«Путь к звёздам!»,
познавательно-конкурсная программа к дню космонавтики.
В советскую эпоху День космонавтики считался одним из значительных профессиональных праздников. Начало празднику положил в 1961 году полет в космос Юрия Гагарина. Это был первый выход человека на околоземную орбиту. С той поры космонавтика шагнула неимоверно далеко, интерес во всем мире к далеким планетам с каждым годом увеличивается. Так что не лишним будет провести с детьми познавательно-развлекательное мероприятие на эту тему.
Сценарий рассчитан на детей 10-11 лет. В игре принимают участие 3-4 команды по 6 человек в каждой. Таким образом, в программе будет задействован практически весь класс.
Кабинет или аудиторию, в которой будет проходить праздник, нужно украсить рисунками и плакатами на космическую тему. К доске можно прикрепить самый большой рисунок, изображающий вид из иллюминатора космического корабля: далекие звезды, некая планета, на переднем плане пульт управления полетом. В аудитории должно быть достаточно места для того, чтобы можно было разместить все команды. Для проведения программы понадобится Ведущий из взрослых, а также жюри, которое будет вести учет баллов.
Цель: развитие творческих способностей учащихся, внимания, память, углубление знаний учащихся в области покорения космоса, воспитание патриотизма.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:
Ведущий 1:
Ладонью заслоняясь от света,
Сидит мальчишка. Тишина.
И вдруг волшебное: – Ракета
Достигла станции Луна.
И оторвавшись от тетрадок,
Сказал с достоинством: – Порядок.
Ведущий 2. Как-будто так и быть должно.
Должно быть так,
А не иначе.
И удивительного нет,
Что это нами, Нами начат
Штурм неразгаданных планет.
Ведущий 1. 12 апреля наша страна отмечает День космонавтики. Это всенародный праздник. Для нас кажется привычным, что стартуют с Земли космические корабли. В высоких небесных далях происходят стыковки космических аппаратов. Месяцами в космических станциях живут и трудятся космонавты, уходят к другим планетам автоматические станции. Вы можете сказать “что тут особенного?”
Ведущий 2. Но ведь совсем недавно о космических полетах говорили как о фантастике. И вот 4 октября 1957 года началась новая эра – эра освоения космоса.
Ведущий 1: А вот так началась дорога к космосу.
Ведущий 2. Как говорил Циолковский “Сначала неизбежно идут мысль, фантазия, сказка; за ними шествует научный расчет и, в конце концов, исполнение венчает мысль”. Ещё со времен Древней Греции существовали мифы о полетах – Икар и Дедал. Но уже на границе XIX–XX веков были заложены основы космонавтики как науки, основоположником которой считается Константин Эдуардович Циолковский. Одним из первых предложивших использовать ракету для полета человека в небо был молодой русский народоволец студент Николай Иванович Кибальчич.
Ведущий 1: А вот каким требованиям должен отвечать космонавт?
Была создана специальная медицинская комиссия, преимущественно из военных врачей. Требования к космонавтам такие:
во-первых, отменное здоровье с двойным–тройным запасом прочности;
во-вторых, искреннее желание заняться новым и опасным делом, способность развивать в себе начала творческой исследовательской деятельности;
в-третьих, отвечать требованиям по отдельным параметрам: возраст 25–30 лет, рост 165–170 см, масса 70–72 кг и не больше! Отсеивали безжалостно. Малейшее нарушение в организме, отстраняли сразу.
Ведущий 1. Жители Земли всегда будут с благодарностью помнить имена людей, открывших новую сферу человеческой деятельности. В этом созвездии одни из самых ярких – имя первого космонавта планеты Юрия Гагарина и имя главного конструктора академика Сергея Павловича Королева.
(презентация)
Ведущий 2: 12 апреля 1961 года советский космонавт Юрий Гагарин первым на Земле полетел в космос и облетел нашу планету. Теперь такими полетами уже никого не удивишь. Вот и прекрасно. Значит, сегодня и мы с вами полетим в космос. Наши команды превращаются в космические экипажи. Мы с вами повторим подвиг великих космонавтов. Знаете, как сложно подготовиться к космическому полету? Вы даже не представляете, насколько это тяжело и сколько времени для этого нужно. Однако наши герои не дрейфят. Они прошли все этапы подготовки, мужественно вынесли все трудности и теперь готовы к дальнему полету по направлению к неизведанным галактикам. Экипажи, к старту готовы?
Дети.
Готовы!
Ведущий (выбрать капитанов команд)
Старт!
Звучит космическая музыка.
Ведущий.
Итак, наш полет начался. Мы покинули пределы Солнечной системы. И вот на нашем пути уже встретилась первая планета. Она уже давно известна ученым. Это Планета Знаний. И первый удар принимают на себя капитаны команд. Чтобы продолжить путешествие, капитанам нужно выполнить задание. За две минуты перечислите все созвездия, которые знаете.
Ведущий. Итак, ребята, а следующая планета нашей системы называется Угадай-ка.
