КОНСПЕКТ
урока по окружающему миру
Тема: «Путешествие по материкам»
Учитель: Панченко Вита Владимировна
Класс: 2
Тема: «Путешествие по материкам»
Цель:
образовательная: формировать представление детей о понятиях «материк» и «части света»; научить узнавать и показывать на карте все материки; рассказать об особенностях каждого из них;
развивающая: развивать умение работать с картой полушарий, глобусом, учебным текстом; развивать познавательный интерес, кругозор, интерес к чтению энциклопедической литературы;
воспитательная: прививать уважительное отношение друг к другу, к народам, живущим на Земле.
Тип урока: усвоение новых знаний
Оборудование: презентация по теме урока, учебник «Окружающий мир» Плешаков А. А. Окружающий мир: учебник для 2 кл. общеобразовательное учреждение в 2-х ч. - М.: Просвещение, 2016.-Ч.2. – 143с. Школа России
ХРОНОМЕТРАЖ УРОКА
1.Организация начала урока.......................................................................1 мин
2.Актуализация опорных знаний …..........................................................3 мин
3.Сообщение темы, целей и задача урока.................................................2 мин
4.Восприятие и осознание учениками нового материала........................23 мин
5.Обобщение и систематизация знаний......................................................5 мин
6. Подведение итогов урока...........................................................................3 мин
7. Сообщение домашнего задания…………………………………………1 мин
8. Оценивание………………………………………………………………..1 мин
СТРУКТУРА УРОКА
1.Организация начала урока
2.Актуализация опорных знаний
2.1.Минутка синоптиков
2.2.Опрос по ранее изученному материалу
3.Сообщение темы и целей урока
4.Восприятие и осознание учениками нового материала
4.1.Евразия
4.2.Африка
4.3.Австралия
Физкультминутка
4.4.Северная Америка
4.5.Южная Америка
4.6.Антарктида
5.Обобщение и систематизация знаний
5.1.Викторина «Путешествие по материкам»
6.Подведение итогов
7.Сообщение домашнего задания
8. Оценивание
1. Организация начала урока
Здравствуйте, дети! Меня зовут Римма Андреевна, и сегодня урок окружающего мира проведу у вас я.
2. Актуализация опорных знаний
2.1.Минутка синоптиков
-Но для начала давайте проведем минутку синоптиков:
- Какое сейчас время года? - Какой месяц? - Какое число?
- Какое состояние неба? (ясно, облачно, пасмурно)
- Есть ли осадки?
- Какие изменения произошли в жизни растений и животных? (растения цветут;….)
- Какие изменения произошли в жизни человека? (люди одеваются достаточно легко)
2.2 Опрос по ранее изученному материалу
На прошлом уроке вы изучали тему «Путешествие по планете»
- Скажите, с помощью чего можно путешествовать по планете? (С помощью карты мира)
- Что такое океан? (Огромное водное пространство)
- Сколько океанов есть на планете Земля? Назовите их. (Тихий, Атлантический, Северно-Ледовитый, Индийский)
- Что такое материк? ( Участок суши, со всех сторон окруженный водой)
- Сколько материков на планете Земля? Назовите их. (6 материков: Евразия, Африка, Северная и Южная Америка, Антарктида, Австралия)
Земля – единственная планета Солнечной системы, на которой есть и суша и вода. Земля имеет форму шара. Более тёмные участки – это вода, а светлые – суша. (Показ глобуса)
На синем фоне океанов яркими пятнами выступают огромные участки земной суши – материки.
3. Сообщение темы и целей урока
Сегодня на уроке мы продолжаем изучать раздел «Путешествия» и совершим большое и интересное путешествие, но чтобы понять по чём мы будем путешествовать, я предлагаю разгадать ребус: Включить презентацию (слайд 1)
(материки)
-Верно ребята, тут зашифровано слово «материки», а мы отправимся в кругосветное путешествие по 6-ти материкам.
- А как понимаете слово «кругосветное»? (Вокруг планеты Земля)
-Ребята, для путешествия нам понадобится карта, так как с глобусом путешествовать не так удобно, потому что он дает общее представление о планете, но не показывает ее детали.
- Что такое карта? (Карта- это уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков.) (слайд 2)
-Карта есть, тогда начнем наше путешествие по материкам.
