в своём мировоззрении? Даже неисправимый идеалист, задумавшись на минуту, скажет скорее нет, чем да. А уж если посмотреть на мир с точки зрения реалиста, то окажется, что проблемы, которые в наше время стоят перед теми, кто занимается воспитанием детей и подростков (родителей, учителей) стали еще сложнее.
Как защитить ребенка, обезопасить его от физической и психологической травмы? Вопрос неоднозначный и требует глубокого подхода с точки зрения возраста, пола, места проживания и многих других факторов. Очень часто взрослые недостаточно ознакомлены с методиками и принципами защиты детей, плохо осознают проблемы подростков и не могут эффективно с ними справиться. К большому сожалению, интернет предоставляет достаточно мало информации по детской безопасности, а та, что есть, слабо структурирована и носит отрывочный характер. Государственные программы по этим вопросам малоэффективны и большей частью сводятся к месячнику «Дети на дороге!» или просто пустым декларациям. Педагогические же методики часто не соответствуют требованиям времени, пишутся формально и не раскрывают всех современных опасностей для ребёнка. Неофициально и незримо присутствует мнение, что защита детей - это проблема, которая лежит на плечах родителей.
При этом не стоит забывать, что помимо проблем двадцать первого века перед вашим ребенком встают и классические вопросы, существующие уже на протяжении столетий. Это может быть, в зависимости от возраста, и пожарная безопасность, и безопасность на воде, дороге, в детском саду и школе. Возникает необходимость ознакомить ребенка с правилами поведения летом, зимой, на улице, дома, в интернете, на водоемах - это касается детей дошкольного возраста, младших школьников и подростков. К каждому ребёнку требуется индивидуальный подход, а не формальная игра фразами: «не лезь туда», «будь послушным» и «не кури – будет плохо». Родителям и педагогам стоит проявить мудрость и профилактическими мерами предупреждать беду, чем потом горько расплачиваться за последствия своего халатного отношения к детям.
Мы остановимся на опасностях, которые могут подстерегать ребенка на уроках трудового обучения, где предстоит работа с различными опасными инструментами и материалами. Уроки труда сопряжены с повышенным риском травмирования школьников, особенно если речь идет о работе с дерево- и металлообрабатывающими инструментами. Именно поэтому учителю крайне важно держать на постоянном контроле поведение своих подопечных, не допускать неадекватного и опасного поведения, контролировать работоспособность и безопасность школьного инвентаря. Каждый школьник, перед тем как приступить к выполнению учебных заданий, должен быть ознакомлен с техникой безопасной работы с инструментами:
Приступать к обучению и работе с инструментами могут только школьники, которые ознакомились с правилами техники безопасности на уроке труда:
- брать инструменты, использовать их, а также пользоваться станками можно только с разрешения учителя;
- приступая к уроку труда, школьник должен предварительно надеть все необходимые для каждого конкретного случая средства защиты (халат, головной убор, рукавицы, защитные очки и т.д.);
- запрещено выполнять задания сломанным или поврежденным инвентарём;
- рабочее место надо держать в чистоте, инструменты класть на место, мусор вовремя убирать;
- на уроках труда запрещено использовать любой инвентарь не по прямому назначению, запрещено направлять острые части на других школьников или бросать инструменты;
- инструменты всегда надо держать так, чтобы самая опасная часть (острая) была направлена от себя;
- в случае получения травмы немедленно прекратить работу и сообщить об этом учителю;
- по окончанию урока сдать весь инструмент, спецодежду и средства защиты и привести в порядок рабочие места;
- после урока труда необходимо тщательно вымыть руки с мылом и умыться.
Выполнение этих правил позволит обучающимся избежать травм различной тяжести и сохранить положительное отношение к трудовой деятельности.