СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Пути и методы внедрения коррекционно – развивающих педагогических технологий при изучении географии в специальной школе."

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Применение инновационных  и коррекционно-развивающих технологий в обучении детей с ОВЗ создают необходимые условия для полноценного усвоения ими учебного материала и, следовательно, является одним из главных направлений развивающего обучения.

Просмотр содержимого документа
«"Пути и методы внедрения коррекционно – развивающих педагогических технологий при изучении географии в специальной школе."»

Пути и методы внедрения коррекционно – развивающих педагогических технологий при изучении географии в специальной школе. Криулина И.А. – учитель географии ГБОУ РК ССШИ №1

Пути и методы внедрения коррекционно – развивающих педагогических технологий при изучении географии в специальной школе.

Криулина И.А. – учитель географии ГБОУ РК ССШИ №1

Применение инновационных и коррекционно-развивающих технологий в обучении детей с ОВЗ создают необходимые условия для полноценного усвоения ими учебного материала и, следовательно, является одним из главных направлений обучения.
  • Применение инновационных и коррекционно-развивающих технологий в обучении детей с ОВЗ создают необходимые условия для полноценного усвоения ими учебного материала и, следовательно, является одним из главных направлений обучения.
Принципы коррекционно-развивающего обучения Продуктивная обработка информации: задания, предполагающие самостоятельную обработку информации; задания, максимально активизирующие познавательную деятельность, формирующие навыки учебной работы, запоминание материала от простого к сложному; дозированная, поэтапная помощь педагога; предотвращение наступления переутомляемости и повышение работоспособности; чередование умственной и практической деятельности; коррекция аналитической деятельности на основе упражнений в составлении целого; развитие связной  речи на основе упражнений вербально-графического плана (таблицы, схемы, коллажи); развитие вербальной памяти на основе сравнения, сопоставления; тренировка креативных способностей, способности фантазировать; использование речи как инструмента мышления.

Принципы коррекционно-развивающего обучения

Продуктивная обработка информации:

задания, предполагающие самостоятельную обработку информации;

задания, максимально активизирующие познавательную деятельность, формирующие навыки учебной работы, запоминание материала от простого к сложному;

дозированная, поэтапная помощь педагога;

предотвращение наступления переутомляемости и повышение работоспособности;

чередование умственной и практической деятельности;

коррекция аналитической деятельности на основе упражнений в составлении целого;

развитие связной  речи на основе упражнений вербально-графического плана (таблицы, схемы, коллажи);

развитие вербальной памяти на основе сравнения, сопоставления;

тренировка креативных способностей, способности фантазировать;

использование речи как инструмента мышления.

Память  Память – это сложный психофизиологический процесс, в результате которого у ученика происходит запоминание , сохранение , воспроизведение информации.  Для учителя эта информация об ученике важна как еще одно основание для выбора комфортных приемов освоения нового материала (в форме, удобной для запоминания именно этому ученику).  Одновременно учитель должен развивать те виды памяти , которыми ученик владеет на низком уровне.

Память

Память – это сложный психофизиологический процесс, в результате которого у ученика происходит запоминание , сохранение , воспроизведение информации.

Для учителя эта информация об ученике важна как еще одно основание для выбора комфортных приемов освоения нового материала (в форме, удобной для запоминания именно этому ученику).

Одновременно учитель должен развивать те виды памяти , которыми ученик владеет на низком уровне.

Упражнения Развитие зрительной памяти: Решить кроссворд, сканворд. Придумать и нарисовать рисунок к предложенной теме. «Счет чего-нибудь» ( сколько морей омывает территорию России) « Вспомни силуэт» (материка Африки, Южной Америки и др.)

Упражнения

Развитие зрительной памяти:

  • Решить кроссворд, сканворд.
  • Придумать и нарисовать рисунок к предложенной теме.
  • «Счет чего-нибудь» ( сколько морей омывает территорию России)
  • « Вспомни силуэт» (материка Африки, Южной Америки и др.)
Упражнения Развитие слуховой памяти: Зачитать группу из 3 - 5 слов. Из них 2 - 4 слова объединены общим понятием, одно – лишнее. Ученикам предлагается на слух исключить «лишние» слова, и повторить правильные.