4.Восприятие и осознание учениками нового материала
4.1 Евразия
- Ребята, мы отправляемся на первый материк, а чтобы узнать, как он называется, давайте отгадаем загадку.
Здесь горы-великаны –
Тибет, Алтай, Памир,
Карпаты и Балканы.
Их знает целый мир.
Здесь реки – Обь и Ангара,
Дон, Волга, Лена и Кура.
Лесов многообразие
В родной для нас ...
(Евразии.)
-Правильно! Первый материк – это Евразия.
Ребята, на все материки невозможно добраться на одном и том же транспортном средстве, поэтому для каждого материка у нас оно будет разное. В Евразию мы поедем на автомобили!(слайд 3)
4.2. Рассказ о Евразии
Евразия – это самый большой материк. Он так велик, что его делят на две части света – Европу и Азию. Омывается четырьмя океанами: на юге - Индийским, на севере - Северным Ледовитым, на западе - Атлантическим, на востоке - Тихим. Здесь самые высокие горы на Земле – Гималаи и величайшая вершина – Эверест (8848м). (слайд 4) Евразия богата реками и озерами. Самое глубокое озеро – Байкал. Каспийское море — крупнейшее озеро мира.
Мир растений и животных разнообразен. Самым редким животным является большая панда(слайд 5). Длина тела около полутора метров. Мех густой и очень красиво окрашен. Большую панду часто называют бамбуковым медведем. Она питается тонкими ростками бамбука и является близким родственником медведя. Евразия наш дом, мы здесь живем!
-… прочитай в учебнике на с. 118 о Евразии.(слайд 6)
4.3. Африка
-А мы отправляемся на другой материк, на какой, узнаете, отгадав ребус: (слайд 7)
(Африка)
В Африку мы полетим на самолете.(слайд 8 )Выключить презентацию
Африка – это второй по величине материк после Евразии, самый жаркий материк. Круглый год там жарко, никогда не бывает морозов, и местные жители никогда не видели снега.
-А чтобы больше узнать о Африке, я предлагаю просмотреть видеоролик: https://www.youtube.com/watch?v=wh92QgiRXL8
Включить презентацию
- Какие животные обитают в Африке? ( Зебры, жирафы, слоны, лев, гепард, гиена и др.) (слайд 9)
-Ребята, а отличительная особенность Африки - египетские пирамиды. (слайд 10)
Они представляют собой огромные каменные сооружения, которые использовались в качестве гробниц для фараонов Древнего Египта.
4.3. Австралия
-А сейчас мы с вами оправляемся на следующий материк.
Лишь в стране большой, зелёной
Кенгуру живёт смышлёный.
Он своих детей не бросит,
Он с собой их в сумке носит.
-Как вы думаете, что это может быть за материк такой?
(Австралия.)
В Австралию мы поплывем на корабле.(слайд 11)
Австралия – самый маленький материк земли. Название Австралия – означает «Южная земля». На нём размещается только одно государство – Австралия. Это же и самый сухой материк: на большей части его территории выпадает мало осадков. Поэтому на материке нот крупных рек, климат сухой, поэтому растительность на её большей части скудная.
Однако некоторые растения встречаются лишь в Австралии. Это гигантский эвкалипт, бутылочное дерево и др. (слайд 12)
Удивительный животный мир Австралии. Это царство сумчатых животных они носят детенышей в сумках на животе: (слайд 13) коала, кенгуру. Только здесь встречаются утконос и ехидна. Выключить презентацию
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали,
Покрутились, наклонились
И остановились.
Глазки закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Открываем. Поморгаем
И работать продолжаем
4.4. Северная Америка
Включить презентацию
-Отправляемся скорее на следующий материк.
На шаре воздушном в компании дружной
Мы долго летели к Америке Южной,
Но ветер сменил направленье и, вмиг,
Отнес нас совсем на другой материк. На какой?
(Северная Америка)
Я уже сказала, на чем мы полетим в Северную Америку? (На воздушном шаре)
(слайд 14)
Северная Америка – материк, большую часть которого занимают две страны – Соединённые Штаты Америки (США) и Канада. На материке очень много достопримечательностей – как природных, так и созданных человеком:
Одни из самых удивительных деревьев нашей планеты — секвойи (слайд 15). Эти величественные гиганты тысячелетиями растут ввысь и вширь. Их высота может достигать более 110 метров.
