СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Путешествие в страну Толерантности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Толерантность – это спокойное и терпимое восприятие чужих традиций, правил и норм поведения. Толерантное отношение не подразумевает, что нужно разделять чужое миропонимание и жить по чужим правилам. Никто не должен жертвовать своими принципами.

Просмотр содержимого документа
«"Путешествие в страну Толерантности"»

Классный час

Тема: «Путешествие в страну Толерантности».

Цель: знакомство учащихся с понятием "толерантность", его происхождением, значением и актуальностью его формирования, как нравственного качества личности.

Задачи:

Образовательная:

Помочь учащимся понять, почему очень важно уважать окружающих.

Объяснить ученикам, почему очень важно уметь решать проблемы мирным путём.

Развивающая:

Развивать речь, обогащать словарный запас учащихся.

Развивать умения формулировать и высказывать своё мнение, владеть собой, уважать чужое мнение.

Воспитательная:

Воспитывать положительное отношение учащихся к себе, к друзьям, одноклассникам, желание и умение прощать.

Оборудование: 1) Раздаточный материал (карточки).

2) Ребус, кроссворд.

3) Волшебное сердечко.

4) Компьютерная презентация.

5) Фонограмма песни кота Леопольда «О доброте».

6) Плакат «Дерево толерантности», разноцветные листочки.

7) Простые карандаши.

8) Кружки красного и синего цвета по количеству учащихся.

Ход проведения

1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Учитель: Здравствуйте, дорогие друзья! Мы очень рады, что собрались здесь сегодня все вместе. Посмотрите в глаза нашим гостям, друг другу, возьмитесь за руки. Ведь всего через несколько минут, мы отправляемся в путешествие в одну интересную страну, где ценятся доброта, взаимопонимание, уважение к окружающим тебя людям . А чтобы нам в пути подружиться, давайте познакомимся поближе.

( Упражнение “Кто ты?”)

Учитель:

– У меня в руках волшебное сердечко. Передавая его по кругу, вы вполголоса называете своё имя и присущее вам качество.

Н: Лариса Александровна – открытая и т.д.

– Замечательно! Вот мы и стали ближе.

2. Введение в тему. Выявление проблемы.

Учитель: Сформулировать тему классного часа нам поможет китайская притча "Ладная семья".

(Учитель читает притчу)

Китайская притча "Ладная семья"

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьёй и всем селом. Вы скажите: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая - мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, драк . Дошёл слух об этой семье до самого царя. И он решил проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился царь. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришёл к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Затем передал лист царю. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:

любовь;

прощение;

терпение.

И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение.

- И всё?

- Да, - ответил старик,- это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.

И, подумав, добавил:- И мира тоже.

Учитель: Какие три слова стали законом в семье, где царили мир и согласие?

Дети: Любовь, терпение, прощение.

Учитель: Как вы думаете, о чём будем беседовать на классном часе?

Дети: О дружбе, доброте, терпимости, любви, уважении.

Учитель: Всё то, о чём вы сейчас говорили, предполагали, можно назвать одним словом

- Вы можете назвать слово, если отгадаете ребус. У вас на столах лежат листочки, на них написаны буквы, которым надо найти их место и тогда мы сможем прочитать название нашего занятия, но чтобы узнать, в каком порядке надо поставить буквы, надо сосчитать примеры на обратной стороне. Расположить ответы в порядке возрастания чисел.

"толерантность".

т

о

л

е

р

а

н

т

н

о

с

т

ь

11-10

5-3

6-3

8-4

7-2

1+5

3+4

2+6

8+1

5+5

10+2

11+1

10+3

-Какое слово получилось?

-Прочитайте хором Толерантность. (Слайд 1)

- Ребята, сегодня мы будем говорить о толерантности и попытаемся понять, что обозначает слово «толерантность».

-Отправляемся в «Путешествие в страну Толерантности» (Слайд 2)

Девиз нашего путешествия:

«Все мы разные, но мы вместе, и мы все равные». (Слайд 3)

3. Обсуждение понятия толерантность.

(Слайд 4)

-Ребята, как вы понимаете, что такое толерантность? (ответы детей)

Учитель: -Вам поможет в этом разобраться «Цветок толерантности» (Слайд 6)

-Ребята, а я вам привез цветок толерантности, но по дороге он рассыпался. Поможете мне его собрать.