Упражнения

Развитие слуховой памяти:

  • Зачитать группу из 3 - 5 слов.

Из них 2 - 4 слова объединены общим понятием, одно – лишнее. Ученикам предлагается на слух исключить «лишние» слова, и повторить правильные.

Двигательная память: Загадать понятие и показать его пантомимой.  (Нельзя показывать на объект, нельзя показывать по буквам).  Пример: Щтиль, бриз, океан, река, родник и т.д.

Двигательная память:

  • Загадать понятие и показать его пантомимой.

(Нельзя показывать на объект, нельзя показывать по буквам).

Пример: Щтиль, бриз, океан, река, родник и т.д.

Упражнения Развитие образной памяти. « Что изменилось» ( убрали контур одного материка) «Расставь как было» ( материки по размеру, от большего к меньшему или наоборот) «Назови по порядку» ( на карте или устно океаны от большего к меньшему) «Запомни картинку и найди похожую»( например равнинные и горные реки )

Упражнения

Развитие образной памяти.

  • « Что изменилось» ( убрали контур одного материка)
  • «Расставь как было» ( материки по размеру, от большего к меньшему или наоборот)
  • «Назови по порядку» ( на карте или устно океаны от большего к меньшему)
  • «Запомни картинку и найди похожую»( например равнинные и горные реки )
Упражнения   Развитие словесно-логической памяти. «Слушаем и повторяем» « Я назову, а вы покажите картинку» « Запомни слово, название и повтори»

Упражнения

Развитие словесно-логической памяти.

  • «Слушаем и повторяем»
  • « Я назову, а вы покажите картинку»
  • « Запомни слово, название и повтори»
Упражнения  Развитие смысловой памяти Ответ по опорным конспектам. Пары слов. Подобрать слова - действие к каждому предъявленному слову Гром – гремит Дождь – идет Ветер – дует Различные памятки, инструкции.

Упражнения Развитие смысловой памяти

  • Ответ по опорным конспектам.
  • Пары слов.

Подобрать слова - действие к каждому предъявленному слову

Гром – гремит

Дождь – идет

Ветер – дует

  • Различные памятки, инструкции.
Упражнения  Развитие смысловой памяти « Город – река» Страна – столица» Тестовая форма заданий. Определение усвоенного понятия по смыслу. « Смысловые пропорции» Мадагаскар – остров Колумб - _________ игра « Да - нет»

Упражнения Развитие смысловой памяти

  • « Город – река»
  • Страна – столица»
  • Тестовая форма заданий.
  • Определение усвоенного понятия по смыслу.
  • « Смысловые пропорции»

Мадагаскар – остров

Колумб - _________

  • игра « Да - нет»
Упражнения на запоминание Все приемы рационального запоминания. Группировка объектов Мнемотехника (замена абстрактных объектов на понятия, имеющие визуальное, аудиовизуальное или другое представление, связывание объектов с уже имеющейся в памяти информацией: ассоциации, пары слов, цепочка и т.д.) Использование способов запоминания, основанных на активизацию приоритетных для разных учеников каналов доступа информации. Для « кинестетиков – карточки с терминами с одной стороны, а определение с другой . Брать по карточке, читать вслух термин, не переворачивая - определение. Правильно – отложить в одну сторону, нет – в другую. Затем повторить с карточками, которые названы неправильно. Для учащихся, с ведущим визуальныи каналом – лист, разделенный пополам. На одной стороне термины, на другой – определения . Читать информацию, затем закрыть левую сторону и восстановить термин.

Упражнения на запоминание

Все приемы рационального запоминания.

  • Группировка объектов
  • Мнемотехника (замена абстрактных объектов на понятия, имеющие визуальное, аудиовизуальное или другое представление, связывание объектов с уже имеющейся в памяти информацией: ассоциации, пары слов, цепочка и т.д.)
  • Использование способов запоминания, основанных на активизацию приоритетных для разных учеников каналов доступа информации.