Любой космический маршрут открыт для тех, кто любит (труд).
Только сильных звездолет может взять с собой в (полет).
Очень дружно мы живем. Скучных в космос (не берем).
Чтобы глаз вооружить
И со звездами дружить,
Млечный путь увидеть чтоб
Нужен мощный …
Телескопом сотни лет
Изучают жизнь планет.
Нам расскажет обо всем
Умный дядя …
Астроном - он звездочет,
Знает все наперечет!
Только лучше звезд видна
В небе полная …
До Луны не может птица
Долететь и прилуниться,
Но зато умеет это
Делать быстрая …
У ракеты есть водитель,
Невесомости любитель.
По-английски: "астронавт",
А по-русски …
Космонавт сидит в ракете,
Познавая все на свете -
На орбите как назло
Появилось …
Гуманоид с курса сбился,
В трех планетах заблудился,
Если звездной карты нету,
Не поможет скорость…
Свет быстрее всех летает,
Километры не считает.
Дарит Солнце жизнь планетам,
Нам - тепло, хвосты
Всё комета облетела,
Всё на небе осмотрела.
Видит, в космосе нора -
Это черная …
Звездолет - стальная птица,
Он быстрее света мчится.
Познает на практике
Звездные…
А галактики летят
В рассыпную как хотят.
Очень здоровенная
Эта вся вселенная!
Ведущий. (для этого конкурса нужно 3-4 человек)
А наша следующая остановка — на Планете Разумных Растений. Как ясно из названия, здесь живут растения, наделенные разумом. Чтобы продолжить путешествие, необходимо выполнить их задание. Для этого вызываются космобиологи. Ваша задача — за пять минут нарисовать портрет жителей Планеты Разумных Растений. Победит в этом конкурсе та команда, чей рисунок будет наиболее выразительным и живым.
(Космобиологам каждой команды выдаются листы бумаги и цветные карандаши. Вся команда может подсказывать, что именно нужно рисовать, но изображать жителей планеты на бумаге нужно все-таки самим космобиологам.)
Ведущий. А пока работают наши космобиологи, для вас следующее задание. За каждый правильный ответ, вы можете для своей команды заработать жетон.
Викторина для будущих космонавтов
Вопросы:
Кто из ученых нашей страны явился основоположником космонавтики? (К. Э. Циолковский.)
Назовите выдающегося конструктора ракетно-космических систем, с именем которого связаны первые победы нашей страны в освоении космоса. (С. П. Королев.)
Какая дата стала началом космической эры человечества? (4 октября 1957 года: в этом году СССР вывел на орбиту первый в мире искусственный спутник Земли.)
К какому событию приурочено празднование Дня космонавтики? (12 апреля 1961 года — день первого полета человека в космос. Этот человек — Ю. А. Гагарин.)
Можно ли на Луне ориентироваться по компасу? (Нет, так как там отсутствует магнитное поле.)
В чем заключается разница между метеором и метеоритом? (Метеор — явление в атмосфере, возникающее при вторжении и сгорании в ней космических частиц. Метеорит — небесное тело, упавшее на Землю из межпланетного пространства.)
Когда мы ближе к Солнцу — зимой или летом? (Зимой.)
(рассматривают рисунки)
Ведущий.
А теперь, ребята, мы прибыли на Планету Смеха. Смех — дело коллективное. В одиночку ведь мало кто смеется, верно? Значит, действовать нужно будет нескольким членам экипажей. Я прошу капитанов команд выбрать по три космонавта от каждой команды для участия в этом конкурсе.
Капитаны выполняют просьбу Ведущего.
Ведущий.
Прекрасно. У каждого из вас, ребята, есть хороший шанс принести дополнительные очки в копилку своей команды. Для этого нужно будет удачно сыграть в игру, которая называется
Ведущий.
Наш космический корабль движется дальше к незнакомым системам. Наш путь лежит через Планету Внимания. На этой планете живут самые внимательные существа во Вселенной, поэтому тягаться с ними очень и очень сложно. Я думаю, эта работа как раз для исследователей. На соревнование приглашаются исследователи команд. Задание, которое вам предлагают жители Планеты Внимания, таково. Перед вами двенадцать предметов. (Предметы разложены по столу в свободном порядке и закрыты непрозрачной тканью, в их число может входить что угодно — ручка, книга, мягкая игрушка, бинокль, часы, — главное, чтобы предметы были разные, а их число не должно превышать 10-12 штук.) Внимательно смотрите на них в течение 15 секунд. Затем предметы от вас снова закрываются, и вы по памяти перечисляете на листке бумаги все, что увидели на столе. Листок у каждого, конечно же, будет свой, так что списать у соседа не получится. Жители Планеты Внимания не любят, когда школьники друг у друга списывают. По их мнению, это нечестно. Так вот, вы должны перечислить по памяти как можно большее количество предметов, которые вы видели на столе. Стол в число этих предметов не входит! Победит тот, кто составит наиболее полный список предметов.