-Прочитайте слова на лепестках. (Читают дети )

(Драка, прощение, уважение, сострадание ,злость ,сотрудничество, милосердие, грубость.

-Назовите слова, которые подходят к слову толерантность.

Учитель: -Прочитайте, что у нас получилось

Толерантность –это ..... ( Слайд 7)

-Давайте прочитаем в словаре значение слова .

(Слайд 8)

ТОЛЕРАНТНОСТЬ: в русском языке “толерантность” означает “способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей, мягко относиться к их промахам, ошибкам” .

4. Слайд № 3 Толерантность – это милосердие. Толерантность – это доброта души. Толерантность – это сострадание. Толерантность – это уважение. Толерантность – это дружба. Толерантность – это терпение.

А знаете ребята, чтобы люди всегда помнили об этих словах и совершали хорошие поступки во многих странах мира 16 ноября отмечают Международный день Толерантности.

- Ребята, а как вы понимаете наш девиз: «Мы разные, но мы вместе»? (Ответы детей)

- Подумайте и скажите: «Какие все мы?» (ответы детей)

Слайд № 4 «Все мы разные, но мы вместе, и мы все равные».

Мы ходим с вами в одну школу, учимся в одном классе, отмечаем вместе праздники, любим конфеты.

Слайд № 5,6 Если люди будут дружные, будут совершать добрые поступки, то не будет раздора в семьях, не будет войны.

Что же значит быть Толерантными?

Слайд № 7 Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает.

Ребята, я вам принесла цветок толерантности, но по дороге он рассыпался. Поможете мне его собрать? (Раздаю лепестки со словами – сострадание, милосердие, доброта, злость, грубость, драка, сотрудничество, уважение, а они выбирают те лепестки, которые подходят к цветку толерантности. )

Что общего в этих словах? ( они толерантны) прикрепляю серединку на которой написано слово толерантность.

Слайд № 8

А оставшиеся лепестки почему не подходят? ( эти слова не толерантные)

Наш цветок такой красивый и разноцветный и так похож на радугу из страны Толерантности.

Давайте вспомним, на чём можно путешествовать?

Слайд № 9 Сегодня мы отправимся в путешествие на волшебном поезде

Путешествуя по стране Толерантности, мы отдохнём, поиграем и споём, а главное научимся дарить людям радость, быть приветливыми, внимательными.

Дети двигаются по кругу и имитируют движение поезда).

Слайд № 10 И вот впереди город. Хотите узнать как он называется? Для этого нам надо вспомнить заветные желания всех героев сказки «Волшебник изумрудного города».

Слайд № 11 Если правильно всё сделаем, то узнаем, как называется город.

  • О чем больше всего мечтала Элли? ДОМ

  • Кого Элли взяла с собой в путешествие? ТОТОШКА

  • Самое заветное желание Трусливого Льва? ХРАБРОСТЬ

  • О чем мечтал Железный Дровосек? СЕРДЦЕ

  • Какое заветное желание было у Страшилы? МОЗГИ

Итак, как называется наш первый город? (Добро) Верно! Этот город необычный: туда пускают только тех, кто умеет правильно себя вести, знает и говорит «волшебные», то есть вежливые слова. А вы знаете волшебные слова? ( Ответы детей). А того человека кто использует в речи такие слова как можно назвать? -толерантным, а все эти слова можно объединить под одним понятием- толерантность.

Слайд № 12 А в городе Добро нас ждут герои из сказок. Вы их узнали? Кто из них не толерантный? (Волк). А почему? (выслушиваю ответы детей ). Он приготовил для нас испытания, и если мы будем дружными, помогать друг другу, то мы с ними справимся.

Главная тема русских сказок была и остается борьба добра и зла. Я буду называть сказочного героя, а вы будите отвечать, какой он. Если добрый, то радостно хлопаете в ладоши, а если злой, топаете ногами.

Иван царевич, Кощей бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас Барабас, Золушка, Красная шапочка, Гуси-лебеди, Водяной, Баба-Яга, Морозко, Мальвина.

Ребята, а когда люди приходят в гости друг к другу, или встречаются на улице, они что говорят?

Конечно, нужно поздороваться. Каждый воспитанный человек должен здороваться. Здравствуйте! Я хочу вас научить, какие слова можно говорить при встрече?