Для « кинестетиков – карточки с терминами с одной стороны, а определение с другой . Брать по карточке, читать вслух термин, не переворачивая - определение. Правильно – отложить в одну сторону, нет – в другую. Затем повторить с карточками, которые названы неправильно.

Для учащихся, с ведущим визуальныи каналом – лист, разделенный пополам. На одной стороне термины, на другой – определения . Читать информацию, затем закрыть левую сторону и восстановить термин.

Внимание Внимание – избирательная направленность сознания личности на какой – либо объект и сосредоточенность на нем психической деятельности. Внимание – процесс упорядочивания поступающей извне информации в аспекте приоритетности стоящих перед субъектом задач. (Психологический словарь.)

Внимание

Внимание – избирательная направленность сознания личности на какой – либо объект и сосредоточенность на нем психической деятельности.

Внимание – процесс упорядочивания поступающей извне информации в аспекте приоритетности стоящих перед субъектом задач. (Психологический словарь.)

Внимание  Переключение и распределение внимания Упражнения. Найди отличия. Найди слова и по порядку расставь в правильном порядке. Сосчитать буквы, числа, составить слова, шифровки, «больше - меньше». Соотнеси буквы и цифры в двух таблицах, восстановить утверждение (без помощи рук). В одной таблице цифры – в другой буквы. Восстанови смысл чисел, « оцифровавших» процесс, объект или явление.  6 – число материков 40 000 – длина экватора 8848 – высочайшая вершина мира

Внимание Переключение и распределение внимания

Упражнения.

  • Найди отличия.
  • Найди слова и по порядку расставь в правильном порядке.
  • Сосчитать буквы, числа, составить слова, шифровки, «больше - меньше».
  • Соотнеси буквы и цифры в двух таблицах, восстановить утверждение (без помощи рук). В одной таблице цифры – в другой буквы.
  • Восстанови смысл чисел, « оцифровавших» процесс, объект или явление.

6 – число материков

40 000 – длина экватора

8848 – высочайшая вершина мира

Устойчивость внимания Упражнения. Переплетенные линии (на конце буквы), собери слово. Лабиринты « Корректор» (читаю отрывок с ошибками). Пазлы( собрать материк)

Устойчивость внимания

Упражнения.

  • Переплетенные линии (на конце буквы), собери слово.
  • Лабиринты
  • « Корректор» (читаю отрывок с ошибками).
  • Пазлы( собрать материк)
 Концентрация внимания   Упражнения « Да – нет» Цифровой диктант – « на слух» ответить на вопросы письменно (да +, нет - ). Смысловая ошибка в тематическом тексте. Корректура (найти слова в цепочке массы букв). Заполнить текст пропущенными словами или цифрами. Восстановить текст из перепутанных неполных фрагментов. «Динамический диктант» -  « Атмосфера - это не водная оболочка, а ________  Ветер это движение воздуха из мест_________давления, в места _____________ давления.

Концентрация внимания

Упражнения

  • « Да – нет»
  • Цифровой диктант – « на слух» ответить на вопросы письменно (да +, нет - ).
  • Смысловая ошибка в тематическом тексте.
  • Корректура (найти слова в цепочке массы букв).
  • Заполнить текст пропущенными словами или цифрами.
  • Восстановить текст из перепутанных неполных фрагментов.
  • «Динамический диктант» -

« Атмосфера - это не водная оболочка, а ________

Ветер это движение воздуха из мест_________давления, в места _____________ давления.

Восприятие  Восприятие – познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира. Это психический процесс, заключающийся в отражении предмета или явления в целом при его непосредственном воздействии на рецепторные поверхности органов чувств.

Восприятие

Восприятие – познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира. Это психический процесс, заключающийся в отражении предмета или явления в целом при его непосредственном воздействии на рецепторные поверхности органов чувств.