Ведущий поднимает ткань, открывая предметы на 15 секунд. Затем обратно закрывает их, раздает игрокам листки бумаги, ручки. Игроки составляют свои списки. Естественно, остальные игроки из команд не должны ничего подсказывать. Затем участники игры передают свои ответы жюри, оно подводит итоги, и Ведущий объявляет о результатах конкурса, сравнивая списки с предметами на столе (теперь уже открытыми).
Ведущий.
А пока готовятся наши самые внимательные игроки, мы расскажем вам, какую подготовку должен пройти космонавт к полету? А может кто0нибудь из ребят знает ответ?
Космонавт должен ежедневно
-заниматься физической подготовкой и закаливанием,
-проводить учебно-тренировочные полеты на самолетах,
-следить за состоянием организма,
-испытывать в барокамерах, термокамерах и сурдокамерах, вращаться на центрифуге,
-проводить кратковременные полеты в невесомости.
Кроме того, большое внимание уделялось теоретическим занятиям по астрономии, небесной механике, ракетной технике, конструкции и устройству космического корабля и его различных систем. А также велась парашютная подготовка.
Ведущий.
А вот и нашлась работа для переводчиков. Мы приближаемся к Планете Понимания. Для общения с местными жителями и приглашаются переводчики каждой команды. Ваша задача — с помощью одних только жестов объяснить инопланетянам, что вы от них хотите. Для каждого переводчика есть специальные задания. (Ведущий раздает каждому переводчику индивидуальное задание на листке бумаги. Задания следующие.: вы хотите поймать черепаху; вы хотите купить трех зайцев; вы хотите сорвать с клумбы розу; вы хотите поиграть в футбол.) Именно эти вещи вам и нужно показать жестами. Постарайтесь быть наиболее артистичными, не скупитесь на жесты. Жюри будет оценивать полноту ответа. Представьте, будто вместо них сидят инопланетяне, которые вас вообще не понимают.
Ведущий.
Самое время попеть. Однако инопланетяне и поют не так, как мы с вами. Вот мы прилетели на Планету Гласных. Почему она так называется? Дело в том, что ее жители разговаривают только с помощью гласных звуков, а согласные в речи вообще не употребляют. Давайте-ка вспомним, какие гласные звуки существуют в русском языке... (Ребята называют шесть гласных звуков русского языка.) Отлично, я вижу вы все знаете, значит, и общаться с местными жителями вам будет легко. Один интересный нюанс... Обитатели Планеты Гласных очень любят петь, но так как в ходу у них одни гласные, то и поют они соответствующим образом — только лишь гласными звуками. Задание простое. Вам нужно спеть песню на местном языке, то есть не используя согласных. Каждой команде будут предложены песни на выбор, какие вы захотите спеть. А потом мы вас всех с удовольствием послушаем.
Конкурс «Художник»
Реквизит: фломастеры, листы бумаги.
От каждой команды в игре принимают участие по три человека. Они договариваются, кто какую часть ракеты рисует (нижнюю, среднюю, верхнюю). Рисунок должен быть готов за одну минуту.
Конкурс «Невесомость»
Соревнующиеся (по несколько человек от каждой команды).ребята должны пройти по ровной линии, держа в руках мячик.
Конкурс капитанов
Каждому капитану дается карточка со стихотворением, в строках которого спрятались названия планет Солнечной системы. Задание — найти их. Сколько планет найдет капитан — столько очков и получит команда.
Нету пены, нету пыли -
Все так убрано
В нашей квартире.
Вдруг входят под ручку
К нам дети соседей,
Два близнеца — Юра и Петя,
И предлагают играть в космонавтов.
Такая шумиха возникла пред стартом -
Сбежались соседи на крик зазывной:
«Плут он!»
(Нептун — первая строка, Уран — вторая строка, Юпитер — шестая строка, Марс — седьмая строка, Земля и Сатурн — восьмая строка, Венера — девятая строка, Плутон — десятая строка.)
Ведущий.
Наше космическое путешествие подходит к концу. Перед нами последняя планета — Планета танца.
(подведение итогов, вручение грамот)
Ведущий.
Вот мы и вернулись из нашего космического путешествия на Землю. Всем спасибо за удачную экспедицию. Видите, сколько планет мы сегодня посетили, со сколькими космическими народами познакомились, сколько поработали. А тем временем жюри уже подвело итоги путешествия. Для какой же из команд оно стало наиболее удачным?
Выходит представитель жюри и объявляет команду-победительницу. Победившим игрокам вручают призы. Ведущий просит зрителей определить, кто из игроков всех команд понравился им больше всего. Наиболее артистичному игроку вручают приз зрительских симпатий.
Ведущий.
На этом наш праздник, посвященный Дню космонавтики, завершается. Желаю вам новых побед и всего хорошего!
Когда последний закруглен виток
Так хорошо сойти на Землю снова
И окунуться после всех тревог
В живую красоту всего земного.
Галактика в сеченье звездных трасс,
Нам на нее глядеть, не наглядеться,
Но, поднимаясь в небо всякий раз
Своей Земле мы оставляем сердце.
10