Слайд № 13 На поезде едет человечек и говорит: «Привет». Вам надо весело махать руками. Понятно? Давайте попробуем. (Дети приветствуют друг друга и гостей, гости так же включаются в игру, приветствуя детей).

Слайд № 14 На поезде едет человечек и говорит: « Ку». Вы разводите руки в разные стороны.

Слайд № 15 На Востоке здороваются: «Салям - алейкум» и складывают руки перед грудью.

Слайд № 16 На поезде едет человечек и говорит: «О-ля-ля». Вам надо махать правой рукой.

Слайд № 17 Закрывать руками лицо и, выглядывая, говорить «Ку-ку».

Слайд № 18 На поезде едет человечек и говорит: «Хеллоу». Надо поднимать над головой собранные в замок руки.

Слайд № 19 Так делают мужчины во Франции: «Бонжур» - наклоняют голову вниз и снимают шляпу.

Слайд № 20 «Салют» - махать над головой двумя руками.

Слайд № 21 А теперь, по команде, когда я скажу: «Здравствуйте», вы все вместе поздоровайтесь так, как вам больше нравится.

Хорошо, с первым испытанием справились.

Слайд № 22 Что такое добро

Солнышко засияло ярко от ваших ответов.

Слайд № 23 Давайте договоримся, когда вы справитесь с заданием, будем светить, словно солнечные лучики, говорить друг другу: «Спасибо! Я вас люблю!» Итак, где наши ручки- лучики? «Спасибо! Я вас люблю!»

Дети двигаются по кругу и имитируют движение поезда).

Слайд № 24 Мы с вами оказались в городе Мудрецов.

Слайд № 25 Здесь нужно собрать пословицы.

  • Добрые дела - красят человека.

  • Спеши делать добро.

  • Без добрых дел нет доброго имени.

  • Жизнь дана на добрые дела.

  • За добро - добром платят.

Молодцы!

Слайд № 26 А где же наши ручки - лучики?! «Спасибо! Я вас люблю!»

Дети двигаются по кругу и имитируют движение поезда).

Слайд № 27 Внимание город «Озеро Улыбки!»

Я думаю, вы согласитесь со мной, если к человеку относиться с добротой, то ему в ответ захочется поделиться с другим человеком своей улыбкой. Возьмитесь за руки, закройте глаза, улыбнитесь (обязательно от души), Теперь приложите к сердцу ваши ладошки, подумайте о чем – то хорошем и поделитесь теплом своего сердца, своей души друг с другом крепким рукопожатием.

Молодцы!

Слайд № 28 Возьмитесь за руки, и скажите:

Мы одна семья

Вместе мы всегда.

Улыбнись соседу слева, улыбнись соседу справа!

Слайд № 29 А где же наши ручки - лучики?! «Спасибо! Я вас люблю!»

Дети двигаются по кругу и имитируют движение поезда.

Слайд № 30 Мы прибыли в город Волшебных слов.

Если мы выполним все задания в этом городе, то попадём с вами на главную площадь Страны Толерантности. Каждый вежливый и воспитанный человек говорит слова, которые мы называем «волшебными». С помощью этих слов можно даже грустному или обиженному человеку вернуть хорошее настроение.

Ребята, послушайте стихотворение, догадайтесь, какое «волшебное» слово нужно сказать.

Слайд № 31 Растает даже ледяная глыба, от слова теплого… (Спасибо)

Зазеленеет старый пень, когда услышит … (Добрый день)

Мальчик вежливый и развитый, говорит, встречаясь,…(Здравствуйте)

Когда нас бранят за шалости, говорим: … (Простите, пожалуйста)

И в Москве, и в Казани на прощанье говорят: … ( До свидания)

Для того чтобы убедиться, что вы точно запомнили вежливые слова, проведем игру.

Когда я подниму желтый кружок – вы говорите- «спасибо», красный - «извините»,

Смотрите не перепутайте!

Молодцы! Стать вежливым нелегко, но это очень важно и в дальнейшем пригодится.

Слайд № 32 А где же наши ручки - лучики?! «Спасибо! Я вас люблю!»

дети двигаются по кругу и имитируют движение поезда.

Слайд № 33 Наше путешествие продолжается, и мы попадаем в город Загадок.

Я буду загадывать вам загадки. Если загадка о добре и вежливости, то в ответ на неё надо хором сказать: “Это я, это я, это все мои друзья!)”и похлопать.