Восприятие пространства Упражнения. Восприятие форм, глубин, сторон, объемности, удаленности. «Близко – далеко» Сравнивание по высоте (гор), глубине (Мировой океан), плоскостных изображений (карты разного масштаба).

Восприятие пространства

Упражнения.

  • Восприятие форм, глубин, сторон, объемности, удаленности.
  • «Близко – далеко»
  • Сравнивание по высоте (гор), глубине (Мировой океан), плоскостных изображений (карты разного масштаба).
Восприятие времени Упражнения. Восприятие времени суток, времен года, эры, периода. Какое время в одном городе, если в другом _____ « Что сначала, что потом»

Восприятие времени

Упражнения.

  • Восприятие времени суток, времен года, эры, периода.
  • Какое время в одном городе, если в другом _____
  • « Что сначала, что потом»
Целостность восприятия  (объект показывается как единое целое, даже при неполном наборе достроить целостный образ ) Упражнения. По неполному образу изображения узнать образ. Определить силуэт ( острова, материка). Собери определение из отдельных слов. Найди объект, среди других. (Гора, река, город).

Целостность восприятия (объект показывается как единое целое, даже при неполном наборе достроить целостный образ )

Упражнения.

  • По неполному образу изображения узнать образ.
  • Определить силуэт ( острова, материка).
  • Собери определение из отдельных слов.
  • Найди объект, среди других. (Гора, река, город).

Дифференцированность восприятия  (способность в целостном предмете видеть детали) Упражнения. Все упражнения связанные с анализом деталей картин, карт, предмета.

Дифференцированность восприятия (способность в целостном предмете видеть детали)

Упражнения.

  • Все упражнения связанные с анализом деталей картин, карт, предмета.
Осмысленность восприятия  (восприятие предмета осмысленно, с точки зрения сформированности умений или опыта и позволяет включать новые знания ) Любое речевое озвучивание анализатора. Узнавание (зрительное, слуховое)

Осмысленность восприятия (восприятие предмета осмысленно, с точки зрения сформированности умений или опыта и позволяет включать новые знания )

  • Любое речевое озвучивание анализатора.
  • Узнавание (зрительное, слуховое)
Обобщенность  восприятия  (отражение единичных объектов как особого проявления общего, представляющего определенный класс объектов, однородных с данным по какому-либо признаку) Все, что связано с речевыми формулировками слов, понятий. « Назвать одним словом» Разобрать по группам.

Обобщенность восприятия (отражение единичных объектов как особого проявления общего, представляющего определенный класс объектов, однородных с данным по какому-либо признаку)

  • Все, что связано с речевыми формулировками слов, понятий.
  • « Назвать одним словом»
  • Разобрать по группам.
Мышление  Мышление – переработка информации в процессе течения мыслей, образов и ощущений.  Мышление – высшая ступень человеческого познания, процесс отражения в мозге окружающего реального мира.

Мышление

Мышление – переработка информации в процессе течения мыслей, образов и ощущений.

Мышление – высшая ступень человеческого познания, процесс отражения в мозге окружающего реального мира.

Наглядно-образное мышления  (совокупность способов и процессов образного решения задач, предполагающих зрительное представление ситуации и оперировании образами составляющих ее предметов) Упражнения Иллюстрирование наглядностью. Просмотр видеофрагментов по изучаемой теме без специальных заданий. Просмотр видеофрагментов с предъявлением задания до просмотра. Просмотр видеофрагмента с предъявлением задания после просмотра «Найди место в учебнике, где описывается объект, процесс, явление, представленные визуально: на картине, на экране»

Наглядно-образное мышления (совокупность способов и процессов образного решения задач, предполагающих зрительное представление ситуации и оперировании образами составляющих ее предметов)