Посмотрите на с. 120 изображения.
(слайд 16)
- Что изображено на 2 рисунке? (Небоскребы)
- А может кто-нибудь знает что изображено на рисунке под ним? (Портреты Американских президентов из камня)
4.5. Южная Америка
- Ребята, а какой материк находится южнее от Северной Америки? (Южная Америка)
В Южную Америку мы полетим на вертолете. (слайд 17)
Южная Америка – это самый мокрый материк, потому что самый дождливый. Здесь протекает много рек. Среди них река Амазонка – самая длинная и полноводная река мира(слайд 18). В водах Амазонки обитают хищные рыбы – пираньи(слайд 19). Коренные жители материка раньше использовали челюсти этих рыб, как ножницы.
Так же здесь находятся самые длинные горы Анды. (слайд 20)
В тропических лесах обитает много ярких птиц – какаду, и почти все жители говорят на испанском языке.
Посмотрите на с. 121 – какаду. (слайд 21)
4.6 Антарктида
-И наконец, отгадаем, как же называется последний материк.(слайд 22)
(Антарктида.)
На Антарктиду мы доберемся на ледоколе. Как вы думаете, почему? (Там много льда)
( слайд 23)
Антарктида – это континент, который находится на самом юге Земли. Выключить презентацию Самый холодный материк. Средняя температура зимних месяцев от -60 до -70 градусов, летних от -30 до -50.
-А сейчас мы с вами просмотрим ещё один видеоролик, но он будет посвящён Антарктиде: https://www.youtube.com/watch?v=6jsWW0Jt0ks
Включить презентацию
-Так же, кроме пингвинов и морских слонов на Антарктиде обитают морские львы и тюлени. (слайд 24)
5. Обобщение и систематизация знаний
5.1 Викторина «Путешествие по материкам»
-Ребята, мы побывали с вами на всех материках. Пришло время возвращаться обратно домой. На какой материк мы вернемся? (В Евразию)
И проведем викторину, чтобы узнать, как вы усвоили материал.
Для этого я объединю вас в 3 команды. Каждой команде свои вопросы. За каждый правильный ответ вы набираете 1 балл.(слайд 25)
На каком материке протекает самая длинная река в мире и как она называется? (Южная Америка, Амазонка)
На каком материке расположена величайшая вершина мира и как она называется? (Евразия, Эверест)
На каком материке летом температура от -30 до -50 градусов? (Антарктида)
На каком материке находятся самые длинные гор и как они называются? (Южная Америка, Анды)
На каком материке находятся самые высокие горы и как они называются? (Евразия, Гималаи)
Какой материк самый маленький? (Австралия)
На каком материке расположено самое глубокое озеро и как оно называется? (Евразия, Байкал)
Какой материк называют самым холодным? (Антарктида)
Какой материк состоит из двух частей света и как они называются? (Евразия, Европа и Азия)
Вопросы для всех (слайд 26 - 27)
На каком материке растет это удивительное дерево как оно называется? (Северная Америка, секвойя)
На каком материке есть египетские пирамиды? (Африка)
На каком из материков обитают пингвины? (Антарктида)
На каком материке есть вот эти рыбы и как они называются? (Южная Америка, пираньи)
Как называются эти горы и на каком материке они находятся? (Гималаи, Евразия)
На каком материке больше всего пустынь? (Африка)
6. Подведение итогов
- Ребята, наше путешествие подошло к концу.
- По чем мы путешествовали сегодня? (По материкам)
- Сколько всего материков есть на планете Земля? (6). Перечислите их.
- На каком из материков находится наша страна? (В Евразии)
- Где живут коала и кенгуру? (в Австралии)
-Какие хищные рыбы живут в Южной Америке? (пираньи)
-Какое животное является самым редким в Евразии? (панда)
- Что нового вы узнали на уроке?
- Что больше всего запомнилось и понравилось?
7. Сообщение домашнего задания (слайд 28)
-Ребята, дома вам необходимо прочитать еще раз про материки в учебнике на с. 118-123. А так же нарисовать рисунок животного, который живёт на материке, который вам понравился больше всего.
8. Оценивание