Если загадка о том, что делать нельзя – промолчать и потопать.

  • Кто быть вежливым желает,

Малышей не обижает?

  • Кто быть вежливым желает,

Старушке место уступает?

  • Кто опрятный и весёлый

Спозаранку мчится в школу?

  • Кто из вас идет по школе,

Обдирая стены в холе?

  • А во вчерашний понедельник,

Кто был грубый и бездельник?

  • Сколько будет пятью пять,

Кто мне сможет подсказать?

  • Ну, а кто всегда поможет,

Друга вызволить кто сможет?

  • Малышей кто обижает,

Им учиться лишь мешает?

Слайд № 34 А где же наши ручки - лучики?! «Спасибо! Я вас люблю!»

Дети двигаются по кругу и имитируют движение поезда.

Слайд № 35 Улица Пожалуйста.

Мы с вами прибываем на улицу Пожалуйста.

Игра «Пожалуйста».

Я буду давать вам различные задания, а вы должны будете их выполнять. Только в том случае, если я перед заданием скажу слово «Пожалуйста». Если этого слова не будет - задание не выполняйте. Все понятно? Давайте попробуем. Будьте очень внимательны.

  • Пожалуйста, встаньте.

  • Будьте добры, поднимите правую руку.

  • Пожалуйста, поднимите левую руку.

  • Будьте любезны, сядьте.

  • Пожалуйста, похлопайте.

  • Потопайте.

  • Пожалуйста, улыбнитесь!

Молодцы, ребята. Хорошо справились с заданием. Не забывайте говорить «Пожалуйста», когда обращаетесь с просьбой.

Слайд № 36 А где же наши ручки - лучики?! «Спасибо! Я вас люблю!»

Слайд № 37 Наше путешествие подходит к концу. Оно завершается на главной площади Страны Толерантности.

Я буду задавать вопросы, вы улыбаетесь если так поступает толерантный человек и хмуритесь если так поступает не толерантный человек

  • Поздороваться при встрече?

  • Толкнуть и не извиниться?

  • Говорить: «Спасибо» за подарок?

  • Обозвать обидным словом соседа?

  • Поздороваться при встрече?

  • Бегать по коридорам, сбивая всех с ног?

  • Помогать родителям?

Молодцы, ребята, хорошо справились с заданием.

Сегодня мы с вами путешествовали по стране, которою вы не найдете на карте, но найдете в своем сердце, душе, мыслях – по стране Толерантности. Ребята, а вы как думаете, каким человеком нужно быть, чтобы вас любили? Человек рождается и живёт на земле для того, чтобы делать людям добро.

Слайд № 38 Мы должны держаться вместе, считаться с мнением друг друга, заботиться друг о друге, дарить улыбки, добрые слова.

Давайте друзья встанем в круг толерантности. А теперь положите правую руку на плечо человека справа - это значит, что у вас есть друг, на которого можно опереться. Левой рукой обнимите человека слева – это значит, что вы готовы поддержать друга. И все вместе споём песню «Дорога добра».


Слайд 39 Наша земля – это место, где мы можем любить друг друга, соблюдать традиции и продолжать историю Планеты Толерантности.


Пришло время сказать друг другу «До свидания» с новой надеждой на встречу. Ведь без расставаний не будет и встреч.

Давайте хором весело скажем:


Слайд № 40 Если каждый будет друг другу терпим

Мы сделаем вместе толерантным наш мир!

4. Рефлексия.

Учитель:

-Наш класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. А что же для этого нужно?

-Сейчас проведем творческую работу. Украсим «Дерево толерантности».

«Я раздам вам бумажные листочки ,а вы напишете на них, что по вашему, надо сделать, чтобы наша школа стала пространством толерантности, то есть, чтобы отношения в ней стали как можно более толерантными

( царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани).

-Прочитайте, что вы написали на листочках, приклейте их на дерево.

5. Подведение итогов.

Учитель:

- Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу. Скажите друг другу слова известного героя - терпеливого и добрейшего кота Леопольда

"Ребята, давайте жить дружно!".


- Интересно вам было на классном часу?

Если вам понравилась наша работа на уроке, то похлопайте.

Классный час окончен. Надеюсь, что он не прошёл для вас даром. Будьте добры друг другу. Всем спасибо.