Упражнения

  • Иллюстрирование наглядностью.
  • Просмотр видеофрагментов по изучаемой теме без специальных заданий.
  • Просмотр видеофрагментов с предъявлением задания до просмотра.
  • Просмотр видеофрагмента с предъявлением задания после просмотра
  • «Найди место в учебнике, где описывается объект, процесс, явление, представленные визуально: на картине, на экране»
Словесно – логическое мышление  (характеризуется использованием понятий, логических конструкций) Упражнения Составь или напиши цифровой или буквенный диктант по изучаемой теме «Почини цепочку» - задание на определение и восстановление линейной логической связи между написанными в определенном порядке словами или действиями. Решить развивающий канон – прочитать решение устно.  Россия - Москва  Египет - ?  Франция - Париж Выполнение тестовых заданий по теме. « Поставь стрелку» ( соедини термин и определение, страну и столицу)  Как будет дуть ветер? Какой самый сильный?  Атмосферное давление: 760 758 753 759  Раскрыть смысл усвоенных понятий: 1 Муссон- это ______  Азимут – это _______ и т.д.

Словесно – логическое мышление (характеризуется использованием понятий, логических конструкций)

Упражнения

  • Составь или напиши цифровой или буквенный диктант по изучаемой теме
  • «Почини цепочку» - задание на определение и восстановление линейной логической связи между написанными в определенном порядке словами или действиями.
  • Решить развивающий канон – прочитать решение устно.

Россия - Москва

Египет - ?

Франция - Париж

  • Выполнение тестовых заданий по теме.
  • « Поставь стрелку» ( соедини термин и определение, страну и столицу)

Как будет дуть ветер? Какой самый сильный?

Атмосферное давление: 760 758 753 759

  • Раскрыть смысл усвоенных понятий: 1 Муссон- это ______

Азимут – это _______ и т.д.

Теоретическое  мышление  (человек, в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств) Упражнения «Переставленные слова» Ребусы Составить текст с географическими ошибками Упростить предложение без потери смысла «Закончить ряд цифр» Температура воздуха в мае с каждым днем увеличивается. Продолжить наблюдение +3,+6, +9………+15

Теоретическое мышление (человек, в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств)

Упражнения

  • «Переставленные слова»
  • Ребусы
  • Составить текст с географическими ошибками
  • Упростить предложение без потери смысла
  • «Закончить ряд цифр»

Температура воздуха в мае с каждым днем увеличивается. Продолжить наблюдение +3,+6, +9………+15

Практическое мышление  (мышление, в котором решение проблем осуществляется во внешней практической деятельности ) Упражнения Практические работы (индивидуальное обучение)

Практическое мышление (мышление, в котором решение проблем осуществляется во внешней практической деятельности )

Упражнения Практические работы

(индивидуальное обучение)

Опыты, раскрывающие суть географических процессов(индивидуальное обучение)

Опыты, раскрывающие суть географических процессов(индивидуальное обучение)

Репродуктивное мышление (воспроизводящее, «шаблонное»)  (мышление, имеющие дело с задачами , решение которых кем-то, когда-то уже было найдено) Упражнения Вся работа по образцу, алгоритмам, памяток. План описания страны, материка и т.д.

Репродуктивное мышление (воспроизводящее, «шаблонное») (мышление, имеющие дело с задачами , решение которых кем-то, когда-то уже было найдено)

Упражнения

  • Вся работа по образцу, алгоритмам, памяток.
  • План описания страны, материка и т.д.
Продуктивное (творческое) мышление  (мышление, которое порождает какой-либо новый ранее не известный продукт) Упражнения Придумай рассказ Окончи рассказ Перефразируй Составьте пять предложений с одним и тем же термином или понятием так, чтобы остальные слова в этих предложениях ни разу не повторялись. Придумать название к короткому рассказу по изучаемой теме. Составить словосочетание (предложение) со словом, например «ветер»

Продуктивное (творческое) мышление (мышление, которое порождает какой-либо новый ранее не известный продукт)

Упражнения

  • Придумай рассказ
  • Окончи рассказ
  • Перефразируй
  • Составьте пять предложений с одним и тем же термином или понятием так, чтобы остальные слова в этих предложениях ни разу не повторялись.
  • Придумать название к короткому рассказу по изучаемой теме.
  • Составить словосочетание (предложение) со словом, например «ветер»
Аналитическое мышление  (разделение предмета, явлений, проблем на составные части, выделение и изучение существенных частей. Определение взаимосвязей между выделенными значимыми компонентами) Упражнения Анализ художественного или стихотворного текста с позиции географа.  Ветер с моря дул  Разгонял беду  И сказал ты мне  Больше не приду В какое время суток он это сказал? « Австралия – страна наоборот.  Она располагается под нами.  Там ,очевидно, ходят вверх ногами…… Анализ пословиц, метафор, крылатых выражений.

Аналитическое мышление (разделение предмета, явлений, проблем на составные части, выделение и изучение существенных частей. Определение взаимосвязей между выделенными значимыми компонентами)

Упражнения

  • Анализ художественного или стихотворного текста с позиции географа.

Ветер с моря дул

Разгонял беду

И сказал ты мне

Больше не приду

В какое время суток он это сказал?

  • « Австралия – страна наоборот.

Она располагается под нами.

Там ,очевидно, ходят вверх ногами……

  • Анализ пословиц, метафор, крылатых выражений.
Сравнение  (установление сходства и различия) Упражнения Упражнения на сравнения Сравнить два близких понятия по смыслу, найти сходство  Что общего между тундрой и пустыней? Сравнить два близких понятия по смыслу, найти различия.  Назовите как можно больше отличий бризов от муссонов.  Сравнить циклон и антициклон.  Назовите различия между паводком и половодьем. Сравнить объекты, модели, карточки с рисунками, найти общее, найти отличия.  Изображение торосов, айсбергов, карты разного масштаба или разных проекций.

Сравнение (установление сходства и различия)

Упражнения

  • Упражнения на сравнения
  • Сравнить два близких понятия по смыслу, найти сходство

Что общего между тундрой и пустыней?

  • Сравнить два близких понятия по смыслу, найти различия.

Назовите как можно больше отличий бризов от муссонов.

Сравнить циклон и антициклон.

Назовите различия между паводком и половодьем.

  • Сравнить объекты, модели, карточки с рисунками, найти общее, найти отличия.

Изображение торосов, айсбергов, карты разного масштаба или разных проекций.

Обобщение  (умение объединять что-то по общим существенным признакам) Упражнения Назвать одним словом (обобщить несколько слов одним понятием или термином) Пример: Какие понятия объединяют эти названия? Анды, Кордильеры, Уральские, Гималаи ….. Горы Амазонская, Ла-Платская, Прикаспийская …. Низменности Зимой скрывается, весной появляется, летом веселиться, зимой спать ложиться (Река) Назовите «четвертый – лишний» «пятый – лишний»  Зебры, жирафы, слоны, лоси

Обобщение (умение объединять что-то по общим существенным признакам)

Упражнения

  • Назвать одним словом (обобщить несколько слов одним понятием или термином)

Пример: Какие понятия объединяют эти названия?

Анды, Кордильеры, Уральские, Гималаи ….. Горы

Амазонская, Ла-Платская, Прикаспийская …. Низменности

  • Зимой скрывается, весной появляется, летом веселиться, зимой спать ложиться (Река)
  • Назовите «четвертый – лишний» «пятый – лишний»

Зебры, жирафы, слоны, лоси

Классификация  (разделение множества на группы по какому-либо признаку ) Упражнения Раздели слова на группы, понятия, характеристики и др. задания, заданные в виде списка, без указания групп. Провести классификацию, но понятия , объекты, процессы представлены на карточках, которые можно перекладывать в процессе работы. Принцип классификации известен. Классификация по карточкам, но принцип классификации не известен

Классификация (разделение множества на группы по какому-либо признаку )

Упражнения

  • Раздели слова на группы, понятия, характеристики и др. задания, заданные в виде списка, без указания групп.
  • Провести классификацию, но понятия , объекты, процессы представлены на карточках, которые можно перекладывать в процессе работы. Принцип классификации известен.
  • Классификация по карточкам, но принцип классификации не известен